|
Существует два чудотворных образа Божией Матери, носящих имя небольшого городка Лидды, находящегося на территории Палестины. Икона-первообраз была создана не человеческими руками. По преданию, апостолы Петр и Иоанн, во время своей проповеди в окрестностях Иерусалима, посетили и город Лидду, где основали общину с храмом во имя Божией Матери. После своего возвращения в Иерусалим, они попросили Богородицу посетить Лидду, осмотреть посвященный Ее имени храм и благословить его, на что Матерь Божия ответила: «Идите с радостью. Я буду там с вами». Обещание Богородицы исполнилось во время соборной молитвы в лиддской церкви, когда апостолы и все люди увидели на одном из его столпов чудесным образом появившееся изображение Пречистой Богородицы с Младенцем на левой руке – так, как Она позже стала писаться на большинстве Своих образов. Происхождение нерукотворного образа Лиддской Божией Матери на столпе вкратце излагается в службе Казанской иконе (8 июля и 22 октября): «Божественнии Слова Апостоли, евангелия Христова велегласные благовестницы, божественную церковь создавшее в пресвятое Твое имя, Богородице, и к Тебе, Госпоже, приходят, молящее Тя приити на тоя освящение. Ты же, о Богомати, рекла еси: идите с миром, и Аз с вами тамо есмь: Они же шедшее обретают тамо на стене церкви Твоего, Владычице, образа подобие…» (седален 3-й песни канона).
Через триста лет, при римском императоре Юлиане Отступнике, который начал гонения на иконы, в Лидду были посланы каменотесы для уничтожения чтимого образа Богородицы. Однако, как ни старались они стесать священное изображение, оно не исчезало, а лишь углублялось более и более внутрь столба. Весть о чуде быстро разошлась по всему христианскому миру, и в Лидду начали стекаться паломники для поклонения нерукотворной иконе Богородицы (1). Последние сведения о Лиддском образе, относящиеся к ее чудотворениям, восходят к XI веку. О дальнейшей судьбе этой иконы ничего не известно. Празднование явленной на столпе иконе Лиддской Богоматери совершается 12/25 марта.
В VIII веке святой Герман, будущий патриарх Констатинопольский, отправился в Палестину, чтобы посетить наиболее прославленные места святой земли. Побывав в Иерусалиме и поклонившись гробу Господню, он прибыл затем и в Лидду. Здесь он поручил одному иконописцу сделать на доске точный список иконы, и, взяв его с собой в Царьград, всегда хранил при себе и совершал перед ним ежедневное моление.
Во времена гонений патриарх Герман был низложен как ревностный защитник икон императором Львом Исавром. В изгнании, предчувствуя свою скорую кончину, владыка Герман вложил в икону письмо папе Римскому Григорию и доверил ее морским волнам со словами: «Гряди, Владычице, и спасайся ныне не от Ирода в Египет, но от звероименитого врага в Рим к благочестивым христианам». Уже на другой день икона чудесным образом достигла Рима, остановившись в устье реки Тибр. Папа Григорий II, извещенный об этом в сонном видении, отправился в сретение иконы со всем клиром и, приняв на руки шествовавшую по водам святыню, поставил в алтаре собора Святого Петра. Спустя некоторое время папа получил письменное известие от патриарха Германа, откуда узнал, какой именно образ приняли итальянские берега. В скором времени чудесные исцеления привлекли к иконе множество паломников (2).
