Дивное Дивеево

Вся история девеевской обители

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, Ты бо рекл еси пречистыми усты Твоими: "Аминь глаголю вам, яко аще двое от вас совещаются на земли всякой вещи, ее же аще просите, будете иметь от Отца Моего, Иже ...
На главную Новости 10 ноября. Великомученицы Параскевы, нареченной Пятница. Преподобного Иова, игумена Почаевского. Святителя Димитрия, митр. Ростовского.
10 ноября. Великомученицы Параскевы, нареченной Пятница. Преподобного Иова, игумена Почаевского. Святителя Димитрия, митр. Ростовского.
09/11/2023 15:41:39

28 октября по старому стилю / 10 ноября по новому стилю
пятница
Седмица 23-я по Пятидесятнице. Глас 5.
День постный.
Пища с растительным маслом.

Вмц. Параскевы, нареченной Пятница (III). Мчч. Терентия и Неониллы и чад их Сарви́ла, Фота, Феодула, Иера́кса, Нита, Вила и Евни́кии (249–250). Прп. Стефана Савваита, творца канонов (IX). Свт. Арсения I, архиеп. Сербского (1266). Прп. Иова, игумена Почаевского (1651). Свт. Димитрия, митр. Ростовского (1709).
Прп. Феофила Киевского, Христа ради юродивого (1853). Мчч. Африкана, Терентия, Максима, Помпи́я и иных 36-ти (III). Сщмч. Кириа́ка, патриарха Иерусалимского (363). Прп. Иоанна Хозеви́та, еп. Кесарийского (VI). Сщмч. Неофита, еп. Урбнисского (VII) (Груз.). Прп. Арсения Каппадокийского (1924).
Сщмч. Иоанна Виленского пресвитера (1918); прмч. Геннадия Парфентьева (1919)*
.

Утр. – Ин., 35 зач. (от полу́), X, 1–9**. Лит. – 1 Сол., 266 зач., II, 14–19. Лк., 58 зач., XI, 23–26. Свт.: Евр., 318 зач., VII, 26 – VIII, 2. Ин., 36 зач., X, 9–16.

* Имя прмч. Геннадия (Парфентьева) внесено в месяцеслов согласно определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 23–24 сентября 2021 года.

** Чтения свт. Димитрия (на утрене и литургии) читаются, если ему совершается служба. Если совершается полиелейная служба прп. Иова, то на утрене читается Евангелие от Матфея, 43 зач., XI, 27–30, а на литургии – чтения дня и преподобного: Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17–23.

Тропарь мучеников Терентия и Неонилы и чад их, глас 4:
Му́ченицы Твои́, Го́споди,/ во страда́ниих свои́х венцы́ прия́ша нетле́нныя от Тебе́, Бо́га на́шего,/ иму́ще бо кре́пость Твою́,/ мучи́телей низложи́ша,/ сокруши́ша и де́монов немощны́я де́рзости./ Тех моли́твами// спаси́ ду́ши на́ша.

Кондак мучеников Терентия и Неонилы и чад их, глас 4:
Му́ченическая честна́я па́мять прии́де днесь,/ веселя́щи вся́ческая,/ Тере́нтия прему́драго и подру́жии его́,/ те́пле у́бо стеце́мся,/ да прии́мем исцеле́ние,/ си́и бо благода́ть прие́мше от Ду́ха Свята́го// исцеля́ти неду́ги и боле́зни душ на́ших.

Кондак преподобного Стефана Савваита, глас 4:
Насади́л еси доброде́телей рай/и напои́л еси́ то́ками слез твои́х,/ я́ко жи́зни, всесла́вне, дре́во получи́в,/спаси́ моли́твами твои́ми от тли ста́до твое́,/ изба́ви от обстоя́ний те́пле чту́щих тя, Стефа́не,/ тя бо предста́теля велича́йша, му́дре,// вси ве́рою и любо́вию стяжа́хом.

