Дивное Дивеево

Вся история девеевской обители

Молитва первая О добрый наш пастырю и богомудрый наставниче, святителю Христов Николае! Услыши нас грешных, молящихся тебе и призывающих в помощь скорое предстательство твое; виждь нас немощных, ...
На главную Новости 7 мая. Вторник Светлой седмицы. Иверской иконы Божией Матери. Мученика Саввы Стратилата Римского и с ним 70-ти воинов. Преподобного Саввы Печерского, в Ближних пещерах.
7 мая. Вторник Светлой седмицы. Иверской иконы Божией Матери. Мученика Саввы Стратилата Римского и с ним 70-ти воинов. Преподобного Саввы Печерского, в Ближних пещерах.
06/05/2024 16:30:18

24 апреля по старому стилю / 7 мая по новому стилю
вторник
Светлая седмица - сплошная.
Поста нет.

Вторник Светлой седмицы. Иверской иконы Божией Матери (переходящее празднование во вторник Светлой седмицы). Мч. Саввы Стратилата и с ним 70-ти воинов (272).
Прп. Саввы Печерского, в Ближних пещерах (XIII). Прп. Алексия, затворника Печерского, в Ближних пещерах (XIII). Мч. Александра Лионского (ок. 177). Мчч. Пасикра́та и Валентина (228). Мчч. Евсевия, Нео́на, Леонтия, Лонгина и иных (303). Прп. Елисаветы чудотворицы (V). Прп. Фомы юродивого (546–560). Свт. Симеона Трансильванского (1656) (Румын.). Сщмч. Бранко пресвитера (1941) (Серб.). Преподобномучеников отцов Давидо-Гареджийских (1616) (Груз.) (переходящее празднование во вторник Светлой седмицы). Мчч. Христодула и Анастасии Патрских, убиенных в Ахаии (1821) (переходящее празднование во вторник Светлой седмицы).
Мч. Сергия Архангельского (1938).
Молченской (1405) и Шуйской (переходящее празднование во вторник Светлой седмицы) икон Божией Матери.


Деян., 4 зач., II, 14–21. Лк., 113 зач., XXIV, 12–35.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Иверской, глас 1:
Де́рзость ненави́дящих о́браз Госпо́день/ и держа́ва нечести́вых безбо́жно в Нике́ю прии́де,/ и по́сланнии безчелове́чно вдови́цу,/ благоче́стно чту́щую ико́ну Богома́тери, истязу́ют,/ но та́я но́щию с сы́ном ико́ну в мо́ре пусти́, вопию́щи:/ сла́ва Тебе́, Чи́стая,/ я́ко непроходи́мое мо́ре плещи́ своя́ подаде́, // сла́ва правоше́ствию Твоему́, Еди́на Нетле́нная.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Иверской, глас 4:
Совозсия́ днесь Све́ту Воскресе́ния свет чи́стыя ико́ны Твоея́,/ обоя́ ве́село торжеству́юще вопие́м:// сохрани́ раб Твои́х благода́тию, Влады́чице.

Во вторник на вечерне cтихира, глас 4:
Го́споди, возше́д на Крест,/ пра́деднюю на́шу кля́тву потреби́л еси́/ и, соше́д во ад, я́же от ве́ка у́зники свободи́л еси́,/ нетле́ние да́руя челове́ческому ро́ду./ Сего́ ра́ди пою́ще сла́вим// животворя́щее и спаси́тельное Твое́ воста́ние.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
(Дея. 2, 14-21; Лк. 24, 12-35). Тогда иудеи свет Воскресения Христова покушались затмить легким туманом лжи: "ученики украли". Эту ничтожность легко было преодолеть, и истина восторжествовала. Но и по сие время враг не перестает туманить перед Солнцем Воскресения, надеясь затмить его. Никто да не смущается! От отца лжи чего ожидать, кроме лжи? Он многих из своих клевретов научил целые книги писать против Воскресения. Этот книжный туман книгами и рассеян. Не бери худой книги и не отуманишься, а случится нечаянно напасть на такую, возьми в противоядие книгу добрую и освежишь голову и грудь. Бывает другой туман от врага - в помыслах. Но и этот тотчас рассеется, как дым от ветра, от здравого рассуждения христианского. Пройди рассуждением все совершившееся и увидишь ясно как день, что всему этому совершиться иначе нельзя было, как силою Воскресения Христова. Это убеждение будет для тебя потом твердынею, установившись на которой легко станешь отражать и поражать врагов истины.


