Дивное Дивеево

Вся история девеевской обители

Помяни, Человеколюбче Господи, души отшедших рабов Твоих младенцев, кои во утробе православных матерей умерли нечаянно от неведомых действий, или от трудного рождения, или от некоей неосторожности, ...
На главную Новости Святой Зенон, от наводнений спасающий
Святой Зенон, от наводнений спасающий
25/04/2023 05:27:13

12/25 апреля - день памяти священномученика Зинона, епископа Веронийского


С IV-го века распространение христианского благовестия в Северной Италии было тесно связано с именем св. Зенона, епископа Веронского – известного миссионера и ревностного проповедника (день памяти 12 апреля). В Православной церкви этого святого поминают как «священномученика Зинона, епископа Веронийского», однако верующим немного известно о житии и прославлении его в других странах. К этому святому западные христиане обращаются с молитвами во время наводнений и паводков, а также почитают его как покровителя детей и взрослых, имеющих симптомы аквафобии, замедленную речь и слабо развитый опорно-двигательный аппарат.

«Темнокожий проповедник и чудотворец» из Вероны
Имя «Зенон» ( Zeno) является сокращением от греческого «Зенодот» (Zenodotos). На немецкий и русский языки «Зенодот» можно условно перевести как «Данный Зевсом». В России встречается и альтернативное написание имени св. Зенона – «священномученик Зинон, епископ Веронийский». Год и место рождения св. Зенона точно неизвестны: в западной литературе называют дату его рождения «ок. 362–380?», а «Православная энциклопедия» – «конец III-го – начало IV-го в.». В среде богословов и теологов наиболее приоритетной версией, хотя и недостаточно обоснованной, является североафриканское происхождение Зенона. Сторонники приводят, в частности, такие, например, аргументы в пользу гипотезы об африканском происхождении: 1) статуя улыбающегося Зенона в веронской базилике Сан-Дзено Маджоре изображает епископа темнокожим; стиль и содержание проповедей Зенона испытали сильное влияние африканской литературы II-III вв.. Одни источники называют местом рождения св. Зенона Сирию, другие указывают на его греческое происхождение, третьи называют родиной святого Верону, с которой была тесно связана церковная и литературная деятельность этого восьмого по счету, а по другим данным – первого веронского епископа.

 

Статуя св. Зенона


Неизвестно, когда и каким образом пришел к христианской вере и где принял монашество движимый миссионерским духом Зенон. По преданию, он добывал себе пропитание рыбной ловлей. По этой причине святого, прозванного веронцами «мавром», часто изображают с посохом и книгой, к последним добавляют удилище и две рыбы. В древней веронской церкви Св. Зенона (Chiesa di San Zeno in Oratorio), построенной на том месте, где, согласно местной легенде, молился и рыбачил на берегу Адидже св. Зенон, ныне хранится большая каменная глыба, на которой он сидел во время рыбалки (20, с.30).Покрыто неизвестностью и время появления «темнокожего проповедника» в Вероне, где Зенон был посвящен в сан епископа 8 декабря 362 г. Во время служения Зенона, обратившего многих веронцев ко Христу, в Римской империи господствовали императоры Юлиан, известный как Юлиан Отступник (361 – 363), противник христианства и сторонник реставрации языческих традиции, а также Валент (364 –378), исповедовавший арианство. Широко образованный епископ Зенон стойко переносил притеснения еретиков, и как латинский писатель твердо отстаивал в своих многочисленных проповедях и письменных поучениях евангельские истины. Его писательские труды были совершенно неизвестны до открытия в 1508 г. вывезенной из Вероны в Венецию епископской библиотеки, где числилось свыше ста его поучений народу.

Имя Зенона впервые упоминается ок. 380 г. в одном из посланий святителя Амвросия Медиоланского. В V в. святой епископ Петроний Бононский ( Болонский) вспоминает о «дне памяти святого Зенона» и называет его «выдающимся архиереем Христовым», «блаженнейшим пророком», прославившимся добродетелями и многочисленными чудотворениями, которые и после смерти продолжают совершаться на его могиле. Однако епископ Петроний не указал, где и в какой церкви находилась первая могила веронского проповедника. Ее точное местонахождение и перемещение в городе мощей святого до сих пор является объектом споров итальянских исследователей ( 15 и 18 ).

