30/05/2015 11:54:56 Быть действительно человеком в этом мире воистину то же, что и быть овцой между волками, ибо весь мир лежит во зле (1 Ин. 5,19). Снова говорю вам, запомните: овца среди волков подвергается опасности с двух сторон. Во-первых, волки могут растерзать её. Но это в руке Божией. А во-вторых, овца может решить, что в окружении волков по-другому нельзя выжить, кроме как стать волком, наточить зубы, научиться выть, копыта заменить когтями и так из овцы превратиться в волка. Христос нас не для этого послал, а затем, чтобы мы своей верой и жизнью в вере привлекли волков к тому, чтобы стать овцами Христовыми, если захотят.
Христос говорит нам, как спастись от обеих опасностей: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. Мудрость спасёт вас от растерзания, а простота, незлобие не даст стать волками. С другой стороны, это значит, что мы свои умственные способности можем развивать всё больше и больше, до бесконечности, но с условием, что параллельно с этим будем развивать в себе доброту, которая даст нам равновесие. Ум в этом мире смотрит на то же, на что смотрят тысячами глаз и мухи, и пчёлы... Но мы своим умом можем видеть то, что они не видят – внутренний духовный мир и вечность.
Но ум холоден. Он рубит иногда и по живому, поперёк сердца. Доброта, напротив, тепла, но слепа. Не зря в народе говорят: “Добрый и дурак – родные братья”. То есть, если кто-то добр, но неразумен, каждый его не только использует, но и смеётся над ним, подставляет подножку. Так вот, чтобы ум не перешёл в злость, а доброта – в глупость, нужно соединить ум и доброту. Это будет настоящий евангельский человек, православная личность. И ум, и доброта.
Опасно развивать ум, забывая о доброте, презирая её или считая унизительной, и, конечно же, так человек может сломать и свою жизнь, и жизнь своих близких. Все великие преступники, мошенники, все они имеют развитой ум и, зачастую, большие способности и образование. А так же, как я уже сказал, и доброта сама по себе недостаточна и ущербна.
Здесь лежит решение для человека-христианина. Развивать ум, данный нам Богом, кроме всего прочего, отличающий нас от других живых существ, имеющих одни инстинкты. Инстинкты имеем и мы, но имеем и разум, дарованный Господом, которым Он нас вознёс. Имеем и сердце, и волю, и свободу.
Пусть Господь научит нас и поможет нам всегда иметь и развивать ум и доброту во славу Его, а нашей семье, нашему народу и всему человечеству на пользу, а нам и им во спасение.
Благослови вас Бог!
16 января 1997 г.
Патриа́рх Па́вел Сербский (1914 – 2009) – выходец из крестьянской семьи, рано потерял родителей. Окончил Богословский факультет в Белграде. Во время Второй Мировой войны был и военным медиком и прорабом по расчистке руин. Прошел долгий путь на монашеском поприще с 1948 г до 1990 г., став 44-ым Патриархом сербским. Приобрел степень доктора богословья, читал лекции по славянскому языку, церковному пению, возглавлял работу по синодальному переводу Нового Завета. Активно участвовал в дипломатических миссиях при албанско-сербских конфликтах, гражданской войне в Югославии. Посетил большинство Поместных Православных Церквей и стран по всему миру в очень преклонном возрасте, проповедуя, даруя любовь и мир.
|