Тропарь святителя Димитрия, глас 8:
Правосла́вия ревни́телю и раско́ла искорени́телю,/ Росси́йский целе́бниче и но́вый к Бо́гу моли́твенниче,/ списа́ньми твои́ми бу́их уцелому́дрил еси́,/ цевни́це духо́вная,/ Дими́трие блаже́нне,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак святителя Димитрия, глас 4:
Звезду́ Росси́йскую, от Ки́ева возсия́вшую,/ и чрез Но́вград Се́верский в Росто́в дости́гшую,/ всю же страну́ сию́ уче́ньми и чудесы́ озари́вшую,/ ублажи́м златослове́снаго учи́теля Дими́трия:/ той бо всем вся написа́, я́же к наставле́нию,/ да всех приобря́щет, я́коже Па́вел, Христу́// и спасе́т правове́рием ду́ши на́ша.

Тропарь преподобного Иова, глас 4:
Многострада́льнаго пра́отца долготерпе́ние стяжа́в,/ Крести́телеву воздержа́нию уподобля́яся,/ Боже́ственныя же ре́вности обою́ приобща́яся,/ тех имена́ досто́йно прия́ти сподо́бился еси́/ и и́стинныя ве́ры был еси́ пропове́дник безбоя́знен;/ те́мже мона́хов мно́жества ко Христу́ приве́л еси́,/ и вся лю́ди в Правосла́вии утверди́л еси́,/ И́ове преподо́бне о́тче наш,// моли́ спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак преподобного Иова, глас 4:
Яви́лся еси́ и́стинныя ве́ры столп,/ ева́нгельских же за́поведей ревни́тель,/ горды́ни обличе́ние, смире́нным же предста́тель и науче́ние:/ те́мже и ублажа́ющим тя грехо́в отпуще́ние испроси́/ и оби́тель твою́ невреди́му сохрани́,/ И́ове о́тче наш,// Многострада́льному подобный.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
(1 Фес. 2, 14-19; Лк. 11, 23-26). "Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает". Выходит, что можно целый век трудиться и думать, что собрано много всякого добра, а все ни к чему, коль скоро собираемо было не с Господом. Что же значит собирать с Господом? Трудиться и действовать по вере в Господа, по заповедям Его, с помощью благодати Его, воодушевляясь обетованиями Его, - жить так, чтоб духом жизни был дух Христов. Есть в мире две области - добра и зла, истины и лжи. Только добро и истина составляют настоящее имение, прочное и ценное; но добро и истина только от Господа, и приобретаются лишь с помощью Его. Понятно, кто не с Господом собирает, тот не соберет истины и добра, не соберет того, что можно назвать настоящим имением, прочным и ценным, то что ни собирал бы кто, все не в прок, все напрасный труд, напрасная трата сил и времени.

Вмц. Параскева Пятница

Святая мученица Параскева, нареченная Пятницею, жила в III веке в Иконии в богатой и благочестивой семье. Родители святой особенно почитали день страданий Господних – пятницу, поэтому и назвали дочь, родившуюся в этот день, Параскевою, что в переводе с греческого и означает – Пятница. Всем сердцем возлюбила юная Параскева чистоту и высокую нравственность девственной жизни и дала обет безбрачия. Она захотела посвятить всю свою жизнь Богу и просвещению язычников светом веры Христовой. На этом праведном пути суждено было Параскеве, носившей в имени своем память о дне великих Страстей Иисусовых, приобщиться и в жизни Страстям Христовым через телесные муки. За исповедание православной веры озлобившиеся язычники схватили ее и привели к городскому властителю. Здесь ей предложили принести богомерзкую жертву языческому идолу. С твердым сердцем, уповая на Бога, отвергла преподобная это предложение. За это она претерпела великие мучения: привязав ее к дереву, мучители терзали ее чистое тело железными гвоздями, а затем, устав от мучительства, всю изъязвленную до костей, бросили в темницу. Но Бог не оставил святую страдалицу и чудесно исцелил ее истерзанное тело. Не вразумившись этим Божественным знамением, палачи продолжали мучить Параскеву и, наконец, отсекли ей голову.
Святая Параскева Пятница всегда пользовалась у православного народа особой любовью и почитанием. С ее памятью соединяется множество благочестивых обычаев и обрядов. В древних русских месяцесловах и святцах имя мученицы пишется так: «Святая Параскева, нареченная Пятница». Храмы во имя святой Параскевы назывались в древности Пятницами. Наименование Пятниц получали в старину на Руси небольшие придорожные часовни. Простой русский народ называл мученицу Параскеву Пятницей, Пятиной, Петкой. Иконы святой Параскевы особенно почитались и украшались нашими предками. Русские иконописцы обыкновенно изображали мученицу суровой подвижницей, высокого роста, с лучезарным венком на голове. Иконы святой мученицы охраняют семейное благополучие и счастье. По церковному верованию, святая Параскева – покровительница полей и скота. Поэтому в день ее памяти принято приносить в церковь для освещения плоды, которые хранятся потом как святыня до следующего года. Кроме того, святой Параскеве молятся о сохранении скота от падежа. Святая мученика – целительница людей от самых тяжелых душевных и телесных недугов.

