Дивное Дивеево

Вся история девеевской обители

Тебе, Богу и Творцу моему, в Троице Святей славимому Отцу и Сыну и Святому Духу, поклоняюся и вручаю душу и тело мое, и молюся: Ты мя благослови, Ты мя помилуй, и от всякаго мирскаго, диавольскаго и ...
На главную Новости 21 марта. Преподобных Лазаря м Афанасия Муромских. Преподобного Феофилакта еп. Никомидийского. Апостола от 70-ти Ерма Филиппопольского
21 марта. Преподобных Лазаря м Афанасия Муромских. Преподобного Феофилакта еп. Никомидийского. Апостола от 70-ти Ерма Филиппопольского
20/03/2021 10:49:34

08 марта по старому стилю / 21 марта по новому стилю
воскресенье
Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия. Глас 8-й.
Великий пост.
Пища с растительным маслом.

Прп. Феофилакта исп., еп. Никомидийского (842–845).
Прпп. Лазаря (1391) и Афанасия (XV) Муромских (Мурманских), Олонецких. Ап. Ерма (I). Сщмч. Феодорита, пресвитера Антиохийского (361–363). Прп. Дометия (363).
Сщмч. Иоанна Знаменского пресвитера (1923); мч. Владимира Ушкова (1942).

Икон Божией Матери: Кипрской в с. Стромынь Московской обл. (переходящее празднование в 1-ю Неделю Великого поста) и «Зна́мение» Курской-Коренной (1898).

Литургия св. Василия Великого.

Утр. – Ев. 8-е, Ин., 64 зач., XX, 11–18. Лит. – Евр., 329 зач. (от полу'), XI, 24–26, 32 – XII, 2. Ин., 5 зач., I, 43–51.

На утрене катавасия «Моря чермну́ю пучину...». На литургии вместо «Достойно» – «О Тебе радуется...». После литургии совершается молебное пение Недели Православия.

Тропарь воскресный 8-го гласа
С высоты́ снизше́л еси́, Благоутро́бне,/ погребе́ние прия́л еси́ тридне́вное,/ да нас свободи́ши страсте́й,// Животе́ и Воскресе́ние на́ше, Го́споди, сла́ва Тебе́.

Тропарь Недели Торжества Православия, глас 2:
Пречистому образу Твоему покланяемся, Благий,/ просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже,/ волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест,/ да избавиши, яже создал еси, от работы вражия./ Тем благодарственно вопием Ти: // радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир.

Кондак Недели Торжества Православия, глас 216:
Неописанное Слово Отчее,/ из Тебе, Богородице, описася воплощаемь,/ и оскверншийся образ в древнее вообразив,/ Божественною добротою смеси,/ но исповедающе спасение, // делом и словом сие воображаем.

Мысли свт. Феофана Затворника
(Евр.11:24–26, 32–12:2; Ин.1:43–51)
Православие. Не забудь правого слова, которое сказал ты Богу, возобновляя с Ним завет, нарушенный с твоей стороны недобросовестно. Припомни, как и почему нарушил, и старайся избежать новой неверности. Не слово красное славно, – славна верность. Не славно ли быть в завете с царем? Сколько же славнее быть в завете с Царем царей! Но слава эта обратится в посрамление тебе, если не будешь верен завету.

От начала мира сколько прославлено великих людей! И все они прославлены за верность, в которой устояли, несмотря на великие беды и скорби из-за такой верности: «испытали поругания и побои, а также узы и темницу. Были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли... посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей,.. с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса...» (Евр.11:36–38, 12:1–2)


