28/03/2013 09:29:20
К началу службы ходить — трезвенее будешь.
Во время чтения Апостола дома можно сидеть, если кто другой читает. И в церкви можно сидеть, когда не в силах стоять.
Когда в церковь идешь и из церкви приходишь, должно читать: «Достойно есть». А в церкви пришедши, положить три поклона: «Боже, милостив буди мне», и проч.
К службе церковной непременно должна ходить, а то больна будешь. Господь за это болезнью наказывает. А будешь ходить, здорова и трезвеннее будешь. Батюшка о.Макарий, случалось, заболеет, а все пойдет в церковь. Посидит, потом в архиерейскую келью войдет; там места не найдет, перейдет еще в келью к о.Флавиану, — там побудет; но когда уже видит, что не в силах быть более в церкви, перекреститься, да и уйдет. А то все не верит себе.
Когда нельзя ходить в церковь, должно дома вычитывать: вместо утрени — утренние молитвы, 12 избранных псалмов и первый час; а вместо обедни — третий и шестой часы с изобразительными.
В церкви не должно говорить. Это злая привычка. За это посылаются скорби.
В праздности время грех проводить. И службу церковную и правило для работы грех упускать. А то, — Господь как бы тебя не наказал за это.
Одной монахине, заботившейся об уврачевании какой-то недужной сестры, болезнь которой имела свою причину в порочной жизни, старец указывал: «Посмотри на апостола Павла, что он говорит. Не повелевает ли он предать такового сатане во измождение плоти, да дух его спасется в день Господа нашего Иисуса Христа? Вот пример истинного человеколюбия. А ты заботишься избавить человека от измождения плоти, чтобы доставить ему временное спокойствие, прикрываясь, может быть, и мнимою пользою душевною».
Старец Амвросий, сказав слова св. Исаака Сирина, «что невозможно не болети телу в недузех, егда кто изберет путь добродетели», добавил: «И тем более невозможно нам не бывать больными, слабо идущим по этому пути».
Вооружай себя верой, ею же сокрушаются козни сопротивного.
На вопрос, как себе внимать, с чего начинать, последовал такой ответ: «Надо прежде записывать: как в церковь ходишь, как стоишь, как глядишь, как тщеславишься, как сердишься и проч.».
Одна женщина просила о. Амвросия помолиться о ней, чтобы ей успокаивать других, а он ответил ей: «Успокойся прежде сама, тогда и других будешь успокаивать».
На книге преп. Варсонофия Великого и Иоанна Пророка батюшка написал: «Кто хочет себе внимать, тот должен книгу сию внимательно читать, побольше дома сидеть, поменьше по сторонам глядеть, по кельям не ходить и к себе гостей не водить; других не осуждать, а о своих грехах ко Господу Богу воздыхать, дабы получить милость Божию».
Кто имеет дурное сердце, не должен отчаиваться, потому что с Божией помощью человек может исправить свое сердце. Нужно только внимательно следить за собой и не упускать случая быть полезным ближним, часто открываться старцу и творить посильную милостыню. Этого, конечно, нельзя сделать вдруг, но Господь долго терпит. Он тогда только прекращает жизнь человека, когда видит его готовым к переходу в вечность, или же когда не видит никакой надежды на его исправление.
Уча, что в духовной жизни нельзя пренебрегать и маловажными обстоятельствами, старец иногда говорил: «От грошевой свечи Москва сгорела».
Насчет осуждения и замечания чужих грехов и недостатков, батюшка сказал: «Нужно иметь внимание к своей внутренней жизни так, чтобы не замечать того, что делается вокруг себя. Тогда осуждать не будешь».
Мы оба похожи на неких брата и сестру, который друг друга убеждали исправиться. Брат был картежник, а сестра неосторожна, и убеждения обоих были несильны.
Указывая, что человеку нечем гордиться, старец прибавлял: «Да и чем в самом деле человеку тут возноситься? — Оборванный, ощипанный просит милостыни: помилуй, помилуй! А подастся ли милость, это еще кто знает».
Когда нападает гордость, скажи себе: чудачка ходит.
Гордых Сам Бог исцеляет. Это значит, что внутренние скорби (которыми врачуется гордость), посылаются от Бога; а от людей гордый не понесет. А смиренный от людей все несет и все будет говорить: достоин сего.
