09/03/2023 17:25:01
|
25 февраля по старому стилю / 10 марта по новому стилю пятница Седмица 2-я Великого поста. Глас 5. Великий пост. Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты).
Свт. Тарасия, архиеп. Константинопольского (806). Свт. Сильвестра, архиеп. Омского, исп. (1920); сщмч. Александра Виноградова пресвитера, прмц. Мстиславы Фокиной (1938); сщмч. Николая Троицкого пресвитера (1945).
Литургия Преждеосвященных Даров.
На 6-м часе: Ис. VII, 1–14. На веч.: Быт. V, 32 – VI, 8. Притч. VI, 20 – VII, 1.
Кондак святителя Тарасия, глас 3: Правосла́вными догма́ты Це́рковь уясни́в,/ и Христо́ву, блаже́нне, честну́ю ико́ну почита́ти/ и покланя́тися всех научи́в,/ обличи́л еси́ иконобо́рцев безбо́жное веле́ние./ Сего́ ра́ди вопие́м ти:// о о́тче, ра́дуйся, му́дре Тара́сие.
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года "Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть" (Быт. 6, 3). В человеке две противоположности, а сознание одно - личность человеческая. Характер этой личности определяется тем, на какую сторону она склоняется. Если она на стороне духа, - будет человек духовен, если она на стороне плоти - будет человек плотян. Дух и в плотяном не исчезает, но бывает порабощен, и голоса не имеет. Он тут становится подъяремным и служит плоти, как раб госпоже своей, изобретая всевозможные для нее услаждения. И в духовном плоть не исчезает, но подчиняется духу и ему работает, теряя свои естественные права на пищу через пост, на сон через бдение, на покой через непрерывный труд и утомление, на услаждение чувств через уединение и молчание. Бог не пребывает там, где царит плоть, ибо орган общения его с человеком есть дух, который здесь не в своем чине. В первый раз чувствуется Божие приближение, когда дух начинает предъявлять свои права в движениях страха Божия и совести. Когда же и сознание со свободой станут на эту сторону, тогда Бог общится с человеком и начинает пребывать в нем. С той минуты пойдет одухотворение души и плоти, всего внутреннего и внешнего человека, пока Бог станет всяческая во всех в человеке том, и человек, одухотворившись, обожится. Какое дивное преимущество и как мало оно помнится, ценится и ищется!
|
Святитель Тарасий, Патриарх Константинопольский |
Святитель Тарасий, Патриарх Константинопольский, происходил из знатного рода, родился и был воспитан в Константинополе, где получил хорошее образование. Он быстро выдвинулся при дворе императора Константина VI Порфирородного (780–797) и его матери, святой царицы Ирины (797–802; память 7 августа), и достиг звания сенатора. В те времена Церковь волновали иконоборческие смуты. Святой Патриарх Павел (780–784; память 30 августа), не сочувствовавший в душе иконоборчеству, по слабости характера не мог решительно бороться с ересью и потому удалился в монастырь, где принял схиму. Когда к нему пришла святая царица Ирина со своим сыном-императором, святитель Павел объявил им, что достойным преемником его может быть только святой Тарасий (в то время мирянин). Тарасий долго отказывался, не считая себя достойным столь высокого сана, но потом подчинился общему желанию, с условием, что будет созван Вселенский Собор для осуждения иконоборческой ереси. Пройдя в короткое время все иерархические ступени, святой Тарасий был возведен на патриарший престол в 784 году. В 787 году под председательством святителя – Патриарха Тарасия в г. Никее состоялся VII Вселенский Собор, на котором присутствовало 367 епископов. На Соборе было утверждено почитание святых икон. Те из епископов, которые принесли покаяние в иконоборчестве, были вновь приняты Церковью.
