Архимандрит Амвросий родился в 1939 году в селе Новаково Асеновградского района (Асеновград – город на юге Болгарии, в 19 км от Пловдива. – Здесь и далее примеч. пер.). Окончил Духовную семинарию в Черепише. В 1973 году стал послушником в Бачково, где через четыре года был пострижен в монашество. В 1981 году переселился в Зографский монастырь на Святую Гору Афон. 6 мая 1997 года монастырский собор избрал его игуменом, а в 2007 году отец Амвросий принял постриг в великую схиму.
– Ваше Высокопреподобие, «Большая Богородица» (праздник Успения Божией Матери болгары называют «Большой Богородицей», а день Ее Рождества – «Малой») празднуется в Болгарии 15 августа (по григорианскому календарю), а в болгарском монастыре Зограф и по всей Святой Горе – 28 августа (15 августа по юлианскому календарю). До каких пор даты церковных праздников будут нас разделять?
– Это зависит от народа, он должен усерднее стремиться к возвращению на старый календарь. Но в основном людям это, к сожалению, безразлично. На церковно-народном соборе в Рыльском монастыре некоторые из участников пытались включить календарный вопрос в повестку дня, но большинство проголосовало против. А ведь нового стиля на сегодня придерживаются менее 10% всех православных христиан – Греция, Болгария, Румыния..., тогда как по старому служат в России, на Украине, в Грузии, Сербии, Македонии, Иерусалиме и на Святой Горе. Множество чудес явно свидетельствуют, какой календарь истинный.
Например, отец Красимир (Капитанов) из Шумена (город на северо-востоке Болгарии) рассказывал мне, что одна женщина более года назад тяжело болела и врачи не оставляли ей шансов на выздоровление. Но во сне ей явилась Пресвятая Богородица и сказала, что ровно через три дня, в праздник преподобного Иоанна Рыльского, она исцелится. Так и случилось, к удивлению врачей. И действительно тот день был праздником святого Иоанна Рыльского, но только по старому стилю. Т. е. Пресвятая Богородица не пользуется новым календарем!
Румынский архимандрит Иустин из монастыря Петру Водэ вспоминал о подобном чуде, произошедшем вскоре после введения нового календаря в Румынской Церкви, в 30-х годах ХХ века. Тогда один румынский монах-аскет предпринял исключительный духовный подвиг – затворился в своей келье на 40 дней, в течение которых ничего не вкушал и даже не пил воду. Все это время он усердно молился, чтобы Господь открыл ему, какой календарь правильный. И ему явились три святителя – Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов и сказали: «Старый календарь истинный. А те, кто ввел новый, пострадают и будут наказаны Богом».
– Отец Амвросий, не считаете ли Вы, что этот великий праздник – «Большая Богородица» – должен быть выходным днем в Болгарии, как Пасха?
– Пресвятая Богородица чествуется много раз в году – в праздники Ее Рождества, Благовещения, Введения во храм, Покрова и др., но Успение – это самый большой Богородичный праздник. И он должен быть государственным, как, например, в Греции. Но у нас люди в духовном отношении спят. Власти могли бы положительно решить этот вопрос, если бы народ проявил активность. Тогда у властей была бы мотивация, потому что им нужна людская поддержка. Не надо забывать, что Пресвятая Богородица выше всех святых, Ангелов и Архангелов, и Ее молитвы сильнее всех других, вместе взятых. Если Она попросит о чем-то перед Богом, это всегда исполнится.
– Были ли у Вас откровения от Пресвятой Богородицы, которыми Вы можете поделиться с нашими читателями?
– Такие вопросы касаются сокровенной стороны духовной жизни монаха, однако вот что полезно помнить всем: когда-то для каждого наступит конец. Важно одно: чтобы человек не грешил. Потому что, если и 120 лет проживет кто-то, но будет грешить, что толку? Он все равно пойдет в вечность, а для нераскаянного грешника она страшна.
