13/01/2023 18:33:08
|
1 января по старому стилю / 14 января по новому стилю Суббота перед Богоявлением. Глас 5. Поста нет.
По пло́ти обре́зание Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Свт. Василия Великого, архиеп. Кесари́и Каппадоки́йской (379). Свт. Афанасия Полтавского, чудотворца (1801). Мч. Василия Анки́рского (ок. 362). Св. Еми́лии, матери свт. Василия Великого (IV). Прмч. Иеремии Леонова (1918); сщмчч. Платона, еп. Ре́вельского, и с ним Михаила Блейве и Николая Бежаницкого пресвитеров (1919); сщмчч. Александра, архиеп. Самарского, и с ним Иоанна Смирнова, Александра Иванова, Иоанна Сульдина, Александра Органова, Вячеслава Инфантова, Василия Витевского и Иакова Алферова пресвитеров (1938).
Литургия св. Василия Великого.
Утр. – Ин., 36 зач., X, 9–16. Лит. – Обрезания: Кол., 254 зач., II, 8–12. Лк., 6 зач., II, 20–21, 40–52. Свт. (под зачало): Евр., 318 зач., VII, 26 – VIII, 2. Лк., 24 зач., VI, 17–23. Субботы пред Богоявлением: 1 Тим., 284 зач., III, 14 – IV, 5. Мф., 5 зач., III, 1–11.
На великой вечерне на «Господи, воззвах» стихиры праздника Обрезания 4 и святителя 4, «Слава» святителя, «И ныне» праздника. Паримии. По «Ныне отпущаеши» – тропарь святителя дважды и праздника единожды.
На утрене на «Бог Господь» тропарь праздника дважды, «Слава» святителя, «И ныне» праздника. На полиелее величание святителя. Прокимен и Евангелие святителя. «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника и святителя. 1-й припев: «Величай, душе моя, по закону плотию обре́завшагося Господа».
В конце утрени и на литургии отпуст: «И́же во осмы́й день пло́тию обре́затися изво́ливый, на́шего ра́ди спасе́ния, Христо́с, И́стинный Бог наш...».
На литургии вместо «Достойно» – «О Тебе радуется...».
Тропарь Обре́зания Господня, глас 1: На Престо́ле огнезра́чнем/ в Вы́шних седя́й со Отце́м Безнача́льным и Боже́ственным Твои́м Ду́хом,/ благоволи́л еси́ роди́тися на земли́/ от Отрокови́цы Неискусому́жныя, Твоея́ Ма́тере, Иису́се,/ сего́ ра́ди и обре́зан был еси́, я́ко Челове́к осмодне́вный./ Сла́ва всеблаго́му Твоему́ сове́ту,/ сла́ва смотре́нию Твоему́,// сла́ва снизхожде́нию Твоему́, Еди́не Человеколю́бче.
Кондак Обре́зания Господня, глас 3: Всех Госпо́дь обре́зание терпи́т/ и челове́ческая прегреше́ния, я́ко Благ, обре́зует,/ дае́т спасе́ние днесь ми́ру./ Ра́дуется же в Вы́шних и Созда́телев иера́рх,// и светоно́сный, боже́ственный таи́нник Христо́в Васи́лий.
Тропарь святителя Василия, глас 1: Во всю зе́млю изы́де веща́ние твое́,/ я́ко прие́мшую сло́во твое́,/ и́мже боголе́пно научи́л еси́,/ естество́ су́щих уясни́л еси́,/ челове́ческия обы́чаи украси́л еси́,/ ца́рское свяще́ние, о́тче преподо́бне,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак святителя Василия, глас 4: Яви́лся еси́ основа́ние непоколеби́мое Це́ркве,/ подая́ всем некра́домое госпо́дьство челове́ком,// запечатле́я твои́ми веле́ньми, небоявле́нне Васи́лие преподо́бне.
Величание святителя Василия: Велича́ем тя,/ святи́телю о́тче Василие,/ и чтим святу́ю па́мять твою́,/ ты бо мо́лиши о нас// Христа́ Бо́га на́шего.
Мысли свт. Феофана Затворника (Флп.1:27–2:4; Лк.6:17–23) Ублажает Господь нищих, алчущих, плачущих, поносимых, под тем условием, если все это Сына Человеческого ради; ублажается, значит, жизнь, окруженная всякого рода нуждами и лишениями. Утехи, довольство, почет, по слову сему, не представляют собою блага; да оно так и есть. Но пока в них почивает человек, он не сознает того. Только когда высвободится из обаяния их – видит, что они не представители блага, а только призраки его.
