Дивное Дивеево

Вся история девеевской обители

Молитву преподобный Серафим Саровский считал для жизни столь же необходимой, как воздух. Он просил и требовал от своих духовных детей, чтобы они непрестанно молились, и заповедал им молитвенное ...
На главную Новости 23июня - обретение мощей свт. Василия, епископа Рязанского.
23июня - обретение мощей свт. Василия, епископа Рязанского.
23/06/2010 04:39:54
Источник

Духовное его рождение началось с самого младенчества, во святом крещении. Просвещенный Духом Святым, свт. Василий с юношеского возраста умертвил телесные чувства свои воздержанием, побеждая страхом Божиим в себе все греховное и насаждая в душе и сердце своем все святое.

Первые подвиги своего благочестия он начал в Муроме. Там он принял монашеский постриг, и, когда Промыслу Божию угодно было поставить его святителем пастве Муромо-Рязанской, свт. Василий уже сиял высокими подвигами воздержания, кротости и смирения. Об избрании свт. Василия в сан епископа находится сказание в житии Муромских чудотворцев – благоверного князя Константина и чад его, помещенном в Прологе под 21 мая. В нем говорится так: «Спустя много лет, по преставлении благоверного князя Константина и чад его и по запустении града Мурома от неверных людей, и спустя много лет после благоверного князя Петра и княгини Февронии, прибыл из Киева в Муром благоверный князь Георгий Ярославович и поставил себе двор в Муроме; то же учинили бояре его и все купцы Муромские. Сей князь обновил первоначальную тамошнюю церковь Благовещения Пресвятыя Богородицы и второй храм св. страстотерпцев Бориса и Глеба и поставил у церкви их попрежнему епископа именем Василия, мужа праведна и благочестива».

В списке Рязанских епископов свт. Василий следует за Иосифом, упоминаемым в 1284 г. Иосиф же занимает третье место в Рязанской иерархии, следовательно, свт. Василий был четвертый Рязанский епископ. С 1284 года нигде в летописях нет упоминаний о Иосифе, епископе Рязанском, и надо полагать, что архипастырское служение свт. Василия началось в 1284 – 1285 годах.

Достоверно известно, что Иосиф, епископ Рязанский, предшественник свт. Василия, посвящен в сан митрополитом Максимом, а митрополит Максим управлял Церковью Русской с 1283 по 1305 гг., поэтому нет сомнения, что и свт. Василия посвятил епископом в Муром тот же митрополит Максим, когда ходил он «по всей земле Рустей учате и наказуети, управляте». Ибо лучшим средством к управлению Церковью почитали первосвятители русские поставление в удельных княжествах епископов.

Сопоставляя все известные предания о святителе Василии, первом епископе Переяславля-Рязанского, можно основательно предположить, что родом он был из Муромо-Рязанских земель, так как Рязанское церковное и народное предания знают его избранником Божиим от рождения, младенчества и угодником Божиим от юности до поставления в сан епископа. Свидетельство этому не только особая любовь и благоговейное почитание свт. Василия в наших землях, но и любвеобильное покровительство святителя пастве Рязанской и Муромской и уделам своей Богохранимой епархии, предстателем и заступником которой он является во все времена.

Воспринявши на себя высокий сан архиерейства, в возрождающемся Муроме свт. Василий со всею ревностью истинного архипастыря церкви Христовой, при всемерной поддержке благоверного князя Георгия, начал трудиться в устроении своей паствы: рассеянных монголо-татарским нашествием собирал во едино стадо, изнемогающих укреплял верою, сокрушенных утешал твердою надеждою на Милость Божию, заблудших возвращал на путь правый, страждущих исцелял от немощей душевных и телесных. В таких высоких подвигах добродетели свт. Василий показал себя пастырем добрым, мудрым и неусыпным, милостивым и любвеобильным, незлобивым и смиренным, непоколебимым столпом чистоты и целомудрия. Святитель Василий, пережив со своей Богоданной Рязанской паствой самые трудные годы варварского разорения, не только сохранил епископскую кафедру, но и веру Православную в своих пасомых, являясь для них образцом праведности и благочестия в тяжелых условиях ига нечестивых и упадка духовных, моральных и физических сил народа. «Ангелу Божию подобен был еси», – поется в акафисте святителю Василию.

