Дивное Дивеево

Вся история девеевской обители

Песнь 1 Ирмос: Помощник и Покровитель бысть мне во спасение, Сей мой Бог, и прославлю Его, Бог Отца моего, и вознесу Его: славно бо прославися. Агнче Божий, вземляй грехи всех, возьми бремя от мене ...
На главную Новости Обними несчастного, как золото. Святитель Григорий Нисский.
Обними несчастного, как золото. Святитель Григорий Нисский.
29/01/2023 05:52:24

Обними несчастного, как золото. Святитель Григорий Нисский.

Святитель Григорий Нисский.

Святитель Григорий Нисский. Прекрасно образованный апологет и наставник красноречия, младший брат святителя Василия Великого, он управлял кафедрой в городе Ниссы в Каппадокии. Святитель Григорий был не только пламенным защитником православных догматов и ревностным учителем своей паствы, но также милостивым и сострадательным отцом своих пасомых, заступником их перед богачами и судьями. Сам он отличался милосердием и великодушием. По прошествии более полутора тысяч лет его слова не потеряли актуальности для современных христиан.

Дом их – воздух под открытым небом
Научись от того же пророка действиям искреннего и чистого поста, «разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом» (Ис. 58: 6–7). Настоящее время представляет нам большое обилие лишенных одежды и крова; ибо множество пленных находится у дверей каждого; и в странниках и пришельцах нет недостатка; везде можно увидеть протянутую просящую руку. Дом их – воздух под открытым небом; гостиницы – портики, улицы и пустыри на площадях. Подобно ночным воронам и совам, они скрываются в трущобах.

Одежда их – изорванные лохмотья; земледелие – расположение милосердствующих; пища – что перепадет от кого-нибудь; питие, как бессловесным, – источники; сосуд для питья – пригоршни; кладовая – пазуха, и та если не разорвана, а удерживает влагаемое; стол – сжатые колена; постель – земля; баня – та, которую Бог устроил и дал всем вообще, – река или озеро. Жизнь их – скитальческая и дикая; не такова она была сначала, но стала таковою от несчастья и нужды.
Дом их – воздух под открытым небом

Справедливый уравнитель
Им помоги постящийся! О несчастных братьях позаботься! Что ты отнял у своего чрева, предложи алчущему. Страх Божий да будет справедливым уравнителем. Благоразумным воздержанием уврачуй два противоположных страдания: свое пресыщение и голод брата. Ибо так делают и врачи: одних истощают, других насыщают, чтобы чрез прибавление и отнятие (пищи) каждому сберечь здоровье. Послушайте доброго увещания, да отворит (наше) слово двери достаточных, совет наш да введет бедного к имущему.

Обними несчастного, как золото
Одно же слово да не обогатит нуждающихся: предвечное Слово Божие да даст им и жилище, и одр, и трапезу. Ласковым словом оплодотворяй употребление твоих стяжаний. Кроме сих есть еще другие нищие – больные и лежащие. Каждый пусть заботится о соседях. Не попускай, чтобы другой послужил твоему ближнему. Да не возьмет другой сокровища, тебе предложенного.

Обними несчастного, как золото. Заключи в объятия потерпевшего несчастье, как твое здравие, как спасение жены, детей, домашних и всего дома.

Убогий и больной вдвойне беден. Ибо здоровые из неимущих переходят от двери к двери, ходят по имущим; сидя на перекрестках, взывают ко всем проходящим. Эти же, связанные болезнью, заключенные в тесных жилищах и в тесных уголках, как Даниил во рве, ожидают тебя, богобоязливого и нищелюбца, как Аввакума. Будь другом пророку посредством милостыни, предстань нуждающемуся скорым и неленостным кормильцем. Даяние не убыточно. Не бойся, плод милостыни произрастает обильно. Посевай, раздавая, – и исполнишь дом добрых приобретений.
Обними несчастного, как золото

Давай, что имеешь
Но скажешь: «и я беден». Пусть так – давай. Давай, что имеешь, ибо Бог не требует сверх сил. Ты (дашь) хлеб, другой – чашу вина, иной – одежду, и таким образом общим сбором уничтожается несчастье одного. И Моисей на издержки по скинии получил не от одного слуги (Божия), но от всего народа. Один богач принес ему золото, другой – серебро; бедный – кожи; беднейший бедного – шерсть (см.: Исх. 25: 28–30). Видишь ли, как и кодрант вдовицы превзошел вклады богатых. Ибо она высыпала все, что имела, у тех же немногое выпало (см.: Мк. 12: 43–44).

