Портал "Дивное Дивеево"

Официальная страница монастыря www.diveevo-monastyr.ru

Господи, Иисусе Христе, Боже наш, благослови нам пищу и питие молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих, яко благословен во веки веков. Аминь. (И перекрестить пищу и питие.) Oтче наш, ...
На главную Новости 16 мая. Преподобного Феодосия, игумена Киево-Печерского. Мучеников Тимофея и Мавры. Собор новомучеников, в Бутове пострадавших.
16 мая. Преподобного Феодосия, игумена Киево-Печерского. Мучеников Тимофея и Мавры. Собор новомучеников, в Бутове пострадавших.
15/05/2022 16:07:34

03 мая по старому стилю / 16 мая по новому стилю
понедельник
Седмица 4-я по Пасхе. Глас 3.
Поста нет.

Мчч. Тимофея и Мавры (ок. 286). Прп. Феодосия, игумена Киево-Печерского (1074). Прп. Петра чудотворца, еп. Аргосского (X). Прпп. Иулиании (1393) и Евпраксии (1394), Московских.
Свт. Феофана Перифеорийского (после 1353).
Сщмч. Николая Беневоленского пресвитера (1941).
Икон Божией Матери: Успения Киево-Печерской, принесенной из Царьграда (1073), Печерской (с предстоящими Антонием и Феодосием) (1085) и Свенской (Печерской) (1288).

Утр. – Лк., 24 зач., VI, 17–23 [45]. Лит. – Деян., 24 зач., X, 1–16. Ин., 24 зач., VI, 56–69. Прп.: Евр., 334 зач., XIII, 7–16. Мф., 43 зач., XI, 27–30.

Тропарь мучеников, глас 4:
Мученицы Твои, Господи,/ во страда́ниих свои́х венцы́ прия́ша нетле́нныя от Тебе́, Бо́га на́шего,/ иму́ще бо кре́пость Твою́,/ мучи́телей низложи́ша,/ сокруши́ша и де́монов немощны́я де́рзости./ Тех моли́твами// спаси́ ду́ши на́ша.

Кондак мучеников, глас 4:
Многообра́зныя я́звы претерпе́вше/ и венцы́ от Бо́га прие́мше,/ о нас моли́теся ко Го́споду,/ па́мять всесвяще́нную ва́шу соверша́ющих,/ превели́кий Тимофе́е и пресла́вная Ма́вро,/ е́же умири́ти град и лю́ди,// Той бо есть ве́рных утвержде́ние.

Тропарь преподобного Феодосия, глас 8:
Возвы́сився на доброде́тель, измла́да возлюби́в мона́шеское житие́,/ к жела́нию до́блественне дости́г, всели́лся еси́ в пеще́ру/ и, украси́в житие́ твое́ поще́нием и све́тлостию,/ в моли́твах, я́ко безпло́тен, пребыва́л еси́,/ в Росси́йстей земли́, я́ко све́тлое свети́ло, просия́в, о́тче Феодо́сие,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак преподобного Феодосия, глас 3:
Звезду́ Росси́йскую днесь почти́м,/ от восто́ка возсия́вшую и на за́пад прише́дшую,/ всю бо страну́ сию́ чудесы́ и добро́тою обогати́вшу и вся ны/ соде́янием и благода́тию мона́шескаго уста́ва,// блаже́ннаго Феодо́сия.

Феодосия (на утрене и литургии) читаются, если ему совершается служба.

Мысли свт. Феофана Затворника
(Деян.10:1–16; Ин.6:56–69)
Когда Господь предложил учение о Таинстве Тела и Крови, полагая в нем необходимое условие общения с Собою и источник жизни истинной, тогда «многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним» (Ин.6:66). Слишком чудесным показалось им такое дело беспредельной к нам милости Божией и нерасположение к чудесному отторгло их от Господа. Господь видел это и, однако, готовый быть распятым за спасение всякого, не находил возможным умалить или отменить чудесное. Так оно необходимо в экономии нашего спасения! Хотя, конечно, с сожалением, но оставил Он их идти от Себя во тьму неверия и пагубу, и не им только, но и избранным двенадцати сказал по этому случаю: «не хотите ли и вы отойти?» (Ин.6:67), изъявляя готовность и их отпустить, если не склонятся пред чудесностию.

Отсюда выходит, что бегать чудесного – то же, что бегать Господа Спасителя, и отвращаюшийся от чудесного – то же, что погибающий. Да внемлют этому те, которые приходят в ужас при одном напоминании о чудесном! Встретят и они чудо, которому не возмогут уже перечить: это смерть и по смерти суд. Но послужит ли это неперечение им во спасение, один Бог знает.


Преподобный Феодосий Печерский,

Преподобный Феодосий Печерский, основатель общежительного монастырского устава и родоначальник монашества в Русской земле, родился в Василеве, неподалеку от Киева. С юных лет он обнаружил непреодолимое влечение к подвижнической жизни, ведя аскетическую жизнь еще в родительском доме. Он не любил детских игр и увлечений, постоянно ходил в церковь. Сам упросил своих родителей отдать его для обучения чтению священных книг и, при отличных способностях и редком усердии, быстро выучился чтению книг, так что все удивлялись разуму отрока. На 14-м году он лишился отца и остался под надзором матери – женщины строгой и властной, но очень любившей своего сына. За стремление к подвижничеству она много раз наказывала его, но Преподобный твердо стал на путь подвига. На 24-м году он тайно покинул родительский дом и постригся, по благословению преподобного Антония, в Киево-Печерском монастыре с именем Феодосий. Через четыре года мать отыскала его и со слезами просила возвратиться домой, но святой сам убедил ее остаться в Киеве и принять иночество в обители святителя Николая на Аскольдовой могиле.

