31/03/2015 10:47:47
В духовной жизни, чтобы в прелесть не попасть, нужно жить просто — брать все, как оно есть, то есть исходя во всех поступках своих из истинного положения дел и из своей меры. Об этом сказал преподобный Серафим: «Добродетель не груша, ее сразу не съешь». То есть желаемое человеком какое-либо духовное достижение нельзя достигнуть иначе, чем оно достигается вообще, по духовным законам («законно подвизаться»), а это очень связано с тем, чтобы знать свое состояние и свою меру и из нее исходить в своих трудах и усилиях, стремящихся к желаемому, иначе — начало всех прелестей — отсюда!
Не зная себя и потому не исходя в своей духовной жизни из наличного своего состояния и из своей меры, человек и вступает на ложный путь, что и есть начало прелести.
Когда человек, не зная своей меры, не исходит из нее, тогда он во истине не стоит (как Господь сказал о диаволе) (Ин. 8: 44), а, следовательно, вступает в область фантазии и мечтания, а это и есть начало прелести. «Прелесть есть утрата истины», — определяет епископ Игнатий Брянчанинов. И эта утрата истины началом своим имеет утрату истины именно о своем наличном, внутреннем состоянии, тогда и начинает человек ошибаться в своих расчетах и планах о своей духовной жизни, ставит себе цели, не соответствующие его внутренему состоянию и его потребностям в истинном, как правильно и должно, по его состоянию и мере духовного его возраста, а берется за то, что ему хочется и представляется нужным. Молодое деревцо, недавно посаженное, не может дать плодов, нужно ему сначала возрасти, потом дать цвет, тогда уже и даст плод, таким образом, в свое, законное время!
Так и преподобный Григорий Синаит определяет прелесть: «Аще неции совратишася, вреждени бывше умом (что и есть прелесть, утрата истины) веждь яко от самочиния и высокомудрия се постраша». Что же это за «самочиние и высокомудрие», о котором говорит преподобный как о причине прелести?
Сии суть неправые побуждения к духовной деятельности, по причине которых человек делает не то, что ему на самом деле нужно, чтобы правильно духовно возрастать, то есть по причине самочиния и высокомудрия человек начинает действовать несоответственно своему наличному, внутреннему состоянию, — нужно ему одно, а он делает другое.
Итак, незнание своего внутреннего состояния, когда человек не видит, что в нем делается, каков его возраст духовный (в «темноте» живет относительно этого), и не задумывается об этом, не стараясь это прежде всего узнать, он думает (мнит о себе), что у него во внутренней его жизни все благополучно, и потому смотрит только на описание внешних дел, которые делали святые для своего преуспеяния и спасения. Но в том-то и дело, что святые видели, что в них происходит и что им вследствие того нужно, потому и избирали себе дела, кои соответствовали их внутреннему состоянию — что нужно им для исправления своих недостоинств и для восполнения недостающего еще им для их совершенства, а не видящий себя, своего внутреннего состояния, ставит себе цели без всякой связи с его внутренним состоянием — что выдумает.
Так что причина самочиния и высокоумия — незнание себя.
Не зная себя, человек думает, что он может взяться за всякое духовное делание, которое пожелает и выберет, — вот и выбирает себе — «что лучше»! И «прет» изо всей силы, чтобы того достигнуть, а оно ему вовсе не нужно, потому что не ведет к его истинному возрастанию. А обычно даже наоборот — вредит. У кого, например, дом загорелся, а он занялся копанием огорода или еще чем-нибудь, что хотя и полезно, но заниматься этим — не время, когда дом его горит, так и не знающий себя (а ведь человек в состоянии падения и мрака духовного находится на земле — пока-то исцелеет), не зная, что ему нужно, берется за то, что сам себе выдумает, хотя и выбирает из того, что делали святые, но они делали, что им было нужно — зная себя, а этот, не зная себя, делает, что захочет. Вот и разница.
В состоянии падения вообще всякому человеку свойственно думать о себе высоко, так как думает, что все у него исправно, думает же так потому, что не видит, что в нем делается.