Преподобный Лазарь Мурманский был грек по национальности, родом из Константинополя. В своем родном городе он принял иночество в Высокогорском монастыре от старца Афанасия Дискота – строителя многих обителей. Затем преподобный 8 лет находился под руководством кесарийского епископа Василия. В 1343 году епископ Василий, желая укрепиться духовным благословением Русской Церкви, отправил преподобного Лазаря как знатока иконописи с иконами и дарами к Новгородскому святителю Василию (память 10 февраля, 4 октября, 3 июля). Преподобный Лазарь должен был сделать для Кесарийской епархии список с великой Новгородской святыни – иконы Софии, Премудрости Божией (память 15 августа), и составить описание новгородских церквей и монастырей. Встретив преподобного, новгородский святитель до земли поклонился гостю и благословил его остаться в устроенном им монастыре. Десять лет верно служил преподобный Лазарь святителю Василию, а в 1352 году, после кончины святого архипастыря, он «своими руками одел в готовые одеяния святое тело и много пролил слез».

Опечаленный тем, что лишился он теперь обоих своих наставников (о кончине кесарийского епископа преподобный узнал ранее по письмам), преподобный Лазарь думал возвратиться на родину, но вскоре во сне ему явился святитель Новгородский и указал «идти в северную сторону к морю, к острову Муч, на озере Онега» (Мурманский остров на Онежском озере), а в скором времени и его первый наставник – епископ Кесарийский во сне повелел ему идти на то же место и основать обитель. По летописям известно, что в то время новгородцы предпринимали первые попытки обратить в христианскую веру народы, населявшие Поморье.

Но не сразу смог попасть святой Лазарь в те земли – владелец острова, новгородский посадник Иван, долго не уступал его. Усердно молился преподобный Пречистой Богородице и святому Иоанну Предтече и плакал у гроба святителя Василия. И упорство землевладельца было сломлено: однажды сам святитель Василий явился ему в «грозном виде» и приказал отдать остров «другу нашему Лазарю», ибо там «прославится имя Матери Божией».

Прибыл святой Лазарь один на благословленное место. Поставил крест, хижину и «малую храмину» – часовню. Вскоре о нем прослышали жившие у озера лопари и чудь, и много страданий пришлось ему претерпеть от них: они спалили его хижину, вредили, чем могли, не раз били его, гнали с острова, преследовали, чтобы убить. Но Бог и Царица Небесная охраняли Своего угодника. На месте сожженной хижины преподобному Лазарю явилась чудом уцелевшая от огня икона Успения Пресвятой Богородицы, которой его благословили при постриге, и Глас повелительный был от нее: «Неверные люди станут верными, будет единая Церковь и единое стадо Христово. Поставь на сем месте церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы». В другой раз видел святой, как это же место благословила «Жена светолепная, сияющая золотом, и благообразные мужи поклонялись Ей». А вскоре к преподобному пришел сам старейшина лопарей и просил исцелить слепорожденного ребенка: «... тогда мы уйдем с острова, как приказывают твои слуги». Понял преподобный Лазарь, что это Ангелы Небесные, и возблагодарил Господа. Он исцелил слепого ребенка, прочитав над ним молитву и окропив святой водой. После этого «злые люди» покинули остров, а отец исцеленного впоследствии стал монахом, и все сыновья его крестились.

С тех пор к преподобному стали приходить многие из дальних мест – он их крестил, постригал в иночество. Пришли к нему и его соотечественники из Константинополя – святые иноки Елеазар, Евмений и Назарий (память 4 июня) – будущие основатели Предтеченского монастыря в Олонецком крае. Побывав в Новгороде, святой Лазарь получил от епископа Моисея (1352–1360) благословение на устроение монастыря, антиминс и священные сосуды. Были построены церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы – первая во всем Поморье; церковь Воскрешения Лазаря, а также деревянная церковь святого Иоанна Предтечи с трапезной.

До глубокой старости устроял и укреплял Мурманский Успенский монастырь его ревностный настоятель преподобный Лазарь. Время кончины было открыто ему в видении его верным покровителем – святителем Василием Новгородским. Выбрав с братией достойного преемника себе – афонского старца Феодосия, причастившись Святых Животворящих Тайн и благословив всех, святой Лазарь отошел ко Господу 8 марта 1391 года в возрасте 105 лет. Погребли его в часовне, рядом с церковью в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Житие святого было записано старцем Феодосием со слов самого преподобного.

