27/07/2012 09:07:02 Отчитка — церковный чин, в котором произносятся особые заклинательные молитвы с целью изгнания из одержимого человека нечистой силы. Применяться этот чин должен в тех исключительных случаях, когда человек оказывается под тотальным воздействием вселившегося в него темного духа и уже не контролирует свои движения и поступки. В Евангелии мы читаем о гадаринском бесноватом, который днем и ночью бился о камни, а когда его заковывали в цепи, то он разрывал узы и в беспамятстве носился по пустынным местам. Христос Своей благодатной силой в одно мгновение освободил несчастного от тяжких уз одержимости (см.: Мк. 5, 1–13; Лк. 8, 26–33). Эту-то силу изгонять темных духов Господь передал Своей Церкви.
С пришествием в мир Сына Божия бесы утратили над людьми былую власть. Из Евангелия мы узнаем, что не только Спаситель изгонял нечистых духов из одержимых ими людей, но и Его ученики. Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем (Лк. 10, 17),— с удивлением восклицали апостолы, возвратившись с проповеди. А после Своего Воскресения Христос обещал верующим в Него в качестве одного из знамений: именем Моим будут изгонять бесов (Мк. 16, 17). По словам преподобного Нила Синайского, «произнесение имени Божия в бегство обращает демонов». Тем более что Крест Христов стал для демонов нестерпимым мучением. Поэтому заклинание и изгнание темной силы именем Иисуса Христа и крестным знамением — явление в Церкви изначальное.
В середине II века святой Иустин Философ обращался к язычникам со следующим свидетельством: Спаситель «родился по воле Бога и Отца ради верующих в Него людей и для сокрушения демонов. Это и теперь вы можете узнать из того, что происходит пред вашими глазами. Ибо многие из наших, из христиан, исцеляли и ныне еще исцеляют множество одержимых демонами во всем мире и в вашем городе, заклиная именем Иисуса Христа, распятого при Понтии Пилате, между тем, как они не были исцелены всеми другими заклинателями, заговорщиками и чародеями, — и тем побеждают и изгоняют демонов, овладевших человеками».
Как видно из приведенных слов, даже язычники знали о существовании в среде христиан особых лиц, заклинавших одержимых именем Иисуса Христа и тем самым изгонявших из них нечистую силу. В первые века христианства это было одним из служений Церкви. Экзорцисты, то есть заклинатели нечистой силы, получали на то особое благословение епископа. Самочинно браться за это дело не положено, поскольку 26-е правило Лаодикийского Собора гласит: «Не произведенным от епископов не должно заклинать ни в церквах, ни в домах».
Со временем сформировался особый чин, в котором собраны молитвы об изгнании демонов силой имени Иисуса Христа. В Требнике он называется «Последование молебное о немощных, обуреваемых от духов нечистых», а в простонародье называется отчиткой. Это чинопоследование приносит реальные плоды. <…> Вместе с тем стоит сказать несколько слов о неправильном, почти магическом отношении к отчитке. Одна пожилая женщина все выспрашивала, как бы отвести на отчитку сына, которому перевалило за двадцать. А на вопрос о причине объяснила, что он не хочет учиться, пьет пиво, игнорирует храм и раздражается, когда мать предлагает ему выпить святой воды. Но ведь все указанные симптомы могут выражать личную бездуховность человека, которому в свое время не привили веру, а сам он не испытывает к тому интереса. Понятно раздражение неверующего, когда ему навязывают святую воду или принуждают пойти в храм, — но это далеко не всегда можно отождествлять с беснованием.
Некоторые, по совету других, отчитываются «на всякий случай», по принципу: «кто его знает, может, на меня кто-то порчу навел, а отчитка сразу поможет». И стар и млад торопятся снять с себя все наветы и сглазы простым и нехитрым способом — присутствием на отчитке. Здесь мы встречаем удивительную ситуацию: человек вроде бы хочет избежать оккультного на себя воздействия, а сам поступает по магическим принципам — надеется на сам по себе ритуал безотносительно к личному духовно-нравственному исправлению. Иной раз случается и такое, что какой-нибудь тщедушный колдун направляет обратившегося к нему пациента к батюшке, занимающемуся отчиткой: «Он посильнее меня». <…>
Да, упомянутый чин в необходимых случаях приносит свои плоды. Но для улучшения состояния собственной души важно не просто выстоять какой-нибудь древнецерковный чин, а заняться существенным исправлением личной духовной жизни. Блаженный Феофилакт Болгарский писал: «Освободившиеся от бесов еще хуже становятся впоследствии, если не исправляются». <…>
Понятно, что невозможно одной отчиткой решить вопрос воцерковления родственника или знакомого, тем самым вложить в него навык к учебе или заставить более серьезно относиться к жизни, поскольку нельзя никаким чином изменить личность без ее добровольного на то согласия и усилия. Если это реальная одержимость, то по вере родных и близких возможен эффект. Но если это свободно избранная, личная позиция человека, то сам по себе чин не поможет. Прочитали над таким человеком молитвы, окропили святой водой, осенили крестом, а он внутри остается прежним, потому что изменяться не хочет.
