Дивное Дивеево

Вся история девеевской обители

Угодниче Божий (имярек). Поминай в благоприятных твоих молитвах перед Христом Богом, да сохранит Он нас от искушений, болезней и скорбей, да дарует нам смирение, любовь, рассуждение и кротость, и да ...
На главную Новости 13 мая. Апостола Иакова Зеведеева. Святителя Игнатия Брянчанинова, епископа Кавказского. Собор новомучеников, в Бутове пострадавших
13 мая. Апостола Иакова Зеведеева. Святителя Игнатия Брянчанинова, епископа Кавказского. Собор новомучеников, в Бутове пострадавших
12/05/2023 15:38:53

30 апреля по старому стилю / 13 мая по новому стилю
суббота
Седмица 4-я по Пасхе. Глас 3.
Поста нет

Ап. Иакова Зеведеева (44). Обре́тение мощей свт. Никиты, еп. Новгородского (1558). Свт. Игнатия Брянчанинова, еп. Кавказского (1867).
Свт. Доната, еп. Е́врии (ок. 387). Обре́тение мощей сщмч. Василия, еп. Амасийского (IV). Мч. Максима. Собор новомучеников, в Бутове пострадавших (переходящее празднование в 4-ю субботу по Пасхе).


Утр. – Ин., 67 зач., XXI, 15–25*. Лит. – Деян., 29 зач., XII, 1–11. Ин., 31 зач., VIII, 31–42. Ап.: Деян., 29 зач., XII, 1–11. Лк., 17 зач., V, 1–11.

* В день совершения полиелейной службы свт. Игнатия на утрене читается Евангелие от Иоанна, 35 зач. (от полу́), X, 1–9, а на литургии – чтения дня и святителя: Евр., 318 зач., VII, 26 – VIII, 2. Ин., 36 зач., X, 9–16.

Тропарь Преполовения, глас 8:
Преполови́вшуся пра́зднику,/ жа́ждущую ду́шу мою́ благоче́стия напо́й вода́ми,/ я́ко всем, Спа́се, возопи́л еси́:/ жа́ждай да гряде́т ко Мне и да пие́т.// Исто́чниче жи́зни на́шея, Христе́ Бо́же, сла́ва Тебе́.

Кондак Преполовения, глас 4:
Пра́зднику зако́нному преполовля́ющуся,/ всех Тво́рче и Влады́ко,/ к предстоя́щим глаго́лал еси́, Христе́ Бо́же:/ прииди́те и почерпи́те во́ду безсме́ртия./ Те́мже Тебе́ припа́даем и ве́рно вопие́м:/ щедро́ты Твоя́ да́руй нам,// Ты бо еси́ Исто́чник жи́зни на́шея.

Тропарь апостола Иакова, глас 3:
Апо́столе святы́й Иа́кове,/ моли́ Ми́лостиваго Бо́га,/ да прегреше́ний оставле́ние// пода́ст душа́м на́шим.

Ин тропарь апостола Иакова, глас тот же:
Апо́стол Христо́в был еси́ избра́нный,/ и Богосло́ву возлю́бленному брат единоро́дный,/ всехва́льне Иа́кове,/ пою́щим тя грехо́в оставле́ние испроси́,// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Кондак апостола Иакова, глас 2:
Глас Боже́ственный слы́шав, призыва́ющ тя,/ любо́вь отца́ презре́л еси́/ и прите́кл еси́ ко Xристу́, Иа́кове, с сро́дником твои́м, сла́вне,/ с ни́мже сподо́бился еси́ ви́дети// Госпо́дне Боже́ственное преображе́ние.

Тропарь святителя Игнатия, глас 8:
Правосла́вия побо́рниче,/ покая́ния и моли́твы де́лателю и учи́телю изря́дный,/ архиере́ев богодухнове́нное украше́ние,/ мона́шествующих сла́во и похвало́:/ писа́нии твои́ми вся ны уцелому́дрил еси́./ Цевни́це духо́вная, Игна́тие богому́дре,/ моли́ Сло́ва Христа́ Бо́га, Его́же носи́л еси́ в се́рдце твое́м,// дарова́ти нам пре́жде конца́ покая́ние.

Кондак святителя Игнатия, глас 8:
А́ще и соверша́л еси́ стезю́ жития́ земна́го, святи́телю Игна́тие,/ оба́че непреста́нно зрел еси́ зако́ны бытия́ ве́чнаго,/ сему́ поуча́я ученики́ словесы́ мно́гими,// и́мже после́довати и нам, свя́тче, помоли́ся.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
(Дея. 12, 1-11; Ин. 8, 31-42). Сказал Господь: "если Сын освободит вас, то истинно свободны будете". Вот где свобода! Ум связан узами неведения, заблуждений, суеверий, недоумений; он бьется, но выбиться из них не может. Прилепись ко Господу, и Он просветит тьму твою и расторгнет все узы, в которых томится ум твой. Волю вяжут страсти, и не дают ей простора действовать; бьется она, как связанный по рукам и по ногам, а выбиться не может. Но прилепись к Господу, и Он даст тебе Самсонову силу и расторгнет все вяжущие тебя узы неправды. Сердце облежат постоянные тревоги, и отдыха ему не дают; но прилепись к Господу, и Он успокоит тебя; и будешь, мирствуя в себе, и все вокруг светло видя, беспрепятственно и непреткновенно шествовать с Господом, сквозь мрак и темноты жизни этой, к всеблаженной, полной отрады и простора вечности.


Апостол Иаков Зеведеев

Святой апостол Иаков Зеведеев, один из 12 апостолов, был призван Господом Иисусом Христом к апостольскому служению вместе со своим братом апостолом Иоанном Богословом. Им и апостолу Петру Иисус Христос преимущественно перед другими апостолами открывал Свои Божественные Тайны: при воскрешении дочери Иаира, на Фаворской горе и в Гефсиманском саду.

Святой Иаков, по сошествии Святого Духа, проповедовал в Испании и других странах, а потом возвратился в Иерусалим. Он открыто и смело учил об Иисусе Христе как Спасителе мира, словами Священного Писания обличал фарисеев и книжников, укоряя их в жестокосердии и неверии. Иудеи были не в состоянии противостать апостольскому слову и за деньги наняли философа-волхва Гермогена, чтобы он вступил в диспут с апостолом и опроверг его доводы о Христе как о пришедшем на землю обетованном Мессии. Волхв послал к святому апостолу своего ученика Филиппа, но он уверовал в Господа Иисуса Христа. Затем и сам Гермоген убедился в силе Божией, сжег свои волшебные книги, принял святое Крещение и сделался истинным последователем Христовым.

