Дивное Дивеево

Вся история девеевской обители

Тропарь, глас 2 Путь и истина сый, Христе, спутника Ангела Твоего рабом Твоим ныне, якоже Товии иногда, посли сохраняюща, и невредимых, к славе Твоей, от всякаго зла во всяком благополучии ...
На главную Новости 29 июля. Священномученика Афиногена епископа и десяти учеников его. Память святых отцов IV Вселенского Собора. Мученика Павла и мцц. Алевтины (Валентины) и Хиони́и
29 июля. Священномученика Афиногена епископа и десяти учеников его. Память святых отцов IV Вселенского Собора. Мученика Павла и мцц. Алевтины (Валентины) и Хиони́и
28/07/2023 16:46:33

16 июля по старому стилю / 29 июля по новому стилю
суббота
Седмица 8-я по Пятидесятнице. Глас 6.
Поста нет

Сщмч. Афиногена епископа и десяти учеников его (ок. 311).
Мч. Павла и мцц. Алевтины (Валентины) и Хиони́и (308). Мч. Антиоха врача (IV). Мц. Иулии девы (V или VII). Память святых отцов IV Вселенского Собора (451).
Блж. Матроны Анемня́севской, исп. (1936); сщмч. Иакова, архиеп. Барнаульского, и с ним сщмчч. Петра Гаврилова и Иоанна Можирина пресвитеров, прмч. Феодора Никитина (1937); прмч. Ардалиона Пономарева (1938).
Чирской (Псковской) иконы Божией Матери (1420).


Рим., 111 зач., XIII, 1–10. Мф., 47 зач., XII, 30–37.

Тропарь священномученика Афиногена, глас 4:
И нра́вом прича́стник,/ и престо́лом наме́стник апо́столом быв,/ дея́ние обре́л еси́, богодухнове́нне,/ в виде́ния восхо́д:/ сего́ ра́ди сло́во и́стины исправля́я,/ и ве́ры ра́ди пострада́л еси́ да́же до кро́ве,/ священному́чениче Афиноге́не,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Ин тропарь священномученика Афиногена, глас 8:
Свяще́нный Бо́гу Афиноге́н, в же́ртве служи́тель,/ свяще́нное учени́к свои́х принесе́ Христу́ заколе́ние,/ па́стырь со слове́сными о́вцами и́де в Небе́сную огра́ду,/ победи́в свере́пеющия неве́рием язы́ки./ Му́ченик Твои́х моли́твами, Христе́ Бо́же,// спаси́ ста́до Твое́ от волко́в, губя́щих е́.

Кондак священномученика Афиногена, глас 4:
Влады́чню рече́нию после́довав, я́ко па́стырь изря́дный/ ду́шу твою́ положи́л еси́ за Христо́вы о́вцы, священному́чениче Афиноге́не,/ сего́ ра́ди восхваля́ем тя/ и с тобо́ю десяти́цу учени́к твои́х,/ и́же пострада́ша, стра́хом Бо́жиим и твои́м уче́нием наставля́еми./ Те́м угоди́вших Влады́ка венча́ вас живонача́льною десни́цею,// Его́же о всех нас моли́те.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
(Рим. 13, 1-10; Мф. 12, 30-37).
"Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое". Что положишь в сокровищницу, то и получишь: положишь золото - золото и возьмешь; положишь медь - медь и возьмешь. Оно, конечно, и медное можно выдать за золотое, но знаток тотчас узнает подлог. Как же сделать, чтобы в сокровищнице нашей было одно золото, то есть в сердце одно добро? Сердце по естеству сокровище благих; лукавое пришло после. Возьми же анатомический нож внимания и несаможаления; отделяй неестественное и отрезай его. Лукавое одно за другим будет уходить, а благое крепнуть и расширяться; останется, наконец, одно благое. Дело все в том, как определить естественное и неестественное. Нынешних естественников не слушай; они все навыворот толкуют: что естественно, то у них неестественно, а что неестественно, то у них естественно, - называют лукавое добрым, а доброе лукавым. Смотри, что говорит Господь в Евангелии и св. апостолы в писаниях своих, и по их указаниям определяй естественное. Так, наконец, соберешь много благого и будешь износить его из сердца. Молись Духу Святому: "сокровище благих, усокровиществуй благое в сердце моем"!


