12/05/2023 15:38:53
 |
30 апреля по старому стилю / 13 мая по новому стилю суббота Седмица 4-я по Пасхе. Глас 3. Поста нет
Ап. Иакова Зеведеева (44). Обре́тение мощей свт. Никиты, еп. Новгородского (1558). Свт. Игнатия Брянчанинова, еп. Кавказского (1867). Свт. Доната, еп. Е́врии (ок. 387). Обре́тение мощей сщмч. Василия, еп. Амасийского (IV). Мч. Максима. Собор новомучеников, в Бутове пострадавших (переходящее празднование в 4-ю субботу по Пасхе).
Утр. – Ин., 67 зач., XXI, 15–25*. Лит. – Деян., 29 зач., XII, 1–11. Ин., 31 зач., VIII, 31–42. Ап.: Деян., 29 зач., XII, 1–11. Лк., 17 зач., V, 1–11.
* В день совершения полиелейной службы свт. Игнатия на утрене читается Евангелие от Иоанна, 35 зач. (от полу́), X, 1–9, а на литургии – чтения дня и святителя: Евр., 318 зач., VII, 26 – VIII, 2. Ин., 36 зач., X, 9–16.
Тропарь Преполовения, глас 8: Преполови́вшуся пра́зднику,/ жа́ждущую ду́шу мою́ благоче́стия напо́й вода́ми,/ я́ко всем, Спа́се, возопи́л еси́:/ жа́ждай да гряде́т ко Мне и да пие́т.// Исто́чниче жи́зни на́шея, Христе́ Бо́же, сла́ва Тебе́.
Кондак Преполовения, глас 4: Пра́зднику зако́нному преполовля́ющуся,/ всех Тво́рче и Влады́ко,/ к предстоя́щим глаго́лал еси́, Христе́ Бо́же:/ прииди́те и почерпи́те во́ду безсме́ртия./ Те́мже Тебе́ припа́даем и ве́рно вопие́м:/ щедро́ты Твоя́ да́руй нам,// Ты бо еси́ Исто́чник жи́зни на́шея.
Тропарь апостола Иакова, глас 3: Апо́столе святы́й Иа́кове,/ моли́ Ми́лостиваго Бо́га,/ да прегреше́ний оставле́ние// пода́ст душа́м на́шим.
Ин тропарь апостола Иакова, глас тот же: Апо́стол Христо́в был еси́ избра́нный,/ и Богосло́ву возлю́бленному брат единоро́дный,/ всехва́льне Иа́кове,/ пою́щим тя грехо́в оставле́ние испроси́,// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
Кондак апостола Иакова, глас 2: Глас Боже́ственный слы́шав, призыва́ющ тя,/ любо́вь отца́ презре́л еси́/ и прите́кл еси́ ко Xристу́, Иа́кове, с сро́дником твои́м, сла́вне,/ с ни́мже сподо́бился еси́ ви́дети// Госпо́дне Боже́ственное преображе́ние.
Тропарь святителя Игнатия, глас 8: Правосла́вия побо́рниче,/ покая́ния и моли́твы де́лателю и учи́телю изря́дный,/ архиере́ев богодухнове́нное украше́ние,/ мона́шествующих сла́во и похвало́:/ писа́нии твои́ми вся ны уцелому́дрил еси́./ Цевни́це духо́вная, Игна́тие богому́дре,/ моли́ Сло́ва Христа́ Бо́га, Его́же носи́л еси́ в се́рдце твое́м,// дарова́ти нам пре́жде конца́ покая́ние.
Кондак святителя Игнатия, глас 8: А́ще и соверша́л еси́ стезю́ жития́ земна́го, святи́телю Игна́тие,/ оба́че непреста́нно зрел еси́ зако́ны бытия́ ве́чнаго,/ сему́ поуча́я ученики́ словесы́ мно́гими,// и́мже после́довати и нам, свя́тче, помоли́ся.
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года (Дея. 12, 1-11; Ин. 8, 31-42). Сказал Господь: "если Сын освободит вас, то истинно свободны будете". Вот где свобода! Ум связан узами неведения, заблуждений, суеверий, недоумений; он бьется, но выбиться из них не может. Прилепись ко Господу, и Он просветит тьму твою и расторгнет все узы, в которых томится ум твой. Волю вяжут страсти, и не дают ей простора действовать; бьется она, как связанный по рукам и по ногам, а выбиться не может. Но прилепись к Господу, и Он даст тебе Самсонову силу и расторгнет все вяжущие тебя узы неправды. Сердце облежат постоянные тревоги, и отдыха ему не дают; но прилепись к Господу, и Он успокоит тебя; и будешь, мирствуя в себе, и все вокруг светло видя, беспрепятственно и непреткновенно шествовать с Господом, сквозь мрак и темноты жизни этой, к всеблаженной, полной отрады и простора вечности.
 |
Апостол Иаков Зеведеев |
Святой апостол Иаков Зеведеев, один из 12 апостолов, был призван Господом Иисусом Христом к апостольскому служению вместе со своим братом апостолом Иоанном Богословом. Им и апостолу Петру Иисус Христос преимущественно перед другими апостолами открывал Свои Божественные Тайны: при воскрешении дочери Иаира, на Фаворской горе и в Гефсиманском саду.