Преподобный Иов, игумен Почаевский, чудотворец (в миру Иван Железо), родился в середине ХVI века в Покутье в Галиции. В возрасте 10 лет он пришел в Преображенский Угорницкий монастырь, а на 12-м году жизни принял монашество. С юности преподобный Иов был известен величайшим благочестием, строгой подвижнической жизнью и рано был удостоен священнического сана. Около 1580 года, по просьбе известного поборника Православия князя Константина Островского, он возглавил Крестовоздвиженский монастырь близ города Дубно и управлял монастырем более 20 лет в обстановке нараставших гонений на Православие со стороны католиков и униатов. В начале ХVII века преподобный удалился на Почаевскую гору и поселился в пещере неподалеку от древней Успенской обители, славной своей чудотворной Почаевской иконой Божией Матери. Братия обители, полюбив святого отшельника, избрали его своим игуменом. Преподобный Иов, ревностно исполняя должность настоятеля, был кроток и ласков с братьями, сам много работал, сажал в саду деревья, укреплял плотины близ монастыря. Принимая деятельное участие в защите Православия и русской народности, преподобный Иов присутствовал на Киевском Соборе 1628 года, созванном против унии. После 1642 года преподобный Иов принял великую схиму с именем Иоанн. Иногда он полностью затворялся в пещере на три дня или на целую неделю. Иисусова молитва была непрестанным деланием его кроткого сердца. По свидетельству ученика и составителя жития преподобного Иова Досифея, однажды во время молитвы преподобного пещеру осиял небесный свет. Скончался преподобный Иов в 1651 году, прожив более 100 лет, после пятидесятилетнего управления Почаевской обителью. 28 августа 1659 года совершилось прославление преподобного Иова.

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский (в миру Даниил Саввич Туптало), родился в декабре 1651 года в местечке Макарово, недалеко от Киева, в благочестивой семье и вырос глубоко верующим христианином. В 1662 году, вскоре после переезда родителей в Киев, Даниил был отдан в Киево-Могилянскую коллегию, где впервые раскрылись дарования и незаурядные способности талантливого юноши. Он успешно изучил греческий и латинский языки и ряд классических наук. 9 июля 1668 года Даниил принял монашество с именем Димитрий, в честь великомученика Димитрия Солунского. До весны 1675 года он проходил иноческое послушание в Киевском Кирилловом монастыре, где началась его литературная и проповедническая деятельность. Черниговский архиепископ Лазарь (Баранович) рукоположил Димитрия 23 мая 1675 года во иеромонаха. В течение нескольких лет иеромонах Димитрий подвизался, проповедуя Слово Божие, в различных монастырях и храмах Украины, Литвы и Белоруссии. Некоторое время он был игуменом Максимовской обители, а затем Батуринского Никольского монастыря, откуда в 1684 году был вызван в Киево-Печерскую Лавру. Настоятель Лавры архимандрит Варлаам (Ясинский), зная высокую духовную настроенность своего бывшего ученика, его образованность, склонность к научному труду, а также несомненное литературное дарование, поручил иеромонаху Димитрию составление Четиих-Миней (Житий святых) на весь год. С того времени вся дальнейшая жизнь святителя Димитрия была посвящена выполнению этого подвижнического, грандиозного по своим масштабам труда. Работа требовала огромного напряжения сил, нужно было собрать и проанализировать множество разрозненных источников и изложить их языком, достойным высокого предмета изложения и одновременно доступным всем верующим. Божественная помощь не оставляла святителя на протяжении его двадцатилетнего труда. По свидетельству преподобного, душа его наполнилась образами святых, которые укрепляли его дух и тело, вселяли веру в благополучное завершение его благородного труда. Одновременно с этим преподобный Димитрий был настоятелем нескольких монастырей (поочередно). Труды подвижника обратили на себя внимание патриарха Адриана. В 1701 году указом Петра I архимандрит Димитрий был вызван в Москву, где 23 марта в Успенском соборе Кремля был хиротонисан на Сибирскую митрополичью кафедру в город Тобольск. Но через некоторое время из-за важности научного труда и слабого здоровья святитель получил новое назначение в Ростов-Ярославский, куда прибыл 1 марта 1702 года в качестве митрополита Ростовского.
Как и прежде, он продолжал неусыпно заботиться об укреплении единства Русской Православной Церкви, ослабленного старообрядческим расколом.
В его вдохновенных трудах и проповедях многие поколения русских богословов черпают духовные силы для творчества и молитвы. Для всех православных христиан он остается примером святой, аскетической, нестяжательной жизни. По его кончине, последовавшей 28 октября 1709 года, у него не нашли никакого имущества, кроме книг и рукописей.
Причисление святителя Димитрия, митрополита Ростовского к лику святых совершилось 22 апреля 1757 года. Празднество ему установлено также 21 сентября, в день обретения мощей.