Вторник Светлой седмицы

Вся седмица, называемая Светлой, есть как бы один великий праздник Пасхи. Отцы Церкви и 66-е правило VI Вселенского Собора повелевают верующим в течение всей Светлой седмицы в храмах упражняться в псалмах и пениях духовных, торжествуя и радуясь о Воскресшем Господе.

Богослужения на Светлой седмице совершаются при открытых царских вратах — в знак того, что Господь Своим Воскресением отверз верующим двери рая. Они остаются открытыми и после богослужения, начиная с первого дня Пасхи, во всю седмицу и закрываются только в субботу перед 9-м часом.

Во всю Пасхальную седмицу начало и конец церковных служб совершается так же, как и в первый день (но крестный ход бывает в последующие дни не перед утреней, а после литургии).

На утрени к каждой песни пасхального канона прибавляются Богородичны (творение Феофана и Иосифа), напечатанные в Цветной Триоди. Каждение священник совершает с Крестом и трисвечником (или свечой), а малые ектении произносятся только после 3-й, 6-й и 9-й песни.

Литургия совершается точно так же, как и в первый день. Прокимен, Апостол, Аллилуиарий и Евангелие на каждый день Светлой седмицы – особые, причем Евангелие читается только одним диаконом (то есть на одном языке).

Причастен во все дни — один и тот же: Тело Христово приимите, источника безсмертнаго вкусите.

Иверская икона Божией Матери

Иверская икона Божией Матери, также именуемая Портаитиссою (т.е. Вратарницею)
Память 12 февраля, 23 апреля в память возвращения списка в 2012 г., 13 октября и во вторник Светлой седмицы

Эта икона Богородицы в IX веке находилась у одной благочестивой вдовы, жившей близ города Никеи. При императоре Феофиле (829 - 842) иконоборцы, уничтожавшие святые иконы, пришли в дом этой христианки, и один воин копьем ударил по образу Богородицы. Тотчас из пораженного места потекла кровь. Вдова, боясь уничтожения святыни, пообещала императорским воинам деньги и просила их до утра не трогать икону. Когда они ушли, женщина вместе с сыном (впоследствии афонским иноком), для сохранения святой иконы опустила ее в море. Икона, стоя на воде, приплыла к Афону.

Афонские иноки, несколько дней видя в море огненный столп, восходящий до неба, пришли к берегу и нашли святой образ, стоящий на воде. Отцы несколько раз пытались вынести её на сушу, но она отдалялась вглубь. После молебна о даровании монастырю явившейся святыни благочестивый инок Иверского монастыря святой Гавриил Грузин, по повелению Божией Матери, явившейся ему во сне, пошел по воде и принял святую икону. Тут же, на берегу моря, отслужили отцы благодарственный молебен, и в это время на месте, где была поставлена икона, забил живительный родник. После этого икону с почестями отнесли в Иверский монастырь и поставили в алтаре. Наутро монах, зажигающий лампады, не нашел иконы на месте. Ее обрели над воротами обители. Так повторялось несколько раз, пока Пресвятая Дева не открыла святому Гавриилу Свою волю во сне, сказав, что не желает быть хранимой иноками, а хочет быть их Хранительницей. После этого образ был поставлен в специально сооруженной малой церкви при монастырских воротах. Поэтому святая икона называется также Портаитиссою (Вратарницею). Икона и по сей день хранится на Афоне.