В сочинениях Григория I Великого (ок. 540 – 604), наложивших отпечаток на церковную жизнь Запада, повествуется о чуде в Вероне, произошедшем в 558-м г., когда во время наводнения вода остановилась на пороге той церкви, где якобы покоились мощи Зенона. Какую именно веронскую церковь имел ввиду Григорий I Великий, до сих пор выясняют итальянские историки, выдвинувшие по меньшей мере три версии.

История о чуде в Вероне обрела со временем легендарный характер и, начиная приблизительно с VIII в., была широко распространена в землях «севернее Альп», в частности, в Баварии, где берущие свое начало в горах реки и ручьи часто выходили из берегов и топили большие пространства. Верующие пересказывали друг другу, что однажды в Вероне протекающая через город и широко разливавшаяся река Адидже достигла церкви Св. Зенона. Ее двери были открыты и вода, со всех сторон окружившая храм не проникла в него, где собралось много народа. Вода в глазах людей будто бы и не была водою, а напоминала какую-то жидкую и в то же время твердую массу. Однако люди в храме смело подходили к становившейся у дверей церкви воде и черпали эту пригодную для питья воду. Это примечательное событие свидетельствовало западным христианам о праведности и святости епископа Зенона, ставшего небесным покровителем Вероны.

В латинских «Стихах о Вероне» (Versus de Verona; ок. 781 – 810 г.) неизвестного автора рассказывается о разрушении св. Зеноном идолов и об обращении жителей города в христианство, сотворении им многих чудес и возведении в христианских церквей. Название базилики «Св. Зенона» упоминает Данте Алигьери в своей «Божественной комедии» (Песнь XVIII: «Io fui abate in San Zeno a Verona / sotto lómperio del buon Barbarossa, / di cui dolente ancor Milan ragiona...»). Многие поздние источники, среди них и житие святого, пишут о мирной кончине епископа Зенона. В других текстах его называют «исповедником» и даже «мучеником», однако это всего лишь предположения. Согласно немецким источникам, св. Зенон окончил земную жизнь 11 или 12 апреля 370/371 ( также –372 ) года, а по другим данным, это случилось в конце III-го – начале IV века.

В V-м веке на месте захоронения св. Зенона появилась небольшая церковь, а в 807 – 810 гг. при участии епископа Радольфа ( Ратольд) Веронского (ок. 770 – между 840 и 858), построено новое здание (11, с.181), где поместили мощи св. Зенона. В течение последующих нескольких столетий его мощи несколько раз переносили из одной веронской церкви в другую, из-за чего с останками святого и местами их нахождения произошла довольно запутанная история.

21 мая 810 г. в Вероне считается днем перенесения мощей, когда их фрагменты стали достоянием нескольких храмов города. Церковные хроники Германии свидетельствуют, что в 830 г. мощи ( главу ) св. Зенона перенес на озеро Бодензее епископ Радольф ( аРРатольд) Веронский, правивший в Вероне более сорока лет (с 799-го по 840-й год), но окончивший свою жизнь на германской земле ( 6 ). В начале X-го в. после разрушения веронской церкви мощи св. Зенона некоторое время находились в кафедральном храме, но ок. 921 г. их возвратили в сохранившуюся крипту. В 967 г. при покровительстве императора Оттона I Великого, имевшего германское происхождение, было построено романское здание базилики, пострадавшее при землетрясении 1117 г. Часть ее фундамента послужила основанием для возведения нового здания базилики, построенной в 1120 – 1138 гг. Через три столетия к ней прибавили многоугольную апсиду. В 1450-е годы при правлении аббата Коррере веронцы считали, что «в крипте базилики мощей св. Зенона давно нет, и их увезли в Германию» .

Известно, что в сентябре 1882 г. Верона сильно пострадала еще от одного крупнейшего наводнения в истории города, разрушившего большую часть мостов и зданий. О защите и спасения города и его церквей от разлива реки по молитвам к св. Зенону сведений не имеется. Однако известно, что в XIX в. базилика Сан-Дзено-Маджоре оказалась в заброшенном состоянии. После обнаружения в ней реликвий первых веронских епископов эту базилику стали реставрировать, и в современном виде она предстала перед верующими и паломниками после 1988 года.

На внешних и внутренних стенах базилики сохранилось несколько работ неизвестных мастеров и знаменитых итальянских художников, выразивших через свои произведения любовь к св. Зенону. В люнете входного портала находится барельеф с изображением св. Зенона, попирающего дьявола и благословляющего рыцарей и горожан Вероны.

