Дивное Дивеево

Вся история девеевской обители

Тропарь, глас 4-й Благодарни суще недостойнии раби Твои, Господи, о Твоих великих благодеяниих на нас бывших, славяще Тя хвалим, благословим, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие, и рабски ...
На главную Новости 9 сентября. Преподобного Пимена Великого. Преподобного священномученика Кукши и преподобного Пимена Постника. Святителя Ливерия исп., папы Римского.
9 сентября. Преподобного Пимена Великого. Преподобного священномученика Кукши и преподобного Пимена Постника. Святителя Ливерия исп., папы Римского.
08/09/2022 09:37:27

27 августа по старому стилю / 9 сентября по новому стилю
пятница
Седмица 13-я по Пятидесятнице. Глас 3.
День постный.
Пища с растительным маслом.

Прп. Пимена Великого (ок. 450).
Прпп. сщмч. Кукши и Пимена постника, Печерских, в Ближних пещерах (после 1114). Свт. Осии исп., еп. Кордувийского (359). Свт. Ливерия исп., папы Римского (366). Прп. Пимена Палестинского (ок. 602). Мц. Анфисы. Прп. Саввы.
Сщмч. Стефана Немкова пресвитера и с ним 18-ти мучеников (1918); сщмч. Павла Фокина пресвитера (1918); сщмчч. Иоанна Лебедева, Иоанна Смирнова пресвитеров и прмч. Мефодия Иванова (1937); сщмч. Александра Цицерова пресвитера (1939); сщмч. Владимира Соколова пресвитера (1940).


2_Кор., 192 зач., XI, 5–21. Мк., 15 зач., IV, 1–9. Прп.: Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2. Мф., 10 зач., IV, 25 – V, 12.

Тропарь преподобного Пимена Великого, глас 8:
Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси,/ и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси,/ и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Пимене, отче наш,// моли Христа Бога спастися душам нашим

Кондак преподобного Пимена Великого, глас 4:
Све́тлых по́двиг твои́х, преподо́бне о́тче,/ наста́ днесь свята́я па́мять твоя́,/ ду́ши благочести́вых веселя́щи,/ Пи́мене богому́дре,// о́тче наш преподо́бне.

По благословению Святейшего Патриарха Кирилла от 27 августа 2020 года, память священномученика Михаила Воскресенского перенесена с 27 на 24 августа.

Мысли свт. Феофана Затворника
(2Кор.11:5–21; Мк.4:1–9)
«Вот вышел сеятель сеять» (Мк.4:3). С тех пор, как вышел Этот Сеятель на сеятву, Он не перестает сеять. Сначала Сам лично сеял, потом чрез апостолов, а наконец чрез Божественныя писания и богомудрых учителей. И доселе всюду сеется слово истины Божией. Будь только готов явить себя благою землею, непременно засеменишься; засемененное же Бог возрастит.

Как же представить из себя благую землю? Вниманием и изучением слова Божия, сочувствием и любовью к нему и готовностью тотчас приводить в дело то, что узнаешь. При таком настроении, ни одно слово не ляжет поверх души, а всякое войдет внутрь. Сочетавшись там с родными ему стихиями духа, оно пустит корни и даст росток. Питаясь потом свыше наитиями духовными, а снизу желаниями благими и трудами, оно возрастет в древо, даст цвет и плод. Сам Бог устроил так вокруг нас, и потому нельзя не удивляться нашему бесплодию. А все от невнимания и нерадения.

Преподобный Пимен Великий

Преподобный Пимен Великий родился около 340 г. в Египте. С двумя своими братьями Анувием и Паисием он ушел в один из египетских монастырей, где все трое приняли иноческий постриг. Братья настолько были строгими подвижниками, что, когда их мать пришла в монастырь, чтобы повидать детей, они не вышли к ней из своих келлий. Мать долго стояла и плакала. Тогда преподобный Пимен сказал ей через закрытую дверь келлии: «Если ты перенесешь временную разлуку с нами, то в будущей жизни будешь видеть нас, так мы надеемся на человеколюбие Божие!» Мать смирилась и возвратилась домой.

