|
Святой Иоанн родился в Сирийском городе Дамаске, столице мусульманского мира, около 680 года. Его отец Сергий Мансур был христианином и служил при дамасском калифе главным казначеем. Когда Иоанну было десять лет, его отец нашел среди пленных, приведенных на дамасский рынок, образованного монаха, который был силен не только в светских науках, но в музыке и богословии. Этот монах обучал Иоанна и его приемного брата Косму (будущего епископа Маюмского) наукам, но особенного успеха добился от братьев в богословии. Через некоторое время калиф, заметивший высокую образованность и мудрость Иоанна, сделал его своим первым министром и градоначальником Дамаска. Но Иоанн очень тяготился своим положением, несмотря на все трудности, связанные с его положением, он горел пламенной любовью к Православной Церкви и всегда, как и его отец, защищал христиан от гнета мусульман. Как он сам позже выразился: «Я сделался защитником Церкви и принес на ее защиту вверенный мне талант слова».
В 726 году в Византийской империи наступает пора иконоборчества. Император Лев Исаврянин (716 - 741) задался целью обратить арабов к христианству для того, чтобы обезопасить себя в будущем от их опустошающих набегов. Но одним из важных препятствий на пути претворения в жизнь его замысла стало иконопочитание, которое мусульмане не могли принять в принципе. Решение было простым: император издает указ, запрещающий почитание святых икон и даже их употребление. Этот указ вызвал серьезные волнения в Византийской империи, расколол ее на два лагеря - иконоборцев и иконопочитателей. Отход от истины ради политических интересов вызвал сильное сопротивление со стороны Константинопольского Патриарха Германа, Папы Григория III и уже ставшего к тому времени великим богословом Иоанна Дамаскина. В своих творениях Иоанн Дамаскин очень эффективно использовал все возможные исторические аргументы, ссылался на притчи, рассказанные святыми. Он говорил, что если тени и носовые платки апостолов исцеляли болезни, то почему мы не можем почитать их иконы?
Все эти призывы и увещевания действовали, в основном, на простых людей - одних укрепляя на пути исповедания истинной веры, другим - оступившимся - помогая найти эту самую истину. Император приказал своему писцу, чтобы тот подделал почерк Иоанна и написал письмо, адресованное ему же - Императору Византии, в котором якобы Иоанн Дамаскин предлагает императору помощь в свержении калифа.
Когда письмо было готово, Лев Исаврянин послал его калифу в знак дружбы между ними. Прочитав это письмо, калиф вознегодовал, и, невзирая на предыдущие заслуги своего верного слуги, даже не выслушав его, приказал посадить Иоанна в тюрьму и отрубить ему правую руку, которой, по его мнению, было написано это злополучное письмо. Приказание было исполнено. С собой в тюрьме у Иоанна Дамаскина была икона Пресвятой Богородицы именуемая «Троеручница». Взяв свою отрубленную руку и положив ее перед собой, он упал на колени перед иконой и стал горячо молиться об исцелении. Измученный пережитым Иоанн уснул, и во сне он увидел Пресвятую Богородицу, которая, глядя на него, сказала: «Теперь ты здоров, и горя больше нет». Очнувшись, Иоанн с великим удивлением обнаружил, что исцелился, его рука была на месте, о совершенном наказании говорил только шрам, опоясывающий ее вокруг.
Радость и благодарность переполнили душу Иоанна, и он написал свою первую величественную песнь: «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь». Раздав все свое имущество бедным, Иоанн, вместе со своим сводным братом Космой, отправляются в обитель преподобного Саввы Освященного, расположенную вблизи Иерусалима.
Иерусалимский Патриарх Иоанн, в чьем ведении находился этот монастырь, в Иерусалиме посвящает Иоанна Дамаскина в пресвитеры и оставляет его проводником при храме Воскресения Христова. Но после того, как Патриарх покидает этот мир, Иоанн возвращается в обитель, где продолжает свои богословские труды в защиту и прославление Православия. Иоанн Дамаскин дожил до глубокой старости и скончался около 780 года в возрасте 104 лет. Святой Иоанн Дамаскин является первым систематиком среди отцов Церкви, непревзойденным до сих пор писателем церковных песнопений и рьяным защитником основ Православия. Из систематических трудов Иоанна Дамаскина главнейшими являются: «Диалектика», которая содержит в себе переосмысленное изложение всего лучшего из Аристотеля, Порфирия, Немезия и др., «Книга об ересях», в частности, сюда включено изложение и критика учения Магомета, «Точное изложение Православной веры». Среди полемико-догматических сочинений св. Иоанна Дамаскина первое место занимают книги: «Послания против порицающих святые иконы»; сочинение против несториан «Рассуждение». Именно Иоанну Дамаскину мы обязаны появлением Октоиха (Осмогласника) - воскресных служб, разделенных на 8 гласов. Окончательное формулирование принципа осмогласия, превращение его в стройную и совершеннейшую систему было осуществлено преподобным Иоанном Дамаскиным (около 680-776).