Священномученик Неофит, епископ Урбнисский

Священномученик Неофит, епископ Урбнисский, бывший персидский военачальник Омар, участвовал в походе султана Ахмета, вторгшегося в Грузию. Подъезжая к Шиомгвимской обители с передовым отрядом, Омар, по Промыслу Божию, увидел духовными очами сонм Ангелов над обителью и посреди них старца – святого Шио. Пораженный красотой Шиомгвимского монастыря, Омар не тронул обители, а унес с собой желание самому стать ее иноком. Через некоторое время он действительно вернулся в Шиомгвимский монастырь, принял святое Крещение и постригся с именем Неофит, что значит «новообращенный».
С этого времени начал святой Неофит ревностную подвижническую жизнь и стяжал много Божиих дарований. Он стал настоятелем обители, и слава о его равноангельской жизни разнеслась по всей Грузии. Католикос Самуил IV (582–591) вызвал его из обители и возвел на Урбнисскую кафедру.
Язычники и огнепоклонники, чьи ложные учения святой Неофит ревностно искоренял, решили погубить его. Ворвавшись в епископский дом, где они застали преосвященного Неофита на молитве, язычники схватили его, выволокли вон и предали мучительной смерти через побиение камнями, подобно тому, как в свое время побили язычники камнями первомученика Стефана. Это произошло в 587 году. Спустя некоторое время тело святого было перенесено в Шиомгвимский монастырь и положено под престолом соборного храма. Грузинская Церковь празднует память священномученика Неофита, епископа Урбнисского, 28 октября.

Святитель Арсений I Сербский, архиепископ

Лич­ность свя­то­го Ар­се­ния име­ла ве­ли­кое зна­че­ние в ис­то­рии Серб­ской Церк­ви и Церк­ви Все­лен­ской. Имен­но он смог сбе­речь и пе­ре­дать уже сво­им пре­ем­ни­кам тра­ди­ции свя­то­го Сав­вы Серб­ско­го как его бли­жай­ший уче­ник и пре­ем­ник. Кро­ме то­го, имен­но бла­го­да­ря ему Ко­со­во ста­ло еще до Ко­сов­ской бит­вы ду­хов­ным цен­тром для сер­бов. Здесь серб­ские влы­ды­ки воз­во­ди­ли свои за­дуж­би­ны – но­вые оби­те­ли во спа­се­ние сво­ей ду­ши. В XVI–XVIII ве­ках Печ ста­л ду­хов­ной сто­ли­цей и для всех пра­во­слав­ных сла­вян Бал­кан, ибо все они вхо­ди­ли в об­нов­лен­ную Печ­скую пат­ри­ар­хию.
Свя­той Сав­ва, ко­гда на­вис­ла опас­ность втор­же­ния та­тар на Бал­ка­ны, бла­го­сло­вил сво­е­го луч­ше­го уче­ни­ка най­ти на юге дер­жа­вы но­вое, бо­лее без­опас­ное ме­сто для Серб­ской ар­хи­епи­ско­пии. То­гда-то свя­той Ар­се­ний и об­лю­бо­вал го­род Печ в Ко­со­во для этой вы­со­кой це­ли. В Пе­чи он по­стро­ил цер­ковь свя­тых апо­сто­лов, освя­тив на­все­гда это ме­сто сво­ей бла­го­дат­ной лич­но­стью. С тех пор этот мо­на­стырь и храм, в ко­то­ром бы­ли по­став­ле­ны мо­щи свя­то­го, ста­ли ду­хов­ным цен­тром все­го серб­ско­го на­ро­да, и имен­но здесь Серб­ская ар­хи­епи­ско­пия пе­ре­рос­ла в пат­ри­ар­хию, чтобы по­том, во вре­мя ту­рец­ко­го ига, объ­еди­нить всех пра­во­слав­ных сла­вян Бал­кан.