Душа не может обойтись без утешений, но они не в чувственном; не может обойтись без сокровищ, но они не в золоте и серебре, не в пышных домах и одеждах, не в этой полноте внешней; не может обойтись без чести, но она не в раболепных поклонах людских. Есть иные утехи, иное довольство, иной почет, – духовные, душе сродные. Кто их найдет, тот не захочет внешних; да не только не захочет, а презрит и возненавидит их ради того, что они заграждают духовные, не дают видеть их, держат душу в омрачении, опьянении, в призраках. Оттого такие вседушно предпочитают нищету, прискорбность и безвестность, чувствуя себя хорошо среди них, как в безопасной какой-нибудь ограде от обаяния прелестями мира. Как же быть тем, к кому все это идет само собою? Быть в отношении ко всему тому, по слову Св. апостола, как не имеющий ничего.
|
Обрезание Господне и свт. Василий Великий. Икона |
Обре́зание Госпо́дне – праздник Православной Церкви. Празднуется 1 января Принадлежит к числу великих праздников.
Установлен в память совершения над Господом Иисусом Христом на восьмой день по Его рождении обряда обрезания (см. Лк. 2, 21), согласно по ветхозаветному закону установленный для всех младенцев мужского пола в знамение Завета Бога с праотцем Авраамом и его потомками (Быт. 17, 10-14; Лев. 12, 3). При совершении этого обряда Божественный Младенец принял возвещенное архангелом Гавриилом в день Благовещения Пресвятой Деве Марии (Лк. 1, 31-33; Лк. 2, 21) Имя Иисус (Спаситель) как печать служения делу спасения мира (Мф. 1, 21; Мк. 16, 17; Мк. 9, 38-39; Лк. 10, 17; Деян. 3, 6; Деян. 3, 16; Флп. 2, 9-10).
По толкованию Отцов Церкви, Господь, Творец закона, принял обрезание, являя пример, как людям следует неукоснительно исполнять Божественные установления. Господь принял обрезание для того, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти, как учили некоторые еретики (например докеты). В новозаветные времена обряд обрезания уступил место таинству Крещения, прообразом которого он являлся. Праздник Обрезания напоминает христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом и "обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым" (Кол. 2, 11-12). Само имя христианина свидетельствует о вступлении человека в Новый Завет с Богом.
Свидетельства о праздновании Обрезания Господня в Восточной Церкви восходят к IV веку. Канон празднику написан преподобным Стефаном Савваитом.
Иконы праздника обыкновенно пишутся вместе с образом святителя Василия Великого, день чьей памяти также приходится на 1 января.
Василий Великий (ок. 330 - 379), епископ Кесарии Каппадокийской, святитель. Вместе с братом своим св. Григорием Нисским и своим другом св. Григорием Богословом, был представителем Каппадокийской школы православного богословия, занимавшей среднее, примирительное положение между школами Антиохийской и Александрийской. Память 1 января, 19 января (Греч. - Воспоминание чуда отверзения церковных дверей молитвою свт. Василия Великого в Никее), в Соборе Трех святителей и вместе со своей святой семьей (в Неделю по Богоявлении) (Греч.)
Родился около 330 года в поселении Аннеса или Аниса. Отец его, Василий, и мать Емилия принадлежали к родовитым семьям Каппадокии и Понта и дали своим многочисленным детям наилучшее воспитание.
На 18-м году св. Василий отправился в Константинополь, где слушал знаменитого в то время софиста Ливания, а потом провел несколько лет в Афинах, тогдашнем центре высшего философского образования; там он подружился с жившим для той же цели в Афинах Григорием Назианзином, а также познакомился с будущим императором Юлианом.
Вернувшись в Кесарию (ок. 357), Василий принял св. крещение и был посвящен в чтецы, после чего, проникшись аскетическим идеалом, захотел ближе познакомиться с процветавшим тогда монашеством и через Сирию и Палестину отправился в Египет. Здесь христианская жизнь произвела на него двойственное впечатление: он был поражен удивлением перед чрезвычайными подвигами св. отшельников — и вместе с тем глубоко огорчен господствовавшими в Церкви разделениями и смутами, по случаю арианской ереси и различных расколов.
По возвращении на родину Василий Великий деятельно занялся устроением монашества, основал несколько монастырей в Понтийской области и написал для них устав.