Святой Иаков, по сошествии Святого Духа, проповедовал в Испании и других странах, а потом возвратился в Иерусалим. Он открыто и смело учил об Иисусе Христе как Спасителе мира, словами Священного Писания обличал фарисеев и книжников, укоряя их в жестокосердии и неверии. Иудеи были не в состоянии противостать апостольскому слову и за деньги наняли философа-волхва Гермогена, чтобы он вступил в диспут с апостолом и опроверг его доводы о Христе как о пришедшем на землю обетованном Мессии. Волхв послал к святому апостолу своего ученика Филиппа, но он уверовал в Господа Иисуса Христа. Затем и сам Гермоген убедился в силе Божией, сжег свои волшебные книги, принял святое Крещение и сделался истинным последователем Христовым.
Неверующие иудеи убедили Ирода Агриппу (40–44) схватить апостола Иакова и осудить его на смерть. Святой Иаков спокойно выслушал смертный приговор и продолжал свидетельствовать о Христе. Один из доносчиков на апостола по имени Иосия был поражен мужеством святого Иакова. Он уверовал в истину слов о пришествии Христа-Мессии. Когда апостола повели на казнь, Иосия пал к его ногам, покаялся в своем грехе и молил о прощении. Апостол обнял, поцеловал его и сказал: «Мир тебе и прощение». Тогда Иосия исповедал всенародно веру во Христа и был обезглавлен вместе со святым Иаковом в 44 году в Иерусалиме.
Святитель Никита, епископ Новгородский, в молодые годы поступил в Киево-Печерский монастырь и вскоре пожелал уйти в затвор. Игумен предупреждал его о преждевременности такого подвига для молодого инока, но он, понадеявшись на свои силы, не послушался. В затворе святой Никита впал в искушение. Диавол явился ему в виде Ангела, и неопытный подвижник поклонился ему. Бес дал ему совет, как уже достигшему совершенства: «Ты не молись, а только читай и учи других, а я буду молиться вместо тебя», – и стал около затворника, делая вид, что молится за него. Прельщенный инок Никита превзошел всех в знании книг Ветхого Завета, а о Евангелии ни говорить, ни слушать не хотел. Киево-Печерские старцы пришли к прельщенному и, помолившись, отогнали от него беса. После этого преподобный Никита, оставив по благословению старцев затвор, жил в строгом посте и молитве, более всего упражняясь в послушании и смирении. Милосердный Господь по молитвам святых старцев возвел его из глубины падения на высокую степень духовного совершенства. Впоследствии он был поставлен епископом в Новгород и за свою святую жизнь был награжден от Бога даром чудотворений. Однажды во время засухи он молитвой низвел дождь с неба, в другой раз по его молитве прекратился в городе пожар. 13 лет управлял святитель Никита новгородской паствой и мирно скончался в 1109 году. В 1558 году, при царе Иоанне Васильевиче, состоялось прославление святителя. Мощи его покоятся ныне в церкви святого апостола Филиппа в Новгороде.
 |
Святитель Игна́тий (Брянчанинов), Кавказский, епископ |
Святитель Игнатий (в миру Дмитрий Александрович Брянчанинов) родился 6 февраля 1807 г. в родовом имении отца, селе Покровском Вологодской губернии. Мать родила Дмитрия после продолжительного бесплодия, по горячей молитве и путешествии по окрестным святым местам. Детство мальчик провел в уединении сельской жизни; с ранних лет безотчетно влекся он к жизни иноческой. С возрастом его религиозное настроение обнаруживалось все заметнее: оно проявлялось в особенной расположенности к молитве и чтению духовных книг.
Учился Дмитрий превосходно и до самого выхода из училища оставался первым учеником в своем классе. Его способности были самые разносторонние – не только в науках, но и в рисовании, и в музыке. Родственные связи ввели его в дом президента Академии художеств А.Н. Оленина; здесь на литературных вечерах он сделался любимым чтецом и вскоре познакомился с А. Пушкиным, К. Батюшковым, Н. Гнедичем, И. Крыловым. Но в шуме и суете столичной жизни Дмитрий не изменял своим душевным стремлениям. В поисках «вечной собственности для вечного человека» он постепенно пришел к малоутешительному выводу: значение науки ограничивается земными потребностями человека и пределами его жизни.
Столь же ревностно, как занимался наукой, принимается Дмитрий за изучение древней и новой философии, пытаясь успокоить свое духовное томление, но и на этот раз не находит решения главнейшего вопроса об Истине и смысле жизни. Изучение Священного Писания было следующей ступенью, и оно убедило его в том, что, предоставленное произвольному толкованию отдельного человека, Писание не может быть достаточным критерием истинной веры и прельщает лжеучениями. И тогда Дмитрий обратился к изучению Православной веры по писаниям святых отцов, святость которых, как и чудное и величественное согласие, стали для него ручательством их верности.
Дмитрий Брянчанинов посещает богослужения в Александро-Невской лавре и там находит истинных наставников, понимающих его духовные нужды. Окончательный переворот в жизни произвело знакомство со старцем Леонидом (впоследствии оптинский иеромонах Лев). Дмитрий Брянчанинов оставляет блеск и богатство аристократической жизни и, вызывая глубочайшее недоумение «света» и недовольство своих родителей, в 1827 г. уходит в отставку. Пробыв послушником в нескольких монастырях, он принимает иноческий постриг с именем Игнатий в уединенном Глушицком Дионисиевом монастыре.
В январе 1832 г. иеромонах Игнатий был назначен строителем Пельшемского Лопотова монастыря в Вологодской губернии, а в 1833 г. возведен в сан игумена этого монастыря. Вскоре император Николай I вызывает Игнатия в Петербург; по высочайшей рекомендации и по распоряжению Священного Синода его наградили званием архимандрита и назначили настоятелем Сергиевой пустыни.