Неверующие иудеи убедили Ирода Агриппу (40–44) схватить апостола Иакова и осудить его на смерть. Святой Иаков спокойно выслушал смертный приговор и продолжал свидетельствовать о Христе. Один из доносчиков на апостола по имени Иосия был поражен мужеством святого Иакова. Он уверовал в истину слов о пришествии Христа-Мессии. Когда апостола повели на казнь, Иосия пал к его ногам, покаялся в своем грехе и молил о прощении. Апостол обнял, поцеловал его и сказал: «Мир тебе и прощение». Тогда Иосия исповедал всенародно веру во Христа и был обезглавлен вместе со святым Иаковом в 44 году в Иерусалиме.

 Свя­ти­тель Ни­ки­та, епи­скоп Нов­го­род­ский, в мо­ло­дые го­ды по­сту­пил в Ки­е­во-Пе­чер­ский мо­на­стырь и вско­ре по­же­лал уй­ти в за­твор. Игу­мен пре­ду­пре­ждал его о преж­девре­мен­но­сти та­ко­го по­дви­га для мо­ло­до­го ино­ка, но он, по­на­де­яв­шись на свои си­лы, не по­слу­шал­ся. В за­тво­ре свя­той Ни­ки­та впал в ис­ку­ше­ние. Диа­вол явил­ся ему в ви­де Ан­ге­ла, и неопыт­ный по­движ­ник по­кло­нил­ся ему. Бес дал ему со­вет, как уже до­стиг­ше­му со­вер­шен­ства: «Ты не мо­лись, а толь­ко чи­тай и учи дру­гих, а я бу­ду мо­лить­ся вме­сто те­бя», – и стал око­ло за­твор­ни­ка, де­лая вид, что мо­лит­ся за него. Пре­льщен­ный инок Ни­ки­та пре­взо­шел всех в зна­нии книг Вет­хо­го За­ве­та, а о Еван­ге­лии ни го­во­рить, ни слу­шать не хо­тел. Ки­е­во-Пе­чер­ские стар­цы при­шли к пре­льщен­но­му и, по­мо­лив­шись, ото­гна­ли от него бе­са. По­сле это­го пре­по­доб­ный Ни­ки­та, оста­вив по бла­го­сло­ве­нию стар­цев за­твор, жил в стро­гом по­сте и мо­лит­ве, бо­лее все­го упраж­ня­ясь в по­слу­ша­нии и сми­ре­нии. Ми­ло­серд­ный Гос­подь по мо­лит­вам свя­тых стар­цев воз­вел его из глу­би­ны па­де­ния на вы­со­кую сте­пень ду­хов­но­го со­вер­шен­ства. Впо­след­ствии он был по­став­лен епи­ско­пом в Нов­го­род и за свою свя­тую жизнь был на­граж­ден от Бо­га да­ром чу­до­тво­ре­ний. Од­на­жды во вре­мя за­су­хи он мо­лит­вой низ­вел дождь с неба, в дру­гой раз по его мо­лит­ве пре­кра­тил­ся в го­ро­де по­жар. 13 лет управ­лял свя­ти­тель Ни­ки­та нов­го­род­ской паст­вой и мир­но скон­чал­ся в 1109 го­ду. В 1558 го­ду, при ца­ре Иоанне Ва­си­лье­ви­че, со­сто­я­лось про­слав­ле­ние свя­ти­те­ля. Мо­щи его по­ко­ят­ся ныне в церк­ви свя­то­го апо­сто­ла Филип­па в Нов­го­ро­де.

Святитель Игна́тий (Брянчанинов), Кавказский, епископ

Свя­ти­тель Иг­на­тий (в ми­ру Дмит­рий Алек­сан­дро­вич Брян­ча­ни­нов) ро­дил­ся 6 фев­ра­ля 1807 г. в ро­до­вом име­нии от­ца, се­ле По­кров­ском Во­ло­год­ской гу­бер­нии. Мать ро­ди­ла Дмит­рия по­сле про­дол­жи­тель­но­го бес­пло­дия, по го­ря­чей мо­лит­ве и пу­те­ше­ствии по окрест­ным свя­тым ме­стам. Дет­ство маль­чик про­вел в уеди­не­нии сель­ской жиз­ни; с ран­них лет без­от­чет­но влек­ся он к жиз­ни ино­че­ской. С воз­рас­том его ре­ли­ги­оз­ное на­стро­е­ние об­на­ру­жи­ва­лось все за­мет­нее: оно про­яв­ля­лось в осо­бен­ной рас­по­ло­жен­но­сти к мо­лит­ве и чте­нию ду­хов­ных книг.

Учил­ся Дмит­рий пре­вос­ход­но и до са­мо­го вы­хо­да из учи­ли­ща оста­вал­ся пер­вым уче­ни­ком в сво­ем клас­се. Его спо­соб­но­сти бы­ли са­мые раз­но­сто­рон­ние – не толь­ко в на­у­ках, но и в ри­со­ва­нии, и в му­зы­ке. Род­ствен­ные свя­зи вве­ли его в дом пре­зи­ден­та Ака­де­мии ху­до­жеств А.Н. Оле­ни­на; здесь на ли­те­ра­тур­ных ве­че­рах он сде­лал­ся лю­би­мым чте­цом и вско­ре по­зна­ко­мил­ся с А. Пуш­ки­ным, К. Ба­тюш­ко­вым, Н. Гне­ди­чем, И. Кры­ло­вым. Но в шу­ме и су­е­те сто­лич­ной жиз­ни Дмит­рий не из­ме­нял сво­им ду­шев­ным стрем­ле­ни­ям. В по­ис­ках «веч­ной соб­ствен­но­сти для веч­но­го че­ло­ве­ка» он по­сте­пен­но при­шел к ма­ло­уте­ши­тель­но­му вы­во­ду: зна­че­ние на­у­ки огра­ни­чи­ва­ет­ся зем­ны­ми по­треб­но­стя­ми че­ло­ве­ка и пре­де­ла­ми его жиз­ни.

Столь же рев­ност­но, как за­ни­мал­ся на­у­кой, при­ни­ма­ет­ся Дмит­рий за изу­че­ние древ­ней и но­вой фило­со­фии, пы­та­ясь успо­ко­ить свое ду­хов­ное том­ле­ние, но и на этот раз не на­хо­дит ре­ше­ния глав­ней­ше­го во­про­са об Ис­тине и смыс­ле жиз­ни. Изу­че­ние Свя­щен­но­го Пи­са­ния бы­ло сле­ду­ю­щей сту­пе­нью, и оно убе­ди­ло его в том, что, предо­став­лен­ное про­из­воль­но­му тол­ко­ва­нию от­дель­но­го че­ло­ве­ка, Пи­са­ние не мо­жет быть до­ста­точ­ным кри­те­ри­ем ис­тин­ной ве­ры и пре­льща­ет лже­уче­ни­я­ми. И то­гда Дмит­рий об­ра­тил­ся к изу­че­нию Пра­во­слав­ной ве­ры по пи­са­ни­ям свя­тых от­цов, свя­тость ко­то­рых, как и чуд­ное и ве­ли­че­ствен­ное со­гла­сие, ста­ли для него ру­ча­тель­ством их вер­но­сти.