Посвященный в 362 г. в диаконы и в 364 г. в пресвитеры, Василий Великий принимал весьма влиятельное участие в церковных делах и успешно противодействовал арианам, получившим преобладание при императоре Валенте и хотевшим завладеть кесарийскою церковью. Вместе с тем Василий Великий занялся организацией христианской благотворительности, основал множество убежищ для бедных (птохотрофий) и при всяком случае бесстрашно заступался за угнетенных и гонимых. Все это, в соединении с безупречным аскетическим образом жизни, приобрело Василию огромную популярность.
Избранный в 370 г. в архиепископы своего родного города, Кесарии Каппадокийской, Василий Великий занялся и общецерковными делами; через послов и письма он вступил в деятельные сношения со св. Афанасием Александрийским, а также с папою римским Дамасом, стараясь теснее сплотить силы православия для победы над арианством и умиротворения церкви. При этом Василию пришлось испытать вражду с двух сторон: его возненавидели и ариане, как прямого врага, и чрезмерные ревнители правоверия, находившие, что он слишком уступчив и не тверд в своих примирительных стараниях, хотя, вместе с тем, многие упрекали его за гордость, сухость и высокомерие. В 371 году Василий Великий по случаю одного церковного празднества говорил большую проповедь богословского содержания. Не желая сразу отталкивать тех полуариан, которые были готовы признать божество Сына Божия, но не решались присвоить того же достоинства и Духу Святому, Святитель, говоря о третьем Лице Св. Троицы, ни разу не назвал его прямо Богом. Молва об этом вызвала большое негодование в разных местах. Самого Василия Великого, а также и свт. Григория Назианзина, пытавшегося защитить своего друга, стали обвинять не только в малодушии, но и прямо в вероотступничестве. Однако величайший в то время богословский авторитет, св. Афанасий Великий, архиепископ Александрийский (вскоре после того скончавшийся), успел письменно засвидетельствовать в самых уважительных словах безупречное православие Василия Великого и правильность его образа действий.
Ариане всюду преследовали его. Св. Василию угрожали разорением, изгнанием, пытками и смертью. Он же сказал: "Смерть для меня благодеяние. Она скорее приведет меня к Богу, для Которого живу и тружусь".
В 372 г. кесарийскому святителю пришлось выдержать новую бурю. Император Валент решился навязать арианство Кесарийской Церкви и сокрушить ее архиепископа. С этою целью он отправил сначала префекта Эвиппия с другим своим царедворцем, а потом явился и сам. Св. Василий отлучил от церкви вельмож-еретиков, а самого Валента допустил в храм только для принесения даров. Император не решился привести в исполнение свои угрозы и удалился, ничего не сделав.
Св. Василий, разрушивший свое здоровье аскетическими подвигами и уже с сорокалетнего возраста называвший себя в письмах стариком, скончался 1 января 379 г., 49 лет от роду.
|
священномученик Василий, пресвитер Анкирский |
Мученик Василий Анкирский, Кесарийский. Принадлежал к числу знатных граждан города Анкиры Галатийской (ныне - Анкара, Турция). Пострадал при императоре Юлиане Отступнике. За исповедание Христианской веры был приведён на суд к проконсулу Сатурнину и подвергнут пыткам: подвесив на дереве, палачи строгали тело мученика железными орудиями. Затем Василия отправили в Константинополь, где он также претерпел мучения: тело его вытягивали до тех пор, пока не вывихнули кости, выреза́ли ремни из его кожи, кололи раскалёнными спицами, но святой претерпевал всё, с помощью Божией оставаясь невредимым после всех мучений. Тогда его бросили в раскалённую печь, но и в огне Василий остался жив и невредим.
Из Константинополя мученика в кандалах отправили в Кесарию Каппадокийскую, где отдали зверям в амфитеатре, и в конце концов он был растерзан гиеной (или львицей) во время молитвы. Случилось это около 362 года.
Мощи святого были собраны родственниками и преданы погребению. Позже на месте гробницы Василия был построен храм, освящённый в его честь.
Под 2 января сохранилось краткое житие и миниатюра мученика в составе Минология Василия II 976-1025 годов [1]. В большинстве греческих календарей память святого также отмечена под 2 января (например, в Типиконе Великой церкви IX-X веков [2], но в некоторых византийских рукописных синаксарях она указывается под 1 января [3]. Под 1 января также помещено изображение мученика 1561 года в притворе нартекса архиепископа Даниила II в Печской Патриархии - святой изображен в мучении, раздираемый львом.
