05/04/2025 13:33:39
 |
6 апреля - Неделя 5-я Великого поста. Преподобной Марии Египетской.
В древнем Иерусалиме в Неделю 5-ю Великого поста читали Евангелие о богаче и Лазаре (Лк.16:19-30); практика чтения этой притчи засвидетельствована уже в Лекционарии VII – VIII вв. В дальнейшем на тему этой притчи были составлены канон и стихиры; в Иерусалиме Неделя 5-я Великого поста оставалась «Неделей о богаче и Лазаре» вплоть до конца существования древней иерусалимской традиции, то есть до начала XI века.
Когда в середине XI века появился Иерусалимский устав (который представлял собой переработанную в Палестине версию Студийского устава), в него вошли некоторые более ранние песнопения на тему притчи о богаче и Лазаре, при том что само Евангелие уже не читалось; вместо него читали константинопольское зачало Мк.10:32-45.
В кафедральном богослужении Константинополя Неделя 5-я поста не имела специфической памяти и совершалась служба рядового святого Минеи. Однако в монастырском богослужении уже довольно рано (не позже XI века) стали присоединять службу преподобной Марии Египетской; интересно, что память преподобной Марии в Неделю 5-ю поста появилась и закрепилась намного раньше, чем аналогичная память преподобного Иоанна Лествичника в Неделю 4-ю поста.
В Русской Церкви до середины XVII века Неделя 5-я Великого поста также была связана с памятью Преподобной Марии Египетской, однако служба святой не была обязательной: настоятель мог по своему усмотрению вместо служения преподобной Марии совершить службу святого Минеи. Также характерно, что песнопения преподобной Марии отсутствовали в Триоди, их следовало брать из Минеи 1 апреля.
После середины XVII века служба Недели 5-й поста приобрела современный вид: песнопения преподобной Марии были перенесены в Триодь, служба её теперь обязательна к совершению в этот воскресный день, отменяется только в строго определенных случаях: при совпадении Недели 5-й с полиелейным, престольным праздником, а также с любым из трех дней благовещенского цикла (предпразднство Благовещения, сам праздник и его попразднство).
В Русской Церкви в службе Недели 5-й Великого поста на тему древней притчи о богаче и Лазаре сохранились только покаянный канон и одинокий самогласен на «Слава»; можно сказать, что Неделя 5-я является еще и «Неделей о богаче и Лазаре». В то же время в современном греческом Уставе эти песнопения удалены, так что там от древней притчи не осталось следа и в Неделю 5-ю поются службы только воскресная гласа и преподобной Марии Египетской.
Покаянный канон Недели 5-й на тему притчи о богаче и Лазаре – замечательный образец гимнографического осмысления евангельской причти, он поистине является украшением данной службы и несет в ней значимую смысловую нагрузку. В этом каноне мы как великие грешники по своему образу жизни сравниваем себя с богачом из притчи, однако мы надеемся на милость Божию: «Одеяхся Спасе сластьми, якоже обложивый себе виссон и злато, и златую одежду, но мя во огнь якоже онаго, да не послеши» (1-я песнь, 2-й тропарь). Вместе с тем мы просим Господа, чтобы Он обогатил нас добродетелями, которые, несомненно, имел нищий Лазарь: «Убогаго мя Лазаря Христе, молюся, соделай, сластей возжеления моя потребляя, яко естеством Бог: добродетельми же мя богата сотвори, да верою в песнопениих величаю Тя». (9-я песнь, 1-й тропарь) Также есть интересная мысль, что богач наказан адскими муками в первую очередь по причине его равнодушия к страданиям Лазаря (6-я песнь, 1-й тропарь) Наконец, в содержании притчи усматривается призыв к совершению милостыни, причем дела милосердия в Великий пост следует усугубить: «Несть Царство Божие пища и питие, но правда и воздержание со святостию. Темже не богатии внидут в не, но елицы сокровища своя в руки нищих влагают. Сия же вся к наказанию нашему писашася, яко да постящеся благостыню творим, и даст нам Господь вместо земных небесная» (самогласен в конце утрени).
Тропарь, глас 8 В тебе́, ма́ти, изве́стно спасе́ся, е́же по о́бразу,/ прии́мши бо крест, после́довала еси́ Христу́/ и, де́ющи учи́ла еси́ презира́ти у́бо плоть, прехо́дит бо,/ прилежа́ти же о души́ ве́щи безсме́ртней.// Те́мже и со А́нгелы сра́дуется, преподо́бная Мари́е, дух твой.
Кондак, глас 3 Блуда́ми пе́рвее преиспо́лнена вся́ческими,/ Христо́ва неве́ста днесь покая́нием яви́ся,/ а́нгельское жи́тельство подража́ющи,/ де́мона креста́ ору́жием погубля́ет.// Сего́ ра́ди Ца́рствия неве́ста яви́лася еси́, Мари́е пресла́вная.
