19/05/2009 21:30:26
 |
В СУББОТУ НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ,Поставим стихов 10. И поем стихиры воскресны 3, и восточну 1. И преполовению подобны 3. И самаряныни самогласны 3. | | В СУББОТУ НА ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНЕГосподи воззвах: стихиры на 10. И поем стихиры воскресные 3, восточную одну, преполовению подобны три и самарянке самогласны три. | Стихиры воскресны, глас 4:Животворящему Твоему Кресту, / непрестанно кланяющеся, Христе Боже, / тридневное Воскресение Твое славим: / тем бо обновил еси истлевшее человеческое естество, Всесильне, / и иже на Небеса восход обновил еси нам, / яко Един Благ и Человеколюбец. Древа преслушания запрещение / разрешил еси, Спасе, / на древе крестнем волею пригвоздився, / и во ад сошед, Сильне, / смертныя узы, яко Бог, растерзал еси. / Темже кланяемся еже из мертвых Твоему Воскресению, / радостию вопиюще: / Всесильне Господи, слава Тебе. Врата адова сокрушил еси, Господи, / и Твоею смертию смертное царство разрушил еси: / род же человеческий от истления свободил еси, / живот и нетление мiру даровав, / и велию милость. Иная стихира восточна {анатолиева}:Приидите, воспоим людие, / Спасово тридневное востание, / имже избавихомся адовых нерешимых уз; / и нетление и жизнь вси восприяхом зовуще: / Распныйся, и Погребыйся, и Воскресый, / спаси ны Воскресением Твоим, / Едине Человеколюбче. И стихиры Преполовению, 3, глас тойже. Подобен: Господи, возшед на Крест:Наста преполовение дней, / от спасительнаго начинаемых востания, / Пятдесятницею же Божественною печатаемое, / и светится светлости обоюду имущее, и соединяющее обоя, / и приити славе предъявляющее, / Владычняго Вознесения предпочитает. Слыша и возвеселися Сион, / благовестившуся Христову Воскресению: / вернии же его сынове возрадовашася Сего видевше, / и омывающа Духом скверну христоубийства: / готовится торжествующи, / обоих веселое преполовение. Приближися Божественнаго изобильное излитие на всех, / якоже написася, Духа: предузаконение проповедует преполовившееся, / по Христове смерти и погребении и Воскресении, / от Него данну сущу учеником, неложному обещанию, / Утешителево показующу явление. | | Стихиры воскресные, глас 4Животворящему Твоему Кресту / непрестанно поклоняясь, Христе Боже, / воскресение Твое на третий день мы славим; / ибо им Ты обновил погибшее человеческое естество, Всесильный, / и путь восхождения на небеса указал нам, / как единый Благой и Человеколюбец. Наказание за древо ослушания / Ты отменил, Спаситель древом Креста, / добровольно к нему пригвожденный; / и, сойдя во ад, Всесильный, / Ты как Бог оковы смерти расторг. / Потому мы поклоняемся Твоему воскресению из мертвых, / в радости взывая: / "Всесильный Господи, слава Тебе!" Врата ада сокрушил Ты, Господи, / и Своею смертию царство смерти разорил, / род же человеческий от тления освободил, / жизнь и бессмертие миру даровав, / и великую милость. Стихира восточная, глас 4Придите, люди, воспоем / воскресение в третий день Спасителя, / через которое мы избавились / от несокрушимых адских оков / и все получили нетление и жизнь, и восклицаем: / "Распятый, и Погребенный, и Воскресший! / Спаси нас воскресением Твоим, / единый Человеколюбец!" Стихиры Преполовения, глас 4 Настала середина дней, / начинающихся от спасительного воскресения, / Пятидесятницею же божественною / как печатью завершающихся; / и блистают эти дни, / с двух сторон сиянием озаренные, / и соединяющие два великих праздника, / и превозносятся, / как предвещающие наступление / славного дня вознесения Владыки. Услышал и возвеселился Сион / благовестию о Христовом воскресении, / верные же чада его возрадовались, увидев его; / и скверну христоубийства Духом омыть готовятся, / празднуя радостные дни – / этих двух событий середину. "Приблизилось изобильное излияние на всех, / как написано, божественного Духа", / – так провозглашает дошедший до середины / срок исполнения после смерти, и погребения, и воскресения Христа / данного Им ученикам обещания неложного, / открывающего Утешителя явление. | И самаряныни самогласны 3, глас 1.