На входных дверях базилики немецкие мастера в XII в. изготовили бронзовые панно, на них представлены библейские сюжеты и три чуда св. Зенона. В левой малой апсиде установлена изготовленная в VIII в. из разноцветного мрамора неизвестным мастером статуя улыбающегося и темнолицего проповедника Зенона, покровителя Вероны.

Лик святого запечатлен и на знаменитом алтаре-триптихе «Мадонна на престоле с ангелами и святыми» ( 1459; копия; оригинал находится в Лувре) работы Андреа Мантеньи.

Cв. Зенон (крайний справа) на левой створке алтаря-триптиха «Мадонна на престоле с ангелами и святыми» ( 1459) работы Андреа Мантеньи


К образу св. Зенона в XVI в. обращались и другие итальянские художники. Так, в 1538 г. Якопо даль Понто (ок. 1510 – 1592), представитель венецианской школы живописи, создал для приходской церкви в Борсо-дель-Граппa алтарную картину, изображающую св. Зенона рядом с Божией Матерью. В том же XVI в. в Вероне в рамках расширения городских стен построены Ворота (Порта) Сан-Дзено.

Ныне в крипте базилики Сан-Дзено-Маджоре, в специальной стеклянной раке (urna di vetro) находятся мощи св. Зенона, обнаруженные только в 1838 года. У верующих, стоящих в некотором отдалении от гробницы и созерцающих через металлическую решетку и стекло лежащую фигуру и одеяние святого, а также митру и серебряную маску на месте головы, создается впечатление, что в раке якобы хранятся полные мощи святого, а его десница является «нетленною». Собранные костные останки укреплены на изготовленном из проволоки объемном каркасе скелета, создающем впечатление целого тела. Митра является даром Папы Римского Льва XIII (1810 – 1903), правившего с 1878 года.

У этой раки с мощами иногда совершают молебны и православные из Веронского прихода святителя Николая Чудотворца (Московский Патриархат).

О мощах св. Зенона широко заговорили в Вероне после 22 марта 1838 г., когда два католических священника из базилики Сан-Дзено-Маджоре обнаружили в построенной в XII в. крипте каменный саркофаг с неизвестными и хорошо сохранившимися мощами ( среди них была и глава). По распоряжению Веронского епископа Джузеппе Грассера (1782–1839) костные останки были исследованы специальной комиссией, пришедшей к выводу об их принадлежности именно св. Зенону. С этого времени верующим стало известно о существовании двух глав святого – в Германии и Италии, одна из которых, очевидно, является фальсификатом. В нескольких немецких источниках упоминается, что перенесенные в 830 г. из Вероны мощи ( глава) св. Зенона и в период с 1725 г. по 1806 г. еще находились в церкви г. Радольфцель на Боденском озере.

Известно, что в 1839 г. в Вероне состоялся праздник по случаю обнаружения мощей св. Зенона, однако тогда же началась и полемика относительно подлинности обнаруженных мощей. Новые их исследования начались в 1938 г. и продолжились в нашем столетии. В 2014 г. католический епископ Вероны Джузеппе Зенти и аббат базилики Св. Зенона монсеньор Джанни Балларини решили с помощью одного английского и нескольких итальянских ученых-экспертов из разных отраслей знаний вновь исследовать костные останки святого. Исследователи пришли к выводу, что « хорошо сохранившиеся останки» принадлежат страдавшему артритом мужчине в возрасте 50 – 60 лет и ростом 165 – 167 см, жившему в IV столетии (18). Радиоуглеродный анализ костей также датировал их IV веком (Там же). Это и послужило основанием для причисления костных останков именно св. Зенону , жившему в том же IV-м столетии. Несколько позже в Вероне ученым удалось восстановить и предполагаемый портрет св. Зенона.

По мнению автора этих строк, ученым следовало бы провести также и сравнительное исследованиекостных останков , получив для этой цели и образцы мощей, хранящихся в Германии, чтобы установить их возраст и область происхождения. Не следует игнорировать или подвергать сомнению тот исторический факт, что правивший несколько десятилетий в Вероне епископ Радольф ( аРРатольд) Веронский, участвовавший в строительстве второй церкви на месте захоронения св. Зенона и последующем сохранении в ней мощей этого же святого, мог перенести на германскую землю фальсифицированные мощи и тем самым ввести заблуждение многочисленных верующих за пределами северной Италии.

