Дивное Дивеево

Вся история девеевской обители

Помню: вижу преподобного Серафима Саровского. Он входит в балахончике ко мне (во сне), нагибается надо мной, а я сижу или лежу, не помню, и читает мне медленно молитву - «Всемилостивую». И я ощущаю на ...
На главную Новости 9 мая. Священномученика Василия, еп. Амасийского и Праведной Глафиры девы. Святителя Стефана, еп. Великопермского.
9 мая. Священномученика Василия, еп. Амасийского и Праведной Глафиры девы. Святителя Стефана, еп. Великопермского.
08/05/2023 17:01:47

26 апреля по старому стилю / 9 мая по новому стилю
вторник
Седмица 4-я по Пасхе. Глас 3.
Поста нет.

Сщмч. Василия, еп. Амасийского (ок. 322). Свт. Стефана, еп. Великопермского (1396).
Прав. Глафиры девы (322). Прп. Иоанникия Деви́ченского (XIII) (Серб.).
Сщмч. Иоанна Панкова пресвитера и сыновей его мчч. Николая и Петра (1918).


Деян., 25 зач., X, 21–33. Ин., 25 зач., VII, 1–13.

Поминовение усопших воинов*.

После литургии совершается благодарственный молебен и лития.

* Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 29 ноября – 4 декабря 1994 года установлено совершать в День Победы – 9 мая (26 апреля) особое ежегодное поминовение усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов.

По благословению Святейшего Патриарха Кирилла, в этот день во время служения Божественной литургии на заупокойной ектении произносятся особые прошения «о вождех и воинах...», по окончании литургии совершается благодарственный молебен Господу Богу за дарование победы в Великой Отечественной войне (см. в «Богослужебных указаниях»).

Тропарь воскресный, глас 3:
Да веселя́тся Небе́сная,/ да ра́дуются земна́я,/ я́ко сотвори́ держа́ву/ мы́шцею Свое́ю Госпо́дь,/ попра́ сме́ртию смерть,/ пе́рвенец ме́ртвых бысть;/ из чре́ва а́дова изба́ви нас,// и подаде́ ми́рови ве́лию ми́лость.

Кондак Недели о расслабленном, глас 3:
Ду́шу мою́, Го́споди, во гресе́х вся́ческих/ и безме́стными дея́ньми лю́те разсла́блену,/ воздви́гни Боже́ственным Твои́м предста́тельством,/ я́коже и разсла́бленнаго воздви́гл еси́ дре́вле,/ да зову́ Ти спаса́ем:// Ще́дрый, сла́ва, Христе́, держа́ве Твое́й.

Кондак священномученика Василия, глас 4:
Царе́во повеле́ние преоби́дев,/ Ца́рство Небе́сное получи́л еси́, Васи́лие,/ в не́мже лику́я,/ помина́й нас, чту́щих па́мять твою́,// священному́чениче.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
(Дея. 10, 21-33; Ин. 7, 1-13). "Вас мир не может ненавидеть, а Меня ненавидит, потому что Я свидетельствую о нем, что дела его злы". Это сказал Господь не ученикам, а ученикам предрек потом, что и их мир будет ненавидеть и гнать, потому что Он изъял их из мира. Посему замечайте, на что обращается ненависть мира и узнаете, где часть Христова; на что больше восстает мир, то больше есть Христово, ближе к Нему, сообразнее с духом Его. Это внешний указатель, но для внешних и этого достаточно. Мир сам не действует, а разжигается на дела князем своим - сатаною, дела которого разрушил Господь и продолжает разрушать в верующих и через верующих. Прямо Господу он ничего не может сделать; потому-то ярость свою обращает он на верующих в Него, чтобы через досаждение им досадить Господу. И тут не прямо действует, но через органы свои, составляющие мир. Это не значит, что он силен; не бойтесь его, но скорее дерзайте, ибо Господь победил мир и князя его. Кто сам не поддается, тому он ничего не в состоянии сделать.