Когда чувствуешь, что преисполняешься гордостью, то знай, что это похвалы других тебя надмевают.
Человек яко трава. Кто гордиться, тот вянет, как трава, а кто боится Бога, тот помилован Господом.
Гордость и непокорство порождают ложь — начало всякого зла и бедствий.
Горделивость и на небе жившим не помогла, а лишила благодати Божией и низвергла долу, — почему нам, хотящим взыти горе, потребно смирится зело.
Одна монахиня написала старцу, что ее очень беспокоят гордость и самонадеянность. О.Амвросий ответил: «Оберегайся этих злых страстей. Из примера св. царя-пророка Давида видно, что гордость и самонадеянность вреднее прелюбодейства и убийства. Последние привели пророка к смирению и покаянию, первые довели его до падения».
Батюшку спросили: «Такая-то долго не умирает, ей все представляются кошки и проч. Почему так?» Ответ: «Всякий, хоть и маленький грешок надо записывать, как вспомнишь, а после каяться. От того некоторые долго не умирают, что задерживает какой-нибудь нераскаянный грех, а как покаются, так облегчаются. У нас (в Оптиной) была на скотном дворе скотница в чахотке, у которой были три греха забыты, и ей представлялось будто кошки ее царапают, то девка давит, а как покаялась, так и умерла. Еще в скиту был рясофорный монах больной; ему все казалось будто за ним кто-то лежит, и никак не мог припомнить греха. В продолжении недели вспомнил грех и, как покаялся, так и умер. Непременно нужно грехи записывать, как вспомнишь, а то мы откладываем: то грех мал, то стыдно сказать, или после скажу, а придем каяться и нечего сказать».
Три колечка цепляются друг за друга: ненависть от гнева, гнев от гордости.
Грехи — грецкие орехи, — и расколешь, а иногда трудно.
«Отчего люди грешат?» — задавал старец вопрос и сам же отвечал на него: или от того, что не знают, что должно делать и чего избегать; или, если знают, то забывают; если же не забывают, то ленятся, унывают... Это три исполина — уныние или леность, забвение и неведение — от которых связан весь род человеческий неразрешимыми узами. А затем уже следует нерадение со всеми сонмищами злых страстей. Потому мы и молимся Царице Небесной: «Пресвятая Владычице моя Богородице, святыми Твоими и всесильными мольбами отжени от меня, смиренного и окаянного раба Твоего, уныние, забвение, неразумие, нерадение и вся скверная, лукавая и хульная помышления».
О том, как трудно искореняются греховные навыки в человеке, и как сильно действует на него пример других, старец говорил: «Как на лошадь дикую, пойманную в табуне, накинут аркан, она все упирается сначала, идет боком, а потом видит, что все идут, и она пойдет в ряд. Так и человек».
Дерзка и смела от смеха, — страха Божия, стало быть, нет.
Если перебивать разговор, то это дело дерзости.
Четыре добродетели: мужество, рассуждение, целомудрие и правда. Целомудрие в том состоит, чтобы наблюдать за собой во всех действиях: в словах, в делах, в помыслах, значит соблюдать целыми все добродетели. И бесы чисты, но имеют гордость.
Что означает: «Жезл твой и палица твоя, та мя утешиста?» Ответ: «Жезл — крест, скорбь, а палица — молитва Иисусова. Жезл — деятельная часть добродетели, а палица — умная молитва».
Три апостола: Петр, Иоанн и Иаков, — говорил батюшка, — изображают веру, надежду и любовь. Иоанн изображает любовь — был ближе всех к Спасителю и на тайной вечери возлежал на груди у Спасителя. Петр, хотя и был за дверьми со служанками, но ему потом была вручена Церковь и дано право пасти стадо Христово. Он изображает веру. Об Иакове вообще говорится очень мало. Его совсем даже нигде не видно, но он удостоился вместе с другими двумя апостолами видеть славу Божию — он изображает надежду, так как надежда не видна: она таится для других всегда невидимо в человеке и хранит свою силу, и надежда не постыдит.
Батюшка учил, как надо принимать неблагодарность людей: «Если делаешь доброе, то должно его делать лишь для Бога. Почему на неблагодарность людей и не должно обращать никакого внимания. Награду ожидай не здесь, а от Господа на небесах; а если здесь ждешь, то напрасно и лишение терпишь».
http://blagolubie.ru |