Преподобный Феодосий трудился в обители более других и нередко брал на себя часть трудов братии: носил воду, рубил дрова, молол рожь и относил каждому иноку муку. В знойные ночи он обнажал свое тело и отдавал его в пищу комарам и мошкам, кровь
текла по нему, но святой терпеливо занимался рукоделием и пел псалмы. В храм он являлся прежде других и, став на месте, не сходил с него до окончания Богослужения; чтение слушал с особым вниманием. В 1054 году преподобный Феодосий был рукоположен в сан иеромонаха, а в 1057 году избран игуменом. Слава о его подвигах привлекла множество иноков в обитель, в которой он построил новую церковь и келлии и ввел студийский общежительный устав, списанный, по его поручению, в Константинополе. В сане игумена преподобный Феодосий продолжал исполнять самые трудные послушания в обители. Святой обыкновенно вкушал только сухой хлеб и вареную зелень без масла. Ночи проходили у него без сна в молитве, что много раз замечала братия, хотя избранник Божий и старался скрыть свой подвиг от других. Никто не видел, чтобы преподобный Феодосий спал лежа, обычно он отдыхал сидя. Во время Великого поста святой удалялся в пещеру, расположенную недалеко от обители, где подвизался, никем не зримый. Одеждою его была жесткая власяница, надетая прямо на тело, так что в этом нищем старце нельзя было узнать знаменитого игумена, которого почитали все знавшие его. Однажды преподобный Феодосий возвращался от великого князя Изяслава. Возница, еще не знавший его, сказал грубо: «Ты, монах, всегда празден, а я постоянно в трудах. Ступай на мое место, а меня пусти в колесницу». Святой старец кротко послушался и повез слугу. Увидев же, как преподобному кланялись, сходя с коней, встречные бояре, слуга испугался, но святой подвижник успокоил его и, по приезде, накормил в монастыре. Надеясь на помощь Божию, преподобный не хранил больших запасов для обители, поэтому братия иногда терпела нужду в насущном хлебе. По его молитвам, однако, являлись неизвестные благотворители и доставляли в обитель необходимое для братии. Великие князья, особенно Изяслав, любили наслаждаться духовной беседой преподобного Феодосия. Святой не страшился обличать сильных мира сего. Незаконно осужденные всегда находили в нем заступника, а судьи пересматривали дела по просьбе чтимого всеми игумена. Особенно заботился преподобный о бедных: построил для них в монастыре особый двор, где любой нуждающийся мог получить пищу и кров. Заранее предуведав свою кончину, преподобный Феодосий мирно отошел ко Господу в 1074 году. Он был погребен в выкопанной им пещере, в которой уединялся во время поста. Мощи подвижника были обретены нетленными в 1091 году. К лику святых преподобный Феодосий был причислен в 1108 году. Из произведений преподобного Феодосия до нас дошли 6 поучений, 2 послания к великому князю Изяславу и молитва за всех христиан. Житие преподобного Феодосия составлено преподобным Нестором Летописцем, учеником великого аввы, через 30 с небольшим лет после его преставления и всегда было одним из любимейших чтений русского народа. Память преподобного Феодосия совершается также 14 и 28 августа, 2 сентября.

Преподобный Петр Аргосский, епископ

Преподобный Петр чудотворец, епископ Аргосский, жил в IХ – начале Х века и происходил от благочестивых родителей. Родители святого Петра, а затем его братья, Павел, Дионис, Платон, и сам святой Петр приняли монашество. Святой Петр усердно предался иноческим подвигам, так что превзошел всех своих сверстников. Это стало известно Италийскому епископу Николаю (с 895 года Патриарху Константинопольскому), который пожелал возвести его в сан епископа, но святой Петр уклонился, считая себя недостойным такой чести. Епископ Николай рукоположил Павла, брата святого Петра, во епископа Коринфского, а святой Петр пришел к брату-епископу и жил у него, взяв на себя подвиг молчания. Через год прибыли к епископу Павлу посланцы из города Аргоса, где скончался епископ, и просили поставить им епископом святого Петра. После долгих и усиленных просьб, святой Петр дал, наконец, согласие. Будучи епископом, святой Петр усердно трудился, управляя своей паствой, был чрезвычайно милостив, заботился о нуждающихся, особенно о сиротах и вдовах; в неурожайный год святитель кормил голодавших. По молитвам святого пища, предназначенная для голодающих, никогда у него не оскудевала. Святитель также выкупал пленников, исцелял больных и одержимых, обладал даром прозрения. Святитель задолго предсказал день своей кончины и отошел в мире ко Господу в возрасте 70-ти лет. Мощи его в 1421 году были перенесены из Аргоса в Навплию, где почивают, источая миро, совершая чудеса и исцеления.

Святые Тимофей и Мавра пострадали за веру во время гонения императора Диоклитиана (284–305). Святой Тимофей происходил из села Перапеи (Фиваида Египетская), был сыном священника по имени Пиколпосс и состоял чтецом в церковном клире, а также хранителем и переписчиком Богослужебных книг. На святого Тимофея было донесено, что он хранит христианские книги, которые, по повелению императора, отбирали и сжигали. Святого Тимофея привели к правителю Ариану, который потребовал выдачи священных книг. За отказ выполнить приказание святого подвергли страшным мучениям. Ему вонзили в уши две раскаленные железные палки, отчего у страдальца вытекли глаза и он ослеп. Святой Тимофей мужественно терпел боль и благодарил Бога, что сподобился страдать за Него. Мучители повесили святого вниз головой, вложив ему в рот кусок дерева, и привязали к его шее тяжелый камень. Страдания святого Тимофея были настолько тяжки, что сами исполнители казни стали просить правителя ослабить истязания.В это время Ариану сообщили, что у Тимофея есть молодая супруга по имени Мавра, на которой он женился всего 20 дней назад. Ариан приказал привести Мавру, надеясь, что в ее присутствии непреклонность мученика поколеблется. По просьбе Мавры, изо рта мученика вынули кусок дерева, чтобы он мог говорить. Святой Тимофей убедил не бояться мучений и идти вместе с ним на подвиг. Святая Мавра ответила: «Я готова умереть с тобой», – и смело исповедала себя христианкой. Ариан приказал вырвать ей волосы на голове и отрубить пальцы на руках. Святая Мавра с радостью перенесла пытки и даже благодарила правителя за муки, претерпеваемые во искупление грехов. Тогда Ариан приказал бросить святую Мавру в кипящий котел, но она не ощущала боли и осталась невредимой. Заподозрив, что слуги, из сострадания к мученице, наполнили котел холодной водой, Ариан подошел и велел святой брызнуть ему на руку воды из котла. Когда мученица выполнила это, Ариан вскрикнул от боли и отдернул обожженную руку. Тогда, мгновенно повинуясь силе чуда, Ариан исповедал Бога, в Которого верует Мавра, истинным Богом и приказал отпустить святую, но сильна еще была власть диавола над правителем, и вскоре он вновь стал убеждать святую Мавру принести жертву богам. Ничего не добившись, Ариан еще более распалился сатанинской яростью и стал измышлять новые мучения. Тогда народ стал возмущаться и требовать прекращения издевательства над ни в чем неповинной женщиной. Но святая Мавра, обратившись к народу, сказала: «Пусть никто не защищает меня, один у меня Защитник – Бог, на Которого я уповаю».

Наконец, после долгих истязаний Ариан приказал распять мучеников. В течение девяти дней висели они на крестах лицом друг к другу. На десятый день мученического подвига святые предали Господу свои души. Это произошло в 286 году. Впоследствии в Константинополе стала торжественно праздноваться память святых мучеников Тимофея и Мавры и был построен храм в их честь.

Преподобные Иулиания, игумения и Евпраксия, монахиня, Московские

Пре­по­доб­ные Иули­а­ния и Ев­прак­сия бы­ли род­ны­ми сест­ра­ми свя­ти­те­ля Алек­сия, мит­ро­по­ли­та Мос­ков­ско­го, и про­ис­хо­ди­ли из знат­но­го ро­да чер­ни­гов­ских бо­яр.