Священномученик Василий Амасийский, епископ

Священномученик Василий, епископ Амасийский, жил в начале IV века в Понтийском городе Амасии. Он поддерживал и утешал христиан, страдавших от гонений язычников. В то время Восточной частью Римской империи правил Ликиний (312–324), зять святого равноапостольного царя Константина Великого (306–337; память 21 мая). Ликиний лицемерно подписал его «Указ о веротерпимости» (313), который разрешал свободное исповедание христианства, но в душе ненавидел христиан и продолжал их преследовать, возвратившись к язычеству. Ликиний воспылал страстью к служанке своей жены Констанции, праведной деве Глафире. Святая дева рассказала об этом царице и просила защиты. Переодев праведную Глафиру в мужское платье и снабдив деньгами, царица Констанция удалила ее из города в сопровождении преданных слуг. Императору сказали, что служанка сошла с ума и лежит при смерти. Праведная Глафира по пути в Армению остановилась в городе Амасии, где местный епископ, святитель Василий, дал ей приют. В то время святитель строил в городе храм. Праведная Глафира передала на его постройку все деньги, полученные от Констанции, и в письме к ней просила прислать еще средства на окончание храма. Царица исполнила ее просьбу. Но письмо праведной Глафиры попало к императору. Разгневанный Ликипий потребовал от правителя Амасии выслать к нему святителя и служанку. Праведная Глафира скончалась († 322), прежде чем приказ дошел до Амасии. Святителя Василия направили к императору. За ним последовали два диакона, Парфений и Фестим, которые поселились вблизи темницы, куда заключили святителя.

Глафира Амасийская, дева

Благочестивый христианин Елпидифор подкупил тюремщиков и каждую ночь вместе с Парфением и Фестимом посещал святителя. Накануне дня суда святитель как обычно пел псалмы и слова «аще вселюся в последних моря и тамо рука Твоя наставит мя и удержит мя десница Твоя» (Пс. 138, 9–10) – трижды пропел со слезами. Диаконы усомнились, не испугался ли святитель будущих мук, но он успокоил их. На суде святитель Василий решительно отверг предложение императора стать верховным жрецом и был приговорен к смерти. Елпидифор деньгами задобрил воинов, и они позволили святителю помолиться и поговорить с друзьями перед казнью. После того святитель сказал палачу: «Друг, делай, что тебе приказано», – и спокойно встал под удар меча. Когда мученик был обезглавлен, Елпидифор пытался выкупить у воинов его останки. Но воины опасались императора и бросили тело и главу святителя в море. После этого Елпидифору трижды во сне предстал Ангел Божий со словами: «Епископ Василий в Синопе и ждет вас». Повинуясь этому зову, Елпидифор и диаконы отплыли в Синоп и там попросили рыбаков закинуть сети. Когда закинули сеть «на счастье» диаконов Фестима и Парфения, ничего не поймали. Тогда Елпидифор объявил, что он просит закинуть сеть во Имя Бога, Которому он поклоняется. На этот раз сеть вынесла тело святителя Василия. Голова приросла к нему, и только шрам на шее указывал на след меча. Мощи святителя Василия были перевезены в Амасию и погребены в построенном им храме.

Святитель Стефан, епископ Пермский

Святитель Стефан, просветитель Перми, апостол зырян, родился около 1340 года в семье устюжского причетника Симеона. Под влиянием своей благочестивой матери Марии, обладая большими способностями, он с юных лет проявлял необыкновенное усердие к служению Церкви: в один год выучился читать Священные Книги и помогал отцу в церкви при Богослужении, исполняя должность канонарха и чтеца.

В молодости святой принял иночество в монастыре в честь святителя Григория Богослова в Ростове. Монастырь славился богатым книжным собранием. Святой Стефан хотел читать святых отцов в подлиннике и для этого изучал греческий язык. В юности, помогая отцу в церкви, он часто беседовал с зырянами. Теперь, овладев богатой церковной культурой, святой Стефан горел желанием обратить зырян ко Христу.