Священномученик Афиноген и десять его учеников

Священномученик Афиноген и десять его учеников пострадали за Христа во время гонений на христиан в городе Севастии. Правитель Филомарх устроил большой праздник в честь языческих богов и приказал севастийским гражданам принести жертву идолам. Но жители Севастии, в большинстве христиане, отказались участвовать в нечестивом празднестве и приносить жертвы идолам. Воинам приказано было избивать народ, и многие христиане приняли тогда мученические венцы.

Правителю стало известно, что христианство широко распространилось благодаря проповеди епископа Афиногена. Было приказано разыскать старца и привести на суд. Святой Афиноген и десять его учеников жили неподалеку от города в небольшом монастыре. Не застав епископа, воины схватили учеников. Правитель велел заковать их в цепи и бросить в тюрьму.

Святитель Афиноген пришел в Севастию и стал укорять судью за то, что в темницу брошены невиновные. Он был схвачен. В тюрьме святой Афиноген укреплял своих духовных детей на подвиг. Приведенные на суд, все святые мученики исповедали себя христианами и отказались принести жертву идолам. Перенеся жестокие истязания, ученики святого епископа были обезглавлены. После казни учеников, палачам было приказано пытать старца. Укрепляемый Господом, святитель Афиноген с достоинством перенес мучения. Единственной его просьбой было – казнить его в монастыре.

Приведенный в свою обитель святой в молитве благодарил Бога, радуясь страданиям, перенесенным за Него. Святой Афиноген молился Господу о прощении грехов тех людей, которые будут поминать его и учеников.

Господь сподобил святого услышать перед смертью Его голос, возвестивший обетование, данное благоразумному разбойнику: «Днесь со Мною будешь в раю». Священномученик сам склонил свою голову под меч.

Святые мученики Павел, Алевтина и Хиония происходили из Египта. Во время гонения на христиан императора Максимина (305–313) они были приведены в Кесарию Палестинскую. Без малейшего страха перед правителем они исповедали себя последователями Христа. В 308 году сестры Алевтина и Хиония после безжалостных истязаний были сожжены, а Павел обезглавлен.

 Святой мученик Антиох, уроженец Севастии Каппадокийской, родной брат святого мученика Платона (память 18 ноября), был врачом. Язычники узнали, что он христианин; вызвали на суд и подвергли жестоким пыткам. Брошенный в кипящую воду святой остался невредимым, отданный на растерзание диким зверям – не пострадал от них, звери мирно ложились у его ног. По молитвам мученика совершались многие чудеса и рассыпались в прах идольские изваяния. Язычники обезглавили святого мученика Антиоха. Видя безвинные страдания святого, воин Кириак, участвовавший в казни, обратился ко Христу, при всех исповедал свою веру и также был обезглавлен (IV). Мучеников погребли рядом.

Святая мученица Иулия родилась в Карфагене в христианской семье. Девочкой она попала в плен к персам. Ее увезли в Сирию и продали в рабство. Исполняя христианские заповеди, святая Иулия верно служила своему господину, хранила себя в чистоте, соблюдала посты и много молилась Богу.

Никакие уговоры хозяина-язычника не могли склонить ее к идолопоклонству.

Однажды хозяин отправился с товаром в Галлию и взял с собой Иулию. Когда по пути корабль пристал к острову Корсика, хозяин решил принять участие в языческом празднике, а Иулия осталась на корабле. Корсиканцы напоили купца и его спутников вином и, когда те заснули, привели с корабля Иулию. Святая Иулия не убоялась признаться, что она христианка, и обезумевшие язычники распяли ее на кресте.

