Дивное Дивеево

Вся история девеевской обители

Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние твое; победы православным христианом на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да ...
На главную Новости Сокровищница духовной мудрости: Выписки из творений святых отцов. Седмица 12-я по Пятидесятнице
Сокровищница духовной мудрости: Выписки из творений святых отцов. Седмица 12-я по Пятидесятнице
29/08/2022 02:42:13
Крещение Христа, (картина Гвидо )

Седмица 12-я по Пятидесятнице
ПОНЕДЕЛЬНИК. Мк. Зач. 2. (1,9–15) О КРЕЩЕНИИ

Христос к Крещению приступил для того, чтобы засвидетельствовать истинность Своего человечества, – преимущественно же для того, чтобы Крещением Своим положить конец крещению Иоанна, так как Он снова крестил тех, кои крещены были Иоанном. Этим показал и сделал ясным, что Иоанн только до Его прихода совершал крещение, ибо истинное Крещение открыто Господом нашим, Который соделал его свободным от наказаний закона (29,57). Сошел Владыка Ангелов в струи Иордана и, освятив естество вод, уврачевал всю вселенную (34,825). С тех пор как Спаситель соблаговолил принять наше естество, Он исполняется Святого Духа, потому что плоть должна была в человеческом образе восприять сошествие Духа (34,885). Спаситель восхотел отдать в собственность Святому Духу то тело, какое Он – Господь, восприял; отдать для того, чтобы все, что совершит Христос во плоти, приписывалось Святому Духу, жившему в Нем (34,885). Дух снисходит (на Спасителя) не потому, что не достаточно было Божество Сына, но для того, чтобы таким путем обнаружилось совершенное познание Троицы (34,885)…. Он (Христос) не имеет нужды в Крещении и… Дух сошел для того, чтобы указать Его (39,112)…. Спаситель допустил диавола с искушением, чтобы Своим примером научить нас, как мы должны побеждать искусителя… (50,243). Домостроитель жизни нашей Господь положил с нами завет крещения, имеющий в себе образ жизни и смерти; и изображением смерти служит вода, а залог жизни подается Духом (3,240). Какое намерение и какая сила в Крещении? Через него крещаемый изменяется в уме, слове и деле и, по данной ему силе, делается тем же, что Родивший его (3,330). Крещение – искупление пленных, прощение долгов, смерть греха, пакибытие души, светлая надежда, неприкосновенная печать, колесница на небо, предуготовление Царствия, дарование сыноположения (4,199). Через Крещение… образуется и совершается человек Христов, земное прелагается в дух и воссозидается (9,112). Пришел Господь – и ту славу и светлость, какие погубил Адам преступлением заповеди, возвратил ему Крещением (25,476). И ты при Крещении получил благодать Божию и стал причастником Духа, если не столько, чтобы творить чудеса, то сколько нужно иметь для правильной и благоустроенной жизни (32,146). Поскольку в Крещении предложены две цели – истребить тело греховное, чтобы оно не приносило уже плодов смерти, оживить же духом и иметь плоды во святыне, то вода изображает собою смерть, принимая тело как бы во гроб, а Дух сообщает животворящую силу, обновляя души наши из греховной мертвенности в первоначальную жизнь (3,240). Божественный и утешительный Дух, данный апостолам и чрез них преданный единой и истинной Церкви Божией, с минуты крещения, по мере веры, различно и многообразно пребывает в каждом, приступившем ко Крещению с чистою верою, и каждый для умножения, возделания и приращения получает сей мнас, как сказано в Евангелии (24,320). Дух Святой бывает как бы Божественною и световиднейшею купелью; найдя достойных, Он всецело объемлет их и заключает внутри (56,151). Любящий Бога и заповеди Его соблюдающий облекается свыше сходящею силою Святого Духа, Который… зрим бывает умно, как умный Свет, и приходит с тихостью, принося обрадование, что есть отсвет первого оного вечного Света и отблеск непрестающего блаженства. Как только воссияет сей свет в душе, тотчас исчезает всякий нечистый помысл, изгоняется всякая страсть душевная и всякая немощь телесная получает уврачевание; тогда очищаются очи сердца, ум и мысль и зрит Бога, как написано в Евангелии о блаженствах. Тогда душа, как в зеркале, видит все даже и малейшие свои прегрешения и приходит в величайшее смирение; помышляя же о величии оной славы, исполняется всякой радостью и веселием и, дивясь неожиданно увиденному чуду оному, проливает обильные слезы. Так, наконец, совершенно изменяется весь человек и познает Бога, сам прежде познан бывши от Бога. Одна эта благодать Всесвятого Духа делает то, что человек начинает презирать все земное, настоящее и будущее, радостное и скорбное. Она делает его другом и сыном Божиим и богом, насколько сие вместимо для человека. О, сколь величественны дарования Божий! (57,174). Уверовавшие в Бога и крестившиеся должны тотчас быть готовыми и от домашних своих терпеть искушения. Ибо, кто не готов к этому, тот, при постигшей внезапно опасности, легко приходит в колебание (3,370). Два рода искушений: или скорби испытывают сердца, как золото в горниле, – в терпении открывая их доброту; или нередко самое благоденствие жизни служит для многих вместо испытания (4,76). Искушения ни на кого так не восстают, как на тех, которые получили Духа Святого. И Господь наш, когда по Крещении сошел на Него Дух Святой в виде голубя, изведен был Духом в пустыню искуситися от диавола, который испытал Его всеми своими искушениями, но ни в чем не успел против Него… Так и всех приемлющих Духа, борющихся и побеждающих, Дух Святой укрепляет и подает им силу препобеждать всякое искушение… Никто без искушений не может войти в Царствие Небесное; не будь искушений, никто бы не спасся (61,50).