Чтимые списки в России
Древнейший сберегаемый на Руси список иконы был принесен с Афона в 1648 году. С 1654 года на протяжении трех с половиной столетий пребывал в Новодевичьем монастыре Москвы, а после закрытия обители в советские годы хранился в фондах Государственного исторического музея. 6 мая 2012 года в Московском Новодевичьем женском монастыре образ был торжественно возвращен Русской Православной Церкви. Духовенством Московской епархии Иверская икона была перенесена крестным ходом в Смоленский собор и установлена на солее, а по окончании молебного пения клир монастыря перенёс образ на постоянное пребывание в Московский Успенский собор. 6 июня 2012 года Священный Синод Русской Православной Церкви установил в ознаменование этого события еще один день ежегодного почитания Иверской иконы.

Мученик Савва Стратилат, Римский

Му­че­ник Сав­ва про­ис­хо­дил из готф­ско­го пле­ме­ни. Сво­ей храб­ро­стью он до­стиг вы­со­ко­го чи­на во­е­во­ды-стра­ти­ла­та и слу­жил при им­пе­ра­то­ре Авре­ли­ане (270–275). С юно­сти Сав­ва был хри­сти­а­ни­ном и усерд­но сле­до­вал за­по­ве­дям Хри­ста, по­мо­гал неиму­щим, по­се­щал в тем­ни­цах за­клю­чен­ных хри­сти­ан. За чи­стую и доб­ро­де­тель­ную жизнь свя­той по­лу­чил от Гос­по­да дар чу­до­тво­ре­ния и Име­нем Хри­ста ис­це­лял боль­ных, из­го­нял бе­сов. Ко­гда им­пе­ра­тор узнал, что свя­той Сав­ва хри­сти­а­нин, он по­тре­бо­вал от него от­ре­че­ния. Му­че­ник сбро­сил во­ин­ский по­яс и под­твер­дил, что не оста­вит свою ве­ру. Его би­ли, опа­ля­ли све­ча­ми, бро­си­ли в ко­тел со смо­лой, но му­че­ник оста­вал­ся невре­ди­мым. Ви­дя его му­че­ния, уве­ро­ва­ли во Хри­ста 70 во­и­нов, ко­то­рых тут же усек­ли ме­чом. Свя­то­го Сав­ву бро­си­ли в тем­ни­цу. В пол­ночь во вре­мя мо­лит­вы му­че­ни­ку явил­ся Хри­стос и оси­ял его све­том Сво­ей Сла­вы. Спа­си­тель по­ве­лел ему не бо­ять­ся, но дер­зать. Укреп­лен­ный, му­че­ник Сав­ва пе­ре­нес на­ут­ро но­вые му­че­ния и был утоп­лен в ре­ке († 272).

 Пре­по­доб­ный Алек­сий, за­твор­ник Пе­чер­ский, под­ви­зал­ся в Ближ­них пе­ще­рах Ки­е­во-Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря в XIII ве­ке. Мо­щи его бы­ли от­кры­ты по­сле 1675 го­да. Па­мять пре­по­доб­но­го Алек­сия со­вер­ша­ет­ся 24 ап­ре­ля по­то­му, что его мо­щи по­чи­ва­ют ря­дом с мо­ща­ми пре­по­доб­но­го Сав­вы Пе­чер­ско­го. Па­мять так­же с со­бо­ром пре­по­доб­ных от­цов Ближ­них пе­щер (28 сен­тяб­ря) и с со­бо­ром всех Ки­е­во-Пе­чер­ских чу­до­твор­цев (2-я Неде­ля Ве­ли­ко­го по­ста).

Преподобный Савва Печерский

Пре­по­доб­ный Сав­ва Пе­чер­ский под­ви­зал­ся в Ближ­них пе­ще­рах Ки­е­во-Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря в XIII ве­ке. В ру­ко­пис­ных свят­цах, в «Кни­ге о свя­тых» и в ка­ноне служ­бы Ки­е­во-Пе­чер­ским пре­по­доб­ным он на­зы­ва­ет­ся чу­до­твор­цем. Па­мять его со­вер­ша­ет­ся 24 ап­ре­ля ра­ди те­зо­име­нит­ства со свя­тым му­че­ни­ком Сав­вой Стра­ти­ла­том. Па­мять пре­по­доб­но­го Сав­вы празд­ну­ет­ся так­же вме­сте с со­бо­ром пре­по­доб­ных от­цов Ближ­них пе­щер (28 сен­тяб­ря) и со­бо­ром всех Ки­е­во-Пе­чер­ских чу­до­твор­цев (2-я Неде­ля Ве­ли­ко­го по­ста).

