19/01/2013 08:11:49
 |
сли Рождество Христово положило начало новой эре человечества, то Крещение Господне – то событие, которое окончательно провело границу между Ветхим и Новым Заветами. Маленькая речка Иордан словно поделила историю планеты на время до Христа и христианскую эпоху, в которой, хочется надеяться, мы живём и сейчас…
Приход Мессии был обещан Ветхим Заветом, евреи ждали Его. Поэтому многие приняли за Спасителя мира странного человека, жившего в пустыне, носившего простую одежду из верблюжьей шерсти и питавшегося тем, что найдёт среди камней. Он призывал евреев покаяться, очиститься от грехов, совершив ритуальный обряд омовения в реке Иордан. Этого человека звали Иоанн Креститель.
Но он, конечно, не был Спасителем – он был последним ветхозаветным пророком, которого Бог послал на землю, чтобы предупредить человечество, что Спаситель вот-вот придёт, что Он уже рождён и ходит по этой грешной земле. Естественно, знал об этом и сам Иоанн, которого ещё называют Предтечей, – потому что он пришёл с проповедью прежде («пред») Христа. Предтеча со старославянского – «предшественник, предвестник».
Поэтому, когда к нему пришёл Христос и попросил крестить Его в водах Иордана, Иоанн удивился: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» На что Иисус ответил: «Надлежит нам исполнить всякую правду» (Лк. 3:21). В том смысле, что Бог через пророков Ветхого Завета предусмотрел именно такой порядок явления людям Своего Сына.
Иоанн крестил Иисуса. И тут же, как дальше рассказывает евангелист Лука, «отверзлось небо, и Дух Святый нисшёл на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение!» Таким образом Бог ясно и недвусмысленно сообщил людям – а их на реке Иордан рядом с Иоанном собиралось довольно много – что Спаситель уже пришёл, более того, Он рядом с ними.
Крещение – это первое событие в публичной деятельности Христа. О том, как Он жил и что делал до крещения в Иордане, нам почти ничего неизвестно. (По преданию, Иисус был плотником – но это всего лишь предание, основанное на том, что Его приёмный отец, святой Иосиф, был плотником). Однако именно крещение в Иордане стало (не для Христа – Он-то прекрасно знал, что с Ним произойдёт дальше – а для всех нас) отправной точкой, с которой, по большому счёту, началась евангельская история, наша Церковь и наша вера.
Ведь после этого, буквально на следующий день, к Христу присоединились самые первые Его ученики. «На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом», – рассказывает евангелист Иоанн. «Оба ученика» – это апостол Андрей, названный Первозванным именно потому, что первым пошёл за Христом, и его брат Симон, которого Иисус назвал Петром. По Палестине тут же разнеслась весть о Христе. «…Великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой. Такое мнение о Нём распространилось по всей Иудее и по всей окрестности», – пишет евангелист Лука. И учеников у Христа с каждым днём становилось всё больше.
А Сам Иисус ушёл в пустыню – Он должен был уединиться, чтобы подготовиться к исполнению той Миссии, для которой Он и пришёл на землю… В пустыне Христос сорок дней «был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни» (Лк.4:2). Дьявол и его подручные борются за душу каждого из нас, но сложно себе представить – как ожесточённо они боролись за Его душу… «И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом. Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим. И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими [царствами] и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю её; итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твоё. Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. И повёл Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя; и на руках понесут Тебя, да не преткнёшься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему в ответ: сказано: не искушай Господа Бога твоего. И, окончив всё искушение, диавол отошёл от Него до времени» (Лк.4-13).
Для простоты то, что произошло на реке Иордан, мы называем крещением. Хотя, конечно, какое же крещение без Христа, Его Распятия и Вознесения на Небо? Это прекрасно понимал и сам Иоанн Креститель. Он говорил: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнём» (Мф.3,11). То есть крещение от Иоанна – это крещение покаяния, иначе говоря – крещение предварительное. Ведь без искреннего покаяния людям закрыт путь в Царствие небесное. Но без Духа Святого нет и настоящего христианского крещения.
Таинство Крещения в Православной Церкви почти в точности повторяет то, что произошло два тысячелетия назад на реке Иордан, во всяком случае – внешне. Человека погружают в купель, он отрекается от дьявола и «сочетается» Христу. Это «сочетание», то есть, по сути, присяга в верности Христу и Его учению, и есть главное отличие нашего крещения от того, что принял Христос.