Дмит­рий Брян­ча­ни­нов по­се­ща­ет бо­го­слу­же­ния в Алек­сан­дро-Нев­ской лав­ре и там на­хо­дит ис­тин­ных на­став­ни­ков, по­ни­ма­ю­щих его ду­хов­ные нуж­ды. Окон­ча­тель­ный пе­ре­во­рот в жиз­ни про­из­ве­ло зна­ком­ство со стар­цем Лео­ни­дом (впо­след­ствии оп­тин­ский иеро­мо­нах Лев). Дмит­рий Брян­ча­ни­нов остав­ля­ет блеск и бо­гат­ство ари­сто­кра­ти­че­ской жиз­ни и, вы­зы­вая глу­бо­чай­шее недо­уме­ние «све­та» и недо­воль­ство сво­их ро­ди­те­лей, в 1827 г. ухо­дит в от­став­ку. Про­быв по­слуш­ни­ком в несколь­ких мо­на­сты­рях, он при­ни­ма­ет ино­че­ский по­стриг с име­нем Иг­на­тий в уеди­нен­ном Глу­шиц­ком Ди­о­ни­си­е­вом мо­на­сты­ре.

В ян­ва­ре 1832 г. иеро­мо­нах Иг­на­тий был на­зна­чен стро­и­те­лем Пель­шем­ско­го Ло­по­то­ва мо­на­сты­ря в Во­ло­год­ской гу­бер­нии, а в 1833 г. воз­ве­ден в сан игу­ме­на это­го мо­на­сты­ря. Вско­ре им­пе­ра­тор Ни­ко­лай I вы­зы­ва­ет Иг­на­тия в Пе­тер­бург; по вы­со­чай­шей ре­ко­мен­да­ции и по рас­по­ря­же­нию Свя­щен­но­го Си­но­да его наградили званием архимандрита и на­зна­чили на­сто­я­те­лем Сер­ги­е­вой пу­сты­ни.

Про­жив в Сер­ги­е­вой пу­сты­ни 24 го­да, ар­хи­манд­рит Иг­на­тий при­вел ее в цве­ту­щее со­сто­я­ние. 27 ок­тяб­ря 1857 г. он был хи­ро­то­ни­сан во епи­ско­па Кав­каз­ско­го и Чер­но­мор­ско­го. В сле­ду­ю­щем го­ду вла­ды­ка при­был в Став­ро­поль, где ему пред­сто­я­ли но­вые боль­шие тру­ды, но по­стиг­шая его тя­же­лая бо­лезнь, оспа, вос­пре­пят­ство­ва­ла им. Прео­свя­щен­ный ре­шил про­сить­ся на по­кой и в 1861 г. по­се­лил­ся в Ни­ко­ло-Ба­ба­ев­ском мо­на­сты­ре. Здесь, сво­бод­ный от слу­жеб­ных обя­зан­но­стей, все свое вре­мя до кон­ца жиз­ни († 1867) он от­дал ра­бо­те над ду­хов­ны­ми со­чи­не­ни­я­ми.

Имя свя­ти­те­ля Иг­на­тия Брян­ча­ни­но­ва, епи­ско­па Став­ро­поль­ско­го и Кав­каз­ско­го, си­я­ет в ле­то­пи­сях Церк­ви и Рос­сии яр­ким све­том бла­го­дат­но­го из­бран­ни­че­ства. Стро­гий рев­ни­тель ас­ке­ти­че­ской тра­ди­ции, вы­да­ю­щий­ся уче­ный, по­движ­ник, ар­хи­пас­тырь, ми­ро­тво­рец, че­ло­век вы­со­чай­шей ду­хов­но­сти и куль­ту­ры, он из­ве­стен все­му ци­ви­ли­зо­ван­но­му ми­ру как тво­рец бес­смерт­ных ду­хов­ных про­из­ве­де­ний, та­лант­ли­вый адми­ни­стра­тор, рев­ност­ный хра­ни­тель пра­во­слав­ных тра­ди­ций и куль­ту­ры, как один из наи­бо­лее ав­то­ри­тет­ных ру­ко­во­ди­те­лей че­ло­ве­ка на пу­ти к веч­ной жиз­ни.

Святитель Донат, Епископ Еврии

Свя­ти­тель До­нат жил в цар­ство­ва­ние свя­то­го бла­го­вер­но­го ца­ря Фе­о­до­сия Ве­ли­ко­го (379–397) и был епи­ско­пом в го­ро­де Ев­рии. Неда­ле­ко от это­го го­ро­да в ме­стеч­ке Со­риа на­хо­дил­ся вре­до­нос­ный ис­точ­ник во­ды. Ко­гда свя­ти­тель узнал об этом, он вме­сте с кли­ри­ка­ми при­шел на ис­точ­ник и из­гнал из него чу­до­вищ­но­го змея, ко­то­рый ис­пу­стил дух. Свя­ти­тель по­мо­лил­ся, бла­го­сло­вил ис­точ­ник и вы­пил во­ды без вре­да. Ви­дя это чу­до, на­род про­сла­вил Бо­га.

В дру­гой раз, по­мо­лив­шись, свя­ти­тель До­нат из­вел во­ду в су­хом ка­ме­ни­стом ме­сте, а во вре­мя за­су­хи ис­про­сил у Гос­по­да дождь, ко­то­рый на­по­ил зем­лю.

Дочь свя­то­го ца­ря Фе­о­до­сия силь­но за­бо­ле­ла и бы­ла одер­жи­ма нечи­стым ду­хом. Свя­ти­тель До­нат при­шел во дво­рец, и в его при­сут­ствии бес вы­шел и боль­ная ис­це­ли­лась. Один за­и­мо­да­вец по­сле то­го, как его быв­ший долж­ник, от­дав­ший долг, умер, хо­тел вто­рич­но по­лу­чить день­ги с его вдо­вы. Свя­ти­тель вос­кре­сил умер­ше­го, чтобы тот под­твер­дил воз­врат дол­га.
Скон­чал­ся свя­ти­тель До­нат око­ло 387 го­да.


Свя­щен­но­му­че­ник Ва­си­лий, епи­скоп Ама­сий­ский,
 жил в на­ча­ле IV ве­ка в пон­тий­ском го­ро­де Ама­сии. Он под­дер­жи­вал и уте­шал хри­сти­ан, стра­дав­ших от го­не­ний языч­ни­ков. В то вре­мя Во­сточ­ной ча­стью Рим­ской им­пе­рии пра­вил Ли­ки­ний (312–324), зять свя­то­го рав­ноап­о­столь­но­го ца­ря Кон­стан­ти­на Ве­ли­ко­го (306–337; па­мять 21 мая). Ли­ки­ний ли­це­мер­но под­пи­сал его «Указ о ве­ро­тер­пи­мо­сти» (313), ко­то­рый раз­ре­шал сво­бод­ное ис­по­ве­да­ние хри­сти­ан­ства, но в ду­ше нена­ви­дел хри­сти­ан и про­дол­жал их пре­сле­до­вать, воз­вра­тив­шись к язы­че­ству.