В бла­го­че­сти­вом се­мей­стве ро­ди­те­лей свя­ти­те­ля бы­ло пя­те­ро сы­но­вей и две до­че­ри: Иулия (в мо­на­ше­ском по­стри­ге Ев­прак­сия) и Улья­на (Иули­а­ния). Лю­бовь к стар­ше­му бра­ту по­бу­ди­ла се­стер устро­ить оби­тель во сла­ву свя­то­го Алек­сия, че­ло­ве­ка Бо­жия – по­кро­ви­те­ля их бра­та в мо­на­ше­стве. Пер­во­на­чаль­но мо­на­стырь был воз­двиг­нут на Осто­жье (ныне тер­ри­то­рия Мос­ков­ско­го За­ча­тьев­ско­го мо­на­сты­ря). Мест­ность это в то вре­мя бы­ло ча­стич­но по­кры­та ле­сом, а боль­шую ее часть по­кры­ва­ли лу­га с се­но­ко­са­ми, от­че­го и на­зы­ва­лась она Осто­жье, Сто­же­нец, ныне Осто­жен­ка (се­но, скла­ды­ва­е­мое в сто­га). Ме­сто это бы­ло уеди­нен­ным, ти­хим, что яв­ля­лось очень бла­го­при­ят­ным для со­зда­ния оби­те­ли. С од­ной сто­ро­ны про­те­ка­ла реч­ка Осто­жен­ка, дав­но уже не су­ще­ству­ю­щая, с дру­гой – Москва-ре­ка.

Пер­вой игу­ме­ни­ей оби­те­ли ста­ла Иули­а­ния. Ле­то­пись то­го вре­ме­ни го­во­рит, что она бы­ла «от гра­да Яро­слав­ля, дщи неко­е­го бо­га­та ро­ди­те­ля и слав­на». Од­на­ко очень рас­про­стра­не­но пре­да­ние, что пер­вой игу­ме­ни­ей оби­те­ли бы­ла од­на из се­стер свя­ти­те­ля Алек­сия. Вся про­ник­ну­тая ду­хом хри­сти­ан­ско­го бла­го­че­стия, она муд­ро ру­ко­во­ди­ла вве­рен­ны­ми ей сест­ра­ми, обу­чая их мо­на­ше­ско­му жи­тель­ству не толь­ко по­ве­ле­ни­ем и со­ве­том, но и лич­ным при­ме­ром.

Пре­по­доб­ная Иули­а­ния, по­доб­но сво­е­му бра­ту ра­но пре­зрев­шая мир­ские удо­воль­ствия и обу­чен­ная мо­на­ше­ству ду­хов­ным по­дви­гом, сле­до­ва­ла в управ­ле­нии оби­те­лью опы­ту древ­них по­движ­ни­ков. Имея свет­лый ум, она яс­но со­зна­ва­ла необ­хо­ди­мость раз­ли­чия в об­ра­ще­нии с на­сель­ни­ца­ми мо­на­сты­ря и бла­го­слов­ля­ла но­во­на­чаль­ных на по­слу­ша­ния со­об­раз­но спо­соб­но­стям и ха­рак­те­ру каж­дой; смог­ла объ­еди­нить си­лою сво­е­го муд­ро­го прав­ле­ния раз­лич­ных по про­ис­хож­де­нию и мир­ским при­выч­кам лю­дей в ду­хов­ную се­мью. Все­це­ло про­ник­ну­тая ду­хом хри­сти­ан­ско­го бла­го­че­стия, обу­ча­ла она мо­на­ше­ско­му жи­тию не столь­ко по­ве­ле­ни­ем, сколь­ко со­ве­том, прось­бой и соб­ствен­ным при­ме­ром. Эти ду­шев­ные свой­ства снис­ка­ли ей все­об­щую лю­бовь не толь­ко мо­на­ше­ству­ю­щих, но и ми­рян.

Вер­ной по­мощ­ни­цей пре­по­доб­ной Иули­а­нии бы­ла ее сест­ра, мо­на­хи­ня Ев­прак­сия. Все тру­ды по устро­е­нию оби­те­ли они нес­ли вме­сте. В мо­на­сты­ре все де­ла­лось по со­ве­ту и бла­го­сло­ве­нию их стар­ше­го бра­та, и око­ло юж­ной ча­сти огра­ды бы­ла вы­стро­е­на ке­лья, в ко­то­рой он ча­сто оста­нав­ли­вал­ся.

Сест­ры свя­ти­те­ля Алек­сия про­си­я­ли по­движ­ни­че­ской жиз­нью. За ми­ло­сер­дие и кро­тость, ду­хов­ную муд­рость и сми­ре­ние еще при жиз­ни они по­чи­та­лись в на­ро­де как свя­тые.

Пре­по­доб­ные же­ны име­ли лю­бя­щие и ми­лу­ю­щие серд­ца и все­гда бы­ли го­то­вы ока­зать по­мощь го­лод­ным, убо­гим, обез­до­лен­ным, при­хо­дя­щим под кров свя­той оби­те­ли. Во вре­мя бед зем­ли Рус­ской ста­но­ви­лись они уте­ши­тель­ни­ца­ми, мо­лит­вен­ни­ца­ми, кор­ми­ли­ца­ми, це­ли­тель­ни­ца­ми всех страж­ду­щих и бо­ля­щих. Так, ока­зы­вая лю­бовь ближ­ним, в кро­то­сти и сми­ре­нии, пре­по­доб­ные сест­ры со­де­лы­ва­ли свое спа­се­ние.

Но вот по­до­шли к кон­цу дни зем­ной жиз­ни ос­но­ва­тель­ниц оби­те­ли. Скон­ча­лась лю­би­мая все­ми игу­ме­ния в 1393 го­ду в чет­вер­тую суб­бо­ту по Па­схе, в ночь на 3 мая 1393 г., и бы­ла по­гре­бе­на близ хра­ма.

Смерть на­чаль­ни­цы об­ще­жи­тия за­ме­че­на ле­то­пис­цем то­го вре­ме­ни: «По Ве­ли­ком дни (по Па­схе) на чет­вер­той неде­ли в суб­бо­ту на ночь пре­ста­ви­ся игу­ме­ния Алек­се­ев­ская Улья­на, дщи неко­е­го бо­га­та ро­ди­те­ля и слав­на, са­ма же зе­ло бо­го­бо­яз­ли­ва, чер­нечь­ство­вав­ши лет бо­лее 30 и игу­ме­ния быв­ши 90 чер­ни­цам, и об­ще­му жи­тию жен­ско­му на­чаль­ни­ца быв­ши, и за пре­мно­гую доб­ро­де­тель лю­би­ма бысть от всех и по­чте­на всю­ду и по­ло­же­на под­ле церк­ви». Через год пре­ста­ви­лась и сест­ра игу­ме­нии мо­на­хи­ня Ев­прак­сия.

Над ме­стом по­гре­бе­ния пре­по­доб­ных се­стер вско­ре бы­ла со­ору­же­на ча­сов­ня. Позд­нее, в 1766 г., на этом ме­сте был по­стро­ен храм в честь ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Неопа­ли­мая Ку­пи­на», ко­то­рый в 1887 г. со­еди­ни­ли с со­бо­ром Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы и освя­ти­ли в честь Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри.

