30/03/2023 04:49:12
|
преподобный Парфений Киевский (Краснопевцев) |
Кто сам не достиг в меру совершенства и начинает учить других, – погубляет и то, что имел.
О помощи Божией Всякому хотящему спастись надо всем сердцем взыскать Господа; а взыскать Его можно только прилежным и докучным к Нему молением. Ты только молись, проси от всей души Господа, чтобы Он не оставил тебя, а Он вразумит, наставит и от греха сохранит тебя; а сам по себе ничего не сделаешь.
* * * Человек всеми своими усилиями, без содействия Божия, не может располагать ни внешней жизнью своей, ни состоянием души своей. Без Бога ни до порога.
* * * Совершенное обнищание Христа ради – великое сокровище для души: но оно может быть вместимо человеком только при твердом и непоколебимом уповании на Промысл Божий. Имей это упование несомненно – и Господь не попустит тебе умереть с голоду или иметь какую-либо нужду; а усомнись, хотя немного, или взыщи помощи человеческой, или понадейся на себя – Промысл Божнй отступит от тебя. Петр, еще к теле сый, мог идти но волнам, доколе не усомнился мыслию.
* * * Наша человеческая воля есть – только пожелать доброго и изыскивать на то средства, а совершитель и делатель всякого доброго есть Бог, а злое от нас.
* * * При помощи человеческой удаляется помощь Божия. Одному пустынножителю служили Ангелы; а когда приблизились люди и стали служить ему, – Ангелы удалились от него.
* * * Промыслу Божию о нас нет предела. Он невидимо ведет нас. Ничто не случается без воли Божией; всему определен день и час. Возложи все упование на Бога, и Он Будет промышлять о тебе; а пекись о себе сам – Он Будет помогать тебе, но вседействующий Промысл Его отступит от тебя.
* * * Чтобы стяжать терпение в скорбях и искушениях, веруй что все делается с нами по воле Божией.
О молитве Больше всех сокровищ ищи стяжать молитву.
* * * Неизреченная польза проистекает от уединения, но с ним неразлучна должна быть молитва.
* * * Уединение и молитва выше всякого блага.
* * * Стяжавший молитву не имеет времени и поду- мать о чем-либо земном; ему тяжелы и беседы, и видение людей и все отвлекающее его от Бога.
* * * Истинную молитву стяжать неизреченно трудно. Не раз душа за подвиг сей приблизится ко вратам смертным. Но кто уже сподобится стяжать ее, у того она, как болячка, врастет в сердце, и ничто не измет ее.
* * * Любовь к Богу можно возжечь к душе только одною непрестанною молитвою.
* * * Уединение внешнее должно сопровождаться уединением внутренним. Только совершенное удаление от человек, телом и мыслию, может даровать мир душевный.
* * * Чтобы уклониться от смущения и сохранить дух молитвы, уклоняйся от всякого рода бесед и посещений, всему предпочитай уединение и часто размышляй о смерти.
* * * Чистоту телесную и мысленную можно стяжать только непрестанною молитвою и устремлением ума к Богу; пришествие Святаго Духа попаляет и истребляет все страсти.
* * * Нестяжание и молитва необходимы для спасения. Молитва рождает нестяжание, нестяжание – молитву.
* * * Все средства употребляй для снискания мира душевного, и ничем, кроме молитвы и уединения, не откроешь его.
* * * Должно нудить себя и не хотяща к молитве и ко всему благому.
* * * От памятозлобия отвращается Бог. Молящемуся и питающему злобу на ближнего, вместо Ангелов соприсутствуют демоны, и молитва его бывает во грех.
* * * Не должно рассказывать другим о своих подвигах и молитвенном правиле. Хотя бы это было и не из тщеславия, но у тебя отнимется дар, который ты обнаружил.
* * * Молитва истинная есть та, которая вросла в душу и совершается духом. Для стяжания ее великий потребен подвиг умственный и телесный.
О борьбе со страстями и о стяжании добродетелей Рассуждение выше всех добродетелей; чрез него душа противится страстям и помыслам, обуревающим ее.
* * * Рассуждение выше всего; терпение нужнее всего; молчание лучше всего; многоречие хуже всего.
* * * Оттого впадаем мы в немирствие с ближним, что не хотим, по слову Господню, отвергнуться самих себя.
* * * Человек облагодатствованный не может быть не мирен или досадовать за что на ближнего.
* * * Должно быть мирным и равнодушным во время гнева ближнего на нас, не трогаться словами, не смущаться угрозами, ибо они не могут иметь на наше будущее ни малейшего влияния; будет только то, что определил Бог.
* * * Гнев, тщеславие или высокоумие и осуждение ближнего отгоняют благодать Святаго Духа.
* * * Малейшее пристрастие не только к человеку, но и к вещи, наводит гнев Божий и дает место тли.
* * * Царствие Божие нудится, и нуждницы восхищают его. Это насилие не ограничивается одним воздержанием от страстей и пищи, но простирается на все внутренние и внешние действия и движения наши. Делай все вопреки хотению плоти: хочется лечь покойнее – принудь себя на противное; хочется облокотиться сидя – воздержись; и так во всем.
