|
Священномученик Антипа (I в. по Р.Х.) был одним из учеников святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, ближайшего ученика и наперсника Господа,
и возглавлял епископскую кафедру в городе Пергам в Малой Азии. Господь поставил его на это служение, видя величие его духа, и сообщил ему благодатные дары, имеющие силу противостоять самому начальнику духов злобы поднебесной в одном из его земных уделов.
Ко времени появления святого Антипы в Пергаме, этот город являлся третьим по величине после таких городов античного мира, как Рим и Александрия. Пергам славился своей великолепной архитектурой, библиотекой, которая соперничала с александрийской, музеем скульптуры, научными школами и крупнейшим центром театрального искусства.
Пергамский алтарь — алтарь Зевса — одно из грандиозных сооружений Древнего мира. В библиотеке Пергама во множестве хранились рукописи по медицине, ведь город считался центром медицинской науки и врачевания. Горожане возвели за стенами города лечебницу и украсили ее многозначительной надписью: «Во имя богов, смерти вход запрещен». Больные принимали ванны в отделанных бронзой бассейнах, пили целебные воды, а руки искусных массажистов и благовонные притирания возвращали силу ослабевшим мускулам. В здравнице можно было отдохнуть в тени галерей, сидя на каменных скамьях или прислонившись к колонне. Под сводами здесь были скрыты особые рупоры, и через них доносились голоса невидимых врачей-психотерапевтов. Они убеждали больных забыть свои недуги, не думать о горестях и физических страданиях, подавлять болезнь силой собственного духа.
Дворцы и храмы Пергама были построены с изяществом и роскошью. Здесь был огромный театр, размерами и архитектурой напоминающий стадион, где в духе времени проводились жестокие игрища — бои гладиаторов.
В центре города стоял языческий храм Артемиды — богини охоты, известной своим коварством, которую более других богов почитали местные жители.
С приходом в Пергаму епископа Антипы бесы не смогли выдержать его духовной силы и бежали вон из града. Молитва старца жгла их словно огонь и гнала прочь, а его пламенное слово и святость жизни обращали ко Христу множество язычников. Жители Пергама перестали приносить жертвы в языческие храмы. Не имея ни силы, ни власти искусить святого, бесы стали являться своим земным слугам — волхвам и жрецам, жалуясь, что уже не обоняют жертвенного курения, не слышат восхвалений, так как их прогоняет начальник христиан.
Разгневанные язычники схватили святого и привели на капище. «Не ты ли тот Антипа, который ни одному из богов не дает насытиться туком жертвенным? Из-за тебя боги оставили наш город и не хотят более охранять его! Подчинись нашим законам или подвергнешься достойному наказанию», — потребовал правитель. «Если ваши боги не могут сами наказать за причиненное им оскорбление, и признав себя побежденными от одного старика, сами ищут вашей помощи, то как могут охранять город?» — ответил Антипа.
В ярости языческие жрецы повлекли святого мужа в храм Артемиды и бросили в раскаленного медного вола, в котором приносили жертвы. Святой Антипа долго молился в раскаленном воле, а затем мирно предал дух в руце Божии, как бы уснув. Христиане взяли святые мощи его и с честью погребли их в Пергаме, и от них истекло миро, исцелявшее все болезни. С тех пор верующие, прибегая к священномученику Антипе, как скорому помощнику в скорбях и болезнях, неизменно получают утешение и исцеление. Имеет он и особую благодать быть скорым помощником страждущим от зубных болезней.
Молитвенный покров священномученика Антипы особенно необходим в наше апостасийное время. В предсмертной молитве святой просил Господа, «дабы те, кто будет жить после меня, соделались причастниками Милости Его». Сегодня он предстательствует за христиан, обнажая сокровенные козни лукавого и наставляя на путь спасения. Будучи тайнозрителем судеб Божиих и победителем бесов еще при жизни, святой Антипа имеет особую благодать охранять от заблуждений и покрывать от бесовских искушений последних времен.
Святыня земли ровенецкой
В посленаполеоновское время, то есть в далеком уже начале XIX века тихие и спокойные времена наступили в Российской империи. Нет, войны были, но далеко. На периферии. И воевала там регулярная армия с профессиональным войском и офицерами из кругов высшей и средней знати произошедших. В центре же России, в Малороссии, Белоруссии и за Уралом наполнялись города, села, деревни и станицы людом православным, землепашеством и ремеслами занимающимся. Больше всего, конечно, землей-матушкой кормились. Крестьянствовали.
И была тогда у помещиков, особенно черноземных губерний, одна, но пламенная блажь. Каждый год, по своей крепостнической воле, отправляли они на землю святую, в Палестины, своих «замученных тяжкой неволей» крестьян. С каждой семьи по человеку. По очереди. Как приходской поп благословил, а управляющий имением разрешил, или барин назначил.
Паломников собирали всем обществом. Наказов о молитвах, поклонах и литургиях с молебнами на Святой земле, у Гроба Господня было великое множество. Прощались не без слез. Дорога дальняя и часто не все могли ее одолеть. На нахоженном пути, частенько бугорки с крестами попадались. Кто-то, не дошедши, Богу душу отдал, к Его святыням направляясь, а другие до дома не добрались. Представились, отмолившись и за себя и за весь род свой. Полгода в одну сторону, столько же пути на Родину, а шесть месяцев по святыням, церквам и монастырям палестинским — время немалое.
