Дивное Дивеево

Вся история девеевской обители

Молитву преподобный Серафим Саровский считал для жизни столь же необходимой, как воздух. Он просил и требовал от своих духовных детей, чтобы они непрестанно молились, и заповедал им молитвенное ...
На главную Новости 8 апреля. Лазарева суббота. Воскрешение праведного Лазаря. Собор Архангела Гавриила. Священномученика Иринея, еп. Сирмийского.
8 апреля. Лазарева суббота. Воскрешение праведного Лазаря. Собор Архангела Гавриила. Священномученика Иринея, еп. Сирмийского.
07/04/2023 17:11:42

26 марта по старому стилю / 8 апреля по новому стилю
суббота
Седмица 6-я Великого поста (седмица ваий). Лазарева Суббота. Глас 1.
Великий пост. На трапезе разрешается вкушение рыбной икры.

Лазарева суббота. Воскрешение прав. Лазаря. Собор Архангела Гавриила.
Сщмч. Иринея, еп. Сирми́йского (Сремского) (304). Мчч. Вафу́сия и Верка пресвитеров, Арпи́лы монаха, мирян: Ави́ва, А́гна, Ре́аса, Ига́фракса, Иско́я, Силы, Си́гица, Сонири́ла, Суи́мвла, Фе́рма, Фи́лла и мцц. Анны, Аллы, Ларисы, Моико́, Мами́ки, Уирко́, Анимаи́сы (Анимаи́ды), Гаа́фы, царицы Готфской, и Дукли́ды (ок. 375). Прп. Ма́лха Сирийского (IV). Прп. Василия Нового (ок. 944).
Мц. Параскевы Кочневой (1939).


Литургия св. Иоанна Златоуста.

Евр., 333 зач. (от полу́), XII, 28 – XIII, 8. Ин., 39 зач., XI, 1–45.

Служба только по Триоди. На утрене после 17-й кафизмы – «Ангельский собор» (совершается каждение всего храма), малая ектения, седален Триоди дважды. «Воскресение Христово видевше». На 9-й песни «Честнейшую» не поем. Славословие великое.

С этого дня «Честнейшую» не поется до понедельника Фоминой седмицы.

На литургии по входе: «Приидите, поклонимся... Спаси ны, Сыне Божий, во святых Дивен сый...». Вместо Трисвятого – «Ели́цы во Христа крести́стеся...». Вместо «Достойно» – ирмос 9-й песни канона «Чистую славно почтим...». Отпуст утрени и литургии: «Христос, Истинный Бог наш...» – с упоминанием имени св. прав. Лазаря.

С этого дня Минея не употребляется до понедельника Фоминой седмицы, кроме служб великих святых.

Тропарь Лазаревой субботы, глас 1:
О́бщее воскресе́ние/ пре́жде Твоея́ Стра́сти уверя́я,/ из ме́ртвых воздви́гл еси́ Ла́заря, Христе́ Бо́же./ Те́мже и мы, я́ко о́троцы побе́ды зна́мения нося́ще,/ Тебе́, Победи́телю сме́рти вопие́м:/ оса́нна в вы́шних,// благослове́н Гряды́й во и́мя Госпо́дне.

Кондак Лазаревой субботы, глас 2:
Всех ра́дость Христо́с,/ И́стина, Свет, Живо́т и ми́ра воскресе́ние,/ су́щим на земли́ яви́ся Свое́ю бла́гостию/ и бысть о́браз воскресе́ния,// всем подая́ Боже́ственное оставле́ние.

Может петься задостойник, глас 8:
Чи́стую сла́вно почти́м, лю́дие, Богоро́дицу, о́гнь Божества́ прии́мшую во чре́ве неопа́льно, пе́сньми велича́ем.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
(Евр. 12, 28-13, 8; Ин. 11, 1-45). У кого есть Марфа трудолюбивая - всестороннее доброделание, и Мария, сидящая при ногах Иисусовых, - внимательное и теплое ко Господу обращение всем сердцем, к тому Сам приидет Господь, и воскресит Лазаря его - дух, и разрешит его от всех уз душевно-телесности. Тогда начнется у него истинно новая жизнь, в теле безтелесная и на земле неземная. Это будет истинное воскресение в духе прежде будущего воскресения и с телом.