Прожив в Сергиевой пустыни 24 года, архимандрит Игнатий привел ее в цветущее состояние. 27 октября 1857 г. он был хиротонисан во епископа Кавказского и Черноморского. В следующем году владыка прибыл в Ставрополь, где ему предстояли новые большие труды, но постигшая его тяжелая болезнь, оспа, воспрепятствовала им. Преосвященный решил проситься на покой и в 1861 г. поселился в Николо-Бабаевском монастыре. Здесь, свободный от служебных обязанностей, все свое время до конца жизни († 1867) он отдал работе над духовными сочинениями.
Имя святителя Игнатия Брянчанинова, епископа Ставропольского и Кавказского, сияет в летописях Церкви и России ярким светом благодатного избранничества. Строгий ревнитель аскетической традиции, выдающийся ученый, подвижник, архипастырь, миротворец, человек высочайшей духовности и культуры, он известен всему цивилизованному миру как творец бессмертных духовных произведений, талантливый администратор, ревностный хранитель православных традиций и культуры, как один из наиболее авторитетных руководителей человека на пути к вечной жизни.
 |
Святитель Донат, Епископ Еврии |
Святитель Донат жил в царствование святого благоверного царя Феодосия Великого (379–397) и был епископом в городе Еврии. Недалеко от этого города в местечке Сориа находился вредоносный источник воды. Когда святитель узнал об этом, он вместе с клириками пришел на источник и изгнал из него чудовищного змея, который испустил дух. Святитель помолился, благословил источник и выпил воды без вреда. Видя это чудо, народ прославил Бога.
В другой раз, помолившись, святитель Донат извел воду в сухом каменистом месте, а во время засухи испросил у Господа дождь, который напоил землю.
Дочь святого царя Феодосия сильно заболела и была одержима нечистым духом. Святитель Донат пришел во дворец, и в его присутствии бес вышел и больная исцелилась. Один заимодавец после того, как его бывший должник, отдавший долг, умер, хотел вторично получить деньги с его вдовы. Святитель воскресил умершего, чтобы тот подтвердил возврат долга. Скончался святитель Донат около 387 года.
 Священномученик Василий, епископ Амасийский, жил в начале IV века в понтийском городе Амасии. Он поддерживал и утешал христиан, страдавших от гонений язычников. В то время Восточной частью Римской империи правил Ликиний (312–324), зять святого равноапостольного царя Константина Великого (306–337; память 21 мая). Ликиний лицемерно подписал его «Указ о веротерпимости» (313), который разрешал свободное исповедание христианства, но в душе ненавидел христиан и продолжал их преследовать, возвратившись к язычеству.
Ликиний воспылал страстью к служанке своей жены Констанции, праведной деве Глафире. Святая дева рассказала об этом царице и просила защиты. Переодев праведную Глафиру в мужское платье и снабдив деньгами, царица Констанция удалила ее из города в сопровождении преданных слуг. Императору сказали, что служанка сошла с ума и лежит при смерти. Праведная Глафира по пути в Армению остановилась в городе Амасии, где местный епископ, святитель Василий, дал ей приют.
В то время святитель строил в городе храм. Праведная Глафира передала на его постройку все деньги, полученные от Констанции, и в письме к ней просила прислать еще средства на окончание храма. Царица исполнила ее просьбу. Но письмо праведной Глафиры попало к императору. Разгневанный Ликиний потребовал от правителя Амасии выслать к нему святителя и служанку. Праведная Глафира скончалась († 322), прежде чем приказ дошел до Амасии. Святителя Василия направили к императору. За ним последовали два диакона, Парфений и Фестим, которые поселились вблизи темницы, куда заключили святителя.
Благочестивый христианин Елпидифор подкупил тюремщиков к каждую ночь вместе с Парфением и Фестимом посещал святителя. Накануне дня суда святитель, как обычно, пел псалмы, и слова «аще вселюся в последних моря и тамо рука Твоя наставит мя и удержит мя десница Твоя» (Пс.138:9-10) – трижды пропел со слезами. Диаконы усомнились, не испугался ли святитель будущих мук, но он успокоил их.
На суде святитель Василий решительно отверг предложение императора стать верховным жрецом и был приговорен к смерти. Елпидифор деньгами задобрил воинов, и они позволили святителю помолиться и поговорить с друзьями перед казнью. После этого святитель сказал палачу: «Друг, делай, что тебе приказано», – и спокойно встал под удар меча.
Когда мученик был обезглавлен. Елпидифор пытался выкупить у воинов его останки. Но воины опасались императора и бросили тело и главу святителя в море. После этого Елпидифору трижды во сне предстал Ангел Божий со словами: «Епископ Василий в Синопе и ждет вас». Повинуясь этому зову, Елпидифор и диаконы отплыли в Синоп и там попросили рыбаков закинуть сети. Когда закинули сеть «на счастье» диаконов Фестима и Парфения, ничего не поймали. Тогда Елпидифор объявил, что он просит закинуть сеть во Имя Бога, Которому он поклоняется. На этот раз сеть вынесла тело святителя Василия. Голова приросла к нему, и только шрам на шее указывал на след меча. Мощи святителя Василия были перевезены в Амасию и погребены в построенном им храме.
Святой мученик Максим пострадал за веру во Христа и был прободен мечом в чрево.
В 4-ю субботу по Пасхе Русская Православная Церковь отмечает День памяти Собора новомучеников, в Бутове пострадавших.
Это переходящее празднование было внесено в месяцеслов Русской Православной Церкви по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 3 сентября 2003 года.
Бутовский полигон в настоящее время находится в черте Москвы, это место массовых захоронений жертв репрессий 30-х – начале 50-х годов XX века.