И по­сле кон­чи­ны пре­по­доб­ные не остав­ля­ли со­здан­ной ими оби­те­ли. Гос­подь спо­до­бил Сво­их угод­ниц бла­го­дат­ных да­ров, об­на­ру­жив­ших­ся мно­ги­ми чу­де­са­ми, ко­то­рые тво­ри­ли пре­по­доб­ные Иули­а­ния и Ев­прак­сия по усерд­ной мо­лит­ве всех, при­зы­ва­ю­щих их на по­мощь. К кон­цу XIX ве­ка бы­ли под­го­тов­ле­ны до­ку­мен­ты для ка­но­ни­за­ции по­движ­ниц, но со­бы­тия 1917 го­да по­ме­ша­ли это­му осу­ще­ствить­ся. Про­слав­ле­ние пре­по­доб­ных Иули­а­нии и Ев­прак­сии бы­ло со­вер­ше­но в 2000 го­ду.

Па­мять пре­по­доб­ных игу­ме­нии Иули­а­нии и мо­на­хи­ни Ев­прак­сии Мос­ков­ских со­вер­ша­ет­ся 3 (16) мая.

Киево-Печерская икона Успения Пресвятой Богородицы – одна из древнейших явленных икон в Русской Православной Церкви. Пресвятая Богородица вручила ее 4-м византийским зодчим, которые в 1073 году принесли икону преподобным Антонию и Феодосию Печерским.

Киево-Печерская икона Успения Пресвятой Богородицы

Зодчие пришли в пещеру к преподобным и спросили: «Где хотите вы начать церковь?» Святые ответили: «Идите, Господь назначит место». – «Как вы, предсказывая себе скорую смерть, не назначили еще места? – удивились зодчие. – А еще дали нам столько золота». Тогда преподобные призвали всю братию и стали расспрашивать греков, говоря: «Скажите нам истину, кто вас послал и как вы попали сюда?» Зодчие стали рассказывать: «Однажды, когда мы спали в своих домах, рано, на восходе солнца, пришли к каждому из нас благообразные юноши и сказали: «Зовет вас Царица во Влахерну». Мы пришли все в одно время и, расспросивши друг друга, узнали, что ту же речь Царицы слышал каждый из нас и одни и те же посланные были за всеми нами. Наконец мы увидели Царицу со множеством воинов. Мы поклонились Ей, и Она сказала: «Я хочу построить Себе Церковь на Руси, в Киеве, и вот, велю вам это сделать. Возьмите золота на 3 года». – Мы же, поклонившись, спросили: «Госпожа, Царица! Ты посылаешь нас в чужую страну, к кому мы там придем?» – Она отвечала: «Я посылаю вас вот с ними, с Антонием и Феодосием». – Мы удивились: «Зачем же, Госпожа, Ты даешь нам золота на 3 года? Им и прикажи заботиться о нас, что нам есть и что пить, и нас одаришь, чем Сама знаешь». – Царица возразила: «Этот, Антоний, только благословит и отойдет от этого света в вечный покой. А этот, Феодосий, отойдет после него через 2 года. Итак, берите золота до избытка. А что до того, чтобы почтить вас, то никто не может сделать это так, как Я. Дам вам, чего и ухо не слышало, и глаз не видел и что на сердце человеку не всходило. Я Сама приду смотреть Церковь и буду в ней жить». – Она дала нам также мощи святых мучеников: Артемия, Полиевкта, Леонтия, Акакия, Арены, Иакова, Феодора – и сказала: «Это положите в основание». – Мы взяли золота больше, чем нам нужно было, и Она сказала: «Выйдите на двор, посмотрите величину Церкви». – Мы вышли и увидели Церковь на воздухе. Вошедши опять к Царице, мы поклонились и сказали: «Госпожа Царица, какое имя Церкви?» – Она ответила: «Я хочу назвать ее Своим Именем». – Мы не смели спросить, как Ее Имя, но Она опять сказала Сама: «Богородицына будет Церковь». – И, давши нам эту икону, сказала: «Она будет в ней наместной». Мы поклонились Ей и пошли в свои дома, неся с собой икону, полученную из рук Царицы». Выслушав это, все прославили Бога, и преподобный Антоний сказал: «Дети, мы никогда не выходили из этого места. Звавшие вас благообразные юноши были святые Ангелы, а Царица во Влахерне – Сама Пресвятая Богородица. А что до нашего образа и данного как бы через нас золота, то Господь ведает, как Он изволил сотворить это со Своими рабами. Благословен приход ваш, добрую спутницу вы имеете, честную икону Госпожи». Три дня молился преподобный Антоний, чтобы Господь Сам указал ему место для церкви. После первой ночи по всей земле была роса, а на святом месте сухо. На другое утро по всей земле было сухо, а на святом месте роса. На третье утро, помолившись, благословили место и измерили золотым поясом ширину и длину церкви. (Этот пояс еще давно принес варяг Шимон, которому было видение о постройке церкви.) Огонь, спадший с неба по молитве преподобного Антония, указал, что Богу угодно начинание. Так было положено начало Божественной Церкви.

Икона Успения Пресвятой Богородицы прославилась чудесами. Два друга, Иоанн и Сергий, побратались перед ней. Спустя много лет Иоанн смертельно заболел. Он отдал свою часть имущества в Печерский монастырь, а часть 5-летнего сына передал на сохранение Сергию; ему же отдал и сына Захарию на попечение. Когда Захарии исполнилось 15 лет, он захотел взять принадлежавшее ему имущество, но Сергий упорно говорил, что Иоанн все раздал нищим. Он дошел до того, что пришел в Успенскую церковь и поклялся перед чудотворной иконой, что не брал ничего. Когда он захотел поцеловать икону, то не смог приблизиться к ней; пошел к дверям и вдруг закричал: «Святые Антоний и Феодосий! Не велите убивать меня этому немилостивому и молитесь Госпоже Пресвятой Богородице, чтобы Она отогнала от меня это множество бесов, которым я предан. Пусть берут золото и серебро: оно запечатано в моей клети». Захария отдал все имущество в Печерский монастырь, где и сам постригся. С тех пор никому не давали клясться чудотворной иконой. Икона не раз защищала страну от нашествия врагов. В 1677 году, когда турки осаждали Чигирин и Киеву грозила опасность, икону почти в течение всего дня 27 августа обносили вокруг города. Богородица благословляла русские войска, шедшие на Полтавскую битву 1709 г.). В 1812 году икону снова обносили вокруг Киева. Празднование иконе положено дважды в год: 3 мая и 15 августа.