На источник пришел еси, / источниче чудес, в шестый час, / Евин уловити плод: / Ева бо в той изыде из рая, прелестию змиевою. / Приближи бо ся самаряныня почерпсти воду, / юже видев рече Спас: / даждь Ми воду пити, / и Аз воды текущия насыщу тя. / И во град текши целомудренная, / народом возвести абие: / приидите видите Христа Господа, / Спаса душ наших. Глас 2: На студенец яко прииде Господь, / самаряныня моляше Благоутробнаго: / подаждь ми воду веры, / и прииму купельныя воды, / радование и избавление. / Животодавче Господи, слава Тебе. Собезначальный и соприсносущный Сын и Слово Отчее, / на источник прииде, источник исцелений, / и жена от Самарии прииде почерпсти воду. / Юже видев рече Спас: / даждь Ми воду пити, / и шедши пригласи твоего мужа. / Она же яко Человеку глаголющи, а не Богу, / утаити тщашеся, / глаголаше: не имам мужа. / И Учитель к ней: / истину рекла еси, не имам мужа: / пять бо имела еси, и ныне егоже имаши, несть твой муж. / Она же о глаголе удивившися, / и во град текши, народом вопияше, глаголющи: / приидите видите Христа, / Иже дарует мирови велию милость. Слава, глас 6: При студенце Иаковли / обрет Иисус самаряныню, / просит воду от нея, / облаками покрываяй землю. / О чудесе! Иже херувимы носимый, / блуднице жене беседоваше, / воду прося, Иже на водах землю повесивый. / Воды иский, Иже источники и езера вод изливаяй, / хотя привлещи сию воистинну, / уловляему от сопостата врага, / и напоити ю водою живою, / палимую в безместиих люте, / яко един Благоутробный и Человеколюбец. И ныне, Богородичен, глас 4: Иже Тебе ради, богоотец пророк Давид, / песненно о Тебе провозгласи, / величия Тебе сотворшему: / предста Царица одесную Тебе. / Тя бо Матерь, ходатаицу живота показа, / без Отца из Тебе вочеловечитися благоволивый Бог: / да Свой паки обновит образ, истлевший страстьми, / и заблуждшее горохищное обрет овча, / на рамо восприим, ко Отцу принесет, / и Своему хотению, с небесными совокупит силами, / и спасет Богородице мир, / Христос имеяй велию и богатую милость. Вход. Прокимен дне. | | Стихиры самарянке самогласны, глас 1К источнику пришел Ты, Источник чудес, / в час шестой, чтобы уловить Евы плод: / ибо Ева в тот час вышла из рая, обманутая змием. / И вот, приблизилась самарянка, чтобы зачерпнуть воды, / и, ее увидев, сказал Спаситель: / "Дай Мне попить воды, / и Я водою ключевой насыщу тебя!" / И, побежав в город, целомудренная / тотчас возвестила множеству людей: / "Придите, посмотрите на Христа Господа, / Спасителя душ наших!" Глас 2: Когда к колодцу пришел Господь, / самарянка просила Милосердного: / "Дай мне воду веры, / и получу я купели струи, радость и избавление!" / Податель жизни, Господи, слава Тебе! Собезначальный и совечный / Сын и Слово Отца, / к источнику пришел, Источник исцелений, / и женщина из Самарии появилась, чтобы начерпать воды. / Ее увидев, сказал Спаситель: / "Дай Мне попить воды, / и пойди, пригласи твоего мужа". / Она же, беседуя как с человеком, а не с Богом, / стараясь утаиться, говорила: / "У меня нет мужа!" / И Учитель к ней: / "Истинно сказала ты: "У меня нет мужа!" / ибо ты имела пятерых, / и