Му­че­ни­ки Па­си­крат и Ва­лен­тин про­ис­хо­ди­ли из ми­зий­ско­го го­ро­да До­ро­сто­ла и бы­ли во­и­на­ми при пра­ви­те­ле Ав­со­лане. Па­си­кра­ту бы­ло 22 го­да, а Ва­лен­ти­ну – 30 лет.

Ко­гда на­ча­лось го­не­ние на хри­сти­ан, му­че­ни­ки Па­си­крат и Ва­лен­тин от­кры­то ис­по­ве­да­ли ве­ру Хри­сто­ву. На су­де му­че­ник Па­си­крат плю­нул на идо­ла Апол­ло­на, от­ка­зав­шись при­не­сти жерт­ву.

Брат свя­то­го Па­си­кра­та пла­кал и уго­ва­ри­вал его хо­тя бы для ви­да при­не­сти жерт­ву идо­лам. Но му­че­ник по­ло­жил на жерт­вен­ник в огонь свою ру­ку и ска­зал: «Те­ло смерт­но и сго­ра­ет на огне; ду­ша же бес­смерт­на и пре­зи­ра­ет все ви­ди­мые му­ки». Му­че­ник Ва­лен­тин так­же за­явил о сво­ей го­тов­но­сти по­стра­дать за Хри­ста.

Ко­гда му­че­ни­ков ве­ли на казнь, за ни­ми сле­до­ва­ла мать свя­то­го Па­си­кра­та и уве­ща­ла сы­на не бо­ять­ся смер­ти за Хри­ста. Оба му­че­ни­ка бы­ли усе­че­ны ме­чом († 288).

Му­че­ни­ки Ев­се­вий, Неон, Леон­тий, Лон­гин и 40 иных при­сут­ство­ва­ли при стра­да­ни­ях ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия († 303, па­мять 23 ап­ре­ля) и уве­ро­ва­ли во Хри­ста. Их за­клю­чи­ли в тем­ни­цу. По­сле каз­ни ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия им­пе­ра­тор Дио­кли­ти­ан (284–305) из­дал указ, чтобы все уз­ни­ки при­нес­ли жерт­вы идо­лам. Му­че­ни­ки от­ка­за­лись. Их би­ли же­лез­ны­ми пру­тья­ми, по­ка не об­на­жи­лись внут­рен­но­сти, а за­тем от­сек­ли ме­чом го­ло­вы († 303).

Пре­по­доб­ный Фо­ма Юро­ди­вый был ино­ком од­но­го из мо­на­сты­рей в Ке­са­рии Кап­па­до­кий­ской (Ма­лая Азия). Он нес по­слу­ша­ние по сбо­ру ми­ло­сты­ни на нуж­ды мо­на­сты­ря. Ко­гда пре­по­доб­ный Фо­ма при­хо­дил в го­род Ан­тио­хию Си­рий­скую, то при­ни­мал на се­бя юрод­ство.

Эко­ном од­ной из церк­вей Ана­ста­сий, ко­то­ро­му на­до­е­ли прось­бы пре­по­доб­но­го Фо­мы, уда­рил его по ще­ке. При­сут­ство­вав­шие упре­ка­ли Ана­ста­сия за гру­бое об­ра­ще­ние с юро­ди­вым, но пре­по­доб­ный Фо­ма успо­ко­ил их, го­во­ря: «С это­го вре­ме­ни ни я от Ана­ста­сия ни­че­го не при­му, ни Ана­ста­сий не смо­жет мне ни­че­го по­дать». Эти сло­ва ока­за­лись про­ро­че­ски­ми. На дру­гой день Ана­ста­сий скон­чал­ся, а пре­по­доб­ный пре­ста­вил­ся по до­ро­ге в свой мо­на­стырь в церк­ви свя­той Ев­фи­мии в при­го­ро­де Даф­ни. Его по­греб­ли на том ме­сте, где хо­ро­ни­ли стран­ни­ков.