– Многие люди знают обещание Пресвятой Богородицы: кто будет жить на Святой Горе и исполнять свои обеты, тому Бог простит его грехи…
– Пресвятая Богородица – Покровительница Афона; Святая Гора – Ее жребий от Бога. Потому и есть разница в кончине святогорцев и других людей. После смерти тела всегда коченеют, а у многих святогорцев – нет. Порой тело даже оказывается теплым, как будто монах просто уснул...
– Монашествующие часто обращаются к Вам за советами. А какое наставление Вы дадите мирянам?
– В книге «Вера, надежда, любовь» (автор – архимандрит Серафим (Алексиев)) хорошо объясняется смысл десяти Божиих заповедей и описывается наказание за каждый грех. Человек должен понимать, почему нельзя грешить.
Жена должна подчиняться своему мужу, а он не должен ее раздражать и неумеренно употреблять спиртное. Уважение между ними и взаимное почтение – основа согласия. Сегодня люди очень горделивы, каждый хочет властвовать, а гордость – это порок диавола.
– Какие самые важные вещи должен знать каждый современный человек?
– В Евангелии сказано: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6, 33). Господь знает, что нам нужно, и дает нам это, все исходит от Него – и солнечный свет, и воздух, и все блага. Но большинство людей желают греховных вещей, а грех легко нас запинает, как говорит апостол Павел (см.: Евр. 12, 1). Люди постоянно думают, как преуспеть, но не понимают, что все зависит от Господа и им нужно только жить нравственно, а не греховно.
– Многие не знают или не могут понять, почему день Успения Божией Матери почитается как «Большая Богородица», а Ее Рождество – как «Малая Богородица»…
– Потому что родилась Богородица в земную жизнь, с ее искушениями и скорбями, а после смерти Она вошла в блаженную вечность. Неслучайно и Воскресение Господне больший праздник, чем Его Рождество.
– Отец Амвросий, в Зографе есть чудотворная икона Богородицы. Расскажите, пожалуйста, о ней и о ее чудесах.
– У нас есть три чудотворные иконы: «Акафистная» (иначе называемая «Пожарная») – в малой церкви Успения Пресвятой Богородицы, «Проговорившая» – в алтаре большой церкви святого великомученика Георгия, и «Закланная» – в храме святых Кирилла и Мефодия.
«Акафистная» икона изначально находилась в местности Херово (от греческого «хайре» – «радуйся»), в двух километрах от Зографа. Читая перед ней акафист Пресвятой Богородице, один зографский монах-отшельник услышал голос: «Старче, скажи игумену, что идут злые люди, враги Моего Сына и Мои враги. Пусть в монастыре останутся только те, кто твердо может сохранить веру». Это было в 1276 году, когда на Афон вторглись католики. Достигнув Зографа, монах увидел, что икона опередила его и уже пребывает в обители.
Он рассказал о чуде игумену Фоме, и тот приказал спрятать наиболее ценные реликвии. Некоторые монахи бежали в горы, а в Зографе 26 душ заключились в башне. Католики пришли из Ватопеда (который уже опустошили), пробили врата нашего монастыря и стали склонять монахов к своей вере. Но зографцы завели с ними богословский спор, доказали еретичность их учения и в результате были сожжены в башне озлобленными латинянами. Монах Парфений, один из 26-ти мучеников, умер не сразу, но, обгорев, выпал из башни и прожил еще 30 дней. И он свидетельствовал, что когда мученики погибали в башне, они слышали голос с Неба: «Радуйтесь, мученики, велика ваша награда на Небесах!»
От нашей обители католики пошли в монастырь Ксиропотам. Там их встречали торжественно, с ветвями и цветами, даже начали совершать совместную службу, но тут отступников постигло возмездие за предательство веры. На том самом месте вдруг произошло землетрясение, рухнула церковь, стены монастыря, погибло и целительное растение, рождавшее по сорок плодов в год, от которых люди мгновенно исцелялись. (Ксиропотам был широко известен великим чудом, которое может сравниться лишь с чудом Овчей купели. Благоукраситель главного монастырского собора Царь Роман присутствовал на его освящении в честь Сорока мучеников Севастийских. Как только архиерей произнес: «Во имя Сорока мучеников», у подножия святого жертвенника выросло большое растение со стеблями и сорока плодами в виде яблок и обвилось вокруг престола. Вкушая эти плоды, исцелились все больные в обители. Но плоды не истощались, а, напротив, вырастали на чудесном растении вновь и вновь. И тогда отовсюду потянулись туда больные, и все получали исцеление. Это растение погибло, когда в Ксиропотам вошли латиняне, и чуда более не совершалось).