Привратники царствия
Не презирай лежащих как ничего не стоящих. Подумай, кто они, и найдешь их цену. Они носят на себе образ Спасителя нашего. Ибо Человеколюбец дал им собственный образ, чтобы им устыдить несострадательных и нищененавистников; они подобны тем, кои указывают насилующим их на царские изображения, чтобы образом владычествующего устыдить презрителя. Они – сокровищехранители ожидаемых благ, привратники царствия, отверзающие двери для добрых и заключающие для жестоких и человеконенавистников. Они – и сильные обвинители, и добрые защитники. Защищают же и обвиняют не словом, но видом своим пред Судьею. Ибо делаемое для них взывает к Сердцеведцу внятнее всякого глашатая. Ради них начертан нам и сей Страшный суд вестниками Божиими, о котором вы часто слышали.

Благотворительность содержит жизнь
Ибо она (благотворительность. – Прим. ред.) содержит жизнь, она – мать бедствующих, учительница богатых, благая детопитательница, попечительница о старцах, казнохранилище нуждающихся, всеобщее пристанище несчастных; она делит свои заботы всем возрастам и несчастьям.

Ибо, как судьи на пустых человеческих состязаниях, трубою провозглашая свою щедрость, всем подвизающимся на месте борьбы обещают богатую раздачу, так и благотворительность призывает к себе всех находящихся в трудных обстоятельствах, разделяя приходящим не награды за удары, но пособия против несчастий. Она выше всякого похвального дела; она приседит благому Богу, возлюблена Им и весьма близка Ему.
Благотворительность содержит жизнь

Первый любитель благотворительности есть Бог
Таким образом, первым совершителем благих и человеколюбивых дел является нам Сам Бог. Ибо создание земли, и украшение неба, и благоустроенную перемену времен, и теплоту солнечную, и охлаждающую природу льда, и все в частности Бог постоянно производит не для Самого Себя – ибо Он не имеет в этом нужды, – но для нас. Он невидимый земледелец, производящий для людей пищу. Он благовременный сеятель и мудрый ороситель. Ибо Он, по (слову) Исаии (см.: Ис. 55: 10), дает семя сеящему и воду из облаков; то тихо орошает ею землю, то стремительно льет ее на борозды полей. Когда же посевы выросли и поспела зелень, тогда, рассеяв облака по всему небу, освобождает от покрова солнце, которое распространяет теплоту и огневые лучи, чтобы колосья созрели к жатве. Он возращает и виноград, заготовляя в свое время питие жаждущему; питает для нас разного рода стада, чтобы у людей была обильная пища, а кожи одних животных, производя шерсть, доставляли покров, а других – давали нам обувь. Видишь, что первый любитель благотворительности есть Бог, питающий алчущего, напояющий жаждущего и одевающий нагого, так, как сказано выше.

Немилосердное сердце
Бог есть первый изобретатель благотворительности, богатый и вместе сострадательный податель необходимого для нас.

Мы же каждою буквою Писания наставляемые соревновать Господу и Зиждителю нашему, насколько доступно для смертного подражание Блаженному и Бессмертному, все обращаем к собственному наслаждению: одно отделяем для собственной жизни, другое сберегаем наследникам, о несчастных же – ни слова, о нищенствующих – никакого благого попечения. О немилосердное сердце!