ВТОРНИК. Мк. Зач. З. (1,16–22) О СВЯЩЕНСТВЕ
Священник должен стоять с Ангелами, славословить с Архангелами, возносить молитвы на горний жертвенник, священнодействовать со Христом, воссозидать создание, восстанавливать образ Божий, творить для Горнего мира и, скажу более: быть богом и творить богами (людей) (8,62). Блажен, кто восприняв на себя власть над народом, чистыми и великими жертвами примиряет Христа с земнородными (11,274). Надобно превосходством своей добродетели привлекать народ к порядку и не силою обуздывать, но доводить до порядка убеждением. Ибо все, что делается не добровольно, кроме того, что оно насильственно и не похвально, еще и не прочно (8,26). Кто принял истинное священство и подчинил себя Великому Архиерею, тот, конечно, и сам пребывает иереем вовек, и смерть не возбраняет ему пребывать оным навсегда (20,393). Сподобился ты, брат, сана священства? Приложи старание благоугождать Воеводе чистотою и праведностью, и божественною мудростью, и светлым девством. Будь пламенным ревнителем, как целомудренный Иосиф; чистый, как Иисус; странноприимный, как Авраам; нищелюбивый, как Иов; любвеобильный, как Давид; кроткий, как Моисей: заблудшего возврати на путь, хромого подкрепи, падшего восставь, немощных защити и делай все тому подобное (23,607). Города и селения для защиты обносятся стенами, а охранителями христианских обществ – священные иереи (25,376). Священнослужение совершается на земле, но по чиноположению небесному… (32,424). Какая власть может стать больше этой (священства)? Отец суд весь даде Сыновы (Ин. 5,22); а я вижу, что Сын весь этот суд вручил священникам (32,426). Священство столь выше всякой власти, сколько дух превосходнее плоти (32,423). Душу приявшего священный сан обуревает страшный утес – тщеславие (46,404). Да не надмевает тебя степень церковного чина, но более да смиряет, ибо преуспеяние в смирении есть преуспеяние души, а лишение и бесчестие рождаются от высокомудрия. В какой мере будешь приближаться к высшим степеням, в такой мере смиряй себя, боясь примера сынов Аароновых. Познание богочестия – познание смирения и кротости. Смирение – подражание Христу, а превозношение, вольномыслие и бесстыдство – подражание диаволу (5,51). Душа священника должна со всех сторон блистать красотою, дабы она могла радовать и просвещать души, взирающие на него (32,434). Священники получили власть не свидетельствовать только очищение, но совершенно очищать: не проказу телесную, но нечистоту душевную (32,427). Величайшее наказание заслужат те, которые, достигнув этой власти, собственными усилиями будут худо исполнять это служение или по нерадению, или по нечестию, или по неопытности (32,450). Нужно, чтобы священник, бодрствуя, вел подвижническую жизнь, и чтобы последняя была зеркалом для народа (37,707). Никому нельзя следовать за Христом надлежащим образом иначе, как оставив всякую грубую и низкую заботливость. Ныне же священники Божий хлопочут и о собирании винограда, и о жатве, и о продаже, и о покупке вещей… Мы, призванные в самое святилище, входящие в истинное Святая Святых, принимаем опять на себя заботы, свойственные купцам. Отсюда и большое небрежение о Писании, и леность в молитвах, и нерадение о всем прочем. Нельзя же ведь с одинаковым старанием делить себя на то и другое (38,351). Не думаю, чтоб в среде священников было много спасающихся; напротив – гораздо больше погибающих, и именно потому, что это дело требует великой души (40,38). Иерею Божию, священнодействующему пред Богом, надлежит быть мирным и тихим, не хищником, не коварным, не сребролюбивым, чтобы прежде всего в его душе Бог был совершен, и потом изменял бы так по своему образу свой народ (41,897). Священник есть как бы общий отец всей вселенной, поэтому прилично ему заботиться о всех, подобно тому, как заботится Бог, Которому он посвятил себя (42,658)… Священник, хотя бы и строил свою жизнь хорошо, но о (пасомых) если не будет иметь тщательной заботы, пойдет вместе с прочими в геенну, и часто, не будучи предан собственным грехам, погибнет от чужих (43,546). То, что вручено священнику, может даровать только Бог, и чего бы ни достигла человеческая мудрость, она окажется меньше, чем благодать (43,827). Бог возжигает светильник иерея и поставляет на свешнике – на светоносной его кафедре, чтобы как молниями озарял Церковь и догматами и деяниями, свободными от всякой тьмы, а народы, видя лучи животворного светения, к ним направляли шествие и прославляли Отца светов (47,22)… Чем большей сподобились (иереи чести), тем больше понесут наказание за то, что не исправило их благодеяние (48,268)

