28/12/2023 15:57:46
 |
16 декабря по старому стилю / 29 декабря по новому стилю пятница Седмица 30-я по Пятидесятнице. Глас 4. Рождественский пост. Монастырский устав: горячая пища без масла.
Прор. Агге́я (500 г. до Р. Х.). Прп. Софии Суздальской (1542). Мч. Мари́на (III). Блж. царицы Феофании (893–894). Сщмч. Владимира Алексеева пресвитера (1918); сщмчч. Аркадия, еп. Бежецкого, Илии Чередеева, Павла Фаворитова, Феодосия Болдырева, Владимира Дамаскина, Александра Колоколова, Петра Зиновьева пресвитеров, прмч. Макария Смирнова (1937).
Евр., 327 зач., XI, 8, 11–16. Мк., 41 зач., IX, 33–41.
Тропарь пророка Аггея, глас 2: Проро́ка Твоего́ Агге́я па́мять, Го́споди, пра́зднующе,/ тем Тя мо́лим:// спаси́ ду́ши на́ша.
Кондак пророка Аггея, глас 4: Просвети́вшееся Ду́хом чи́стое твое́ се́рдце/ проро́чества бысть светле́йшаго прия́телище,/ зри́ши бо я́ко настоя́щая дале́че су́щая,/ сего́ ра́ди тя почита́ем,// проро́че блаже́нне Агге́е, сла́вне.
Мысли свт. Феофана Затворника (Евр.11:8, 11–16; Мк.9:33–41) Спаситель в образец веры и жизни ставит дитя. Простота веры рождает простоту жизни; из той и другой происходит образцовый строй нравственный. Впустите сюда умствование, – оно произведет разлад внутри и под видом лучшего устроения дел всю жизнь расстроит. Умничанье всегда кривит: «то не так, другое не этак; дай-ка я все устрою по-новому; старое негоже, наскучило».
Но никогда еще нигде ничего доброго оно не устроило, а только все расстраивает. Уму следует слушаться того, что заповедано Господом. Правда, он называется царем в голове, но этому царю не дано законодательной власти, а только исполнительная. Как только примется он законодательствовать, то нагородит не знать что, расстроит и нравственные, и религиозные, и житейские, и политические порядки; все пойдет вверх дном.
Великое несчастие для общества, когда в нем дают уму свободу парить, не удерживая его Божественною истиною! Это гнев Божий. О нем сказано: «укройтеся мало елико, дóндеже мимоидет» (Ис.26:20). В этом разгаре умственного своенравия лучше всего укрываться в простоту веры. Как во время бури лучше сидеть дома и не выходить в самонадеянности на борьбу с нею; так и во время бурного своеумия лучше не выходить на борьбу с ним и не хвататься за оружие умствования, чтобы противостоять ему. Простота веры сильнее умствований; облекись в нее, как в броню (1Сол.5:8), и устоишь.
 |
Пророк Аггей. Икона первой четверти XVIII в., из пророческого ряда Кижского Преображенского храма |
Святой пророк Аггей - десятый из 12 малых пророков. Он был из колена Левиина и пророчествовал при персидском царе Дарии Гистаспе (за 500 лет до Р. Х.). По возвращении иудеев из Вавилонского плена он убеждал народ достроить второй Иерусалимский храм и возвещал, что в этом храме надлежит «Слову Безначальному в последних временах явитися».
 |
Святая София (Соломония) Суздальская |
Прп. София, в миру вел. княгиня московская Соломония Юрьевна, происходила из старинного знатного боярского рода Сабуровых и была первой супругой вел. князя Василия III Иоанновича. Он первый из вел. князей московских вступил в брак со своей подданной, почему ему и было так легко развестись с ней в 1529 г. и жениться во второй раз. У нее не было детей, и это и послужило поводом к этому, также первому в русской истории, нечестивому разводу. Женился вел. князь на приехавшей в Россию литовской княжне Елене Глинской. Поступок вел. князя осудили все Вселенские Патриархи, а Патриарх Иерусалимский Марк даже предсказал, что от второго брака его родится «чадо жестокое», которое наполнит всю Россию кровью и ужасами, — это был родившийся в 1530 г. Иоанн Грозный. Второй сын Василия Иоанновича, Юрий, был слабоумным. Все лучшие русские люди того времени вступились за невинную и несчастную вел. княгиню, например митрополит Варлаам, прп. Максим Грек и другие. Но тщетно: вел. князь поступил «по своей доброй воле». Митрополит Варлаам был сведен с митрополичьего престола — тоже впервые в русской истории — и заточен в монастырь; прп. Максим был запрещен к служению и заключен в темницу. Пострадали и другие. Князь Курбский называет вел. княгиню Соломонию «невинной и святой». По распоряжению вел. князя она была насильно пострижена с именем София в московском Рождественском монастыре, а потом переведена в суздальский Покровский. Смиренная и благочестивая от юности, оставшаяся такой же в своем высоком положении, избегавшая придворной пышности и роскоши, молитвенница, всегда более любившая благочестивые беседы с инокинями и странницами и их рассказы, — невольная монахиня София со смирением приняла свой крест и отдалась строгой подвижнической жизни. Она стяжала любовь и уважение всего монастыря. Скончалась прп. София 16 декабря 1542 г. На могиле ее совершались многие чудеса. ______________________________________________________________________ • В рукописных святцах преподобная именуется как «святая праведная княгиня София инокиня». При царе Феодоре Иоанновиче, сыне Иоанна IV Грозного, ее чтили как святую, в XVII в. над гробницей совершались молебны и панихиды, в XIX в. была составлена служба.
