Дивное Дивеево

Вся история девеевской обители

Боже Спасителю наш, изволивый под сень Закхееву внити и спасение тому и всему дому того бывый, Сам и ныне зде жити восхотевшия, и нами, недостойными мольбы Тебе и моления приносящия, от всякаго вреда ...
На главную Новости 30 мая. Попразднство Вознесения Господня. Апостола Андроника и св. Иунии. Обретение мощей преподобномученика Адриана Ондрусовского.
30 мая. Попразднство Вознесения Господня. Апостола Андроника и св. Иунии. Обретение мощей преподобномученика Адриана Ондрусовского.
29/05/2023 16:25:05

17 мая по старому стилю / 30 мая по новому стилю
вторник
Седмица 7-я по Пасхе. Глас 6.
Поста нет.

Попразднство Вознесения Господня. Апостола Андроника от 70-ти и св. Иунии (I).
Прп. Евфросинии, в миру Евдокии, вел. кн. Московской (1407). Обре́тение мощей прмч. Адриана Ондру́совского. Мчч. Солохо́на, Памфами́ра и Памфало́на воинов (284–305). Свт. Стефана, патриарха Константинопольского (893).


Деян., 46 зач., XXI, 26–32. Ин., 53 зач., XVI, 2–13*.

* Если совершается полиелейная служба прп. Евфросинии, вел. кн. Московской, то на утрене читается Евангелие от Матфея, 16 зач., VI, 1–13, а на литургии – чтения дня и преподобной: Гал., 208 зач., III, 23–29. Мф., 104 зач., XXV, 1–13.

Тропарь Вознесения, глас 4:
Возне́слся еси́ во сла́ве, Христе́ Бо́же наш,/ ра́дость сотвори́вый ученико́м,/ обетова́нием Свята́го Ду́ха,/ извеще́нным им бы́вшим благослове́нием,// я́ко Ты еси́ Сын Бо́жий, Изба́витель ми́ра.

Кондак Вознесения, глас 6:
́Еже о нас испо́лнив смотре́ние,/ и я́же на земли́ соедини́в Небе́сным,/ возне́слся еси́ во сла́ве, Христе́ Бо́же наш,/ ника́коже отлуча́яся,/ но пребыва́я неотсту́пный,/ и вопия́ лю́бящим Тя:// Аз есмь с ва́ми, и никто́же на вы.

Тропарь святых Андроника и Иунии, глас 3:
Апо́столи святи́и,/ моли́те Ми́лостиваго Бо́га,/ да прегреше́ний оставле́ние// пода́ст душа́м на́шим.

Кондак святых Андроника и Иунии, глас 2:
Звезду́ пресве́тлую,/ богоразу́мия све́том просве́щшаго язы́ки/ апо́стола Христо́ва Андрони́ка восхва́лим/ и с ним во благове́стии потруди́вшуюся Иуни́ю прему́друю, вопию́ще:// моли́те Христа́ Бо́га непреста́нно о всех нас.