Однажды пришел Иоанн Мосх к авве Макарию и увидел: какой-то пресвитер лежал вне его келлии. Голова его так была изъедена болезнью – раком, что череп был виден. Он пришел получить исцеление, но преподобный Макарий и видеть его не хотел. Я стал упрашивать старца о милосердии. Святой отвечал мне, что сей пресвитер не достоин исцеления, а болезнь ему послана за недостойное служение. Если он желает исцелиться, пусть откажется от совершения Таинств. Сей пресвитер совершал литургию после любодеяния. Я передал болящему слова старца, и тогда он клятвенно обещал исполнить все, что повелит святой Макарий… После раскаяния пресвитера, старец возложил руки на больного, и в три дня пресвитер исцелился, голова его обросла волосами, и он возвратился домой, отказавшись от священнодействия (69,66).

СРЕДА. Мк. Зач. 4. (1,23–28) О ДЕМОНСКИХ КОЗНЯХ
Неистовый, злотворный враг ненавидит человека с тех пор, как первого Адама изверг из рая и чрез вредоносный плод лишил его бессмертной жизни. Он не перестал приводить людей в изнеможение многократными и сильными потрясениями, однако же, сколько ни делал, не мог своими ухищрениями повергнуть весь род наш пред собою на колена (13,76)… И днем, и ночью блуждая по воздуху, они суть делатели и слуги злобы, тщательно строят против нас козни. Они истаивают от зависти и ненависти, которых хорошо избегать, если мы, люди, хотим быть своими Богу, тогда как они испали из содружества с добром (20,397). Диавол обольщает и разными способами ласкательствует, чтобы ниспровергнуть, а ниспровергши, тотчас попирает и смеется над лежащими, присоединяет к несчастью посрамление обольщенного (21,249). Сатана сотрясает души и решетом, то есть земными делами, просеивает весь грешный род человеческий (30,40). Князь мира сего волнует всякую душу, не рожденную от Бога (30,41). Нет человека, на которого враг бы перестал нападать (30,118)… Ненавистник добра – сатана, преуспевающим в добродетели внушает лукавое и старается развратить их (30,266)… Душа, ниспав с высоты своей, встретила человеконенавистное царство и жестоких князей, которые понуждают ее созидать им греховные грады порока (30,300). Сатана для всех всякие принимает виды, чтобы подчинить себе сим употреблением, под благовидным предлогом уготовлять погибель (30,445). Демоны хитро скрывают самих себя на время, и когда человек вознерадит о своем спасении, то они внезапно нападают на несчастную душу и восхищают ее (31,210). Хотя демоны и посевают в наших душах семена зла, однако не могут привести оные в исполнение самым делом, когда мы сего не хотим (31,37). Кто познал славу Божию, тот понимает и лютость врага (31,115). Нечистый дух изворотлив и многообразен… Мудрого уловляет мудростью, крепкого – крепостью, богатого – богатством, благообразного – красотою, красноречивого – красноречием… (22,43). С каким усердием подвизаетесь