Для просвещения зырян он составил азбуку их языка и перевел на него несколько церковных книг. За подвиги благочестия Ростовский епископ Арсений (1374–1380) посвятил его в сан иеродиакона. Приготовив себя к миссионерской деятельности, святитель Стефан явился в Москву (1379 г.) к Коломенскому епископу Герасиму, который управлял тогда делами митрополии, и просил его: «Благослови меня, Владыко, идти в страну языческую – Пермь. Хочу учить святой вере неверных людей. Я решился или привести их ко Христу, или сложить у них за Христа голову». Епископ с радостью благословил его и посвятил в сан иеромонаха. Он снабдил его антиминсами, святым миром и Богослужебными книгами, а великий князь Димитрий Иоаннович дал ему охранные грамоты.

Из Устюга святой Стефан спустился по Северной Двине до впадения в нее Вычегды, откуда начинались поселения зырян. Много трудов, борьбы, лишений и скорбей вытерпел проповедник веры Христовой, живя среди язычников, поклонявшихся идолам, «огню, воде, деревьям, камню и золотой бабе, и кудесником, и волхвом, и древью».

Особо благоговели зыряне перед так называемой «прокудливой березой». Громадная по толщине и вышине береза росла на возвышенном месте. Зыряне собирались к ней и приносили в жертву добытых зверей. Святой Стефан поставил свою келлию невдалеке от березы и использовал собрания суеверных язычников у дерева, чтобы учить их святой истине. Затем святой Стефан срубил и сжег березу для искоренения суеверия. Зыряне собирались убить его. Святой обратился к ним с проповедью: «Судите сами, сильны ли боги ваши, когда они не могут защитить себя от огня? Боги ли они, когда так немощны, да и не имеют не только смысла, но и слуха и зрения? И от меня, слабого, не сумело защитить себя ваше божество. Не таковы же ли и все другие боги ваши? Не таков Бог Христианский. Он видит все, все знает и Всемогущ, ибо создал весь мир и о всем промышляет. И как Он благ, особенно к знающим Его! Я желаю вам добра, проповедуя вам Истинного Бога. Он будет любить вас, будет благотворить вам, когда станете чтить Его искренне». На месте «прокудливой березы» святой Стефан построил храм в честь Архангела Михаила, низложителя духов тьмы.

Крестившиеся зыряне сами стали истреблять то, чему раньше поклонялись: рубили священные деревья, сокрушали идолов; богатые дары, предназначенные для языческих жертвенников, они приносили святому Стефану. Он велел служившему при нем зырянину Матфею все предавать огню и лишь дозволял употреблять полотно на обвертывание ног.

Но окончательный перелом в зырянах произошел после того, как святой Стефан посрамил их главного жреца Паму, который восстал против распространения святой веры. Жрец вступил в спор со святым Стефаном. «У вас, христиан, – говорил Пама, – один Бог, а у нас много помощников и на суше, и на воде, подающих нам счастливую ловлю в лесах и ее избытками снабжающих Москву, орду и дальние страны; они сообщают нам в волхвовании тайны, недоступные вам». Святой Стефан отвечал, что Истинный Бог – один; Всемогущество – одно, а бессилие богов-идолов очевидно по опыту. После долгих споров жрец Пама в оправдание своей веры вызвался пройти сквозь огонь и воду и того же потребовал от святого Стефана. «Я не повелеваю стихиями, – смиренно отвечал святой Стефан, – но Христианский Бог велик: иду с тобой». Пама затрепетал и молил избавить его от верной смерти. «Вы свидетели, – сказал святой Стефан собравшемуся народу, – сам он потребовал решить спор о вере огнем и водой и однако не хочет креститься. За кого считать теперь Паму? Что с ним делать?» «Обманщика предать смерти, – ответил народ, – если отпустить Паму, он наделает тебе пакостей». «Нет, – ответил святой, – Христос меня послал не предавать кого-либо смерти, а учить. Пама не хочет принять спасительной веры, пусть его упорство накажет его, но не я». Пама был выгнан. В благодарность Господу за победу над главой язычников, святой Стефан построил на Вишере храм в честь святителя Николая. После этого проповедь святого о Христе стала идти все успешнее.