Преподобный Феофил Киевский, Христа ради юродивый

Преподобный Феофил Киевский, Христа ради юродивый Ро­дил­ся в 1788 г. в се­мье свя­щен­ни­ка. Кре­щен Фо­мой. Мла­де­нец не при­ни­мал ма­те­рин­ско­го мо­ло­ка. Чтобы спа­сти ре­бен­ка от го­лод­ной смер­ти, изум­лен­ная мать кор­ми­ла его кар­то­фель­ной жи­жей, раз­ва­рен­ной ре­пой и мор­ко­вью.

Суе­вер­ные со­сед­ки на­го­ва­ри­ва­ли ма­те­ри, что этот ре­бе­нок урод. Мать оже­сто­чи­лась про­тив ре­бен­ка и при­ка­за­ла слу­жан­ке уто­пить его в реч­ке. Та два­жды бро­са­ла его в во­ду, но хра­ни­мое Бо­гом ди­тя вы­ныр­ну­ло из во­ды и без­мя­теж­но спа­ло, слов­но в мяг­кой ко­лы­бе­ли. Слу­жан­ка в ис­пу­ге рас­пла­ка­лась и вер­ну­ла мла­ден­ца до­мой.

Оже­сто­чен­ная мать вы­хва­ти­ла ди­тя и по­бе­жа­ла то­пить са­ма. Она бро­си­ла его под мель­нич­ное ко­ле­со, но ко­ле­со оста­но­ви­лось. Вы­бе­жал мель­ник и до­стал ди­тя из во­ды. На­блю­дав­шая слу­жан­ка рас­ска­за­ла от­цу, и он пря­тал сы­на у доб­рых со­се­дей. А ко­гда умер отец, Фо­му от­вез­ли на вос­пи­та­ниe в Брат­ский мо­на­стырь на По­до­ле. Здесь он учил­ся гра­мо­те и при­нял мо­на­ше­ский чин. Жил в Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­ре и Ки­та­е­вой пу­сты­ни.

За­бо­тясь о чи­сто­те ду­ши, он ни­сколь­ко не за­бо­тил­ся о чи­сто­те те­ла. Одеж­да его бы­ла вет­хая, с за­пла­та­ми, при­ши­ты­ми бе­лы­ми нит­ка­ми, и вся вы­пач­ка­на те­стом и мас­лом. На од­ной но­ге ис­тре­пан­ный са­пог, а на дру­гой – ва­ле­нок или ла­поть. Го­ло­ва все­гда по­вя­за­на бы­ла гряз­ным по­ло­тен­цем. На те­ле но­сил же­лез­ный по­яс с икон­кой Бо­го­яв­ле­ния в па­мять три­крат­но­го спа­се­ния от утоп­ле­ния. По­лу­чая пи­щу, он сме­ши­вал ее в од­ной по­су­де: и горь­кое, и слад­кое.

По Ки­е­ву ез­дил все­гда на быч­ке без упря­жи и вожжей и при­ез­жал имен­но ту­да, ку­да хо­тел бла­жен­ный – без воз­гла­сов и по­ну­ка­ний. Си­дя на воз­ку спи­ной к быч­ку, он все­гда чи­тал на ко­ле­нях Псал­тирь. Об­ли­чал тай­ные и яв­ные гре­хи при­хо­дя­щих к нему в Ки­та­е­во па­лом­ни­ков, от­че­го од­ни пла­ка­ли в рас­ка­я­нии, а у дру­гих от стра­ха и сты­да во­ло­сы ды­бом под­ни­ма­лись.
Од­ной ба­рыне он вы­лил в по­дол на но­вое шел­ко­вое пла­тье це­лую мис­ку бор­ща (так об­ли­чил ее в пре­лю­бо­де­я­нии).