вы, преуспевая в добродетели, в такой же мере враг ваш воспламеняется неистовством, скрытно ставя вам различные сети (22,109). Враг наш очень искусен, не связывает нас теми узами, которые нам не угодны, а, напротив того, налагает всегда такие узы и сети, которые принимаем с великим удовольствием, ибо знает, что изволение наше сильнее нас (22,287). Враг всегда воюет со всеми людьми, поражая их худыми и нечистыми пожеланиями… Нечистый покорившихся ему доводит до отчаяния, ожесточает сердца, иссушает слезы, чтоб грешник не пришел в сокрушение (22,295). поелику враг ни днем, ни ночью не прекращает брани, то да не застигнет он ума твоего, не упражняющимся в изучении заповедей Божиих, да не посеет плевел своих (22,376). Для любящих Бога всею душою брань с диаволом то же, что и ничто, а для любящих мир она трудна и невыносима (22,386). Враг всевает какую-то смесь помыслов, чтоб человек пришел в рассеяние и не мог чистым умом внимать нескверным тайнам Спасителя нашего Бога (22,403). Не приходи в робость и не бойся злобы демонов: они не могут повредить тебе, у которого помощник – Христос (23,138). Невозможно, чтобы истинно любящим Господа возобладал диавол. Он усиливается поколебать их, но искоренить не в силах (23,201). Прежде, нежели совершено беззаконие, враг весьма умаляет оное в глазах людей, по совершении же греха, лукавый до крайности увеличивает (значение) беззакония в глазах того, кто впал в оное, воздвигая при этом на него волны отчаяния (23,210). Лукавый может и молчащего предать смерти через другого говорящего, и кому невозможно умереть (духовно) от уст, того убивает чрез слух, и невинного делами умерщвляет помыслами (23,452). О, какой коварный умысл лукавого и князя мира сего! Он останавливает всех на временном и тленном и ввергает в забвение вечных благ, и никто не уразумеет того (24,19). По мере сил своих принуждай себя как можно чаще читать Писание, чтобы оно собрало твои помыслы, которые враг рассеивает своим злоухищрением, влагая в тебя злые мысли, между тем или наносит тебе частые скорби, или доставляет тебе много успехов и житейских удобств, потому что делает он сие по своей злокозненности, с намерением удалить человека от Бога (24,95). Как сильный ветер гонит пыль, так соперник наш диавол прогоняется гласом славословия Бога, молитв, слез. Посему никто не ленись и не бойся (23,584).

Однажды сидел один старец в келлии, плел корзины и читал псалмы. Вдруг вошел в окно отрок сарацин, и, став перед старцем, начал плясать. «Старик, хорошо ли я пляшу?» – спросил он. Старец не ответил. «Как тебе нравится моя пляска, старик?» – снова спросил он. Старец молчал. «Что ж, по-твоему, негодный старик, ты что ли великое дело делаешь? Так я тебе скажу, что соврал ты в пятом, шестьдесят шестом и шестьдесят седьмом псалмах». Старец встал и повергся пред Богом, и демон исчез (70,190).