В середине ХV века в обители преподобного Лазаря Мурманского игуменом был преподобный Афанасий. После кончины тело подвижника было погребено в особой часовне, где хранились вериги святого – свидетельство его подвигов. Почитание этого угодника идет издревле. Во второй половине ХVII века игумена Афанасия называли «преподобным чудотворцем». Известны тропарь и кондак святому.

Преподобный Феофилакт исповедник, епископ Никомидийский

Святой Феофилакт жил в Константинополе в VIII веке во время иконоборческой ереси. После смерти императора-иконоборца Льва IV Хазара (775–780) на престол вступил император Константин VI (780–797). Произошла и смена Патриархов: святой Патриарх Павел (память 30 августа), будучи не в силах управлять паствой при сильно распространившемся иконоборчестве, добровольно оставил кафедру (784). На его место был избран святой Тарасий (память 25 февраля) – в то время первый царский советник. По настоянию нового Патриарха был созван VII Вселенский Собор (787), осудивший иконоборческую ересь. Для Православия наступили относительно мирные времена. Монастыри вновь стали пополняться насельниками.

Святой Феофилакт, преданный ученик святого Тарасия, по благословению Патриарха вместе со святым Михаилом (память 23 мая) удалился в монастырь на берег Черного моря. Ревностные подвижники своими Богоугодными трудами и сосредоточенным молитвенным подвигом получили от Бога дар чудотворения. По их молитвам во время сильной засухи, когда жрецы на поле изнемогали от жажды, пустой сосуд стал источать столько воды, что ее хватало на целый день.

После нескольких лет пребывания в монастыре они оба были посвящены Патриархом Тарасием в епископский сан – святой Михаил был поставлен епископом Синадским, а святой Феофилакт – епископом Никомидийским.

Возглавляя Никомидийскую Церковь, святой Феофилакт неустанно заботился о вверенной ему пастве. Он строил храмы, больницы, странноприимные дома, щедро раздавал милостыню, опекал сирот, вдов и больных, сам ухаживал за прокаженными, не гнушаясь омывать их раны.

Когда императорский трон занял иконоборец Лев V Армянин (813–820), страшная ересь вспыхнула с новой силой.

На императора-иконоборца не смог повлиять и преемник святого патриарха Тарасия – святой Никифор (806–815; память 2 июня), который совместно с епископами тщетно убеждал правителя не нарушать церковного мира. Присутствовавший на переговорах императора с патриархом святой Феофилакт, обличая еретиков, предсказал Льву Армянину скорую гибель. За смелое пророчество святитель был отправлен в ссылку в крепость Стровиль (в Малой Азии). Здесь он томился тридцать лет до самой кончины, последовавшей около 845 года.

После восстановления иконопочитания в 847 году, при императрице святой Феодоре (842–855; † 867, память 11 февраля) и сыне ее Михаиле, святые мощи епископа Феофилакта были перенесены в Никомидию.

Святой апостол от 70-ти Ерм

Святой апостол от 70 Ерм был епископом в Филиппополе, мученически скончался в I веке.
Греческое имя ῾Ερμᾶς довольно редко встречается в рим. эпиграфике и указывает на восточное происхождение его носителя. Однако к середине I в. по Р. Х. в Риме было довольно много греков, и Ерм мог вполне быть уроженцем Рима.

Упоминается апостолом Павлом в Послании к римлянам (Рим. 16, 14): "Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев". Поскольку в этой главе послания ап. Павел особо выделяет христиан из обрезанных, прилагая к ним термин «сродники», то не включенный в их число Ерм, видимо, был обращенным из язычников (ср. Рим 16, 7, 11, 21).