В 1383 году святой Стефан был поставлен епископом Малой Перми. Как любвеобильный отец он неустанно заботился о своей пастве. Для утверждения в вере новообращенных святитель Стефан при храмах открывал училища, где Священные Книги изучались на пермском языке. Святитель присматривался к учащимся, учитывал их способности с тем, чтобы из них ставить священников и диаконов. Некоторых учеников святитель Стефан научил писать по-пермски. Святитель строил церкви, в которых ставил священников из зырян, ввел Богослужение на зырянском языке. Святитель Стефан перевел на зырянский язык Часослов, Псалтирь, избранные чтения из Евангелия и Апостола, Паремийник, Стихирарь, Октоих, несколько праздничных служб и Божественную литургию.

Во время неурожая Святитель снабжал зырян хлебом, много раз избавлял их от насилия и взяток тиунов, облегчал им подати, защищал от нападений других племен, ходатайствуя за них в Москве. Плодом его подвигов и добродетелей стало обращение всей обширной Пермской земли к христианству. Это великое дело было совершено силой веры и христианской любви. Жизнь святителя – это победа веры над неверием, любви и кротости – над злобой и нечестием.

Умилительно «заочное свидание» святителя Стефана Пермского с преподобным Сергием Радонежским, бывшее в 1390 году во время путешествия святителя в Москву по церковным делам. Святитель Стефан горячо любил Радонежского подвижника и очень желал повидаться с ним на пути из Пермской земли, но не мог исполнить этого из-за недостатка времени. Находясь в 10 верстах от монастыря преподобного Сергия, святитель Стефан, помолившись, обратился в сторону обители и с поклоном произнес: «Мир тебе, духовный брате!». Преподобный Сергий, который сидел вместе с братией за трапезой, встал, помолился и, поклонившись в ту сторону, где проезжал святитель, ответил: «Радуйся и ты, пастырю стада Христова, и мир Божий да пребывает с тобой!»

О глубокой духовной связи святителя Стефана Пермского и Преподобного Сергия Радонежского свидетельствует и ныне особая повседневная молитва к ним на братской трапезе.

Кроме устройства церквей, святитель Стефан основал для зырян и несколько монастырей: Спасскую Ульяновскую пустынь в 165 верстах от Усть-Сысольска, Стефановскую – в 60 верстах от Усть-Сысольска, Усть-Вымскую Архангельскую, Яренгскую Архангельскую.

В 1395 году святитель Стефан снова отправился в Москву по делам паствы и здесь скончался. Тело его было положено в монастыре «Спаса за стеною» (в храме на Бору в честь Спасителя) в Московском Кремле. Горько оплакивали зыряне кончину своего апостола. Они усиленно упрашивали Московского князя и Митрополита отпустить в Пермь тело их наставника, но Москва не хотела расстаться с останками великого святителя.

Прославление святителя Стефана началось еще в начале ХV века. Житие было написано вскоре после смерти святителя в 1472 году. Службу ему составил иеромонах Пахомий Серб с иеромонахом Епифанием Премудрым, учеником преподобного Сергия Радонежского, который хорошо знал святителя и любил с ним беседовать.