тот, кого ты имеешь ныне, не твой муж. / Она же, этому слову поразившись, / и, побежав в город, / множеству людей возглашала, говоря: / "Придите, посмотрите на Христа, / Того, Кто дарует миру великую милость!" Слава, глас 6: При колодце Иакова найдя самарянку, / Иисус просит у нее воды, / облаками Покрывающий землю. / О чудо! Херувимами носимый, / с женщиной-блудницей беседовал; / воды просил на водах землю Повесивший; / воды искал / источники и озера вод Изливающий, / поистине желая привлечь ее, уловляемую неприятелем-врагом, / и напоить водой живою ее, / делами недолжными тяжко опаляемую, / как единый Милосердный и Человеколюбец. И ныне, Богородичен, глас 4: Через Тебя, Богородица, / ставший предком Божиим пророк Давид / благозвучно о Тебе провозгласил / пред сотворившем Тебе величие: / "Предстала Царица справа от Тебя". / Ибо Тебя Матерью, носительницей жизни сделал Бог, / без отца благоволивший воплотиться от Тебя, / чтобы обновить в нас Свой образ, погубленный страстями, / и, найдя заблудившуюся в горах овцу, / взяв на плечи ко Отцу принести, / и по Своей воле соединить с небесными Силами и спасти мир – / Христос, имеющий великую и богатую милость. Вход. Свет отрадный: Прокимен дня: Господь воцарился: | На литии стихира храма.Слава, и ныне: глас 3: Да радуется днесь светло небо и земля, / зане Христос явися воплощаемь яко Человек, / да Адама измет от клятвы всеродныя, / и удивляется чудесы Самарию пришед: / жене же предста воды прося, / облаки водами одеваяй. / Темже вси вернии покланяемся / нас ради волею обнищавшему, / благоутробным советом. На стиховне стихира воскресна, глас 4:Господи, восшед на Крест, / прадеднюю нашу клятву потребил еси, / и сошед во ад, / вечныя узники свободил еси, / нетление даруя человеческому роду, / сего ради поюще славим / Животворящее и Спасительное Твое Востание. | | На литии стихиры храмаСлава, и ныне, глас 3: Да возликует в сей день радостно небо и земля, / ибо Христос явился во плоти, как человек, / чтобы избавить от проклятия Адама со всем родом его. / И дивно прославляется Он чудесами, в Самарию придя; / женщине же предстал, прося у нее воды, / Он, водами наполняющий облака. / Потому все мы, верные, поклонимся / ради нас добровольно обнищавшему / по Своему милосердному изволению. На стиховне стихира воскресная, глас 4Ты, Господи, взойдя на Крест, / от прародителей идущее проклятие наше отменил; / и сойдя во ад, бывших в нем от века узников освободил, / нетление даруя человеческому роду. / Потому мы, воспевая, славим / животворящее и спасительное Твое воскресение. | Таже стихиры Пасхи с припевы их. Глас 5.Стих: Да воскреснет Бог, / и расточатся врази Его. Пасха / священная нам днесь показася; / Пасха нова святая; / Пасха таинственная; / Пасха всечестная. / Пасха Христос Избавитель; / Пасха непорочная; / Пасха великая; / Пасха верных. / Пасха двери райския нам отверзающая. / Пасха всех освящающая верных. Стих: Яко исчезает дым, / да исчезнут. Приидите / от видения жены благовестницы, / и Сиону рцыте: / приими / от нас радости благовещения, Воскресения Христова: / красуйся, ликуй / и радуйся, Иерусалиме, / Царя Христа узрев из гроба, / яко жениха происходяща. Стих: Тако да погибнут грешницы от Лица Божия, / а праведницы да возвеселятся. Мироносицы жены, / утру глубоку, / представша гробу Живодавца, / обретоша Ангела / на камени седяща, / и той провещав им, / сице глаголаше: / что ищете Живаго с мертвыми; / что плачете Нетленнаго во тли? / Шедше, проповедите учеником Его. Стих: Сей день, егоже сотвори Господь, / возрадуемся и возвеселимся в онь. Пасха красная, / Пасха, Господня