Через неко­то­рое вре­мя над гро­бом пре­по­доб­но­го по­греб­ли некую стран­ни­цу. Через че­ты­ре ча­са зем­ля из­верг­ла гроб стран­ни­цы. Ее сно­ва по­греб­ли здесь же, но утром гроб опять ока­зал­ся по­верх зем­ли. То­гда ее за­хо­ро­ни­ли в дру­гом ме­сте.

То же по­вто­ри­лось и при по­гре­бе­нии дру­гой жен­щи­ны. Все то­гда по­ня­ли, что пре­по­доб­ный Фо­ма не же­ла­ет, чтобы над ним бы­ла по­гре­бе­на жен­щи­на. О слу­чив­шем­ся со­об­щи­ли Ан­тио­хий­ско­му пат­ри­ар­ху Домну (546–560). По его по­ве­ле­нию мо­щи пре­по­доб­но­го Фо­мы бы­ли пе­ре­не­се­ны в Ан­тио­хию и по­став­ле­ны в гроб­ни­це, где по­чи­ва­ли мо­щи мно­гих свя­тых му­че­ни­ков. Над эти­ми мо­ща­ми, ис­то­ча­ю­щи­ми мно­гие ис­це­ле­ния, по­стро­и­ли неболь­шую цер­ковь.

По мо­лит­вам пре­по­доб­но­го Фо­мы в Ан­тио­хии пре­кра­ти­лась мо­ро­вая яз­ва. С то­го вре­ме­ни жи­те­ли на­ча­ли еже­год­но чтить па­мять пре­по­доб­но­го Фо­мы.

Преподобная Елисавета чудотворица

Пре­по­доб­ная Ели­са­ве­та еще от утро­бы ма­те­ри сво­ей бы­ла из­бра­на на слу­же­ние Бо­гу, ибо преж­де рож­де­ния ее ма­те­ри ее бы­ло воз­ве­ще­но от Бо­га, что у нее ро­дит­ся дочь, ко­то­рая бу­дет из­бран­ным со­су­дом Свя­то­го Ду­ха. От юных лет от­дан­ная на слу­же­ние Бо­гу и уне­ве­стив­шись бес­смерт­но­му Же­ни­ху Хри­сту, свя­тая Ели­са­ве­та в Ан­гель­ском чине слу­жи­ла Бо­гу, в чис­ле дру­гих дев ино­кинь[1], по­стом и тру­да­ми из­ну­ряя свое те­ло, и так уго­ди­ла Бо­гу, что по­лу­чи­ла от Него дар ис­це­лять неду­ги лю­дей, не толь­ко те­лес­ные, но и ду­шев­ные. Сво­ею мо­лит­вою она ис­це­ля­ла вся­кую те­лес­ную бо­лезнь, сво­и­ми же ре­ча­ми и бо­го­дох­но­вен­ны­ми на­став­ле­ни­я­ми вра­че­ва­ла ду­ши че­ло­ве­че­ские, на­став­ляя их к по­ка­я­нию и ко вся­ким доб­ро­де­те­лям. Одеж­дою для нее слу­жи­ла од­на толь­ко жест­кая вла­ся­ни­ца, и, хо­тя те­ло ее мёрз­ло от хо­ло­да, дух ее все­гда го­рел пла­ме­нем бо­же­ствен­ной люб­ви. Бу­дучи по­став­ле­на игу­ме­ни­ею над сест­ра­ми, свя­тая по­ка­за­ла еще боль­шие по­дви­ги, за­бо­тясь о спа­се­нии душ их.