Человек видит человека, нуждающегося в хлебе, не имеющего необходимой живительной пищи, но не помогает ему с готовностью и не подает ему спасения, а оставляет без внимания, как какое-нибудь зеленеющее растение, несчастно засыхающее от недостатка воды; и это (делает человек), обладая чрез край текущим и богатством и имея возможность на многих излить утешение от имущества! Ибо, как разлив одного источника утучняет много пространных равнин, так и богатство одного дома достаточно для спасения множества бедных – если только скупое и необщительное сердце, как камень, попавший при выходе, не задержит разлива.

Определите меру пользованию жизнью
Итак, вы, сотворенные разумными и имеющие ум, который служит истолкователем и учителем Божественных (повелений), не обольщайтесь преходящим. Приобретите то что никогда не оставляет приобретшего: определите меру пользованию жизнью. Не все ваше, но часть пусть принадлежит и бедным, любезным Богу. Ибо все принадлежит Богу, общему Отцу. Мы же – как бы братья родные; братьям же всего лучше и справедливее разделять наследство поровну. В противном случае если один присвоил себе более, чем другой, остальные пусть воспользуются хотя частью. Если же кто захотел бы быть господином всего вообще, лишая братьев и самой третьей или пятой части, тот злой тиран, непримиримый варвар, ненавистный зверь, радостно отверзающий пасть только на пищу; таковой суровее даже самых зверей. Ибо и волк допускает волка в еду, и собаки также во множестве терзают один труп, он же, ненасытный, никого из единоутробных не допускает к участию в богатстве. Тебе достаточно умеренного стола; не пускайся в это море необузданного пированья. Ибо тебе угрожает жестокое кораблекрушение, не о подводные камни сокрушающее, но ввергающее в глубочайшую тину, откуда впавший туда никогда не выйдет.

Не злоупотребляй
Пользуйся, но не злоупотребляй; ибо этому учишь тебя и Павел (см.: 1 Кор. 10: 23); позволяй себе умеренное наслаждение: не упивайся удовольствиями. Не будь губителем почти всех животных: четвероногих, больших, малых, птиц, рыб, легко добываемых, редких, дешевых и дорогих. Не наполняй потом многих ловцов одно чрево, как какой глубочайший колодец, который не могут наполнить множество рук засыпающих. Ради роскошествующих не остается спокойною и бездна морская. Ловят не только плавающих в воде рыб; но и те жалкие животные, которые движутся на дне морском, и те извлекаются на сушу и на этот воздух.

Так, не утаились (различные) роды устриц; ловится морской еж, ползающая сепия. И полип, приросший к камням, отрывается от них, и раковины извлекаются из глубочайших бездн. И все роды животных, как те, которые плавают по волнам, так и те, которым определено населять дно морское, извлекаются на сей воздух, причем изобретательность любителей наслаждений измышляет для них различные сети.
Не злоупотребляй

Роскошь – болезнь с дурными последствиями
Что же влечет за собою роскошь? Где ни появится это зло, оно, как болезнь, необходимо влечет за собою и свои дурные последствия. Решившиеся иметь роскошный и изнеженный стол необходимо вовлекаются в постройку великолепных зданий и издерживают много богатства на обширные дома и изысканное украшение их; при этом заботятся о красоте одров, убирая их цветными и всячески испещренными коврами; делают очень дорогие серебряные столы, одни гладко отполированные, другие изукрашенные резьбою, – так, чтобы вместе и служить им для гортани, и насыщать взор изображенными на них событиями.

Обрати со мною внимание и на остальное: чаши, треножники, кружки, рукомойные сосуды, блюда, бесчисленные роды стаканов; шутов, актеров, музыкантов, певчих, острословов, певцов, певиц, танцовщиц, всю свиту распутства, отроков, женственно прельщающих волосами, бесстыдных девиц, по нескромности сестер Иродиады, убивающих Иоанна – находящийся в каждом богоподобный и любомудрый ум.

