|
Монах Симеон Афонский (Как читать эти книги) См книги на: www.isihazm.ru
Столкнувшись с книгами монаха Симеона Афонского, становится ясно, что это не просто духовная литература, а новое явление, по крайней мере, в современной православной «литературе». Хочу поделиться опытом:
Метод:
Прежде всего, я набросился на тексты и прочитал все доступные книги по нескольку раз, пытаясь уловить идею. Скоро стало ясно, что наскоком такой глубокий пласт не возьмешь. Притчи подобно бесконечным узорам калейдоскопа ослепляют рассудок. Все путается. Зато стало очевидным следующее: то, что хотел сказать автор, написано не на бумаге, а между строк. Тем более это стало очевидным после прочтения стихов… Тогда я стал более острожен и изменил подход к тексту. Я стал читать по нескольку притч в день, перечитывая их по нескольку раз. Но самым эффективным оказалось читать перед молитвой или в промежутках между интервалами времени, посвящаемыми Иисусовой молитве. Один человек, не имеющий возможности много времени посвятить молитве, догадался положить в Оутлуке на каждый день по одной притче, синхронизировать с КПК и получать эти напоминания по почте каждый день.
Сразу как бы некий фон добра входит в жизнь, оживляя ее. Это вещь тонкая, но очень глубокая. Появляется постоянные вопрос, - значит все нормально. Потому что немедленного ответа не будет и не может быть. Ответ приходит со временем, когда ты «проживаешь» чем-то похожий опыт. К сожалению, это так. И тогда эти книги оказываются единственной путеводной нитью, выводящей из паутины, а для монахов – мясорубки, помыслов и противоречивых переживаний. И еще можно заметить: чтобы автор стал говорить с тобою, ты должен сначала сам перестать с собою разговаривать… Итак, метод: эти книги требуется не читать, а перечитывать небольшими кусочками по многу раз. Причем, если ты буксуешь на каком-то месте, лучше не упираться, а переходить к следующему смысловому блоку.
Ключ к пониманию:
Постепенно проявляется нечто. Существует некий лейтмотив книг или лучше сказать некоторое «понимание», к которому все сводится. Ключ к пониманию заключается в парадоксе: То Благовестие, которое принес Христос, рассчитано на человека преображенного, иное существо, которое мы даже представить себе не можем. Чтобы понять Его мы должны стать этим новым существом, то есть ожить…
Получается, все наши представления о духовной жизни – это своего рода искусная подмена падшим человеком того, чего он боится… Этот страх блокирует душу, убивает духовно. Для того, чтобы ожить требуется отказаться от своих фантазий на тему духовной жизни, то есть оживить свой механизм восприятия мира, принять эту Новую Жизнь. Это трудно потому что Она будет открываться совсем не так, как мы ожидаем и совсем не там, где мы отделили для Нее место… Итак, все сводится к понятию – «ожить»… О том, что это возможно сделать, но невозможно понять, - об этом все книги. Как это происходит – об этом стихи…
Общая концепция книг: Кроме того, существует общая концепция книг:
«Таинственные беседы» - это первоначальная книга, которая является основой, и была задумана как своего рода энциклопедия жизни. Это взгляд на иную Жизнь с точки зрения наших земных реалий. Этот взгляд полностью отрицает любой формализм и дает нам шанс оживить душу и тем самым открыть и приблизить ее к по-настоящему Живой Жизни. «Дорога» и «Ключи» – конспект энциклопедии, изложенный более «аскетическим» языком. Можно пойти путем такой терминологии:
Эти книги – о созерцании. О созерцании уже перестали писать. Посмотрите современных отцов. Пишут - о чем? Пишут о благочестивой деятельности. А раньше отцы писали об ином бытии, раскрывали эту реальность, наоборот, старались оторвать человека от земного – к Богу. Итак: 1. Первая книга «Таинственные беседы» – это взгляд из нашего мира в тот Преображенный Мир, который показывает, что земной мир не истинен, ОТРЫВАЕТ ОТ ЗЕМНОГО. Это чем-то похоже на взгляд ребенка в свое будущее… 2. «Дорога» и «Ключи» – взгляд из Иного Мира на этот. Когда человек начинает немножко-немножко открывать глаза, и – что он видит… Во всяком случае, «Дорога» и «Ключи» - это своего рода конспект «Таинственных бесед», но передающий уже иной взгляд. Или можно сказать, что это взгляд на земные реалии из Инобытия, с точки зрения преображенного существа, которым мы должны стать. Это примерно так, как если бы ребенку дали посмотреть на свою жизнь глазами взрослого…
3. Что такое стихи? - Это зашифрованный ДУХОВНЫЙ ДНЕВНИК. Этот дневник открывает такую полноту жизни, что только от сознания возможности такой глубины ощущаешь счастье. А со временем, когда глубже проникаешь в смысл, счастье сменяется ответственностью, потому что понимаешь, насколько Спасение не таково, каким ты себе это представлял, и тем более не таково, каким его пытаются представить тебе окружающие доброжелатели... Другими словами, Спасение оказывается слишком тонкой вещью, требующей осторожности или лучше сказать - чуткости… Можно объяснить то, что я хочу сказать, другим языком, описав один реальный случай из афонской жизни: Один монах, много лет проведший в русских монастырях, долго исповедывался уважаемому среди тех, кто понимает, духовнику: «Да я, Батюшка, никакой монах… Какой я монах?! Нет, как монах – я просто ничто, ничего у меня не получилось! Сколько времени ни проходит, – не могу стать монахом: молиться по-монашески, разговаривать по-монашески, сдерживаться по-монашески! Жить по-монашески!» На это Батюшка ответил: «А зачем тебе становиться кем-то, тем более «монахом»? – Стань самим собой!»
|