02/09/2024 06:02:25 Православный календарь почти ежедневно напоминает нам о святых. Кто такие святые? Что значат они для нас? Самый простой ответ: святые – это праведные люди, их жизнь служит для христиан хорошим образцом, вдохновляющим примером.
Самый простой ответ, как водится, не раскрывает темы святости. И к данному ответу нужно кое-что добавить. Сделаем это не вообще, а на конкретном примере. 2 сентября Церковь вспоминает святого пророка Самуила. Кем он был? Что значит святость его жизни?
|
Пророк Самуил |
Из Библии мы знаем, что святой Самуил был последним судией Израиля. За время его жизни кончилась эпоха судей и началась эпоха царств. После святого пророка Моисея Законодателя народ Божий вели и наставляли судьи. Это не хорошо известное всем название должности, профессии, а название особого служения в народе Божием. На подобное служение Господь Сам ставил людей. Выходит, что здесь «судья» – это и название особого благодатного дара, в котором нам нужно увидеть заботу Господа о Своем народе.
Так получилось, что народ Божий во времена святого судии Самуила с пристальным вниманием смотрел, как живут другие племена, которыми управляют цари. И решил, что хорошо бы тоже иметь царя. Знакомое желание «быть как все»… Желание оказалось достаточно сильным, чтобы не сидеть сложа руки. Люди собрались и пришли к Самуилу, попросили поставить им царя. Как прозвучала эта просьба? Трудно мне подыскать слова…
При живом судии Божием они попросили царя. Прямо у судии и попросили.
Представим себе на минуточку: подошла жена к мужу, с которым достаточно долго прожила, он ее любил всем сердцем, и попросила: «Я знаю, ты ко мне хорошо относишься. Помоги мне найти мужа, как у моей соседки. Такого же рукастого и умеющего жить. И, конечно, обеспеченного». Каково ему это слышать?
Представим себе, насколько тяжело было принять святому Самуилу просьбу о царе. Господь открыл судии, что за этой просьбой кроется: не судию Божия Самуила «отправили в отставку», а хуже. Не только Самуил стал не нужен, Бог стал… Простите, рука не поднимается дописать.
Все эти события описаны в Первой книге Царств. Святой Самуил выяснил, нет ли претензий к нему лично. Может, Самуил кого обидел? «Нет», – говорят, а просьба заменить судию царем остается. Претензий к судии никто не выдвинул, просто людям нужен кто-то другой «на его место». И с ним, другим, начнется у народа новая, более счастливая жизнь и выстроятся в обществе другие отношения.
С Божией помощью Самуилу удалось объяснить, что в этой просьбе нехорошего. Какая была реакция народа? Страх: «Бог накажет жестоко теперь. Тысячи и тысячи погибнут». Судьба народа на волоске. Им стало жутко.
«И сказал весь народ Самуилу: помолись о рабах твоих пред Господом Богом твоим, чтобы не умереть нам; ибо ко всем грехам нашим мы прибавили еще грех, когда просили себе царя.
И отвечал Самуил народу: не бойтесь, грех этот вами сделан, но вы не отступайте только от Господа… Господь же не оставит народа Своего ради великого имени Своего… и я также не допущу себе греха пред Господом, чтобы перестать молиться за вас (καὶ ἐμοὶ μηδαμῶς τοῦ ἁμαρτεῖν τῷ Κυρίῳ ἀνιέναι τοῦ προσεύχεσθαι περὶ ὑμῶν), и буду наставлять вас на путь добрый и прямой; только бойтесь Господа и служите Ему истинно, от всего сердца вашего, ибо вы видели, какие великие дела Он сделал с вами; если же вы будете делать зло, то и вы и царь ваш погибнете» (1 Цар. 12: 19–25).
Они раскаиваются. Видят, что просьба, обращенная к Самуилу, была греховной. И грех-то немалый. Тогда просят уже иначе: «Помолись, чтобы нам теперь не умереть».
Видя покаяние, пусть и очень несовершенное, Самуил утешает их. Он обязательно помолится. Самуил считает грехом уйти в нанесенную ему обиду и перестать молиться о неблагодарном народе. Самуил не оставит их. И, что гораздо важнее, Господь не оставит их, не бросит их.
Не потому, что они такие хорошие, а потому, что Он – хороший.
Это не значит, что можно делать всё, что хочется, и всё сойдет с рук. Отступление от Господа и культивирование греха приведет к погибели, как всегда и бывает. Обратим внимание, о ком Самуил говорит. О народе и царе: «Если же вы будете делать зло, то и вы и царь ваш погибнете». То есть просьба о царе все-таки будет уважена. Святой судия Самуил готов «отойти в сторону», но не готов забыть о народе. Самуил будет заботиться о нем.
Вот в чем печать святости.
Много у Господа спасенных душ, очищенных, освященных Богом. Очень много. А в святцах мы читаем сравнительно немногие имена явленных Церкви святых. Явленных через что? Через заботы о народе, ходатайственные молитвы. Те самые живые молитвы, о которых святой Самуил изрек: «Не допущу себе греха пред Господом, чтобы перестать молиться за вас».
Святые – это праведные люди, которые любят Бога и любят нас, не бросают нас, даже когда мы тяжко согрешаем. Святые не перестают молиться за народ.
Диакон Павел Сержантов, https://pravoslavie.ru/81785.html
|