Крещение Господне, Богоявление, Теофания: во время этого праздника количество людей, идущих в храмы, вырастает в разы. Значит ли это, что всеми нами руководит именно стремление принять участие – осознанное и обоснованное – в великом событии? Или же толпы людей у храмов в это время – признак чего-то другого, не столь возвышенного стремления?
Ночью, накануне Богоявления, около иордани, прорубленной в источнике, которых в наших лесах много, мы беседуем сосвященником Александром Лебедевым, настоятелем вологодского храма Покрова Пресвятой Богородицы (на Торгу), о том, как не потерять благодать, которую дает христианину святая вода.
– Отец Александр, не секрет, что зачастую великий праздник Крещения Господня омрачается варварской давкой: многим людям важнее наполнить пластиковые бутылки водой, пусть и святой, а не принять участие в богослужении.
– Да, увы, это так. Сейчас, правда, стало чуть легче. Но бывали, да и до сих пор бывают, случаи, когда в стремлении получить первыми святую воду, эту великую святыню, люди вели себя, скажем мягко, не по-людски: до драк и переломов дело доходило, приходилось даже останавливать водоосвящение и убирать разбушевавшихся «водопоклонников». А ведь Бог требует от нас именно вести себя по-людски, читай – по-христиански. Любой церковный праздник – это свидетельство любви Бога к людям. Что ж мы так мало себя-то любим? Вот сейчас мы снова переживем «обыкновенное» чудо: получим святую воду – великую святыню, обладающую чудотворной силой. Давайте будем вести себя достойно этого чуда!
– Помимо элементарной культуры, в чем еще проявляется это христианское достоинство?
– Только не надо думать, что святая вода – это некая магическая субстанция, раз и навсегда освобождающая человека от каких-то телесных недугов или автоматически очищающая от наших многочисленных грехов. Само по себе чудо не происходит – Бог требует участия человека в собственном спасении. Мол, нырнул в прорубь, поорал от новизны ощущений и всё – святым вылез. Христианство – не язычество, требует работы человека над исправлением своей души и, соответственно, своей жизни. Любая святыня, святая крещенская вода в том числе, может оказаться нам полезной только в том случае, если мы относимся к ней как к дару Бога, то есть с благоговением, то есть по-христиански. В противном случае не только пользы никакой не будет, но и во вред нам пойдет такое потребительски-языческое отношение. Так что давайте будем людьми – включим не только тело, но и голову, и душу.
– Ваши пожелания пришедшим на праздник православным христианам.
– Быть таковыми! Сейчас темная, ясная ночь, нас окружает торжественный лес, который освещается миллионами звезд. Похоже, сама природа учит нас правильно, с почтением относиться к Творцу. И к самим себе тоже. С праздником Богоявления вас, братья и сестры! Вдумайтесь в название праздника, пожалуйста. Пусть Бог появится в наших душах, а значит – и в жизни. И тогда на жизнь мы не будем жаловаться – уверяю.