Святитель Тарасий мудро управлял Церковью 22 года. Он вел суровую аскетическую жизнь. Все свое имение он истратил на Богоугодные дела, питая и покоя стариков, нищих, сирот и вдов, а в Святую Пасху устраивал для них трапезу, на которой сам прислуживал. Святой Патриарх бесстрашно обличил царя Константина Порфирородного, когда тот оклеветал свою супругу, императрицу Марию, внучку праведного Филарета Милостивого († 792; память 1 декабря), чтобы заточить Марию в монастырь и сочетаться браком со своей родственницей. Святитель Тарасий решительно отказался расторгнуть брак императора, за что подвергся опале. Вскоре, однако, Константин был низложен своей матерью, царицей Ириной. Святитель Тарасий скончался в 806 году. При кончине бесы, напоминая его жизнь с самой юности, старались приписать святителю не совершенные им грехи. «Я неповинен в том, о чем вы говорите, – отвечал святитель. – Вы ложно клевещете на меня, нет у вас надо мной никакой власти». Оплакиваемый Церковью, святитель был погребен в устроенном им монастыре на Босфоре. У гроба его совершались многие чудеса.
|
Исповедник Сильве́стр (Ольшевский), Омский, архиепископ |
Священномученик Сильвестр, в миру — Иустин Ольшевский занимался миссионерской деятельностью. Этому он посвятил более 20 лет жизни.
Из публичной речи: «… среди нас находятся люди, которые без сожаления, со злорадством меняют полученную от предков святую православную веру на веру, чуждую нам, выдуманную немцами недавно, известную под именем …баптизма… Эти люди проматывают полученное от предков дорогое наследство – святую веру, проматывают на пользу, на радость, на потеху нашим внешним и внутренним врагам… Что может быть печальнее этого?»
В 31 год рукоположен в пресвитеры по предложению епископа Полтавского Иллариона. Иустин Львович согласился с предложением преосвященного с условием, что ему будет разрешено посвящение в сущем состоянии, то есть неженатым.
Отец Иустин лично знал отца Иоанна Кронштадского, служил с ним вместе литургию.
В конце 1910 года отец Иустин был призван принять иночество. Из слова при наречении во епископы: «…Ныне более чем когда-нибудь христианская Церковь подобна кораблю, обуреваемому великим волнением житейского моря. Для верных наступают времена исповедничества… Трудно и страшно ныне архипастырствование». Это было сказано в 1911 году.
На следующий день, в воскресенье 16 января, в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры состоялась хиротония архимандрита Сильвестра во епископа Прилукского, викария Полтавской епархии. По окончании литургии, вручая жезл новопоставленному архиерею, митрополит Московский Владимир (Богоявленский) обратился к нему со словом, призвав его к стойкости и любви к правде в настоящее трудное время.
Однажды при владыке стали ругать веру и верующих.
– Братцы, – громко и отчетливо произнес архипастырь, – признаете ли вы свободу за всеми людьми? Если признаете свободу, чтобы не веровать, то признайте свободу и за теми, кто желает веровать. Не дозволяйте глумиться над неверующими, но не оскорбляйте и верующих. О чем угодно гражданском говорите и обсуждайте свободно, но не касайтесь Господа Бога и святыни… А желаете узнать насчет религии, спрашивайте тех, кто на это дело поставлен. Ведь насчет лекарства спрашиваете у доктора, насчет суда спрашиваете у адвоката, так насчет религии спрашивайте у пастырей.
В 1915 году был назначен на Омскую кафедру. После проведения общегородского крестного хода к архиерейскому дому прибыл отряд карателей с целью арестовать владыку. При аресте епископа разрывной пулей был убит эконом Николай Цикура (мученик, см. 6 февраля). В этот раз владыку выпустили под подписку о невыезде.
Вскоре началась гражданская война, и белые освободили город от большевиков. Именно владыка Сильвестр привел к присяге адмирала Колчака как Верховного правителя России.
В конце 1919 года войска Колчака начали отступать, и вскоре в Омск вошли большевики. Первым делом они арестовали архипастыря. В течение двух месяцев владыку истязали, требуя, чтобы он принес покаяние за христианскую деятельность.