В настоящее время известны около тысячи человек, расстрелянных на Бутовском полигоне за исповедание православной веры, к лету 2003 года 255 из них канонизированы Русской Православной Церковью.
На территории России нет другого места, где почивали бы мощи такого многочисленного Собора святых.
Бутовский полигон находится на земле бывшей усадьбы Дрожжино, известной с XVI века. Последним хозяином усадьбы был И.И. Зимин, старший брат владельца московской частной оперы С.И. Зимина.
После Октябрьской революции имение и конный завод при нём были конфискованы в пользу государства, завод поставлял лошадей внутренним войскам.
До середины 30-х годов в Бутове размещалась сельскохозяйственная колония ОГПУ.
В 1934 году почти все были выселены из этих мест, в конце 1935 – начале 1936 года на территории бывшего имения Зиминых оборудовали стрелковый полигон «Бутово», где сразу же начали проводиться расстрелы и захоронения репрессированных лиц. С августа 1937 по октябрь 1938 года здесь были расстреляны и похоронены 20765 человек.
Массовые расстрелы 1937-1938 годов стали следствием решений Политбюро ВКП(б) от 2 июля 1937 года и вытекавших из них приказов наркома внутренних дел Н.И. Ежова о борьбе с «врагами народа», в т. ч. с «церковниками».
Расстрелы на Бутовском полигоне производились по постановлениям внесудебных органов: «тройки» Московского УНКВД, реже – комиссии, состоявшей из наркома внутренних дел и прокурора СССР – «двойки». Предписания на расстрелы подписывал начальник УНКВД Московской обл. (в разное время – комиссары госбезопасности С.Ф. Реденс, Л.М. Заковский, В.Е. Цесарский). Приведением в исполнение приговоров руководили комендант и начальник административно-хозяйственного отдела УНКВД по Московской области И.Д. Берг и его заместитель и одновременно руководитель Управления рабоче-крестьянской милиции М.И. Семёнов.
На Бутовский полигон осужденных доставляли из московских тюрем: Таганской, Сретенской, Бутырской, а также из районных тюрем Московской области и из Дмитлага – огромного лагерного объединения, предназначенного для строительства канала Москва-Волга (узниками этого лагеря были также сооружены стадион «Динамо», Южный и Северный (Химкинский) порты Москвы, жилые комплексы и многое др.).
После прибытия на Бутовский полигон осуждённых заводили в барак якобы для санобработки. Непосредственно перед расстрелом объявляли приговор, сверяли данные и наличие фотографии. Случалось, что казнь откладывали из-за каких-либо разночтений в документах, а иногда (в единичных случаях) даже отменяли. Приведение приговора в исполнение осуществляла одна из «расстрельных команд» – группа из 3-4 офицеров спецотряда, как правило, людей со стажем, служивших в органах ОГПУ-НКВД со времён гражданской войны, имевших правительственные награды. В дни особо массовых расстрелов число исполнителей, очевидно, увеличивалось.
На казнь из барака выводили по одному, каждый палач вёл свою жертву к краю рва, стрелял в затылок с расстояния не более метра и сбрасывал тело в траншею. Далеко не всегда при этом присутствовали врач и прокурор.
Первое время расстрелянных хоронили в небольших ямах-могильниках, которые копали вручную. С августа 1937 года, когда казни в Бутове приняли невиданные в мировой истории масштабы, экскаваторы карьерного типа выкапывали для этих целей траншеи шириной и глубиной в 3 м, длиной от 150 м.
За день в Бутове редко расстреливали менее 100 человек, бывали дни (как, например, 28 февраля 1938 года), когда казнили более 500 человек. Иногда, очевидно, приговоренных расстреливали в московских тюрьмах, а на Бутовский полигон привозили только для захоронения.
Большую часть расстрелянных на Бутовском полигоне составляют крестьяне и рабочие Москвы и Подмосковья, которых зачастую арестовывали и казнили семьями, включая подростков и стариков. Подавляющее число жертв были беспартийными, т. е. далекими от политики людьми, имевшими низшее образование или неграмотными.
Примерно четверть от общего числа казненных на Бутовском полигоне – уголовники, подавляющее число их было расстреляно за прошлые судимости, по которым прежде они уже отбыли срок наказания.
Под категории «социально опасных» и «социально вредных элементов», осужденных и расстрелянных на Бутовском полигоне, подпадали самые разные люди: родственники ранее осужденных, бывшие царские министры, нищие, уличные торговцы, гадалки, картежники.
В январе 1938 года с санкции властей началась тайная расправа над инвалидами: в феврале-марте того же года было расстреляно 1160 инвалидов.
Большинство казнённых на Бутовском полигоне были русскими (более 60%), затем следуют латыши, поляки, евреи, украинцы, немцы, белорусы, – всего свыше 60 национальностей, в т. ч. граждане других государств: Германии, Польши, Франции, США, Австрии, Венгрии, Румынии, Италии, Греции, Чехословакии, Турции, Японии, Индии, Китая и др.
В числе похороненных на Бутовском полигоне – люди, оставившие след в русской истории: председатель 2-й Государственной Думы Ф.А. Головин, бывший московский генерал-губернатор В.Ф. Джунковский, один из первых русских лётчиков Н.Н. Данилевский, член экспедиции О.Ю. Шмидта бортмеханик Я.В. Брезин, правнук М.И. Кутузова профессор церковного пения и композитор М.Н. Хитрово-Крамской, художник А.Д. Древин, спортсмены, заложившие основы советского альпинизма.
