После воскресения из мертвых Спаситель
«денми четыредесятми» являлся ученикам (
Деян. 1:3). Но Он был доступен видению их только одиннадцать раз, и это — естественно: учеников было одиннадцать, и Он совершил одиннадцать явлений. Где же доказательство того, что Он был видим только одиннадцать раз? Это можно видеть из следующего. Первый раз Господь явился Марии у гроба и остальным женам (
Мк. 16:9;
Иоан. 20:11, 14—17;
Мф. 28:5), как и предвозвестил
Исаия, призывая жен и говоря:
«жены грядущия с позорища приидите» (
Ис. 27:11), возвестите нам (
Матф.28:10). Потом он явился Петру (
1 Кор. 15:5), после — Клеопе и другому ученику, когда они совершали путь в Еммаус, хотя они и не узнали Его, и в преломлении хлеба, когда Он открылся им (
Лук. 24:13—35), затем — десяти, в отсутствие Фомы
«сущу позде в день той» (
Иоан. 20:19), после — одиннадцати, когда и Фома присутствовал и был в числе учеников (
Иоан. 20:26), потом явися боле пятисот братиям единою, как возвещает Павел, добавляя, что
«от нихже множайшии пребывают доселе» (
1 Кор.15:6), еще — явился Иакову, как и об этом учит Павел (
1 Кор. 15:7), потом — семи при море Тивериадском, т. е. Петру и Фоме и Нафанаилу, Иакову и Иоанну и двоим другим из учеников Его (
Иоан. 21:1—2), после — всем Апостолам, т. е. семидесяти (
1 Кор. 15:7), далее — на горе Галилейской,
«аможе повеле им Иисус» (
Мф. 28:16), и наконец, на горе Елеонской, где было и вознесение.
Из евангелистов только один Лука подробно рассказывал о вознесении (
Лук. 24:36—52), и он же опять с этого события начал излагать Деяния святых Апостолов (
Деян.1:2—12). Ибо Евангелие Матфея имеет следующее окончание:
«Единии же надесяте ученицы идоша в Галилею, в гору, аможе повеле им Иисус. И видевше Его, поклонишася Ему, ови же усумнишася. И приступл Иисус рече им..: дадеся ми всяка власть на небеси и на земли. Шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам: и се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века. Аминь» (
Мф. 28:16—20). Таким образом евангелист Матфей ничего не прибавляет о вознесении. Марк хотя и упоминает о нем, но как бы мимоходом, говоря:
«Господь убо, по глаголании Его к ним, вознесеся на небо и седе одесную Бога» (
Мк. 16:19), и не сообщает ни о месте, ни о способе, ни о другом каком-либо существенном признаке столь важного события. Евангелие Иоанна в конце своем не излагает истории вознесения, а только знаменательно прибавляет:
«суть же и ина многа, яже сотвори Иисус, яже аще бы по единому писана быша, ни самому мню всему миру вместити пишемых книг. Аминь»(
Ин. 21:25). Таким образом, только один Лука, как сказано, более подробно изложил в конце своего Евангелия историю вознесения и это же событие поставил в начале Деяний святых Апостолов.
