13/11/2015 18:27:09 Слова и некоторые случаи из жизни Блаженнейшего патриарха Сербского Павла
По завершении заседания собора Сербской Церкви в Белграде патриарх Павел согласно своему обычаю пошел на вечерню в кафедральный собор. Входя в собор, он увидел на парковке много роскошных черных лимузинов и спросил:
— Кому принадлежат эти машины?
— Это машины епископов, которые прибыли на собор, Ваше Блаженство. — ответил один священник, который его сопровождал.
— О, да сохранит их Бог. Следовательно как же они могли бы ездить, если бы они не приняли монашеского обета о нищете?
Всякий видит то, что он хочет.
Дьякон, который сопровождал патриарха в его хождениях по Белграду рассказывает о уроке, который он однажды получил от патриарха, когда они шли в церковь Баново Брдо.
— Как мы поедем, на машине? — спросил диакон.
— Нет, автобусом! — ответил категорично патриарх.
— Ой, да но в автобусе полно народа и жарко, очень душно. Да это и не так уж далеко.
— Тогда мы пойдем туда пешком, — кратко говорит патриарх.
— Ваше Блаженство, — пытался повлиять на патриарха диакон, — сейчас лето и люди едут купаться на островок Цинкала и очень многие полуобнаженные, это неправильно.
— Отче, — ему спокойно говорит патриарх, — каждый видит то, что ему хочется.
Увеличение? По какой причине?
Патриарх очень часто отказывался брать свою зарплату и довольствовался пенсией, которую он получал ещё будучи епископом Рашским и Призренским. Его одежда и ботинки он чинил только сам... Ему приносили деньги от маленькой пенсии, которую он раздавал бедным и на другие благие дела.
Некоторые люди рассказывают, что когда в 1962г. потребовали увеличить пенсию епископу Павлу, тогда он удивлённо сказал: «Почему же необходимо увеличивать, потому ли, что мы не умеем расходовать и то, что не имеем?»
Роскошь
Жители Белграда часто встречали патриарха Павла на дороге, в трамвае или в автобусе. Один раз, в то время, когда он шел к проспекту Петра, некто на новой модели автомобиля «мерседес» остановился возле патриарха. За рулем был священник одного богатого белградского прихода.
— Ваше Блаженство, пожалуйста позвольте мне Вас отвезти, куда вы захотите, —говорит ему любезно священник.
Патриарх лишь поднял голову и спросил:
— Отче, чей это богатый автомобиль?
— Мой собственный, Ваше Блаженство!
— Немедленно остановись! — приказал патриарх.
Он прошел вниз, смиренно назнаменовал его крестом, его благословил и сказал ему:
— Бог да защитит тебя!
«От раскольников отступает Дух Святой и Его благодать»
«Апостол Павел говорит: Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные (1 Кор.11:19). Свет и мрак не могут вместе. Чем дальше мы идем во времени, тем ближе край света, – а лишь Господу ведомо, когда это будет, – тем хуже и тяжелее будет. С этим нужно считаться.
Расколы были и будут, еретики и ереси – тоже. И если ересь, – грех против истины, то раскол – грех против единства. От раскольников отступает Дух Святой и Его благодать. И святой мученик Киприан Карфагенский говорит: “Кто может дать то, чего сам не имеет? И как может совершать духовные действия тот, кто потерял Дух Святой?” А мнение Церкви еще в пятом веке изложил блаженный Августин, говоря: “Раскольники могут иметь веру в Святую Троицу, могут иметь Святые Тайны, но не спасение”.
Знаете, все граждане свободного света имеют полное право основывать религиозные сообщества, но не имеют права делать из Православной Церкви предмет политической торговли».
«Злодею всегда плохо, зло несчастливо»
«Один албанец, ходжа, написал мне письмо, и среди прочего там было следующее утверждение: “Для нас, мусульман неприемлем принцип: пока один не потеряет, другой не найдёт”. Я ответил: “Этот принцип неприемлем и для христианства, и для православия”. Земля Господня достаточно просторна для всех, если мы будем людьми. Если же нет, она станет нам тесной, даже если нас останется только двое. В Библии и Коране говорится об Адаме и Еве и их сыновьях Каине и Авеле, о том, как злой Каин набросился на брата и убил его, а их было четверо во всем мире. Злодею всегда плохо, зло несчастливо. Никогда злодей не признает себя виноватым, всегда виноваты другие. А христианин, даже ни в чем не виновный, всегда боится, что, пусть невольно, согрешил».
«Многие говорят: еще немного нагрешу и буду каяться. Но так не получится».
«Никто не возрастает “по прямой”. Без искушений мы были бы легкомысленными, искушения укрепляют нас. Нет человека, который за долгую жизнь не имел бы их. Все имеют их, даже не верующие ни словом, ни делом. Но в нашей вере нет предопределенности на совершение злых дел. Есть люди, которые показывают себя только перед смертью, как тот разбойник на кресте. Поэтому блаженный Августин пишет: «Не впадай в отчаяние, ибо спастись можешь и перед смертью. Но не надейся на это слишком, ибо только один спасся». Многие люди говорят, подожди, мол, я еще немного нагрешу, потом буду каяться. Но так не получится. Если человек в трясине по щиколотку, то выбраться ему легко, если до колена – кое-как, а если по горло – никак. Болезни зависимости – лучший пример этого. Человек превращается в раба, а создан он свободным».