Од­на­жды мит­ро­по­лит Фила­рет спе­шил в Ки­та­е­во и не до­чи­тал свое мо­на­ше­ское пра­ви­ло. В ле­су он уви­дел Фе­о­фи­ла, си­дя­ще­го на са­мой вер­хуш­ке де­ре­ва с мо­лит­во­сло­вом в ру­ках. На во­прос мит­ро­по­ли­та: «Что ты там де­ла­ешь?» – он от­ве­тил, что до­чи­ты­ва­ет пра­ви­ло...

А для го­лод­ных стран­ни­ков рас­па­лил небес­ным ог­нем ко­стер без спи­чек (по­мо­лясь на небо) и сва­рил им ка­шу из тра­вы и ка­муш­ков. А ко­гда раз­ли­ва­ли в мис­ки, то ка­ша не умень­ша­лась, по­ка всех не на­кор­мил.

Им­пе­ра­тор Ни­ко­лай Пав­ло­вич, на­чи­ная вой­ну с Тур­ци­ей, хо­тел узнать у про­зор­лив­ца бу­ду­щее Рос­сии и по­ехал в Ки­та­ев­скую пу­стынь. Фе­о­фил, вый­дя на­встре­чу ца­рю, ис­ца­ра­пал се­бе до кро­ви ру­ки и ли­цо, раз­греб му­ра­вей­ник и улег­ся в се­ре­ди­ну его на спи­ну. Царь и мит­ро­по­лит дол­го про­си­ли его под­нять­ся, но он ле­жал не ше­ве­лясь, с за­кры­ты­ми гла­за­ми, скре­стя ру­ки на гру­ди, как по­кой­ник. По все­му те­лу его ко­по­ши­лись це­лые пол­чи­ща му­ра­вьев. И пред­ска­за­ние сбы­лось. Мно­го­чис­лен­ная ар­мия ту­рок (как му­равьи) на­бро­си­лась на Се­ва­сто­поль. По­гиб­ли храб­рые адми­ра­лы: Кор­ни­лов, На­хи­мов, Ис­то­мин и дру­гие, а царь, ис­тер­зан­ный за­бо­та­ми и пе­ча­лью о Рос­сии, скон­чал­ся в 1855 го­ду.

В день сво­ей кон­чи­ны Фе­о­фил при­ка­зал очи­стить его кел­лию от му­со­ра, за­жечь лам­па­ду и све­чи, по­ка­дить ла­да­ном. На во­прос ке­лей­ни­ка, за­чем все это, он от­ве­тил, что се­го­дня за ним явит­ся Ан­гел смер­ти и его на­до при­нять по-хри­сти­ан­ски. По­том лег на ска­мью, взял в ру­ки крест и по­слал к на­чаль­ни­ку пу­сты­ни ска­зать, чтобы уда­ри­ли в ко­ло­ко­ла, так как Фе­о­фил скон­чал­ся. На­чаль­ник по­бе­жал в кел­лию, так как не по­ве­рил ска­зан­но­му, но уви­дел, что Фе­о­фил уже ле­жал без­ды­хан­ным, а во­круг из­ли­вал­ся чуд­ный аро­мат...

Скон­чал­ся 28 сен­тяб­ря ст.ст. 1853 го­да на 65 го­ду жиз­ни. По­гре­бен у се­вер­ной сте­ны Свя­то-Тро­иц­кой церк­ви в Ки­та­ев­ской пу­сты­ни, ря­дом с мо­ги­лою Ки­е­во-пе­чер­ско­го за­твор­ни­ка До­си­фея.

И по­сле его кон­чи­ны, так же, как и при его жиз­ни, по­да­ет­ся не ме­нее ско­рая по­мощь в бо­лез­нях и скор­бях всем, с ве­рой при­зы­ва­ю­щим его имя, со­вер­ша­ю­щим у его мо­гил­ки па­ни­хи­ды.

