В неделю 4-ю по Пасхе прославляется исцеление Господом при овчей купели расслабленного, 38 лет томившегося в тяжкой болезни. В этом чуде Церковь видит обновление жизни всего человечества через Воскресение Христово. - "Надежда, которой жил расслабленный не обманула его. Что питает нашу надежду? - Ее сестра - вера в Господа. Надежда спасает от уныния и отчаяния, когда мы видим глубину своего грехопадения... Источник нашей надежды в слове Божием. У надежды есть и другая сестра - святая любовь. Для того мы и живем, чтобы любовью соединиться с Господом навеки. Мы идем к порогу смерти с надеждой, какую растят в нас вера и любовь. Все, кто в этой жизни надеялся на Господа, веровал в Него, любил Его, - в жизни вечной найдут вечное счастье и вечный покой." (Митр. Николай Ярушевич). Мудрость Святых Отцов. О необходимости болезней Кто создал душу, Тот сотворил и тело, и Кто исцеляет бессмертную душу, Тот может уврачевать и тело от временных страданий и болезней. (Преп. Макарий Египетский) Поражается плоть, чтобы исцелилась душа, умерщвляется грех, чтобы жила правда. Как не должно вовсе бегать врачебного искусства, так несообразно полагать в нем всю свою надежду. Но как пользуемся искусством земледелия, а плодов просим у Господа…, так вводя к себе врача, когда позволяет сие разум, не отступаемся от упования на Бога. (Свт. Василий Великий) Когда не могу сделать, чтобы не страдать, приобретаю страданием то, что переношу его и благодарю как в радостях, так и в скорбях, будучи уверен, что все случившееся с нами у Слова не без разумной причины, хотя нам и кажется, что нет причины. Болезни и для духовной моей части служат некоторым очищением, а в очищении всякий имеет нужду, как бы не был он крепок. (Свт. Григорий Богослов) Испорченность души есть причина болезней телесных. Случаются болезни и для испытания нашего в добре. Бог часто попускает тебе впасть в болезни не потому, чтобы Он оставил тебя, но с тем, чтобы более прославить тебя. Итак, будь терпелив. (Свт. Иоанн Златоуст) Если схватит тебя болезнь, не унывай и не падай духом, но возблагодари Бога, что Он промышляет доставить тебе болезнью благо. Когда человек болен, тогда и душа его начинает искать Господа. Посему вразумление хорошо, если только вразумленный благодарит. (Преп. Ефрем Сирин) Болезни посылаются для очищения согрешений, а иногда для того, чтобы смирить возношение. (Преп. Иоанн Лествичник) ...Тело твое, изнуренное недугом, может быть спасительным врачевством для души твоей. Если ты подобен железу, то огонь страдания очистит тебя от ржавчины; если же ты золото, то сей огонь придаст более блеска твоей добродетели. (Цветник Духовный) Молитвословия дняТропарь воскресен, гл. 3. Кондак, гл. 3. Душу мою Господи, во гресех всяческих, и безместными деянми люте разслаблену, воздвигни Божественным Твоим предстательством, якоже и разслабленного воздвигл еси древле, да зову Ти спасаем: щедрый, слава Христе державе Твоей. Утреннее Евангелие. 4-е. Апостол. Деян. 9, 32-42; 23 зач. Евангелие. Иоан. 5, 1-15, 14 зач. См. Возследование расслабленного поется в воскресенье и в понедельник; во вторник же отдается. В СУББОТУ ВЕЧЕРА, НА МАЛЕЙ ВЕЧЕРНИ. | | В СУББОТУ НА МАЛОЙ ВЕЧЕРНЕ | На Господи воззвах: стихиры воскресны 4, глас 3: | | На "Господи воззвах:" стихиры воскресные на 4, глас 3 | Твоим Крестом, Христе Спасе, / смерти держава разрушися, / и диаволя прелесть упразднися, / род же человеческий, верою спасаемый, / песнь Тебе всегда приносит. | | Твоим Крестом, Христе Спаситель, / смерти могущество разрушено / и обольщение диавола уничтожено; / род же человеческий, верою спасаемый, / песнь Тебе всегда приносит. | Просветишася всяческая / Воскресением Твоим, Господи, / и рай паки отверзеся, / вся же тварь восхваляющи Тя, / песнь Тебе всегда приносит. | | Просветился весь мир / воскресением Твоим, Господи, / и рай снова открыт; / все же творение, прославляя Тебя, / песнь Тебе всегда приносит. | Славлю Отца и Сына силу, / и Святаго Духа пою власть, / нераздельное, несозданное Божество, / Троицу Единосущную, / царствующую в век века. | | Прославляю Отца и Сына силу, / и воспеваю Святого Духа власть, / – нераздельное, не созданное Божество, / единосущную Троицу, / царствующую во век века. | Кресту Твоему честному покланяемся, Христе, / и Воскресение Твое поем и славим. / Раною бо Твоею мы вси исцелехом. | | Кресту Твоему священному поклоняемся, Христе, / и воскресение Твое