Ли­ки­ний вос­пы­лал стра­стью к слу­жан­ке сво­ей же­ны Кон­стан­ции, пра­вед­ной де­ве Гла­фи­ре. Свя­тая де­ва рас­ска­за­ла об этом ца­ри­це и про­си­ла за­щи­ты. Пе­ре­одев пра­вед­ную Гла­фи­ру в муж­ское пла­тье и снаб­див день­га­ми, ца­ри­ца Кон­стан­ция уда­ли­ла ее из го­ро­да в со­про­вож­де­нии пре­дан­ных слуг. Им­пе­ра­то­ру ска­за­ли, что слу­жан­ка со­шла с ума и ле­жит при смер­ти. Пра­вед­ная Гла­фи­ра по пу­ти в Ар­ме­нию оста­но­ви­лась в го­ро­де Ама­сии, где мест­ный епи­скоп, свя­ти­тель Ва­си­лий, дал ей при­ют.

В то вре­мя свя­ти­тель стро­ил в го­ро­де храм. Пра­вед­ная Гла­фи­ра пе­ре­да­ла на его по­строй­ку все день­ги, по­лу­чен­ные от Кон­стан­ции, и в пись­ме к ней про­си­ла при­слать еще сред­ства на окон­ча­ние хра­ма. Ца­ри­ца ис­пол­ни­ла ее прось­бу. Но пись­мо пра­вед­ной Гла­фи­ры по­па­ло к им­пе­ра­то­ру. Раз­гне­ван­ный Ли­ки­ний по­тре­бо­вал от пра­ви­те­ля Ама­сии вы­слать к нему свя­ти­те­ля и слу­жан­ку. Пра­вед­ная Гла­фи­ра скон­ча­лась († 322), преж­де чем при­каз до­шел до Ама­сии. Свя­ти­те­ля Ва­си­лия на­пра­ви­ли к им­пе­ра­то­ру. За ним по­сле­до­ва­ли два диа­ко­на, Пар­фе­ний и Фе­стим, ко­то­рые по­се­ли­лись вбли­зи тем­ни­цы, ку­да за­клю­чи­ли свя­ти­те­ля.

Бла­го­че­сти­вый хри­сти­а­нин Ел­пи­ди­фор под­ку­пил тю­рем­щи­ков к каж­дую ночь вме­сте с Пар­фе­ни­ем и Фе­сти­мом по­се­щал свя­ти­те­ля. На­ка­нуне дня су­да свя­ти­тель, как обыч­но, пел псал­мы, и сло­ва «аще все­лю­ся в по­след­них мо­ря и та­мо ру­ка Твоя на­ста­вит мя и удер­жит мя дес­ни­ца Твоя» (Пс.138:9-10) – три­жды про­пел со сле­за­ми. Диа­ко­ны усо­мни­лись, не ис­пу­гал­ся ли свя­ти­тель бу­ду­щих мук, но он успо­ко­ил их.

На су­де свя­ти­тель Ва­си­лий ре­ши­тель­но от­верг пред­ло­же­ние им­пе­ра­то­ра стать вер­хов­ным жре­цом и был при­го­во­рен к смер­ти. Ел­пи­ди­фор день­га­ми за­доб­рил во­и­нов, и они поз­во­ли­ли свя­ти­те­лю по­мо­лить­ся и по­го­во­рить с дру­зья­ми пе­ред каз­нью. По­сле это­го свя­ти­тель ска­зал па­ла­чу: «Друг, де­лай, что те­бе при­ка­за­но», – и спо­кой­но встал под удар ме­ча.

Ко­гда му­че­ник был обез­глав­лен. Ел­пи­ди­фор пы­тал­ся вы­ку­пить у во­и­нов его остан­ки. Но во­и­ны опа­са­лись им­пе­ра­то­ра и бро­си­ли те­ло и гла­ву свя­ти­те­ля в мо­ре. По­сле это­го Ел­пи­ди­фо­ру три­жды во сне пред­стал Ан­гел Бо­жий со сло­ва­ми: «Епи­скоп Ва­си­лий в Си­но­пе и ждет вас». По­ви­ну­ясь это­му зо­ву, Ел­пи­ди­фор и диа­ко­ны от­плы­ли в Си­ноп и там по­про­си­ли ры­ба­ков за­ки­нуть се­ти. Ко­гда за­ки­ну­ли сеть «на сча­стье» диа­ко­нов Фе­сти­ма и Пар­фе­ния, ни­че­го не пой­ма­ли. То­гда Ел­пи­ди­фор объ­явил, что он про­сит за­ки­нуть сеть во Имя Бо­га, Ко­то­ро­му он по­кло­ня­ет­ся. На этот раз сеть вы­нес­ла те­ло свя­ти­те­ля Ва­си­лия. Го­ло­ва при­рос­ла к нему, и толь­ко шрам на шее ука­зы­вал на след ме­ча. Мо­щи свя­ти­те­ля Ва­си­лия бы­ли пе­ре­ве­зе­ны в Ама­сию и по­гре­бе­ны в по­стро­ен­ном им хра­ме.

Святой мученик Максим пострадал за веру во Христа и был прободен мечом в чрево.

В 4-ю субботу по Пасхе Русская Православная Церковь отмечает День памяти Собора новомучеников, в Бутове пострадавших.

Это переходящее празднование было внесено в месяцеслов Русской Православной Церкви по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 3 сентября 2003 года.

Бутовский полигон в настоящее время находится в черте Москвы, это место массовых захоронений жертв репрессий 30-х – начале 50-х годов XX века.

В настоящее время известны около тысячи человек, расстрелянных на Бутовском полигоне за исповедание православной веры, к лету 2003 года 255 из них канонизированы Русской Православной Церковью.

На территории России нет другого места, где почивали бы мощи такого многочисленного Собора святых.

Бутовский полигон находится на земле бывшей усадьбы Дрожжино, известной с XVI века. Последним хозяином усадьбы был И.И. Зимин, старший брат владельца московской частной оперы С.И. Зимина.

После Октябрьской революции имение и конный завод при нём были конфискованы в пользу государства, завод поставлял лошадей внутренним войскам.

До середины 30-х годов в Бутове размещалась сельскохозяйственная колония ОГПУ.

В 1934 году почти все были выселены из этих мест, в конце 1935 – начале 1936 года на территории бывшего имения Зиминых оборудовали стрелковый полигон «Бутово», где сразу же начали проводиться расстрелы и захоронения репрессированных лиц. С августа 1937 по октябрь 1938 года здесь были расстреляны и похоронены 20765 человек.

Массовые расстрелы 1937-1938 годов стали следствием решений Политбюро ВКП(б) от 2 июля 1937 года и вытекавших из них приказов наркома внутренних дел Н.И. Ежова о борьбе с «врагами народа», в т. ч. с «церковниками».

