Дивное Дивеево

Вся история девеевской обители

Молитва первая Господи Иисусе Христе, Боже мой, покрый мя и раб твоих (имена) от злобы супостата нашего, зане сила его крепка, естество же наше страстно и сила наша немощна. Ты убо, о Благий, сохрани ...
На главную Новости 10 марта. Святителя Тарасия, архиепископа Константинопольского. Святителя Сильвестра, архиеп. Омского, исповедника.
10 марта. Святителя Тарасия, архиепископа Константинопольского. Святителя Сильвестра, архиеп. Омского, исповедника.
09/03/2023 17:25:01

25 февраля по старому стилю / 10 марта по новому стилю
пятница
Седмица 2-я Великого поста. Глас 5.
Великий пост.
Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты).

Свт. Тарасия, архиеп. Константинопольского (806).
Свт. Сильвестра, архиеп. Омского, исп. (1920); сщмч. Александра Виноградова пресвитера, прмц. Мстиславы Фокиной (1938); сщмч. Николая Троицкого пресвитера (1945).


Литургия Преждеосвященных Даров.

На 6-м часе: Ис. VII, 1–14. На веч.: Быт. V, 32 – VI, 8. Притч. VI, 20 – VII, 1.

Кондак святителя Тарасия, глас 3:
Правосла́вными догма́ты Це́рковь уясни́в,/ и Христо́ву, блаже́нне, честну́ю ико́ну почита́ти/ и покланя́тися всех научи́в,/ обличи́л еси́ иконобо́рцев безбо́жное веле́ние./ Сего́ ра́ди вопие́м ти:// о о́тче, ра́дуйся, му́дре Тара́сие.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
"Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть" (Быт. 6, 3). В человеке две противоположности, а сознание одно - личность человеческая. Характер этой личности определяется тем, на какую сторону она склоняется. Если она на стороне духа, - будет человек духовен, если она на стороне плоти - будет человек плотян. Дух и в плотяном не исчезает, но бывает порабощен, и голоса не имеет. Он тут становится подъяремным и служит плоти, как раб госпоже своей, изобретая всевозможные для нее услаждения. И в духовном плоть не исчезает, но подчиняется духу и ему работает, теряя свои естественные права на пищу через пост, на сон через бдение, на покой через непрерывный труд и утомление, на услаждение чувств через уединение и молчание. Бог не пребывает там, где царит плоть, ибо орган общения его с человеком есть дух, который здесь не в своем чине. В первый раз чувствуется Божие приближение, когда дух начинает предъявлять свои права в движениях страха Божия и совести. Когда же и сознание со свободой станут на эту сторону, тогда Бог общится с человеком и начинает пребывать в нем. С той минуты пойдет одухотворение души и плоти, всего внутреннего и внешнего человека, пока Бог станет всяческая во всех в человеке том, и человек, одухотворившись, обожится. Какое дивное преимущество и как мало оно помнится, ценится и ищется!


Святитель Тарасий, Патриарх Константинопольский

Святитель Тарасий, Патриарх Константинопольский, происходил из знатного рода, родился и был воспитан в Константинополе, где получил хорошее образование. Он быстро выдвинулся при дворе императора Константина VI Порфирородного (780–797) и его матери, святой царицы Ирины (797–802; память 7 августа), и достиг звания сенатора. В те времена Церковь волновали иконоборческие смуты. Святой Патриарх Павел (780–784; память 30 августа), не сочувствовавший в душе иконоборчеству, по слабости характера не мог решительно бороться с ересью и потому удалился в монастырь, где принял схиму. Когда к нему пришла святая царица Ирина со своим сыном-императором, святитель Павел объявил им, что достойным преемником его может быть только святой Тарасий (в то время мирянин). Тарасий долго отказывался, не считая себя достойным столь высокого сана, но потом подчинился общему желанию, с условием, что будет созван Вселенский Собор для осуждения иконоборческой ереси. Пройдя в короткое время все иерархические ступени, святой Тарасий был возведен на патриарший престол в 784 году. В 787 году под председательством святителя – Патриарха Тарасия в г. Никее состоялся VII Вселенский Собор, на котором присутствовало 367 епископов. На Соборе было утверждено почитание святых икон. Те из епископов, которые принесли покаяние в иконоборчестве, были вновь приняты Церковью.