В земле Бутова лежат представители русских дворянских родов: Ростопчиных, Тучковых, Гагариных, Шаховских, Оболенских, Олсуфьевых, Бибиковых, большая группа бывших царских генералов (генерал-лейтенант Е.И. Мартынов, генерал-майор М.Ф. Кригер, обладатель 7 воинских боевых наград генерал Б.И. Столбин и др.).
На Бутовском полигоне были замучены 739 священнослужителей Русской Православной Церкви: 1 митрополит, 2 архиепископа, 4 епископа, 15 архимандритов, 118 протоиереев, 14 игуменов, 52 иеромонаха, 363 священника, 60 диаконов (в т. ч. 4 протодиакона и 1 архидиакон), 10 монахов, 58 монахинь (в т. ч. 3 схимонахини), 14 послушников и послушниц, 8 священнослужителей (без уточнения сана).
За веру на Бутовском полигоне были расстреляны 219 мирян (псаломщики, чтецы, регенты, певчие, церковные старосты, иконописцы, члены церковных советов, уборщицы храмов, церковные сторожа).
В числе казнённых в Бутове «церковников» – 59 старообрядцев, 9 обновленцев, более 60 баптистов, хлысты, «антивоенники», евангелисты, сектанты (без уточнения, к какой именно секте принадлежали; иногда следователи так называли представителей «катакомбной» церкви или истинно-православных христиан), а также 4 муллы и 1 раввин.
Первыми православными священнослужителями, расстрелянными на Бутовском полигоне, были священномученики протоиереи Алексий Воробьёв, Алексий Касимов и сщмч. диакон Елисей Штольдер († 20 авг. 1937).
Больше всего священнослужителей пострадало в сентябре-декабре 1937 года и в феврале-марте 1938 года (17 февраля 1938 года было расстреляно 502 человека, 75 из них священнослужители и монахи).
Почти всем, проходившим по церковным делам, предъявлялось обвинение по 58-й статье УК РСФСР. Поводы для обвинения могли быть разные: «сохранение церкви и насаждение тайного монашества», «богослужения на дому», «недоносительство», «помощь ссыльному духовенству», приют бездомных священнослужителей или, напр., такое абсурдное обвинение: «клеветал, что церкви закрываются, священники арестовываются».
Большинство подследственных, замученных или обманутых следователями, в конце концов признавали себя полностью или частично виновными в «антисоветской агитации», «контрреволюционной деятельности», но в вопросах веры церковный народ показал себя неустрашимым. Ни пытки, ни угрозы смерти не могли заставить верующих отречься от Бога, возвести хулу на Церковь. Не редкостью является «отсутствие в деле скомпрометированных лиц», то есть отсутствие новых имен, необходимых следователям для новых арестов.
С середины Великой Отечественной войны в Бутове располагался лагерь для военнопленных, работавших на строительстве Симферопольского шоссе и на кирпичном заводе. В 1949 – начале 1950 года вблизи полигона был выстроен поселок из 3 домов, в двух из которых поселились сотрудники НКВД, в третьем расположилась спецшкола для офицеров внутренних служб стран Восточной Европы.
В середине 50-х годов «спецзона» была ликвидирована. Сам полигон, где находилась основная часть захоронений, обнесли глухим деревянным забором с натянутой поверх него колючей проволокой. По краям «зоны» возник дачный поселок НКВД, в котором разрешалось строить только лёгкие одноэтажные дачи без фундаментов и погребов.
В начале 70-х годов в восточной части Бутовского полигона разбили яблоневый сад, обновили обветшавший забор вокруг.
До 1995 года территория находилась в ведении ФСК-ФСБ и тщательно охранялась.
Начиная с 1992 года московская общественная группа по увековечению жертв политических репрессий (группа М.Б. Миндлина) с помощью сотрудников ФСК-ФСБ приступила к работе со следственными делами расстрелянных на Бутовском полигоне, составлялись краткие биографические сведения для будущей «Книги памяти».
Весной 1993 года полигон впервые посетили родственники погибших, осенью того же года в его южной части была установлена гранитная мемориальная плита.
С 1997 года на Бутовском полигоне ведутся комплексные работы с целью определения местоположения погребальных рвов, проводятся историко-археологические, геоботанические, геоморфологические исследования. В 1997 г. был вскрыт один из погребальных рвов: на площади в 12 кв. м обнаружили захоронения в 5 слоев, где погребены останки 149 чел. В 2001-2002 гг. специалисты выявили и нанесли на карту 13 погребальных рвов.
Весной 1994 года на Бутовском полигоне был установлен Большой Поклонный крест (освящён 8 мая 1994), сооруженный по проекту скульптора Д.М. Шаховского, чей отец, священник Михаил Шик, был расстрелян в Бутове.
25 июня 1995 года в Бутове в походном палаточном храме Всех Святых, в земле Российской просиявших, Православного Свято-Тихоновского Богословского института была отслужена первая литургия, которую возглавил ректор института протоиерей Владимир Воробьёв.
Начиная с 1994 года горячее участие в деле увековечения памяти пострадавших в Бутове принимала внучка расстрелянного здесь сщмч. Серафима (Чичагова) игумения Серафима (Чёрная) .
В 1995 году Бутовский полигон передали Московской Патриархии. По проекту Шаховского был воздвигнут деревянный храм во имя Новомучеников и исповедников Российских (освящён в 1996 году), настоятелем которого стал внук расстрелянного здесь сщмч. протоиерея Владимира Амбарцумова священник Кирилл Каледа .