Согласно византийским каталогам апостолов от 70 Псевдо-Епифания (VI-VII вв.) и Псевдо-Дорофея (VIII-IX вв.), Ерма был епископом Филиппополя во Фракии. По некоторым данным, он занимал кафедру с 36 по 57 год.
Его жизнь была увенчана мученической кончиной в I веке.

Ап. Ерму иногда приписывают авторство книги "Пастырь". Однако, по другим сведениям, ап. Ерма путают в этих случаях с римским мучеником Ермом, пострадавшим в Риме в самом начале II века. Этого мнения придерживались Климент Александрийский, Ориген, Евсевий, а вслед за ними и большинство современных ученых. Отождествление апостола Ерма с автором "Пастыря" восходит к Адону, архиеп. Вьеннскому (IX в.) В сокращенном виде заметка Адона вошла в Мартиролог Узуарда, откуда ее и заимствовал кард. Цезарь Бароний для Римского Мартиролога.

Из-за сходства греческий имен апостолов Ермы и Ермия возникли сложности при их передаче на славянском языке, что привело к путанице в русской агиографической традиции. В современном календаре Русской Православной Церкви имена обоих апостолов представлены в форме Ерм.

Святой Феодорит был пресвитером и сосудохранителем соборной церкви в Антиохии. Эта церковь была построена и богато украшена императором, святым равноапостольным Константином Великим (306–337; память 21 мая), и его сыном Констанцием и называлась в народе «Золотой церковью». Заняв престол после смерти императора Констанция (337–361), Юлиан Отступник (361–363) решил восстановить язычество по всей Римской империи. Император назначил своего дядю, тоже Юлиана, правителем Антиохии. Он повелел ему закрывать христианские храмы, а изымаемые из них ценности передавать в императорскую сокровищницу. Желая угодить императору, правитель, тоже отступивший от христианской веры, с ревностью взялся за нечестивое дело. Прибыв в Антиохию с сановником Феликсом, он приказал заключить пресвитера Феодорита под стражу, а сам приступил к грабежу, осквернив алтарь и святой престол. Один из присутствовавших, Евзой, пробовал усовестить нечестивца, но был за это избит. Юлиан обвинил святого Феодорита в сокрытии церковных ценностей, но честный сосудохранитель опроверг обвинения и открыто обличил Юлиана в отступничестве.

Несмотря на зверские пытки, святой мученик до конца защищал веру во Христа Спасителя, а Юлиану и императору предсказал скорую смерть за святотатство.

Воины, мучившие верного пресвитера, пораженные его твердостью и терпением и укрепленные силою Слова Божия, обратились к вере Христовой, за что были потоплены в море.

Сам святой исповедник был обезглавлен. Поругание и кощунство над святынями не осталось безнаказанным – предсказание святого Феодорита вскоре сбылось: правитель Юлиан в муках скончался от тяжелой болезни, а император Юлиан погиб в походе против персов.

Священномученик Дометий Персиянин

Преподобномученик Дометий Персиянин. Вре­мя и ме­сто кон­чи­ны неиз­вест­ны. Его па­мять со­дер­жит­ся в Си­нак­са­ре Кон­стан­ти­но­поль­ской церк­ви кон­ца X в., Ти­пи­коне Ве­ли­кой церк­ви IX–X вв., си­нак­са­рях се­мей­ства.

По мне­нию ар­хи­еп. Сер­гия (Спас­ско­го), св. До­ме­тий яв­ля­ет­ся од­ним ли­цом с пре­по­доб­но­му­че­ни­ком До­ме­ти­ем Си­рий­ским, Пер­си­я­ни­ном.

Из стиш­ных си­нак­са­рей па­мять До­ме­тия по­па­ла в пе­чат­ную Ми­нею (Ве­не­ция, 1596) и за­тем бы­ла вклю­че­на в «Си­нак­са­рист» прп. Ни­ко­ди­ма Свя­то­гор­ца.