Христос повелел Апостолам
«от Иерусалима не отлучатися, но ждати обетования Отча, еже слышасте от Мене» (
Деян. 1:4). Что Спаситель говорил Апостолам о сем, — это ясно, ибо Он сказал:
«восхожду ко Отцу моему» (
Иоан. 20:17),
«и Аз умолю Отца и послет вам Утешителя» (
Ин. 14:16). А где Отец обетовал? В Евангелии обетование Отца не находится. Конечно, ясно, что оно имеется у пророков, как свидетельствует Павел, говоря:
«Павел раб Иисус Христов, зван Апостол, избран в благовестие Божие, еже прежде обеща пророки своими в писаниих святых, о Сыне Своем» (
Рим. 1:1—3). Итак, обещав прежде благовестие, Отец обетовал дать и Духа Святаго. И чрез пророка
Бог сказал:
«в последния дни, глаголет Господь» Вседержитель (
Деян. 2:17),
«излию от Духа Моего на всяку плоть, и прорекут сынове ваши и дщери ваши, и старцы ваши сония узрят, и юноши ваши видения увидят, ибо на рабы Моя и на рабыни Моя во дни оны излию от Духа Моего» (
Иоил. 2:28—29). Вот обетование, а сошествие произошло тогда, когда Дух Святой, в виде огненных языков, почил по одному на каждом из учеников, и они начали прославлять величие Божие (
Деян. 2:2—12). Что Отец говорит это, а не Сын, ясно вытекает из следующих слов:
«и дам, — говорит, —
чудеса на небеси вверху и на земли внизу, кровь и огнь» (
Иоил. 2:30), — кровь, которая истекла из ребра Господа после смерти (
Иоан. 19:34), и огонь, который, как сказано, был разделен Апостолам (
Деян. 2:3). И
«солнце, — говорится далее, —
обратится во тьму и луна в кровь, прежде неже приити дню Господню великому и просвещенному» (
Иоил. 2:31), т. е. дню Сына. А что это сказано Отцом, а не пророком, о сем свидетельствует начало изречения, которое говорит:
«в последние дни, глаголет Господь, изолью от Духа Моего на всякую плоть» (
Деян.2:17), и прочее: ясно, что здесь разумеется не пророк, который подобен нам, но Господь Бог и Отец, посылавший его.
Мы знаем, что Апостолы получили крещение прежде страдания Христа, именно крещение Иоанна. А Спаситель до страдания Своего не давал другого крещения, чтобы не уничтожить
проповеди Иоанна и не дать повода иудеям возражать, что Он, вследствие высокомерия пред Крестителем, ввел Свое крещение. Христос восполняет недостающее, но не крещением водою, но крещением Духом, как и Сам говорит:
«вы имате креститися Духом Святым, не по мнозех сих днех» (
Деян. 1:5), т. е. через десять дней. Эти десять дней, очевидно, были назначены для укрепления веры Апостолов, ибо в то время, как благодать почивала и не исполнялось ни одно из обетований, вера их упражнялась и надежда получала возможность принести несомненный плод. Итак, креститься Духом Святым равносильно получению Духа Святаго. Апостолы до страдания Господа были крещены не Духом, но водою, и это очищение было
«во оставление грехов» (
Лук. 3:3), но не для общения с Духом Святым. А что Иоанн крестил и Апостолов, это делает ясным Господь в речи к Петру, не соглашавшемуся на омовение ног, сказав:
«измовенный не требует, токмо нозе умыти, есть бо весь чист» (
Иоан. 13:10). Этими словами Господь показал, что не только Петр, но и остальные Апостолы, нуждающиеся только в омовении ног, омыты крещением Иоанна. Итак, Спаситель не отверг крещение покаяния и во оставление грехов, совершавшееся Иоанном (
Лук. 3:2—3), но усовершил, присоединив получение дара Духа Святаго (
Деян. 2:38).
Можно думать и говорить, что крещение Предтечи соделывало отпущение грехов, но не всех, как не давали его и законные обряды и жертвы. Ибо ни закон, ни крещение Иоанна не давали очищения ни от намеренного убийства (
Числ. 35:20), ни в том случае, если кто нибудь расстраивал чужой брак, ни от того, что участникам преступления вызывало, как наказание, страшный оный и небесный огонь (
Быт. 19:24—25), ни от многих других позорных и подобных дел, но за все эти преступления закон назначил судиею меч; крещение же Иоанна приводило к общению и спасению, которое было гораздо выше свойственной крещению силы (
Лук. 3:16). Посему и Спаситель наш, порицая жестокосердие и упорство фарисеев, возвещая, что они имели мысли более дурные и неправильные, чем мытари и блудницы, и вместе поучая, кто может отвратиться от греха и от каких именно прегрешений может избавиться, говорит:
«прииде к вам Иоанн Креститель путем праведным, и не веровасте ему; мытари же и любодейцы вероваша ему; вы же видевше не раскаястеся последи, веровати ему»(
Матф. 21:32). Таким образом Иоанн посредством крещения мог для искренно покаявшихся соделывать очищение от неправильного взимания сборов, от блуда и подобных грехов, но не избавлял от скверны преступлений ни разбойников, ни гробокопателей, ни других тайных грешников, которые и не имели смелости явиться и исповедать грехи свои (
Матф. 3:6), потому что сознание шло им на встречу, угрожало наказанием законов и не позволяло открываться пред другими.