Более того, во многих ситуациях даже при очевидной одержимости требуется не отчитка, а нечто другое. Всякое демонское наваждение имеет свою причину, которую и нужно устранять. Апостолам, не сумевшим изгнать демона из одержимого юноши, Спаситель сказал: сей же род изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17, 21). Это значит, что победа над злыми духами возможна лишь при аскетической жизни, благодаря которой христианин освобождается от страстей и получает от Бога благодатную помощь. Эта победа осуществляется только при решительном исправлении своей жизни. Вспомним, что Господь исцеленного Им человека напутствовал заповедью: ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже (Ин. 5, 14).
Святые люди, например праведный Иоанн Кронштадтский, изгоняли темную силу самыми краткими молитвенными фразами, без специального чина. Это значит, что не столько формально исполненное правило, сколько жизнь по заповедям Божиим, в приобщении Его благодати страшна темным духам. И потому сама отчитка для тех, кто действительно страждет от нечистых духов, есть лишь вспомогательное средство, своего рода дополнительное условие, которое помогает, при полной внутренней решимости, жить в согласии с Богом.
Одной инокине, задавшей вопрос о противодействии демонским наваждениям, святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Никаких заклинательных молитв не нужно: они прочитаны над каждой из вас при Святом Крещении. Нужно предаться воле Божией и признать себя достойным всякого человеческого и бесовского наведения: тогда страхование пройдет само собой. Оно ни от чего так не истребляется, как от глубокого сердечного сокрушения». Не чинопоследования сами по себе защищают от демонов, а стяжание добродетелей. Высшая добродетель — смирение. Если гордость приятна демонам — именно из-за гордости попускаются человеку несчастья и душевные бедствия, — то смирение, словно огонь, жжет и прогоняет диавола.
Что же касается собственно одержимости, то непосредственное вселение злого духа в человека возможно лишь при особом попущении Божием и когда сам человек расположил себя к этому порочной и легкомысленной жизнью. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорил: «Нечистые духи не иначе проникают в тела одержимых ими, как овладев наперед их умами и помышлениями. Обнажив умы от одежды страха Божия, памяти о Боге, злые духи нападают на них как на обезоруженных и лишенных Божией помощи и Божия ограждения и потому удобно побеждаемых и наконец устрояют в них жилища, как бы в представленном им владении».
Людей пугает беснование, видимая беспомощность человека, оказавшегося во власти нечистой силы. Однако мало кто обращает внимание на внутреннюю подчиненность диаволу, к которой мы обыкновенно скатываемся, принимая вражьи помыслы и исполняя его злую волю.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) указывал на возможность двоякого пребывания сатаны в человеке: чувственного и нравственного. Чувственное пребывание — всем известное беснование, когда бес вселяется в человека и мучает его душу и тело. Нравственное пребывание — когда человек является исполнителем воли диавола, то есть постоянно и безудержно грешит; демон, не вселяясь в человека чувственно, овладевает его разумом и волей, соединяется с ним в его духовной сфере. Читатель, наверное, удивится, узнав, что второй вид пребывания наиболее опасен, потому что влечет человека на вечные муки души, тогда как первый вид может быть попущен Богом как особая скорбь во спасение души человека. Святитель Игнатий писал: «В духовном отношении такое наказание Божие (чувственная одержимость.— В.Д.) отнюдь не служит худым свидетельством о человеке… Гораздо маловажнее беснование, нежели принятие какого-либо вражеского помысла, могущего навеки погубить душу». <…>
Всякая греховная страсть по сути есть подчинение лукавым духам. Неконтролируемые вспышки гнева, самомнение с презрением к ближним, сквернословие, доходящее до внутренней потребности в матерных словах, пристрастие к соблазнительным изображениям — это и многое другое есть подчинение души темным силам.