Святитель Тарасий мудро управлял Церковью 22 года. Он вел суровую аскетическую жизнь. Все свое имение он истратил на Богоугодные дела, питая и покоя стариков, нищих, сирот и вдов, а в Святую Пасху устраивал для них трапезу, на которой сам прислуживал. Святой Патриарх бесстрашно обличил царя Константина Порфирородного, когда тот оклеветал свою супругу, императрицу Марию, внучку праведного Филарета Милостивого († 792; память 1 декабря), чтобы заточить Марию в монастырь и сочетаться браком со своей родственницей. Святитель Тарасий решительно отказался расторгнуть брак императора, за что подвергся опале. Вскоре, однако, Константин был низложен своей матерью, царицей Ириной. Святитель Тарасий скончался в 806 году. При кончине бесы, напоминая его жизнь с самой юности, старались приписать святителю не совершенные им грехи. «Я неповинен в том, о чем вы говорите, – отвечал святитель. – Вы ложно клевещете на меня, нет у вас надо мной никакой власти».
Оплакиваемый Церковью, святитель был погребен в устроенном им монастыре на Босфоре. У гроба его совершались многие чудеса.

Исповедник Сильве́стр (Ольшевский), Омский, архиепископ

Священномученик Сильвестр, в миру — Иустин Ольшевский занимался миссионерской деятельностью. Этому он посвятил более 20 лет жизни.

Из публичной речи: «… среди нас находятся люди, которые без сожаления, со злорадством меняют полученную от предков святую православную веру на веру, чуждую нам, выдуманную немцами недавно, известную под именем …баптизма… Эти люди проматывают полученное от предков дорогое наследство – святую веру, проматывают на пользу, на радость, на потеху нашим внешним и внутренним врагам… Что может быть печальнее этого?»

В 31 год рукоположен в пресвитеры по предложению епископа Полтавского Иллариона. Иустин Львович согласился с предложением преосвященного с условием, что ему будет разрешено посвящение в сущем состоянии, то есть неженатым.

Отец Иустин лично знал отца Иоанна Кронштадского, служил с ним вместе литургию.

В конце 1910 года отец Иустин был призван принять иночество. Из слова при наречении во епископы: «…Ныне более чем когда-нибудь христианская Церковь подобна кораблю, обуреваемому великим волнением житейского моря. Для верных наступают времена исповедничества… Трудно и страшно ныне архипастырствование». Это было сказано в 1911 году.

На следующий день, в воскресенье 16 января, в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры состоялась хиротония архимандрита Сильвестра во епископа Прилукского, викария Полтавской епархии. По окончании литургии, вручая жезл новопоставленному архиерею, митрополит Московский Владимир (Богоявленский) обратился к нему со словом, призвав его к стойкости и любви к правде в настоящее трудное время.

Однажды при владыке стали ругать веру и верующих.

– Братцы, – громко и отчетливо произнес архипастырь, – признаете ли вы свободу за всеми людьми? Если признаете свободу, чтобы не веровать, то признайте свободу и за теми, кто желает веровать. Не дозволяйте глумиться над неверующими, но не оскорбляйте и верующих. О чем угодно гражданском говорите и обсуждайте свободно, но не касайтесь Господа Бога и святыни… А желаете узнать насчет религии, спрашивайте тех, кто на это дело поставлен. Ведь насчет лекарства спрашиваете у доктора, насчет суда спрашиваете у адвоката, так насчет религии спрашивайте у пастырей.

В 1915 году был назначен на Омскую кафедру. После проведения общегородского крестного хода к архиерейскому дому прибыл отряд карателей с целью арестовать владыку. При аресте епископа разрывной пулей был убит эконом Николай Цикура (мученик, см. 6 февраля). В этот раз владыку выпустили под подписку о невыезде.

Вскоре началась гражданская война, и белые освободили город от большевиков. Именно владыка Сильвестр привел к присяге адмирала Колчака как Верховного правителя России.

В конце 1919 года войска Колчака начали отступать, и вскоре в Омск вошли большевики. Первым делом они арестовали архипастыря. В течение двух месяцев владыку истязали, требуя, чтобы он принес покаяние за христианскую деятельность.

Ничего не добившись, безбожники зверски убили святителя: прибив его руки гвоздями к полу и таким образом распяв, они раскаленными шомполами прожигали его тело, а затем раскаленным докрасна шомполом пронзили сердце…

Владыка принял мученическую кончину 13 (26 н. ст.) 1920-го года, находясь в заточении в Омске. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Священномученик Александр Виноградов, пресвитер