Расстрелы на Бутовском полигоне производились по постановлениям внесудебных органов: «тройки» Московского УНКВД, реже – комиссии, состоявшей из наркома внутренних дел и прокурора СССР – «двойки». Предписания на расстрелы подписывал начальник УНКВД Московской обл. (в разное время – комиссары госбезопасности С.Ф. Реденс, Л.М. Заковский, В.Е. Цесарский). Приведением в исполнение приговоров руководили комендант и начальник административно-хозяйственного отдела УНКВД по Московской области И.Д. Берг и его заместитель и одновременно руководитель Управления рабоче-крестьянской милиции М.И. Семёнов.

На Бутовский полигон осужденных доставляли из московских тюрем: Таганской, Сретенской, Бутырской, а также из районных тюрем Московской области и из Дмитлага – огромного лагерного объединения, предназначенного для строительства канала Москва-Волга (узниками этого лагеря были также сооружены стадион «Динамо», Южный и Северный (Химкинский) порты Москвы, жилые комплексы и многое др.).

После прибытия на Бутовский полигон осуждённых заводили в барак якобы для санобработки. Непосредственно перед расстрелом объявляли приговор, сверяли данные и наличие фотографии. Случалось, что казнь откладывали из-за каких-либо разночтений в документах, а иногда (в единичных случаях) даже отменяли. Приведение приговора в исполнение осуществляла одна из «расстрельных команд» – группа из 3-4 офицеров спецотряда, как правило, людей со стажем, служивших в органах ОГПУ-НКВД со времён гражданской войны, имевших правительственные награды. В дни особо массовых расстрелов число исполнителей, очевидно, увеличивалось.

На казнь из барака выводили по одному, каждый палач вёл свою жертву к краю рва, стрелял в затылок с расстояния не более метра и сбрасывал тело в траншею. Далеко не всегда при этом присутствовали врач и прокурор.

Первое время расстрелянных хоронили в небольших ямах-могильниках, которые копали вручную. С августа 1937 года, когда казни в Бутове приняли невиданные в мировой истории масштабы, экскаваторы карьерного типа выкапывали для этих целей траншеи шириной и глубиной в 3 м, длиной от 150 м.

За день в Бутове редко расстреливали менее 100 человек, бывали дни (как, например, 28 февраля 1938 года), когда казнили более 500 человек. Иногда, очевидно, приговоренных расстреливали в московских тюрьмах, а на Бутовский полигон привозили только для захоронения.

Большую часть расстрелянных на Бутовском полигоне составляют крестьяне и рабочие Москвы и Подмосковья, которых зачастую арестовывали и казнили семьями, включая подростков и стариков. Подавляющее число жертв были беспартийными, т. е. далекими от политики людьми, имевшими низшее образование или неграмотными.

Примерно четверть от общего числа казненных на Бутовском полигоне – уголовники, подавляющее число их было расстреляно за прошлые судимости, по которым прежде они уже отбыли срок наказания.

Под категории «социально опасных» и «социально вредных элементов», осужденных и расстрелянных на Бутовском полигоне, подпадали самые разные люди: родственники ранее осужденных, бывшие царские министры, нищие, уличные торговцы, гадалки, картежники.

В январе 1938 года с санкции властей началась тайная расправа над инвалидами: в феврале-марте того же года было расстреляно 1160 инвалидов.

Большинство казнённых на Бутовском полигоне были русскими (более 60%), затем следуют латыши, поляки, евреи, украинцы, немцы, белорусы, – всего свыше 60 национальностей, в т. ч. граждане других государств: Германии, Польши, Франции, США, Австрии, Венгрии, Румынии, Италии, Греции, Чехословакии, Турции, Японии, Индии, Китая и др.

В числе похороненных на Бутовском полигоне – люди, оставившие след в русской истории: председатель 2-й Государственной Думы Ф.А. Головин, бывший московский генерал-губернатор В.Ф. Джунковский, один из первых русских лётчиков Н.Н. Данилевский, член экспедиции О.Ю. Шмидта бортмеханик Я.В. Брезин, правнук М.И. Кутузова профессор церковного пения и композитор М.Н. Хитрово-Крамской, художник А.Д. Древин, спортсмены, заложившие основы советского альпинизма.

В земле Бутова лежат представители русских дворянских родов: Ростопчиных, Тучковых, Гагариных, Шаховских, Оболенских, Олсуфьевых, Бибиковых, большая группа бывших царских генералов (генерал-лейтенант Е.И. Мартынов, генерал-майор М.Ф. Кригер, обладатель 7 воинских боевых наград генерал Б.И. Столбин и др.).

На Бутовском полигоне были замучены 739 священнослужителей Русской Православной Церкви: 1 митрополит, 2 архиепископа, 4 епископа, 15 архимандритов, 118 протоиереев, 14 игуменов, 52 иеромонаха, 363 священника, 60 диаконов (в т. ч. 4 протодиакона и 1 архидиакон), 10 монахов, 58 монахинь (в т. ч. 3 схимонахини), 14 послушников и послушниц, 8 священнослужителей (без уточнения сана).

За веру на Бутовском полигоне были расстреляны 219 мирян (псаломщики, чтецы, регенты, певчие, церковные старосты, иконописцы, члены церковных советов, уборщицы храмов, церковные сторожа).

В числе казнённых в Бутове «церковников» – 59 старообрядцев, 9 обновленцев, более 60 баптистов, хлысты, «антивоенники», евангелисты, сектанты (без уточнения, к какой именно секте принадлежали; иногда следователи так называли представителей «катакомбной» церкви или истинно-православных христиан), а также 4 муллы и 1 раввин.

Первыми православными священнослужителями, расстрелянными на Бутовском полигоне, были священномученики протоиереи Алексий Воробьёв, Алексий Касимов и сщмч. диакон Елисей Штольдер († 20 авг. 1937).

Больше всего священнослужителей пострадало в сентябре-декабре 1937 года и в феврале-марте 1938 года (17 февраля 1938 года было расстреляно 502 человека, 75 из них священнослужители и монахи).

Почти всем, проходившим по церковным делам, предъявлялось обвинение по 58-й статье УК РСФСР. Поводы для обвинения могли быть разные: «сохранение церкви и насаждение тайного монашества», «богослужения на дому», «недоносительство», «помощь ссыльному духовенству», приют бездомных священнослужителей или, напр., такое абсурдное обвинение: «клеветал, что церкви закрываются, священники арестовываются».

Большинство подследственных, замученных или обманутых следователями, в конце концов признавали себя полностью или частично виновными в «антисоветской агитации», «контрреволюционной деятельности», но в вопросах веры церковный народ показал себя неустрашимым. Ни пытки, ни угрозы смерти не могли заставить верующих отречься от Бога, возвести хулу на Церковь. Не редкостью является «отсутствие в деле скомпрометированных лиц», то есть отсутствие новых имен, необходимых следователям для новых арестов.