Слава о подвигах и добродетелях преподобного Пимена распространилась по всей стране. Однажды правитель области пожелал видеть его. Преподобный Пимен, избегая славы, рассудил: «Если вельможи станут приходить ко мне и почитать, тогда и многие люди из народа начнут приходить ко мне и мешать моему безмолвию, и я лишусь благодати смирения, которую приобрел при помощи Божией». И передал он с посланным отказ. Для многих иноков преподобный Пимен был духовным наставником и руководителем. Они записывали его ответы для назидания себя и других. Один инок спросил: «Следует ли покрыть молчанием грех согрешившего брата, если случится увидеть его?» Старец отвечал: «Если мы скроем грехи братьев, то и Бог скроет наши грехи, и если ты увидишь согрешающего брата, не верь своим глазам и знай, что твои грехи подобны бревну, а грехи брата твоего подобны сучку, и тогда никогда не будешь приходить в смущение и соблазн». Другой инок обратился к преподобному, сказав: «Я тяжко согрешил и хочу провести в покаянии три года. Достаточен ли такой срок?» Старец отвечал: «Этого много». Инок продолжал спрашивать, какой срок покаяния преподобный сочтет для него нужным – год или сорок дней? Старец сказал: «Я думаю, что если человек от всего сердца покается и положит твердое намерение более не возвращаться ко греху, то Бог примет и его трехдневное покаяние». На вопрос, как избавиться от навязчивых злых мыслей, старец ответил: «Если человек имеет по одну сторону себя огонь, а по другую сосуд с водой, то, когда загорится от огня, берет из сосуда воду и гасит огонь. Подобно этому злые помыслы, внушаемые врагом нашего спасения, могут, словно искра, разжечь в человеке греховные пожелания. Надо тушить эти искры водой, то есть молитвой и устремлением души к Богу».

Преподобный Пимен был суровым постником и не принимал пищи по неделе и более. Однако другим он советовал есть каждый день, но без пресыщения. Про одного инока, разрешавшего себе принимать пищу только на седьмой день и гневавшегося на брата, преподобный сказал: «Научился поститься по шесть дней, а от гнева не может воздержаться и один день». На вопрос, что лучше – говорить или молчать, старец сказал: «Кто говорит Бога ради – хорошо делает, и кто молчит Бога ради – тоже хорошо поступает». И еще: «Бывает, что человек кажется молчащим, но если сердце его осуждает других, то он говорит всегда. И есть такие, которые весь день говорят языком, но внутри себя соблюдают молчание, потому что не осуждают никого».

Преподобный говорил: «Человеку необходимо соблюдать три главных правила: бояться Бога, часто молиться и делать добро людям». «Злоба никогда не уничтожит злобы. Если кто тебе сделал зло, сделай ему добро, и твое добро победит его злобу». Однажды, когда преподобный с учениками пришел в египетскую пустыню (так как имел обыкновение переходить с места на место, чтобы избежать славы от людей), ему стало известно, что живший там старец недоволен его приходом и завидует ему. Чтобы победить злобу отшельника, преподобный отправился к нему с братьями, захватив с собой пищи для угощения. Старец отказался выйти к ним. Тогда преподобный Пимен сказал: «Мы не уйдем отсюда, пока не сподобимся видеть и поклониться святому старцу», – и остался стоять на солнечном зное у дверей его келлии. Видя такое терпение и незлобие преподобного Пимена, старец принял его с любовью и сказал: «Справедливо, что я слышал о вас, но вижу в вас добрые дела во сто раз большие». Так умел преподобный Пимен угашать злобу и подавал собою пример другим. Он имел такое великое смирение, что часто со вздохом говорил: «Я буду брошен на то место, куда будет брошен сатана!»

Однажды к преподобному пришел инок издалека, чтобы послушать его наставление. Он начал говорить о возвышенном и труднопостигаемом. Преподобный отвернулся от него и молчал. Изумленному иноку объяснили, что преподобный не любит разговоров о возвышенных предметах. Тогда инок стал спрашивать его о борьбе с душевными страстями. Святой обратился к нему с радостным лицом: «Вот теперь ты хорошо сказал, и я стану тебе отвечать», – и долго поучал, как следует бороться со страстями и побеждать их.