Печерская икона Божией Матери с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием Печерскими изображает Божию Матерь сидящей на троне с короной на главе. Свои руки Она возлагает на коленопреклоненных преподобных Антония и Феодосия. На коленях у Божией Матери – Богомладенец, благословляющий обеими руками. По сторонам трона стоят склоненные Ангелы.
Свенская-Печерская икона Божией Матери была написана преподобным Алипием Печерским († около 1114, память 17 августа). На иконе изображена Божия Матерь, сидящая на престоле, на коленях у Нее Богомладенец. Справа от трона стоит преподобный Феодосий, а слева – преподобный Антоний Печерские.До 1288 года она находилась в Киево-Печерском монастыре, где прославилась чудесами, а затем была перенесена в Брянский Свенский монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Произошло это следующим образом. Черниговский князь Роман Михайлович, будучи в Брянске, ослеп. Услышав о чудесах от иконы, писанной самим преподобным Алипием, князь послал в монастырь гонца с просьбой прислать к нему в Брянск икону для исцеления. Икону отправили вместе со священником по реке Десне. Во время плавания лодка пристала к правому берегу реки Свены. После ночевки путники утром пошли к лодке, чтобы помолиться иконе, но не нашли ее там, а увидели на горе против реки Свены. Икона стояла на дубе между ветвями. Весть об этом дошла до князя Романа; его привели к иконе пешком. Князь горячо молился и обещал построить на этом месте монастырь, отдав ему все земли, которые увидит с горы. После молитвы князь начал прозревать. Сначала он увидел тропинку, затем близкие предметы и, наконец, все окрестности. Приложившись к иконе, князь отслужил молебен, а затем все собравшиеся основали деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Дерево, на котором пребывала икона, срубили и употребили на доски для других икон. Тогда же было установлено празднество Свенской иконе Божией Матери 3 мая.
Икона прославилась исцелениями слепых, бесноватых, заступничеством от врагов.

В 4-ю суб­бо­ту по Па­схе Рус­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь от­ме­ча­ет День па­мя­ти Со­бо­ра но­во­му­че­ни­ков, в Бу­то­ве по­стра­дав­ших.

Это пе­ре­хо­дя­щее празд­но­ва­ние бы­ло вне­се­но в ме­ся­це­слов Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви по бла­го­сло­ве­нию Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Ру­си Алек­сия II 3 сен­тяб­ря 2003 го­да.

Бу­тов­ский по­ли­гон в на­сто­я­щее вре­мя на­хо­дит­ся в чер­те Моск­вы, это ме­сто мас­со­вых за­хо­ро­не­ний жертв ре­прес­сий 30-х – на­ча­ле 50-х го­дов XX ве­ка.

В на­сто­я­щее вре­мя из­вест­ны око­ло ты­ся­чи че­ло­век, рас­стре­лян­ных на Бу­тов­ском по­ли­гоне за ис­по­ве­да­ние пра­во­слав­ной ве­ры, к ле­ту 2003 го­да 255 из них ка­но­ни­зи­ро­ва­ны Рус­ской Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью.

На тер­ри­то­рии Рос­сии нет дру­го­го ме­ста, где по­чи­ва­ли бы мо­щи та­ко­го мно­го­чис­лен­но­го Со­бо­ра свя­тых.

Бу­тов­ский по­ли­гон на­хо­дит­ся на зем­ле быв­шей усадь­бы Дрож­жи­но, из­вест­ной с XVI ве­ка. По­след­ним хо­зя­и­ном усадь­бы был И.И. Зи­мин, стар­ший брат вла­дель­ца мос­ков­ской част­ной опе­ры С.И. Зи­ми­на.

По­сле Ок­тябрь­ской ре­во­лю­ции име­ние и кон­ный за­вод при нём бы­ли кон­фис­ко­ва­ны в поль­зу го­су­дар­ства, за­вод по­став­лял ло­ша­дей внут­рен­ним вой­скам.

До се­ре­ди­ны 30-х го­дов в Бу­то­ве раз­ме­ща­лась сель­ско­хо­зяй­ствен­ная ко­ло­ния ОГПУ.

В 1934 го­ду по­чти все бы­ли вы­се­ле­ны из этих мест, в кон­це 1935 – на­ча­ле 1936 го­да на тер­ри­то­рии быв­ше­го име­ния Зи­ми­ных обо­ру­до­ва­ли стрел­ко­вый по­ли­гон «Бу­то­во», где сра­зу же на­ча­ли про­во­дить­ся рас­стре­лы и за­хо­ро­не­ния ре­прес­си­ро­ван­ных лиц. С ав­гу­ста 1937 по ок­тябрь 1938 го­да здесь бы­ли рас­стре­ля­ны и по­хо­ро­не­ны 20765 че­ло­век.

Мас­со­вые рас­стре­лы 1937-1938 го­дов ста­ли след­стви­ем ре­ше­ний По­лит­бю­ро ВКП(б) от 2 июля 1937 го­да и вы­те­кав­ших из них при­ка­зов нар­ко­ма внут­рен­них дел Н.И. Ежо­ва о борь­бе с «вра­га­ми на­ро­да», в т. ч. с «цер­ков­ни­ка­ми».

Рас­стре­лы на Бу­тов­ском по­ли­гоне про­из­во­ди­лись по по­ста­нов­ле­ни­ям вне­су­деб­ных ор­га­нов: «трой­ки» Мос­ков­ско­го УНКВД, ре­же – ко­мис­сии, со­сто­яв­шей из нар­ко­ма внут­рен­них дел и про­ку­ро­ра СССР – «двой­ки». Пред­пи­са­ния на рас­стре­лы под­пи­сы­вал на­чаль­ник УНКВД Мос­ков­ской обл. (в раз­ное вре­мя – ко­мис­са­ры гос­бе­зо­пас­но­сти С.Ф. Ре­денс, Л.М. За­ков­ский, В.Е. Це­сар­ский). При­ве­де­ни­ем в ис­пол­не­ние при­го­во­ров ру­ко­во­ди­ли ко­мен­дант и на­чаль­ник адми­ни­стра­тив­но-хо­зяй­ствен­но­го от­де­ла УНКВД по Мос­ков­ской об­лат­си И.Д. Берг и его за­ме­сти­тель и од­новре­мен­но ру­ко­во­ди­тель Управ­ле­ния ра­бо­че-кре­стьян­ской ми­ли­ции М.И. Се­мё­нов.

На Бу­тов­ский по­ли­гон осуж­ден­ных до­став­ля­ли из мос­ков­ских тю­рем: Та­ган­ской, Сре­тен­ской, Бу­тыр­ской, а так­же из рай­он­ных тю­рем Мос­ков­ской об­ла­сти и из Дмит­ла­га – огром­но­го ла­гер­но­го объ­еди­не­ния, пред­на­зна­чен­но­го для стро­и­тель­ства ка­на­ла Москва-Вол­га (уз­ни­ка­ми это­го ла­ге­ря бы­ли так­же со­ору­же­ны ста­ди­он «Ди­на­мо», Юж­ный и Се­вевр­ный (Хим­кин­ский) пор­ты Моск­вы, жи­лые ком­плек­сы и мно­гое др.).