В 842 году, когда на Востоке было восстановлено почитание икон, жители Рима были встревожены неоднократными колебаниями иконы, а во время одного из патриаршьих богослужений икона на виду у всех снялась со своего места и над головами верующих по воздуху вышла из церкви и спустилась на воды Тибра. Это чудо изумило и устрашило римлян, принявших его за предзнаменование гнева Божия и опасавшихся, не постигнет ли и их такое же гонение от иконоборцев или других беззаконников, какое было в Константинополе, и из-за которого отплыла оттуда святая икона. Между тем, после своего отшествия из Рима, святая икона прибыла в Царьград и пристала к гавани близ царских палат. Здесь она была обретена благочестивыми людьми и принесена императору Михаилу и матери его царице Феодоре, которая сначала решила, что это один из образов, утопленных во времена иконоборчества. Вскоре после этого от благоверного царя Михаила и от святейшего патриарха Мефодия были отправлены в Рим нарочитые послы из лиц духовного и светского звания с грамотами к папе, содержавших приглашение в Константинополь на собор для рассмотрения и осуждения иконоборческой ереси. Достигнув Рима и вручив папе грамоты, посланники узнали о чуде от иконы Пресвятой Богородицы, как она, поднявшись с места, на котором стояла, отплыла из Рима. Записав все эти чудесные события, они отметили день отшествия иконы из Рима и потом, прибыв в Константинополь, рассказали обо всем слышанном. Скоро и в Константинополь прибыли особые посланники от папы, которые тотчас узнали чудотворный образ и засвидетельствовали, что он совсем недавно удалился из города.
С большой радостью о вновь обретенной царьградской святыне Константинопольский патриарх в сопровождении духовенства, в присутствии императора со свитой сановников торжественно поставил образ в храме Богородицы на площади Халкопратия. С этих пор икона Лиддской Божией Матери носит еще и наименование Римской с установлением ей особого празднования 26 июня / 9 июля.
Иконография
Лиддская икона Божией Матери представляет собой распространенный иконографический тип Богородицы Одигитрии. Отличительная особенность этого образа в том, что десницы Спасителя и Его Матери соприкасаются, причем Богородица словно прикрывает кистью Своей руки руку Сына.
Чудотворные и местночтимые списки
Чтимый список Лиддской иконы Божией Матери до революции находился в Ростовском Борисо-Глебском на Устье мужском монастыре (ныне хранится в Ростовском художественном музее). Эта икона была принесена в обитель в 1588 году ее строителем, старцем Варламом. В 2001 году по благословению архиепископа Ярославского и Ростовского Михея в мастерской Иконописной школы Троице-Сергиевой Лавры был создан список с чтимой святыни Борисо-Глебской обители в ее меру и подобие. Он имеет также лицевое сказание о истории иконы и ее чудесах. Этот новый список, достаточно высокого художественного уровня, с сохранением древних традиций русской иконы, написанный с благоговением и молитвой, несомненно продолжает жизнь чтимой святыни Борисо-Глебской обители - Лиддской иконы Пресвятой Богородицы.
В Борисо-Глебском монастыре существует и свой особый праздник Сретения Лиддской иконы Божией Матери, отмечающий тот день, когда икона была впервые принесена в обитель. Празднование совершается 9/22 февраля. Примечания:
1. По преданию, существовал еще один Лиддский нерукотворный образ Матери Божией. Он находился в храме, созданном в Лидде Энеем, исцеленным святым апостолом Петром (Деян. 9, 32-35). Когда этот храм хотели отнять у христиан иудеи и язычники, то по распоряжению правителя он был заперт на три дня, чтобы явилось знамение для решения спора. Когда через три дня храм открыли, то увидели в нем нерукотворное изображение Матери Божией. Об обеих нерукотворных Лиддских иконах писали три восточных Патриарха (Иерусалимский, Антиохийский и Александрийский) в послании к императору-иконоборцу Феофилу (829-842). Сведения об этом послании находятся в историческом слове о нерукотворном образе Спасителя в Едессе, написанном императором Константином Багрянородным (912-959).
2. Эта легендарная история спасения иконы в период иконоборчества основана на достоверном историческом факте отправки патриархом Германом в Рим папе Григорию II ряда константинопольских святынь, которые в настоящее время хранятся в личной папской капелле Сан-Лоренцо рядом с базиликой Сан-Джованни ин Латерано.
|