поем и славим; / ибо ранами Твоими мы все исцелились. | Слава, глас 5: Взыде Иисус во Иерусалим на Овчую купель, / глаголемую иудейски Вифесда, / пять притворов имущую: / в тех бо слежаше множество немощствующих. / Ангел бо Божий по вся лета сходя, возмущаше ю, / и здравие подаваше приступающим верою. / И видев Господь многовременна человека, глаголет к нему: / хощеши ли здрав быти? / Немощствуяй отвещаваше: / Господи, человека не имам, / да егда возмутится вода, ввержет мя в купель: / врачем издах все имение мое, / и милости улучити не сподобихся. / Но Врач душ и телес глаголет к нему: / возми твой одр и ходи, проповедуя Мою силу, / и велию милость в концех. | | Слава, глас 5: Пришел Иисус во Иерусалим к Овечьей купальне, / называемой по-иудейски Вифезда, / имеющей пять крытых ходов; / а в них лежало множество немощных, / ибо Ангел Божий, по временам являясь, возмущал ее, / и здравие подавалось приступавшим с верою. / И Господь, увидев человека, долгое время там лежавшего, / говорит ему: "Хочешь ли стать здоровым?" / Болящий отвечал: "Господи, / нет у меня человека, / который, когда возмутится вода, вверг бы меня в купальню. / На врачей я потратил все имение мое, / а милости получить не удостоился". / Но Врач душ и тел говорит ему: / "Возьми ложе твое и ходи, / возвещая Мою силу и великую милость / во всех концах земли!" | И ныне: Богородичен, догматик, глас 3: Превелие чудо: / Дева рождшая, и рожденное Бог, / прежде век предъявленное рождение, / и совершенное паче естества. / О таинства страшнаго, / еже и мыслимое неизреченно пребывает, и зримое не поемлется! / Блаженна Ты еси Пречистая Отроковице, / Адама земнороднаго Дщи, / и Бога Вышняго явльшаяся Мати: / Того моли спастися душам нашим. | | И ныне, догматик, глас 3: Величайшее чудо: / Дева рождающая и Рожденное – Бог; / рождение, прежде веков предвидимое / и совершающееся выше естества. / О таинство, повергающее в трепет! / Оно и воспринимаемое мыслью, необъяснимым пребывает, / и созерцаемое не постигается. / Блаженна Ты, пречистая Дева, / Адама, на земле рожденного Дочь, / явившаяся и Бога всевышнего Матерью: / Его моли о спасении душ наших! | | | Свет отрадный: и прокимен Господь воцарился: | На стиховне стихира воскресна: | | На стиховне стихира воскресная, глас 3 | Страстию Твоею, Христе, / омрачивый солнце / и светом Твоего Воскресения, / просветивый всяческая, / приими нашу вечернюю песнь, Человеколюбче. | | Страданиями Своими, Христе, / омрачивший солнце, / и светом Своего воскресения / осветивший все! / Прими нашу вечернюю песнь, Человеколюбец. | Таже стихиры Богородицы, глас 3. Подобен: Велия Креста: | | И Богородице, глас тот же, подобен: Велика Креста: | Стих: Слыши Дщи и виждь, и приклони ухо Твое. | | Стих: Услышь, Дочь, и посмотри, / и склони ухо Твоё. Пс 44:11А | Великое Тобою благодеяние, Пречистая, получивше, / со ангелы Рождение Твое славим, / сподобльшееся из утробы Твоея родитися, / крайняго ради благоутробия, / и возсоздавшаго человеческий род. | | Великое благодеяние через Тебя, Пречистая получив, / мы вместе с Ангелами Сына Твоего славим, / благоволившего из чрева Твоего родиться / по крайнему милосердию / и воссоздавшего человеческий род. | Стих: Помяну имя Твое во всяком роде и роде. | | Стих: Вспомнят имя Твоё / во всяком роде и роде. Пс 44:18А | Тя вси прибежище и божественный покров, Чистая, / грешнии в житии стяжахом, Дево: / молим убо вси Твое благоутробие, / не отступи от нас, молимся, / но помилуй и спаси. | | Тебя, Чистая, как убежище и божественный покров, / все мы, грешные, в жизни имеем, Дева. / Умоляем же все благосердие Твое: / не отступись от нас, просим, / на милуй и спасай! | Стих: Лицу Твоему помолятся богатии людстии. | | Стих: Лицо Твоё будут умолять / богатые из народа. Пс 44:13Б | Еже радуйся, Богородице Мати Приснодево, / перстнии Твои раби приносим достойно, / с Гавриилом божественным чиноначальником: / ибо радости ходатаица, / и радование Ты была еси мирови. | | Богородица, Матерь-Приснодева! / Мы, из праха созданные Твои рабы, / "Радуйся!" Тебе приносим по достоинству / с Гавриилом, божественным военачальником; / и, подлинно, радости Виновницей и ликованием / Ты сделалась для мира. | Слава, и ныне, глас 8: В притворе Соломонове, / тамо слежаше множество немощствующих, / и преполовившуся празднику, / обрете Христос тридесять осмь лет разслаблена лежаща, / Владычним гласом глаголет к нему: / хощеши ли здрав быти? / Немощствуяй отвещаваше: / Господи, человека не имам, / да егда возмутится вода, ввержет мя в купель. / Он же глаголет к нему: / возми одр твой, и ходи: / се здрав был еси, ктому не согрешай. / Богородицы молитвами / низпосли нам велию милость. | | Слава, и ныне, глас 8: В притворе Соломоновом лежало множество немощных, / и на середине праздника / нашел Христос тридцать восемь лет лежавшего расслабленным, / и властным голосом говорит ему: / "Хочешь ли стать здоровым?" / Болящий отвечал: / "Господи, нет у меня человека, / который, когда возмутится вода, вверг бы меня в купальню". / Он же говорит ему: "Возьми постель твою (и ходи); / вот, ты стал здоров, больше не согрешай!" / По молитвам Богородицы / ниспошли нам великую милость! | Тропарь воскресен, глас 3:Да веселятся небесная, / да радуются земная; / яко сотвори державу мышцею Своею Господь, / попра смертию смерть, / первенец мертвых бысть; / из чрева адова избави нас, / и подаде мирови велию милость. И отпуст. | | Тропарь, глас 3Да веселится все небесное, / да радуется все земное, / ибо явил могущество руки Своей Господь: / попрал смертию смерть, / сделался первенцем из мертвых, / из чрева ада избавил нас / и даровал миру великую милость. |
Архимандрит Кирилл (Павлов). СЛОВО В НЕДЕЛЮ 4-Ю ПО ПАСХЕ, О РАССЛАБЛЕННОМ.
О ТЕРПЕНИИ. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие во Христе братия и сестры! Прочитанное ныне Евангелие повествует о великом чуде исцеления расслабленного, которое сотворил Господь наш Иисус Христос, и о Его милосердии к страждущему человечеству. Это Евангелие имеет ближайшее отношение к каждому из нас и может послужить нам величайшим назиданием и утешением.
Евангелие нам повествует о том, что недалеко от Храма в Иерусалиме была Овчая купель (нечто вроде бассейна). Ангел Господень сходил по временам в эту купель, возмущал воду и сообщал ей чудодейственную силу, и кто первый входил в воду после возмущения ее Ангелом, тот получал исцеление от всякой болезни, какою бы ни был одержим. Эта целебная сила привлекала к воде множество болящих. Среди них был один человек, который тридцать восемь лет страдал тяжким недугом, но все-таки не унывал в надежде на исцеление.
По случаю праздника Господь наш Иисус Христос пришел в Иерусалим и посетил Овчую купель. Обратив внимание на терпеливо ожидавшего милости Божией расслабленного, Господь спросил его: "Хочешь ли быть здоров? Так, Господи, - отвечал больной, - но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Тогда Господь говорит: Встань, возьми постель твою и ходи" (Ин. 5:6-8). И о, чудо! Одним Своим Божественным словом Господь мгновенно исцелил больного. Страдавший тридцать восемь лет тяжким недугом тотчас выздоровел, взял постель свою и пошел. А было это в день субботний, и иудеи сказали, что в субботу не дозволено носить постель. Тогда исцеленный промолвил: "Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи" (Ин. 5:11). Иисуса Христа рядом уже не было. Он скрылся в народе. Но потом, когда Господь встретил исцеленного в храме, Он присовокупил следующие слова: "Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже" (Ин. 5:14).
Первое, что заслуживает нашего внимания, - это твердая вера больного в милосердие Божие. Тридцать восемь лет он страдал от тяжкой болезни и не изнемогал в своем терпении и уповании. Он верил и надеялся получить просимое, и Господь вспомнил о нем и подал ему исцеление. Научитесь, дорогие, на этом примере быть терпеливыми во время посещающих нас скорбей, которых бывает так много. Стремитесь уповать на Господа Бога и в надежде на Него черпать силу и мужество к безропотному перенесению разного рода скорбей и неудач житейских. Какими бы тяжкими ни были скорби, сколько бы времени они ни продолжались, - верь, что Господь может тебе помочь и рано или поздно облегчит твои страдания, если только будешь иметь твердую, непоколебимую надежду на Его милосердие. Господу все возможно, и Он может в одно мгновение переменить твою скорбь на радость. Действительно, скорби и беды порой не под силу понести человеку, и мы, из-за своего малодушия и нетерпеливости, нередко теряем упование на милость Божию, плачем и ропщем, говоря: "терплю я и молюсь, но Господь не видит моих слез", - и уже начинаем впадать в отчаяние. Вот насколько мы порой малодушны! Пример терпеливого перенесения своей болезни расслабленным да послужит назиданием каждому из нас.
