15/01/2011 11:15:13 Священник Сергий Башкатов:
Отец Сергий, среди православных встречается очень разное отношение к спиртному. Почему Вы придерживаетесь трезвости?
Когда я поехал служить на свой первый приход в Усть-Кан, там ситуация была такая, что до меня первый настоятель был сильно пьющий, второй, скажем так, умеренно. И у людей, в том числе и у прихожан, сложилось впечатление, что священство – это категория очень пьющих людей. Когда я туда поехал, мне мой духовник сказал так: «Если еще и ты пьяный появишься где-то, то люди скажут, что Церковь состоит из пьяных священников и авторитета уже больше не будет никогда. Постарайся не пить». И я с тех пор не пью. Это была своего рода вынужденная мера. Надо сказать, что еще год-два после этого, у многих отношение ко мне было как к пьющему – по инерции.
Важно понять, что в этом вопросе речь идет именно об авторитете Церкви. Священник в глазах людей даже нецерковных является неким эталоном праведной жизни. Когда же священник пьет, то этот эталон рушится на глазах. В этом большая проблема сегодняшней Церкви. Потому что пьющий пастырь – это одна из причин того, что сегодня в храмах почти нет мужчин. Большинство мужчин сегодня пьющие и им с пьющими священниками неинтересно. Они подразумевают, что если священник пьющий, то он такой же как и я. Зачем я к нему пойду? Возникает заочно некое панибратское отношение, я так думаю.
Какой пример праведности сегодня мы можем дать пьющей России? Трезвый пастырь, у которого нормальная дружная семья, здоровые дети – вот тот образец, который мог бы сильно повлиять на общественное сознание.
Потому что если священник даже не будучи пьяницей, просто берет бутылку в магазине – сам этот жест уже профанирует любые наши слова против пьянства.
Если говорить не о священниках, а о народе, то ситуация та же самая. Почему сегодня большинство мужчин потеряли авторитет и в обществе и в семье? Да потому, что ни пьяный отец, ни пьяный работник авторитета иметь не могут.
Трезвый человек не только не тратит денег на водку, пусть даже немного, он не тратит на выпивку реального, такого дорогого сегодня времени. Пьянство отнимает время. Рабочее время. Вечером попил, расслабился – наутро голова болит, работоспособность не та. Алкоголь держится в организме две недели, убивая творческие способности. Поэтому если человек раз в две недели выпивает, он вообще не работник. От него в созидательном смысле нет проку никакого. Он не творческая личность, а механизм, который может выполнять какие-то действия, творческой работы нет!
Одна из самых больших радостей – радость творчества. И когда творческая способность в народе гибнет, радость уходит. Хотя парадокс заключается в том, что пьют как раз для радости, но в конечном итоге эту радость изгоняя из своей жизни вообще.
Уходит радость из семьи – вряд ли кому радостно, когда папа приходит «под шофе». Даже самая любящая жена в глубине души не рада ситуации, когда муж пришел выпивший. И поэтому даже если человек немного пьет, то возникает напряженность в отношениях.
Большинство современных семей совместно не ходит в кино, на каток семьями, не катается семьями на лыжах. То, что есть для «активного отдыха» – это телевизор, компьютер, спиртное – выстраивается линия объектов, которые присутствуют все время. В духовном смысле есть параллели – то наркотик, другое наркотик. «Мы ничего с нашими детьми сделать не можем, мы не можем их оторвать от компьютеров, от телевизоров», - слышим мы расхожее мнение.
Но для того, чтобы оторвать от чего-то, нужно дать какую-то альтернативу. Не просто вытолкнуть на улицу - иди, гуляй, а предложить реальное интересное занятие. Потому, что на улице ребенку тоже деваться некуда. Когда наше поколение, будучи детьми, выходило на улицу, там были все наши ровесники – 40 ребятишек бегают, играют – конечно, там было интересно. А сегодняшний ребенок выходя на улицу или не находит там никого, потому что остальные сидят по домам у мониторов, или встречает бездельников, у которых одно развлечение – пиво.
Какой Вы видите выход?
Во-первых, наше общество сегодня в таком состоянии, что нужно менять многое и сразу – одно из направлений – уход от культа спиртного. Потому что сегодня это уже культ, на который работает реклама и общественное мнение. Никого уже давно не удивляет, что в большинстве магазинов самые видные, удобно расположенные для обзора полки отданы под спиртное.
Во-вторых, продажа спиртного и табачных изделий – только в специализированных магазинах! Куда дети вообще не должны заходить, куда зайти будет стыдно, неудобно, неприлично. Человек пьющий должен быть в ситуации человека, исключенного из традиции. У нас сейчас пьющий человек – это традиционно, а непьющий – белая ворона. Чтобы изменить ситуацию, нужна и государственная политика и воля каждого человека.
Здесь не так все страшно, поскольку мы знаем, что общество ориентируется на какую-то группу людей, которую можно назвать активной в самом обществе, локомотивом. Беда не в том, что «все пьют». Беда в том, что пьет и наиболее активная часть общества, этот самый «локомотив». Все это понятие аморфное. Трезвость среди успешной и активной части общества – путь решения многих проблем. И здесь Церковь могла бы приложить свои усилия по оздоровлению общества.
Как Вы встречаете Новый год?
Мы Новый год по сути особо не справляем. Праздник сам собой давно уже у нас в семье «ушел» на Рождество. Максимум мы вечером садимся попить чай с чем-то сладким. Особого праздника нет. Мы дарим детям подарки на Новый год. Надо сказать, что эти подарки достаточно символические. Это скорее дань традиции, чтобы дети не чувствовали себя обделенными – все дети получают, а мы нет…Значительные подарки мы стараемся дарить на День рождения, на Рождество.
В этом году Новый год мы встретим в храме в общей молитве. Будет отслужена Литургия. И к ней присовокуплены благодарственный молебен Господу и молебен мученику Вонифатию о всех страждущих от недуга пьянства, поскольку 1 января совершается его память.
Что бы Вы пожелали в грядущий год нашим читателям?
Чтобы мы протрезвели. И в прямом смысле и в смысле духовном. Потому что это вещи взаимосвязанные. Чтобы было меньше разводов, меньше семей рушилось, чтобы больше было позитивных моментов в семейной жизни, любви.
Чтобы наши дети, глядя на нас, не просто хотели чего-то приобрести, а хотели бы что-то создать. Потому что пока, как мне кажется, созидательное начало в обществе ощущается не особо. Есть стремление устроиться в том, что есть, а как-то изменить окружающий мир в лучшую сторону, сделать его добрее, радостнее – этого пока нет.
Беседовала Ксения Балакина
|