27 мая 2000 года на Бутовском полигоне состоялось грандиозное богослужение под открытым небом, которое возглавил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Были совершены Божественная литургия и панихида по убиенным – последняя перед их прославлением на Архиерейском Юбилейном Соборе Русской Православной Церкви 2000 года.
На Юбилейном Соборе были канонизированы 120 человек, расстрелянных на Бутовском полигоне, за последующие годы число канонизированных Бутовских новомучеников удвоилось.
Собор Бутовских новомучеников возглавляют 6 архиереев: Ленинградский и Гдовский митрополит сщмч. Серафим (Чичагов), Можайский архиепископ сщмч. Димитрий (Добросердов), Владимирский и Суздальский архиепископ сщмч. Николай (Добронравов), Бежецкий епископ сщмч. Аркадий (Остальский), Нижнетагильский епископ сщмч. Никита (Делекторский), Велижский епископ сщмч. Иона (Лазарев).
На Бутовском полигоне было казнено много почитаемых иереев-священномучеников: братья Агафонниковы – Александр, Василий и Николай, Владимир Амбарцумов, Владимир Медведюк, Зосима Трубачёв, Иоанн Артоболевский, Сергий Лебедев, Сергий Махаев, Петр Петриков и многие другие.
Празднование Собору новомучеников, в Бутове пострадавших, установлено в 4-ю субботу после Пасхи. Над погребальными бутовскими рвами ежегодно совершается торжественное богослужение, возглавляемое Святейшим Патриархом, в котором принимают участие десятки архиереев и сотни священнослужителей Москвы и Московской области, стекаются тысячи паломников.
Список Святых Священномученик Николай Кандауров, пресвитер Священномученик Алекса́ндр Воздвиженский, пресвитер Священномученик Иоа́нн Державин, пресвитер Священномученик Симео́н Кульгавец, пресвитер Священномученик Иоа́нн Косинский, пресвитер Священномученик Дими́трий Миловидов, пресвитер Священномученик Се́ргий Кедров, пресвитер Священномученик Васи́лий Крылов, пресвитер Преподобномученик Иларио́н (Писарец), иеромонах Священномученик Алекса́ндр Буравцев, пресвитер Священномученик Иоа́нн Калабухов, пресвитер Священномученик Петр Косминков, пресвитер Преподобномученик Се́ргий (Букашкин), иеромонах Священномученик Николай Житов, пресвитер Священномученик Петр Озерецковский, пресвитер Преподобномученик Иоаса́ф (Крымзин), игумен Священномученик Алекса́ндр Минервин, пресвитер Священномученик Влади́мир Сперанский, пресвитер Преподобномученик Никано́р (Морозкин), архимандрит Священномученик Алекси́й Смирнов, пресвитер Священномученик Все́волод Смирнов, пресвитер Священномученик Влади́мир Проферансов, пресвитер Священномученик Иоа́нн Артоболевский, пресвитер Священномученик Иоа́нн Бороздин, пресвитер Священномученик Алекса́ндр Сахаров, пресвитер Преподобномученик Евти́хий (Качур), игумен Преподобномученик Петр (Мамонтов), иеромонах Преподобномученик Крони́д (Любимов), архимандрит Мученик Николай Кузьмин Священномученик Николай Пятницкий, пресвитер Священномученик Дими́трий Розанов, пресвитер Священномученик Васи́лий Соколов, пресвитер Священномученик Алекси́й Зиновьев, пресвитер Священномученик Павел Ансимов, пресвитер Священномученик Васи́лий Покровский, пресвитер Священномученик Николай Агафоников, пресвитер Священномученик Фео́дор Гусев, пресвитер Священномученик Фео́дор Дорофеев, пресвитер Священномученик Созо́нт Решетилов, пресвитер Священномученик Иоа́нн Тарасов, пресвитер Священномученик Се́ргий Цветков, пресвитер Мученик Дими́трий Казамацкий Священномученик Николай Красовский, пресвитер Священномученик Алекса́ндр Соловьев, пресвитер Священномученик Петр Воскобойников, пресвитер Священномученик Бори́с Ивановский, пресвитер Священномученик Николай Покровский, пресвитер Священномученик Косма́ Коротких, пресвитер Священномученик Илия́ Зачатейский, пресвитер Преподобномученик Серафи́м (Щелоков), архимандрит Священномученик Иоа́нн Смирнов, Московский, пресвитер Священномученик Николай Архангельский, пресвитер Священномученик Илия́ Рылько, пресвитер Священномученик Константин Некрасов, пресвитер Священномученик Алекса́ндр Зверев, пресвитер Священномученик Николай Виноградский, пресвитер Мученик Васи́лий Архипов Преподобномученик Дана́кт (Калашников), иеромонах Священномученик Влади́мир Амбарцумов, Московский, пресвитер Священномученик Васи́лий Лихарев, пресвитер Мученик Ви́ктор Фролов Священномученик Михаи́л Букринский, пресвитер Преподобномученик Серафи́м (Вавилов), архидиакон Священномученик Се́ргий Белокуров, пресвитер Священномученик Афана́сий Докукин, пресвитер Священномученик Емилиа́н Гончаров, пресвитер Священномученик Иоа́нн Смирнов, пресвитер Священномученик Дими́трий Остроумов, пресвитер Священномученик Алекси́й Шаров, пресвитер Священномученик Алекси́й Княжеский, пресвитер Мученик Алекси́й Серебренников Мученик Иоа́нн Рыбин Мученик Па́вел