23/12/2022 16:51:48
 |
11 декабря по старому стилю / 24 декабря по новому стилю суббота Седмица 28-я по Пятидесятнице. Глас 2. Рождественский пост. Разрешается рыба.
Прп. Даниила Столпника (493). Прп. Никона Сухого, Печерского, в Ближних пещерах (XII). Мч. Миракса (VII). Мчч. Акепсия и Аифала. Прп. Луки Столпника (ок. 970–980). Сщмч. Феофана, еп. Соликамского, и с ним двух священномучеников и 5-ти мучеников (1918); сщмч. Николая Виноградова пресвитера (1937); сщмч. Иоанна Богоявленского пресвитера (1941).
Еф., 218 зач., I, 16–23. Лк., 72 зач., XIII, 18–29.
Тропарь преподобного Даниила, глас 1: Терпе́ния столп был еси́,/ ревнова́вый пра́отцем, преподо́бне,/ И́ову во страсте́х, Ио́сифу во искуше́ниих,/ и Безпло́тных жи́тельству сый в телеси́,/ Дании́ле, о́тче наш,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак преподобного Даниила, глас 8: ́Якоже звезда́ многосве́тлая,/ ты, возше́д, блаже́нне, на столп,/ мир просвети́л еси́ преподо́бными де́лы твои́ми/ и тьму пре́лести отгна́л еси́, о́тче./ Те́мже мо́лим тя: и ны́не облиста́й в сердца́х раб твои́х// незаходя́щий свет ра́зума.
Мысли свт. Феофана Затворника (Еф.2:11–13; Лк.13:18–29) «Подвизайтесь войти сквозь тесныя врата» (Лк.13:24). Тесныя врата – жизнь не по своей воле, не по своим желаниям, не в угоду себе; широкие врата – жизнь по всем движениям и стремлениям страстного сердца, без малейшего себе отказа в чем-либо. Таким образом, врата в царствие – самостеснение. Стесняй себя во всем – и это будет то же, что напряжение или упор в дверь, чтоб отворить ее и протесниться сквозь нее.
Как и чем себя стеснять? Заповедями Божиими, противоположными страстным движениям сердца. Когда начинаешь сердиться на кого, вспомни заповедь Господа: «не гневайтеся... всуе» (Мф.5:22), и стесни тем сердце свое. Когда придут блудные движения, приведи на мысль запрещение даже и смотреть на жену с вожделением, и стесни тем свое похотение. Когда захочется осудить кого, вспомни слово Господа, что этим ты делаешь Судию небесного неумолимым в отношении к себе, и стесни тем свою заносчивость.
Так в отношении и ко всякому порочному движению. Собери против каждого из них изречения Божественного Писания и держи их в памяти. Как только выйдет из сердца какое-либо дурное желание, ты тотчас вяжи его направленным против него изречением; или наперед обвяжи все свои желания и помышления Божественными словами и ходи в них: будешь, будто в узах. Но в этих узах – свобода, или свободный путь в Царствие Божие.
 |
Преподобный Даниил Столпник |
Преподобный Даниил Столпник родился в селе Вифара, близ города Самосады в Месопотамии. Мать его Марфа долго была бесплодной и в молитвах дала обет, если родится ребенок, посвятить его Господу. Молитва была услышана, и Марфа вскоре родила сына, который до 5 лет рос без имени. Родители мальчика хотели, чтобы рожденный по благоволению Божиему также от Бога получил бы и имя. Они привели сына в находившийся поблизости монастырь и обратились к игумену. Игумен велел подать одну из Богослужебных книг, и наугад развернув ее, нашел в ней слова пророка Даниила (память 17 декабря). Так отрок получил имя. Родители просили, чтобы мальчик остался в монастыре, но игумен не принял его, так как тот был еще очень мал. В 12 лет, никому не говоря, отрок ушел из дома в монастырь.
Родители обрадовались, когда узнали, где находится сын, и пришли в монастырь. Увидев, что он еще ходит в мирской одежде, они умолили игумена постричь его в Ангельский чин. В воскресный день игумен исполнил их просьбу, но запретил им часто посещать сына. Братия обители удивлялась подвигам инока. Однажды вместе с игуменом монастыря Даниил посетил святого Симеона Столпника (память 1 сентября), который предрек юному монаху, что и он понесет подвиг столпничества. Преподобный Даниил продолжил подвижническую жизнь в затворе. Когда в видении ему было указано место нового подвига, он удалился во Фракийскую пустыню вместе с двумя учениками, где они построили столп, на котором преподобный Даниил провел 33 года. К столпу стекались люди, несчастные и больные, и все получали от преподобного Даниила помощь и исцеление. Молитв святого подвижника испрашивали византийские императоры. Из многочисленных предсказаний преподобного наиболее значительным было пророчество о сильном пожаре в Константинополе. Преподобный Даниил обладал еще и даром благодатного слова. Он наставлял многих на путь исправления жизни. Преподобный преставился 80-ти лет.
 |
Прп. Никон Сухой, Печерский |
Преподобный Никон Сухой, сын богатых и знатных родителей, оставил все Христа ради и принял иночество в Киево-Печерском монастыре. В 1096 году при нашествии хана Боняка он вместе с другими иноками был взят в плен. Ожидая богатого выкупа, половчанин жестоко обращался с преподобным Никоном. Когда святой отказался от выкупа, хозяин стал мучить его голодом, оставлял летом на жаре, а зимой на морозе. Но преподобный за все благодарил Бога и сказал однажды мучителю, что Господь, по молитвам преподобных Антония и Феодосия, возвратит его в монастырь, как об этом предсказал явившийся ему преподобный Евстратий († 1097; память 28 марта).
