Дивное Дивеево

Вся история девеевской обители

Помяни, Человеколюбче Господи, души отшедших рабов Твоих младенцев, кои во утробе православных матерей умерли нечаянно от неведомых действий, или от трудного рождения, или от некоей неосторожности, ...
На главную Новости В гости к святому Неофиту
В гости к святому Неофиту
04/07/2024 04:48:47

Я не ожидала, что, побывав трижды на Святой Земле, а также прожив долгое время в Киккском монастыре, я открою для себя место, которое так глубоко тронет мое сердце и возвеселит душу…

В завершение моих странствий на Кипре Господь сподобил меня поселиться в деревне Тала, что на севере от Пафоса в окрестностях монастыря святого Неофита.

Стоит летний знойный день, и я иду по раскаленной солнцем трассе вдоль вилл и домов с аккуратно остриженными газонами и именными табличками.

Монастырь святого Неофита, Кипр


Мой путь недолгий – всего два километра, но из-за сильной влажности, а также из-за того, что дорога ведет по уклону вверх, дышать становится тяжело и одежда прилипает к телу, и каждый шаг становится размеренным и тяжелым, словно наполненным смыслом.

Вспоминается история из Патерика, когда один подвижник, проделав длинный путь к старцу по пустыне, просил у него глоток воды. А тот ответил ему: «Довольствуйся тенью, ведь иные путники и того не имеют».

А у меня есть и вода, и даже панама от солнца.

Лишь звонкий гул цикад наполняет тишину этого знойного дня, а также редкий автомобиль иногда встречается на трассе.

Возможно, по Божьему Промыслу сейчас в окрестностях монастыря святого Неофита расположено одно из самых престижных поселений – деревня Камарес. Блеск и роскошь мира с его манящими соблазнами соседствуют с менее заметной, но еще более манящей сокровищницей духовной. Монастырь, как оазис спокойствия, тишины и молитвы, соседствует с палящим зноем мирских забот.

Это два мира, которые существуют по соседству, но кажется, что не пересекаются друг с другом. И как бы в подтверждение этому ландшафт меняется по мере моего приближения к монастырю. Скудная растительность сменяется коренастыми оливами, раскидистыми кедрами и стройными кипарисами. Гористая местность сменяет равнину, и со склонов гор веет легкий бриз и аромат деревьев и кустарников, дающих долгожданную прохладу и отдохновение от полуденного зноя.

Кажется, что святой Неофит незримо пребывает здесь и с любовью встречает каждого путника

Местные птицы плавно парят между склонами, в воздухе царят покой и умиротворение. Кажется, что святой Неофит незримо пребывает здесь и с любовью встречает каждого путника.

Атмосфера больше напоминает обители Святой Земли, такие как монастырь Георгия Хозевы, хотя местность и не такая пустынная.

Я вхожу в монастырские ворота, и меня встречает множество еще более тропических деревьев и кустарников, а перед взором предстоит скальный комплекс Энклистра (что в переводе с греческого означает «затвор», «закрытое помещение») с пещерами и кельями – древняя обитель св. Неофита. В известняковой скале помимо келий виднеется множество маленьких круглых отверстий, в которых живут птицы. Именно в этой пещере, вырубленной своими руками, святой прожил в полном затворе и уединении 11 лет…

Этот скальный комплекс двухъярусный. На первом ярусе расположена основная пещера, состоящая из кельи святого, а также алтаря и часовни. Впоследствии именно эта пещера превратится в скит.

Чуть повыше имеется второй ярус с двумя кельями. В одну из них, которую он с любовью назвал Новый Сион, святой переместился во время создания скита и росписи фресок, вновь найдя там безмолвие и уединение. Эти кельи выглядят еще более неприступными и аскетичными, так как расположены на отвесном склоне и взобраться туда можно лишь по маленьким каменным выступам. Сейчас вход туда запрещен по соображениям безопасности.

Сердце учащенно бьется в предвкушении радостной встречи, и я спешу подняться по каменной лестнице наверх к пещере святого Неофита. Это мой не первый визит, но каждый раз радостное предвкушение наполняет сердце.

Доброжелательный охранник уже знает меня, говорит: «Добро пожаловать», – и сразу пропускает.

Фрески монастыря святого Неофита. Фото автора


И вот небольшой узкий вход, и я в пещерном храме, на сводах и стенах которого необычайной красоты фрески. Они относятся к Комниновскому периоду, который широко известен как «золотой век» иконописания и фресок на Кипре. Сам стиль, натуральные краски и, конечно же, необычайно выразительные и «живые» лики уникальны и никого не оставляют равнодушным. Даже неправославные туристы из различных стран замирают в восхищении.