По­сле при­бы­тия на Бу­тов­ский по­ли­гон осуж­дён­ных за­во­ди­ли в ба­рак яко­бы для сан­об­ра­бот­ки. Непо­сред­ствен­но пе­ред рас­стре­лом объ­яв­ля­ли при­го­вор, све­ря­ли дан­ные и на­ли­чие фо­то­гра­фии. Слу­ча­лось, что казнь от­кла­ды­ва­ли из-за ка­ких-ли­бо раз­но­чте­ний в до­ку­мен­тах, а ино­гда (в еди­нич­ных слу­ча­ях) да­же от­ме­ня­ли. При­ве­де­ние при­го­во­ра в ис­пол­не­ние осу­ществ­ля­ла од­на из «рас­стрель­ных ко­манд» – груп­па из 3-4 офи­це­ров спец­от­ря­да, как пра­ви­ло, лю­дей со ста­жем, слу­жив­ших в ор­га­нах ОГПУ-НКВД со вре­мён граж­дан­ской вой­ны, имев­ших пра­ви­тель­ствен­ные на­гра­ды. В дни осо­бо мас­со­вых рас­стре­лов чис­ло ис­пол­ни­те­лей, оче­вид­но, уве­ли­чи­ва­лось.

На казнь из ба­ра­ка вы­во­ди­ли по од­но­му, каж­дый па­лач вёл свою жерт­ву к краю рва, стре­лял в за­ты­лок с рас­сто­я­ния не бо­лее мет­ра и сбра­сы­вал те­ло в тран­шею. Да­ле­ко не все­гда при этом при­сут­ство­ва­ли врач и про­ку­рор.

Пер­вое вре­мя рас­стре­лян­ных хо­ро­ни­ли в неболь­ших ямах-мо­гиль­ни­ках, ко­то­рые ко­па­ли вруч­ную. С ав­гу­ста 1937 го­да, ко­гда каз­ни в Бу­то­ве при­ня­ли неви­дан­ные в ми­ро­вой ис­то­рии мас­шта­бы, экс­ка­ва­то­ры ка­рьер­но­го ти­па вы­ка­пы­ва­ли для этих це­лей тран­шеи ши­ри­ной и глу­би­ной в 3 м, дли­ной от 150 м.

За день в Бу­то­ве ред­ко рас­стре­ли­ва­ли ме­нее 100 че­ло­век, бы­ва­ли дни (как, на­при­мер, 28 фев­ра­ля 1938 го­да), ко­гда каз­ни­ли бо­лее 500 че­ло­век. Ино­гда, оче­вид­но, при­го­во­рен­ных рас­стре­ли­ва­ли в мос­ков­ских тюрь­мах, а на Бу­тов­ский по­ли­гон при­во­зи­ли толь­ко для за­хо­ро­не­ния.

Боль­шую часть рас­стре­лян­ных на Бу­тов­ском по­ли­гоне со­став­ля­ют кре­стьяне и ра­бо­чие Моск­вы и Под­мос­ко­вья, ко­то­рых за­ча­стую аре­сто­вы­ва­ли и каз­ни­ли се­мья­ми, вклю­чая под­рост­ков и ста­ри­ков. По­дав­ля­ю­щее чис­ло жертв бы­ли бес­пар­тий­ны­ми, т. е. да­ле­ки­ми от по­ли­ти­ки людь­ми, имев­ши­ми низ­шее об­ра­зо­ва­ние или негра­мот­ны­ми.

При­мер­но чет­верть от об­ще­го чис­ла каз­нен­ных на Бу­тов­ском по­ли­гоне – уго­лов­ни­ки, по­дав­ля­ю­щее чис­ло их бы­ло рас­стре­ля­но за про­шлые су­ди­мо­сти, по ко­то­рым преж­де они уже от­бы­ли срок на­ка­за­ния.

Под ка­те­го­рии «со­ци­аль­но опас­ных» и «со­ци­аль­но вред­ных эле­мен­тов», осуж­ден­ных и рас­стре­лян­ных на Бу­тов­ском по­ли­гоне, под­па­да­ли са­мые раз­ные лю­ди: род­ствен­ни­ки ра­нее осуж­ден­ных, быв­шие цар­ские ми­ни­стры, ни­щие, улич­ные тор­гов­цы, га­дал­ки, кар­теж­ни­ки.

В ян­ва­ре 1938 го­да с санк­ции вла­стей на­ча­лась тай­ная рас­пра­ва над ин­ва­ли­да­ми: в фев­ра­ле-мар­те то­го же го­да бы­ло рас­стре­ля­но 1160 ин­ва­ли­дов.

Боль­шин­ство каз­нён­ных на Бу­тов­ском по­ли­гоне бы­ли рус­ски­ми (бо­лее 60%), за­тем сле­ду­ют ла­ты­ши, по­ля­ки, евреи, укра­ин­цы, нем­цы, бе­ло­ру­сы, – все­го свы­ше 60 на­цио­наль­но­стей, в т. ч. граж­дане дру­гих го­су­дарств: Гер­ма­нии, Поль­ши, Фран­ции, США, Ав­стрии, Вен­грии, Ру­мы­нии, Ита­лии, Гре­ции, Че­хо­сло­ва­кии, Тур­ции, Япо­нии, Ин­дии, Ки­тая и др.

В чис­ле по­хо­ро­нен­ных на Бу­тов­ском по­ли­гоне – лю­ди, оста­вив­шие след в рус­ской ис­то­рии: пред­се­да­тель 2-й Го­судар­ствен­ной Ду­мы Ф.А. Го­ло­вин, быв­ший мос­ков­ский ге­не­рал-гу­бер­на­тор В.Ф. Джун­ков­ский, один из пер­вых рус­ских лёт­чи­ков Н.Н. Да­нилев­ский, член экс­пе­ди­ции О.Ю. Шмид­та борт­ме­ха­ник Я.В. Бре­зин, пра­внук М.И. Ку­ту­зо­ва про­фес­сор цер­ков­но­го пе­ния и ком­по­зи­тор М.Н. Хит­ро­во-Крам­ской, ху­дож­ник А.Д. Дре­вин, спортс­ме­ны, за­ло­жив­шие ос­но­вы со­вет­ско­го аль­пи­низ­ма.

В зем­ле Бу­то­ва ле­жат пред­ста­ви­те­ли рус­ских дво­рян­ских ро­дов: Ро­стоп­чи­ных, Туч­ко­вых, Га­га­ри­ных, Ша­хов­ских, Обо­лен­ских, Ол­суф­ье­вых, Би­би­ко­вых, боль­шая груп­па быв­ших цар­ских ге­не­ра­лов (ге­не­рал-лей­те­нант Е.И. Мар­ты­нов, ге­не­рал-май­ор М.Ф. Кри­гер, об­ла­да­тель 7 во­ин­ских бо­е­вых на­град ге­не­рал Б.И. Стол­бин и др.).

На Бу­тов­ском по­ли­гоне бы­ли за­му­че­ны 739 свя­щен­но­слу­жи­те­лей Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви: 1 мит­ро­по­лит, 2 ар­хи­епи­ско­па, 4 епи­ско­па, 15 ар­хи­манд­ри­тов, 118 про­то­и­е­ре­ев, 14 игу­ме­нов, 52 иеро­мо­на­ха, 363 свя­щен­ни­ка, 60 диа­ко­нов (в т. ч. 4 про­то­ди­а­ко­на и 1 ар­хи­ди­а­кон), 10 мо­на­хов, 58 мо­на­хинь (в т. ч. 3 схи­мо­на­хи­ни), 14 по­слуш­ни­ков и по­слуш­ниц, 8 свя­щен­но­слу­жи­те­лей (без уточ­не­ния са­на).

