01/12/2010 10:27:51
|
1. Наследники Божии пусть услышат словеса Божии, сонаследники Христовы пусть воспримут речения Христовы, дабы даны были они в сердцах чад ваших, и пусть слова мудрецов научат их. 2. Отец благой воспитывает детей своих, отец же лукавый погубит их. 3. Вера есть начало любви, а конец любви - ведение Бога. 4. Страх Господень сохранит душу, благое же воздержание укрепит ее. 5. Терпение мужа порождает надежду, благая же надежда прославит его. 6. Порабощающий плоть свою станет бесстрастным, [заботливо] же питающий ее претерпит муки из-за нее. 7. Дух блуда - в телах [людей] неумеренных, дух же целомудрия - в душах [людей] воздержанных. 8. Отшельничество, соразмерное любви, очищает сердце, а отшельничество, сопровождаемое ненавистью, приводит его в смятение. 9. Лучше [жить] в любви среди тысячи [людей], чем, преисполнившись ненавистью, [проводить жизнь] одному в заповедных пещерах. 10. Таящий памятозлобие в душе своей подобен прячущему огонь в соломе. 11. Не давай обильной пищи телу своему и не будешь видеть дурных сновидений. Ибо как пламя уничтожает лес, так и голод иссушает постыдные видения. 12. Муж смелый устрашится, а [муж] кроткий станет бесстрашным. 13. Сильный ветер разгоняет облака, а памятозлобие [отгоняет] ум от ведения. 14. Молящийся за врагов станет незлопамятным, удерживающий же язык свой не опечалит ближнего своего. 15. Если раздражает тебя брат твой, введи его в жилище свое и не медли войти к нему есть свой кусок с ним. Это станет избавлением для души твоей, и она уже не будет соблазняться во время молитвы. 16. Как любовь радуется бедности, так и ненависть услаждается богатством. 17. Не достигнет богатый ведения, и верблюд не пройдет через отверстие иглы (Мф. 19:24; Мк. 10:25; Лк. 18:25); пред лицем Господа не будет возможно [совершить] ни того, ни другого. 18. Любящий серебро не узрит ведения, и собирающий его покроется тьмой. 19. В бедных жилищах смиренных обретет ночлег Господь, в обителях же гордых приумножатся несчастья. 20. Бесчестит Бога преступающий закон Его, соблюдающий же этот закон прославляет Творца его. 21. Если будешь усердно подражать Христу, станешь блаженным; душа твоя умрет смертью Его и не будет увлечена порочностью плоти своей; кончина твоя будет как закат звезды, а воскресение твое будет подобным восходу солнца. 22. Горе беззаконному в день смерти, и неправедный погибнет во время лютое. Ибо как ворон улетает из гнезда своего, так и душа нечистого [человека] исходит из тела своего. 23. Душами [людей] праведных руководят Ангелы, души же [людей] неправедных похищают бесы. 24. Там, куда вступил порок, обретается и неведение; сердца же святых преисполнены ведением. 25. Немилостивый монах будет нуждающимся, а питающий бедных - унаследует сокровище [на небесах]. 26. Лучше бедность вкупе с ведением, чем богатство вкупе с неведением. 27. Украшение главы - венок, украшение же сердца - ведение Бога. 28. Стяжай ведение, а не серебро; [стремись] к мудрости паче богатства многого. 29. Праведные станут наследниками Господа, а святые будут напитаны Им. 30. Состраждущий бедным губит гнев [в себе], а питающий их преисполнится [духовными] благами. 31. В кротком сердце обретет покой мудрость; душа, подвизающаяся в духовном делании, станет троном бесстрастия. 32. Творящие лукавые [деяния] получат мзду лихую, а творящим же [деяния] благие дана будет мзда благая. 33. Ставящий западню [другому] попадет [сам] в нее, а прячущий ловушку будет [сам] уловлен ею. 34. Кроткий мирянин лучше вспыльчивого и гневливого монаха. 35. Гнев расточает ведение, долготерпение же собирает его. 36. Как южный ветер силен в открытом море, так и гнев - в сердце мужа. 37. Постоянно молящийся избегает искушений, сердце же пренебрегающего [молитвой] всегда волнуют помыслы. 38. Не увеселяй себя вином и не услаждай себя мясом, иначе насытится плотяность тела твоего и постыдные помыслы не покинут тебя. 39. Не говори: сегодня праздник и я пью вино, а завтра Пятидесятница и я буду есть мясо. Для монаха нет праздников, и [вообще] человеку не следует набивать свое чрево. 40. Пасха Господня есть исход от порока, а Пятидесятница Его - воскресение души.
Евагрий Понтийский |