О кончине святой мученицы Ангел Господень сообщил инокам монастыря, находившегося на соседнем острове. Монахи взяли тело святой и погребли в храме своей обители.

Около 763 года мощи святой мученицы Иулии были перенесены в женский монастырь города Бресчии (источники дают разные годы кончины святой: V или VII вв.).

Cвятые отцы IV Вселенского Собора

Чет­вер­тый Все­лен­ский Со­бор, на ко­то­ром при­сут­ство­ва­ли 630 епи­ско­пов, со­сто­ял­ся в 451 го­ду в го­ро­де Хал­ки­доне при им­пе­ра­то­ре Мар­ки­ане (450–457). Еще при жиз­ни им­пе­ра­то­ра Фе­о­до­сия II (408–450) в 448 го­ду Ев­се­вий, епи­скоп До­ри­лей­ский, до­нес Со­бо­ру, быв­ше­му в Кон­стан­ти­но­по­ле при свя­том пат­ри­ар­хе Фла­виане (па­мять 18 фев­ра­ля), на пред­сто­я­те­ля од­но­го из сто­лич­ных мо­на­сты­рей ар­хи­манд­ри­та Ев­ти­хия, ко­то­рый из неуме­рен­ной рев­но­сти про­тив ду­ше­па­губ­ной ере­си Несто­рия впал в дру­гую край­ность и на­чал утвер­ждать, что в Иису­се Хри­сте че­ло­ве­че­ское есте­ство при ипо­стас­ном со­еди­не­нии бы­ло со­вер­шен­но по­гло­ще­но Бо­же­ским, вслед­ствие че­го утра­ти­ло все, свой­ствен­ное че­ло­ве­че­ской при­ро­де, кро­ме лишь ви­ди­мо­го об­ра­за, так что по­сле со­еди­не­ния в Иису­се Хри­сте оста­лось толь­ко од­но есте­ство (Бо­же­ское), ко­то­рое в ви­ди­мом те­лес­ном об­ра­зе жи­ло на зем­ле, стра­да­ло, умер­ло и вос­крес­ло.

Со­бор осу­дил лже­учи­те­ля. Но ере­си­арх имел за­щи­ту при им­пе­ра­тор­ском дво­ре и на­хо­дил­ся в тес­ных свя­зях с ере­ти­ком Ди­о­ско­ром, пре­ем­ни­ком свя­ти­те­ля Ки­рил­ла (па­мять 18 ян­ва­ря) на пат­ри­ар­шей Алек­сан­дрий­ской ка­фед­ре. Ев­ти­хий об­ра­тил­ся к им­пе­ра­то­ру с жа­ло­бой на неспра­вед­ли­вость осуж­де­ния и тре­бо­вал су­да Все­лен­ско­го Со­бо­ра на сво­их про­тив­ни­ков, ко­то­рых по­до­зре­вал в несто­ри­ан­стве. Же­лая успо­ко­ить Цер­ковь, Фе­о­до­сий раз­ре­шил со­звать Чет­вер­тый Все­лен­ский Со­бор в 449 го­ду в Ефе­се. Этот со­бор в ле­то­пи­сях Церк­ви за­клей­мен име­нем «раз­бой­ни­чье­го». Ди­о­скор, по­став­лен­ный от им­пе­ра­то­ра пред­се­да­те­лем со­бо­ра, вла­ды­че­ство­вал дик­та­тор­ски, упо­треб­ляя угро­зы и яв­ное на­си­лие. Ев­ти­хий был оправ­дан, а свя­ти­тель Фла­виан осуж­ден.