Свя­щен­но­му­че­ник Алек­сандр ро­дил­ся 30 ав­гу­ста 1883 го­да в де­ревне Ста­нин­ская Его­рьев­ско­го уез­да Ря­зан­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Фе­до­ра Ви­но­гра­до­ва. Алек­сандр окон­чил цер­ков­но-при­ход­скую шко­лу и до 1910 го­да ра­бо­тал тка­чом на фаб­ри­ке Кня­зе­ва в го­ро­де Его­рьев­ске и по бли­зо­сти го­ро­да к род­ной де­ревне за­ни­мал­ся кре­стьян­ством. В 1910 го­ду он по­сту­пил пса­лом­щи­ком в храм и до 1918 го­да слу­жил пса­лом­щи­ком в Ка­зан­ской церк­ви в Его­рьев­ске. В 1920 го­ду он стал слу­жить пса­лом­щи­ком в Сер­ги­ев­ской церк­ви в се­ле Ива­нов­ское.
Александр Виноградов24 де­каб­ря 1929 го­да Алек­сандр Фе­до­ро­вич был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на к Зна­мен­ской церк­ви в се­ле Але­ши­но, а 18 мая 1930 го­да — во свя­щен­ни­ка ко хра­му Рож­де­ства Хри­сто­ва в се­ле Юрье­во Его­рьев­ско­го рай­о­на, где он про­слу­жил до сво­е­го аре­ста. Во вре­мя слу­же­ния в Юрье­ве ему при­шлось пре­тер­петь те же го­не­ния и пре­сле­до­ва­ния, ко­то­рые пе­ре­но­си­ли то­гда свя­щен­но­слу­жи­те­ли Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви и ко­то­рые до неко­то­рой сте­пе­ни опи­са­ли впо­след­ствии сви­де­те­ли.
Сек­ре­тарь Юрьев­ско­го сель­со­ве­та так оха­рак­те­ри­зо­вал свя­щен­ни­ка в сво­ей справ­ке, со­став­лен­ной в 1938 го­ду для НКВД. Он на­пи­сал, что отец Алек­сандр «су­мел саги­ти­ро­вать от­ста­лых кол­хоз­ни­ков, го­во­ря, что жить ста­ло пло­хо, пи­тать­ся ста­ло нечем, ему кол­хоз­ни­ки ста­ли но­сить кто мо­ло­ко, кто тво­рог, кто яй­ца». Свя­щен­ник, ко­гда от него по­тре­бо­ва­ли упла­ты на­ло­га, су­мел пе­ред сель­ским ис­пол­ни­тель­ным ко­ми­те­том на­сто­ять, чтобы на­лог с него сня­ли, как с пре­ста­ре­ло­го. Но сель­со­вет про­явил бди­тель­ность и со­об­щил в ис­пол­ни­тель­ный ко­ми­тет, что свя­щен­ни­ку нет еще и ше­сти­де­ся­ти, и по­тре­бо­вал, чтобы он сдал в ка­че­стве на­ло­га шесть­де­сят ки­ло­грам­мов мя­са. Но свя­щен­ник в день Рож­де­ства Хри­сто­ва, 7 ян­ва­ря, ко­гда в хра­ме при­сут­ство­ва­ло бо­лее трех­сот че­ло­век, об­ра­тил­ся к при­сут­ству­ю­щим со сло­ва­ми: «Пра­во­слав­ные, по­мо­ги­те, ме­ня за­ду­ши­ли на­ло­га­ми, ста­ло невоз­мож­но жить, ес­ли я не упла­чу в срок, ме­ня по­са­дят, а цер­ковь за­кро­ют». По­сле этих слов он по­шел с та­рел­кой по церк­ви, на­брав руб­лей пять­сот или бо­лее. Ко­гда ему со­об­щи­ли, что ему сно­ва на­до пла­тить на­лог, свя­щен­ник, по сло­вам сек­ре­та­ря сель­со­ве­та, «на­брал­ся на­халь­ства, при­шел в сель­со­вет, го­во­ря, что вы невер­но сде­ла­ли это, — по но­вой кон­сти­ту­ции я имею оди­на­ко­вое пра­во, как и все, я счи­таю се­бя се­мьей крас­но­ар­мей­ца, так как сын у ме­ня в ар­мии на Даль­нем Во­сто­ке». «Ка­ким спо­со­бом он про­брал­ся в ар­мию, это еще на­до про­ве­рить», — за­клю­чил свою ха­рак­те­ри­сти­ку пред­се­да­тель сель­со­ве­та.
Од­на из сви­де­тель­ниц по­ка­за­ла, что, ко­гда ло­ма­ли один из хра­мов, отец Алек­сандр го­во­рил: «за слом­ку этой церк­ви Бог вас на­ка­жет», и от­ста­лые кол­хоз­ни­ки ста­ли воз­му­щать­ся, вос­при­няв эти сло­ва так, что со­вет­ская власть пы­та­ет­ся за­крыть цер­ковь[3].
27 фев­ра­ля 1938 го­да отец Алек­сандр был аре­сто­ван и до­про­шен.
— Ва­ше от­но­ше­ние к со­вет­ской вла­сти? — спро­сил его сле­до­ва­тель.
— У ме­ня к со­вет­ской вла­сти и ее по­ли­ти­ке хо­ро­шее от­но­ше­ние. Я до­во­лен со­вет­ской вла­стью.
— Го­во­ри­ли ли вы во вре­мя служ­бы в церк­ви 7 ян­ва­ря ве­ру­ю­щим: «Пра­во­слав­ные, по­мо­ги­те, нас об­ло­жи­ли боль­ши­ми на­ло­га­ми, а за­пла­тить у нас средств нет; со­вет­ская власть нас жмет, чтобы мы от­ка­за­лись от ре­ли­гии»?
— 7 ян­ва­ря во вре­мя служ­бы я об­ра­тил­ся к ве­ру­ю­щим за раз­ре­ше­ни­ем прой­ти с та­рел­кой на нуж­ды, мне ве­ру­ю­щие раз­ре­ши­ли, и я про­из­вел де­неж­ный сбор. Но я не го­во­рил, что ме­ня об­ло­жи­ли боль­шим на­ло­гом, чтобы я от­ка­зал­ся от ре­ли­гии.
— Во вре­мя слом­ки ста­рой церк­ви го­во­ри­ли вы, что «за слом­ку этой церк­ви Бог вас на­ка­жет»?
— Во вре­мя слом­ки ста­рой церк­ви я этих слов ни­ко­му не го­во­рил.
— В предъ­яв­лен­ном вам об­ви­не­нии в ак­тив­ной контр­ре­во­лю­ци­он­ной ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти ви­нов­ны­ми се­бя при­зна­е­те?
— Ви­нов­ным се­бя не при­знаю. Я ан­ти­со­вет­ской аги­та­ци­ей не за­ни­мал­ся.
На этом до­про­сы пре­кра­ти­лись, и 24 фев­ра­ля след­ствие бы­ло за­кон­че­но. 2 мар­та 1938 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Алек­сандра к рас­стре­лу. Свя­щен­ник Алек­сандр Ви­но­гра­дов был рас­стре­лян 10 мар­та 1938 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.