За ве­ру на Бу­тов­ском по­ли­гоне бы­ли рас­стре­ля­ны 219 ми­рян (пса­лом­щи­ки, чте­цы, ре­ген­ты, пев­чие, цер­ков­ные ста­ро­сты, ико­но­пис­цы, чле­ны цер­ков­ных со­ве­тов, убор­щи­цы хра­мов, цер­ков­ные сто­ро­жа).

В чис­ле каз­нён­ных в Бу­то­ве «цер­ков­ни­ков» – 59 ста­ро­об­ряд­цев, 9 об­нов­лен­цев, бо­лее 60 бап­ти­стов, хлы­сты, «ан­ти­во­ен­ни­ки», еван­ге­ли­сты, сек­тан­ты (без уточ­не­ния, к ка­кой имен­но сек­те при­над­ле­жа­ли; ино­гда сле­до­ва­те­ли так на­зы­ва­ли пред­ста­ви­те­лей «ка­та­комб­ной» церк­ви или ис­тин­но-пра­во­слав­ных хри­сти­ан), а так­же 4 мул­лы и 1 рав­вин.

Пер­вы­ми пра­во­слав­ны­ми свя­щен­но­слу­жи­те­ля­ми, рас­стре­лян­ны­ми на Бу­тов­ском по­ли­гоне, бы­ли свя­щен­но­му­че­ни­ки про­то­и­е­реи Алек­сий Во­ро­бьёв, Алек­сий Ка­си­мов и сщ­мч. диа­кон Ели­сей Штоль­дер († 20 авг. 1937).

Боль­ше все­го свя­щен­но­слу­жи­те­лей по­стра­да­ло в сен­тяб­ре-де­каб­ре 1937 го­да и в фев­ра­ле-мар­те 1938 го­да (17 фев­ра­ля 1938 го­да бы­ло рас­стре­ля­но 502 че­ло­век, 75 из них свя­щен­но­слу­жи­те­ли и мо­на­хи).

По­чти всем, про­хо­див­шим по цер­ков­ным де­лам, предъ­яв­ля­лось об­ви­не­ние по 58-й ста­тье УК РСФСР. По­во­ды для об­ви­не­ния мог­ли быть раз­ные: «со­хра­не­ние церк­ви и на­саж­де­ние тай­но­го мо­на­ше­ства», «бо­го­слу­же­ния на до­му», «недо­но­си­тель­ство», «по­мощь ссыль­но­му ду­хо­вен­ству», при­ют без­дом­ных свя­щен­но­слу­жи­те­лей или, напр., та­кое аб­сурд­ное об­ви­не­ние: «кле­ве­тал, что церк­ви за­кры­ва­ют­ся, свя­щен­ни­ки аре­сто­вы­ва­ют­ся».

Боль­шин­ство под­след­ствен­ных, за­му­чен­ных или об­ма­ну­тых сле­до­ва­те­ля­ми, в кон­це кон­цов при­зна­ва­ли се­бя пол­но­стью или ча­стич­но ви­нов­ны­ми в «ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции», «контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти», но в во­про­сах ве­ры цер­ков­ный на­род по­ка­зал се­бя неустра­ши­мым. Ни пыт­ки, ни угро­зы смер­ти не мог­ли за­ста­вить ве­ру­ю­щих от­речь­ся от Бо­га, воз­ве­сти ху­лу на Цер­ковь. Не ред­ко­стью яв­ля­ет­ся «от­сут­ствие в де­ле ском­про­ме­ти­ро­ван­ных лиц», то есть от­сут­ствие но­вых имен, необ­хо­ди­мых сле­до­ва­те­лям для но­вых аре­стов.

С се­ре­ди­ны Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны в Бу­то­ве рас­по­ла­гал­ся ла­герь для во­ен­но­плен­ных, ра­бо­тав­ших на стро­и­тель­стве Сим­фе­ро­поль­ско­го шос­се и на кир­пич­ном за­во­де. В 1949 – на­ча­ле 1950 го­да вбли­зи по­ли­го­на был вы­стро­ен по­се­лок из 3 до­мов, в двух из ко­то­рых по­се­ли­лись со­труд­ни­ки НКВД, в тре­тьем рас­по­ло­жи­лась спец­шко­ла для офи­це­ров внут­рен­них служб стран Во­сточ­ной Ев­ро­пы.

В се­ре­дине 50-х го­дов «спец­зо­на» бы­ла лик­ви­ди­ро­ва­на. Сам по­ли­гон, где на­хо­ди­лась ос­нов­ная часть за­хо­ро­не­ний, об­нес­ли глу­хим де­ре­вян­ным за­бо­ром с на­тя­ну­той по­верх него ко­лю­чей про­во­ло­кой. По кра­ям «зо­ны» воз­ник дач­ный по­се­лок НКВД, в ко­то­ром раз­ре­ша­лось стро­ить толь­ко лёг­кие од­но­этаж­ные да­чи без фун­да­мен­тов и по­гре­бов.

В на­ча­ле 70-х го­дов в во­сточ­ной ча­сти Бу­тов­ско­го по­ли­го­на раз­би­ли яб­ло­не­вый сад, об­но­ви­ли об­вет­шав­ший за­бор во­круг.

До 1995 го­да тер­ри­то­рия на­хо­ди­лась в ве­де­нии ФСК-ФСБ и тща­тель­но охра­ня­лась.

На­чи­ная с 1992 го­да мос­ков­ская об­ще­ствен­ная груп­па по уве­ко­ве­че­нию жертв по­ли­ти­че­ских ре­прес­сий (груп­па М.Б. Миндли­на) с по­мо­щью со­труд­ни­ков ФСК-ФСБ при­сту­пи­ла к ра­бо­те со след­ствен­ны­ми де­ла­ми рас­стре­лян­ных на Бу­тов­ском по­ли­гоне, со­став­ля­лись крат­кие био­гра­фи­че­ские све­де­ния для бу­ду­щей «Кни­ги па­мя­ти».

Вес­ной 1993 го­да по­ли­гон впер­вые по­се­ти­ли род­ствен­ни­ки по­гиб­ших, осе­нью то­го же го­да в его юж­ной ча­сти бы­ла уста­нов­ле­на гра­нит­ная ме­мо­ри­аль­ная пли­та.

С 1997 го­да на Бу­товск по­ли­гон ве­дут­ся ком­плекс­ные ра­бо­ты с це­лью опре­де­ле­ния ме­сто­по­ло­же­ния по­гре­баль­ных рвов, про­во­дят­ся ис­то­ри­ко-ар­хео­ло­ги­че­ские, гео­бо­та­ни­че­ские, гео­мор­фо­ло­ги­че­ские ис­сле­до­ва­ния. В 1997 г. был вскрыт один из по­гре­баль­ных рвов: на пло­ща­ди в 12 кв. м об­на­ру­жи­ли за­хо­ро­не­ния в 5 сло­ев, где по­гре­бе­ны остан­ки 149 чел. В 2001-2002 гг. спе­ци­а­ли­сты вы­яви­ли и на­нес­ли на кар­ту 13 по­гре­баль­ных рвов.