Соколов Преподобномученик Нил (Тютюкин), иеромонах Мученик Иоа́нн Золотов Священномученик Алекса́ндр Покровский, пресвитер Священномученик Дими́трий Гливенко, пресвитер Священномученик Дании́л Мещанинов, пресвитер Священномученик Иоа́нн Хренов, диакон Священномученик Андре́й Ясенев, пресвитер Священномученик Николай Андреев, пресвитер Священномученик Алекса́ндр Крутицкий, пресвитер Священномученик Симео́н Кулямин, диакон Преподобномученик Иларио́н (Громов), иеромонах Священномученик Васи́лий Коклин, пресвитер Преподобномученица Антони́на (Степанова), монахиня Преподобномученик Гера́сим (Мочалов), иеромонах Священномученик Петр Любимов, пресвитер Священномученик Иоа́нн Лебедев, пресвитер Священномученик Алекса́ндр Быков, пресвитер Мученик Иоа́нн Шувалов Священномученик Павел Андреев, пресвитер Священномученик Николай Поспелов, пресвитер Мученик Фео́дор Пальшков Священномученик Арка́дий Лобцов, пресвитер Священномученик Бори́с Назаров, пресвитер Священномученик Николай Заболотский, пресвитер Священномученик Дими́трий Русинов, пресвитер Священномученик Иоа́нн Фрязинов, пресвитер Священномученик Васи́лий Максимов, пресвитер Священномученик Николай Цветков, протодиакон Преподобномученик Серафи́м (Булашов), игумен Священномученик Васи́лий Архангельский, пресвитер Священномученик Николай Виноградов, пресвитер Священномученик Петр Никотин, пресвитер Священномученик Парфе́ний Грузинов, пресвитер Преподобномученик Гаврии́л (Гур), иеромонах Священномученик Андре́й Воскресенский, пресвитер Священномученик Алекса́ндр Парусников, пресвитер Священномученик Гео́ргий Архангельский, пресвитер Священномученик Михаил Успенский, пресвитер Священномученик Иоа́нн Заболотный, пресвитер Священномученик Алекси́й Воробьев, пресвитер Священномученик Яросла́в Савицкий, Ямской, пресвитер Священномученик Се́ргий Знаменский, пресвитер Священномученик Се́ргий Фелицын, пресвитер Священномученик Михаил Рыбин, пресвитер Священномученик Фео́дор Алексинский, пресвитер Священномученик Иоа́нн Покровский, пресвитер Преподобномученик Влади́мир (Волков), архимандрит Священномученик Иа́ков Соколов, пресвитер Преподобномученик Серафи́м (Крестьянинов), игумен Священномученик Алекса́ндр Агафоников, пресвитер Преподобномученик Иоаса́ф (Шахов), иеромонах Священномученик Петр Петриков, пресвитер Священномученик Петр Соловьев, пресвитер Мученик Иоа́нн Емельянов Преподобномученик Пахо́мий (Туркевич), игумен Священномученик Петр Голубев, пресвитер Священномученик Алекси́й Смирнов, пресвитер Священномученик Николай (Добронравов), Владимирский, архиепископ Священномученик Николай Розанов, Звенигородский, пресвитер Священномученик Се́ргий Соловьев, пресвитер Преподобномученик Ни́кон (Беляев), архимандрит Мученик Николай Гусев Священномученик Ви́ктор Моригеровский, пресвитер Священномученик Михаи́л Попов, пресвитер Священномученик Васи́лий Колосов, пресвитер Священномученик Михаи́л Маслов, пресвитер Преподобномученик Варлаа́м (Никольский), игумен Мученик Николай Рейн Священномученик Вике́нтий Смирнов, пресвитер Священномученик Елисе́й Штольдер, диакон Священномученик Алекси́й Никатов, пресвитер Священномученик Васи́лий Озерецковский, пресвитер Священномученик Гео́ргий Колоколов, пресвитер Священномученик Се́ргий Гусев, пресвитер Священномученик Григо́рий Воинов, пресвитер Священномученик Васи́лий Ягодин, пресвитер Священномученик Алекси́й Скворцов, пресвитер Преподобномученик Мефо́дий (Иванов), игумен Священномученик Васи́лий Горбачев, пресвитер Священномученик Никола́й Добролюбов, пресвитер Священномученик Никола́й Горюнов, диакон Священномученик Константин Успенский, пресвитер Преподобномученик Анти́па (Кириллов), иеромонах Священномученик Симео́н Лилеев, пресвитер Священномученик Се́ргий Бажанов, пресвитер Священномученик Павел Преображенский, пресвитер Священномученик Иоа́нн Алешковский, пресвитер Преподобномученик Алекси́й (Задворнов), иеромонах Священномученик Алекси́й Смирнов, пресвитер Мученик Матфе́й Соловьев Священномученик Васи́лий Гурьев, пресвитер Священномученик Васи́лий Архангельский, пресвитер Мученик Гаврии́л Безфамильный Преподобномученик Гаврии́л (Яцик), архимандрит Мученик Тимофе́й Кучеров Священномученик Иоа́нн Кесарийский, пресвитер Священномученик Серафи́м (Чичагов), Петроградский, митрополит Священномученик Влади́мир Покровский, пресвитер Священномученик Лео́нтий Гримальский, пресвитер Священномученик Се́ргий Лебедев, пресвитер Священномученик Арка́дий (Остальский), Бежецкий, епископ Священномученик Петр Соколов, пресвитер Мученик Васи́лий Иванов Священномученик Евста́фий Сокольский, пресвитер Священномученик Андре́й Беднов, пресвитер Священномученик Никита (Делекторский), Орехово-Зуевский, епископ Священномученик Васи́лий Смирнов, пресвитер