Молитва О, вели́кая Христо́ва уго́днице преподо́бная Мари́е! На Небеси́ Престо́лу Бо́жию предстоя́щи, на земли́ же ду́хом любве́ с на́ми пребыва́ющи, име́ющи дерзнове́ние ко Го́споду, моли́ спасти́ рабы́ Его́, к тебе́ с любо́вию притека́ющыя. Испроси́ нам у Великоми́лостиваго Влады́ки и Го́спода ве́ры непоро́чное соблюде́ние, градо́в и ве́сей на́ших утвержде́ние, от гла́да и па́губы избавле́ние, скорбя́щым утеше́ние, неду́гующым — исцеле́ние, па́дшим — возста́ние, заблу́ждшим — укрепле́ние, в дела́х благи́х преспе́яние и благослове́ние, сирота́м и вдови́цам — заступле́ние и отше́дшим от сего́ жития́ — ве́чное упокое́ние, всем же нам в день Стра́шного Суда́ одесну́ю страны́ о́бщники бы́ти и блаже́нный глас Судии́ мира услы́шати: прииди́те, благослове́ннии Отца́ Моего́, насле́дуйте угото́ванное вам Ца́рствие от сложе́ния ми́ра, и та́мо пребыва́ния во ве́ки получи́ти. Ами́нь.
6 апреля - день памяти преподобного Захарии Отверстого, монаха.
Преподобный Захария монах за свое особое попечение о нищих и странниках был прозван "отверстым". В печатной Минее его память обозначена как "преподобного отца нашего Захарии" – отсюда ошибочное разделение в месяцеслове Захарии и преподобного Захарии монаха.
6 апреля - день памяти святителя Артемия (Артемона), епископа Солунского (Селевкийского) (I - II).
Святитель Артемий (Артемон), епископ Солунский (Селевкийский) родился и жил в Селевкии Писидийской (Малая Азия). Он отличался благочестием и добродетельностью. За эти качества святой апостол Павел, придя в Селевкию, поставил святого Артемона первым епископом этого города, как наиболее достойного. Святитель Артемон мудро руководил вверенной ему паствой и прославился как заступник бедных и гонимых. Скончался святой угодник Божий в глубокой старости.
В древних славянских святцах «Селевкийский» писалось как «Селеоукинский», из чего явилось «Селоунский». Поэтому и в некоторых греческих памятниках святитель назван Солунским. Святитель Артемон (или Артемий) обозначался в месяцесловах или как Селевкийский, или как Солунский. Во 2-й половине XVII века эти два наименования ошибочно отнесли к разным лицам.
Тропарь, глас 4 Пра́вило ве́ры и о́браз кро́тости, /воздержа́ния учи́теля /яви́ тя ста́ду твоему́, /я́же веще́й и́стина: /сего́ ра́ди стяжа́л еси́ смире́нием высо́кая, /нището́ю бога́тая, /о́тче Арте́мие, /моли́ Христа́ Бо́га //спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак, глас 2 Боже́ственный гром, труба́ духо́вная, /ве́ры насади́телю, и отсека́телю е́ресей, /Тро́ицы уго́дниче, вели́кий святи́телю Арте́мие, /со А́нгелы предстоя́ при́сно, //моли́ непреста́нно о всех нас.
6 апреля - день памяти преподобного Захарии, постника Печерского, в Дальних пещерах (XIII - XIV).
В монастыре Печерском есть следующее сказание о Захарии, иноке Печерском. Во время игуменства блаженного Никона два мужа киевских, Сергий и Иоанн, однажды, молясь пред явленной чудотворной иконой Пресвятой Богородицы, увидели исходящий от нее великий свет и тотчас положили заключить между собой духовное братство. Иоанн пред смертью своей вручил Сергию сына своего Захарию и тысячу гривен серебра и сто гривен золота с тем, чтобы серебро и золото он отдал Захарии, когда тот придет в совершенный возраст. Захария, достигши пятнадцатилетнего возраста, просил у Сергия своего наследства, но тот отвечал, что его отец, Иоанн, раздал все имение свое нищим, а ему не оставил ничего. Захария просил дать хоть половину или, по крайней мере, третью часть оставленного ему отцом имущества, но Сергий с укоризною ему отказал в этом. "Если ты не взял ничего из имения моего отца, – сказал юноша, – то иди и клянись мне в церкви Печерской пред чудотворной иконой Пресвятой Богородицы, где ты заключил союз братолюбия с моим отцом". Сергий пришел в церковь и, ставши пред иконой Богородицы, с клятвой сказал, что он не брал ни тысячи гривен серебра, ни ста гривен золота. Но Богоматерь наказала его за ложную клятву. Он не мог приблизиться к святой иконе, чтобы облобызать ее. А исходя из церковных дверей, вдруг начал взывать: "Преподобные отцы Антоние и Феодосие, не велите погубить меня сему немилостивому Ангелу, молитесь ко Пресвятой Госпоже Богородице, да отгонит от меня многих бесов, которым я предан, пусть возьмут серебро и золото, запечатанные в моем доме". И все бывшие здесь пришли в страх. Посланные же принесли запечатанный ящик и, открывши, нашли в нем две тысячи гривен серебра и двести гривен золота – вдвое против прежнего. Тогда Захария, отдав деньги бывшему в то время игуменом Иоанну, просил, чтобы он употребил их как хочет, а сам принял иноческий образ и скончался в Печерском монастыре. Рукописное же краткое жизнеописание и тропарь ему в каноне доканчивают это сказание тем, что Захария по пострижении в монашество положил себе за правило до смерти не есть ничего – ни печеного, ни вареного, и питался всякий день по захождении солнца малым количеством зелия. Он был так страшен для бесов, что они боялись даже его имени. Часто видел он Ангелов, с которыми по смерти сподобился жить на небе вечно. Память его 24 марта.