При входе в храм на противоположной стене меня встречают фрески святых отцов и подвижников нашей Церкви, таких как преподобные Антоний и Макарий Великие, Паисий Великий, святой Евмений. Их взгляды трогают душу; кажется, что они застыли в созерцании Нетварного Света, одновременно сосредоточенные и восторженные. Но этот восторг не от мира сего, он не страстный или эмоциональный, но тихий, созерцательный.

Создается такое ощущение, что здесь все замерло в молитве и богообщении, и сами стены, святые и ангелы на росписях – всё находится в непрестанном предстоянии перед Богом, в общении с горним миром.

Надо сказать, что все три пространства являются частью одной пещеры, разделенной на келью святого, храм и алтарь.

Приложившись к иконам святого Неофита, Господа Иисуса Христа и Богородицы, я вхожу во второе помещение – алтарную часть. Сейчас там не проводят литургию, и она открыта для входа всех посетителей, чтобы у каждого была возможность увидеть древние фрески. Конечно, сохраняется строгий запрет прикасаться к престолу. Для меня это до сих пор алтарь – Святая Святых и место особого благоговения, это пространство предстояния перед Богом и сугубой молитвы. Каждый раз я вхожу туда со страхом Божиим, всегда памятуя о том, сколько раз там совершалась литургия, сколько раз хлеб и вино претворялись в Тело и Кровь Христовы, о том, что низкие своды алтаря отверсты небесам и эти стены вмещали ангельское воинство, которое незримо присутствует на каждой литургии.

Здесь ничего не изменилось со времен жизни подвижника, и есть такое ощущение, что он и сейчас живет здесь

И вот следующий вход ведет в келью самого святого Неофита. Здесь всё вырублено из камня, как и в двух других помещениях: ниши в стенах, каменное ложе и каменный письменный столик. Здесь ничего не изменилось со времен жизни подвижника, и есть такое ощущение, что он и сейчас живет здесь, что он всего лишь отлучился на минуту и скоро вернется. Входя сюда, я чувствую, что пришла в гости к старцу.

Именно это трогательное ощущение никогда не покидает меня здесь. В келье время как бы останавливается, и хочется остаться здесь как можно дольше, изливая святому свои горести, трудности и печали, прося помощи, прежде всего духовной, и ходатайства перед Господом.

Взгляд концентрируется на фреске над изголовьем, где святой Неофит припадает к стопам Спасителя. Он изображен без нимба, так как фреска была написана еще при жизни подвижника. И становится намного легче на сердце и душе, словно святой Неофит действительно помолился обо мне перед Богом. Святые – это такой великий дар нашей Церкви для каждого из нас. Они действительно любят, слышат и принимают нас, если к ним обратиться. И так важно иметь такое место, как эта келья, куда можно прийти «в гости к святому», и он радушно примет тебя.

Я слушаю тишину и гул цикад, который все еще доносится извне, но становится более приглушенным и совершенно не отвлекает от молитвы. Мягкий свет, падающий из узкого дверного прохода, расплывается по известняковым стенам, оттеняя мягкие изгибы ниш и очертания фресок.

Как говорил старец Иосиф Исихаст, войдя в любое помещение, можно почувствовать дух (атмосферу) этого места. В келье святого Неофита царит дух тишины и безмолвия, дух бескорыстной любви, а также дыхание вечной жизни и аромат предвкушения Царствия Небесного и ощущение духовной свободы.

Хочется находиться вечно в этом маленьком уютном пространстве. Всё здесь настолько просто, настолько искренне, что становится понятна самая суть вещей, сложные духовные истины становятся более близки и очевидны. Ты остаешься совершенно один, такой как ты есть – без прикрас, без напускного лоска и лукавства мира сего. Здесь нет места для притворства, здесь не важны никакие заслуги, всё внешнее как бы отходит на второй план. Остается лишь сердце сокрушенное и душа, которая наедине с Богом…

В этом незамысловатом интерьере можно увидеть весь смысл нашей жизни. Нет разделения между жилым помещением и гробницей святого – от жизни до смерти как бы один шаг, но между ними молитва, литургия, предстояние перед Господом. Подобно келье нашего сердца, эта келья вмещает невместимое (ср.: Лк. 17: 21).

И, глядя на эту келью, хочется также упорядочить и очистить внутреннюю клеть нашего сердца.