* * * Излишество в пище наносит душе больший, вред, нежели телу, и излишний сон – от излишней пищи.
Нищелюбие и нестяжание – великие сокровища уготовляют душе.
* * * Для достижения совершенной чистоты не имей привязанности, даже духовной, ни к человеку, ниже к вещи; люби всякого любовию совершенною, как самого себя, но без пристрастия, то есть не желай видения или присутствия любимого человека и не услаждайся мыслию о нем.
Для приятия Святаго Духа необходимо изнурить плоть; даждь плоть – и приими Дух.
* * * В тучном теле не вселяется Дух Святый, хотя бы кто и добродетелен был. Для того, чтобы храмом Божиим, надобно, чтобы душа и тело были чисты и святы.
* * * В простых сердцах почивает Дух Святый. Простота внутренняя должна изливаться и на все внешнее наше; простота во всем: в речах, в наружности. Не представляйся благоговейным, не смотри вниз, не говори притворно тихим гласом; а то, хотя и с добрым намерением сочиняешь наружность свою, благодать отступит от тебя.
* * * Никогда не должно скоро последовать своему помыслу, хотя бы и он благ являлся, но испытывать его временем.
* * * Крайне опасно последовать своим мыслям и рассуждению в деле спасения. Наш ум – ограниченное око плоти, которое может только видеть и распределять дела внешние и вещественные; а пути высшие должны мы предавать Самому Богу чрез отца нашего и наставника, и во всем следовать его рассуждению.
* * * Наши желания и намерения безпрестанно изменяются и рассеиваются, как прах. И так, всеконечно, должны мы умертвить свою волю и предаться воле Водителя нашего.
* * * Берегись осуждать ближнего, а чтобы не впасть в сие искушение языка, не присматривайся к чужим поступкам.
* * * Враг наводит уныние на всякую душу, хотящую спастись.
* * * Враг неусыпно борется с нами. Прежде борет он нас с шуией стороны, то есть искушает нас нашими же страстями и похотями; а когда не успеет побороть с шуией, борет нас с десной, то есть в самых добрых делах наших устрояет сети к падению.
* * * Чем ближе приблизишься ты к Богу, тем сильнее враг ухватится за тебя. Потому-то, аще приступаеши работати Господеви, уготови душу твою во искушение.
* * * Враг во все наше доброе всевает свои плевелы.
* * * Страх Божий более поста и всех подвигов измождает плоть. Кто стяжал его, для того нет на земле ни скорби, ни радости.
* * * Потеря благодати страшнее всех потерь; нет бедственнее состояния, как состояние человека, потерявшего благодать, весьма немногие возвращали ее величайшими подвигами. Подобно иметь непрестанную бдительность, чтобы сохранить ее. Она дается нам туне, по единому милосердию Божию; но к сохранению ее мы должны прилагать все свое тщание.
* * * Всякая благословенная душа есть проста, справедлива, милостива, любезна, негорда, незлобива, невеличава, не презорлива, воздержна и боящаяся Бога.
* * * Незлобие и простота паче всех добродетелей низводит на нас благодать и милость Божию. И добре жительство, и добре творить, добре мыслить – несть жертва Богу, а долг человеческий пред Ним.
* * * Смерть вожделенна для любящих Бога, но страшна не уготовавшимся.
* * * Хранение чистоты телесной должно сопровождаться хранением чистоты мысленной.
* * * Честь, от человек бываемая, должна быть ненавистна душе, ищущей спасения и познающей свою немощь.
* * * Зло пристает к нам, как заразительная болезнь. Если будешь часто обращаться с язычным, с клеветником, с миролюбцем, – и сам незаметно впадешь в те же пороки. И наоборот: обращайся часто с мужем духовным и молитвенником, – и в тебя перельются те же добродетели.
* * * У человека нечистого и страстного и вещи его заражены его страстями; не прикасайся к ним, не употребляй их.
* * * Молчание есть великая добродетель; многоглаголющий не исправится на земле.
* * * Многоречие отгоняет благодать и погубляет теплоту души.
* * * Не хитри в деле спасения; не изыскивай особенных путей; не налагай на себя особенных подвигов; а как придется, как пошлет Господь силу тебе; только непрестанно и нещадно нудь себя на все благое.
* * * Также до конца сделайтесь милостивыми ко всем, да стяжите Друга Бога милостынею.
О монашестве Нищета и нестяжание – необходимое достояние монаха.
* * * Хотящий быть истинным монахом должен иметь крайнее нестяжанне, изыскивать, как бы обойтись и без необходимого.
* * * Монах должен сам служить себе во всем и питаться трудами рук своих.
* * * Монах должен жить один, а другой с ним – Господь.
* * * Для истинного монаха не существует никто и ничто на земле. Его радость и наслаждение непрестанная молитва. Он любит всех людей, но скучает с ними, потому что они отлучают его от Бога.
* * * В язычном иноке и многоглаголивом сомнительно спасение; молчание собирает, а глаголание расточает.