Но враг рода человеческого восстал на святителя Василия, и, как исконный ненавистник добра, покусился помрачить своими обольщениями славу его добродетелей. В сказании о святителе Василии, которое находится в житии Муромских чудотворцев, свв. блгвв. князей Константина, Михаила и Феодора, говорится так: «Искони ненавидяй добра, иже древний губитель душам христианским, нача на святаго епископа споны творити, яко да прилична его блудному делу сотворить, и вообразуя себе диавол в девицу и объявля всенародно града Мурома из храмины в оконце святительское, яко держит у себя на ложе девицу. Иногда же из храмины проход творяше от епископа».

Однажды бояре и народ собрались к свт. Василию в вечернюю пору и видят «девицу», бегущую вверх по ступеням к святителю, а в руках у нее сапоги. Так устроил враг рода человеческого. Народ, увидевши это, возопил: «О, епископе, недостойно тебе имети девицу в храмине своей, на ложе». Не сумел духовно малоопытный и маловерный народ распознать козни вражии и, обманутый, усомнился в святости своего Владыки. Напрасно свт. Василий уверял народ: «…неповинен я делу сему блудному, еже вы речете ми». Народ разъярился и слушать не хотел его слова. Паства не имеет права сама судить своего архиерея, ибо это есть право Собора святителей. Однако ослепленный вражиими кознями муромский люд с боярами, в самозабвении приступил к самосуду над угодником Божиим. Ослепленный вражьей злобой народ не убоялся восстать на своего святителя, не устыдился честных седин епископа и положил изгнать его из Мурома. Нашлись и такие, которые в неистовстве своем кричали: «За сие дело убием его!"

Тогда свт. Василий попросил их: «Отцы и братия, дайте мне немного времени, до третьего часа дне». Кротость архипастыря и слова, прозвучавшие из глубины невинного сердца, поразили народ, и он, согласившись, разошелся по домам. Оклеветанный праведник всю ночь со слезами молился в соборном храме святых Бориса и Глеба, совершил всенощное бдение, а утром – Божественную литургию. Затем, отпел молебен пред чтимою иконою Пресвятой Богородицы именуемой «Муромская», принесенной из Киева св. благоверным князем Константином. Господь услышал моления Своего угодника и вразумил свт. Василия поступить по слову Его: «А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших… Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой» (Мф. 10,14-23). Затем, взяв на руки чудотворную Муромскую икону Божией Матери, предавши себя Воле Божией, и с надеждою на заступление Царицы Небесной, пошел к реке Оке, чтобы навсегда оставить Муром. Народ хотел было дать ему лодку к плаванию, но святитель Василий, «стоя со образом Богородичным на брезе, снем с себе мантию и простре ю на воду и поступи на ню, нося образ Пресвятыя Богородицы, и абие несен бысть духом бурным и со образом Богородичным противу быстряны речныя, отнюду же река течет». Мантия сделалась для него легким кораблем, а Промысел Божий и заступление Богородицы – кормилом. Увидев такое чудо, муромцы прозрели от дьявольского ослепления и возопили со слезами: «О, святый Владыко Василие, прости нас, грешных рабов своих!» Но святитель Василий был взят от глаз муромцев «в мгновение ока». Так оправдал Бог оклеветанного праведника перед муромским народом, обманутым врагом. Так посрамил Он козни диавола, ищущего погибели христианам.