Здесь есть абсолютно всё, что нужно для спасения: ниши в стенах для книг и рукописей, каменное ложе, чтобы дать отдых бренному телу именно в меру, но сохраняя при этом бодрствование и трезвение, низкий каменный столик для написания аскетических трудов находится здесь же рядом с ложем. Здесь нет ничего, что бы отвлекало взор и внимание от духовного. И кажется, что вся вселенная и даже больше сконцентрирована в этом маленьком пространстве.

Подобно кокону, стены кельи как бы обволакивают и обнимают меня, скрывая от суеты внешнего мира, для того чтобы сосредоточиться на внутреннем, на духовном.

Пребывая в пещере, как в коконе, затворник преображается, переходя из одного состояния в другое, более высшее, обоженное

Возможно, аналогия с коконом очень точно описывает жизнь затворника. Пребывая в пещере, как в коконе, человек преображается, переходя из одного состояния в другое, более высшее. Этот процесс называется в аскетической литературе «обожение». Он таинственен и скрыт от посторонних глаз.

Подобно куколке, человек скидывает с себя ветхую оболочку и вот уже на свет появляется «новый человек», подобно прекрасной бабочке (Кол. 3: 9).

Я кланяюсь до земли и беру благословение у святого Неофита перед тем, как покинуть его келью, и обещаю скоро снова вернуться.

Благодарю охранника и спускаюсь по лестнице.

Солнце до сих пор светит ярко, звуки птиц и цикад становятся более отчетливыми, я оставляю то место, где время как бы остановилось, и вновь окунаюсь в мир с его шумом и непосредственностью.

Елена Мишина, https://pravoslavie.ru/161089.html

 
Комментарии
Всего комментариев: 1
2024/07/05, 09:26:49
(глядя на эту келью, хочется также упорядочить и очистить внутреннюю клеть нашего сердца)


- Твоею волею, Творец, и страстным(молодых) желанием родителей
я криком-плачем возвестил, что малый первенец созрел в утробе мамы вовремя
и - рвётся истово к познанию чужого мiра, что раскрылся перед ним.

Быв сорванцом неисправимым, детство я своё таранил не по-детски, рано повзрослев:
во-первых, мне, как "старшенькому", приходилось разделять заботы о семье с отцом и матерью,
которые работали, работали, работали с утра до вечера на "леспромхоз" за плату сносную;
а во-вторых, ватага-улица мне постоянно наносила травмы, вследствии чего лежал я "раненый"
подолгу в чистых беленьких палатах - то мечтал, то книги "взрослые" почитывал.

И вот пятнадцать мИнуло, и, наконец-то, отстрадала (выбитыми мною окнами,
замками взломаными, да испорченным забором), отстрадала "восьмилетка" поселковая моя;
вздохнули так же облегчённо те учителя, в лице которых я возненавидел "химию", "историю".
Зато улыбкой грустной провожал меня мой старенький учитель по "трудам" и "географии"
Иван Будаев("Никанорыч") - дружен был с моим отцом, ему в хозяйстве нашем помогал;
"минутку" находил и для меня - тогда он атлас аккуратно из кармана вынимая с важностью
вопросы о столицах государств, о рЕках и морях мне задавал в виду у всей семьи
и - красовался, не скрывая удовлетворения, он "лучшим из учеников" своих.
Вот он один-то и печалился прощально, расставаясь нЕхотя с своею радостью.

Итак, "Свидетельство об окончании Атерской восьмилетней школы" приношу домой,
демонстративно так выкладываю на, сработаный отцом и мною, стол - "вот нАте вам".
Отец, недолго думая, меня выводит взглядом на крыльцо, садится молча на ступень
и, как-то так несмело, говорит: - Ну вот и всё - ты вырос, сын, так быстро вырос, сын;
теперь за всякий твой проступок - больше уж не стану заступаться за тебя;
что смог тебе я дать, я дал, теперь свободен ты на все четыре сторонЫ.

О, тот полёт души моей - впервые в жизни подростковой - тот полёт! Доселе помнится.

Счастливый и "свободный" убегаю я стремглав к "Паснинке", речке, меж камней струящейся,
где бесконечное - "ку-ку, ку-ку", где ранними утрАми мы ловили хариусов с братом - вилками.
И вот - один под звёздами ночными, яркими, на редкость близкими моим глазам;
один - пою восторженно какой-то гимн несознаваемой Любви под звон неумолкающих цикад:
- Я счастлив. Счастлив так, что ощущаю я Тебя, Неведомый Создатель, в самых тайниках души,
которая благодарит, благодарит, благодарит...