С середины Великой Отечественной войны в Бутове располагался лагерь для военнопленных, работавших на строительстве Симферопольского шоссе и на кирпичном заводе. В 1949 – начале 1950 года вблизи полигона был выстроен поселок из 3 домов, в двух из которых поселились сотрудники НКВД, в третьем расположилась спецшкола для офицеров внутренних служб стран Восточной Европы.

В середине 50-х годов «спецзона» была ликвидирована. Сам полигон, где находилась основная часть захоронений, обнесли глухим деревянным забором с натянутой поверх него колючей проволокой. По краям «зоны» возник дачный поселок НКВД, в котором разрешалось строить только лёгкие одноэтажные дачи без фундаментов и погребов.

В начале 70-х годов в восточной части Бутовского полигона разбили яблоневый сад, обновили обветшавший забор вокруг.

До 1995 года территория находилась в ведении ФСК-ФСБ и тщательно охранялась.

Начиная с 1992 года московская общественная группа по увековечению жертв политических репрессий (группа М.Б. Миндлина) с помощью сотрудников ФСК-ФСБ приступила к работе со следственными делами расстрелянных на Бутовском полигоне, составлялись краткие биографические сведения для будущей «Книги памяти».

Весной 1993 года полигон впервые посетили родственники погибших, осенью того же года в его южной части была установлена гранитная мемориальная плита.

С 1997 года на Бутовском полигоне ведутся комплексные работы с целью определения местоположения погребальных рвов, проводятся историко-археологические, геоботанические, геоморфологические исследования. В 1997 г. был вскрыт один из погребальных рвов: на площади в 12 кв. м обнаружили захоронения в 5 слоев, где погребены останки 149 чел. В 2001-2002 гг. специалисты выявили и нанесли на карту 13 погребальных рвов.

Весной 1994 года на Бутовском полигоне был установлен Большой Поклонный крест (освящён 8 мая 1994), сооруженный по проекту скульптора Д.М. Шаховского, чей отец, священник Михаил Шик, был расстрелян в Бутове.

25 июня 1995 года в Бутове в походном палаточном храме Всех Святых, в земле Российской просиявших, Православного Свято-Тихоновского Богословского института была отслужена первая литургия, которую возглавил ректор института протоиерей Владимир Воробьёв.

Начиная с 1994 года горячее участие в деле увековечения памяти пострадавших в Бутове принимала внучка расстрелянного здесь сщмч. Серафима (Чичагова) игумения Серафима (Чёрная) .

В 1995 году Бутовский полигон передали Московской Патриархии. По проекту Шаховского был воздвигнут деревянный храм во имя Новомучеников и исповедников Российских (освящён в 1996 году), настоятелем которого стал внук расстрелянного здесь сщмч. протоиерея Владимира Амбарцумова священник Кирилл Каледа .

27 мая 2000 года на Бутовском полигоне состоялось грандиозное богослужение под открытым небом, которое возглавил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Были совершены Божественная литургия и панихида по убиенным – последняя перед их прославлением на Архиерейском Юбилейном Соборе Русской Православной Церкви 2000 года.

На Юбилейном Соборе были канонизированы 120 человек, расстрелянных на Бутовском полигоне, за последующие годы число канонизированных Бутовских новомучеников удвоилось.

Собор Бутовских новомучеников возглавляют 6 архиереев: Ленинградский и Гдовский митрополит сщмч. Серафим (Чичагов), Можайский архиепископ сщмч. Димитрий (Добросердов), Владимирский и Суздальский архиепископ сщмч. Николай (Добронравов), Бежецкий епископ сщмч. Аркадий (Остальский), Нижнетагильский епископ сщмч. Никита (Делекторский), Велижский епископ сщмч. Иона (Лазарев).

На Бутовском полигоне было казнено много почитаемых иереев-священномучеников: братья Агафонниковы – Александр, Василий и Николай, Владимир Амбарцумов, Владимир Медведюк, Зосима Трубачёв, Иоанн Артоболевский, Сергий Лебедев, Сергий Махаев, Петр Петриков и многие другие.

Празднование Собору новомучеников, в Бутове пострадавших, установлено в 4-ю субботу после Пасхи. Над погребальными бутовскими рвами ежегодно совершается торжественное богослужение, возглавляемое Святейшим Патриархом, в котором принимают участие десятки архиереев и сотни священнослужителей Москвы и Московской области, стекаются тысячи паломников.