Священномученик Петр Пушкинский, пресвитер Священномученик Наза́рий Грибков, пресвитер Мученик Иа́ков Блатов Преподобномученик Инноке́нтий (Мазурин), иеродиакон Мученица Елисавета Крымова Священномученик Алекси́й Сперанский, пресвитер Священномученик Дими́трий Лебедев, пресвитер Священномученик Арсе́ний Троицкий, пресвитер Священномученик Алекси́й Аманов, пресвитер Священномученик Васи́лий Колоколов, пресвитер Священномученик Иа́ков Бриллиантов, пресвитер Преподобномученик Ио́на (Санков), иеромонах Мученик Павел Кузовков Священномученик Се́ргий Кротков, пресвитер Священномученик Николай Голышев, пресвитер Священномученик Алекса́ндр Вершинский, пресвитер Мученик Дими́трий Рудаков Священномученик Вениами́н Фаминцев, пресвитер Священномученик Ви́ктор Смирнов, пресвитер Священномученик Алекси́й Никитский, пресвитер Священномученик Дими́трий Кедроливанский, пресвитер Священномученик Иоа́нн Виноградов, пресвитер Священномученик Дими́трий Троицкий, диакон Священномученик Васи́лий Студницын, пресвитер Священномученик Влади́мир Медведюк, пресвитер Мученик Алекси́й Скоробогатов Священномученик Николай Запольский, диакон Священномученик Николай Зеленов, пресвитер Преподобномученик Иоаса́ф (Боев), архимандрит Священномученик Павел Успенский, пресвитер Священномученик Се́ргий Голощапов, пресвитер Священномученик Васи́лий Сунгуров, пресвитер Священномученик Се́ргий Успенский, пресвитер Священномученик Васи́лий Парийский, пресвитер Священномученик Иоа́нн Тихомиров, пресвитер Священномученик Иоа́нн Янушев, пресвитер Священномученик Се́ргий Розанов, пресвитер Священномученик Влади́мир Красновский, пресвитер Преподобномученик Алекси́й (Гаврин), монах Священномученик Петр Орленков, пресвитер Священномученик Алекси́й Веселовский, пресвитер Преподобномученик Васи́лий (Цветков), архимандрит Священномученик Васи́лий Агафоников, пресвитер Священномученик Алекса́ндр Соколов, пресвитер Священномученик Алекси́й Лебедев, пресвитер Священномученик Се́ргий Махаев, пресвитер Священномученик Алекса́ндр Архангельский, пресвитер Священномученик Дими́трий (Добросердов), Можайский, архиепископ Священномученик Константин Немешаев, пресвитер Священномученик Симео́н Кречков, диакон Преподобномученик Николай (Салтыков), игумен Преподобномученик Феодо́сий (Бобков), иеромонах Священномученик Алекса́ндр Парусников, пресвитер Священномученик Васи́лий Никитский, пресвитер Священномученик Вячесла́в Занков, пресвитер Священномученик Ио́сиф Сченснович, диакон Преподобномученик Аполло́с (Федосеев), иеромонах Священномученик Се́ргий Любомудров, пресвитер Священномученик Влади́мир Писарев, пресвитер Священномученик Николай Соколов, пресвитер Преподобномученик Амвро́сий (Астахов), архимандрит Священномученик Матфе́й Алоин, пресвитер Преподобномученик Илия́ (Вятлин), иеромонах Священномученик Зоси́ма Трубачев, пресвитер Священномученик Иоа́нн Плеханов, пресвитер Священномученик Ио́на (Лазарев), Велижский, епископ Мученица Елисавета Куранова Преподобномученица Ксе́ния Петрухина, послушница Мученица Ми́лица Кувшинова Преподобномученица Анна Ефремова, послушница Преподобномученица Наде́жда Круглова, послушница Преподобномученица Мари́я Грошева, послушница Преподобномученица А́нна Корнеева, послушница Мученица Варва́ра Лосева Преподобномученица Анастаси́я Бобкова, послушница Мученица Мария Волнухина Преподобномученица Евдоки́я Архипова, послушница Преподобномученица Ната́лия Ульянова, послушница Преподобномученица Да́рия Зайцева, послушница Преподобномученица Евдоки́я Синицына, послушница Мученица Аполлина́рия Тупицына Мученица Татиа́на Гримблит Преподобномученица Матро́на Грошева, послушница Преподобномученица Мария Журавлева, послушница Преподобномученица Ири́на Хвостова, послушница Преподобномученица Михаи́ла (Иванова), схимонахиня Преподобномученица Татиа́на Грибкова, послушница Преподобномученица Ве́ра Морозова, послушница Мученица Матро́на Конюхова Преподобномученица Екатери́на Константинова, послушница Преподобномученица Евдоки́я Кузьминова, послушница Преподобномученица Татиа́на (Бесфамильная), инокиня Мученица Ири́на Смирнова Преподобномученица О́льга Жильцова, послушница Преподобномученица Рафаи́ла (Вишнякова), схимонахиня Мученица Наде́жда Аббакумова Мученица Надежда Ажгеревич Преподобномученица Екатерина Черкасова, послушница Мученица Анна Зерцалова Преподобномученица А́нна Горохова, послушница Преподобномученица Алекса́ндра (Самойлова), инокиня Преподобномученица Софи́я Селивестрова, послушница Преподобномученица Александра (Червякова), схимонахиня Преподобномученица Антони́на Новикова, послушница Преподобномученица А́нна Макандина, послушница Преподобномученица Параске́ва Макарова, послушница Священномученик Се́ргий Лебедев, пресвитер |