Ничего не добившись, безбожники зверски убили святителя: прибив его руки гвоздями к полу и таким образом распяв, они раскаленными шомполами прожигали его тело, а затем раскаленным докрасна шомполом пронзили сердце…
Владыка принял мученическую кончину 13 (26 н. ст.) 1920-го года, находясь в заточении в Омске. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
|
Священномученик Александр Виноградов, пресвитер |
Священномученик Александр родился 30 августа 1883 года в деревне Станинская Егорьевского уезда Рязанской губернии в семье крестьянина Федора Виноградова. Александр окончил церковно-приходскую школу и до 1910 года работал ткачом на фабрике Князева в городе Егорьевске и по близости города к родной деревне занимался крестьянством. В 1910 году он поступил псаломщиком в храм и до 1918 года служил псаломщиком в Казанской церкви в Егорьевске. В 1920 году он стал служить псаломщиком в Сергиевской церкви в селе Ивановское. Александр Виноградов24 декабря 1929 года Александр Федорович был рукоположен во диакона к Знаменской церкви в селе Алешино, а 18 мая 1930 года — во священника ко храму Рождества Христова в селе Юрьево Егорьевского района, где он прослужил до своего ареста. Во время служения в Юрьеве ему пришлось претерпеть те же гонения и преследования, которые переносили тогда священнослужители Русской Православной Церкви и которые до некоторой степени описали впоследствии свидетели. Секретарь Юрьевского сельсовета так охарактеризовал священника в своей справке, составленной в 1938 году для НКВД. Он написал, что отец Александр «сумел сагитировать отсталых колхозников, говоря, что жить стало плохо, питаться стало нечем, ему колхозники стали носить кто молоко, кто творог, кто яйца». Священник, когда от него потребовали уплаты налога, сумел перед сельским исполнительным комитетом настоять, чтобы налог с него сняли, как с престарелого. Но сельсовет проявил бдительность и сообщил в исполнительный комитет, что священнику нет еще и шестидесяти, и потребовал, чтобы он сдал в качестве налога шестьдесят килограммов мяса. Но священник в день Рождества Христова, 7 января, когда в храме присутствовало более трехсот человек, обратился к присутствующим со словами: «Православные, помогите, меня задушили налогами, стало невозможно жить, если я не уплачу в срок, меня посадят, а церковь закроют». После этих слов он пошел с тарелкой по церкви, набрав рублей пятьсот или более. Когда ему сообщили, что ему снова надо платить налог, священник, по словам секретаря сельсовета, «набрался нахальства, пришел в сельсовет, говоря, что вы неверно сделали это, — по новой конституции я имею одинаковое право, как и все, я считаю себя семьей красноармейца, так как сын у меня в армии на Дальнем Востоке». «Каким способом он пробрался в армию, это еще надо проверить», — заключил свою характеристику председатель сельсовета. Одна из свидетельниц показала, что, когда ломали один из храмов, отец Александр говорил: «за сломку этой церкви Бог вас накажет», и отсталые колхозники стали возмущаться, восприняв эти слова так, что советская власть пытается закрыть церковь[3]. 27 февраля 1938 года отец Александр был арестован и допрошен. — Ваше отношение к советской власти? — спросил его следователь. — У меня к советской власти и ее политике хорошее отношение. Я доволен советской властью. — Говорили ли вы во время службы в церкви 7 января верующим: «Православные, помогите, нас обложили большими налогами, а заплатить у нас средств нет; советская власть нас жмет, чтобы мы отказались от религии»? — 7 января во время службы я обратился к верующим за разрешением пройти с тарелкой на нужды, мне верующие разрешили, и я произвел денежный сбор. Но я не говорил, что меня обложили большим налогом, чтобы я отказался от религии. — Во время сломки старой церкви говорили вы, что «за сломку этой церкви Бог вас накажет»? — Во время сломки старой церкви я этих слов никому не говорил. — В предъявленном вам обвинении в активной контрреволюционной антисоветской деятельности виновными себя признаете? — Виновным себя не признаю. Я антисоветской агитацией не занимался. На этом допросы прекратились, и 24 февраля следствие было закончено. 2 марта 1938 года тройка НКВД приговорила отца Александра к расстрелу. Священник Александр Виноградов был расстрелян 10 марта 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