Священномученик Иоанн Знаменский, ро­дил­ся 8 мар­та 1868 го­да в се­ле Вла­ды­ки­но Санкт-Пе­тер­бург­ско­го уез­да Санкт-Пе­тер­бург­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Ва­си­лия Зна­мен­ско­го. В 1882 го­ду он окон­чил Бе­ло­зер­ское ду­хов­ное учи­ли­ще Нов­го­род­ской епар­хии и в 1887 го­ду был опре­де­лен пса­лом­щи­ком к Тро­иц­кой церк­ви в се­ле Вар­на­куш­ки той же епар­хии. В 1898 го­ду Иван Ва­си­лье­вич пе­ре­ехал в Тур­ке­стан­скую епар­хию и был на­зна­чен в По­кров­ский храм в се­ле По­кров­ка Пр­же­валь­ско­го уез­да. В 1902 го­ду он был пе­ре­ве­ден в Ге­ор­ги­ев­ский храм в се­ло Ток­мак Пи­шпек­ско­го уез­да.
В 1903 го­ду Иван Ва­си­лье­вич был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка ко хра­му в се­ле Ге­ор­ги­ев­ка Пи­шпек­ско­го уез­да и на­зна­чен за­ко­но­учи­те­лем цер­ков­но­при­ход­ской шко­лы. Через год отец Иоанн был пе­ре­ве­ден в храм Ми­ха­и­ла Ар­хан­ге­ла в ста­ни­цу Го­лу­бев­скую Джар­кент­ско­го уез­да и на­зна­чен за­ко­но­учи­те­лем в цер­ков­но­при­ход­ской шко­ле ста­ни­цы. В 1906 го­ду он был пе­ре­ве­ден в се­ло Ге­ор­ги­ев­ка Пи­шпек­ско­го уез­да.
Свя­щен­ник Иоанн Зна­мен­ский был рас­стре­лян без­бож­ни­ка­ми-боль­ше­ви­ка­ми в 1923 го­ду в го­ро­де Тал­ды-Кур­гане и по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.

Кур­ская ико­на «Зна­ме­ние» Бо­жи­ей Ма­те­ри — од­на из древ­ней­ших икон Рус­ской Церк­ви. В ХIII ве­ке, во вре­мя та­тар­ско­го на­ше­ствия, ко­гда все Рус­ское го­су­дар­ство ис­пы­ты­ва­ло ве­ли­чай­шее бед­ствие, го­род Курск, ра­зо­рен­ный пол­чи­ща­ми Ба­тыя, при­шел в за­пу­сте­ние. Од­на­жды в окрест­но­стях го­ро­да один охот­ник за­ме­тил ле­жав­шую у кор­ней де­ре­ва ико­ну, об­ра­щен­ную ли­ком к зем­ле. Охот­ник под­нял ее и уви­дел, что изо­бра­же­ние ико­ны по­доб­но иконе «Зна­ме­ние» Нов­го­род­ской. Од­новре­мен­но с яв­ле­ни­ем этой ико­ны со­вер­ши­лось и пер­вое чу­до. Как толь­ко охот­ник под­нял свя­тую ико­ну с зем­ли, тот­час на ме­сте, где ле­жа­ла ико­на, с си­лой за­бил ис­точ­ник чи­стой во­ды. Это про­изо­шло 8 сен­тяб­ря 1259 го­да. Охот­ник не ре­шил­ся оста­вить ико­ну в ле­су и, по­стро­ив на ме­сте об­ре­те­ния неболь­шую де­ре­вян­ную ча­сов­ню, по­ста­вил в ней но­во­яв­лен­ный об­раз Бо­го­ма­те­ри.

Вско­ре об этом узна­ли жи­те­ли го­ро­да Рыль­ска, рас­по­ло­жен­но­го непо­да­ле­ку, и ста­ли по­се­щать ме­сто яв­ле­ния для по­кло­не­ния но­вой свя­тыне.