В 450 го­ду Фе­о­до­сий умер. Его сест­ра Пульхе­рия воз­ве­ла с со­бой на пре­стол Мар­ки­а­на. Уми­ре­ние Церк­ви бы­ло де­лом пер­вой необ­хо­ди­мо­сти. Все­лен­ский Со­бор был на­зна­чен на 451 год. Пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­поль­ский, свя­той Ана­то­лий (па­мять 3 июля), был пред­се­да­те­лем Со­бо­ра. Ди­о­скор с пер­во­го за­се­да­ния был ли­шен ме­ста меж­ду при­сут­ству­ю­щи­ми, а на тре­тьем осуж­ден со все­ми сво­и­ми сто­рон­ни­ка­ми. Всех за­се­да­ний Со­бо­ра бы­ло 16. Свя­тые от­цы еди­но­душ­но про­из­нес­ли про­кля­тие на ересь Ев­ти­хия. На ос­но­ва­нии по­сла­ний свя­ти­те­ля Ки­рил­ла Алек­сан­дрий­ско­го и па­пы Льва Ве­ли­ко­го от­цы Со­бо­ра ре­ши­ли: «По­сле­дуя свя­тым от­цам, все со­глас­но по­уча­ем ис­по­ве­до­вать од­но­го и То­го же Сы­на, Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста, со­вер­шен­но­го в Бо­же­стве и со­вер­шен­но­го в че­ло­ве­че­стве, ис­тин­но Бо­га, ис­тин­но Че­ло­ве­ка, То­го же из ра­зум­ной ду­ши и те­ла, Еди­но­сущ­но­го От­цу по Бо­же­ству и То­го же еди­но­сущ­но­го нам по че­ло­ве­че­ству, во всем по­доб­но­го нам, кро­ме гре­ха, рож­ден­но­го преж­де ве­ков от От­ца по Бо­же­ству, а в по­след­ние дни ра­ди нас и ра­ди на­ше­го спа­се­ния от Ма­рии Де­вы Бо­го­ро­ди­цы по че­ло­ве­че­ству, од­но­го и То­го же Хри­ста, Сы­на Гос­по­да, Еди­но­род­но­го, в двух есте­ствах нес­лит­но, неиз­мен­но, нераз­дель­но, нераз­луч­но по­зна­ва­е­мо­го, так что со­еди­не­ни­ем ни­сколь­ко не на­ру­ша­ет­ся раз­ли­чие двух естеств, тем бо­лее со­хра­ня­ет­ся свой­ство каж­до­го есте­ства и со­еди­ня­ет­ся в од­но Ли­цо и од­ну Ипо­стась, – не на два ли­ца рас­се­ка­е­мо­го или раз­де­ля­е­мо­го, но од­но­го и То­го же Сы­на, Еди­но­род­но­го, Бо­га Сло­ва, Гос­по­да Иису­са Хри­ста, как в древ­но­сти про­ро­ки учи­ли о Нем и как Сам Гос­подь Иисус Хри­стос на­учил нас, и как пре­дал нам Сим­вол от­цов».

В двух по­след­них за­се­да­ни­ях Со­бор из­ло­жил 30 ка­но­нов от­но­си­тель­но цер­ков­ной иерар­хии и дис­ци­пли­ны. Сверх то­го, Со­бор утвер­дил по­ста­нов­ле­ния не толь­ко трех пред­ше­ство­вав­ших Все­лен­ских Со­бо­ров, но и По­мест­ных: Ан­кир­ско­го, Неоке­са­рий­ско­го, Ган­гр­ско­го, Ан­тио­хий­ско­го и Ла­оди­кий­ско­го, быв­ших в IV ве­ке.

 Матрена Григорьевна Белякова родилась 6 ноября 1864 года в деревне Анемнясево Касимовского уезда Рязанской губернии. Родители ее Григорий и Евдокия были едва ли не самыми бедными людьми в деревне и кое-как вели свое крестьянское хозяйство. Отец много пил и слыл в деревне пьяницей. У них было большое семейство – шесть дочерей и два сына. Три сестры умерли в детстве, Матреша была четвертой.

Родители почему-то невзлюбили Матрешу с самого раннего детства, и ей больше, чем кому-нибудь из братьев и сестер, приходилось терпеть обиды, ругань, побои.

