(составленная оптинским старцем схииеромонахом Анатолием Потаповым).
Избави мя, Господи, от обольщения богомерзкого и злохитрого антихриста, близгрядущего, и укрой меня от сетей его в сокровенной ...
Письмо одной матери, об избрании королевы красоты. Святитель Николай Сербский
Вы в безумной радости сообщаете мне, что Ваша дочь избрана королевой красоты, и словно ожидаете моих поздравлений. Мне и писать об этом стыдно, и вместо поздравлений я выражаю Вам свое глубокое соболезнование.
Почему-то Вы еще пишете в письме: "Моей дочери, как образованной девушке, это очень лестно". Что сказать об образованных и необразованных в наше время? Среди множества различных кризисов современности кризис образования – один из главных. Кто знает, кого скорее можно назвать образованным: какую-нибудь городскую даму или стыдливую деревенскую пастушку? Здесь трудно будет прийти к общему мнению, пока мы не определим понятие образованности и не скажем вместе с народом, что образован тот, кто несет образ, то есть хранит честь. А кто чести не имеет, образованным быть не может, где бы он ни жил, какое бы положение ни занимал, сколько бы знаний ни скопил.
В наших сербских деревнях о красоте говорили шепотом, а о нраве – в голос. Это исходило из глубокого народного сознания, что красота – нечто преходящее и от человека не зависящее, а характер постоянен и зависит от воли человека. Слышали народную песню о девице Милице: «Я не волшебница, чтобы тучи гонять, я девица, чтобы себя охранять»?
Избрание королевы красоты – возрожденный обычай древних латинских народов. По сути, это не что иное, как искусно прикрытая торговля белыми рабами. Известны ли Вам судьбы таких красавиц? Они страшны! Невенчанные браки, внебрачные дети – бедные дети! – сенсационные бракоразводные процессы, самоубийства. Вот та стезя, по которой чаще всего следуют королевы красоты! Неужели и Ваша дочь…
Лучше было бы дать ей прочесть о героической гибели ее отца на горе Цер, чем вывести ее на этот ярмарочный и опасный спектакль. Кто может поручиться, что Ваша радость не обернется вскоре глубокой печалью и стыдом, таким стыдом, от которого Вы при свете дня будете прятать лицо? А соседи будут злорадно насмехаться над Вами, и это еще больше будет терзать Ваше сердце.
Из всех искушений, которые человеку надлежит преодолеть, красота – одно из самых сильных. Святые великомученицы Екатерина и Варвара, Анастасия и Параскева и многие другие преодолели его, ибо познали другую красоту, ту, что дороже физической. Но сможет ли преодолеть его Ваша дочь, которая не обладает духовным зрением, которая добровольно пошла на это торжище? Да поможет ей крепкий Господь! Но красота, как и богатство, и больше, чем богатство, ведет к надменности, а надменность – престол, с которого неминуемо срываются в адскую бездну.
Американские киноторговцы выдумали ради большей прибыли, что Иуда-предатель был самым красивым из двенадцати апостолов. Это, конечно, не доказуемо ничем, кроме смерти Иуды. Конечно, вы слышали и читали, что гибель его была подобна гибели многих современных королев и королей красоты. Этот "прекрасный" Иуда после предательства Сына Божия, бросив сребреники в храме, пошел и удавился.
Тому, кто далеко зайдет по тропе диавольской, трудно вернуться назад. Что Вам посоветовать? Как можно скорее выдайте свою дочь замуж; чем скромнее будет жених, тем лучше; выдайте за какого-нибудь пекаря или кондитера (конечно, если благочестивый человек не побоится взять на себя такую ответственность). Только в этом случае Вы можете надеяться на законных внуков и благословение Божие.
Силой Своей Творец может сохранить человека от падения на скользком пути, по которому он по незнанию или по немощи следует. Да поможет Он Вам и тем, кого вы любите сильнее всех на свете,– Вашим детям!»
Святитель Николай Сербский
Комментарии
Всего комментариев: 3
2015/03/27, 08:27:02
Спасибо за статью. Спаси Господи!
Николай
2015/03/26, 10:35:54
Что красит девушку? Не яркий цвет помады,
Не золото, не бархат, не шелка.
Что красит девушку? Какою быть ей надо?
Об этом говорят во все века:
Не гордой, а приветливой и скромной,
Не дерзкой, а послушной и простой,
Чтоб, чистотою покоряя мир огромный,
Она бежала бы от болтовни пустой.
Нет скверных слов, нет выкриков хвастливых,
Красавице такое не к лицу,
Нет взглядов неприличных и блудливых,
А есть почтенье к матери, к отцу.
Красива та, которая умеет
Себя смирить и ближнего простить.
Прекрасна та, которая не смеет
Себе позволить лгать, хамить и мстить.