|
Священномученик Никола́й Троицкий, пресвитер |
Священномученик Николай родился в 1895 году в селе Выползово Курмышского уезда Симбирской губернии (ныне Порецкого района Чувашии) в семье диакона Димитрия Троицкого. Николай ТроицкийОкончив Симбирскую Духовную Семинарию в 1918 году по первому разряду, Николай некоторое время служил учителем сельской школы. В 1920 году был рукоположен во священника к селу Сабаево (ныне Мордовия). За безупречное служение Господу был награжден в 1920 набедренником, в 1922 году за усердную пастырскую деятельность — скуфьей, в 1924 — камилавкой, в 1928 — наперсным крестом. Служа в селе Сабаево в январе 1929 года священник был осужден по статье 61 за неуплату налогов и некоторое время отбывал срок наказания. После освобождения — с 1930 года отец Николай перешел служить в село Семеновское Порецкого района Чувашской АССР, а в 1933 в село Малое Чурашево Ядринского района. В 1935 году отец Николай был возведен в протоиерея. Тогда же власти хотели привлечь его к общественным работам, на что священник писал заявление в сельсовет. «Прошу разъяснить в силе или изменено распоряжение ВЦИК № 247 (от 1930 года) — что отправка служителей культа на лесозаготовки, дорожное строительство или иные общественные работы не допускается. В прошлом году на основании данной справки председателем сельсовета я был освобожден». По просьбе церковного совета был отменен наложенный ранее запрет на колокольный звон. Часто отец Николай просил разрешение у сельсовета на хождение по селу со святой водой в праздник Крещения и в другие праздники. 29 ноября 1937 года протоиерей Николай Троицкий был подвергнут обыску и аресту. Содержась в тюрьме города Ядрин ЧАССР допрошен 30 ноября, 13 декабря 1937 года и 14 января 1938 года. На всех допросах обвиняемый священник виновным себя не признал. На допросе, состоявшемся 13 декабря следователь спрашивал: — Признаете ли вы себя виновным в предъявленном вам обвинении по статье 58-10 части 1 Уголовного Кодекса РСФСР в том, что вы имея недовольство существующим строем среди населения ведете контрреволюционную агитацию? — В предъявленном мне обвинении по статье 58 пункта 10 части 1 виновным себя не признаю и поясняю, что я среди населения никогда и ни с кем контрреволюционной агитации не вел. — Следствием достаточно установлено, что вы среди населения ведете контрреволюционную агитацию против соввласти, поэтому следствие требует от вас чистосердечного признания. — Повторяю, что я среди населения никогда со дня революции против соввласти агитацию не вел, это показываю чистосердечно. Это если следствием установлено свидетельскими показаниями, то прошу произвести очные ставки. На другом допросе, произведенном 14 января следователь спрашивал: — Следствию известно, что вы находясь на свободе имели тесную связь с попом из села Нижние Мочары Даниловым Ефимом Даниловичем и с последним вели совместную борьбу с соввластью. Следствие по этому вопросу требует от вас правдивого показания. — Попа Данилова Ефима Даниловича я, конечно, знаю, он сам Данилов происходит из села Нижние Мочары до самого закрытия Никольской церкви в Красночетайском районе он служил священником этой церкви, с 1935 года, то есть с момента закрытия этой церкви Данилов проживает в Нижних Мочарах не имея никакой определенной занятости. Я не