ЧЕТВЕРГ. Мк. Зач. 5. (1,29–35) О БОЛЕЗНЯХ
Если случится тебе впасть в болезнь… не прибегай к мирской помощи и к человеческому покровительству, но лучше будем иметь долготерпение, ожидая милости от Бога, чтоб Он управил нас во всем; ибо бывает время, когда и плоть имеет нужду во вразумлении. Во всем же будем благоугождать Господу, яко Той печется о нас (1Пет. 5, 7) (22,573). Те, которые худым образом жизни сами приобрели болезнь, должны… пользоваться телесными врачеваниями как некоторым образом и примером для попечения о душе (5,174). Страдаю от болезни и радуюсь не тому, что могу учителем быть в терпении для других. Ибо, когда не могу сделать, чтобы не страдать, приобретаю страданием то, что переношу его и благодарю как в радостях, так и в скорбях, будучи уверен, что все случившееся и случающееся с нами у Слова не без разумной причины, хотя нам и кажется, что нет причины (13,278). Как не должно вовсе бегать врачебного искусства, так несообразно полагать в нем всю свою надежду. Но, как пользуемся искусством земледелия, а плодов просим у Господа, или вверяем кормило кормчему, а молим Бога, чтобы спас нас от потопления, так, вводя к себе врача, когда позволяет сие разум, не отступимся от упования на Бога (5,174). Если почувствуешь, что смущается болезнью душа твоя, то скажи ей: «Эта болезнь не легче геенны, в которую впадешь, если не будешь тверд и постоянен в терпении» (31,25). Когда человек болен, тогда и душа его паче меры начинает искать Господа. Посему вразумление хорошо, если только вразумленный благодарит (22,574). Причина болезни – грех, собственная своя воля, а не какая-нибудь необходимость (28,76). В болезнях, прежде врачей и лекарств, пользуйся молитвою (45,236) Бог часто попускает тебе впасть в болезнь не потому, что Он оставил тебя, но с тем, чтобы более прославить тебя. Итак, будь терпелив… (32,660). Терпение в болезнях – настоящий мученический венец (32,756). Имея какую-нибудь телесную болезнь, мы всеми силами стараемся освободиться от нее, а страдая тяжко от болезней душевных, мы медлим и отказываемся от врачевания. Потому-то мы не избавляемся и от телесных болезней, что необходимое для нас почитаем маловажным, а маловажное – необходимым и, оставив самый источник зол, хотим очистить потоки (38,145)…. Бог часто наказывает тело за грехи наши, чтобы от наказания низшей части и высшая получила бы какое-нибудь врачевание (39,241)… Неужели все болезни от грехов? Не все, но большая часть. Некоторые бывают и от беспечности. Чревоугодие, пьянство и бездействие также производят болезни (39,242). Случаются болезни и для испытания нашего в добре (39,242). Если мы, по причине телесного недуга, не воспользуемся помощью поста, а покажем еще большую беспечность, то причиним себе величайший вред (43,506). Когда ты подвергнешься тяжкой болезни и многие будут понуждать тебя облегчить страдание – одни заклинаниями, другие – амулетами, третьи – какими-либо другими чародейными средствами… а ты, ради страха Божия, мужественно и твердо переносишь тяготу болезни и предпочитаешь лучше терпеть, нежели решиться сделать что-нибудь подобное, – это доставит тебе венец мученичества. И не сомневайся: как мученик мужественно переносит муки истязаний, чтобы не поклониться идолу, так и ты переносишь муки болезни, чтобы не нуждаться ни в чем, исходящим от демона, и не сделать того, что он повелевает. Но те муки сильнее? Зато эти продолжительнее, – так что оказываются равным тем, а часто даже и более сильными… когда горячка внутри мучит и сожигает, а ты, несмотря на увещание других, отвергаешь заклинания, то не облекаешься ли ты в венец мученичества? (43,575)… Видел тяжко страждущих, которые телесным недугом как бы некоторой епитимией избавились от страсти душевной (54,179).

Две монахини женского монастыря весьма тяжело болели, так что, наконец, были уже не в силах перенести боли Послали они святому Афанасию Константинопольскому просьбу об исцелении. «Я желаю, – отвечал святой, – чтобы вы еще потерпели временно для принятия большей награды в вечности; но, так как вы не желаете того, помолитесь и в эту ночь получите исцеление по молитвам Пресвятой Богородицы». Слово святого Афанасия исполнилось (79,380).

