 |
Я задал несколько вопросов старцу Исидору с кельи прп Петра Афонского. - Если добрые дела помогают нам избавиться от грехов, то как их совершать в уединении, когда тело бездействует? - Мне хотелось уточнить для себя этот вопрос, так долго остававшийся для меня неясным, когда я пребывал зимой в уединении на Кавказе. - Наше тело - всего лишь жилье паразитов, а самый большой паразит - это ум, наполненный греховными помыслами. Поэтому наше разумение целиком определяет то, спасаемся мы или погибнем. От него зависит и наше поведение. Добрые поступки или же греховные проявляются в виде определенных последствий в нашей жизни, хотим мы этого или не хотим. В окружающем мире они проявляются как обстоятельства - хорошие или дурные, в теле - в виде здоровья или болезней, в душе - в виде спасительных или мучительных состояний. Если мы вновь и вновь впадаем в грехи похоти и гнева, то не возникает возможности изменить дурную жизнь и человек окончательно запутывается в греховной мирской жизни. Тот кто совсем не кается в своем дурном поведении, даже в этой жизни начинает испытывать сильные мучения... Послушник Петр принес и поставил перед нами на табурет воду и лукум, угостив первым своего наставника. Есть перед старцем было неудобно, поэтому я не прикоснулся к угощению. Отец Агафодор выпил воды и съел немного лукума, подставляя ладонь, чтобы не проспать крошки на пол. - Устаю переводить, очень сложно старец говорит, - шепнул он мне, пока отец Исидор пил воду. Затем отшельник продолжил: - Если мы совершаем добрые дела ради самих добрых дел и не заботимся о своем спасении, то мир продолжает удерживать нас, как своих пленников. До тех пор пока мир удерживает нас, мы не сыны Божии, а сыны тьмы. Цепляясь изо всех сил за этот лживый мир, который опаснее любого убийцы, теряешь возможность обрести благодать, потому что благодать - это не мир, это Христос. Если ты удалишься телом в уединение, ум сам себе станет отшельником. Став отшельником, все включи в духовную практику, начинаешь ли ее или завершаешь. Если будешь пребывать в мысленном трезвении, то это и будет самое лучшее доброе дело! Когда в каком-либо месте к тебе кто-нибудь испытает гнев и вражду, а примирение не достигается, уходи, ибо если ты останешься, то увеличишь и свои грехи, и грехи другого человека. Отрывок из книги "Птицы небесные или через молитву к священном безмолвию" монаха Симеона Афонского. |