Преподобный Иоанникий Девиченский, Чернорецкий, Сербский

Пре­по­доб­ный Иоан­ни­кий Де­ви­чен­ский под­ви­зал­ся в пер­вой по­ло­вине XV ве­ка. Свя­той был ро­дом из Чер­но­гор­ско­го при­мо­рья. С юно­сти из­брал он путь мо­на­ше­ско­го по­дви­га, ра­но по­ки­нул от­чий дом и по­се­лил­ся в пе­ще­ре на бе­ре­гу ре­ки Ибар, где, по пре­да­нию, в XIV ве­ке жил дру­гой серб­ский пу­стын­ник – пре­по­доб­ный Петр Ко­риш­ский. Вско­ре сю­да, в ме­сто, на­зы­ва­е­мое Чер­ная Ре­ка, ста­ли при­хо­дить ино­ки, до ко­то­рых до­шла мол­ва о бла­го­че­сти­вом от­шель­ни­ке. Они оста­ва­лись здесь с бла­го­сло­ве­ния пре­по­доб­но­го, под­ра­жая его стро­гой и бо­го­угод­ной жиз­ни. По­слу­ша­ние свя­то­му Иоан­ни­кию они счи­та­ли ве­ли­ким бла­гом. Со вре­ме­нем, ко­гда бра­тия ста­ла мно­го­чис­лен­ной, пре­по­доб­ный Иоан­ни­кий и его спо­движ­ни­ки воз­двиг­ли храм.

В оби­тель сте­ка­лось все боль­ше лю­дей. Сла­ва свя­то­го Иоан­ни­кия рас­про­стра­ня­лась все ши­ре. Это тя­го­ти­ло пу­стын­ни­ка. Пре­дав сво­их ду­хов­ных чад во­ле Бо­жи­ей, он уда­лил­ся в пу­стын­ный Де­ви­чен­ский лес. Жил свя­той по сло­ву Спа­си­те­ля, по­доб­но пти­це, не за­бо­тясь о пи­ще и ме­сте для ноч­ле­га. Мно­гие дни про­во­дил в дуп­ле де­ре­ва. Слез­ной мо­лит­вой по­беж­дал по­сы­ла­е­мые ис­ку­ше­ния.

Свя­той по­лу­чил от Бо­га власть над де­мо­на­ми и чу­дес­ный дар вра­че­ва­ния неду­гов. Ко­гда весть о пу­стын­ни­ке до­стиг­ла кня­же­ско­го дво­ра, дес­пот Ге­ор­гий Бран­ко­вич (1427–1459) от­пра­вил­ся к нему с прось­бой ис­це­лить боль­ную дочь. Мо­лит­ва­ми свя­то­го Иоан­ни­кия Гос­подь из­ба­вил ее от бо­лез­ни, и то­гда бла­го­дар­ный вла­сти­тель воз­двиг в Де­ви­че храм в честь Вве­де­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Впо­след­ствии там был ос­но­ван мо­на­стырь.

Пре­по­доб­ный Иоан­ни­кий ото­шел ко Гос­по­ду 2 де­каб­ря 1430 го­да. Его свя­тые мо­щи по­ко­ят­ся в Де­ви­че и сла­вят­ся чу­до­тво­ре­ни­я­ми. В Сер­бии осо­бен­но чтут пре­по­доб­но­го Иоан­ни­кия как це­ли­те­ля ду­шев­ных бо­лез­ней.

