22/01/2014 12:59:23
 |
Три начала побуждают нас к добру: 1) семена добра в нас от природы; 2) святые силы и 3) доброе произволение.
Семена природы - когда, например, как желаем, чтобы с нами поступали люди, так и мы поступаем с ними, или когда видим человека в тесноте и нужде, и естественно милосердуем о нем.
Святые силы - когда чувствуя побуждение к доброму делу, обретаем в себе благое содействие и успеваем.
Доброе произволение - когда, различая добро от зла, избираем доброе. Между человеческими действиями многие добры сами по себе, но бывают недобрыми по какой-либо причине. Например, пост, молитва, милостыня, странноприимство сами по себе суть дела добрые, но когда делаются из тщеславия, тогда они уже не добры.
- Из добродетелей иные телесные (пост, рукоделие), а иные - душевные (любовь, великодушие, кротость); итак, если случится по какой-либо нужде или состоянию телесному, напр., по болезни или по другой подобной причине, мы не сможем исполнить вышепоказанных добродетелей телесных, то имеем снисходительное прощение от Господа, ведующего и причины тому; не исполняя же добродетелей душевных, никакого не будем иметь извинения, ибо они не подлежат таковым препятствиям.
- Как тело грешит делами и для пестунства своего имеет добродетели телесные - да целомудрствует; так ум грешит страстными помыслами и для пестунства своего имеет добродетели душевные - да чисто и беспристрастно взирая на вещи, целомудрствует.
- Если хочешь быть праведен, доставляй что достоит каждой в тебе части, т.е. душе и телу: мыслительной части души - чтение, духовные созерцания и молитву; раздражительной - духовную любовь, противоположную ненависти; вожделевательной - целомудрие и воздержание, а плоти - пищу и одеяние, кои одни необходимы.
- Для добродетели благотворно подвизаться среди болезненных трудов, ибо в таком случае она благодушно все претерпевающим приносит бесстрастие души, по коему душа, любовью соединяясь с Богом, отторгается расположением от плоти и мира. Измождение тела есть укрепление души.
- Никто не может истинно благословлять Бога, если он не освятил тело добродетелями и душу не просветил истинными познаниями. Благорасположение в добродетели есть лицо умозрительствующего ума, как на небо подъемлемое на высоту истинного ведения.
- Демоны, борющие при недостатке добродетели, суть те, которые научают блуду и пьянству, сребролюбию и зависти; а при добродетелях борющие суть те, которые научают самомнению, тщеславию и гордости и таким образом чрез десное скрытно насевают в нас шуее.
Преп. Максим исповедник
http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_8677/
|