Почитание св. Зенона от Вероны до Мюнхена
Уже в V в. началось почитание Зенона как святого и чудотворца. В посвященной ему церкви, где покоились мощи святого, происходили многочисленные исцеления. Слух об этом распространился по всей Северной Италии и приграничных с нею областях, расположенных севернее Альп. После кончины святого было возведено и освящено в его честь не менее сорока церквей, монастырей, часовен и алтарей (14, с. 222). Одна из известных церквей во имя св. Зенона была построена в 552 г. в Равенне. В конце VIII – середине XIX в., во времена каролингского возрождения в Западной Европе, почитание св. Зенона распространилось в Тироле и Южной Германии. Здесь в народе были известны латинский текст «Слова о житии святого Зенона» (ок. 800 г.), написанного нотарием (служащий церковной канцелярии. – Примечание А.Х.) Коронатом, и еще одно сочинение легендарного характера- «Стих о жизни святого Зенона». В Баварии, особенно среди жителей горных деревень, расположенных на берегах быстрых рек, были распространены легенды о многочисленных чудотворениях св. Зенона: воскресение мертвого, унесенного рекой; возвращение из пучины утонувших волов вместе с возницей; исцеление от нечистых духов и др. Верующие обращались к св. Зенону с призывами защитить их от разных природных бедствий, особенно при опасности наводнений и потоплений. Востребованными стали в Баварии и мощи святого. К почитателям св. Зенона принадлежал «апостол Баварии» – святой Корбиниан, епископ Фрайзингский и Баварский (724 –730). Сохранились сведения, что он воздвиг церковь в честь веронского святого в Южном Тироле, в местечке Маис (Mais; ныне – деревня Ценоберг возле Мерано (Zenoberg; итал.: – Monte San Zeno). Около 716 г. св. Корбиниан прибыл миссионером в баварский Фрайзинг, и основал в Баварии первые приходы. В церковном календаре Фрайзинга существовала дата 8 декабря как день посвящения св. Зенона в епископский сан.

В VII-м и в начале VIII-го века между Вероной и расположенном на Дунае баварским Регенсбургом существовали тесные «религиозные контакты» (11, с. 181). Св. Зенон был известен верующим Регенсбурга, где в бенедиктинском аббатстве Св. Эммерама, основанного ок. 739 г., существовала часовня Св. Зенона и хранилась и часть мощей святого.Начиная с VIII-го – начала IX-го столетия, св. Зенон стал покровителем нескольких монастырей и приходских церквей в поселениях южногерманских земель: Изене (Isen), Райхенхале (Reichenhall), Радольфцеле (Radolfzell), Ульме (Ulm), Херришриде (Herrischried; ныне – земля Баден-Вюртемберг) и др. Церковные хроники свидетельствуют о перенесении в эти места из Вероны фрагментов мощей св. Зенона .

В VIII-м веке в Изене (Верхняя Бавария), на средства знатного семейства Фагана (Fagana) основан монастырь Св. Зенона ( ныне – в 40 км от Мюнхена, в районе г. Эрдинг). Впервые он упоминается документально в связи с епископом Йозефом Фрайзингским (748 –764), которого считают его учредителем и покровителем. Этот монастырь, принявший в начале XII-го в. бенедиктинский устав, входит в число самых старейших на баварской земле. Просуществовал монастырь вплоть до секуляризации 1803 г. Семь его строений позже перешли в частное владение, а бывшая монастырская церковь является ныне приходской церковью Изена. В этом городе неизвестным автором был написан текст народной песни, посвященной св. Зенону, где имеются такие строки: «О heil'ger Zeno, schaue in Lieb auf uns herab!/ Patron der Heimatgaue, so reich an Wundergab!/ Erfleh» uns Licht und Gnade für diese Erdenzeit,/ bis enden unsre Pfade im Haus der Ewigkeit...».

Около 803 г. в Райхенхале ( ныне – Бад Райхенхаль на границе Германии и Австрии ) на месте монашеской кельи возник бенедиктинский монастырь Св. Зенона. Его основание, по одной версии, приписывают императору Карлу Великому, а по другой – архиепископу Арну ( или Арно) Зальцбургскому (после 740 – 821). Св. Зенона здесь почитали как защитника против паводков в долине реки Залах, часто угрожавших жителям Райхенхаля. В XII в. монастырь стал принадлежать августинцам-каноникам, построившим на его месте самую большую романскую базилику в старой Баварии (90 м – длина и 30 м – ширина, высота среднего нефа около 16 м, высота звонницы – 48 м).

Монастырь закрыли в 1803 г., а его церковь стала именоваться приходской церковью Св. Зенона, где ныне хранится ценный реликварий с мощами св. Зенона.