«Акафистная» икона называется еще «Пожарной», потому что несколько раз спасала наш монастырь от губительного огня. Первый раз – в 1873 году, когда зографские монахи вышли с ней навстречу огню и помолились Пресвятой Богородице, после чего в ясном небе внезапно появились тучи и точно над местом пожара пролился сильный дождь.
– Около четырех лет назад Вы привозили в Ловчанскую епархию мощи святой равноапостольной Марии Магдалины. Говорят, что тогда в Трояне (город в Ловечской области Болгарии, в 160 км к востоку от Софии) с одним ребенком произошло чудо?
– Да, это был ребенок с парализованными ладонями. Он коснулся мощей святой своей больной рукой и впоследствии смог свободно ей двигать. А в Благоевградской области девочка прозрела.
– В последнее время Зограф стал мишенью «желтых» СМИ. Правда ли, что болгарские монахи живут в антисанитарных условиях и существует опасность, что монастырь перейдет в подчинение к русским?
– Пишут и хулят, не зная истины. Вчера хвалили Россию, а сегодня пишут о русской агрессии в болгарском монастыре Зограф. А мы все – православные братья. Сегодня у нас три русских монаха, а всего 37 монахов и семь послушников. А когда я пришел на Афон, было всего семь монахов. Старец Рафаил (Берестов) сейчас пребывает в Хиландарской келии, и там никто не жалуется, что он собирается захватывать власть в монастыре. Этот конфликт искусственно создан в Болгарии некой партией людей. Но Господь сказал, что Царство или дом, разделившиеся сами в себе, запустеют (см.: Мф. 12, 25).
– Следите ли Вы за церковной жизнью в Болгарии? Некоторые СМИ утверждают, что в Священном Синоде БПЦ нет единомыслия среди митрополитов.
– Диавол вмешивается везде. Но митрополиты должны исполнять свои обязанности, а люди – заповеди Божии. Семьи должны быть крепкими, как камень, чтобы не потерять веру. Пусть люди стремятся жить спасительнее. А сегодня что происходит? Некоторые сами валяются в грязи греха, а других поучают. Исправление нужно начинать с себя.
– Не кажется ли Вам, что увеличивается дистанция между высшим духовенством и мирянами?
– Митрополитов у нас 15 человек на семь миллионов. Христианин должен сам читать, вразумляться, исповедоваться, когда согрешает. Человек имеет свободную волю – грешить или не грешить. Если он добровольно смертно согрешает, то становится подвластным диаволу.
– Происходит ли какое-нибудь обновление в монастырской библиотеке или ремонт и реставрация ее не касаются?
– Наоборот, только сегодня мы сделали электронную каталогизацию всех изданий – около 40 тысяч. До этого приглашали специалистов, они произвели санитарную обработку книг с использованием азота. Мы заказали новые дубовые шкафы, проводим и другие работы в книгохранилищах. У нас находятся некоторые рукописи и хрисовулы (византийские императорские грамоты и средневековые документы болгарской и сербской канцелярий) XII–XV веков, а также служебники святого Патриарха Евфимия (Тырновского, † ок. 1403).
– Какое место занимает Зограф на Святой Горе среди всех монастырей?
– Для Болгарии – первое. А в святогорской иерархии издревле он находится на девятом месте. Первый монастырь – Великая Лавра, потом Ватопед, Ивирон, Хиландар и т. д. Мы храним традицию и называемся славяно-болгарским монастырем Зограф. Около десяти лет назад встал вопрос о названии. Греческие власти приводили нам в пример, что на печатях других монастырей написано только «Ивирон», «Ватопед» и т. д. и не указывается, что они греческие. Но мы показали им документы еще от Императоров и древних Патриархов, согласно которым наш Зографский монастырь всегда назывался славяно-болгарским, и таким образом защитили свое имя. Потому что мы не только монахи, но и патриоты.