Преподобный Пимен скончался в возрасте 110 лет, около 450 года. Вскоре же по кончине он был признан святым угодником Божиим и получил наименование Великий – в знак великого смиренномудрия, скромности, правдивости и самоотверженного служения Богу.

Преподобные сщмч. Кукша и мч. Никон Печерские

Преподобный священномученик Кукша и преподобный Пимен Постник скончались после 1114 года. Святитель Симон, епископ Владимирский и Суздальский (ХII; память 10 мая), в послании к преподобному Поликарпу, архимандриту Печерскому († 1182; память 24 июля), писал о преподобном Кукше: «Как могу достойно прославить святых мужей, бывших в святом Печерском монастыре, в котором язычники крестились и становились иноками, а иудеи принимали святую веру? Но я не могу умолчать о блаженном священномученике и черноризце сего монастыря Кукше, о котором все знают, что он прогонял бесов, крестил вятичей, дождь свел, иссушил озеро, сотворил многие другие чудеса и после многих мук убит был с учеником своим Никоном». Кончину священномученика Кукши прозрел преподобный Пимен Постник. Став среди Великой Печерской церкви, он громко сказал: «Брат наш Кукша убит на рассвете!»

Вятичи, среди которых проповедовал и принял кончину преподобный священномученик Кукша, жили по реке Оке, занимали местность Орловской и Калужской областей. Они были язычниками. Преподобный Нестор Летописец (память 27 октября), описывая вятичей, возмущался их гнусными обычаями и добавлял, что они так живут «даже и до нынешнего дня», оставаясь незнакомыми с Законом Божиим и творя свой закон. Преподобный священномученик Кукша проповедовал у вятичей во времена святителя Феоктиста, епископа Черниговского (1113–1123; память 5 августа). Он был погребен так же, как преподобный Пимен Постник, в Ближних пещерах (память Собора преподобных, почивающих в Ближних пещерах – 28 сентября).

Святитель Осия исповедник

Святитель Осия исповедник более 60-ти лет был епископом в городе Кордова (Испания) в IV веке. Святой благоверный царь Константин Великий (306–337) глубоко почитал его и сделал приближенным советником. Святитель настоял, чтобы святой Константин созвал I Вселенский Собор в Никее в 325 году, и первый подписался под определениями этого Собора. В 347 году он председательствовал на Сардикийском Соборе. После кончины святого Константина Великого святитель Осия твердо защищал святителя Афанасия Александрийского (326–373; память 2 мая) от императора Констанция, арианина (337–361). За это его сослали в заточение в Сирмию. По возвращении в Кордову святитель Осия скончался в 359 году.

Святитель Ливерий Римский, папа, исповедник

Святитель Ливерий исповедник, Папа Римский, вступил на престол в 352 году после смерти папы Иулия. Он был ревностным поборником Православия против ариан и защитником святителя Афанасия Александрийского (память 2 мая). Склонившийся на сторону ариан император Констанций (337–361) не мог убедить святителя Ливерия к осуждению святителя Афанасия, а следовательно и Православия. За такую непреклонность он был сослан в заточение в Верию (Фракия), но вскоре был возвращен назад по неустанным просьбам римлян. Перед возвращением святителя Ливерия вызвали на 3-й Сирмийский полуарианский Собор, где вынудили поставить подпись под определением Собора. Впоследствии святой Папа Ливерий глубоко каялся в этом и много потрудился в Риме для утверждения Православия. Скончался мирно в 366 г.