Тропарь, глас 3 По́стническаго ра́ди твоего́ жития́, блаже́нне Заха́рие,/ я́ко прие́мый ве́лию на бе́сы кре́пость,/ моли́ и нам те́хже ко́зней избы́ти,/ получи́ти грехо́в проще́ние// и ве́лию ми́лость.
Кондак, глас 1 В по́стничестве све́тло я́ко просия́вый/ и бесо́м стра́шен я́ко яви́выйся,/ всече́стне Заха́рие,/ укрепи́ и нас твои́ми моли́твами/ по́стническое житие́ име́ти/ и бесо́вскаго изба́витися злоде́йства,// я́ко да ублажа́ем тя.
6 апреля - день памяти святых мучеников Стефана и Петра Казанских (1552).
В рукописных святцах сказано: «Святии великомученицы и новые страдальцы Петр и Стефан пострадаша от казанских татар, убиени быша – марта в 24 день». Они были родом из татар; уверовав в Господа, приняли святое крещение в 1552 году, после взятия Казани Иоанном Грозным.
Святой мученик Стефан, страдавший расслаблением ног в течение 20 лет, получил исцеление и был крещен протоиереем Тимофеем, который доставил из Москвы в Казань послание святителя Макария, митрополита Московского, войску царя Иоанна Грозного. Среди новокрещенных татар, обратившихся в Православие в то время, был и святой мученик Петр.
После удаления русского войска из Казани, оставленный в Казани наместником хан Ших-Алеб вынужден был бежать в Свияжск; многие из русских торговых и военных людей не успели покинуть город и подверглись избиению татарами.
Святой мученик Стефан за твердость в христианской вере был изрублен на части; тело его разметали, а дом разграбили.
Святого мученика Петра после ухода русских родные взяли в свой дом – отец и мать, братья, сестры и многие знакомые из их племени – и пытались склонить его к отречению от христианства. Они называли его прежним мусульманским именем, но на все уговоры святой Петр продолжал твердо исповедовать веру в Христа Спасителя и отвечал: «Во святом крещении дано мне имя Петр, а не то, каким вы меня называете».
Видя, что он остается непоколебим в вере, семья выдала его на истязания, во время которых он до самой смерти среди жестоких мук не переставал исповедывать имя Христа, взывая: «Христианин есмь». Святой мученик был погребен в Казани на месте, где находилась древняя церковь в честь Воскресения Христова, что на Житном торгу.
Через некоторое время после мученической кончины святых исповедников Стефана и Петра в Казани началось их почитание, выразившееся в совершении заупокойных молитв. В 1592 году святитель Казанский Гермоген (впоследствии Патриарх Московский и всея Руси) обратился к патриарху Иову с прошением о занесении в повседневный синодик имен святых мучеников и получил соответствующее разрешение.
Впоследствии, когда мученики Стефан и Петр были канонизированы, память их была установлена 24 марта/6 апреля. В «Иконописном подлиннике» образ святых описывается под 24 марта/6 апреля: «Стефан подобием стар, сед, брада, аки Николина, ризы мученические, простые».
Тропарь, глас 4 Му́чеников дво́ица единонра́вная,/ Стефа́не и Пе́тре сла́внии,/ неве́рие соплеме́нников обличи́вше,/ Христу́ после́довали есте́,/ во Святу́ю Тро́ицу ве́ровати все́х науча́юще,/ Ея́же ра́ди вели́кия страда́ния прие́мше,/ моли́теся о на́с ко Го́споду,/ да, изба́вившеся тьмы́ грехо́вныя,/ Све́та яви́мся о́бщницы невече́рняго.
Кондак, глас 3 Святи́и страстоте́рпцы Стефа́не и Пе́тре,/ Тро́ицы побо́рницы преизря́днейшии,/ му́к треволне́ния и стра́шную сме́рть на ве́чную жи́знь премени́вшии/ во гра́де Каза́ни страда́льчествовавшии,/ ны́не же в Небе́сных черто́зех Всецарю́ предстоя́щии,/ от вся́ких на́с грехопаде́ний изба́вити Христа́ Бо́га моли́те,/ То́й бо е́сть ве́рных утвержде́ние. |