По осени поехал в Пермь, чтоб дальше, дальше возрастать мне в вышину и в ширину;
да тАк вцепился в тот процесс познания закономерности вещей, мне неизвестных ранее,
что уйму дней программу за программой жадно поглощал без устали,
стремясь свой ум обогатить "богатством" знаний, видя в них тогда к свободе путь.

И вот, возможность применить познания в теории - на деле - предоставилась - "распределили" нас,
студентов, жаждущих скорее прикоснуться к чертежам-проектам, сметам, калькуляциям.
С великим рвением, всецело "молодой специалист"-прораб отдался на "служение" народу, Родине,
"служение, единственно достойное", как нам тогда старательно внушали педагоги-воспитатели.
Но, как бы ни был увлечён я вихрем планов ежемесячных, "служение" сие не стёрло-таки памяти моей
о первом-том "свободном" ощущении неизъяснимого полёта в чистоту небесную;
вот тЕм и жил я год за годом, тЕм сносил все нестроения с начальством в кабинетах их;
зато какИми ценными казались мне "объятья" захмелённых, им одним известной "дУрью", работяг.

"Заматерев" со временем подпал соблазну лёгких денег и в деянья противозаконные приписками проник,
и - дальше затянуло бы, да тут наехала внезапная проверка "с области", и вовремя остановили "мОлодца".
По окончании ревизии мне предъявили иск и опозорили решением провозгласить его на весь район...

Впервые в жизни пережил н е к р а т к о в р е м е н н ы й испуг(карьера рушилась и кое-что ещё).
Страдающий незащищённо в "гордом одиночестве" переносил презрения косые взгляды я с трудом.
В итоге призадумался о выборе своём и осознал, что ЭТО дело - не моё:
приказывать-указывать, талантливо начальствовать безукоризненно, как оказалось, не сумел;
при том, мечта моя - свободным ощущать себя - тут проявилась как замаскированная ложь.
"Но где же ты, свобода, в чём, и как ты обретаешься?" - Я вопрошал недоуменно деннонощно, год
и месяц после "приговора" оставаясь "на плавУ" в "стройтресте", но без всякого
уже энтузиазма, лишь бы только выплатить успеть мне присуждённый иск.

И, наконец, когда отдал последнюю частицу долга государству, тут же и "уволился",
как будто бы сбежал со стройки, и - безжалостно "ушёл в себя", в котельной запершИсь.
Грозила ежедневно (что уйдёт) жена, всё укоряла, что когда-то "выходила" уж никак не за "бомжа";
а я молчал с каким-то независимым долготерпением, ходил "на смену" кочегарить у огня.
Закидывая уголь в топку и не замечая времени с какой-то жадностию наслаждался одиночеством своим
и, паралленьно, вдалеке от "стройки коммунизма", занимался с книгами, любимыми как никогда;
уверен был - найду к свободе путь чрез книги, как единственным доступным средством в тот момент.

Итак, посуточно вникал, вникал, вникал в искания мятущихся поэтов русских - в письма их и дневники
и в философию заглядывал, пытаясь разузнать-уразуметь - кто что подскажет о свободе мне;
да мистики восточные притягивали мой неустающий, ненасытный ум таинственностию своей,
а Кастанеда, Рерихи и модный в "девяностых" Ошо - кАк они фантазии мои пленяли в идеал.

За книгами я "пропыхтел" в подвальной кочегарке пару зим. В конце концов мой "задымился" мозг
от множества подходов к обретению неведомой свободы - юности мечты,
не прекращал звучать и голос изнутри(что заблудился я, как в лабиринте, окончательно) -
подрастерялась душенька моя, смятеньем разрывалась в клочья - не собрать.

А откровением нежданно и негадано явилось убедительное, точное свидетельство
невзрачного христианина, седовласого "смешного старика" (так мы к нему там обращались все).
Он из сторожки нашей бодрственно глядел на мiр и, всё входящее и выходящее внимательно сканируя,
записывал какие-то значки таинственные(как подозревали мы) в свою тетрадочку-блокнот.
Вот он-то и "вдохнул глоточек" в, умирающий в бессмыслице, мой ум - я это скоро начал сознавать,
ведь не однажды, в результате доверительных ночных бесед с ним, будто бы рождался заново.
Павел
Добавить комментарий:
Имя:
* Сообщение [ T ]:
 
   * Перепишите цифры с картинки
 
Подписка на новости и обновления
* Ваше имя:
* Ваш email:
Православный календарь
© Vinchi Group
1998-2025


Оформление и
программирование
Ильи
Бог Есть Любовь и только Любовь

Страница сформирована за 0.021867990493774 сек.