Тропарь преподобной Евфросинии, глас 8:
По земне́м вдовстве́ Небе́сному Жениху́ себе́ уневе́стивши/ и в кня́жестем черто́зе подви́жнически пожи́вши,/ по́слежде и черто́г, и чад твои́х Бо́га ра́ди оста́вила еси́, преподо́бная Евфроси́ние,/ и вше́дши во оби́тель, тобо́ю созда́нную,/ и во и́ночестем о́бразе мно́ги по́двиги показа́ла еси́,/ и свято́е твое́ житие́ по благода́ти Бо́жией блаже́нною кончи́ною увенча́ла еси́./ И ны́не предстоя́щи Христу́ Бо́гу,// моли́ спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак преподобной Евфросинии, глас 2:
Вся кра́сная ми́ра сего́, я́ко су́етная, презре́вши/ и те́ло твое́ посто́м и бде́нием изнури́вши,/ непреста́нными моли́твами Бо́гу угоди́ла еси́,/ преподо́бная Евфроси́ние,/ и, дар исцеле́ний от Него́ прия́ти сподо́бльшися,/ слепо́му прозре́ние и мно́гим неду́жным исцеле́ние дарова́ла еси́./ Те́мже ра́достно взыва́ем, глаго́люще:// сла́ва Бо́гу, просла́вльшему святы́я Своя́.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
(Дея. 21, 26-32; Ин. 16, 2-13). "Когда же прийдет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину". Почему же в логиках не упоминается об этом источнике познания? Не удивительно, что в языческих логиках нет этого пункта, но почему нет его в христианских? Неужели христианин, когда начинает умствовать, должен перестать быть христианином и забыть о всех данных ему обетованиях, верных и несомненных? О том, как видеть и слышать много толкуют; о том, как из увиденного и услышанного делать обобщения и наведения, тоже достаточно учат; когда дойдет дело до того, как разгадать значение всего, - тут питомец логики оставляется на произвол своей догадливости. Отчего не внушить ему: ты имеешь вещания духа истины - им следуй; они решают значение всего сущего и бывающего непререкаемым образом, ибо исходят от Бога, в Котором источник и самого бытия. Не оттого ли, что забывают внушать это, догадливость так расплодилась, что ныне все книги (о мире Божием) переполнены одними догадками? И добро бы они хоть сколько-нибудь были стоящи, а то сразу видно, что они плод детского воображения.

Апостол от 70-ти Андроник Паннонийский, епископ

Свя­той апо­стол от 70-ти Ан­д­ро­ник и его по­мощ­ни­ца в апо­столь­ских тру­дах свя­тая Юния бы­ли род­ствен­ни­ка­ми апо­сто­ла Пав­ла. Они мно­го по­тру­ди­лись, про­по­ве­дуя Еван­ге­лие языч­ни­кам, о чем упо­ми­на­ет апо­стол Па­вел в По­сла­нии к Рим­ля­нам: «При­вет­ствуй­те Ан­д­ро­ни­ка и Юнию, срод­ни­ков мо­их и уз­ни­ков со мною, про­сла­вив­ших­ся меж­ду Апо­сто­ла­ми и преж­де ме­ня еще уве­ро­вав­ших во Хри­ста» (Рим.16:7). Свя­той Ан­д­ро­ник был ру­ко­по­ло­жен во епи­ско­па Пан­но­нии, но про­по­ведь его и свя­той Юнии рас­про­стра­ни­лась и в дру­гие стра­ны, да­ле­ко за пре­де­лы его епар­хии. Тру­да­ми свя­тых Ан­д­ро­ни­ка и Юнии утвер­жда­лась Цер­ковь Хри­сто­ва, языч­ни­ки об­ра­ща­лись к бо­го­по­зна­нию, мно­гие язы­че­ские ка­пи­ща пре­кра­ти­ли свое су­ще­ство­ва­ние, вме­сто них воз­ни­ка­ли хри­сти­ан­ские хра­мы. Из служ­бы в честь этих свя­тых из­вест­но, что они му­че­ни­че­ски по­стра­да­ли за Имя Хри­сто­во.

Иуния (Юния)


В V ве­ке, при им­пе­ра­то­рах Ар­ка­дии и Го­но­рии, их свя­тые мо­щи бы­ли об­ре­те­ны в пред­ме­стье Кон­стан­ти­но­по­ля вме­сте с мо­ща­ми дру­гих му­че­ни­ков «иже во Ев­ге­ни­е­вых» (па­мять 22 фев­ра­ля).

Бла­го­че­сти­во­му кли­ри­ку Ни­ко­лаю Кал­ли­гра­ду бы­ло от­кро­ве­ние о том, что сре­ди этих 17 му­че­ни­ков на­хо­дят­ся так­же мо­щи свя­то­го апо­сто­ла Ан­д­ро­ни­ка. Впо­след­ствии на этом ме­сте был по­стро­ен ве­ли­че­ствен­ный храм.