Ико­ну пе­ре­нес­ли в Рыльск и по­ста­ви­ли в но­вом хра­ме в честь Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Но ико­на про­бы­ла там недол­го, чу­дес­ным об­ра­зом она ис­чез­ла и воз­вра­ти­лась на ме­сто сво­е­го яв­ле­ния. Жи­те­ли Рыль­ска неод­но­крат­но бра­ли ее и от­но­си­ли в го­род, но ико­на непо­сти­жи­мым об­ра­зом воз­вра­ща­лась на преж­нее ме­сто. То­гда все по­ня­ли, что Бо­го­ма­терь бла­го­во­лит к ме­сту яв­ле­ния Сво­е­го об­ра­за.

Еже­год­но в пят­ни­цу де­вя­той неде­ли по­сле Пас­хи ико­на «Зна­ме­ние» тор­же­ствен­но с крест­ным хо­дом пе­ре­но­си­лась из кур­ско­го Зна­мен­ско­го со­бо­ра на ме­сто ее яв­ле­ния в Ко­рен­ную пу­стынь, где она и оста­ва­лась до 12 сен­тяб­ря, а за­тем сно­ва тор­же­ствен­но воз­вра­ща­лась в Курск. Этот крест­ный ход был уста­нов­лен в 1618 го­ду в па­мять пе­ре­не­се­ния ико­ны из Моск­вы в Курск и в вос­по­ми­на­ние ее пер­во­на­чаль­но­го яв­ле­ния.

Осо­бая по­мощь Бо­жи­ей Ма­те­ри через эту ико­ну свя­за­на с важ­ны­ми со­бы­ти­я­ми в ис­то­рии Рос­сии: осво­бо­ди­тель­ной вой­ной рус­ско­го на­ро­да во вре­мя поль­ско-ли­тов­ско­го на­ше­ствия 1612 го­да и Оте­че­ствен­ной вой­ной 1812 го­да.

Чу­до­твор­ная ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Зна­ме­ние» Кур­ская-Ко­рен­ная в по­след­ний раз пре­бы­ва­ла на рус­ской зем­ле 14 сен­тяб­ря 1920 го­да в Кры­му, в вой­сках, сра­жав­ших­ся про­тив боль­ше­ви­ков. По­ки­нув Рос­сию в 1920 г., свя­тая ико­на ста­ла «Оди­гит­ри­ей» (Пу­те­во­ди­тель­ни­цей) Рус­ско­го рас­се­я­ния, неот­луч­но пре­бы­вая со все­ми пер­во­и­е­рар­ха­ми Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви за­гра­ни­цей. Ныне она пре­бы­ва­ет в од­ном из хра­мов Но­вой Ко­рен­ной пу­сты­ни под Нью-Йор­ком (США). В кур­ском Зна­мен­ском со­бо­ре хра­нит­ся спи­сок с чу­до­твор­но­го об­ра­за.

 
Комментарии
Всего комментариев: 2
2021/03/21, 13:15:29
Слава Тебе Боже.
андрей
2021/03/20, 22:09:54
Дух человека в деле проявляется - во взгляде, в слове,
Но, к сожаленью, мы совсем не знаем - кто - "какого духа".
Веками спорим мы друг с другом, брызгая напрасною слюной,
Но православный дух не ставит целью споры иль дискуссии пустые,
Однажды скажет - повторит - до третьего потерпит - умолкает он
В молитве скорбно-сострадательной о братьях, о соперниках-врагах:
О, Мати Света, громогласных(несогласных) нас спаси.
Павел
Добавить комментарий:
Имя:
* Сообщение [ T ]:
 
   * Перепишите цифры с картинки
 
Подписка на новости и обновления
* Ваше имя:
* Ваш email:
Православный календарь
© Vinchi Group
1998-2024


Оформление и
программирование
Ильи
Бог Есть Любовь и только Любовь

Страница сформирована за 0.021783113479614 сек.