14/27 июля 1993 г. Со­бор Укра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви под пред­се­да­тель­ством бла­жен­ней­ше­го Вла­ди­ми­ра, мит­ро­по­ли­та Ки­ев­ско­го и всея Укра­и­ны, ка­но­ни­зи­ро­вал Хри­ста ра­ди юро­ди­во­го иерос­хи­мо­на­ха Фе­о­фи­ла, при­чис­лив его имя к ли­ку свя­тых. А нетлен­ные его остан­ки пе­ре­не­се­ны в храм Свя­той Тро­и­цы и по­ко­ят­ся в но­вой гроб­ни­це.

Мученик Африкан

Свя­той му­че­ник Те­рен­тий и его дру­жи­на по­стра­да­ли при им­пе­ра­то­ре Де­кии (249–251). Им­пе­ра­тор из­дал указ, в ко­то­ром по­ве­ле­ва­лось всем под­дан­ным при­но­сить жерт­вы язы­че­ским идо­лам.

Ко­гда этот указ по­лу­чил пра­ви­тель Аф­ри­ки Фор­ту­на­ти­ан, он со­звал на­род на пло­ща­ди, по­ка­зал страш­ные ору­дия пы­ток и объ­явил, что все без ис­клю­че­ния долж­ны при­не­сти жерт­вы идо­лам. Мно­гие, ис­пу­гав­шись му­че­ний, со­гла­си­лись, но со­рок хри­сти­ан во гла­ве со свя­тым Те­рен­ти­ем му­же­ствен­но за­яви­ли о сво­ей вер­но­сти Спа­си­те­лю. Фор­ту­на­ти­ан уди­вил­ся их сме­ло­сти и спро­сил, как они, ра­зум­ные лю­ди, мо­гут ис­по­ве­до­вать Бо­гом То­го, Кто был рас­пят иуде­я­ми как зло­дей. В от­вет на это свя­той Те­рен­тий сме­ло от­ве­тил, что они ве­ру­ют в Спа­си­те­ля, доб­ро­воль­но пре­тер­пев­ше­го Крест­ную смерть и в тре­тий день Вос­крес­ше­го. Фор­ту­на­ти­ан по­нял, что Те­рен­тий сво­им при­ме­ром во­оду­шев­ля­ет дру­гих, и ве­лел за­то­чить его в тем­ни­цу вме­сте с тре­мя его бли­жай­ши­ми дру­зья­ми – Аф­ри­ка­ном, Мак­си­мом и Пом­пи­ем. Осталь­ных му­че­ни­ков, в том чис­ле Зи­но­на, Алек­санд­ра и Фе­о­до­ра, Фор­ту­на­ти­ан ре­шил при­ну­дить к от­ре­че­нию от Хри­ста. Од­на­ко ни уго­во­ры, ни страш­ные му­че­ния не по­ко­ле­ба­ли свя­тых му­че­ни­ков: их жгли рас­ка­лен­ным же­ле­зом, по­ли­ва­ли ра­ны ук­су­сом, рас­ти­ра­ли со­лью, стро­га­ли же­лез­ны­ми ког­тя­ми. Несмот­ря на стра­да­ния, свя­тые не ос­ла­бе­ва­ли в ис­по­ве­да­нии Хри­ста, и Гос­подь укреп­лял их.

Фор­ту­на­ти­ан ве­лел при­ве­сти стра­даль­цев в храм и еще раз пред­ло­жил им при­не­сти жерт­ву идо­лам. Му­же­ствен­ные во­и­ны Хри­сто­вы воз­зва­ли к Бо­гу: «Бо­же Все­силь­ный, про­лив­ший неко­гда огонь на Со­дом за без­за­ко­ние его, ра­зо­ри и ныне этот нече­сти­вый храм идоль­ский, ра­ди ис­ти­ны Тво­ей». Идо­лы упа­ли с гро­хо­том и рас­сы­па­лись, а за­тем раз­ру­шил­ся весь храм. Разъ­ярен­ный пра­ви­тель при­ка­зал каз­нить их. Му­че­ни­ки, сла­вя Бо­га, пре­кло­ни­ли свои го­ло­вы под меч па­ла­ча.