Священномученик Никола́й Троицкий, пресвитер

Свя­щен­но­му­че­ник Ни­ко­лай ро­дил­ся в 1895 го­ду в се­ле Вы­пол­зо­во Кур­мыш­ско­го уез­да Сим­бир­ской гу­бер­нии (ныне По­рец­ко­го рай­о­на Чу­ва­шии) в се­мье диа­ко­на Ди­мит­рия Тро­иц­ко­го.
Николай ТроицкийОкон­чив Сим­бир­скую Ду­хов­ную Се­ми­на­рию в 1918 го­ду по пер­во­му раз­ря­ду, Ни­ко­лай неко­то­рое вре­мя слу­жил учи­те­лем сель­ской шко­лы. В 1920 го­ду был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к се­лу Са­ба­е­во (ныне Мор­до­вия). За без­упреч­ное слу­же­ние Гос­по­ду был на­граж­ден в 1920 на­бед­рен­ни­ком, в 1922 го­ду за усерд­ную пас­тыр­скую де­я­тель­ность — ску­фьей, в 1924 — ка­ми­лав­кой, в 1928 — на­перс­ным кре­стом.
Слу­жа в се­ле Са­ба­е­во в ян­ва­ре 1929 го­да свя­щен­ник был осуж­ден по ста­тье 61 за неупла­ту на­ло­гов и неко­то­рое вре­мя от­бы­вал срок на­ка­за­ния. По­сле осво­бож­де­ния — с 1930 го­да отец Ни­ко­лай пе­ре­шел слу­жить в се­ло Се­ме­нов­ское По­рец­ко­го рай­о­на Чу­ваш­ской АССР, а в 1933 в се­ло Ма­лое Чу­ра­ше­во Яд­рин­ско­го рай­о­на.
В 1935 го­ду отец Ни­ко­лай был воз­ве­ден в про­то­и­е­рея. То­гда же вла­сти хо­те­ли при­влечь его к об­ще­ствен­ным ра­бо­там, на что свя­щен­ник пи­сал за­яв­ле­ние в сель­со­вет. «Про­шу разъ­яс­нить в си­ле или из­ме­не­но рас­по­ря­же­ние ВЦИК № 247 (от 1930 го­да) — что от­прав­ка слу­жи­те­лей куль­та на ле­со­за­го­тов­ки, до­рож­ное стро­и­тель­ство или иные об­ще­ствен­ные ра­бо­ты не до­пус­ка­ет­ся. В про­шлом го­ду на ос­но­ва­нии дан­ной справ­ки пред­се­да­те­лем сель­со­ве­та я был осво­бож­ден».
По прось­бе цер­ков­но­го со­ве­та был от­ме­нен на­ло­жен­ный ра­нее за­прет на ко­ло­коль­ный звон. Ча­сто отец Ни­ко­лай про­сил раз­ре­ше­ние у сель­со­ве­та на хож­де­ние по се­лу со свя­той во­дой в празд­ник Кре­ще­ния и в дру­гие празд­ни­ки.
29 но­яб­ря 1937 го­да про­то­и­е­рей Ни­ко­лай Тро­иц­кий был под­верг­нут обыс­ку и аре­сту. Со­дер­жась в тюрь­ме го­ро­да Яд­рин ЧАССР до­про­шен 30 но­яб­ря, 13 де­каб­ря 1937 го­да и 14 ян­ва­ря 1938 го­да. На всех до­про­сах об­ви­ня­е­мый свя­щен­ник ви­нов­ным се­бя не при­знал.
На до­про­се, со­сто­яв­шем­ся 13 де­каб­ря сле­до­ва­тель спра­ши­вал:
— При­зна­е­те ли вы се­бя ви­нов­ным в предъ­яв­лен­ном вам об­ви­не­нии по ста­тье 58-10 ча­сти 1 Уго­лов­но­го Ко­дек­са РСФСР в том, что вы имея недо­воль­ство су­ще­ству­ю­щим стро­ем сре­ди на­се­ле­ния ве­де­те контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию?
— В предъ­яв­лен­ном мне об­ви­не­нии по ста­тье 58 пунк­та 10 ча­сти 1 ви­нов­ным се­бя не при­знаю и по­яс­няю, что я сре­ди на­се­ле­ния ни­ко­гда и ни с кем контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции не вел.
— След­стви­ем до­ста­точ­но уста­нов­ле­но, что вы сре­ди на­се­ле­ния ве­де­те контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию про­тив со­ввла­сти, по­это­му след­ствие тре­бу­ет от вас чи­сто­сер­деч­но­го при­зна­ния.