Преподобный Пимен Палестинский жил в VI веке в пещере пустыни Рува. О нем сообщают святые отцы Софроний и Иоанн в 167 главе книги «Луг духовный» (Лимонарь). Однажды зимой к преподобному Пимену пришел для наставления инок Агафоник и остался ночевать в соседней пещере. Утром он рассказал, что очень страдал от стужи. Преподобный Пимен ответил, что был наг, но не ощущал холода потому, что к нему пришел лев, который лег рядом и согрел его. «Однако, – добавил подвижник, – знай, что я буду съеден зверями, потому что, когда я жил в мире и был пастухом овец, мимо моего стада проходил человек, на которого бросились мои псы и растерзали его. Я мог его спасти, но я не сделал этого. Мне было открыто, что я и сам умру такой же смертью». Так и случилось: спустя три года стало известно, что святой пустынник Пимен Палестинский был растерзан зверями. Это произошло в конце VI века.

Пре­по­доб­но­му­че­ник Ме­фо­дий (в ми­ру Ни­ко­лай Ми­хай­ло­вич Ива­нов) ро­дил­ся в 1899 го­ду в го­ро­де Сим­бир­ске в се­мье свя­щен­ни­ка. Окон­чил цер­ков­но­при­ход­скую шко­лу. По окон­ча­нии Ду­хов­но­го учи­ли­ща в го­ро­де Ала­ты­ре он по­сту­пил в Сим­бир­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию, окон­чить ко­то­рую не успел из-за го­судар­ствен­но­го пе­ре­во­ро­та, про­ис­шед­ше­го в Рос­сии; за­вер­шал об­ра­зо­ва­ние уже в со­вет­ской шко­ле. С 1920 го­да Ни­ко­лай Ми­хай­ло­вич стал ра­бо­тать пре­по­да­ва­те­лем в го­ро­де Са­ран­ске, а с 1921 го­да – в го­ро­де Пен­зе, в ху­до­же­ствен­но-тех­ни­че­ском учи­ли­ще.
В том же го­ду он пе­ре­ехал в Моск­ву и стал здесь пре­по­да­вать в од­ной из выс­ших школ. Од­на­ко пре­по­да­ва­ние в со­вет­ской шко­ле по про­грам­ме, ос­но­ван­ной на без­бож­ной идео­ло­гии, бы­ло несов­ме­сти­мо с ре­ли­ги­оз­ны­ми убеж­де­ни­я­ми глу­бо­ко ве­ру­ю­ще­го че­ло­ве­ка, и в 1923 го­ду он ушел из шко­лы и по­сту­пил по­слуш­ни­ком в По­кров­ский мо­на­стырь в Москве, где в том же го­ду был по­стри­жен в ман­тию с име­нем Ме­фо­дий и ру­ко­по­ло­жен в сан иеро­ди­а­ко­на. Здесь он по­зна­ко­мил­ся с епи­ско­пом Ала­тыр­ским, ви­ка­ри­ем Сим­бир­ской епар­хии Гу­ри­ем (Сте­па­но­вым), ко­то­рый ко­гда-то был на­сто­я­те­лем это­го мо­на­сты­ря, а ныне жил в нем, так как ему был за­пре­щен вы­езд из Моск­вы; с ним отец Ме­фо­дий под­дер­жи­вал близ­кие от­но­ше­ния в те­че­ние всей жиз­ни.
В 1925 го­ду иеро­ди­а­кон Ме­фо­дий был ру­ко­по­ло­жен в сан иеро­мо­на­ха. В 1929 го­ду мо­на­стырь был за­крыт, и иеро­мо­нах Ме­фо­дий пе­ре­шел слу­жить в храм Иеру­са­лим­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри за По­кров­ской за­ста­вой.