Собственно, душа каждого человека есть вместилище, которое не терпит пустоты. Если ты не созидаешь в себе храм Божий, то станешь обиталищем темных сил. У нас нет иного выбора: либо устроять в своем сердце алтарь Богу, либо оно превратится в мерзость запустения. И потому от духовной активности человека напрямую зависит как устойчивость его души в мире земном, так и благополучие его в мире вечном.
Текст публикуется с некоторыми сокращениями
Валерий Духанин |
Всего комментариев: 9 2017/09/26, 13:09:41
ГОСПОДИ спаси и огради раба Божьего Владислава, сына моего, от всяких бесов. ВО ИМЯ ОТЦА И СЫНА И СВЯТОГО ДУХА . АМИНЬ.
раба Божия Галина 2012/08/22, 00:02:51
Господи і сохрани рабу Божу Ірину від вссякого злого амінь . а можна до вас приїхати у вас є монах який відмолює як до нього попасти як можна захиститись від недобрих людей всяких відьм на роботі щоб вони немогли нічого зробити що ви мені порадите я нехочу звертатися нідояких бабок а до священиків монахів дякую
ірина 2012/07/29, 03:35:01
Спасибо за статью.Ответьте пожалуйста еще на один вопрос: что значит ревность?
Татьяна 2012/07/28, 22:31:46
Православные! Я столкнулась с бедой, 3 года считала свою дочь бесноватой. А оказалось, что у нее психическое заболевание. Бойтесь таких заблуждений, потому-что именно в правосланой среде они чаще всего случаются.
Елена 2012/07/28, 09:48:50
"Вопрос
об отчитке очень сложный. Есть опасность, что человек, который
совершает отчитку, не сможет бороться с силой бесовской, встающей
против него, когда он молится за бесноватых. И чтобы не повредить этому
человеку, лучше от этого отказываться", – сказал архиепископ
Екатеринбургский и Верхотурский Викентий в прямом эфире телеканала
"Союз" и радиостанции "Воскресение", отвечая на поступивший вопрос о
том, кто из священнослужителей может совершать отчитку и как получить
на нее архиерейское благословение, сообщает информационное агентство
Екатеринбургской епархии.
"Что касается отчитки, я думаю,
лучше всего обратить внимание на корень этой болезни. А это – грех,
через который вошла в человека бесовская сила. И если человек будет
стараться очистить свое сердце, свою храмину от греха и жить
благочестиво, то враг рода человеческого не сможет быть в чистом сердце
– он рано или поздно оставит его. И даже наши обычные молитвы церковные
будут способны очистить человека от бесовской силы, которая мучает его.
Но причина – грех. Надо внимательней быть к себе, углубиться в свое
сердце, увидеть свои грехи, в них раскаяться, вместо этих грехов
приобретать добродетель, жить добродетельной жизнью. И так мы можем
избавиться от бесовской силы. Мы знаем, что когда один кровосмеситель
был поражен за великий грех кровосмешения беснованием, Апостол Павел
говорил, что это дается ему во измождение плоти, чтобы спаслась его
душа. И человек нес этот крест определенное время, потом был
освобожден, когда достаточно много потрудился, принеся покаяние в
совершенном грехе. И Господь, видя его покаяние, освободил его от
мучения бесовского", – отметил владыка Викентий.
Ирина 2012/07/28, 09:18:37
Спаси Вас Господи! После такого прочтения укрепляешься духом. Внутри и рядом будто сила и вера Божья и тогда опять живешь!
Анастасия 2012/07/28, 03:35:32
ГОСПОДИ спаси и огради рабу Божию Татьяну от всяких бесов. ВО ИМЯ ОТЦА И СЫНА И СВЯТОГО ДУХА . АМИНЬ.
раба Божия Татьяна 2012/07/27, 22:29:41
СПАСИ ВАС ГОСПОДИ,ДАВНО ЗАДАВАЛАСЬ ВОПРОСОМ ОБ ОТЧИТКЕ И СЕГОДНЯ,ПОЧИТАВ ВАШУ СТАТЬЮ ВСЕ РЕШИЛА ДЛЯ СЕБЯ.И ОДИН ЕЩЕ ВОПРОС МОЖНО ЛИ МИРЯНИНУ ВЫЧИТЫВАТЬ СГЛАЗ?
р.б. Людмила 2012/07/27, 09:29:54
Спаси Бог! Всё изложено понятно и доступно!
с
Добавить комментарий:
|