— По­вто­ряю, что я сре­ди на­се­ле­ния ни­ко­гда со дня ре­во­лю­ции про­тив со­ввла­сти аги­та­цию не вел, это по­ка­зы­ваю чи­сто­сер­деч­но. Это ес­ли след­стви­ем уста­нов­ле­но сви­де­тель­ски­ми по­ка­за­ни­я­ми, то про­шу про­из­ве­сти оч­ные став­ки.
На дру­гом до­про­се, про­из­ве­ден­ном 14 ян­ва­ря сле­до­ва­тель спра­ши­вал:
— След­ствию из­вест­но, что вы на­хо­дясь на сво­бо­де име­ли тес­ную связь с по­пом из се­ла Ниж­ние Мо­ча­ры Да­ни­ло­вым Ефи­мом Да­ни­ло­ви­чем и с по­след­ним ве­ли сов­мест­ную борь­бу с со­ввла­стью. След­ствие по это­му во­про­су тре­бу­ет от вас прав­ди­во­го по­ка­за­ния.
— По­па Да­ни­ло­ва Ефи­ма Да­ни­ло­ви­ча я, ко­неч­но, знаю, он сам Да­ни­лов про­ис­хо­дит из се­ла Ниж­ние Мо­ча­ры до са­мо­го за­кры­тия Ни­коль­ской церк­ви в Крас­но­че­тай­ском рай­оне он слу­жил свя­щен­ни­ком этой церк­ви, с 1935 го­да, то есть с мо­мен­та за­кры­тия этой церк­ви Да­ни­лов про­жи­ва­ет в Ниж­них Мо­ча­рах не имея ни­ка­кой опре­де­лен­ной за­ня­то­сти. Я не скры­ваю, что Да­ни­лов, по­сле за­кры­тия Ни­коль­ской церк­ви из­ред­ка по­се­щал Ма­ло— Чу­ра­шев­скую цер­ковь, где я сам слу­жил. Как и все ве­ру­ю­щие, Да­ни­лов при­хо­дил, мо­лил­ся и ухо­дил, я с ним да­же ни в ка­кие раз­го­во­ры не всту­пал. Име­ю­щи­е­ся Ва­ше све­де­ние о том, что я с Да­ни­ло­вым имею связь контр­ре­во­лю­ци­он­ных це­лях я не под­твер­ждаю, я с Да­ни­ло­вым ни­ка­кой свя­зи не имею.
Бы­ли най­де­ны лже­сви­де­те­ли из чис­ла кол­хоз­ни­ков со­сед­ней де­рев­ни. Один из них по­ка­зы­вал:
Во­прос сле­до­ва­те­ля: не ве­дет ли Тро­иц­кий сре­ди на­се­ле­ния контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию про­тив про­во­ди­мых ме­ро­при­я­тий?
— Поп Тро­иц­кий сре­ди на­се­ле­ния в осо­бен­но­сти сре­ди еди­но­лич­ни­ков ве­дет аги­та­цию про­тив кол­хоз­но­го стро­и­тель­ства, ка­ко­вая очень вли­я­ет на кол­хоз­ни­ков. Осе­нью се­го го­да, ме­сяц и чис­ло не пом­ню, поп Тро­иц­кий был у нас в де­ревне, с ко­то­рым я встре­тил­ся на ули­це и за­дал ему во­прос: «Где и у ко­го он был?» на это он мне ни­че­го не ска­зал, по­том я за­дал дру­гой во­прос, как он про­жи­ва­ет и по­се­ща­ют ли его цер­ковь ве­ру­ю­щие и есть ли до­хо­ды, на это он иро­ни­че­ски мне от­ве­тил: «Да, немно­го по­се­ща­ют, до­хо­ды ко­неч­но неболь­шие, но все же мож­но жить, в боль­шин­стве по­се­ща­ют толь­ко еди­но­лич­ни­ки, а кол­хоз­ни­ков ма­ло, их ви­ди­мо не пус­ка­ют прав­ле­ния кол­хо­зов, ес­ли бы не кол­хоз, то бы все по­се­ща­ли, но при­дет вре­мя, все рав­но все пой­дут за на­ми, так как без ре­ли­гии труд­но бу­дет на­се­ле­нию жить, ибо она со­зда­на ве­ка­ми и свя­тая цер­ковь долж­на су­ще­ство­вать».