Воскрешение праведного Лазаря

Святой праведный Лазарь, брат Марфы и Марии, жил в селении Вифания, недалеко от Иерусалима. Во время Своей земной жизни Господь Иисус Христос часто посещал дом Лазаря, которого очень любил и называл Своим другом (Ин. 11, 3–11), а когда Лазарь умер и уже четыре дня пролежал во гробе, Господь воскресил его из мертвых (Ин. 11, 17–44) (Воскрешение Лазаря воспоминается Церковью в субботу шестой недели Великого поста – «Лазареву субботу»). Многие иудеи, услышав об этом, приходили в Вифанию и, удостоверившись в действительности этого величайшего чуда, становились последователями Христа. За это первосвященники хотели убить Лазаря. Праведный Лазарь упоминается в Святом Евангелии еще один раз: когда за 6 дней до Пасхи Господь опять пришел в Вифанию, там был и воскрешенный Лазарь (Ин. 12, 1–2, 9–11). После воскрешения святой Лазарь жил еще 30 лет, епископствовал на острове Кипр, где распространял христианство, и там же мирно почил.

Архангел Гавриил

Собор Архангела Гавриила. Архангел Гавриил был избран Господом для того, чтобы благовестить Деве Марии, а с Нею и всем людям великую радость о Воплощении Сына Божия. Поэтому на следующий день после Благовещения, прославив Пречистую Деву, мы благодарим Господа и почитаем Его посланника Архангела Гавриила, послужившего таинству нашего спасения. Святой Архангел Гавриил – служитель Божественного Всемогущества. Он возвещал ветхозаветному человечеству о будущем воплощении Сына Божия: вдохновлял пророка Моисея при написании книги Бытия; пророку Даниилу возвещал о грядущих судьбах еврейского народа ( Дан. 8, 16; 9, 21–24); являлся праведной Анне с вестью о рождении от нее Преблагословенной Девы Марии. Святой Архангел Гавриил неотступно пребывал со святой Отроковицей Марией в Иерусалимском храме и впоследствии охранял Ее во все время земной жизни. Он явился священнику Захарии, предсказав рождение Предтечи Господня – Иоанна Крестителя. Господь посылал его к святому Иосифу Обручнику: он явился ему во сне, чтобы открыть ему тайну воплощения Сына Божия от Пресвятой Девы Марии, предупредил о замыслах Ирода и повелел бежать в Египет с Младенцем и Богородицей. Когда Господь перед Своими страданиями молился в Гефсиманском саду до кровавого пота, на укрепление Его, по Церковному Преданию, был послан с Небес Архангел Гавриил, имя которого означает «Крепость Божия» ( Лк. 22, 43)

Жены-мироносицы услышали от Архангела радостную весть о Воскресении Христовом.

Вспоминая в этот день многократные явления святого Архангела Гавриила и его ревностное исполнение Божественной воли, исповедуя его ходатайство пред Господом о христианах, Православная Церковь призывает своих чад с верой и усердием прибегать в молитвах к великому Ангелу.
(Сведения о Соборе Бесплотных сил помещены 8 ноября.)

Священномученик Ириней Сирмийский

Свя­щен­но­му­че­ник Ири­ней по­стра­дал во вре­мя го­не­ния на хри­сти­ан при рим­ских им­пе­ра­то­рах Дио­кли­ти­ане и Мак­си­ми­ане (284–305).

Он был пре­сви­те­ром, вме­сте с же­ной вос­пи­ты­вал де­тей в хри­сти­ан­ском бла­го­че­стии и поль­зо­вал­ся боль­шим ува­же­ни­ем за свою об­ра­зо­ван­ность и стро­гий об­раз жиз­ни.