Пасха! / Пасха всечестная / нам возсия. Пасха, / радостию друг друга обымем. / О Пасха! / Избавление скорби, / ибо из гроба днесь, / яко от чертога / возсияв Христос, / жены радости исполни, глаголя: / проповедите апостолом. Слава, глас 8: Егда явился еси во плоти, Христе Боже, / за неизреченное смотрение, / слышавши самаряныня слово Тебе, Человеколюбца, / остави почерпало у студенца, / и тече глаголющи сущим во граде: / приидите видите Сердцеведца, / еда Сей есть чаемый Христос, / имеяй велию милость? И ныне, глас 5: Воскресения день, / и просветимся торжеством, / и друг друга обымем. / Рцем братие, / и ненавидящим нас, / простим вся Воскресением, / и тако возопиим: / Христос воскресе из мертвых, / смертию смерть поправ, / и сущим во гробех живот даровав. И прочая вся, яко предписася в прочиих Неделях. | | Стихиры Пасхи, глас 5Стих: Да восстанет Бог / и рассеются враги Его. Пасха священная в сей день нам явилась, / – Пасха новая, святая, / Пасха таинственная, Пасха всеми чтимая. / Пасха – Христос Избавитель; / Пасха непорочная, / Пасха великая, / Пасха верных, / Пасха двери рая нам открывшая, / Пасха, освящающая всех верных. Стих: Как исчезает дым, / да исчезнут. Идите после видения, жены-благовестницы, / и Сиону возгласите: / "Прими от нас радость благовестия о воскресении Христовом!" / Веселись, ликуй и радуйся, Иерусалим, / Царя-Христа узрев, как жениха, / из гроба выходящим. Стих: Так да погибнут грешники от лица Божия, / а праведники да возвеселятся. Жены-мироносицы / глубоким утром, / гробнице жизни Подателя представ, / нашли Ангела, на камне восседавшего, / и он, обратившись к ним, так возглашал: / "Что вы ищете Живого между мертвыми? / Что оплакиваете Нетленного как подвергшегося тлению? / Возвратившись, возвестите ученикам Его!" Стих: Это день, который сотворил Господь, / возрадуемся и возвеселимся в оный! Пасха радостная, / Пасха, Господня Пасха, / Пасха всесвященная нам взошла. / Пасха! Радостно друг друга обнимем. / О, Пасха – избавление от скорби! / Ибо из гроба в сей день, / как из брачного чертога просияв, Христос / жен исполнил радости словами: / "Возвестите Апостолам!" Слава, глас 8: Когда явился Ты на земле, Христе Боже, / по неизреченному Своему промыслу, / самарянка, услышав слово Твое, Человеколюбец, / оставила у колодца сосуд для воды, / и побежала, возглашая бывшим в городе: / "Придите, посмотрите на Сердцеведца, / не Он ли – ожидаемый Христос, / имеющий великую милость?" И ныне, глас 5: Воскресения день! / И засияем торжеством / и друг друга обнимем; / скажем: "Братья!" / и ненавидящим нас, / – всё простим ради воскресения / и так возгласим: / "Христос воскрес из мертвых, / смертию смерть поправ, / и тем, кто в гробницах, жизнь даровав!" И затем: Ныне отпускаешь: | Отпустительный тропарь, глас 4:Светлую Воскресения проповедь / от Ангела уведевша Господни ученицы / и прадеднее осуждение отвергша, / апостолом хвалящася глаголаху: / испровержеся смерть, / воскресе Христос Бог, / даруяй мiрови велию милость. Слава и ныне: праздника, глас 8:Преполовившуся празднику, / жаждущую душу мою благочестия напой водами, / яко всем, Спасе, возопил еси: / жаждай да грядет ко Мне и да пиет. / Источниче жизни нашея, Христе Боже, слава Тебе. Аще несть бдения, на Полунощнице канон Святей и Живоначальней Троице, во Октоихе, гласа 4-го. Таже: Достойно есть: и прочая. | | Тропарь воскресный, глас 4Радостную весть о воскресении узнав от Ангела, / и избавившись от прародительского осуждения, / Господни ученицы апостолам возглашали, торжествуя: / "Низвержена смерть, воскрес Христос Бог, / дарующий миру великую милость!" Слава, и ныне: преполовению, глас 8На середине праздника / жаждущую душу мою благочестия напой водами, / ибо всем, Спаситель, Ты воззвал: / "Жаждущий пусть идет ко Мне и пьет". / Источник жизни (нашей), Христе Боже, слава Тебе! |