12 и 13 ян­ва­ря со­сто­я­лись оч­ные став­ки с дву­мя лже­сви­де­те­ля­ми, на ко­то­рых отец Ни­ко­лай на за­дан­ный сле­до­ва­те­лем во­прос под­твер­жда­ет ли об­ви­ня­е­мый по­ка­за­ния сви­де­те­лей от­ве­чал.
— Нет, не под­твер­ждаю, и счи­таю по­ка­за­ния лож­ны­ми, я ни­ко­гда сре­ди на­се­ле­ния аги­та­цию не вел. По­вто­ряю, что та­ко­го слу­чая с мо­ей сто­ро­ны ни­ко­гда не бы­ло. Я та­кие сло­ва ни­ко­гда и ни пе­ред кем не го­во­рил. Это чи­стая ложь со сто­ро­ны сви­де­те­лей.
18 ян­ва­ря след­ствие бы­ло окон­че­но и 1 фев­ра­ля бы­ло предъ­яв­ле­но об­ви­ни­тель­ное за­клю­че­ние. 13 фев­ра­ля ис­пол­ня­ю­щий обя­зан­но­сти за­ме­сти­те­ля про­ку­ро­ра по Спец­де­лам ЧАССР озна­ко­мив­шись с де­лом на­шел, «что де­ло рас­сле­до­ва­но с до­ста­точ­ной пол­но­той, пре­ступ­ле­ние до­ка­за­но и ква­ли­фи­ци­ро­ва­но пра­виль­но, об­ви­ни­тель­ное за­клю­че­ние со­став­ле­но в со­от­вет­ствии с об­сто­я­тель­ством де­ла и все про­цес­су­аль­ные тре­бо­ва­ния со­блю­де­ны и по­то­му по­ста­но­вил об­ви­ни­тель­ное за­клю­че­ние утвер­дить и де­ло на­пра­вить в Спец­кол­ле­гию Вер­хов­но­го Су­да ЧАССР для су­деб­но­го рас­смот­ре­ния».
Толь­ко 5 мая 1938 го­да со­сто­я­лось за­кры­тое су­деб­ное за­се­да­ние Спец­кол­ле­гии Вер­хов­но­го Су­да Чу­ваш­ской АССР в го­ро­де Яд­рин, но за от­сут­стви­ем сви­де­те­лей бы­ло от­ло­же­но. 6 мая су­деб­ное за­се­да­ние бы­ло про­дол­же­но, ко­то­рое вы­нес­ло при­го­вор под­су­ди­мо­му Тро­иц­ко­му по ста­тье 58 пунк­та 10 ча­сти 1 — 10 лет ли­ше­ния сво­бо­ды. По­дан­ную кас­са­ци­он­ную жа­ло­бу о пе­ре­смот­ре при­го­во­ра Спец­кол­ле­гия Вер­хов­но­го Су­да РСФСР оста­ви­ла без удо­вле­тво­ре­ния.
Про­то­и­е­рей Ни­ко­лай был на­прав­лен эта­пом в Ала­тыр­скую ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вую ко­ло­нию, в ко­то­рой в те го­ды на­хо­ди­лось бо­лее 4 ты­сяч за­клю­чен­ных. Хо­тя ко­ло­ния не вхо­ди­ла в си­сте­му ГУЛАГа, но в ней, как и в ла­ге­рях за­клю­чен­ные уми­ра­ли от по­сто­ян­но­го недо­еда­ния и бо­лез­ней, по­сколь­ку не бы­ло ле­карств. Сре­ди них мно­го свя­щен­ни­ков и пра­во­слав­ных ве­ру­ю­щих — свя­щен­но­му­че­ник Ди­мит­рий (Вос­кре­сен­ский) — умер 22 мая 1938 го­да, пре­по­доб­но­му­че­ник Иг­на­тий (Ле­бе­дев) — умер 11 сен­тяб­ря 1938 го­да, пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Та­ма­ра (Сат­си) — умер­ла 1 мая 1941 го­да, свя­щен­но­му­че­ник Ми­ха­ил (Сам­со­нов) — умер 28 ян­ва­ря 1942 го­да. Ве­ру­ю­щие за­клю­чен­ные при­ча­ща­лись Свя­ты­ми Да­ра­ми, ко­то­рые при­сы­ла­лись в по­сыл­ках или при­во­зи­лись близ­ки­ми, ис­по­ве­ды­ва­лись, мо­ли­лись.
Про­быв по­чти 3 го­да в Ала­тыр­ской ко­ло­нии, в мар­те 1941 го­да отец Ни­ко­лай был эта­пи­ро­ван по на­ря­ду ГУЛАГа в Бай­ка­ло-Амур­ский ла­герь.
От­бы­вая срок на­ка­за­ния в Сво­бод­нен­ском от­де­ле­нии БАМЛАГа про­то­и­е­рей Ни­ко­лай скон­чал­ся 10 мар­та 1945 го­да и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.