Поз­же он был по­став­лен епи­ско­пом в го­род Сир­мий в Пан­но­нии (совре­мен­ная Вен­грия). За го­ря­чую про­по­ведь Хри­сто­вой ве­ры он был схва­чен и пред­стал пе­ред пра­ви­те­лем Про­бом. За от­каз от­речь­ся от Хри­ста и при­не­сти жерт­ву язы­че­ским бо­гам свя­то­го пре­да­ли на му­че­ния. Оче­вид­ца­ми ис­тя­за­ний бы­ли ро­ди­те­ли, род­ствен­ни­ки и дру­зья свя­ти­те­ля, ко­то­рые пы­та­лись уго­во­рить его по­ко­рить­ся, но му­че­ник оста­вал­ся непре­кло­нен. По­сле же­сто­ких му­че­ний свя­той ис­по­вед­ник дол­го на­хо­дил­ся в тем­ни­це. Проб пы­тал­ся сло­мить во­лю му­че­ни­ка, уго­ва­ри­вая его по­ща­дить свою жизнь ра­ди сы­но­вей. Но му­че­ник от­ве­тил: «Сы­но­вья мои ве­ру­ют в Бо­га, Ко­то­рый по­за­бо­тит­ся о них, ме­ня же ни­что не за­ста­вит от­речь­ся от мо­е­го Хри­ста». Пра­ви­тель при­ка­зал бро­сить свя­то­го в ре­ку. Му­че­ни­ка при­ве­ли на мост через ре­ку Са­ву, где он, став на ко­ле­ни, в по­след­ний раз об­ра­тил­ся с мо­лит­вой к Гос­по­ду о пастве Сир­мий­ской Церк­ви. По­сле мо­лит­вы свя­щен­но­му­че­ни­ка Ири­нея обез­гла­ви­ли, а те­ло бро­си­ли в ре­ку.

Преподобный Василий Новый

Преподобный Василий в молодости оставил мир и подвизался в пустынном месте. Однажды его, обросшего, в рубище, увидели проезжавшие мимо придворные византийского императора и были встревожены его странным видом. Заподозрив неладное, они схватили подвижника и привели в город, где патриций Самон учинил ему допрос. На вопрос, кто он, Святой отвечал только, что он пришелец и странник на земле. Преподобного подвергли тяжким пыткам, но он терпел молча, не желая рассказывать о своей подвижнической жизни. Самон, потеряв терпение, спросил святого Василия: «Нечестивец, долго ли ты будешь скрывать, кто ты и откуда?» На это святой прозорливец ответил: «Нечестивыми следует называть тех, кто подобно тебе проводит жизнь во всякой нечистоте». После публичного обличения Самон в гневе велел повесить святого вниз головой со связанными за спиной руками и ногами. Пытка была настолько жестокой, что очевидцы ее стали роптать на Самона. Когда после трехдневного истязания святого подвижника сняли, он оказался жив и невредим. Это чудо Самон приписал волшебству и отдал святого Василия на растерзание голодному льву. Однако лев не тронул святого и мирно улегся у его ног. Самон в бессилии приказал утопить блаженного Василия в море, но два дельфина подхватили святого и вынесли на берег в предместье Константинополя, Евдоме. Преподобный вошел в город, где около Золотых ворот встретил больного человека по имени Иоанн, страдавшего лихорадкой. Святой Василий исцелил больного Именем Спасителя и по просьбе Иоанна остался жить у него. К блаженному приходили и многочисленные верующие за советами и наставлениями, а также получить по его святым молитвам исцеление от болезней. Преподобный Василий, обладавший даром прозрения, обличал грешников, обращая их на путь покаяния, предсказывал грядущие события. Среди посещавших святого был Григорий, который стал его учеником и впоследствии написал подробное житие своего учителя. Однажды в гостинице Григорий нашел дорогой пояс, оброненный дочерью хозяина. Он утаил его с тем, чтобы продать, а деньги раздать нищим. Однако по пути домой вместе с другими вещами он потерял и пояс. Во сне он получил вразумление от святого Василия, показавшего ему разбитый горшок со словами:

«Если кто украдет даже такую негодную вещь, будет наказан вчетверо. Ты утаил чужой пояс и будешь осужден как вор. Ты должен возвратить найденное».

Когда скончалась прислуживавшая преподобному Василию святая Феодора, Григорий очень хотел узнать о ее загробной жизни и часто просил святого подвижника открыть ему это. По молитвам блаженного Григорий увидел во сне старицу Феодору, которая рассказала ему, как душа ее проходила мытарства после смерти и как ей помогла сила молитв блаженного Василия (память преподобной Феодоры Цареградской 30 декабря).
Преподобный Василий скончался около 944 года в возрасте ста десяти лет.
Церковь называет его Новым, отличая от других подвижников, носивших то же имя и живших до него.