В семилетнем возрасте Матреша заболела оспой. После девочка оправилась, но уже навсегда осталась слепою. Обязанностью же ее было нянчить своих младших сестренок и братьев. Однажды десятилетняя Матреша нечаянно уронила сестренку с крыльца на землю. Увидев это, мать схватила Матрешу и начала жестоко бить. В этот момент духовному взору девочки предстала Царица Небесная. Матреша сказала об этом матери, но та продолжала бить девочку еще сильнее. Видение повторилось три раза. Во время последнего видения Пресвятая Богородица дала Матреше утешительную записочку. О том, что это за записочка и что в ней было написано, блаженная Матрона никогда не рассказывала.

На следующее утро изувеченная девочка не смогла подняться с печи. Навсегда лишившись возможности ходить и что-либо делать, она уже не вставала с кровати во всю свою дальнейшую жизнь.

Односельчане знали о страдальческой жизни девушки, относились к ней с чувством благоговейного уважения и почитали ее угодной Богу, приходя со своими нуждами, скорбями и болезнями. Посетители издалека приносили ей различные пожертвования за ее молитвы, но отец обычно все это отбирал на табак или водку.

После смерти родителей много скорбей пришлось претерпеть Матреше от брата и сестры, смотревших на нее исключительно как на средство дохода. Сестра впоследствии отсудила у Матроны домик, построенный почитателями блаженной.

От сестры Матреша перешла на жительство к племяннику Матвею Сергеевичу. Здесь Матреша лежала обычно в небольшой отдельной комнатке крестьянской избы, в маленькой детской кроватке, которая всегда завешивалась пологом. Летом, когда в избе становилось душно, ее выносили в сени, и там лежала она до зимы. Сама она никогда не просила, чтобы ее перенесли в избу, и терпеливо переносила осенний холод.

По внешнему своему виду Матреша была настолько мала, что казалась десятилетним ребенком. Ее платьице, подарок одной из почитательниц, закрывавшее блаженную совсем с ногами, было всего 90 сантиметров в длину.

Она легко и свободно разговаривала и пела священные песнопения удивительно чистым и звонким детским голосом, знала наизусть очень много молитв, многие акафисты и церковные песнопения.

Матреша часто причащалась Святых Христовых Таин, приглашая к себе своего духовника – приходского священника, и день принятия Святых Таин бывал для нее самым радостным днем. Пять раз в течение своей жизни она соборовалась.

Особенно строго соблюдала Матреша посты. С семнадцати лет она не ела мяса. Кроме среды и пятницы соблюдала такой же пост по понедельникам.

Очень уважала Матреша духовенство и к каждому священнику всегда и неизменно относилась с глубоким благоговением. Но к раскольникам обновленцам, в каком бы сане они ни были, наоборот относилась очень строго. Любила Матреша монахинь и вообще девиц, ставила выше мирских, все им прощала, бывала с ними, как ребенок. Находясь безвыходно в своей комнатке, Матреша знала многих святых и благочестивых людей, рассеянных по лицу земли Русской, и находилась с ними во внутреннем благодатном общении, хотя она никогда их не видела и не говорила с ними.

Начиная с Великого поста 1933 года, Матреша заметно переменилась. Если раньше она со всеми держалась очень просто, всех жалела, вникала в горе каждого человека, беседовала подолгу и охотно, обсуждая всякие дела житейские, то теперь блаженная как будто совсем перестала интересоваться земной жизнью. О житейских делах она стала говорить редко и неохотно, только в исключительных случаях. Зато о жизни духовной, тем более о будущей жизни она готова была говорить день и ночь. Очень охотно, с любовью принимала она таких людей, которые шли к ней с вопросами духовного порядка.