скрываю, что Данилов, после закрытия Никольской церкви изредка посещал Мало— Чурашевскую церковь, где я сам служил. Как и все верующие, Данилов приходил, молился и уходил, я с ним даже ни в какие разговоры не вступал. Имеющиеся Ваше сведение о том, что я с Даниловым имею связь контрреволюционных целях я не подтверждаю, я с Даниловым никакой связи не имею. Были найдены лжесвидетели из числа колхозников соседней деревни. Один из них показывал: Вопрос следователя: не ведет ли Троицкий среди населения контрреволюционную агитацию против проводимых мероприятий? — Поп Троицкий среди населения в особенности среди единоличников ведет агитацию против колхозного строительства, каковая очень влияет на колхозников. Осенью сего года, месяц и число не помню, поп Троицкий был у нас в деревне, с которым я встретился на улице и задал ему вопрос: «Где и у кого он был?» на это он мне ничего не сказал, потом я задал другой вопрос, как он проживает и посещают ли его церковь верующие и есть ли доходы, на это он иронически мне ответил: «Да, немного посещают, доходы конечно небольшие, но все же можно жить, в большинстве посещают только единоличники, а колхозников мало, их видимо не пускают правления колхозов, если бы не колхоз, то бы все посещали, но придет время, все равно все пойдут за нами, так как без религии трудно будет населению жить, ибо она создана веками и святая церковь должна существовать». 12 и 13 января состоялись очные ставки с двумя лжесвидетелями, на которых отец Николай на заданный следователем вопрос подтверждает ли обвиняемый показания свидетелей отвечал. — Нет, не подтверждаю, и считаю показания ложными, я никогда среди населения агитацию не вел. Повторяю, что такого случая с моей стороны никогда не было. Я такие слова никогда и ни перед кем не говорил. Это чистая ложь со стороны свидетелей. 18 января следствие было окончено и 1 февраля было предъявлено обвинительное заключение. 13 февраля исполняющий обязанности заместителя прокурора по Спецделам ЧАССР ознакомившись с делом нашел, «что дело расследовано с достаточной полнотой, преступление доказано и квалифицировано правильно, обвинительное заключение составлено в соответствии с обстоятельством дела и все процессуальные требования соблюдены и потому постановил обвинительное заключение утвердить и дело направить в Спецколлегию Верховного Суда ЧАССР для судебного рассмотрения». Только 5 мая 1938 года состоялось закрытое судебное заседание Спецколлегии Верховного Суда Чувашской АССР в городе Ядрин, но за отсутствием свидетелей было отложено. 6 мая судебное заседание было продолжено, которое вынесло приговор подсудимому Троицкому по статье 58 пункта 10 части 1 — 10 лет лишения свободы. Поданную кассационную жалобу о пересмотре приговора Спецколлегия Верховного Суда РСФСР оставила без удовлетворения. Протоиерей Николай был направлен этапом в Алатырскую исправительно-трудовую колонию, в которой в те годы находилось более 4 тысяч заключенных. Хотя колония не входила в систему ГУЛАГа, но в ней, как и в лагерях заключенные умирали от постоянного недоедания и болезней, поскольку не было лекарств. Среди них много священников и православных верующих — священномученик Димитрий (Воскресенский) — умер 22 мая 1938 года, преподобномученик Игнатий (Лебедев) — умер 11 сентября 1938 года, преподобномученица Тамара (Сатси) — умерла 1 мая 1941 года, священномученик Михаил (Самсонов) — умер 28 января 1942 года. Верующие заключенные причащались Святыми Дарами, которые присылались в посылках или привозились близкими, исповедывались, молились. Пробыв почти 3 года в Алатырской колонии, в марте 1941 года отец Николай был этапирован по наряду ГУЛАГа в Байкало-Амурский лагерь. Отбывая срок наказания в Свободненском отделении БАМЛАГа протоиерей Николай скончался 10 марта 1945 года и был погребен в безвестной могиле.