Половчанин подрезал преподобному Никону сухожилия ног и поставил усиленную стражу. Но на третий день в шестой час внезапно святой узник стал невидим, только стража слышала слова: «Хвалите Господа с Небес». Так он был перенесен в Успенскую церковь к Божественной литургии. Братия окружила его и стала расспрашивать, как он попал сюда. Преподобный Никон хотел скрыть чудо. Но братия упросили его поведать истину. Преподобный Никон хотел продолжать свои подвиги в монастыре, не снимая кандалов, но игумен сказал: «Если бы Господь хотел, чтобы ты оставался связанным, Он не извел бы тебя из плена».
Через много времени прежний хозяин преподобного Никона пришел в Киево-Печерский монастырь и узнал своего бывшего узника, иссохшего от голода и ран. Он уверовал, принял Крещение и, приняв постриг, стал послушником преподобного Никона. Скончался преподобный Никон в начале ХII века и был погребен в Ближних пещерах. Память его празднуется также 28 сентября и во 2-ю Неделю Великого поста.
Святой мученик Миракс родился в христианской семье, жившей в городе Теннесе (Египет) в VII веке. Он был воспитан в благочестии, но поддался бесовскому наваждению, попрал святой крест, явился к правителю Египта Эмиру, взял в руку меч и поступил на службу к агарянам. Родители, скорбя о страшном падении сына, непрестанно о нем молились. Тогда благодать Божия озарила сердце заблудшего. Он глубоко раскаялся и вернулся домой. Родители посоветовали ему открыто объявить о своем помрачении и раскаянии. Святой Миракс послушался их. Правитель осудил его на пытки, после которых святой мученик был обезглавлен и брошен в море († не ранее 640 года).
 |
МУЧЕНИКИ АКЕПСИМ ЕПИСКОП, ИОСИФ ПРЕСВИТЕР И АИФАЛ ДИАКОН |
Святые мученики Акепсий и Аифал происходили из Персии. Акепсий был языческим жрецом в городе Арбеле. Получив исцеление от болезни по молитвам христианского епископа, он обратился к вере во Христа и смело исповедовал ее. За это святого Акепсия бросили в темницу. Вскоре в ту же темницу был заключен диакон Арбельской церкви, святой Аифал. Мучеников привели к правителю, перед которым они снова исповедали свою веру и были обезглавлены.
Преподобный Лука, Новый Столпник был воином при византийском императоре Константине Багрянородном (912–959). Во время войны с Болгарией (917) Промыслом Божиим святой Лука остался невредим. После этого он принял монашество и, преуспевая в подвигах, был возведен в сан пресвитера. Стремясь к высшим ступеням совершенства, преподобный возложил на себя вериги и встал на столп. Через три года стояния, по Божественному внушению, он пошел на гору Олимп, потом в Константинополь и, наконец, в Халкидон, где также избрал себе столп, на котором простоял 45 лет, являя обретенный дар чудотворения. Скончался около 980 г.
 |
Священномученик Феофа́н (Ильминский), Соликамский, епископ |
О Соликамске можно сказать то же, что о многих городах Северной Руси, — основа их благосостояния заключена в благочестии. По добросовестным и упорным трудам Господь даровал благодать, росло благочестие, росло и благосостояние. Современный приезжий бывает весьма удивлен остатками былой культуры и благодатной намоленностью этих мест. Не впустую протекала здесь жизнь поколений.
Архимандрит Соликамского Свято-Троицкого монастыря Феофан (Ильменский) был хиротонисан во епископа Соликамского, викария Пермской епархии в январе 1917 года. После хиротонии, желая ближе познакомиться с приходами епархии и паствой, он обошел свое викариатство пешком. Современники свидетельствовали, что епископ был великим молитвенником и постником и, подобно архиепископу Андронику, бесстрашным обличителем безбожия. В 1918 году волостной земельный отдел просил Троицкий монастырь прислать планы сенокосных лугов, принадлежащих монастырю. Епископ Феофан ответил: «...предстанет Страшному суду Всемогущего Бога всякий, кто осмелится для чего-либо захватить принадлежащие Церкви земельные угодья и какое-либо достояние Церкви Божией. Без разрешения власти архиерея, Преосвященного Андроника, не имею права разрешать высылать планы...» Он знал, что не для раздачи бедным, не на поддержание неимущих пойдет церковное имущество, а для дальнейшего разграбления и разрушения отечества. Став епископом Соликамским, он за пределы викариатства почти не выезжал, погруженный в дела благоустроения вверенных ему приходов. Только после ареста 17 июня 1918 года архиепископа Андроника он переехал в Пермь и 22 июня принял управление Пермской епархией. Но недолго святитель прожил в Перми; в конце лета большевики арестовали его.
За несколько дней до взятия Перми Сибирскими войсками, 23 декабря 1918 года, в тюрьму, где томился епископ, пришли представители ЧК и увели девять заключенных — епископа Феофана, трех священников и пятерых мирян. Столь велика была ненависть безбожников к христианству, что они не пожелали удовлетвориться простой казнью арестованных, но подвергли их перед смертью изощренным мучениям. Епископа Феофана многократно погружали в прорубь, прежде чем утопить в Каме. Вместе с ним были утоплены священники и миряне. |