В то время как все это совершается внутри дома, у ворот приседят бесчисленные Лазари: одни – покрыты тяжкими язвами, другие – с выбитым глазом, иные – оплакивают потерю ног, а некоторые из них совершенно ползают, потерпев лишение всех членов. Но, взывая, они не бывают услышаны; ибо мешает шум труб, песни самовольных певцов и грохот сильного смеха. Если же как-нибудь бедные посильнее постучат в двери, дерзкий привратник немилостивого господина, выскочив откуда-нибудь, отгоняет их палками, зовет беспощадных собак и бичами растравляет их раны. И отходят други Христовы, о которых прежде всего говорят заповеди, не получив ни куска хлеба, ни кушанья, с одним прибытком обид и ударов. Внутри же, где идет работа мамоне, одни, как переполненные водою корабли, извергают пищу, другие засыпают около стола, на котором стоят пред ними стаканы. Двойной грех обитает в этом доме: один – пресыщение упивающихся, другой – изгнание голодных нищих.
Давай, что имеешь

Господь это видит
Если Господь видит это (а Он, конечно, видит), то что, по вашему мнению, последует за такую жизнь? – скажите вы, ненавистники нищих. Или не знаете, что их ради священное Евангелие провозглашает и подтверждает своим свидетельством все сии страшные и ужасные примеры? Описан там тяжко скрежещущий зубами и стенающий (богач), роскошествовавший в виссоне и содержимый в бездне зол (см.: Лк. 16: 19–31). Другой опять, подобный сему, осужден на нечаянную смерть: вечером он совещался об утренней пище и не дожил до луча утреннего (см.: Лк. 12: 16–21). Не будем мертвы для веры и бессмертны для наслаждения. А такого образа мыслей держимся мы, когда желаем всем жертвовать плотскому обольщению, как домовладыки, не имеющие наследников, как постоянные господа на земле, во время жатвы заботящиеся о посеве, а во время посева надеющиеся порадоваться жатве, сажающие платан и ожидающее тени высокого дерева; сажающее финиковое зерно и ожидающие сладости плодов. И это часто бывает в старости, когда близка зима смерти, а жизни остается не ряд годов, а три или четыре дня!

Поститесь от злобы
Поститесь от злобы, воздерживайтесь от пожелания чужого, удерживайтесь от неправой корысти; умерщвляйте голодом сребролюбие мамоны; да не будет в доме дорогих украшений, от насилия и хищения. Ибо что пользы, если ты не подносишь к устам мяса, а угрызаешь брата злобою? Или какая выгода, если ты своего не ешь, а неправо взял принадлежащее бедному? Какое же это благочестие, если, пия воду, уготовляешь коварство и жаждешь, по злобе, крови? Постился, конечно, вместе с одиннадцатью и Иуда, но, не укротив сребролюбивого нрава, не получил от воздержания никакой пользы во спасение.

Дела, любезные Богу
Милосердие же и благотворительность суть дела, любезные Богу, и если обитают в каком человеке, то обожествляют его и образуют по подобию Всеблагого, чтобы он был образом первого и чистого и всякий ум превосходящего Существа.

Святитель Григорий Нисский, (Подготовил иеромонах Игнатий (Шестаков)
https://pravoslavie.ru/118836.html
 
Комментарии
Всего комментариев: 2
2023/02/02, 12:52:50
Спаси нас Боже.
андрей
2023/01/29, 08:17:52
/первым совершителем благих и человеколюбивых дел является нам Сам Бог/


Помилуй нас, Спаситель наш, прости за всё, что натворили мы в безумии:
за легкомысленную жизнь без покаянья в "тучные недавние года",
за тягу к западному пресыщенью и комфорту без границ и "тормозов",
за то, что безрассудно приняли условия от цифрового нового нью эйдж,
за то, что мирной жизнью не воспользовались славити Тебя - и вот война,
за то, что и теперь ещё надеемся вернуть "партнёрские" сношения,
за то, что оставляем покаянье на потОм, потОм, потОм.
Помилуй нас, Господь, спаси как знаешь Сам. Аминь.
Павел
Добавить комментарий:
Имя:
* Сообщение [ T ]:
 
   * Перепишите цифры с картинки
 
Подписка на новости и обновления
* Ваше имя:
* Ваш email:
© Vinchi Group
1998-2023


Оформление и
программирование
Ильи
Бог Есть Любовь и только Любовь

Страница сформирована за 0.075106143951416 сек.