Свт. Василий оставил Муром после обедни в девятом часу утра, а в третьем часу того же дня, к вечерне, был принесен в Рязань (Старую) расстоянием более двухсот километров от Мурома. Господь чудесным образом известил жителей Рязани о приближении к их городу свт. Василия. Сказание повествует, что рязанцы, перед самым прибытием святителя, собрались в храм к вечернему богослужению, но диакон, вышедший начинать службу, при всех усилиях не мог произнести обычного начала: «Благослови Владыко». Народ смотрел на это с изумлением. Наконец диакон, как бы разрешенный от уз, связавших его уста, провозгласил: «Не могу начинать, Владыко идет, Владыку встречайте!» И весь собор духовенства со святым крестом, а также великий князь Феодор Романович с боярами и народом поспешили выйти на берег Оки, навстречу Богоявленному святителю. Видя его плывущим на мантии, с пречистым образом Богородицы, от умиления простерли руки свои к нему и взывали: «О, Богоявленне нам святителю, прииди и ниспосли нам благодать спасительную, юже от Бога приял еси». С несказанной радостью принял свт. Василия великий князь и весь народ рязанский. Затем святитель, в сопровождении великого князя, духовенства и народа, вошел в соборный храм и возглавил богослужение. С этого времени епископская кафедра навсегда упразднилась в Муроме. И хотя впоследствии Муром получает благословение от епископов Рязанских, но жить туда они уже не возвращаются. Постоянным местоприбыванием их становится сначала Рязань (Старая), а затем ПереяславльРязанский, где навсегда утвердилась кафедра епископов Рязанских и в титуле своем они стали именоваться сначала Рязанскими, потом Муромскими. Но в память того, что св. Глеб был первым князем в Муроме и положил там начало христианской вере, Рязанская и Муромская епископия удерживала долгое время еще и название Борисоглебской, как сказано в летописи «ради одержания града Мурома святому князю Глебу». Впоследствии Муромские земли отошли к Владимирской епархии.

В тяжелые времена свт. Василий был послан Промыслом Божиим во укрепление и утешение своей богоданной пастве рязанской. То было время скорбей, время тяжкого ига монголотатарского и непрестанных опустошительных набегов степных племен на Русскую землю.

В 1288 году на полях рязанских, прежде опустошенных Батыем, явился новый тиран – воин Элортай, сын Тимур-Хозерова. Он опустошил Мордовскую землю, Муром и Рязань. Тут окончательно погибла слава престольного града Рязани, и она уже не смогла подняться из руин и пепла. Древний, дивно красивый, богатый и узорчатый город, столица знаменитого великого княжества со всеми своими храмами и монастырями, исчез навсегда. От него остались лишь земляные валы, памятники укреплений его, древнее городище и село с названием Старая Рязань.

И в наше время святитель Василий, являясь небесным покровителем Рязанской земли, продолжает оказывать помощь всем, кто с верою и усердной молитвой к нему обращается и притекает в Христорождественский кафедральный собор к раке с частицею его святых мощей.


Тропарь святителю Василию Рязанскому, глас 4:

Первее в Муроме святительством почтен был еси,/ из негоже неправедно изгоняем,/ на мантию яко на легкий корабль возшел еси,/ на нейже паче естества яко бесплотен по водам шествие творя,/ промышлением Вышняго и заступлением Богоматере управляем,/ богоспасаемого града Рязани достигл еси,/ и в нем архиерейства престол восприим,/ Богоданную паству Рязанскую добре упасл еси,/ святителю отче наш Василие,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.


Кондак глас 8:

Яко многосветлая звезда от Мурома возсиял еси, святителю Василие,/ по водам же дошед до града нашего Рязани,/ церковь Божию добре упасл еси,/ просвещая люди учением и житием твоим./ Поминай и ныне чада твоя, молим тя, наставниче наш добрый/, и за ны Христу Богу и Пречистей Его Матери молися,/ да благодарною душею зовем ти://радуйся, угодниче Христов и теплый к Богу о нас молитвенниче.

Величание:

Величаем тя/, святителю отче наш Василие/, и чтим святую память твою/, ты бо молиши за нас//, Христа Бога нашего.

 
Комментарии
Комментарии не найдены ...
Добавить комментарий:
Имя:
* Сообщение [ T ]:
 
   * Перепишите цифры с картинки
 
Подписка на новости и обновления
* Ваше имя:
* Ваш email:
Православный календарь
© Vinchi Group
1998-2024


Оформление и
программирование
Ильи
Бог Есть Любовь и только Любовь

Страница сформирована за 0.018676996231079 сек.