Если бы Дух не был Бог и если бы Он не был источником божественной благодати, то каким образом облекшиеся в божественное одеяние, во Христа, облекаются и в частное, одеяние Духа? Ибо если Апостол пишет —
«елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (
Гал. 3:27), а Спаситель говорит —
«вы же седите во граде Иерусалиме, дондеже облечетеся силою свыше» (
Лук. 24:49),
«нашедшу Святому Духу на вы» (
Деян. 1:8), то как, во время божественного одеяния, мы облекаемся и в рабское? Итак, ясно, что то и другое одеяние равночестно и дарует одну и ту же силу благодеяния и благодати. Дух Святой называется облечением верных не как платье, но в том смысле, как огонь обнимает железо и бывает весь во всем. Так и мы облекаемся во Христа, равно как и в Духа Святого, не как в одежду, со вне на нас находящуюся, но в том смысле, что сердце и помыслы наши исполнены света и лицо — благодати.
И Апостолы
«взирающе бяху на небо, идущу Ему» (
Деян. 1:10). Не сказано — когда Господь возносился, но когда восходил, ибо плотью Он вознесеся (
Деян. 1:22), а могуществом восходил. Ангелы называют учеников Галилеянами (
Деян. 1:10—11), восхваляя их, ибо Галилеяне означает откровенные. Христос в Кане Галилейской совершил первое чудо (
Иоан. 2:11) и там явил и открыл славу Свою. Посему и пророк Исаия предвозвестил:
«восплакася земля, посрамлен Ливан, блато бысть Саронь, явлена будет Галилея и Хермель» (
Ис. 33:9). И Илия, как раб, бысть взят на воздушную высоту, но не на небо, а
«яко на небо» (
4 Цар. 2:11). Господь же, как Владыка всяческих, не яко на небо вознесся, но действительно на небо вознесся.
Илия был взят посредством огненных коней (
4 Цар. 2:11), т. е. ангельской силы, облекшейся в этот образ; такое понимание события показывает, что пророк совершит свое воздушное восхождение не выше неба, но, достигнув его, остановится в своем необыкновенном вознесении, ибо огонь не может проникнуть выше неба, и тяжесть коней не даст возможности всаднику проехать весь небесный свод. Христос же, общий Владыка и Бог наш, доносимый ангелами, совершает небесное, превышающее всякий ум и разумение, восхождение, а явление ангелов показывает, что между вознесением Господа и раба должно как мыслить, так и видеть большое и многое различие.
Итак, нам достаточно только раздавшегося голоса бесплотных, которые, в то время как сонм Апостолов смотрел на общего Владыку и Господа нашего, возносящегося на небо вместе с воспринятою им человеческою плотью, изумлялся и удивлялся, вдруг явились пред ними и ясно сказали:
«что стоите зряще на небо? Сей Иисус вознесыйся от вас на небо, такожде приидет, имже образом видесте Его идуща на небо» (
Деян. 1:11). Он восходил, очевидно, для того, чтобы возсесть на Отчее лоно вместе с воспринятою им человеческою плотью, как и прежде на земле Он был видим, нося одеянием плоть (
2 Кор. 5:16) и приняв образ человека (
Флп. 2:7). Итак, и опять он явится в том же самом виде и с той же природою, чтобы достигли познания о всеобщем Владыке, как утверждает священное предсказание. И тогда кому (явится)? Не людям обыкновенным, и не тем, кои в малой степени превосходят других людей в Божественном одушевлении и в высоте созерцания, а равно и остальными добродетелями, но только тем, которые из всего человеческого рода Самим Создателем были предназначены служить
«исперва самовидцы и слуги... Словесе» (
Лук. 1:2). Аминь.