Дивное Дивеево

Вся история девеевской обители

Помяни, Человеколюбче Господи, души отшедших рабов Твоих младенцев, кои во утробе православных матерей умерли нечаянно от неведомых действий, или от трудного рождения, или от некоей неосторожности, ...
На главную Новости Зачем нужен пост перед Рождеством?
Зачем нужен пост перед Рождеством?
28/11/2012 10:53:47

Зачем нужен пост перед Рождеством? Ведь пост — это ограничения не только в пище, но и в развлечениях. В Великий пост оно понятно — впереди крестные муки Спасителя, мы терпим какие-то лишения из сочувствия к страданиям Христа. Но Рождественский пост… Впереди — радость, рождение Богомладенца, и Святое Предание гласит, что Дева совершила рождение безболезненно, «будучи преисполнена радости и крепости». К чему же нам терпеть лишения? На этот и другие вопросы отвечает настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Рыбацком о.Алексий СКЛЯРОВ.
— Прежде всего, не надо воспринимать пост как некое скорбное и тягостное действо. Перестаньте бояться поста. «Пост страшен не нам, а демонам», — говорил свт.Иоанн Златоуст. А Христос предупреждал: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры; ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися… А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим…» (Мф. 6, 16—18). И лучшую одежду нужно надеть. Ибо суть поста не в том, чтобы ходить в мрачном одеянии, рассеянно спотыкаться о камни, изображая покаяние. Нужно, чтобы истинное покаяние было в тебе и чтобы оно рождало радость. Вы подумайте, ведь событие-то какое ожидается великое — приход в мир Спасителя! Бог принял образ раба, сделавшись безпомощным человеком, который нуждается в пище, питии, заботе. И вот из этого малого затем совершается великое дело спасения, Божественным Домостроительством созидается Святая Христова Церковь, которая — подобно горчичному дереву, которое, разросшись, укрывает птиц небесных, — принимает под свой покров людей всех времён. Разве столь уж трудно и горестно нам в ожидании этого чуда урезать себя в малом? Через пост, через самоочищение, через богоугодные дела мы готовимся к встрече праздника. А Рождественский пост особенно радостен, потому что хотя и имеет древнюю традицию, но, как и Петровский, лишён строгости в уставе, в отличие от Великого и Успенского постов. Не был он раньше и столь продолжительным, и лишь со временем, под влиянием монашеских традиций, стал сорокадневным.
С другой стороны, вспомните, с какой службы начинается Рождественское богослужение? С Великого повечерия. Само богослужение носит покаянный характер. И хотя впереди радостное событие — рождение в мир Спасителя, последняя неделя поста особенно строга. Однако никакого противоречия здесь нет. К великому событию следует должным образом подготовить душу.
Ведь и перед Пасхой мы постимся, хотя знаем: впереди — величайшая радость, Праздник праздников, скорбь минует и Христос воскреснет в третий день по Писанию. Но мы постимся, мы готовимся. И каждую среду, и пятницу, и перед Причастием постимся — ибо всё это важные события, перед которыми о многом надо подумать. Пост не отрицает радости предстоящего события — просто это другая радость, мы должны научаться радоваться радостью духовной, а не только телесной. А та телесная радость, которую мы испытываем, когда кончается пост и можно наконец наесться мяса или яиц на Пасху, к самим праздникам — Рождеству или Воскресению Христову — никакого отношения не имеет. Ну не возможность же наесться до отвала мы празднуем!..
— Каковы отличительные особенности Рождественского поста?
— Во всё время поста исключается употребление в пищу мяса и молока. По понедельникам, средам и пятницам не следует есть рыбу и постное масло. После праздника Свт.Николая рыба разрешается по субботам и воскресеньям. Последние дни поста — со второго января — следует питаться только растительной пищей без масла. Особо строгий пост налагается накануне Рождества Христова, когда только один раз, вечером, при восхождении первой звезды, благовествующей о рождении Богомладенца, можно вкусить «сочива» — сухих плодов, смоченных в воде. Кстати, потому-то и сам день называется сочельник.