Воз­дер­жа­ние ее бы­ло чрез­мер­ное, ибо она про­во­ди­ла мно­гие го­ды, не вку­шая хле­ба и пи­та­ясь толь­ко од­ни­ми пло­да­ми и ово­ща­ми, мас­ла же и ви­на она ни­ко­гда не вку­ша­ла во всю свою жизнь. Весь­ма ча­сто она по­сти­лась по со­ро­ка дней, по­доб­но ве­ли­ко­му Мо­и­сею[2], ни­че­го в это вре­мя не вку­шая[3]. В те­че­ние трех лет она, под­ра­жая сми­ре­нию Еван­гель­ско­го мы­та­ря (Лк.18:13), не воз­во­ди­ла сво­их те­лес­ных очей на небо, ду­шев­ны­ми же сво­и­ми оча­ми все­гда взи­ра­ла к Жи­ву­ще­му на небе­сах Бо­гу и, со­зер­цая Его сво­ею мыс­лию си­дя­щим на пре­сто­ле вы­со­ком и пре­укра­шен­ном, окру­жен­ным се­ра­фи­ма­ми, она не об­ра­ща­ла сво­их мыс­лей к пред­ме­там зем­ным. Ко­гда, по обык­но­ве­нию, она на­едине мо­ли­лась но­чью, то бы­ла свы­ше оси­я­ва­е­ма небес­ным све­том.

Кро­ме то­го, свя­тая Ели­са­ве­та со­вер­ша­ла и мно­гие чу­де­са: од­на­жды она умерт­ви­ла мо­лит­вою сви­ре­по­го змея; в дру­гой раз она ис­це­ли­ла од­ну жен­щи­ну, дол­гое вре­мя стра­дав­шую кро­во­те­че­ни­ем, так­же из­го­ня­ла нечи­стых ду­хов из лю­дей, со­вер­ша­ла мно­го и дру­гих чу­дес. Чу­де­са со­вер­ша­лись ею не толь­ко при жиз­ни ее, но и по­сле ее бла­жен­ной кон­чи­ны. На гроб­ни­це ее по­да­ва­лись мно­го­раз­лич­ные ис­це­ле­ние бо­ля­щим; так на­при­мер, на гро­бе ее по­лу­ча­ли про­зре­ние мно­гие сле­пые. Да про­слав­ля­ет­ся чрез нее Хри­стос Бог, див­ный во свя­тых Сво­их!

Об обстоятельствах явления Молченской иконы Божией Матери предание рассказывает следующее. В начале XIV века из разоренных татарами киевских пределов пришли в землю Путивльскую два инока и поселились в тихом и пустынном месте – в пещере на горе Чудной близ Молченского болота. Отшельники принесли с собой чудный образ Пресвятой Богородицы. После смерти иноков их погребли в устроенной ими же пещере. Это место было пустынным и диким, заросшим дремучими лесами, по которым бродили только бортники, собиравшие дикий мед. Однако во времена княжения Василия Дмитриевича (1389–1425 гг.) и при митрополите Киприане Божией Матери было угодно прославить это дикое место явлением Своего чудотворного образа.

МОЛЧЕНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ


В 1405 году один из бортников, бродя по лесу, зашел на Чудную гору и приблизился к тому месту, где были погребены иноки. Вдруг его озарило необычайное сияние и на ветвях липового дерева он увидел икону Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем. Благоговейно опустился он на землю при виде этого чудесного знамения и услышал громкий неведомый голос: «Да созиждется на сем месте церковь Пресвятой Богородицы».

Духовенство Путивля в сопровождении городских властей и множества народа, узнав от бортника о чудесном явлении иконы, тотчас же отправилось на указанное место и обнаружили ее находящейся на дереве и окруженной небесным светом. Тут же был отслужен молебен Пресвятой Богородице и многие получили исцеление.

На месте явления святого образа сначала была выстроена часовня, а затем воздвигнута церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы и основан общежительный мужской монастырь – Молчанская Софрониева пустынь.

После разорения обители в смутное время чудотворный Молченский образ был перенесен в Путивль и помещен в новопостроенный там монастырь.