Перед иудеями Господь совершил множество чудес. И они, хорошо знавшие Писание, требовали знамений, что Он истинный Бог. А самарянка, которая не знала Св. Писания, сразу в Него уверовала. Почему? Когда Господь указал ей на ее греховность, она сразу признала себя грешницей. Это начало покаяния... И это открыло ей глаза, ибо покаяние открывает двери познания Бога. Знание Бога быть только внутреннее, сердечное. Никакое внешнее знание христианских истин не приближает к Богу, приближает только покаяние. Однажды Иисус пошел из Иудеи, южной части Израиля, в Галилею. Между Иудеей и Галилеей находилась Самария, Самаряне, как и Евреи, верили в одного Бога, Творца неба и земли, но у них были свои обычаи, свои священники, и когда-то даже свой храм (который был разрушен евреями). Евреи не хотели общаться с ними. Когда Иисус со Своими учениками пришел в самарийский город Сихарь, то, устав с дороги, Он сел у колодца, а Его ученики пошли купить пищу. Был полдень. Одна самарянка пришла почерпнуть воды из колодезя. Иисус сказал ей: "Дай Мне пить". Женщина удивилась и ответила: "Как Ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки ?..." Иисус сказал ей в ответ: "Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую". Женщина говорит Ему: "Господин! Тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у Тебя вода живая?..." Иисус сказал ей в ответ: "Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять; а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную". Свидетельствуя о Боге, Иисус сказал женщине: "Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине". Женщина говорит Ему: "Знаю, что придет Мессия, то есть Христос;когда Он придет, то возвестит нам все". Иисус говорит ей: "Это Я, Который говорю с тобою..." Тогда женщина оставила водонос свой, и пошла в город, и рассказала людям о Человеке, Которого встретила. "Не Он ли Христос?... И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины... И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И еще большее число уверовали по Его слову". Через свидетельство одной бедной самарянки много людей уверовало в Господа. Эта притча о том, что перед Господом равны все народы и расы, ибо мы все Его творение.
Это событие является очевидным свидетельством Божественной славы Спасителя, ибо после беседы с Господом самарянка и ее сограждане убедились, что Иисус воистину Спас мира – Христос (Ин.4; 41,41). В лице этой женщины Святая Церковь представляет пример восстания из глубины греховной грешников, ищущих спасения и готовых внять призывному гласу Божию, повсюду непрестанно взывающему к ним о восстании духовном. Самарянка, ''терпящи зной премногих страстей'', все-таки не заглушила в своем сердце добрые чувства, восприимчивость к истине и желание благоугождать Богу, за что и сподобилась беседы со Спасителем, Который напоминанием ей об ее греховной жизни возбудил в ней искреннее раскаяние во грехах. Он соделал ее способной понять Его возвышенное учение о ''спасительной воде'' и возжег в ее сердце пламенное желание ''прияти воду жизни, из Него изливаемую'', ''юже пивши'', самарянка ''всем проповеда'' Христа, ''пришедша плотию, за еже спасти человека''. Всем этим Святая Церковь напоминает нам, что Господь Сам всегда идет навстречу ищущим святые истины и благодати и способным к раскаянию, милостиво дает им дары Свои и устрояет их спасение, а через них и спасение других.
|