В 1929 го­ду вла­сти аре­сто­ва­ли его, об­ви­нив в контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти. На во­прос сле­до­ва­те­ля о его от­но­ше­нии к со­вет­ской вла­сти отец Ме­фо­дий от­ве­тил: «Я недо­во­лен со­вет­ской вла­стью по при­чине за­кры­тия ею учеб­ных ду­хов­ных за­ве­де­ний, за­пре­ще­ния ду­хов­ной ли­те­ра­ту­ры, за­кры­тия церк­вей и во­об­ще су­ро­во­го от­но­ше­ния к ду­хо­вен­ству и ве­ру­ю­щим».
Осо­бое Со­ве­ща­ние при Кол­ле­гии ОГПУ при­го­во­ри­ло от­ца Ме­фо­дия к трем го­дам ссыл­ки, ко­то­рую он был от­прав­лен от­бы­вать в Пи­неж­ский рай­он Ар­хан­гель­ской об­ла­сти.
Вер­нув­шись из ссыл­ки в 1933 го­ду, он по­се­лил­ся в го­ро­де Ка­ши­ре, так как в Москве ему жить за­пре­ти­ли. Из Ка­ши­ры отец Ме­фо­дий пе­ре­ехал в се­ло Су­ко­во Ка­шир­ско­го рай­о­на, где стал слу­жить в хра­ме; здесь во­круг него со­бра­лась неболь­шая мо­на­ше­ская об­щи­на.
В 1936 го­ду иеро­мо­нах Ме­фо­дий был воз­ве­ден в сан игу­ме­на, о чем он со­об­щил епи­ско­пу Гу­рию, на­хо­див­ше­му­ся в то вре­мя в ссыл­ке. В от­вет вла­ды­ка по­здра­вил его с на­гра­дой и на­пи­сал: «...Но так как те­бе игу­мен­ство­вать (за неиме­ни­ем мо­на­ше­ской бра­тии) не над кем, то при­дет­ся за­нять­ся уси­лен­ным игу­мен­ство­ва­ни­ем над са­мим со­бой, то есть трез­ве­ни­ем над сво­им серд­цем и всей во­об­ще сво­ей жиз­нью, че­го я от ду­ши мо­лит­вен­но и же­лаю».
На­чи­ная но­вое бес­по­щад­ное го­не­ние, Ста­лин 3 июля 1937 го­да рас­по­ря­дил­ся, чтобы гла­вы об­ла­стей в те­че­ние пя­ти дней пред­ста­ви­ли ему спис­ки всех под­ле­жа­щих аре­сту и рас­стре­лу «в по­ряд­ке адми­ни­стра­тив­но­го про­ве­де­ния их дел через трой­ки».
Од­ни­ми из пер­вых, кто под­ле­жал уни­что­же­нию, ста­ли свя­щен­но­слу­жи­те­ли. 26 июля ру­ко­вод­ство НКВД по Мос­ков­ской об­ла­сти от­пра­ви­ло рас­по­ря­же­ние на­чаль­ни­ку Ка­шир­ско­го рай­он­но­го от­де­ле­ния НКВД, тре­буя немед­лен­но­го аре­ста игу­ме­на Ме­фо­дия. При­чем пред­по­ла­га­лось толь­ко в про­цес­се след­ствия до­ка­зать его контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность, а так­же его свя­зи «с ан­ти­со­вет­ским эле­мен­том из чис­ла цер­ков­ни­ков», про­жи­ва­ю­щих в Ка­шир­ском рай­оне и в Москве.
28 июля вла­сти аре­сто­ва­ли от­ца Ме­фо­дия и ста­ли до­пра­ши­вать о его зна­ком­ствах. Отец Ме­фо­дий на­звал мо­на­хинь, с ко­то­ры­ми он по­зна­ко­мил­ся в ссыл­ке и ко­то­рые те­перь при­слу­жи­ва­ли при хра­ме, и мо­на­хи­ню, у ко­то­рой он жил неко­то­рое вре­мя, ко­гда вер­нул­ся из ссыл­ки, а так­же ска­зал, что зна­ком с диа­ко­ном, слу­жив­шим в Ка­ши­ре. На во­прос о том, ве­ли ли они ан­ти­со­вет­ские раз­го­во­ры, отец Ме­фо­дий от­ве­тил от­ри­ца­тель­но.