Бесчисленные тайны хранят подземные пещеры и ходы Молчанского Рождества Богородицы Печерского монастыря – по преданию в них могла проехать тройка лошадей, а протяженность достигала 25 километров. Подземным ходом монастырь был соединен с Молчанской Софрониевой пустынью – местом явления чудотворной иконы Богородицы, – и с княжеским теремом на соседнем холме. В советское время на территории монастыря в Путивле располагался завод радиодеталей. Обитель пострадала в эти годы больше, чем за весь предшествующий период своего существования. В 1991 г. в монастырских храмах возобновились богослужения. В 1997 г. Монастырь получил статус женского, в нем развернулись восстановительные работы. Чудотворная Молченская икона Божией Матери, которая после закрытия монастыря в 1925 г. хранилась у одного путивльского священника, была возвращена в обитель. Матерь Божия со Своего чудотворного образа неоскудно подает милость и благодать всем прибегающим к Ней с верой и молитвой.

На этой иконе Богоматерь изображена в короне, на правой руке Ее Богомладенец, а в левой – лествица. Перед Богородицей изображен молящийся человек.

Мученик Се́ргий Архангельский, ро­дил­ся 4 сен­тяб­ря 1898 го­да в се­ле­нии По­гост Де­ся­тая Пят­ни­ца Бо­го­род­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Ва­си­лия Ар­хан­гель­ско­го. В 1910 го­ду Сер­гей окон­чил сель­скую шко­лу, а в 1915 го­ду – Пе­ре­р­вин­ское ду­хов­ное учи­ли­ще. В 1916 го­ду он по­сту­пил в Мос­ков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию, но окон­чить ее уже не успел, так как про­изо­шла без­бож­ная ре­во­лю­ция и все ду­хов­ные учеб­ные за­ве­де­ния бы­ли боль­ше­ви­ка­ми за­кры­ты. В 1919 го­ду Сер­гей был при­зван в Крас­ную ар­мию и слу­жил в ней, ис­пол­няя обя­зан­но­сти экс­пе­ди­то­ра. В 1922 го­ду он по­сту­пил пса­лом­щи­ком в со­бор­ную цер­ковь в го­ро­де Ве­рее, где, по сви­де­тель­ству бла­го­чин­но­го, «вел се­бя от­лич­но, к бо­го­слу­же­нию и тре­бо­ис­прав­ле­ни­ям от­но­сил­ся ис­прав­но»[1].
Впо­след­ствии он слу­жил пса­лом­щи­ком в По­кров­ском хра­ме в се­ле Ку­пе­ли­цы Ве­рей­ско­го уез­да, где на­сто­я­те­лем был его род­ствен­ник, свя­щен­ник Илия За­ча­тей­ский[2], а за­тем в хра­мах Пав­ло-По­сад­ско­го рай­о­на.
В 1937 го­ду был аре­сто­ван пса­лом­щик хра­ма Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы в се­ле Са­у­ро­во-Упол­зы Пав­ло­во-По­сад­ско­го рай­о­на и Сер­гей Ва­си­лье­вич по­сту­пил слу­жить на его ме­сто, но через два ме­ся­ца – 27 но­яб­ря 1937 го­да – и он был аре­сто­ван и за­клю­чен в тюрь­му в го­ро­де Но­гин­ске.
– Вы ли­ша­лись пра­ва го­ло­са? – спро­сил его сле­до­ва­тель.
– Да, ли­шал­ся. С 1922 го­да по день опуб­ли­ко­ва­ния кон­сти­ту­ции.
– Кто еще ли­шал­ся из­би­ра­тель­ных прав из ва­ших род­ствен­ни­ков?
– Отец, Ва­си­лий Дмит­ри­е­вич Ар­хан­гель­ский, как свя­щен­ник. Дво­ю­род­ная сест­ра Ма­рия Ар­ка­дьев­на За­ча­тей­ская, жи­ву­щая в се­ле Ку­пе­ли­цы Ве­рей­ско­го рай­о­на Мос­ков­ской об­ла­сти, как же­на свя­щен­ни­ка.
