Сердце мое возлюбило Тебя, Господи, и потому скучаю по Тебе и слезно ищу Тебя. Ты украсил небо звездами, воздух - облаками, землю же - морями, реками и зелеными садами, где поют птицы, но душа моя ...
В православии мало пошаговых инструкций. Духовная брань — бесконечное личное творчество. В помощь новоначальному — краткое наставление святителя Игнатия (Брянчанинова) о том, как важно для христианина быть внимательным к себе, а также несколько практических советов, как в течение дня, посреди суеты, удержать внимание.
Душа всех упражнений о Господе — внимание. Без внимания все эти упражнения бесплодны, мертвы. Желающий спастись должен так устроить себя, чтоб он мог сохранять внимание к себе не только в уединении, но и при самой рассеянности, в которую иногда против воли он вовлекается обстоятельствами. Страх Божий пусть превозможет на весах сердца все прочие ощущения: тогда удобно будет сохранять внимание к себе, и в безмолвии, и среди окружающего со всех сторон шума.
Благоразумная умеренность в пище, уменьшая жар крови, очень содействует вниманию к себе, а разгорячение крови, как то: от излишнего употребления пищи, от усиленного телодвижения, от воспаления гневом, от упоения тщеславием и от других причин — рождает множество помыслов и мечтаний, иначе — рассеянность. Святые отцы предписывают желающему внимать себе, во-первых, умеренное, равномерное, постоянное, воздержание в пище.
Проснувшись — в образ ожидающего всех человеков пробуждения из мёртвых — направь мысли к Богу, принеси в жертву Богу начатки помышлений ума, ещё не принявшего на себя никаких суетных впечатлений. С тишиною, очень осторожно, исполнив всё нужное по телу для вставшего от сна, прочитай обычное молитвенное правило, заботясь не столько о количестве молитвословия, сколько о качестве его, то есть о том, чтоб оно было совершено со вниманием, и, по причине внимания, чтоб освятилось и оживилось сердце молитвенным умилением и утешением.
После молитвенного правила, опять всеми силами заботясь о внимании, читай Новый Завет, преимущественно же Евангелие. При этом чтении тщательно замечай все завещания и заповедания Христа, чтобы по ним можно было направлять свою деятельность, видимую и невидимую. Количество чтения определяется силами человека и обстоятельствами. Не должно обременять ум излишним чтением молитв и Писания, также не должно упускать обязанностей своих для неумеренного упражнения молитвою и чтением. Как излишнее употребление пищи расстраивает и ослабляет желудок, так и неумеренное употребление духовной пищи ослабляет ум, производит в нём отвращение от благочестивых упражнений, наводит на него уныние. Для новоначального святые отцы предлагают частые молитвы, но непродолжительные. Когда же ум возрастёт духовным возрастом, окрепнет и возмужает, тогда он будет в состоянии непрестанно молиться. К христианам, достигшим совершенного о Господе возраста, относятся слова святого апостола Павла: Желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения (1 Тим. 2, 8), то есть бесстрастно и без всякого развлечения или парения. Свойственное мужу ещё не свойственно младенцу.
Озарившись при посредстве молитвы и чтения Солнцем правды, Господом нашим Иисусом Христом, да исходит человек на дела дневного поприща, внимая, чтоб во всех делах и словах его, во всём существе его царствовала и действовала всесвятая воля Божия, открытая и объяснённая человекам в евангельских заповедях.
Если выпадут свободные минуты в течение дня, употреби их на чтение со вниманием некоторых избранных молитв, или некоторых избранных мест из Писания, и ими снова подкрепи душевные силы, истощаемые деятельностью посреди суетного мира. Если же этих золотых минут не выпадает, то должно пожалеть о них, как о потере сокровища. Что утрачено сегодня, не надо потерять в следующий день, потому что сердце наше удобно предаётся нерадению и забывчивости, от которых рождается мрачное неведение, столько гибельное в деле Божием, в деле спасения человеческого.
Если случится сказать или сделать что-нибудь противное заповедям Божиим, то немедленно врачуй погрешность покаянием, и, посредством искреннего покаяния возвращайся на путь Божий, с которого уклонился нарушением воли Божией. Не медли вне пути Божия! — Приходящим греховным помышлениям, мечтаниям и ощущениям противопоставляй с верою и смирением евангельские заповеди, говоря со святым патриархом Иосифом: Как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом?(Быт. 39, 9). Внимающий себе должен отказаться от всякой мечтательности вообще, как бы она ни казалась приманчивою и благовидною: всякая мечтательность есть скитание ума, вне истины, в стране призраков несуществующих и не могущих осуществиться, льстящих уму и его обманывающих. Последствия мечтательности: утрата внимания к себе, рассеянность ума и жестокость сердца при молитве; отсюда — душевное расстройство.
Вечером, отходя ко сну, который по отношению к жизни того дня есть смерть, рассмотри действия свои в течение мимошедшего дня. Для того, кто проводит внимательную жизнь, такое рассматривание незатруднительно, потому что по причине внимания к себе уничтожается забывчивость, столько свойственная человеку развлечённому. Итак, припомнив все согрешения свои делом, словом, помышлением, ощущением, принеси в них покаяние Богу с расположением и сердечным залогом исправления. Потом, прочитав молитвенное правило, заключи богомыслием день, начатый богомыслием.