Дорогие братия и сестры! Если мы веруем, что есть Бог, что Он за нас предал на смерть Своего Единородного Сына, если мы веруем, что всею нашей жизнью управляет не кто иной, а Тот же Отец Небесный - то поэтому мы и должны возложить на Него все наши упования. "Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит" (Пс. 54:23).
Мы иногда желаем, чтобы наши прошения и молитвы тотчас же исполнялись, не помышляя о том, что Бог лучше нас знает, что для нас полезнее и когда подать нам утешение. Мы плачем, стонем, называя себя несчастными и как бы невинно страдающими всю жизнь, не вспоминая наставления Господня апостола: "Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает" (Евр. 12:6). Через перенесение скорбей и телесные страдания Господь врачует нашу душу, приготовляя ее к будущей жизни, научает нас смирению и нелицемерному упованию на Его милость. Посещение скорбей ясно свидетельствует о том, что Господь в это время обратил на тебя особенное внимание. Он хочет умудрить тебя во спасение, дает тебе возможность показать Ему, насколько ты богат верою, надеждою и любовью, - этими существенными христианскими добродетелями, без которых человеку невозможно войти в Царствие Небесное.
И не напрасно святые и праведные считали себя позабытыми от Господа, когда их долго не посещали скорби. Апостол Павел говорит: мы не только тем хвалимся, что через веру получили оправдание и надежду в будущем, "но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам" (Рим. 5:3-5). Скорби - это наши учителя, они научают нас терпению, опытности и искусности. А опыт - это великое дело в жизни. Опыт одушевляет человека уверенностью в успехе.
А мы вот этой-то чудной силы не хотим в себе воспитывать, и даже когда Господь Сам, по Своему человеколюбию, решается возрастить в нас ее, эту силу, то мы и тогда ропщем на Него, плачемся на судьбу: зачем она требует от нас напряжения, усилия, заботы и труда непосильного. Не зная того, что своим малодушием мы существенно мешаем благодати Божией помогать нам, - мы становимся ни на что не способными, не умеющими воспринять в себя эту благодать, которая требует от нас решимости в отдании себя в волю Господню.
Не могут не обратить на себя нашего внимания слова из прочитанного Евангелия, сказанные Господом исцеленному расслабленному: "Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже" (Ин. 5:14). Из этих слов видно, что между болезнью и грехом существует самая наитеснейшая связь. Пока первые люди не согрешили, до тех пор они были здоровы и телом и душой. А после того, как не смогли уберечь себя от греха, - вслед за грехом последовали и болезни. Это явление повторяется и сейчас, и закон этой зависимости будет в силе до скончания века. Всякое нарушение закона, как в области телесной, так и в области нравственной, влечет за собой расстройство природы нашей и непременно сопровождается болезнями. А посему, зная эту истину, будем всемерно избегать греха как причины разрушения нашей душевной и телесной природы.
Между тем нет человека, который смог бы постоянно уберегать себя от согрешений. По слову Божию: "несть человек иже жив будет и не согрешит, аще и един день жития его на земли" (3 Цар. 8:46; Иов. 14:5). Но благодать Божия дает нам средство к постоянному очищению от грехов в Таинстве покаяния. Сколько бы человек ни падал - он всегда имеет возможность восстать. Осознав свой грех, пожалей о том, что ты оскорбил всеблагого Господа, возымей твердое намерение исправления - и Господь по Своему милосердию простит тебе твой грех и сподобит Своей благодати. А если же в постигших нас бедствиях и случится замедление в исполнении наших прошений, то пусть тогда пример страдавшего тридцать восемь лет расслабленного служит нам утешением в уповании на милость Божию. Скажем словами святого апостола Иакова: "долготерпите и вы, укрепите сердца ваши" (Иак. 5:8). Жизнь свою предоставьте воле Божией. Верьте: Господу лучше нашего знать, когда Ему призреть на нас, а когда и отвратить от нас пречистое лице Свое. И что бы ни случилось в жизни - почаще взывайте:"Упование мое - Отец, Прибежище мое - Сын, Покров мой - Дух Святый, Троице Святая, слава Тебе"!
Архимандрит Кирилл (Павлов)
|