03/05/2013 11:37:57
|
В четверг Страстной седмицы вечером совершается последование Утрени Великой Пятницы с чтением Двенадцати страстных Евангелий. Эта служба содержит глубочайшие по своему смыслу и назидательности чтения и песнопения, внимательное рассмотрение которых принесет величайшую пользу. Сопровождая на Голгофу своего Жениха, Церковь предоставляет повествование Евангелистам, а сама в промежутках между чтениями воспевает и толкует читаемое. Последование Страстей совершается в ночь с четверга на пятницу. Ночь эта - Гефсиманская ночь Спасителя, еще не распятого, но уже преданного и душой погрузившегося в смертельную скорбь и тоску. В пасхальную ночь, когда все мирные жители Иерусалима предавались глубокому сну, одни первосвященники и старейшины народа не могли заснуть от мучившей их душу мрачной думы: "Како убити Неповиннаго". Они с нетерпением ожидали, когда же Иуда Искариот исполнит данное им обещание и когда же, наконец, будет в их руках неумолимый Обличитель, Иисус Христос. Пятница Страстной седмицы в древних христианских памятниках называется "Великою Пятницею", "днем спасения по преимуществу", "Пасхою крестною", "днем Креста", "днем страданий". Воспоминание спасительной смерти Христовой в этот день восходит еще ко временам апостольским ..[60] Почитание этого дня издревле отличалось тем, что все благоговели перед "днем, когда отнят был Жених", Церковь строго относилась к нарушителям поста в этот день. В храмах в этот день совершалось разрешение над кающимися, находящимися под епитимией, чем подчеркивалось, что грехи наши прощаются единственно ради искупительной и спасительной Жертвы Христа Спасителя. В некоторых местах и богослужение в Великую Пятницу совершалось за городом в память того, что Господь Иисус Христос, по замечанию Апостола, вне врат пострадати изволил (Евр 13:12). В богослужении Великой Пятницы, как в поразительно печальной картине, изображена вся Евангельская история страдания и смерти Господа нашего: это последовательное описание крестного пути Спасителя с минуты лобзания и предания Иудой в саду Гефсиманском до распятия на Голгофе и погребения в саду Иосифа Аримафейского. В этот день святая Церковь подводит нас к самому подножию креста Христова, водруженного на Голгофе, и делает нас трепетными зрителями всех мучений Спасителя. "Страшное и преславное таинство днесь действуемо зрится: неосязаемый удержавается; вяжется, разрешаяй Адама от клятвы; испытуяй сердца и утробы, неправедно испытуется; в темнице затворяется, Иже бездну затворивый; Пилату предстоит, Емуже трепетом предстоят небесныя силы; заушается рукою создания Создатель; на древо осуждается, судяй живым и мертвым; во гробе заключается разоритель ада"[61](ТП. Л. 461). "Во святый и Великий Пяток, - говорит в синаксаре святая Церковь, - святыя и спасительныя и страшныя страсти совершаем, Господа и Бога Спаса нашего Иисуса Христа, яже нас ради волею прият: оплевания, биения, заушения, досады, насмеяния, багряную одежду, трость, губу, оцет, гвоздия, копие, и по сих всех, Крест и смерть, яже вся в пяток содеяшася" (ТП. Л. 443). Последуя словам Спасителя, сказанным в ночь перед Его страданиями в Гефсиманском саду: Бдите и молитеся, да не внидите в напасть[62](Мф 26:41), Церковь, желая, чтобы мы проводили эту страшную ночь в бдении и молитве, начинает "последование святых и спасительных страстей Христа Господа нашего Иисуса Христа" еще накануне, с четверга на пятницу (собственно говоря, если следовать суточному кругу богослужения, который начинает каждый день вечером накануне, это понятно). Обычай читать в Великую Пятницу Евангельские повествования о страданиях Господних существует в православной Церкви с начала ее основания. По слову святителя Иоанна Златоуста, это умилительное благовестие совершается для того, "чтобы неверующие - язычники - не могли сказать, что мы проповедуем только о славных и знатных делах Христовых, как то о знамениях и чудесах, а о позорном скрываем". "В день Креста, - говорит тот же Святитель, - мы читаем все, относящееся ко кресту. Благодать Святого Духа так устроила, что все, относящееся к страданиям Господним, прочитывается у нас во всенародный праздник, именно, в Великий вечер Пасхи"[63]. В песнопениях, положенных между чтениями Евангелий, святая Церковь говорит об относящихся к этому времени страшных событиях и раскрывает их духовный смысл. В Иерусалимской Церкви в первые века христианства служба эта совершалась всю ночь и Евангелие читалось в пяти местах: на Елеонской горе, где Господь учил учеников перед Своими страданиями, в Гефсимании, где Он был взят, и на Голгофе, где Он был распят. Во мраке ночи, со светильниками в руках, шли верующие по стопам Господа в непрестанной молитве. Последуем и мы вслед за церковными песнопениями, ведущими нас по следам Спасителя, и углубимся в смысл совершаемого в храме. "Внимательно прослушав историю страданий Иисуса Христа, - говорит протоиерей Валентин Амфитеатров, - поймете, что <...> грехи создали крест. Гвозди, которыми Он был пригвожден - наши грехи, терны, из коих сплетен был Его венец, - все наши же грехи!"[64]. "Все, что совершилось на древе крестном, - пишет святитель Григорий Богослов, - было врачеванием нашей немощи <...> Поэтому древо за древо и руки за руку, руки, мужественно распростертые, - за руку, невоздержанно протянутую, руки пригвожденные - за руку, извергнувшую Адама. Поэтому вознесение на Крест - за падение, желчь - за вкушение, терновый венец - за худое владычество, смерть - за смерть, тьма - за погребение и возвращение в землю для света"[65]. А святитель Афанасий Великий поясняет: "Если Иисус Христос пришел для того, чтобы понести на Себе наши смертные грехи и наше проклятие, то каким другим образом мог бы Он принять на Себя проклятие <…> если бы не претерпел смерти, предназначенной проклятым? А это и есть Крест, ибо написано: проклят пред Богом всякий повешенный на дереве(Втор 21:22)"[66] |