Что такое богоявленская и крещенская вода – и есть ли между ними разница?
В Священном Писании неоднократно говорится, что воде свойственна целебная сила. В течение года Церковь неоднократно совершает малое водоосвящение, а в праздник Крещения (Богоявления) – великое. Существует ошибочное мнение, будто вода, которую освящают 18 января (т. н. богоявленская), и та, что освящена 19 января (крещенская), – разные. Это не так. Освящение воды совершается по одному чину, одинаково, как 18, так и 19 января.
Поэтому нет разницы, в какой из дней вы возьмёте воду.
Итак, великое водоосвящение совершается по Уставу в конце литургии в самый день Богоявления (19 января), а также в навечерие Богоявления (18 января). 19 января завершается торжественным крестным ходом к источникам воды (т. н. «ход на Иордан»). Где брать и как хранить крещенскую воду?
Освящённую в праздник Крещения воду можно набрать в церкви. Священники советуют не набирать её «канистрами», чтобы потом месяцами держать на полках, поскольку в храме святая вода есть в любой день года, и за ней всегда можно прийти.
Пить её верующим нужно понемногу каждый день в течение всего года. При этом если святой воды осталось мало, можно разбавить её обычной водой, и она освятится. Святой водой верующие также окропляют свой дом, умывают детей и больных.
Хранить крещенскую воду нужно рядом с иконостасом. Выливать её в канализацию ни в коем случае нельзя. Если вы её не пьёте, полейте ей цветы или вылейте в открытый водоём.
Как Церковь относится к купанию в проруби?
В России в праздник Крещения во льду прорубается крестообразная прорубь – иордань. Вода освящается, и люди окунаются. Многие люди считают, что таким образом они смывают свои грехи, однако священники отмечают, что это широко распространённое заблуждение.
Прощение грехов возможно только тогда, когда человек придёт в храм на исповедь и покается в своих грехах. Как правильно погружаться в прорубь, чтобы это не повредило здоровью?
В местах, установленных городскими властями с согласия церковнослужителей, организуются деревянные настилы, дежурят спасатели и врачи. Укрепляется лёд, устанавливаются тёплые места для раздевания и одевания. Священник освящает воду в водоёме и осеняет её трижды крестным знамением.
После помазания елеем человек совершает троекратное погружение в воду с головой.
Священнослужители говорят о том, что готовиться к крещенскому погружению нужно загодя, а не бросаться в прорубь «сломя голову». С осторожностью должны отнестись верующие к этому таинству, ведь ледяная вода для неподготовленных людей может обернуться проблемами со здоровьем – сильный спазм кожных сосудов приводит к увеличению притока крови ко внутренним органам (сердцу, лёгким, желудку, печени, головному мозгу), что чревато обострением хронических заболеваний у человека.
Перед самим купанием советуют плотно поесть, а потом уже на улице до погружения побегать и сделать разминку.
Рекомендуется перед окунанием в прорубь воздержаться от курения. Хроническое воспаление бронхов у курильщиков за счёт резкого притока крови в холодной воде может вызвать отёк стенок бронхов и пневмонию.
Принимать алкогольные напитки нельзя. На холоде организм пытается сохранить тепло, сужая сосуды. А алкоголь их, наоборот, расширяет. Теплоотдача усиливается, и тело быстрее остывает.
Одеваться нужно так, чтобы одежду можно было легко и быстро снять и снова надеть.
Вообще, специалисты советуют проконсультироваться с врачом, прежде чем решиться на купание в проруби. Людям с хроническими или сердечно-сосудистыми заболеваниями не строит рисковать своим здоровьем. Погружение в ледяную воду требует закалки, опасно это может быть и для пожилых людей и детей.
Человеку, который решил впервые окунуться на Крещение, стоит начать закаляться с сентября. Можно продолжить окунаться в воду после лета и постепенно с наступлением холодов. Хорошо помогают и утренние растирания холодной водой.
Около прорубей обычно собираются толпы народа. Быстро двигаться не рекомендуется – чтобы не поскользнуться и не упасть. То же самое касается «втискивания» в очередь – это может стать причиной потери равновесия кого-то из окружающих.
Больше 1 минуты находиться в холодной воде не стоит. Не следует также нырять в прорубь вперёд головой, поскольку это может привести к холодовому шоку и вызвать рефлекторное сужение сосудов мозга.
После купания нужно растереть себя полотенцем, надеть сухую одежду и выпить горячий чай. |