Преподобномученица Мстисла́ва (Фокина)

Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Мсти­сла­ва ро­ди­лась в 1895 го­ду в де­ревне Ма­лое Ува­ро­во Ко­ло­мен­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье ра­бо­че­го ко­ло­мен­ско­го за­во­да Се­ме­на Фо­ки­на и в кре­ще­нии бы­ла на­ре­че­на Ма­ри­ей. В де­ревне Ма­лое Ува­ро­во у Се­ме­на был зе­мель­ный на­дел, но по­сколь­ку сам он кре­стьян­ством не за­ни­мал­ся, то сда­вал этот на­дел в арен­ду. Ма­рия окон­чи­ла сель­скую шко­лу и с 1908 го­да ра­бо­та­ла на шел­ко­кру­тиль­ной фаб­ри­ке в Ко­ломне.
Мстислава (Фокина)В 1913 го­ду ей при­шлось оста­вить ра­бо­ту, так как в это вре­мя тя­же­ло за­бо­ле­ла ее мать, и она ста­ла уха­жи­вать за ней. По­сле смер­ти ро­ди­те­лей Ма­рия сна­ча­ла оста­лась жить с бра­тья­ми, но по­сколь­ку они бы­ли чле­на­ми ком­му­ни­сти­че­ской пар­тии и людь­ми неве­ру­ю­щи­ми, она, же­лая все­це­ло по­слу­жить Гос­по­ду, в 1921 го­ду ушла от них и по­се­ли­лась в Ко­ломне при хра­ме, ко­то­рый при­над­ле­жал Ко­ло­мен­ско­му муж­ско­му мо­на­сты­рю. Здесь она про­жи­ла до 1930 го­да.
15 ап­ре­ля 1930 го­да в хра­ме в го­ро­де Ижев­ске Ма­рия бы­ла по­стри­же­на в мо­на­ше­ство с име­нем Мсти­сла­ва и вер­ну­лась в Ко­лом­ну, про­дол­жив свое по­слу­ша­ние при хра­ме. Узнав от па­лом­ни­ков, что в Бо­го­слов­ском мо­на­сты­ре под Ря­за­нью про­дол­жа­ют жить мо­на­хи и что там еще мо­на­ше­ская жизнь не на­ру­ше­на, она в де­каб­ре 1930 го­да от­пра­ви­лась в Бо­го­слов­ский мо­на­стырь и по­се­ли­лась ря­дом с оби­те­лью в се­ле По­щу­по­во и, несмот­ря на го­не­ния, бы­ла вполне счаст­ли­ва, что на­шла ме­сто, где мож­но бы­ло жить мо­лит­вен­ной мо­на­ше­ской жиз­нью.
Без­бож­ные вла­сти в то вре­мя с бес­по­щад­ной по­сле­до­ва­тель­но­стью пре­сле­до­ва­ли свою цель — уни­что­же­ние в Рос­сии всех на­чат­ков цер­ков­ной хри­сти­ан­ской жиз­ни; 31 мая 1931 го­да бы­ли аре­сто­ва­ны мо­на­хи Бо­го­слов­ско­го мо­на­сты­ря, мо­на­хи­ни и ми­ряне, со­брав­ши­е­ся во­круг оби­те­ли; все­го бы­ло аре­сто­ва­но со­рок че­ло­век и сре­ди них мо­на­хи­ня Мсти­сла­ва. Все они бы­ли за­клю­че­ны в тюрь­му в го­ро­де Ря­за­ни.
На до­про­се мо­на­хи­ня Мсти­сла­ва ска­за­ла: «Я сме­ло за­яв­ляю — власть при­тес­ня­ет ре­ли­гию; да­на сво­бо­да, а по­лу­ча­ет­ся на­обо­рот — мо­на­сты­ри и церк­ви за­кры­ва­ют».
Сле­до­ва­тель спро­сил мо­на­хи­ню, кто ее по­стриг в мо­на­ше­ство, но она, не же­лая на­зы­вать свя­щен­ни­ка, ска­за­ла, что не зна­ет его фа­ми­лии, а от­но­си­тель­но то­го, по­че­му она это сде­ла­ла, от­ве­ти­ла, что ушла в мо­на­стырь для спа­се­ния ду­ши, чтобы, «от­ка­зав­шись от ми­ра се­го, от­дать се­бя на слу­же­ние все­це­ло Бо­гу, в Ко­то­ро­го ве­рю, и ни­ка­кие убеж­де­ния и при­тес­не­ния не убьют во мне ве­ры в Бо­га».