Он явился творцом огромного количества песнопений, за что был назван, современниками «Златоструйным», но важнее всего отметить то, что пре подобный Иоанн Дамаскин явился творцом Октоиха. Говоря о преподобном Иоанне Дамаскине как о творце Октоиха, следует учесть, что здесь речь идет о творчестве особого рода, не о личном индивидуальном творчестве, столь характерном для современности, но о творчестве соборном, осуществимом только в жизни Церкви. Коллективное творчество многих поколений, отдельных народов и целых культур, являя собою сокровищницу молитвенного мелодизма, было сведено стараниями преподобного Иоанна к тому единству и совершенству, в образе которого оно и стало действительным столпом пения всей Православной Церкви. Книга Октоих представляет собой систематическое распределение богослужебных текстов по роду молитвословий (стихир, тропарей, ирмосов), подчиненных доследованию восьми певческих гласов, мелодический материал которых, в свою очередь, также распределяется на различные типы: стихирный, тропарный и т.д. Восемь гласов делятся на две группы по четыре гласа. Первые четыре гласа называются главными, или автентическими, а вторые четыре гласа - «косвенными», или плагальными . На основе 1-го гласа формируется 5-й, на основе 2-го - 6-й, на основе 3-го - 7-й и на основе 4-го - 8-й.
Октоих представляет собой не только организацию и систематизацию мелодий богослужебного пения, ибо по сути книга эта является также организацией и систематизацией вообще всей жизни христианина. Ведь глас есть понятие не только мелодическое, но и календарное, представляющее собой практическое воплощение определенной концепции времени. Начало системе осмогласия положил обычай ранней христианской Церкви в каждый из 8 дней праздника Пасхи исполнять песнопения на особый напев, или глас. Восьмидневный цикл напевов вскоре был распространен на восемь недель от первого дня Пасхи до первой недели по Пятидесятнице, составляющих праздничный период года и почитающихся как бы одним днем. Напев того или иного дня распространялся на соответствующую ему по порядку неделю. Позднее весь восьминедельный цикл стали повторять в течение всего года до новой Пасхи. Сменяя друг друга на протяжении периода богослужебного года, гласы задают некий священный ритм, который неизбежно оказывает воздействие на человека, регулярно посещающего храм. Сконцентрированное в днях Светлой седмицы осмогласие как бы некими концентрическими кругами расходится по всему году, ориентируя каждое мгновение этого года на время Пасхи. Таким образом, осмогласие осуществляет освящение, или сакрализацию всей жизни человека. Октоих не является застывшей и неподвижной схемой. Представляя собой продукт соборного церковного творчества, Октоих и в дальнейшем своем историческом существовании был способен живо откликаться на нужды и запросы православного сознания, вбирая в свой состав все новые и новые песнопения. Книга Октоих в том виде, в котором она употребляется в настоящее время, помимо творений преподобного Иоанна Дамаскина, включает в себя такие песнопения песнотворцев, живших после него, как стихиры, составленные Анатолием, монахом Студийского монастыря, антифоны преподобного Феодора Студита, стихиры Павла Амморейского, евангельские стихиры императора Льва Премудрого и др. Из числа стихир, тропарей и ирмосов, составляющих греческий Октоих, преподобному Иоанну принадлежали, очевидно, только неполные службы на воскресные дни. Однако напевы, как принадлежавшие преподобному Иоанну Дамаскину, так собранные им, несомненно, служили образцами для позднейших песнотворцев. Вот почему честь создания Октоиха, как системы богослужебного пения Православной Церкви, по праву принадлежит ему, и вот почему сама система византийского осмогласия носит название Дамаскинова осмогласия.
Тропарь преподобного, глас 8:
Православия наставниче, благочестия учителю и чистоты, вселенныя светильниче, монашествующих Богодухновенное удобрение, Иоанне премудре, ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная. Моли Христа Бога, спастися душам нашим.
Кондак, глас 4:
Песнописца и честнаго Богоглагольника, Церкве наказателя и учителя, и врагов сопротивоборца Иоанна воспоим: оружие бо взем, крест Господень, всю отрази ересей прелесть, и яко теплый предстатель к Богу, всем подает прегрешений прощение.
|