Список Святых
Священномученик Николай Кандауров, пресвитер
Священномученик Алекса́ндр Воздвиженский, пресвитер
Священномученик Иоа́нн Державин, пресвитер
Священномученик Симео́н Кульгавец, пресвитер
Священномученик Иоа́нн Косинский, пресвитер
Священномученик Дими́трий Миловидов, пресвитер
Священномученик Се́ргий Кедров, пресвитер
Священномученик Васи́лий Крылов, пресвитер
Преподобномученик Иларио́н (Писарец), иеромонах
Священномученик Алекса́ндр Буравцев, пресвитер
Священномученик Иоа́нн Калабухов, пресвитер
Священномученик Петр Косминков, пресвитер
Преподобномученик Се́ргий (Букашкин), иеромонах
Священномученик Николай Житов, пресвитер
Священномученик Петр Озерецковский, пресвитер
Преподобномученик Иоаса́ф (Крымзин), игумен
Священномученик Алекса́ндр Минервин, пресвитер
Священномученик Влади́мир Сперанский, пресвитер
Преподобномученик Никано́р (Морозкин), архимандрит
Священномученик Алекси́й Смирнов, пресвитер
Священномученик Все́волод Смирнов, пресвитер
Священномученик Влади́мир Проферансов, пресвитер
Священномученик Иоа́нн Артоболевский, пресвитер
Священномученик Иоа́нн Бороздин, пресвитер
Священномученик Алекса́ндр Сахаров, пресвитер
Преподобномученик Евти́хий (Качур), игумен
Преподобномученик Петр (Мамонтов), иеромонах
Преподобномученик Крони́д (Любимов), архимандрит
Мученик Николай Кузьмин
Священномученик Николай Пятницкий, пресвитер
Священномученик Дими́трий Розанов, пресвитер
Священномученик Васи́лий Соколов, пресвитер
Священномученик Алекси́й Зиновьев, пресвитер
Священномученик Павел Ансимов, пресвитер
Священномученик Васи́лий Покровский, пресвитер
Священномученик Николай Агафоников, пресвитер
Священномученик Фео́дор Гусев, пресвитер
Священномученик Фео́дор Дорофеев, пресвитер
Священномученик Созо́нт Решетилов, пресвитер
Священномученик Иоа́нн Тарасов, пресвитер
Священномученик Се́ргий Цветков, пресвитер
Мученик Дими́трий Казамацкий
Священномученик Николай Красовский, пресвитер
Священномученик Алекса́ндр Соловьев, пресвитер
Священномученик Петр Воскобойников, пресвитер
Священномученик Бори́с Ивановский, пресвитер
Священномученик Николай Покровский, пресвитер
Священномученик Косма́ Коротких, пресвитер
Священномученик Илия́ Зачатейский, пресвитер
Преподобномученик Серафи́м (Щелоков), архимандрит
Священномученик Иоа́нн Смирнов, Московский, пресвитер
Священномученик Николай Архангельский, пресвитер
Священномученик Илия́ Рылько, пресвитер
Священномученик Константин Некрасов, пресвитер
Священномученик Алекса́ндр Зверев, пресвитер
Священномученик Николай Виноградский, пресвитер
Мученик Васи́лий Архипов
Преподобномученик Дана́кт (Калашников), иеромонах
Священномученик Влади́мир Амбарцумов, Московский, пресвитер
Священномученик Васи́лий Лихарев, пресвитер
Мученик Ви́ктор Фролов
Священномученик Михаи́л Букринский, пресвитер
Преподобномученик Серафи́м (Вавилов), архидиакон
Священномученик Се́ргий Белокуров, пресвитер
Священномученик Афана́сий Докукин, пресвитер
Священномученик Емилиа́н Гончаров, пресвитер
Священномученик Иоа́нн Смирнов, пресвитер
Священномученик Дими́трий Остроумов, пресвитер
Священномученик Алекси́й Шаров, пресвитер
Священномученик Алекси́й Княжеский, пресвитер
Мученик Алекси́й Серебренников
Мученик Иоа́нн Рыбин
Мученик Па́вел Соколов
Преподобномученик Нил (Тютюкин), иеромонах
Мученик Иоа́нн Золотов
Священномученик Алекса́ндр Покровский, пресвитер
Священномученик Дими́трий Гливенко, пресвитер
Священномученик Дании́л Мещанинов, пресвитер
Священномученик Иоа́нн Хренов, диакон
Священномученик Андре́й Ясенев, пресвитер
Священномученик Николай Андреев, пресвитер
Священномученик Алекса́ндр Крутицкий, пресвитер
Священномученик Симео́н Кулямин, диакон
Преподобномученик Иларио́н (Громов), иеромонах
Священномученик Васи́лий Коклин, пресвитер
Преподобномученица Антони́на (Степанова), монахиня
Преподобномученик Гера́сим (Мочалов), иеромонах
Священномученик Петр Любимов, пресвитер
Священномученик Иоа́нн Лебедев, пресвитер
Священномученик Алекса́ндр Быков, пресвитер
Мученик Иоа́нн Шувалов
Священномученик Павел Андреев, пресвитер
Священномученик Николай Поспелов, пресвитер
Мученик Фео́дор Пальшков
Священномученик Арка́дий Лобцов, пресвитер
Священномученик Бори́с Назаров, пресвитер
Священномученик Николай Заболотский, пресвитер
Священномученик Дими́трий Русинов, пресвитер
Священномученик Иоа́нн Фрязинов, пресвитер
Священномученик Васи́лий Максимов, пресвитер
Священномученик Николай Цветков, протодиакон
Преподобномученик Серафи́м (Булашов), игумен
Священномученик Васи́лий Архангельский, пресвитер
Священномученик Николай Виноградов, пресвитер
Священномученик Петр Никотин, пресвитер
Священномученик Парфе́ний Грузинов, пресвитер
Преподобномученик Гаврии́л (Гур), иеромонах
Священномученик Андре́й Воскресенский, пресвитер
Священномученик Алекса́ндр Парусников, пресвитер
Священномученик Гео́ргий Архангельский, пресвитер
Священномученик Михаил Успенский, пресвитер
Священномученик Иоа́нн Заболотный, пресвитер
Священномученик Алекси́й Воробьев, пресвитер
Священномученик Яросла́в Савицкий, Ямской, пресвитер
Священномученик Се́ргий Знаменский, пресвитер
Священномученик Се́ргий Фелицын, пресвитер
Священномученик Михаил Рыбин, пресвитер
Священномученик Фео́дор Алексинский, пресвитер
Священномученик Иоа́нн Покровский, пресвитер
Преподобномученик Влади́мир (Волков), архимандрит
Священномученик Иа́ков Соколов, пресвитер
Преподобномученик Серафи́м (Крестьянинов), игумен
Священномученик Алекса́ндр Агафоников, пресвитер
Преподобномученик Иоаса́ф (Шахов), иеромонах
Священномученик Петр Петриков, пресвитер
Священномученик Петр Соловьев, пресвитер
Мученик Иоа́нн Емельянов
Преподобномученик Пахо́мий (Туркевич), игумен
Священномученик Петр Голубев, пресвитер
Священномученик Алекси́й Смирнов, пресвитер
Священномученик Николай (Добронравов), Владимирский, архиепископ
Священномученик Николай Розанов, Звенигородский, пресвитер
Священномученик Се́ргий Соловьев, пресвитер
Преподобномученик Ни́кон (Беляев), архимандрит
Мученик Николай Гусев
Священномученик Ви́ктор Моригеровский, пресвитер
Священномученик Михаи́л Попов, пресвитер
Священномученик Васи́лий Колосов, пресвитер
Священномученик Михаи́л Маслов, пресвитер
Преподобномученик Варлаа́м (Никольский), игумен
Мученик Николай Рейн
Священномученик Вике́нтий Смирнов, пресвитер
Священномученик Елисе́й Штольдер, диакон
Священномученик Алекси́й Никатов, пресвитер
Священномученик Васи́лий Озерецковский, пресвитер
Священномученик Гео́ргий Колоколов, пресвитер
Священномученик Се́ргий Гусев, пресвитер
Священномученик Григо́рий Воинов, пресвитер
Священномученик Васи́лий Ягодин, пресвитер
Священномученик Алекси́й Скворцов, пресвитер