Свя­щен­но­му­че­ник Иоанн ро­дил­ся в 1873 го­ду в се­мье пса­лом­щи­ка Льва Пан­ко­ва. С 1900 го­да Иван Льво­вич был учи­те­лем муж­ско­го учи­ли­ща в го­ро­де Лив­нах Ор­лов­ской гу­бер­нии. Ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка и с 1915 го­да слу­жил в Тро­иц­ком хра­ме в се­ле Усть-Ну­грь Крив­цов­ской во­ло­сти Бол­хов­ско­го уез­да Ор­лов­ской гу­бер­нии и был за­ко­но­учи­те­лем в Ку­ра­сов­ском и Тол­ка­чев­ском на­чаль­ных учи­ли­щах.
В по­лу­вер­сте от Тро­иц­ко­го хра­ма на­хо­ди­лась во­дя­ная мель­ни­ца, при­над­ле­жав­шая Оп­ти­ной пу­сты­ни. При за­хва­те вла­сти без­бож­ни­ка­ми, мель­ни­ца бы­ла рек­ви­зи­ро­ва­на Крив­цов­ским во­лост­ным ко­ми­те­том, и за­ве­до­вать ею был по­став­лен сол­дат Ти­хон Ку­ту­зов, брат бол­хов­ско­го ко­мис­са­ра юс­ти­ции. Ку­ту­зов сво­им ко­щун­ствен­ным по­ве­де­ни­ем и пре­сле­до­ва­ни­я­ми мест­но­го свя­щен­ни­ка Иоан­на Пан­ко­ва сра­зу же обо­зна­чил свое от­но­ше­ние к церк­ви; со­зда­лось впе­чат­ле­ние, что он мо­жет свя­щен­ни­ка убить, и отец Иоанн об­ра­тил­ся к кре­стья­нам, чтобы в слу­чае на­па­де­ния они за­щи­ти­ли его.
В Ве­ли­кую Суб­бо­ту 1918 го­да пья­ный и во­ору­жен­ный Ку­ту­зов по­се­тил пса­лом­щи­ка и учи­те­ля, а за­тем на­пра­вил­ся к до­му свя­щен­ни­ка. Отец Иоанн, уви­дев во­ору­жен­но­го Ку­ту­зо­ва, ве­лел зво­нить в на­бат. Ока­за­лось, что пья­ный Ти­хон при­шел пе­ред Пас­хой про­сить про­ще­ние за свои без­об­ра­зия.
Кре­стьяне, воз­му­щен­ные за­хва­том Ку­ту­зо­вым мель­ни­цы, в пер­вый день Пас­хи, 22 ап­ре­ля, яви­лись на мель­ни­цу, чтобы вы­се­лить его, а в слу­чае со­про­тив­ле­ния аре­сто­вать. Ку­ту­зов не по­же­лал ухо­дить и несколь­ко раз вы­стре­лил в тол­пу из вин­тов­ки, убив двух кре­стьян и од­но­го ра­нив. Разъ­ярен­ная тол­па на­бро­си­лась на Ку­ту­зо­ва и он был убит.
Утром 26 ап­ре­ля в се­ло при­был ка­ра­тель­ный от­ряд из се­ми-де­ся­ти крас­но­ар­мей­цев. От­ца Иоан­на об­ви­ни­ли в под­стре­ка­тель­стве к мя­те­жу, он был ис­ко­лот шты­ка­ми и рас­стре­лян. Вме­сте с ним бы­ли уби­ты его сы­но­вья: стар­ший – Ни­ко­лай, офи­цер, и млад­ший – Петр, уча­щий­ся вто­ро­го кур­са Ор­лов­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии.
Те­ла уби­тых – свя­щен­ни­ка Иоан­на Пан­ко­ва и его сы­но­вей Ни­ко­лая и Пет­ра – в те­че­ние неде­ли оста­ва­лись непо­гре­бен­ны­ми, а за­тем бы­ли по­хо­ро­не­ны непо­да­ле­ку от хра­ма в се­ле Усть-Ну­грь.
Иму­ще­ство свя­щен­ни­ка бы­ло раз­граб­ле­но, над цер­ков­ной да­ро­хра­ни­тель­ни­цей крас­но­ар­мей­цы со­вер­ши­ли ко­щун­ство.

Поминовение усопших воинов

9 мая Православная Церковь совершает особое ежегодное поминовение усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Связь между Церковью и воинством существует издавна. На протяжении многовековой истории России иерархи Православной Церкви духовно окормляли воинов и благословляли их на ратный подвиг. Во время войн церковь молилась о даровании побед и Божией помощи русскому воинству.

Важнейший этап развития взаимоотношений Церкви и армии связан с именем Петра I. В результате церковной реформы Православие приобрело статус государственной религии, а в штатах воинских частей появились священники. Поначалу их стали назначать на боевые корабли военно-морского флота, а позже – и в штаты полков сухопутной армии. Корпус военных священников стал органичной частью российской армии и флота.