Преподобномученик Адриа́н Ондрусовский

Пре­по­доб­но­му­че­ник Адри­ан (в ми­ру дво­ря­нин Ан­дрей За­ва­ли­шин) – вла­де­лец бо­га­то­го име­ния (Ан­дре­ев­щи­ны) в 9 вер­стах от мо­на­сты­ря пре­по­доб­но­го Алек­сан­дра Свир­ско­го († 30 ав­гу­ста/12 сен­тяб­ря 1533 г.). Во вре­мя охо­ты на оле­ня в 1493 го­ду он слу­чай­но встре­тил пре­по­доб­но­го Алек­сандра Свир­ско­го и по­сле это­го ча­сто при­хо­дил к нему слу­шать на­став­ле­ния. Впо­след­ствии он до­став­лял хлеб его спо­движ­ни­кам. Оста­вив име­ние, он по­стриг­ся в Ва­ла­ам­ской оби­те­ли с име­нем Адри­ан. Через несколь­ко лет по бла­го­сло­ве­нию пре­по­доб­но­го Алек­сандра Свир­ско­го пре­по­доб­ный Адри­ан по­се­лил­ся в уеди­нен­ном ме­сте на по­лу­ост­ро­ве Ла­дож­ско­го озе­ра. Там был по­стро­ен храм в честь свя­ти­те­ля Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца. На­про­тив по­се­ле­ния ино­ков, в дре­му­чем ле­су ост­ро­ва Са­ла (дебрь) укры­ва­лась шай­ка раз­бой­ни­ков под пред­во­ди­тель­ством Он­дру­са. Встре­тив­шись с пре­по­доб­ным, ата­ман по­тре­бо­вал, чтобы ино­ки по­ки­ну­ли свое ме­сто. Пре­по­доб­ный Адри­ан, не имея у се­бя де­нег, чтобы пред­ло­жить вы­куп за ме­сто, обе­щал ата­ма­ну хо­да­тай­ство­вать за него пе­ред Бо­гом. Раз­бой­ник сме­ял­ся над пре­по­доб­ным, но тот так дол­го и сми­рен­но умо­лял его, что ата­ман смяг­чил­ся и ска­зал: «Жи­ви­те».

Этот ата­ман вско­ре по­пал в плен к дру­гой шай­ке, пря­тав­шей­ся непо­да­ле­ку на ка­ме­ни­стом Сто­ро­жев­ском мысу. Несчаст­ный знал, что по­сле страш­ных ис­тя­за­ний его ожи­да­ет смерть, и горь­ко рас­ка­и­вал­ся в преж­ней жиз­ни. Вдруг он уви­дел пе­ред со­бой пре­по­доб­но­го Адри­а­на, ко­то­рый ска­зал: «По ми­ло­сер­дию Гос­по­да, для Ко­то­ро­го про­си­ли у те­бя по­ща­ды пу­стын­но­му брат­ству, ты сво­бо­ден», – и ис­чез. Ата­ман уви­дел се­бя без оков на бе­ре­гу и ни­ко­го во­круг. По­ра­жен­ный, он по­спе­шил в оби­тель пре­по­доб­но­го Адри­а­на и на­шел всех по­движ­ни­ков на псал­мо­пе­нии. Ока­за­лось, что пре­по­доб­ный не вы­хо­дил из оби­те­ли. Раз­бой­ник пал к но­гам на­сто­я­те­ля и про­сил при­нять его в бра­тию. Остав­лен­ный в оби­те­ли, он окон­чил жизнь в по­ка­я­нии. Так­же рас­ка­ял­ся и раз­бой­ник дру­гой шай­ки. По мо­лит­вам пре­по­доб­но­го Адри­а­на он при­нял по­стриг с име­нем Ки­при­ан. А впо­след­ствии ос­но­вал на ме­сте при­то­ка оби­тель и про­сла­вил­ся чу­де­са­ми.