Одна из таких паломнических групп, где-то в середине позапрошлого века, решила с нахоженного паломнического пути свернуть, дабы сократить путь к родным домам и хатам. Были это крестьяне с Богучаровского уезда Воронежской губернии, то есть северные соседи наших благословенных земель, которые входили в те времена в территорию Всевеликого войска Донского.
Шли летом, торопились к жатве, поэтому и решили «срезать» часть пути, не заходить, как было принято, к мощам святителя Иоасафа Белгородского, а идти напрямки, через Миллерово, к Богучару, а там уже и до родных деревень рукой подать. Вечером остановились у начала сильно заросшей лесом и кустарником балки. Услышали шум воды и поняли, что сам Господь привел их к ночлегу. Когда немного спустились вниз увидели небольшой водопад из бьющего из-под камней полноводного родника. Вода образовала небольшое озерцо и бежала в темную глубь, затянутую водорослями, тиной и небольшими камышами.
Расположились на склоне, предварительно окружив место ночевки толстой меховой веревкой, преградой от змей, которые всегда расселялись на границе между сухой ковыльной степью и водой. Отмывшись от дорожной пыли, наелись горячей похлебки и, поблагодарив Бога за хлеб насущный и ночлег удобный, улеглись ночевать. Умаялись паломники. Путь нелегкий.
Утром, с зарею, как и положено, первым поднялся староста. Удивившись легкости тела и полностью пропавшей, не от такого уж и долгого сна, столь долго копившейся усталости, решил еще подождать, не будить ходоков-молитвенников, и аккуратно, не шумя, спустился к кринице умыться. Встающее солнце играло в падающей воде разноцветными всполохами. Староста залюбовался красотой, перекрестил лоб со словами «Вся премудростию сотворил еси...» и тут же замер в изумлении. Из водопадных струй живительного родника на него смотрел человек в епископском облачении. Староста хотел было крикнуть, позвать кого-то, но смог лишь негромко сдавленно повторять, крестясь часто и мелко:
— Господи, что же это??? Господи, как же это???
Но его услышали. Спустилось еще несколько богомольцев-крестьян и с благоговейным ужасом уставились на водопад. В падающей воде стоял епископ. Сколько продолжалась это видение неведомо, только сильнее заиграло солнце, водные брызги утратили свои радуги, и чудное видение растворилось в воде.
Надо сказать, что в те времена, народ был не только богобоязный, но и знающий Закон Божий. Любимыми рассказами, в долгие зимние вечера, были жития святых. Знали наши предки на перечень не только подвиги мучеников и преподобных, но и как они выглядят ведали. В церковь то все ходили, а там образа на стенах да аналоях. Когда отошли немного от восторгов, вскриков и причитаний. то спели молитву благодарственную, и тут же начали судить да рядить, кого это они в роднике увидели, кто им знак подал и для чего явился на зорьке?
Вот тут и вышла непонятная несуразица — никто не мог сказать, что же это за святой был из криницы на них смотревший. Не видел никто из богомольцев этого образа. Пока размышляли, да спорили, время подошло путь продолжать, и тут, другие странности определились. С изумлением смотрели паломники на свои чистые, без царапин, ссадин и больных мозолей ноги. Ведь вчера вечером крутило и саднило стопы от дороги дальней, болело тело, покрытое незаживающими ранками и свезенной кожей... А нынче — пропали болячки.
Особенно радовались те, кого зубы донимали. Где его выдернешь, без коновала? Сейчас же, улыбались богомольцы, чудесно освобожденные от изнуряющей боли. Не болели зубы!
Всю оставшуюся дорогу, а шли еще больше двух недель, только и разговоров было, что о чуде у криницы. Воду же из источника, каждый в котомке домой нес и берег сильней, чем святыни палестинские. К уездному Богучару пришли к вечеру. Заночевали во дворе церковном, под навесом. Хотя то уже и не сон был, так немного передохнули, дома то родные рядом уже, день-два пути. Да и многие пришли из местных, рассказы о дальних святынях послушать, узнать, что за морями делается, да как иноземный и иноверный люд живет. Когда же наши богомольцы о чудном явлении с ними недавно приключившемся рассказывали, то многих сомнения одолевали, как это в наших краях, да в такое время грешное чудеса происходят?
Но слова те об удивительном источнике в памяти крестьян отложились, а наутро, когда перед дорогой в храм Божий паломники зашли, чудо недавнее и подтвердилось. В притворе храма, с левой стороны, со стены смотрел на них тот же епископ. В нимбе над ним церковнославянской вязью, упавшие на колени богомольцы прочитали: «Святой священномученик Антипа, епископ Пергамский».
Отсюда и берет начало наш святой Антипьев в источник. Что было дальше? Дальше богатая история с радостями и бедами, с молитвами и отвержением, но как и тогда, 150 лет назад, пробивается из земли ровенецкой святая вода веры Православной.
Протоиерей Александр Авдюгин
|