Вес­ной 1994 го­да на Бу­тов­ском по­ли­гоне был уста­нов­лен Боль­шой По­клон­ный крест (освя­щён 8 мая 1994), со­ору­жен­ный по про­ек­ту скуль­пто­ра Д.М. Ша­хов­ско­го, чей отец, свя­щен­ник Ми­ха­ил Шик, был рас­стре­лян в Бу­то­ве.

25 июня 1995 го­да в Бу­то­ве в по­ход­ном па­ла­точ­ном хра­ме Всех Свя­тых, в зем­ле Рос­сий­ской про­си­яв­ших, Пра­во­слав­но­го Свя­то-Ти­хо­нов­ско­го Бо­го­слов­ско­го ин­сти­ту­та бы­ла от­слу­же­на пер­вая ли­тур­гия, ко­то­рую воз­гла­вил рек­тор ин­сти­ту­та про­то­и­е­рей Вла­ди­мир Во­ро­бьёв.

На­чи­ная с 1994 го­да го­ря­чее уча­стие в де­ле уве­ко­ве­че­ния па­мя­ти по­стра­дав­ших в Бу­то­ве при­ни­ма­ла внуч­ка рас­стре­лян­но­го здесь сщ­мч. Се­ра­фи­ма (Чи­ча­го­ва) игу­ме­ния Се­ра­фи­ма (Чёр­ная) .

В 1995 го­ду Бу­тов­ский по­ли­гон пе­ре­да­ли Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии. По про­ек­ту Ша­хов­ско­го был воз­двиг­нут де­ре­вян­ный храм во имя Но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских (освя­щён в 1996 го­ду), на­сто­я­те­лем ко­то­ро­го стал внук рас­стре­лян­но­го здесь сщ­мч. про­то­и­е­рея Вла­ди­ми­ра Ам­бар­цу­мо­ва свя­щен­ник Ки­рилл Ка­ле­да .

27 мая 2000 го­да на Бу­тов­ском по­ли­гоне со­сто­я­лось гран­ди­оз­ное бо­го­слу­же­ние под от­кры­тым небом, ко­то­рое воз­гла­вил Пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Ру­си Алек­сий II. Бы­ли со­вер­ше­ны Бо­же­ствен­ная ли­тур­гия и па­ни­хи­да по уби­ен­ным – по­след­няя пе­ред их про­слав­ле­ни­ем на Ар­хи­ерей­ском Юби­лей­ном Со­бо­ре Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви 2000 го­да.

На Юби­лей­ном Со­бо­ре бы­ли ка­но­ни­зи­ро­ва­ны 120 че­ло­век, рас­стре­лян­ных на Бу­тов­ском по­ли­гоне, за по­сле­ду­ю­щие го­ды чис­ло ка­но­ни­зи­ро­ван­ных Бу­тов­ских но­во­му­че­ни­ков удво­и­лось.

Со­бор Бу­тов­ских но­во­му­че­ни­ков воз­глав­ля­ют 6 ар­хи­ере­ев: Ле­нин­град­ский и Гдов­ский мит­ро­по­лит сщ­мч. Се­ра­фим (Чи­ча­гов), Мо­жай­ский ар­хи­епи­скоп сщ­мч. Ди­мит­рий (Доб­ро­сер­дов), Вла­ди­мир­ский и Суз­даль­ский ар­хи­епи­скоп сщ­мч. Ни­ко­лай (Доб­ро­нра­вов), Бе­жец­кий епи­скоп сщ­мч. Ар­ка­дий (Осталь­ский), Ниж­не­та­гиль­ский епи­скоп сщ­мч. Ни­ки­та (Де­лек­тор­ский), Ве­лиж­ский епи­скоп сщ­мч. Иона (Ла­за­рев).

На Бу­тов­ском по­ли­гон бы­ло каз­не­но мно­го по­чи­та­е­мых иере­ев-свя­щен­но­му­че­ни­ков: бра­тья Ага­фон­ни­ко­вы – Алек­сандр, Ва­си­лий и Ни­ко­лай, Вла­ди­мир Ам­бар­цу­мов, Вла­ди­мир Мед­ве­дюк, Зо­си­ма Тру­ба­чёв, Иоанн Арт­оболев­ский, Сер­гий Ле­бе­дев, Сер­гий Ма­ха­ев, Петр Пет­ри­ков и мно­гие дру­гие.

Празд­но­ва­ние Со­бо­ру но­во­му­че­ни­ков, в Бу­то­ве по­стра­дав­ших, уста­нов­ле­но в 4-ю суб­бо­ту по­сле Пас­хи. Над по­гре­баль­ны­ми бу­тов­ски­ми рва­ми еже­год­но со­вер­ша­ет­ся тор­же­ствен­ное бо­го­слу­же­ние, воз­глав­ля­е­мое Свя­тей­шим Пат­ри­ар­хом, в ко­то­ром при­ни­ма­ют уча­стие де­сят­ки ар­хи­ере­ев и сот­ни свя­щен­но­слу­жи­те­лей Моск­вы и Мос­ков­ской об­ла­сти, сте­ка­ют­ся ты­ся­чи па­лом­ни­ков.

 
Комментарии
Всего комментариев: 2
2022/05/16, 15:13:36
Спаси нас Боже.
андрей
2022/05/16, 04:58:20
/Встретят и они чудо, которому не возмогут уже перечить:
это смерть и по смерти суд./


О, наш, Спаситель, Ты нам мир, спасающий нас в вечности, принёс;
но мы слепые и глухие, мы так далеки от Духа мира Твоего,
понятнее нам мiр земной.
Желанный нами - мiр - есть безопасность жизни нашей драгоценнейшей,
и методы для достижения сей безопасности здесь применимы все -
от "пряника" - и до "кнута".

Лукавый мiра дух унизил нас до толерантности с грехом содомским мерзостным.
Лукавый мiра дух унизил нас принятием других ещё условий нашей безопасности:
различные страховки и прививки, "цифровые имена" -
всё это преподносится как гуманизм(и рады мы, что любят и заботятся о нас).
Лукавый мiра дух - единого властителя Земли соделает однажды "благодетелем",
самоуверенно провозгласив его "христом" для нас, для нашей безопасности.

Увы нам, с ног до головы заполонённым ложью самоублажения.

О, Спасе наш, спаси рабов Твоих - теперь уж только чудным способом.
Павел
Добавить комментарий:
Имя:
* Сообщение [ T ]:
 
   * Перепишите цифры с картинки
 
Подписка на новости и обновления
* Ваше имя:
* Ваш email:
Просьба о помощи
© Vinchi Group
1998-2022


Оформление и
программирование
Ильи
Бог Есть Любовь и только Любовь

Страница сформирована за 0.0732581615448 сек.