По свя­то­сти жиз­ни пре­по­доб­ный Адри­ан был из­ве­стен са­мо­му ца­рю Иоан­ну Гроз­но­му, по­это­му оби­тель по­лу­ча­ла вкла­ды. Пре­по­доб­ный был при­гла­шен для вос­при­я­тия от ку­пе­ли Св. Кре­ще­ния до­че­ри Иоан­на Гроз­но­го Ан­ны в ав­гу­сте 1549 го­да. Ко­гда свя­той ста­рец воз­вра­щал­ся из Моск­вы в свою оби­тель и уже неда­ле­ко был от нее, близ се­ле­ния Об­жи злые лю­ди на­па­ли на него и уби­ли; зло­деи на­де­я­лись най­ти у него день­ги и не на­шли ни­че­го. Бра­тия дол­го и на­прас­но ожи­да­ли его воз­вра­ще­ния; спу­стя два го­да в од­ну ночь явил­ся пре­по­доб­ный Адри­ан несколь­ким стар­цам Он­дру­со­вой пу­сты­ни, рас­ска­зы­вая о стра­даль­че­ской сво­ей кон­чине, ука­зал ме­сто, где зло­деи скры­ли его те­ло и по­ве­лел пе­ре­не­сти оное в оби­тель. На дру­гой день, 17 мая, бра­тия об­ре­ли его нетлен­ное те­ло в бо­ло­те и пре­да­ли по­гре­бе­нию у сте­ны церк­ви в честь свя­ти­те­ля Ни­ко­лая. В ско­ром вре­ме­ни ста­ли чтить его па­мять как свя­то­го. В ак­те 1659 го­да ска­за­но: «Ми­ло­сти­во пре­по­доб­но­го от­ца на­ше­го на­чаль­ни­ка игу­ме­на Адри­а­на дан вклад в дом Пре­чи­стыя Бо­го­ро­ди­цы и чу­до­твор­цу Адри­а­ну» (Юрид. ак­ты, № 128). Им­пе­ра­тор Алек­сандр I, обо­зре­вая в 1819 го­ду Оло­нец­кую гу­бер­нию, по­же­лал по­кло­нить­ся пре­по­доб­но­му­че­ни­ку Адри­а­ну, взял в про­вод­ни­ки кре­стья­ни­на и без сви­ты от­пра­вил­ся ко гро­бу пре­по­доб­но­го. Здесь дол­го мо­лил­ся он со сле­за­ми, а по­том при­слал в оби­тель цер­ков­ные со­су­ды и бо­го­слу­жеб­ные кни­ги. В 1828 го­ду мо­щи пре­по­доб­но­го Адри­а­на пе­ре­не­се­ны в но­вый ка­мен­ный храм Вве­де­ния Бо­го­ма­те­ри. В ру­ко­пис­ном Оло­нец­ком треб­ни­ке под 17 чис­лом мая за­ме­че­но: «Сей день пе­ре­не­се­ния мо­щей пре­по­доб­но­го от­ца на­ше­го Адри­а­на, игу­ме­на Ни­ко­ла­ев­ско­го мо­на­сты­ря, на Ла­дож­ском озе­ре, на Он­дру­со­вом ост­ро­ве, в Оло­нец­ком уез­де, но­ва­го чу­до­твор­ца, а па­мять его празд­ну­ет­ся 26 ав­гу­ста».