КАК ЭТО БЫЛО НА СВЯТОЙ РУСИ

«В Сочельник, под Рождество, — бывало, до звезды не ели. Кутью варили, из пшеницы, с мёдом; взвар — из чернослива, груши, шепталы… Ставили под образа, на сено. Почему? А будто — дар Христу. Ну… будто, Он на сене, в яслях. Бывало, ждёшь звезды, протрёшь все стёкла… Первая звезда, а вон — другая… На чёрном небе так и кипит от света, дрожит, мерцает. А какие звёзды!.. Усатые, живые, бьются, колют глаз. В воздухе-то мёрзлость, через неё-то звёзды большие, разными огнями блещут… И звон… Морозный, гулкий, — прямо, серебро. В Кремле ударят, — древний звон, степенный, с глухотцой. А то — тугое серебро, как бархат звонкий. И всё запело, тысяча церквей играет» (И.Шмелёв).
— Порой постящиеся становятся раздражительными, злыми.
— Вот!.. Потому что пост — это искушение, борьба со своими страстями. Не надо заострять внимание только на том, как не съесть куска рыбы в неположенный день или мяса. Истинный постник должен уметь поститься, не показывая другим, что он держит пост. В древнем патерике рассказывается о двух монахах, которые попали в языческое село. Был пост, а их пригласили за свадебный стол. Старый монах смиренно ел всё, что предложили хозяева, в том числе и мясо. Ученик смутился: как же так — пост ведь! Но когда они продолжили путь и набрели на колодец, учитель не стал пить, хотя после мяса очень хотелось воды. Он сказал: «А вот теперь мы будем терпеть и поститься». Вот она — суть поста: он проявил любовь и уважение к людям, не осуждая их обряды, но после наложил на себя пост ещё более суровый. Ведь все наши раздражения — от гордости, но гордость-то эта на пустом месте, ибо если ты постишься, а самого главного — любви — не имеешь, так грош цена твоему посту. Пост же, совершаемый с любовью, светел и радостен, ибо «любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не безчинствует, не ищет своего, не раздражается…» (1Кор. 13, 4—5). А коли будет пост ради поста, а не ради спасения, тут и появляется уныние и раздражение на весь мир.
— Нужно ли выискивать изысканные постные рецепты или лучше готовить проще, не придавая большого значения вкусноте?
— Если хозяйка усердствует на кухне, чтобы угодить своим близким — домочадцам ли, гостям ли, — это тоже проявление любви. Другое дело, что промышленность нынче предлагает всякие суррогаты, вроде масла, в котором, может быть, и нет ничего скоромного, но вкус и вид такой же, как у настоящего. То же и соевое мясо. Зачем этот обман желудка, глаз, вкусовых ощущений? Хотя в Горнем монастыре я ел сосиски из соевого мяса — очень вкусно, будто настоящие… Но монахини делают это для паломников, проявляя любовь к ним. А можно и постные продукты вкусно приготовить. Кто бывал в монастырях, знает, что там даже самая простая пища необыкновенно вкусна: в монастырях много чудных рецептов, а еда приготовлена с любовью и молитвой.
Поэтому не отказывайтесь от изысканной постной пищи — правильно будет отведать и похвалить хозяйку за её труд. Ну, действительно, если ты пришёл в гости, где люди не постятся, — не сидеть же надувшись и бубнить, что ты постишься, сея неловкость? Надо поступить, как тот монах, — есть, что Бог послал, а потом в чём-то другом себя ограничить или милостыню сотворить. В древности была славная традиция: отказывались от обеда или ужина, а сэкономленные деньги тратили на нищих. Это ведь тоже нелегко — заставить себя отдать деньги, и не пять копеек, а приличную сумму. Поступай так и угодишь Богу.
— Батюшка, а можно ли, постясь, не поститься?
— Так происходит, когда мы воздерживаемся от яств, но не воздерживаемся от грехов. Свт.Тихон Задонский писал: «Полезен нам пост телесный, ибо умерщвляет страсти. Но пост душевный непременно нужен, так что и пост телесный без него — ничто. Многие постятся телом, но не постятся душой. Многие соблюдают пост в пище и питии, но не постятся от злых помыслов, дел и слов. Какая им от этого польза?» Однако «не гонитесь за одним постом. Бог нигде не сказал: аще постницы, то Мои ученики; но «по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 35). И диавол никогда не ест и не спит, но всё он диавол. Без любви и смирения, от одного поста и бдения, из человека сделается, пожалуй, бесом».
— А можно ли, не постясь, поститься?
— Да. Когда кто-то употребляет скоромную пищу, но не касается греха. Свт.Иоанн Златоуст поучал, что этот пост лучше и легче, потому что невозможно сослаться на телесную слабость и нездоровье. Участвуй в трапезе, употребляй вино умеренно. Если хочешь вкушать мясо, никто не препятствует. Пользуйся всем, но только воздержись от греха. А вот ещё один пример из древнего Скитского патерика. Один брат спросил старца: «Есть два подвижника: один безмолвствует в келье своей, постится до шести дней в неделю и много полагает трудов; другой же служит больным. Дела которого из них приятнее Богу?» Старец ответил: «Хотя бы тот брат, который постится и безмолвствует, за ноздри повесил себя, и тогда он не может сравниться с тем, который ухаживает за больными».
Пусть же в эти дни слух наш будет чист, взор очей целомудрен, сердечное чувство свято, а слово искренно и наполнено любовью.

 
Комментарии
Всего комментариев: 5
2014/10/24, 22:12:08
Автор статьи Ирина Рубцова
Ирина
2013/03/24, 14:04:33
Спасибо вам большое за ответы!
Анастасия
2012/12/08, 22:21:45
Спасибо за наставления! Слава Богу за все!
Ольга
2012/12/02, 23:08:20
Спаси Господи Вас, батюшка, за наставления!
Евгения
2012/11/29, 10:40:28
Огромное СПАСИБО отцу Алексию за доброе поучение на пост. Все просто и ясно, особенно по притчам.
Максим Юрьевич
Добавить комментарий:
Имя:
* Сообщение [ T ]:
 
   * Перепишите цифры с картинки
 
Подписка на новости и обновления
* Ваше имя:
* Ваш email:
© Vinchi Group
1998-2023


Оформление и
программирование
Ильи
Бог Есть Любовь и только Любовь

Страница сформирована за 0.061588048934937 сек.