* * * Монаху самый верный путь ко спасению – уединение и в нем непрестанная молитва. Без молитвы нельзя снести уединения; без уединения нельзя стяжать молитвы; без молитвы никогда не соединишься с Богом; а без сего соединения сомнительно спасение.
* * * Вот вы ученые монахи, набравши себе правил, помните, что одно нужнее всего: молиться и молиться непрестанно, умом в сердце Богу, – вот чего добивайтесь.
* * * Украшение монаху – келья его, то есть неисходное в ней пребывание. Никто не возвращался в келью свою таким, каким вышел из нее.
* * * Поругание, биение и заушение есть человеку инокующему – дар Божий и Благодать свыше; святые скорбями совершаются.
* * * Хорошо с Богом везде, а без Него очень скучно и в раю, и в аде; ибо подобный небесному и на земле есть рай, есть и ад, только невидимые, и на земле; только здесь все невидимо, а там все видимо – и Бог, и рай, и ад.
* * * Если Бог с нами невидимо на земле – это знамение, что Будет с нами и на небеси. Если же не узрим сердцем на земле Бога, и в небе не узрим.
* * * Монах, нерадивший о своем спасении, есть ругатель Божий. Лучше бы монаху согнить во чреве матери своей, когда он не печется о своем звании.
* * * «Схимничество есть – посвятить себя на молитву за весь мир», – это глас Владычицы Пресвятой Богородицы преподобному Парфению.
О Чтении Слова Божия Чтение Псалтири укрощает страсти, а чтение Евангелия попаляет терние грехов наших: ибо слово Еожне огнь поядаяй есть. Однажды в продолжение сорока дней читал я Евангелия о спасении одной Благотворившей мне души, и вот вижу во сне поле, покрытое тернием. Внезапу спадает огнь с небесе, попаляет терние, покрывавшее поле, и поле остается чисто. Недоумевая о сем видении, я слышу глас: терние, покрывавшее поле, – грехи благотворившей тебе души; огнь, попаливший его, – слово Божне, тобою за нее чтомое.
* * * Имев правилом своим ежедневно читать Евангелия книжно в вечер, заутро и пополудни по единому Евангелисту и прочитывать часто все Четвероевангелие, старец давал это правило и ученикам своим, духовным своим детям. Дарил им и книги Евангелия со своими надписями, каковы:
* * * «Вот тебе передаю благодать – Святое Евангелие. Совершай прочтение в седмицу четырех Евангелистов единожды, да сподобишься Благодати и разума Божия истинного и добрую кончину получити, веч наго наслаждения, видением трех Ипостасей, сияющих в Божестве Единосущнем, не лишишися».
* * * «Вот вам, чада Божии, СТРАСТНОЕ ЕВАНГЕЛИЕ. Прочитывайте, когда прилучится, а паче в скорбное время, да утешит Господь тогда. Любящему Господа вся поспешествуют, и хорошо с Богом быти, а скучно без Него, и вся тогда злая нам».
* * * «Сию книгу – Евангелие Святое дарю за послушание мне чаду моему духовному... Приими сию Заповедь от Мене недостойнаго: совершай прочтением в две недели всех четырех Евангелистов. Сия Книга есть мати всех книг, также она есть молитва над молитвами, и есть управитель в Царствие Небесное, и в разум истинный на земле человеков приводит, и сподобляет зрети Бога сердцем еще во плоти, а лицем к лицу в грядущем веце удостоивает наслаждатися сладким видением Святыя Троицы».
* * * «Вот тебе, чадо духовное, мое Евангелие. Молися и за меня и поминай лювовь мою к тебе; а паче молиси честным житием и простодушным. Терпение нужднейше всего, девство храни, молчания придерживайся: ибо в язычном иноке и многоглаголивом сомнительно спасение; молчание собирает, а глаголание расточает. Крепко молись, не жалей себя. Поругания, биения и заушения есть иноку Дар Божий и благодать свыше».
* * * «Буди на тебе благословение Божие, чадо мое духовное, покров несомненной нашей надежды Богородицы и помоществование Чудотворцев Печерских. Вот тебе заповеданное правило иноческое: от сна восстав – акафист Спасителю, а ко сну отходя – Богоматери и пять кафизм к сутки; Евангелие все в две седмицы, а каноны предай церкви. Не вдавайся в различные чтения, а междучасием Иисусову молитву твори, примешивая к ней и Богородично обрадование. Веси, что суетно спасение человеческое, а о Бозе сотворим силу, и Той уничижит враги наша. Молися и за меня и поминай любовь мою, а тебя поручаю благодати Пресвятаго Духа, аминь. Иеросхимонах Парфений».
* * * «Христос да благословит душу твою, сестра о Христе Еинга, чти сию книгу, да разумеешь, в чем есть воля Божия, и познаешь тайны Его, незабвенно сердцем твоим, молись и за меня, а сей от руки Богоматери ты приемлешь дар Святой, от Госпожи, Печерской Игуменьи, и Моей и Твоей. Схимо-Парфений. 1845 августа 22 дня. Аллилуиа».
жизнь, труды и подвиги преподобного Парфения Киевского / [сост. Ирина Хрулева].
|