|
Преподобномученица Мстисла́ва (Фокина) |
Преподобномученица Мстислава родилась в 1895 году в деревне Малое Уварово Коломенского уезда Московской губернии в семье рабочего коломенского завода Семена Фокина и в крещении была наречена Марией. В деревне Малое Уварово у Семена был земельный надел, но поскольку сам он крестьянством не занимался, то сдавал этот надел в аренду. Мария окончила сельскую школу и с 1908 года работала на шелкокрутильной фабрике в Коломне. Мстислава (Фокина)В 1913 году ей пришлось оставить работу, так как в это время тяжело заболела ее мать, и она стала ухаживать за ней. После смерти родителей Мария сначала осталась жить с братьями, но поскольку они были членами коммунистической партии и людьми неверующими, она, желая всецело послужить Господу, в 1921 году ушла от них и поселилась в Коломне при храме, который принадлежал Коломенскому мужскому монастырю. Здесь она прожила до 1930 года. 15 апреля 1930 года в храме в городе Ижевске Мария была пострижена в монашество с именем Мстислава и вернулась в Коломну, продолжив свое послушание при храме. Узнав от паломников, что в Богословском монастыре под Рязанью продолжают жить монахи и что там еще монашеская жизнь не нарушена, она в декабре 1930 года отправилась в Богословский монастырь и поселилась рядом с обителью в селе Пощупово и, несмотря на гонения, была вполне счастлива, что нашла место, где можно было жить молитвенной монашеской жизнью. Безбожные власти в то время с беспощадной последовательностью преследовали свою цель — уничтожение в России всех начатков церковной христианской жизни; 31 мая 1931 года были арестованы монахи Богословского монастыря, монахини и миряне, собравшиеся вокруг обители; всего было арестовано сорок человек и среди них монахиня Мстислава. Все они были заключены в тюрьму в городе Рязани. На допросе монахиня Мстислава сказала: «Я смело заявляю — власть притесняет религию; дана свобода, а получается наоборот — монастыри и церкви закрывают». Следователь спросил монахиню, кто ее постриг в монашество, но она, не желая называть священника, сказала, что не знает его фамилии, а относительно того, почему она это сделала, ответила, что ушла в монастырь для спасения души, чтобы, «отказавшись от мира сего, отдать себя на служение всецело Богу, в Которого верю, и никакие убеждения и притеснения не убьют во мне веры в Бога». 3 сентября 1931 года тройка ОГПУ приговорила монахиню Мстиславу к трем годам заключения в исправительно-трудовом лагере, и она была отправлена с этапом в распоряжение Управления Соловецких исправительно-трудовых лагерей ОГПУ на станцию Свирь Мурманской железной дороги. Отбыв полностью весь срок заключения на каторжных работах в Свирьлаге, монахиня Мстислава в 1934 году вернулась в Коломну. Как вернувшейся из заключения, ей было запрещено здесь проживать, и ее никто по лагерной справке не брал на работу, так что она заново получила паспорт, как якобы потерявшая документы, и после этого стала жить в городе, прислуживая при Покровской церкви. Храмы повсеместно закрывались, и в 1936 году она вынуждена была поступить кладовщицей на патефонный завод в Коломне. Во второй половине 1937 года власти приступили к аресту оставшихся на свободе священников и монахов, и 24 февраля 1938 года монахиня Мстислава была арестована и заключена в коломенскую тюрьму. — Следствием установлено, что вы, Фокина, имея враждебное отношение к ВКП(б) и советской власти, в период проживания в Коломне проводили контрреволюционную агитацию, несмотря на прошлую судимость. Следствие требует от вас признания. — О том, что я судима за контрреволюционную деятельность в 1931 году, я не отрицаю. Во время проживания в Коломне я никакой контрреволюционной агитации среди граждан, проживающих рядом со мной, не проводила. — Ваша враждебность к ВКП(б) и советской власти и контрреволюционная агитация подтверждена свидетельскими показаниями допрошенных по вашему делу. Вам зачитываются выдержки из показаний свидетелей. И следователь зачитал выдержки из показаний свидетелей, которые монахиня отвергла все одно за другим. 2 марта 1938 года тройка НКВД приговорила ее к расстрелу, и она была перевезена в Таганскую тюрьму в Москве. Монахиня Мстислава (Фокина) была расстреляна 10 марта 1938 года и погребена в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. |