А раз все исправно, то можно и делать, что выберет себе человек. Так и было бы, если он был бы внутренно здоров, но этого-то и нет. Когда же он лечился, если внутренней своей болезни не видит и не знает, какое лекарство нужно для его болезни?
А болезнь падения такова, что человек поступает во всем по любви к себе и отсюда действует по пристрастию — так вообще во всех делах жизни, так и в духовном.
Не видя себя, каков он есть на самом деле, он «мнит» о себе, что он хорош и все у него в порядке, потому и, выбрав себе какую понравится цель, стремится к ней изо всей силы, думая, что все дело в том только, чтобы сильнее и упорнее делать, не отступая. Таким образом, от неправильного мнения о себе (что и называют отцы «мнением») человек по самоугодию и пристрастию действует самочинно и высокомудренно, и отсюда начинается у него прелесть.
Поэтому нужно человеку, хотящему проходить правильную духовную жизнь, прежде всего — познать себя! Конечно, если человек не готов еще, как он может видеть себя? Это принадлежит довольно высокому уже духовному возрасту и сразу, по одному только желанию, не появится. Поэтому, слыша у отцов, что мы «в падении», нужно на это и обратить свое внимание: наблюдайте за собою — говорит Господь в Евангелии (2 Ин. 1: 8), — подмечать свои неправые дела, и слова, и даже мысли и отсюда познавать в себе лично это «падение», а поскольку еще не видим этого ясно и подробно — верить, что мы испорчены, и много в нас скрывается зла и его влиянием мы почти всегда руководствуемся в своей жизни. Верить нужно этому, и помнить, и быть осторожным в своих словах и поступках. Так, веруя и исходя во всем из убеждения, что зло скрывается и действует в нас очень сильно, всегда рассчитывая на это, стараться и замечать это в себе, и тогда, убедившись в этом, в своей жизни человек «стоит в истине», смиряется и укоряет себя отчасти потому, что видит свои неправые дела и мысли, отчасти же, поскольку не видит еще ясно, верует этому.
Тогда не остается в нем ни «мнения» о себе, ни самочиния и высокомудрия, потому и безопасен он от прелести.
Познавая свои недостатки, человек старается победить их, действует, уже сообразуясь с этим и противодействуя им, тогда начинается в нем правильная духовная жизнь, далекая от прелести, в смирении, скорби, в борьбе со своим злом и отсюда в истинном преуспеянии духовном, потому что, борясь со своим злом и грехом, он тем угождает Богу, хотящему спасти человека (от чего спасти? — от зла, и греха, и бывающей от греха муки и смерти), и оказывается тогда человек достойным милости и помощи Божией, и посылается ему благодать, просвещающая человека и врачующая его болезнь падения.
Бог гордым (мнящим о себе) противится, смиренным же дает благодать (Ср.: Иак. 4: 6). Тогда начинается правильная духовная жизнь, потому что человек узнал свою болезнь, лечится и приближается к выздоровлению, а это и есть правильная духовная жизнь — приближаться к Богу, побеждая свое зло. Тогда и благословение Господне на делах его, и далеко прелесть. Вся, елико аще творит, — успеет..., ибо в законе Господнем воля его, и в законе Его поучится день и ночь (Ср.: Пс. 1: 3, 2), и, видя в себе нарушение этого закона, борется. За то и благоволит к нему Бог и помогает.
Так что не столько беды в том, что человек во мраке и падении находится, сколько в том, что он не думает о том, не начинает с веры в это, чтобы замечать в себе проявление кроющегося в нем зла и противодействовать ему, но пребывает неисцельным. И это находим мы во всех писаниях отеческих, что причина зла и греха в самом человеке и покоится на незнании самого себя. «Знай себя» — говорил преподобный Серафим в этом смысле, говорил тем, которые берутся за дела, не соответствующие их внутреннему состоянию. «Прежде всего нужно нам смиренномудрие» — опять на это же, основное, указывается и много у отцов. «Нет иного пути, как самоукорение», — а оно опять же от познания себя, от чего смирение и покаяние. |