Церковные хроники Германии свидетельствуют, что с 1725-го по 1806 г. в церкви Св. Зенона в Радольфцеле мощи ( глава ) св. Зенона почитались в третье воскресенье июля вместе с мощами св. Григория Чудотворца, епископа Неокесарийского (ок. 213– ок. 270/275) и св. Синезия (Синесий; 370/375 – 413/414), епископа Птолемаидского. После секуляризации в начале XIX в. бесследно исчезли многие христианские святыни, потерялись и дальнейшие следы мощей св. Зенона в Радофцеле.

В Южной Германии и в Австрии возрос интерес к житию и сочинениям св. Зенона возрос в XVIII в., после выхода в Вероне книги «S. Zenonis episcopi Veron. Sermones» (1739). Ее переиздали в баварском Аугсбурге (1758) и позже перевели на немецкий язык и издали в баварском Кемптене (1877). В Австрийской национальной библиотеке в Вене ныне хранится изданная в этом городе в 1702 г. книга о житии св. Зенона («Hospes Benedictinus S. Zeno Veronensis»; шифр: 308.667-A.Alt-Mag).

Почитание св. Зенона было распространено и в соседней с Баварией Австрии. Возле деревни Хафнербах, входящей в состав округа г. Санкт-Пёльтен (Нижняя Австрия), расположено местечко Корнинг, где рядом с «Ручьем Зенона» имеется так называемый «Камень Зенона» (Zenostein). На его месте в 1725 г. графским семейством Монтекукколи и установлено скульптурное изображение св. Зенона в одеянии «иерусалимского пилигрима».

В этих же местах живет легенда о том, что этот святой проповедовал и совершил здесь несколько чудес. Его стопа якобы отпечаталась на том самом камне, где он стоял во время проповеди народу. В честь св. Зенона в Хафнербахе возведена церковь.

Среди австрийских и итальянских пилигримов ныне популярна так называемая «Тропа святого Зенона» ( ок. 3 км) в западной части Хорватии ( Истрийская жупания), начинающаяся в населенном пункте Бртонигла (итал. – Verteneglio), где в 1859 –1861 гг. на фундаменте старого церковного здания (ок. 1480 г.), сохранившегося со времен Венецианского периода в Истрии, построена католическая церковь Св. Зенона. По преданию, в этих местах тоже проповедовал св. Зенон.

Издавна австрийские и немецкие пилигримы, особенно жители тех рискованных зон, где часто бывают наводнения, совершали паломничество в Райхенхаль и Изен, где хранятся мощи св. Зенона. Из монастыря в Изене драгоценный реликварий с мощами веронского святого попал в Мюнхен. Ныне он находится в специальной витрине в зале христианского искусства в Баварском Национальном музее в Мюнхене ( 17, с. 222 ). Мощи св. Зенона хранятся под спудом, а сам серебряный с позолотой реликварий, украшенный драгоценными камнями, демонстрируется как произведение церковно-религиозного искусства мастеров Южной Германии.

В настоящее время имя св. Зенона находится в списке самых почитаемых раннехристианских святых в католическом архиепископстве Фрайзинга и Мюнхена. К нему обращаются за помощью во время наводнений, его считают покровителем тех детей, кто имеют симптомы аквафобии, слабо развитый опорно-двигательный аппарат и замедленное речевое развитие. О св. Зеноне и его подвигах рассказывают священники особенно тем людям, кто травмирован после гибели в катастрофах на море близких родственников, кто представляет воду как разрушающий и несущий опасность людям фактор.

В самом Мюнхене отсутствует церковь, посвященная св. Зенону, но в марте 1960 г. баварская столица стала городом-побратимом Вероны. Позже в честь небесного покровителя Вероны и в память о монастыре Св. Зенона в Бад-Райхенхале одной из мюнхенских улиц (район Харлахинг) присвоили название «Дорога Святого Зенона».

Анатолий Холодюк, "Русская народная линия"

 
Комментарии
Всего комментариев: 2
2023/04/26, 20:07:52
Слава тебе Боже.
андрей
2023/04/26, 20:07:25
Спаси нас Боже.
андрей
Добавить комментарий:
Имя:
* Сообщение [ T ]:
 
   * Перепишите цифры с картинки
 
Подписка на новости и обновления
* Ваше имя:
* Ваш email:
Православный календарь
© Vinchi Group
1998-2024


Оформление и
программирование
Ильи
Бог Есть Любовь и только Любовь

Страница сформирована за 0.026241064071655 сек.