– Дай­те по­ка­за­ния, кто из ва­ших род­ствен­ни­ков был ре­прес­си­ро­ван ор­га­на­ми НКВД.
– Муж дво­ю­род­ной сест­ры Илья Алек­сан­дро­вич За­ча­тей­ский.
– След­ствие рас­по­ла­га­ет ма­те­ри­а­лом о том, что вы си­сте­ма­ти­че­ски ве­де­те ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию, на­прав­лен­ную про­тив про­во­ди­мых пар­ти­ей и пра­ви­тель­ством ме­ро­при­я­тий. След­ствие тре­бу­ет от вас прав­ди­вых по­ка­за­ний. В чем вы­ра­жа­лась ва­ша ан­ти­со­вет­ская де­я­тель­ность?
– Ни­ка­кой ан­ти­со­вет­ской аги­та­ци­ей я не за­ни­мал­ся и по это­му во­про­су по­ка­зать ни­че­го не мо­гу.
– След­ствию из­вест­но, что вы ве­ли аги­та­цию за крах со­вет­ской вла­сти, го­во­ри­ли, что ско­ро при­дут Де­ни­кин, Кол­чак, сме­тут со­вет­скую власть, и мы то­гда по­ве­сим всех ком­му­ни­стов. При­зна­е­те се­бя ви­нов­ным в этом?
– В аги­та­ции за крах со­вет­ской вла­сти и по­ве­ше­ние ком­му­ни­стов ви­нов­ным се­бя не при­знаю. Это­го я ни с кем ни­ко­гда не го­во­рил.
– След­ствию из­вест­но, что вы го­во­ри­ли, что со­вет­ская власть за­ду­ши­ла на­ло­га­ми: вы не име­е­те ни ско­та, ни зем­ли – а на­ло­ги да­вай пла­ти. При­зна­е­те се­бя в этом ви­нов­ным?
– Меж­ду мной, Ни­коль­ским, Со­ко­ло­вым и По­ме­ран­це­вым дей­стви­тель­но был раз­го­вор о том, что я не имею ско­та, до­ма и ни­че­го, а ме­ня по­че­му-то обя­за­ли мя­со­по­став­кой. Так­же сре­ди нас был раз­го­вор, что сей­час аре­сто­вы­ва­ют свя­щен­но­слу­жи­те­лей. Дру­го­го мы ни­че­го не го­во­ри­ли.
– Вы про­дол­жа­е­те от­ри­цать, не хо­ти­те да­вать по­ка­за­ния, хо­ти­те скрыть от след­ствия свою контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность. Еще раз тре­бу­ем от вас от­кро­вен­ных по­ка­за­ний.
– Ни­ка­кой контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­стью я не за­ни­мал­ся и оста­юсь при ра­нее дан­ных мной по­ка­за­ни­ях.
– Что вы го­во­ри­ли от­но­си­тель­но аре­ста свя­щен­но­слу­жи­те­лей?
– От­но­си­тель­но аре­ста свя­щен­но­слу­жи­те­лей у нас был раз­го­вор со свя­щен­ни­ком Со­ко­ло­вым и диа­ко­ном Ни­коль­ским о том, что к нам при­хо­дят ча­сто из дру­гих при­хо­дов лю­ди, чтобы окре­стить ре­бен­ка, ко­то­рые го­во­рят, что у них аре­сто­ва­ли свя­щен­ни­ка, но за что аре­сто­ва­ли и сво­их мне­ний по это­му во­про­су ни­кто не вы­ска­зы­вал.
На этом до­про­сы бы­ли за­кон­че­ны, а 29 но­яб­ря и все след­ствие бы­ло за­вер­ше­но. 3 де­каб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла пса­лом­щи­ка к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре. Пса­лом­щик Сер­гий Ар­хан­гель­ский умер в за­клю­че­нии 7 мая 1938 го­да и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.

 
Комментарии
Комментарии не найдены ...
Добавить комментарий:
Имя:
* Сообщение [ T ]:
 
   * Перепишите цифры с картинки
 
Подписка на новости и обновления
* Ваше имя:
* Ваш email:
Православный календарь
© Vinchi Group
1998-2025


Оформление и
программирование
Ильи
Бог Есть Любовь и только Любовь

Страница сформирована за 0.038574934005737 сек.