Летом 1935 года в Белькове было заведено «дело попов Правдолюбовых и больного выродка Матрены Беляковой». Началось оно с доноса одного жителя города Касимова на священника Николая Правдолюбова в связи с рукописной книгой – жизнеописанием блаженной Матроны. Книга была подписана им и его братом, священником Владимиром Правдолюбовым, и подготовлена к печати. Были арестованы десять человек. По списку должна была быть арестована и блаженная Матрона. Все арестованные были уже отправлены в Рязань и Москву, а Матрону боялись трогать.

Наконец было собрано колхозное собрание, на котором постановили «изъять» Матрону Григорьевну Белякову как «вредного элемента». Из трехсот жителей села подписались двадцать четыре активиста. Сельсовет дал характеристику «на Белякову М. Г.», в которой она прямо и открыто названа святой без всяких кавычек и иронии: «Данная гр[ажданка] является вредным элементом в деревне, она своей святостью сильно влияет на темную массу… Ввиду этого по с/с (сельсовету) задерживается ход коллективизации».

После отправки заключенных в Рязань была послана машина и за блаженной Матроной. Подъехали к ее дому днем, не таясь. Вошли. По долгу службы подошел председатель сельсовета и, преодолевая страх, поднял Матренушку с ее дощатой постели. Матрона закричала тоненьким голоском. Народ оцепенел. Председатель стал выносить. В дверях сказал: «Ой, какая легкая!» Матрона сказала: «И твои детки такими легкими будут». Все дети председателя перестали расти после ареста блаженной Матроны. Сам он несколько лет спустя очень тяжело умирал. Дело было летом. Дом стоял с открытыми окнами из-за жары. Он кричал так громко от боли, что слышало полдеревни. В народе говорили: «Это тебе не Матрешеньку поднимать!» Но он позвал священника и искренне и горячо каялся в своих грехах, умер в мире с Церковью.

В Москве блаженная Матрона прожила почти год. Предположительно, она была заключена в Бутырскую тюрьму. Но пробыла она там недолго, потому что сделалась объектом почитания почти всех, без исключения, заключенных, которые начали петь акафисты и молиться. Ее должны были куда-то деть. Убить боялись, а отправить в лагерь не позволял пример тюремного молитвенного подъема заключенных.

Документально засвидетельствовано, что блаженная Матрона умерла от сердечной недостаточности 16 (29) июля 1936 года в Доме хроников имени А. Н. Радищева в Москве, недалеко от храма Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине. Так как рядом было большое Владыкинское кладбище, частично сохранившееся до нашего времени, можно сделать предположение, что блаженная Матрона была похоронена на этом кладбище.

9 (22) апреля 1999 года, в четверг Фоминой недели, в городе Касимове Рязанской епархии было совершено прославление святой блаженной Матроны Анемнясевской, и в наши дни, как и при жизни своей, она подает благодатную помощь в ответ на молитвы.
/diveevo/read.php?id=104 /diveevo/read.php?id=103

Чирская (Псковская) икона Божией Матери первоначально находилась в церкви села Чирски Псковской епархии и именовалась «Чирской». 16 июля 1420 года при великом князе Василии Димитриевиче, архиепископе Новгородском и Псковском Симеоне и Псковском князе Феодоре Александровиче во время морового поветрия, бывшего во Пскове, от Чирской иконы Богоматери из обоих глаз истекли слезы. Об этом сообщили властям города Пскова. Священнослужители перенесли чудотворную икону в Псков. Навстречу иконе был совершен крестный ход. Икону поставили в соборной церкви во Имя Святой Троицы.

 
Комментарии
Всего комментариев: 1
2023/07/31, 18:47:58
Спаси нас Боже.
андрей
Добавить комментарий:
Имя:
* Сообщение [ T ]:
 
   * Перепишите цифры с картинки
 
Подписка на новости и обновления
* Ваше имя:
* Ваш email:
Православный календарь
© Vinchi Group
1998-2024


Оформление и
программирование
Ильи
Бог Есть Любовь и только Любовь

Страница сформирована за 0.031611204147339 сек.