3 сен­тяб­ря 1931 го­да трой­ка ОГПУ при­го­во­ри­ла мо­на­хи­ню Мсти­сла­ву к трем го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре, и она бы­ла от­прав­ле­на с эта­пом в рас­по­ря­же­ние Управ­ле­ния Со­ло­вец­ких ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вых ла­ге­рей ОГПУ на стан­цию Свирь Мур­ман­ской же­лез­ной до­ро­ги.
От­быв пол­но­стью весь срок за­клю­че­ния на ка­торж­ных ра­бо­тах в Сви­рь­ла­ге, мо­на­хи­ня Мсти­сла­ва в 1934 го­ду вер­ну­лась в Ко­лом­ну. Как вер­нув­шей­ся из за­клю­че­ния, ей бы­ло за­пре­ще­но здесь про­жи­вать, и ее ни­кто по ла­гер­ной справ­ке не брал на ра­бо­ту, так что она за­но­во по­лу­чи­ла пас­порт, как яко­бы по­те­ряв­шая до­ку­мен­ты, и по­сле это­го ста­ла жить в го­ро­де, при­слу­жи­вая при По­кров­ской церк­ви. Хра­мы по­все­мест­но за­кры­ва­лись, и в 1936 го­ду она вы­нуж­де­на бы­ла по­сту­пить кла­дов­щи­цей на па­те­фон­ный за­вод в Ко­ломне.
Во вто­рой по­ло­вине 1937 го­да вла­сти при­сту­пи­ли к аре­сту остав­ших­ся на сво­бо­де свя­щен­ни­ков и мо­на­хов, и 24 фев­ра­ля 1938 го­да мо­на­хи­ня Мсти­сла­ва бы­ла аре­сто­ва­на и за­клю­че­на в ко­ло­мен­скую тюрь­му.
— След­стви­ем уста­нов­ле­но, что вы, Фо­ки­на, имея враж­деб­ное от­но­ше­ние к ВКП(б) и со­вет­ской вла­сти, в пе­ри­од про­жи­ва­ния в Ко­ломне про­во­ди­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию, несмот­ря на про­шлую су­ди­мость. След­ствие тре­бу­ет от вас при­зна­ния.
— О том, что я су­ди­ма за контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность в 1931 го­ду, я не от­ри­цаю. Во вре­мя про­жи­ва­ния в Ко­ломне я ни­ка­кой контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции сре­ди граж­дан, про­жи­ва­ю­щих ря­дом со мной, не про­во­ди­ла.
— Ва­ша враж­деб­ность к ВКП(б) и со­вет­ской вла­сти и контр­ре­во­лю­ци­он­ная аги­та­ция под­твер­жде­на сви­де­тель­ски­ми по­ка­за­ни­я­ми до­про­шен­ных по ва­ше­му де­лу. Вам за­чи­ты­ва­ют­ся вы­держ­ки из по­ка­за­ний сви­де­те­лей.
И сле­до­ва­тель за­чи­тал вы­держ­ки из по­ка­за­ний сви­де­те­лей, ко­то­рые мо­на­хи­ня от­верг­ла все од­но за дру­гим. 2 мар­та 1938 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла ее к рас­стре­лу, и она бы­ла пе­ре­ве­зе­на в Та­ган­скую тюрь­му в Москве. Мо­на­хи­ня Мсти­сла­ва (Фо­ки­на) бы­ла рас­стре­ля­на 10 мар­та 1938 го­да и по­гре­бе­на в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.

 
Комментарии
Всего комментариев: 1
2023/03/10, 18:49:00
Спаси нас Боже.
андрей
Добавить комментарий:
Имя:
* Сообщение [ T ]:
 
   * Перепишите цифры с картинки
 
Подписка на новости и обновления
* Ваше имя:
* Ваш email:
Православный календарь
© Vinchi Group
1998-2024


Оформление и
программирование
Ильи
Бог Есть Любовь и только Любовь

Страница сформирована за 0.12768983840942 сек.