Блистает ярко красотой чудесной
Та, у которой совесть говорит:
«Будь целомудренной, трудолюбивой, честной,
Такою быть Сам Бог тебе велит!»
Сегодня многие желают быть иными
И рабски служат ложной красоте.
Желаю, девушки, я вам не быть такими,
А всеми силами стремиться к чистоте.
Когда любовью, верой, добротою
Наполнен будет жизни каждый час,
Тогда спасительной небесной красотою
Господь чудесно всех украсит нас!
Андрей
2015/03/25, 18:28:40
О КРАСОТЕ. Из наставлений старца Сампсона (Сиверса)
- Батюшка, губы красить можно?
- Это оскорбляет образ Божий и образ Божией Матери. Грех, грех! Почему священнику ни в коем случае не разрешил бы, чтобы он как-нибудь пускал бы таких в Церковь и подпускал бы таких к Чаше. Видишь в чем дело? Красить губы - это признак духовного блуда. Есть духовный блуд, вы называете «флирт». Всякий флирт (заманивание своей красотой мужчин есть флирт) – это духовный блуд, вменяется в грех блуда. Вот почему флиртовать глазами, губами крашенными, этой штукатуркой, красками разными – это есть блуд! И в день суда они будут осуждены как блудники, как искусители мужского пола. А что вы приманкой хотите быть мужчин? Это разве не блуд? Чистая девушка, которая собирается быть монахиней или жить ради Бога, она разве будет прикрашиваться, примазываться? Она будет, какая она есть. А все красивы по-своему! Некрасивых нет! Поверьте мне: даже если с лошадиным лицом, она по-своему красива.
Как-то спрашивали меня: «Ну, почему же я такая некрасивая? Почему меня Бог создал такой некрасивой? Я отвратительна. » Это РОПОТ! Я отвечаю: «Бог тебя создал особо и возлюбил, чтобы ты не имела брани из-за своей красоты.» Какое несчастье быть красивой! Какая это злая приманка для молодых людей. И сколько блуда гнездится в этой красивой душе! Хотя она не блудная, но она собой уже блудница. Вы никогда не думаете, никогда не пришло вам на память, как вам придется умолять Бога за то, что вы соблазняли, не зная, на блуд, совратили кого-то своим внешним видом? Хотя у вас блудных чувств и не было, а вы – блудница и совратитель: кто-то из мужчин совратился, а вы будете отвечать ненароком. И вам придется Богу молиться за него, а вы не молитесь. Вы в долгу! Дело ведь не такое простое.
Вот лошадиное или свинячье лицо бывает – некрасивое, да? А сердцем девушка очень хорошая: она добрая, она смиренная, она кроткая, она чистая, она – избранница Божия. А красота какая-нибудь, классическая, римская красота - это мученица, это страдалица. Сколько она приносит зла себе и людям! Но что, если она не понимает этого? Я хотел сказать, вернее, повторить о том, что какой подвиг у красавиц или у красивого пред Богом: если он сохранит чистоту и никого не соблазнит – это ему вменится в большой подвиг и мученичество. Это очень редко бывает! Очень редко, чтобы такие красавицы уходили бы в монастырь, чтобы уберечь свою подлинную красоту, чтобы в келье у себя они бы не осознавали, что они красивые, чтобы они не вертелись перед зеркалом и не прихорашивались. Это величайший дар – быть красивой – дар Божий! А подправлять косметикой на мнимую красоту – это грех, вменяется в ропот, во-первых, во-вторых, в оскорбление образа Божия и образа Божией Матери! … [любой] дар Божий, он дается человеку для того, чтобы пользоваться им во благо, во славу Божию, да? А не на радость сатане и ангелам его.6
А мир говорит так: «Ну, как же так, мы живем один раз в жизни, мы должны воспользоваться тем, что Бог дал нам такие дары, такие знания, такой опыт, такие способности, чтобы нам покрасоваться.» Так говорит человек маловерующий, он не понимает, что он ругается над даром Божиим. Это тонкий ропот. Такой разговор нам вменяется в грех ропота, скрытого неясного. Не всякий духовник поймет, даже N, что это ропот. А ропот – это оскорбление Духа Святаго. Нужны покорность и благоговеинство пред милостью Божией, да? Их надо нам в себе возгревать. Если бы мы, конечно, понимали всегда, что мы ходим в присутствии Божии: пьем, едим, сидим, разговариваем, так?, переодеваемся, моемся – а Бог на нас смотрит, Бог нас видит! Тогда было бы меньше греха, да? Был бы постоянный стыд, постоянный страх пред ним, и бегание греха: как бы Его, Всеведящего, не оскорбить!..
Иеросхимонах Сампсон (Сиверс). Из частных писем. Расшифровка аудио записи («Старец иеросхимонах Сампсон (1898-1979). Жизнеописание, поучения, письма.» Диск 3, track 9)