Преподобная Евдокия, в инокинях Евфросиния, великая княгиня Московская была дочерью Суздальского князя Димитрия Константиновича († 1383) и княгини Анны. Ее детство проходило в Суздале и Переяславле-Залесском, где в неспокойной обстановке постоянных междуусобных распрей, которые вели с ее отцом удельные князья, юная княгиня научилась полагать все свое упование на Бога. С младенческих лет воспитанная в духе христианского благочестия, Евдокия отличалась тихим, кротким нравом, нищелюбием и благотворительностью. Большое влияние на духовную жизнь княгини Евдокии оказали Святитель Алексий, Митрополит Московский, а также Преподобный Сергий Радонежский, который крестил одного из сыновей Димитрия и Евдокии. Восприемником других был преподобный Димитрий Прилуцкий. В 1367 году она вступила в брак с благоверным великим князем Московским Димитрием Иоанновичем, впоследствии прозванным Донским. Любовь к супругу и детям княгини Евдокии освящалась ее любовью к Богу. Дела христианского милосердия княгиня и ее супруг сочетали с подвигами поста и молитвы. В своей жизни они опирались на помощь святых, трудами которых была в те времена столь достославна Русская земля. Святитель Алексий, митрополит Московский, был близок княжескому семейству; духовником Евдокии и Димитрия был ученик Преподобного Сергия, игумен Симонова монастыря святой Феодор (впоследствии архиепископ Ростовский). Преподобные Сергий Радонежский и Димитрий Прилуцкий были восприемниками их детей.

Подвиг великого князя Димитрия по освобождению Руси от монголо-татарского ига разделяла и княгиня Евдокия. Поход благоверного князя Димитрия против Мамая, победоносно завершившийся 8 сентября 1380 года на Куликовом поле, поддерживался с ее стороны горячими молитвами и делами любви. В память победы княгиня построила внутри Московского Кремля храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Храм был расписан выдающимися иконописцами Феофаном Греком и Симеоном Черным.

В 1389 году благоверный князь Димитрий, не достигнув сорока лет, опасно заболел и отошел ко Господу. Овдовевшая княгиня видела свою обязанность перед Богом прежде всего в завершении воспитания детей. Вместе с тем она начала устроение Вознесенского женского монастыря в Московском Кремле, отдав под него княжеские чертоги. Одновременно строились несколько храмов и монастырей в Переяславле-Залесском. Однако главной сокровенной целью княгини Евдокии после смерти супруга было устроение храма в собственном сердце. Княгиня вела тайную подвижническую жизнь, о чем нельзя было догадаться по пышным одеждам, в которых святая являлась перед людьми. Пришлось претерпеть и человеческую клевету. Подвиг этот увенчался явлением святой Евдокии Архангела Михаила, предвозвестившего скорую кончину. Образ Архангела, написанный по ее указаниям, был помещен в кремлевском храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Святая княгиня, воздерживавшаяся от непосредственного участия в государственных делах, всем сердцем отзывалась на беду. Когда Москве угрожал хан Тамерлан, по ее благочестивому совету из Владимира была принесена чудотворная икона Божией Матери. Пресвятая Богородица отозвалась на всенародную мольбу. В день Сретения иконы в Москве (26 августа 1395 года) Тамерлану во сне явилась Светоносная Жена, и устрашенный грозным предупреждением завоеватель отступил от Москвы.

В 1407 году, после явления Архангела Михаила, княгиня Евдокия, решила оставить великокняжеский терем и принять монашество, к которому она шла всю свою жизнь. Во время ее шествия в Вознесенский монастырь прозрел слепец, отеревший глаза краем ее одежды, а также от различных недугов исцелились 30 человек. В обители княгиня приняла постриге именем Евфросиния. Кроме смиренного несения иноческих подвигов, святая княгиня успела заложить в монастыре новую каменную церковь Вознесения. Прожив в иночестве несколько месяцев, святая Евфросиния 7 июля 1407 года мирно отошла ко Господу.

Святость преподобной Евфросинии удостоверена чудесными знамениями милости Божией, совершавшимися на ее гробнице в течение нескольких столетий. Ее духовный подвиг свидетельствует о том, что ни богатство, ни высокое общественное положение, ни семейные узы не могут быть непреодолимым препятствием для стяжания благодати Божией и святости.