10 ав­гу­ста бы­ли до­про­ше­ны мо­на­хи­ня, хо­зяй­ка до­ма в Ка­ши­ре, где он неко­то­рое вре­мя жил, и диа­кон. Хо­зяй­ка сви­де­тель­ство­ва­ла, что отец Ме­фо­дий устро­ил в ее до­ме мо­на­стыр­ские по­ряд­ки, по­сколь­ку в до­ме про­жи­ва­ло несколь­ко мо­на­хинь, от ко­то­рых он тре­бо­вал вы­пол­не­ния мо­на­стыр­ско­го уста­ва. До­про­шен­ный сле­до­ва­те­лем диа­кон ска­зал, что 2 июля он ехал в по­ез­де вме­сте с игу­ме­ном Ме­фо­ди­ем в Моск­ву и на его во­прос, как он жи­вет, отец Ме­фо­дий от­ве­тил, что устро­ил­ся очень хо­ро­шо, так как ме­сто по­па­лось глу­хое, и на­род очень ве­ру­ю­щий, и он сам на­хо­дит­ся в очень хо­ро­ших от­но­ше­ни­ях с пред­се­да­те­лем сель­со­ве­та. Сна­ча­ла пред­се­да­тель от­но­си­лась к нему на­сто­ро­жен­но, ду­мая, что он крас­ный, но за­тем уви­де­ла, что отец Ме­фо­дий под­лин­ный слу­жи­тель Бо­га, и с тех пор ста­ла сво­им че­ло­ве­ком и уже не скры­ва­ла, что она и са­ма че­ло­век ве­ру­ю­щий и ей са­мой не нра­вит­ся эта власть, что при­хо­дит­ся до вре­ме­ни иг­рать эту роль. За­тем сви­де­тель стал рас­ска­зы­вать о контр­ре­во­лю­ци­он­ных и ан­ти­со­вет­ских вы­ска­зы­ва­ни­ях игу­ме­на.
По­сле этих по­ка­за­ний сле­до­ва­тель сно­ва до­про­сил от­ца Ме­фо­дия и спро­сил, ка­кая ан­ти­со­вет­ская де­я­тель­ность про­во­дит­ся груп­пой мо­на­шек, ко­то­рых зна­ет игу­мен.
Мне ни­че­го об этом не из­вест­но, – от­ве­тил отец Ме­фо­дий
До­про­сы про­дол­жа­лись в те­че­ние ме­ся­ца. На по­след­нем до­про­се, 31 ав­гу­ста, сле­до­ва­тель ска­зал:
– Вы изоб­ли­че­ны след­стви­ем в том, что про­яв­ля­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ное враж­деб­ное от­но­ше­ние к ру­ко­во­ди­те­лям ВКП(б) и чле­нам со­вет­ско­го пра­ви­тель­ства. Вы при­зна­е­те се­бя в этом ви­нов­ным?
– Нет, не при­знаю, – от­ве­тил отец Ме­фо­дий.
– Вы при­зна­е­те, что до по­след­не­го вре­ме­ни бы­ли тер­ро­ри­сти­че­ски на­стро­е­ны?
– Нет, это­го я так­же не при­знаю.
8 сен­тяб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Ме­фо­дия к рас­стре­лу, и он был пе­ре­ве­зен в Моск­ву в тюрь­му НКВД. Игу­мен Ме­фо­дий (Ива­нов) был рас­стре­лян 9 сен­тяб­ря 1937 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.

Свя­тая му­че­ни­ца Ан­фи­са (Ан­фу­са) Но­вая за сме­лое ис­по­ве­да­ние ве­ры Хри­сто­вой по­сле же­сто­ких пы­ток бы­ла утоп­ле­на в ко­лод­це.

Пре­по­доб­ный Сав­ва, в Ве­не­фа­лех. Мест­ность сия и вре­мя жиз­ни пре­по­доб­но­го Сав­вы неиз­вест­ны.

 
Комментарии
Всего комментариев: 1
2022/09/09, 05:41:36
Спаси нас Боже.
андрей
Добавить комментарий:
Имя:
* Сообщение [ T ]:
 
   * Перепишите цифры с картинки
 
Подписка на новости и обновления
* Ваше имя:
* Ваш email:
Православный календарь
© Vinchi Group
1998-2024


Оформление и
программирование
Ильи
Бог Есть Любовь и только Любовь

Страница сформирована за 0.027935028076172 сек.