«Те, кто не хочет рожать, пусть воздерживаются»
«В прошлом году мы выступали против абортов, и женское лобби протестовало и писало в газетах: “Женщина – существо свободное, и она сама должна решить, родить или не родить ребёнка”. Мы и не говорили, что женщина – несвободное существо, мы только не согласны с тем, чтобы зародыш считался частью женского тела. Яйцеклетка – часть женского тела, и сперматозоид – часть мужского, но зародыш, – это что-то совсем другое, это отдельная личность, целостная, не принадлежащая ни мужскому, ни женскому организмам. … Махатма Ганди говорил, что самые счастливые годы провел со своей женой, когда они жили, как брат с сестрой. Те, кто не хочет рожать, пусть воздерживаются. Если мог Ганди, могут и они».
«Такова политика: начнешь заниматься ею, приходится продолжать, куда бы это не завело»
«Никто не умел так хорошо, как один католический катехизатор, представить лик Иисуса Христа. “Умереть за другого”, – сказал он однажды о высшей христианской жертве и высшей свободе. А затем пришел 1941 год, и этот человек вдруг изменился: стал командиром штурмовиков в Тузле, посылал своих бывших учеников арестовывать их бывших преподавателей. Как может быть, чтобы человек таких моральных качеств пал так низко? Или он раньше фарисействовал, или такова политика, – если начнешь заниматься ею, то приходится продолжать, куда бы это тебя не завело».
«Важно оказаться на стороне, которую Иисус Христос признает Своей»
«Чем ближе мы к концу света, – а к нему мы приближаемся с каждым днем, – тем труднее нам будет. Когда придет конец, Христос нам не сказал, потому что это не принесло бы нам пользы. Для нас знание о времени конца света не важно, – важно всегда быть готовыми, чтобы, даже если это случится сейчас, в эту минуту, оказаться на стороне, которую Иисус Христос признает своей, среди тех, кого Он признает Своим народом. Нужно всегда быть готовыми предстать перед Судией праведным, как Его верующие, как народ Божий».
«Путь Божий не лёгок, но он честен»
«Бог нам не дал ни меча, ни ружья, чтобы насильно заставлять людей быть христианами. Он дал нам слово. Кто имеет уши, чтобы слышать, – тот услышит. Это наше оружие. Путь Божий не лёгок, но он честен. Он подразумевает непрекращающуюся борьбу с самим собой, со страстями, с неправдами, с сатаной. Это путь любви через страдания, любви к себе, к ближним, ко всему живому, даже к неприятелю. Награда в конце пути, – вечная небесная слава в Царствии Божием».
«Христос посылает нас к волкам не для того, чтобы волки нас растерзали»
Христос своим ученикам сказал: Я посылаю вас как овец к волкам. Быть человеком во все времена и при всех обществах было исключительно тяжело. Каждый старается использовать вас, посмеяться, подставить ногу… Вы и сами, конечно, это знаете. Но Христос посылает нас к волкам не для того, чтобы волки нас растерзали, а чтобы мы своими поступками, своей верой показали им, что значит быть в стаде Христовом. Чтобы хоть иногда волк преобразился, понял, что не делает хорошего, покаялся и поклонился стаду Христову. Но, конечно, существует и опасность, что овца, не имеющая довольно веры, подумает, что “c волками жить – по-волчьи выть”, соблазнится и станет волком, заменит копыта когтями, научится выть».
«Унижать нас может кто угодно, но унизить – никто, кроме нас самих»
«Гнев ничему не помогает, только наносит вред тому, кто гневается. Некоторые люди считают, что их обязательно должны послушаться, хотят быть в центре всего. Родители часто перебарщивают и требуют послушания от своих уже взрослых детей. Из-за гордости и тщеславия так же часто случаются недоразумения. Унижать нас может кто угодно, но унизить – никто, кроме нас самих, наших дел и поступков. Нужно оставаться спокойными, даже когда другие специально стараются вызвать ваш гнев».
«Всё можно решить, вооружившись терпением и доверием»
«Минуты слабости бывают у всех. Но после, когда человек соберется с духом, становится ясно, что и неудачи имеют свой смысл. Помню, шёл я как-то пешком в монастырь. Идти далеко, льет дождь, я без зонта, ноги вязнут в размокшей грязи. Подумалось: “Господи, я что, в кабак направился, что со мной такое происходит?” А потом, поразмыслив, сам себя спросил – где же моя сила воли? Всё можно решить, вооружившись терпением и доверием».
«Наш долг – изложить истину, которую знаем, перед тем, кто хочет слушать»
«Как сказал святой Иоанн Златоуст, наш долг не в том, чтобы убедить противника, а в том, чтобы изложить истину, которую знаем, перед тем, кто хочет слушать. Если он не хочет, мы не должны заставлять его. Его собственный долг – убедиться, потому что никто никого не может убедить, пока тот не убедится сам. То есть наш долг изложить истину, а имеющий уши да услышит, как сказал Христос. Тому, как говорит апостол Павел, кто нашел себе учителей, угождающих ученику, тех, что будут рассказывать приятные сказки, избегая истины, мы не можем помочь. Значит, наш долг помочь всякому, кто может и хочет слышать».
«Да будем мы с Господом, и Он с нами, и будь, что будет»
«Господь да пребудет с нами, и мы с Ним, а Он от нас не отступится никогда, лишь бы мы от Него не отступились. А отступиться от Него и Его пути, значит, пойти к греху, к тому, что недостойно имени наших предков и нас самих – всегда. Да будем мы с Господом, и Он с нами, и будь, что будет. А будет добро, потому что всякое добро – от Бога». |