Военное духовенство делило с армией и флотом все тяготы военной службы, помогало не только религиозному, но и нравственному воспитанию воинов, укреплению патриотизма, верности долгу. В военное время полковые священники проявляли подлинную доблесть, поддерживали дух войск на полях сражений. Нередко бывало, что в критические моменты боя с крестом в руке священники шли впереди солдат, собственным примером увлекая их в атаку.

За четверть века, последовавших после революции 1917 г., советская власть приложила немало усилий, чтобы уничтожить веру и Церковь. Тысячи священников были репрессированы, уничтожались храмы, запрещались богослужения. Однако когда началась Великая Отечественная война, рядом с воинами снова оказались духовные пастыри.

Призванные в ряды Красной армии или пришедшие на помощь партизанам и подпольщикам, они с честью выполнили свой гражданский и христианский долг.

26 июня 1941 г. в Богоявленском соборе митрополит Сергий отслужил молебен "о даровании победы". С этого времени во всех храмах Московской Патриархии, а затем всей страны стали совершаться подобные молебны по специально для них составленным текстам: "Молебен в нашествии супостатов, певаемый в Русской Православной Церкви в дни Отечественной войны".

Кроме того, каждый день, за каждой Литургией в храмах Русской Православной Церкви возносились молитвы о даровании победы над врагом, о благопоспешении нашим воинам, о упокоении тех, кто положил свою жизнь на алтарь грядущей Победы. По приказу немецкого командования, патриотические послания и обращения Митрополита Сергия у людей отбирали, за их хранение карали.

С первых месяцев войны практически все православные приходы начали сбор средств в созданный фонд обороны. Верующие жертвовали не только деньги и облигации, но и изделия (а также лом) из драгоценных и цветных металлов, вещи, обувь, полотно, шерсть и многое другое. На средства, собранные Церковью, были созданы воздушная эскадрилья имени Александра Невского, танковая колонна "Димитрий Донской".

В прифронтовой полосе при храмах существовали убежища для престарелых и детей, а также перевязочные пункты, особенно в период отступления в 1941-1942 гг., когда многие приходы взяли на себя попечение о раненых, оставленных на произвол судьбы.

Участвовало духовенство и в рытье окопов, организации противовоздушной обороны, мобилизуя людей, утешая потерявших родных и кров. В тылу, в сельских местностях, бывали случаи, когда священники после воскресной Литургии призывали верующих вместе с ними выйти на колхозные поля для выполнения срочных хозяйственных работ.

Особенно много священнослужителей трудилось в военных госпиталях.

День Победы - 9 мая 1945 г. – пришелся на Пасхальные дни. Для православных людей пасхальная радость усугублялась радостью долгожданной Победы. Но радость Победы никогда не позволяла верующим людям забывать о молитвенном поминовении усопших воинов – защитников Отечества. Определением Архиерейского Собора Русской Православной церкви (29 ноября – 4 декабря 1994 г.) установлено совершать в День Победы 9 мая особое ежегодное поминовение усопших воинов, за Веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, то есть всех пострадавших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

В этот день совершается благодарственный молебен Господу Богу за дарование Победы в Великой Отечественной войне.

ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ, ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ГЕРОЯМ ВОЙНЫ, ВЕЧНЫЙ ПОКОЙ...

 
Комментарии
Всего комментариев: 1
2023/05/11, 20:37:37
Спаси нас Боже.
андрей
Добавить комментарий:
Имя:
* Сообщение [ T ]:
 
   * Перепишите цифры с картинки
 
Подписка на новости и обновления
* Ваше имя:
* Ваш email:
Православный календарь
© Vinchi Group
1998-2024


Оформление и
программирование
Ильи
Бог Есть Любовь и только Любовь

Страница сформирована за 0.020676851272583 сек.