По­сле каз­ни 36 му­че­ни­ков Фор­ту­на­ти­ан при­звал к се­бе Те­рен­тия, Мак­си­ма, Аф­ри­ка­на и Пом­пия, по­ка­зал им каз­нен­ных и сно­ва пред­ло­жил при­не­сти жерт­ву идо­лам. Му­че­ни­ки от­ка­за­лись. Пра­ви­тель на­ло­жил на них тя­же­лые око­вы и при­ка­зал мо­рить в тем­ни­це го­ло­дом. Но­чью Ан­гел Гос­по­день снял с му­че­ни­ков око­вы и на­пи­тал их. На­ут­ро стра­жа на­шла свя­тых бод­ры­ми и пол­ны­ми сил. То­гда Фор­ту­на­ти­ан при­ка­зал волх­вам и за­кли­на­те­лям на­ве­сти в тем­ни­цу змей и вся­ких га­дов. Стра­жи через от­вер­стие в кры­ше за­гля­ну­ли в тем­ни­цу и уви­де­ли нев­ре­ди­мых му­че­ни­ков, ко­то­рые мо­ли­лись, а змеи пол­за­ли у их ног. Ко­гда за­кли­на­те­ли, ис­пол­няя при­ка­за­ние, от­кры­ли две­ри тем­ни­цы, змеи, не слу­шая за­кли­на­ний, бро­си­лись на них и ста­ли жа­лить. Разъ­ярен­ный Фор­ту­на­ти­ан по­ве­лел обез­гла­вить свя­тых му­че­ни­ков. Хри­сти­ане взя­ли их свя­тые те­ла и по­греб­ли с че­стью за го­ро­дом.

Кириак Иерусалимский, сщмч.

Священномученик Кириак, Патриарх Иерусалимский, был тем иудеем, который показал святой царице Елене место захоронения Животворящего Креста Христова. Присутствуя при обретении Креста, Кириак (до Крещения он носил имя Иуда) искренно уверовал во Христа – Бога Истинного, и стал христианином. За чистую и добродетельную жизнь Кириак был удостоен избрания и возведения на Иерусалимский патриарший престол.
Во времена яростного гонителя христиан Юлиана Отступника, в 363 году, Кириак принял страдания за веру. После долгих пыток мучители умертвили святого.

Мучение Терентия, Неонилы, Сарвила, Фота, Феодула, Иеракса, Нита, Вила и Евникии. Афон, монастырь Дионисиат. 1547 г. Тзортзи (Зорзис) Фука.

Святые мученики Терентий и Неонилла и чада их: Сарвил, Фот, Феодул, Иеракс, Нит, Вил и Евникия претерпели мученическую кончину от гонителей христианства в царствование Декия (249–251). Ревностно исповедовали они Христа и порицали идолопоклонство. За это язычники подвергли всю христианскую семью страшным мучениям и пыткам, но не добились их отречения от истинной веры. Святые мученики были обезглавлены.

Преподобный Иоанн Хозевит, Кесарийский, епископ

Преподобный Иоанн Хозевит, епископ Кесарии Палестинской (587–596), прославился своей борьбой с евтихианской ересью, а также благодатными дарами прозорливости и чудотворений.
Родился он в египетском городе Фивы и еще юношей долго подвизался со своим дедом в Фиваидской пустыне. Узнав о святой жизни Иоанна, по повелению императора, его поставили епископом города Кесарии. Но святой, стремясь к уединению, удалился в Хузевскую пустыню (между Иерусалимом и Иерихоном) и подвизался там до конца жизни (VI).

Преподобный Стефан Савваит, творец церковных канонов, подвизался в лавре святого Саввы в Палестине в IХ веке.

 
Комментарии
Всего комментариев: 2
2023/11/10, 18:31:51
Спаси нас Боже.
Мария
2023/11/10, 05:29:57
Господи прости мои прегрешения вольные и невольные,благослови наступивший день все дела и дороги мои,даруй мне Ангела Хранителя на всех путях моих никого не смущая и не огорчая Аминь
Татьяна
Добавить комментарий:
Имя:
* Сообщение [ T ]:
 
   * Перепишите цифры с картинки
 
Подписка на новости и обновления
* Ваше имя:
* Ваш email:
Православный календарь
© Vinchi Group
1998-2024


Оформление и
программирование
Ильи
Бог Есть Любовь и только Любовь

Страница сформирована за 0.024147987365723 сек.