Святитель Стефан Константинопольский

Свя­ти­тель Сте­фан, пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­поль­ский, был млад­шим сы­ном им­пе­ра­то­ра Ва­си­лия Ма­ке­до­ня­ни­на и род­ным бра­том им­пе­ра­то­ра Льва Пре­муд­ро­го. Свя­щен­ный сан он при­нял при пат­ри­ар­хе Фо­тии. Ко­гда пат­ри­арх Фо­тий в 886 го­ду при­нуж­ден был оста­вить пат­ри­ар­ший пре­стол, на Кон­стан­ти­но­поль­скую ка­фед­ру был воз­ве­ден свя­той Сте­фан. Свя­ти­тель бди­тель­но сто­ял на стра­же сво­ей ду­хов­ной паст­вы, был ми­ло­стив и за­сту­пал­ся за без­за­щит­ных, за­бо­тил­ся о вдо­вах и си­ро­тах, от­ли­чал­ся край­ним воз­дер­жа­ни­ем. Скон­чал­ся он мир­но в 893 го­ду и был по­гре­бен в Си­кел­лий­ском мо­на­сты­ре.

Святой мученик Солохон, египтянин родом, пострадал за Христа в царствование императора Максимиана (284 - 305). Одновременно с ним приняли смерть за Христа и святые мученики Памфамир и Памфалон. Все они служили в императорских войсках в полку трибуна Кампана.

Во время гонения на христиан императоров Максимиана и Диоклетиана Кампан со своими воинами был послан в город Халкидон. Там все воины его полка должны были принести жертву в идольском капище. Трое воинов - святые Солохон, Памфамир и Памфалон, отказались принести жертву идолам, объявив, что они поклоняются только Истинному Богу, Господу Иисусу Христу. По распоряжению Кампана их подвергли жестоким мучениям, во время которых святые мученики Памфамир и Памфалон скончались.

Святой Солохон перенес пытку и остался жив, прославляя Христа. Мучитель в великой ярости приказал мечом раскрыть рот святого Солохона и влить в него насильно идоложертвенной крови. Но святой Солохон так крепко сжал зубы, что их не смогли разомкнуть даже железом, меч погнулся, а святой разорвал узы и стал перед мучителем, продолжая славить Христа. Святому Солохону был голос с неба, воодушевлявший его терпеть до конца. По приказу мучителя святого подвергли нещадному избиению, после чего израненного влачили по острым камням, добиваясь отречения от Христа, но святой мученик оставался непоколебим. Тогда приказано было повесить его за одну руку, а к ноге привязать тяжелый груз. В таком положении святой Солохон висел три часа. Когда же, наконец, обрезали веревку, то святой Солохон, к удивлению всех, стал прямо на ноги, как здоровый человек. Обезумев от ярости, Кампан схватил писчую трость и с силой глубоко вонзил ее в ухо святому мученику. Страдалец упал, а Кампан и воины ушли, бросив его. Христиане унесли мученика в дом одной благочестивой вдовы и положили на одр. Святой подкрепился пищей и беседовал с христианами, наставляя их твердо стоять за веру, потом молясь и, подняв очи к небу, предал свою душу Господу Иисусу Христу.

 
Комментарии
Всего комментариев: 2
2023/05/30, 21:09:28
Свя­ти­тель Сте­фан, пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­поль­ский, Моли Господа Бога дља нас грешних и народов Македонија и Россија .
Методи Трајчев- г. Штип, Македонија
2023/05/30, 13:08:58
Спаси нас Боже.
андрей
Добавить комментарий:
Имя:
* Сообщение [ T ]:
 
   * Перепишите цифры с картинки
 
Подписка на новости и обновления
* Ваше имя:
* Ваш email:
© Vinchi Group
1998-2023


Оформление и
программирование
Ильи
Бог Есть Любовь и только Любовь

Страница сформирована за 0.063951969146729 сек.