В Филимоновском сводном иконописном подлиннике XVIII века об облике святого говорится: "Подобием рус, брада невелика, власы просты что у Козмы бессребренника ризы мученическия, верхняя лазоревая, исподняя дикая". В "Руководстве к писанию икон святых угодников Божиих" 1910 года В. Д. Фартусова предлагается изображать в руках святого хартию с надписью: "Исповеда Христа со многим дерзновением".
|
Святая Емилия Кесарийская (Каппадокийская) |
Емилия Кесарийская (Каппадокийская) родилась в Кесарии между 305 и 315 годами в богатой семье, которой принадлежали обширные владения в Малой Азии.
В юности Емилия отличалась редкой красотой, но, будучи глубоко верующей, готовила себя к безбрачию. Однако она рано осиротела, отец ее принял мученическую смерть при императоре Ликинии. В то время весьма часто одиноких девиц похищали для насильственного замужества. Опасаясь этого, Емилия вышла замуж за адвоката Василия, впоследствии ставшего иереем. Василий был известен как образованный и благочестивый человек.
Святитель Григорий Богослов пишет, что их супружество состояло не столько в плотском союзе, сколько в обоюдном стремлении к добродетели. Они заботились о нищих, принимали странников, значительную часть своего имущества тратили на благотворительность. Господь благословил Емилию многочадством, у нее было 10 детей.
Ее почитают как мать, взрастившую пятерых святых – Василия Великого, епископа Кесарии Каппадокийской, Григория, епископа Нисского, Петра, епископа Севастийского, преподобную Макрину Младшую и блаженную Феосевию.
Сын Емилии Навкратий в 22 года оставил светскую карьеру, удалился в пустыню и 5 лет жил в уединении, после чего сподобился блаженной кончины. Другой сын, Никифор, умер в раннем возрасте. Имена остальных детей Емилии неизвестны. Предполагают, что некоторые из них впоследствии приняли монашество.
После смерти отца старшая дочь Макрина помогала Емилии вести домашнее хозяйство; когда дети выросли, она убедила мать обратиться к монашескому образу жизни. Вместе они удалились в отдаленное имение на берегу реки Ирис, в современной Турции, и основали там обитель. Некоторые и из отпущенных ими рабынь захотели вместе с ними отречься от мира и пойти в монастырь, и всё у них было общее: одна келлия, один стол, одни одежды; всё нужное для жизни у них было поровну; они служили Господу единодушно, в смирении, кротости и любви, и не было у них ни гнева, ни зависти, ни ненависти, ни презрения, ничего такого, что не было бы угодно Богу. Одно постоянное было у них дело – богомыслие и молитва, а попечение и труды для нужд тела они считали неважными подельями, а не самым делом.
Дожив до преклонных лет, Емилия приблизилась к кончине. Узнав, что она находится на смертном одре, к ней в обитель пришел ее младший сын Петр и вместе со святой Макриной стал ухаживать за матерью во время ее болезни. При самом же разлучении с телом у постели умирающей с обеих сторон сидели Макрина и Петр и называли по именам остальных братьев и сестер, а она всем, как сокровище, оставляла свое материнское благословение. Потом, положив одну руку на Макрину, а другую на Петра, она сказала, обратившись к Господу:
– Тебе, Господи, отдаю начаток и десятину от плодов моего чрева: начаток – эта перворожденная дочь, десятина – этот последний сын! Ты в Ветхом Завете повелел приносить Тебе начаток и десятину плодов: пусть Тебе будут они благоприятной жертвой и пусть снизойдет на них Твоя святыня!
С этими словами она скончалась. Ей было тогда 73 года. Святитель Афанасий был назначен епископом Могилевский и Полоцким в 1795 году. Его политика, выражавшая в излишнем администрировании и незнании местных православных общин, привела к росту недовольства. Так, например, были допущены ошибки в обращении униатов в православие, что привело к выступлению в городе Сенно. Жалобы со стороны могилевского дворянства, доносы и интриги со стороны инославного дворянства стали причиной увольнения владыки на покой. В 1797 году он был отстранен от епархии и отправлен в Мгарский Преображенский монастырь без права управления обителью.
Скончался в Полтаве в 1801 году. В 1882 году было обнаружено нетление его тела. Имеются также многочисленные свидетельства о силе молитвенного представительства святителя Афанасия.
Прославлен Украинской Православной Церковью в 2010 году. Включен в месяцеслов Русской Православной Церкви в 2017 году. |