Куда уходят все помышления и чувствования спящего человека? Что это за таинственное состояние — сон, при котором душа и тело живы, и вместе не живут, чужды сознания своей жизни, как бы мёртвые? Сон так же непонятен, как и смерть. Во время его покоится душа, забывая самые лютые горести и бедствия земные, в образ своего вечного покоя; а тело!.. если оно восстаёт от сна, то непременно воскреснет и из мёртвых. Сказал великий Агафон: «Невозможно без усиленного внимания себе преуспеть в добродетели». Аминь.
Комментарии
Всего комментариев: 7
2014/03/31, 13:37:28
Господи Иисусе Христе! Помилуй меня грешного.
р.б.Артемий
2014/03/29, 19:44:14
Господи, прости меня грешную, и помилуй!
Татьяна
2014/03/29, 12:54:55
Господи помилуй!Прошу и каюсь прости меня за грехи мои вольные и невольные,ведомые и неведомые.Прости за поспешность,суету ,невнимание,неразумения.Каюсь и молюсь за грехи свои и грехи рода своего.Прошу очисти меня Владыко от всякие скверны и спаси Блаже души наша.Еще прошу дай мне терпения и выдержки.Помоги излечиться и вытерпеть эти испытания которые постланы мне .Научи меня молиться терпеть верить надеяться и любить всех.На все святая воля Твоя Господи.Не введи меня во искушения и избави от лукавого.Слава и благодарность силе Господа!
раб Божий Виктор
2014/03/29, 11:11:17
Не познав темноты, мы чаще неправильно, воспринимаем свет! Потому-что у нас мало учителей, которые знают про СВЕТ! А учитель должен быть ЧЕЛОВЕКОМ!!! И выходит что ЧЕЛОВЕКОВ
среди нас малость!
+++
Выбор; «Право:---слабого стать сильным, чтобы защитится, но это мало кому удаётся!» вик…..!!!
+++
Выбор; «Право сильного защищать слабого; но сегодня это мало кто делает» вик…..!!!
+++
Выбор; «Сегодня мы должны это понять как никогда и сделать выбор ТЕМНОТЫ ИЛИ СВЕТА!» вик…..!!!
+++
« Темнота сегодня остаётся для нас основным существованием нашей действительности в образе людей. Потому что ЧЕЛОВЕКОВ---малость. И это факт!» вик…..!!!
+++
«Логика; она не использует ни правды, ни лжи она суть истиной данного пространства» вик…..!!!
Крупнов Василий Иванович.
2014/03/29, 09:55:48
Боженька Отец наш щедрый и всеблагий!Прости и исцели меня по милосердию Своему! Слава Тебе Боже Слава Тебе Боже Слава Тебе Боже!!!
р.Б. Наталия
2014/03/29, 06:23:51
/Не медли вне пути Божия!/
- К Тебе, наш Бог,
Спаситель и Отец,
И Дух УтЕшитель,
Которого родней и ближе
К нам, болящим, нЕт
И никогда не бУдет.
К Тебе, Святая Троица,
Мы, так или иначе, обращаем взоры.
Да, мы не можем, как святители Твои:
Григорий Богослов, Игнатий Брянчанинов и
Преподобный Симеон(он тоже Твой певец), -
Да, мы сегодня ничего не можем для Тебя, Господь.
Мы всё прошляпили(прошу прощенья за словечко),
Мы обо ВСЁМ СВЯТОМ ЗАБЫЛИ...
Мы потому шлём в пустоту
Слова молитвы, что она - НЕ ПОКАЯННА.
У нас детишки не устроены по жизни,
У нас скандалы с тёщами, с зятьями,
Нам на работах не дают покоя,
И в тишине ночной нам не уютно.
Кусаем языки, грызём от боли губы в кровь.
Каких ещё нам язв не достаёт!?.
Мы видим пред собой сегодня тонны книг,
Духовных наставлений, интернетных сайтов,
Нас зовущих к покаянию,
Но мы никак не отрезвимся(спим).
Как будто есть желание добрА во мне,
Но и оно замешано на страшном эгоизме:
"Меня.
Меня не трогайте,
А остальное - прикладное".
Святитель умоляет нас "не медли"ть,
Но к нам ли это слово?
Мы сегодня тормозИм(процесс обратный).
Помилуй, Господи,
Молитвами святых, Твоих, помилуй.
Спаси, как знаешь Сам, Владыка.
И даже если мы, по слепоте своей,
Не видим своего ПАДЕНЬЯ,
Как-нибудь спасИ
.
Найдётся, может быть,
Хоть капелька в душе надежды с верою святой...
Павел
2014/03/28, 15:10:51
Господь,отец наш небесный,молю тебя прости меня великую грешницу за грехи мои тяжкие.Грешна во всем и нет душе моей покоя от мерзости грехов моих,прости меня и помилуй.Молю тебя Господи не оставь меня рабу твою Ларису со чадами Кристиной,Артемием,даруй нам Господи здравие душевное и телесное.Не оставь нас Господи в житие нашем,помоги нам в нуждах наших,коемуждо по потребе по воле твоей,помоги Господи разрешить мне материальные трудности семьи моей,помоги нам вырваться из нищеты.Прошу помощи не корысти ради,а на благое житие.Ибо все в твоих руках,мы ничего не можем без тебя.Тобой Господи живу,молитвой и верой,любовью твоей.Спаси и помоги Господи! Аминь.