– Должны ли мы жить в мире с представителями других вероисповеданий?
– Думается, мы должны убеждать их в истинности Православия, чтобы они сами захотели стать христианами, а не насильно обращать в свою веру, подобно мусульманам в Батаке (болгарский город в 156 км к юго-востоку от Софии, известный героическим противостоянием турецким поработителям) и других местах.
– Обозначьте действия человека, желающего посетить Святую Гору и монастырь Зограф? Нужно ли иметь при себе какой-нибудь запас продуктов питания?
– Сегодня посетить Святую Гору очень легко, не то что раньше. На Афоне все монастыри предоставляют безплатное питание и проживание, в отличие от Болгарии, где, например, в Бачково, человека не пустят переночевать без денег.
– Что Вы хотели бы пожелать нашим читателям?
– Искать Царствия Божия, а все остальное им приложится. Стараться не грешить.
– Но человек грешен по своей природе…
– Нужно помнить, что грехи бывают разные. Самые страшные, смертные грехи – убийство, прелюбодеяние, самоубийство, лжесвидетельство… Это очень тяжкие грехи, и человек всегда должен беречься от них. Неслучайно убийц положено отлучать от Святого Причастия на 20 лет. Суровое наказание полагается и за прелюбодеяние, блуд – согласно церковным канонам, впавшие в эти грехи также подвергаются многолетнему отлучению от Таинства Святого Причащения. Люди должны венчаться в Церкви, а не жить на «свободных началах», не нужно обманывать себя и продолжать грешить. Это очень важно!
Пусть каждый человек сам выбирает, как жить: в краткий отрезок жизни на земле грешить, а затем вечно мучиться; или краткое земное житие провести праведно и в Царстве Божием обрести вечное блаженство.
– Если христианин желает причаститься на Афоне, сколько времени он должен поститься?
– Нужно поститься с понедельника до пятницы, в пятницу исповедаться и тогда в субботу можно причащаться. Но независимо от того, где Вы будете причащаться, везде, где служится православная Литургия, Причастие одно – Тело и Кровь Христовы. Важно, чтобы сам верующий подготовился и приступал со страхом, верою и любовию, а не с пренебрежением и равнодушием к Таинству!
– Есть ли в Зографе образованные монахи?
– Да, у нас есть богословы, экономисты, инженеры, философы, врачи. В монастыре живет даже один доктор экономических наук, владеющий девятью языками, и человек, окончивший две магистратуры. Но и ученый, и простец должны искренно стремиться исполнять заповеди Божии.
– Как можно стать послушником в Зографе?
– Монастырь – для покаяния. Условие одно: искренно каяться в своих грехах и бороться со страстями. Каждый может покаяться. Возьмите пример с разбойником Варваром. Он убил 300 человек и осквернил многих женщин. А затем, раскаявшись, двенадцать лет ходил подобно четвероногому скоту и молил Бога о прощении. И после кончины у его гроба стали происходить чудеса. Гроб открыли, а там – нетленные мощи. Пророки говорят, что если ты грешил 50 лет, но в конце концов покаялся и перестал творить грех, ты не будешь осужден за свои прегрешения. И, напротив, если ты 50 лет прожил праведно, но потом развратился – не жди спасения после смерти.
– Внезапная смерть настигла митрополита Кирилла (тело болгарского Варненского митрополита Кирилла (Ковачева) было найдено в море возле Варны 9 июля с. г.). Можно ли считать это наказанием Божиим?
– Об этом знает только Господь. Но если кто-то убил его, страшное наказание ожидает преступника.
– Отец Амвросий, Вы много лет не общались со СМИ. Почему сегодня согласились дать интервью нашему изданию?
– Я согласился побеседовать с Вами для того, чтобы как можно больше людей смогли прочесть о духовных вещах и встать на истинный путь.
Беседовал Николай МОСКОВ
Перевод с болгарского Анны САМСОНОВОЙ
Источник: газета «Православный Крест»