Преподобный Малх был единственным сыном земледельца, жившего неподалеку от Антиохии Сирийской. По достижении совершеннолетия родители стали принуждать его жениться, но Малх тайно удалился из родительского дома и принял монашеский постриг в одном из монастырей, где проходил послушание в течение многих лет.

Узнав о смерти своего отца, он решил посетить овдовевшую мать. Игумен обители не благословил намерение инока, однако Малх ослушался и, присоединившись к группе путников, направился в родные места. В пути на них напали сарацины, всех взяли в плен и обратили в рабов.

Хозяин Малха принудил его жениться на одной из рабынь. Святой Малх, по взаимному согласию с женой, сохранил обет целомудрия. Со своей духовной супругой он бежал из плена. Хозяин преследовал их, но беглецы укрылись в пещере, оказавшейся логовом львицы. Львица не тронула беглецов, но растерзала преследователей.

Святой Малх, исполняя просьбу жены, отправил ее в женский монастырь, а сам возвратился в свою обитель. Игумена он уже не застал в живых. Никогда больше преподобный Малх не покидал стен обители. Он часто рассказывал в назидание монахам о своих злоключениях, происшедших от непослушания. До конца своей жизни преподобный Малх смиренно подвизался в монастыре, где мирно скончался (IV).

26 мучеников готских

Свя­тые му­че­ни­ки Ва­фу­сий и Верк, пре­сви­те­ры, Ар­пи­ла мо­нах, ми­ряне: Авив, Агн, Ре­ас, Ига­фракс, Ис­кой, Си­ла, Си­гиц, Со­ни­рил, Су­им­вл, Ферм, Филл, Кон­станс, ца­ре­вич Ага­фон и му­че­ни­цы: Ан­на, Ал­ла, Ла­ри­са, Мо­и­ко, Ма­ми­ка, Уир­ко, Ани­ма­и­са (Ани­ма­и­да), Га­а­фа, ца­ри­ца Готф­ская, и Дук­ли­да, ца­рев­на Готф­ская, по­стра­да­ли око­ло 375 го­да при ко­ро­ле Ун­ге­ри­хе, пре­сле­до­вав­шем хри­сти­ан. Ко­роль при­ка­зал под­жечь храм во вре­мя бо­го­слу­же­ния. В пла­ме­ни по­жа­ра по­гиб­ло 308 че­ло­век, из чис­ла ко­то­рых из­вест­ны име­на два­дца­ти од­но­го му­че­ни­ка. Вдо­ва готф­ско­го ко­ро­ля Ал­ла со сво­ей до­че­рью Дук­ли­дой со­бра­ла остан­ки свя­тых му­че­ни­ков и пе­ре­вез­ла их в Си­рию. За­тем она воз­вра­ти­лась на ро­ди­ну, где через неко­то­рое вре­мя бы­ла по­би­та кам­ня­ми и му­че­ни­че­ски скон­ча­лась вме­сте со сво­им сы­ном Ага­фо­ном. Мо­щи свя­тых му­че­ни­ков оста­ва­лись у Дук­ли­ды, ко­то­рая во вре­мя цар­ство­ва­ния Ва­лен­ти­ни­а­на II (364–375) и Фе­о­до­сия Ве­ли­ко­го (393–395) при­шла в Ки­зик и пе­ре­да­ла часть мо­щей на освя­ще­ние хра­ма. Кон­чи­на пра­вед­ной Дук­ли­ды бы­ла мир­ной.

 
Комментарии
Всего комментариев: 1
2023/04/08, 17:49:21
Пресвятая Богородица Моли Бога О нас.
андрей
Добавить комментарий:
Имя:
* Сообщение [ T ]:
 
   * Перепишите цифры с картинки
 
Подписка на новости и обновления
* Ваше имя:
* Ваш email:
© Vinchi Group
1998-2023


Оформление и
программирование
Ильи
Бог Есть Любовь и только Любовь

Страница сформирована за 0.063652992248535 сек.