Преподобномученик Мефо́дий (Иванов), игумен
Священномученик Васи́лий Горбачев, пресвитер
Священномученик Никола́й Добролюбов, пресвитер
Священномученик Никола́й Горюнов, диакон
Священномученик Константин Успенский, пресвитер
Преподобномученик Анти́па (Кириллов), иеромонах
Священномученик Симео́н Лилеев, пресвитер
Священномученик Се́ргий Бажанов, пресвитер
Священномученик Павел Преображенский, пресвитер
Священномученик Иоа́нн Алешковский, пресвитер
Преподобномученик Алекси́й (Задворнов), иеромонах
Священномученик Алекси́й Смирнов, пресвитер
Мученик Матфе́й Соловьев
Священномученик Васи́лий Гурьев, пресвитер
Священномученик Васи́лий Архангельский, пресвитер
Мученик Гаврии́л Безфамильный
Преподобномученик Гаврии́л (Яцик), архимандрит
Мученик Тимофе́й Кучеров
Священномученик Иоа́нн Кесарийский, пресвитер
Священномученик Серафи́м (Чичагов), Петроградский, митрополит
Священномученик Влади́мир Покровский, пресвитер
Священномученик Лео́нтий Гримальский, пресвитер
Священномученик Се́ргий Лебедев, пресвитер
Священномученик Арка́дий (Остальский), Бежецкий, епископ
Священномученик Петр Соколов, пресвитер
Мученик Васи́лий Иванов
Священномученик Евста́фий Сокольский, пресвитер
Священномученик Андре́й Беднов, пресвитер
Священномученик Никита (Делекторский), Орехово-Зуевский, епископ
Священномученик Васи́лий Смирнов, пресвитер
Священномученик Петр Пушкинский, пресвитер
Священномученик Наза́рий Грибков, пресвитер
Мученик Иа́ков Блатов
Преподобномученик Инноке́нтий (Мазурин), иеродиакон
Мученица Елисавета Крымова
Священномученик Алекси́й Сперанский, пресвитер
Священномученик Дими́трий Лебедев, пресвитер
Священномученик Арсе́ний Троицкий, пресвитер
Священномученик Алекси́й Аманов, пресвитер
Священномученик Васи́лий Колоколов, пресвитер
Священномученик Иа́ков Бриллиантов, пресвитер
Преподобномученик Ио́на (Санков), иеромонах
Мученик Павел Кузовков
Священномученик Се́ргий Кротков, пресвитер
Священномученик Николай Голышев, пресвитер
Священномученик Алекса́ндр Вершинский, пресвитер
Мученик Дими́трий Рудаков
Священномученик Вениами́н Фаминцев, пресвитер
Священномученик Ви́ктор Смирнов, пресвитер
Священномученик Алекси́й Никитский, пресвитер
Священномученик Дими́трий Кедроливанский, пресвитер
Священномученик Иоа́нн Виноградов, пресвитер
Священномученик Дими́трий Троицкий, диакон
Священномученик Васи́лий Студницын, пресвитер
Священномученик Влади́мир Медведюк, пресвитер
Мученик Алекси́й Скоробогатов
Священномученик Николай Запольский, диакон
Священномученик Николай Зеленов, пресвитер
Преподобномученик Иоаса́ф (Боев), архимандрит
Священномученик Павел Успенский, пресвитер
Священномученик Се́ргий Голощапов, пресвитер
Священномученик Васи́лий Сунгуров, пресвитер
Священномученик Се́ргий Успенский, пресвитер
Священномученик Васи́лий Парийский, пресвитер
Священномученик Иоа́нн Тихомиров, пресвитер
Священномученик Иоа́нн Янушев, пресвитер
Священномученик Се́ргий Розанов, пресвитер
Священномученик Влади́мир Красновский, пресвитер
Преподобномученик Алекси́й (Гаврин), монах
Священномученик Петр Орленков, пресвитер
Священномученик Алекси́й Веселовский, пресвитер
Преподобномученик Васи́лий (Цветков), архимандрит
Священномученик Васи́лий Агафоников, пресвитер
Священномученик Алекса́ндр Соколов, пресвитер
Священномученик Алекси́й Лебедев, пресвитер
Священномученик Се́ргий Махаев, пресвитер
Священномученик Алекса́ндр Архангельский, пресвитер
Священномученик Дими́трий (Добросердов), Можайский, архиепископ
Священномученик Константин Немешаев, пресвитер
Священномученик Симео́н Кречков, диакон
Преподобномученик Николай (Салтыков), игумен
Преподобномученик Феодо́сий (Бобков), иеромонах
Священномученик Алекса́ндр Парусников, пресвитер
Священномученик Васи́лий Никитский, пресвитер
Священномученик Вячесла́в Занков, пресвитер
Священномученик Ио́сиф Сченснович, диакон
Преподобномученик Аполло́с (Федосеев), иеромонах
Священномученик Се́ргий Любомудров, пресвитер
Священномученик Влади́мир Писарев, пресвитер
Священномученик Николай Соколов, пресвитер
Преподобномученик Амвро́сий (Астахов), архимандрит
Священномученик Матфе́й Алоин, пресвитер
Преподобномученик Илия́ (Вятлин), иеромонах
Священномученик Зоси́ма Трубачев, пресвитер
Священномученик Иоа́нн Плеханов, пресвитер
Священномученик Ио́на (Лазарев), Велижский, епископ
Мученица Елисавета Куранова
Преподобномученица Ксе́ния Петрухина, послушница
Мученица Ми́лица Кувшинова
Преподобномученица Анна Ефремова, послушница
Преподобномученица Наде́жда Круглова, послушница
Преподобномученица Мари́я Грошева, послушница
Преподобномученица А́нна Корнеева, послушница
Мученица Варва́ра Лосева
Преподобномученица Анастаси́я Бобкова, послушница
Мученица Мария Волнухина
Преподобномученица Евдоки́я Архипова, послушница
Преподобномученица Ната́лия Ульянова, послушница
Преподобномученица Да́рия Зайцева, послушница
Преподобномученица Евдоки́я Синицына, послушница
Мученица Аполлина́рия Тупицына
Мученица Татиа́на Гримблит
Преподобномученица Матро́на Грошева, послушница
Преподобномученица Мария Журавлева, послушница
Преподобномученица Ири́на Хвостова, послушница
Преподобномученица Михаи́ла (Иванова), схимонахиня
Преподобномученица Татиа́на Грибкова, послушница
Преподобномученица Ве́ра Морозова, послушница
Мученица Матро́на Конюхова
Преподобномученица Екатери́на Константинова, послушница
Преподобномученица Евдоки́я Кузьминова, послушница
Преподобномученица Татиа́на (Бесфамильная), инокиня
Мученица Ири́на Смирнова
Преподобномученица О́льга Жильцова, послушница
Преподобномученица Рафаи́ла (Вишнякова), схимонахиня
Мученица Наде́жда Аббакумова
Мученица Надежда Ажгеревич
Преподобномученица Екатерина Черкасова, послушница
Мученица Анна Зерцалова
Преподобномученица А́нна Горохова, послушница
Преподобномученица Алекса́ндра (Самойлова), инокиня
Преподобномученица Софи́я Селивестрова, послушница
Преподобномученица Александра (Червякова), схимонахиня
Преподобномученица Антони́на Новикова, послушница
Преподобномученица А́нна Макандина, послушница
Преподобномученица Параске́ва Макарова, послушница
Священномученик Се́ргий Лебедев, пресвитер

 
Комментарии
Всего комментариев: 2
2023/05/14, 16:11:15
Спаси нас Боже
андрей
2023/05/13, 13:19:18
Господи прости меня,злилась,обижалась и так упала на садовой дорожке разбила губу и сильно ударила левую руку,помоги мне Господи,выздороветь Аминь
Татьяна
Добавить комментарий:
Имя:
* Сообщение [ T ]:
 
   * Перепишите цифры с картинки
 
Подписка на новости и обновления
* Ваше имя:
* Ваш email:
Православный календарь
© Vinchi Group
1998-2024


Оформление и
программирование
Ильи
Бог Есть Любовь и только Любовь

Страница сформирована за 0.038722038269043 сек.