Блаженная царица Феофания происходила из царского рода. Родители ее были знатны и богаты и при этом благочестивы. Долгое время не имея детей, они много молились Божией Матери, и по вере их Матерь Божия даровала им святое дитя, девочку, которую назвали Феофанией.
Феофания с детства преуспевала в учении, а главное — в добродетелях, и поэтому император Василий Македонянин выбрал ее в супруги своему сыну и наследнику Льву, прозванному впоследствии Мудрым.
Но вскоре по совершении брака злодеи оклеветали царевича перед его отцом, будто Лев покушается убить отца и злодейски захватить царство. Простодушный Василий поверил клеветникам и тотчас заключил сына и супругу его в темницу, где они безвинно страдали больше трех лет. Но по всеблагому Божию промыслу Лев и Феофания не отчаялись, а все дни свои посвятили посту и непрестанной молитве. Когда же прошел гнев царя и он смог рассудить справедливо, то вывел царевича Льва и жену его Феофанию из темницы, и со временем, по кончине императора Василия, они стали греческими царями.
Однако блаженная Феофания не соблазнилась властью и славой и по-прежнему отвращалась душой от радостей и суеты мира. Днем и ночью она непрестанно молилась, ела только хлеб и сушеную зелень, под богатой царской одеждой носила колючую власяницу и спала не на мягкой постели, а на грубой рогоже, под которую еще насыпала острые кости и зубы животных. Все принадлежавшие ей богатства и драгоценности святая царица раздавала сиротам и вдовам и вообще беднякам. Со слугами Феофания обращалась как с возлюбленными братьями и сестрами во Христе, никогда никого не обидела и не унизила. Наконец после тяжкой болезни она мирно отошла к жизни вечной и, оставив царство земное, обрела Царство Небесное.
Император Лев Мудрый, супруг Феофании, видя еще при жизни ее великую святость, почитал ее не просто как жену и царицу, но как свою госпожу и заступницу перед Богом. Он даже задумал построить церковь в честь Феофании, но святая узнала об этом и строго запретила освящать ее в свою честь. Тогда уже построенный храм посвятили памяти всех святых и установили им праздник в первое воскресенье после Троицы. Император Лев говорил:
─ Если Феофания святая, то пусть и ее память празднуется со всеми святыми, во славу от всех святых славимого Бога!
Да будет Ему и от нас честь и слава вовеки. Аминь.
 |
Святой мученик Марин |
При римском императоре Карине, который правил с 283 по 285 год, знатного юношу из сенаторского сословия, по имени Марин, схватили по доносу за его приверженность Христу. Марина принуждали принести жертву римским богам, но с бесстрашием зрелого мужа отрок отказался отречься от Спасителя и стойко перенес все мучения, которым был затем подвергнут.
Сначала его подвесили у столба и жестоко бичевали, затем положили на раскаленную решетку, а после этого бросили в кипящую воду. Увидев, что по благодати Святого Духа пылающий огонь становится для мученика прохладной росой и не причиняет никакого вреда, его отдали на растерзание хищным зверям, однако святой снова чудесным образом избежал смерти. После этого, притворной покорностью введя тирана в заблуждение, святой Марин вошел в языческий храм и силой молитвы ниспроверг стоявших там идолов.
После всех испытаний святой мученик, в сопровождении родителей, которые с готовностью отдали собственное дитя в благоприятную жертву Господу, был отведен к месту казни и обезглавлен. |