ПЯТНИЦА. Мк. Зач. 9. (2,18–22) О ПОСТЕ
Полезен пост во всякое время для подъемлющих его, потому что на постящегося не смеют нападать демоны (4,21). Пользу поста не ограничивай одним воздержанием от снедеи, потому что истинный пост есть устранение от злых дел (4,17). Ангелы в каждой церкви записывают постящихся. Смотри же, ради кратковременного наслаждения яствами, не лишись ангельской записи (4,21). Жизнь наша не была бы так многоплачевна и исполнена уныния, если бы пост был главным правителем нашей жизни (4,25). Отвергающие пост и гоняющиеся за роскошью как за блаженством жизни ввели великий рой зол и, сверх того, повреждают собственные тела свои (4,25). Наиболее опытные постом истребляют излишнее, чтоб под бременем утучненной плоти не сокрушились силы (4,27). Истинный пост – удаление от зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи, клятвопреступления. Воздержание от сего есть истинный пост (4,28). Заботящийся о пользе поста должен беречься вреда его, т. е. тщеславия (51,160). Пост тогда делается жертвою, приятною Богу, когда он будет украшен плодами любви (авва Феодор; 50,69). Пост отражает искушения, умащает на подвиг благочестия; он – сожитель трезвенности, виновник целомудрия (24,16). Пост – доблесть в бранях. Пост угашает силу огненную, пост заграждает уста львов. Пост возводит молитву на небо (24,16). Пост – мир в домах. Пост – виновник слез. Пост не любит мира, ни того, что в мире (24,16). Пост – матерь здравия. Пост – наставник юности, украшение старца, добрый спутник путешественникам (24,16). Не почитай для себя тягостным поста, потому что он препровождает тебя к вечному веселию (24,147). До крайности простертый пост и пресыщение пищею предосудительны, потому что и далеко простертое воздержание и наполнение себя пищею одинаково худы. Одно делает подвижника бессильным и совершенно неспособным к деятельности, а другое чрез меру возбуждает плотские страсти и воздвигает сильную брань на душу (24,404). Пост есть истинный праздник, где спасение душ, где мир и согласие… спокойствие, тишина, любовь, радость и мир, кротость и бесчисленные блага (35,2). Как легкие суда скорее переплывают моря, а обремененные большим грузом утопают, так и пост, делая ум наш более легким, способствует быстро переплывать море настоящей жизни, стремиться к небу (35,5). Бог и поста и воздержания требует от нас не просто для того, чтобы мы пребывали в неедении, но для того, чтобы, удаляясь от житейских дел, употребляли все свободное от них время на занятия духовные (35,74). Если и при посте оказывается у нас недостаток добрых дел, то тем более покажем мы нерадение (о них), когда не будем пользоваться врачевством поста (35,75). Тело через пост освящается, душа, если ее не питать, гибнет. Пусть же тело постится постом воздержания от грехов, а душа насыщается Божественным учением (37,742). Поистине пост питатель всякой святости и мать благочестия… Требуется, чтобы мы не только постились, но постились благочестно. Многие постятся и ради занятий общественными делами (и ради сохранения фигуры), но это не зачисляется им в пост (37,744). Как птица не может летать без помощи крыльев, так и пост не может течь без двух своих крыльев – молитвы и милостыни (37,781). Ради поста оставляют нас похоти и удаляются демоны, ослабевает гнев, умерщвляются вожделения, оживают и воесиявают в нас добродетели (40,910). Пост есть образ жизни Ангелов и, что еще важнее, – постился Сам Спаситель, не потому, что Он нуждался во врачевании постом, но для того, чтобы показать нам пример поста ко спасению (40,911). Научил нас Христос, постившийся сорок дней, чтобы внушить нам с готовностью прибегать к этому спасительному средству, посредством которого вырываются тернии, укрощаются страсти, разрушаются дела диавола (40,924). Потому и ты воздерживайся от снедей, чтобы тебя питал Дух, и удаляйся от телесных яств, чтобы исполниться духовных приношений (41,962). Пост – очищение мысли, сожитель воздержания, упражнение в благочестии, иго правды (41,964). Великое дерзновение к Богу дарует добровольный пост, очищающий тело воздержанием, освящающий душу приближением к Богу, отвлекающий ум от всего земного и располагающий желать небесного (42,919). Пост всех нас располагает к труду и сеянию (добра); он не отталкивает от себя ни женщин, ни стариков, ни юношей, ни даже малых детей, но всем открывает двери, всех принимает, чтобы всех спасти, как ниневитян (42,924). Смысл поста в том, чтобы приготовленное для тебя съел бедный вместо тебя (42,932).

СУББОТА. Мф. Зач. 82. (20,29–34) О ЗРЕНИИ И БОГОВИДЕНИИ
Испроси себе хранителя оку твоему, чтобы не смотрело оно на возбуждающее к вожделению и не придавало похоти сердцу, и чтобы сердце не разлучалось с Царством (25,349). Управляй своим глазом, чтобы когда-нибудь чрез зрение не вторглись в тебя стремительные волны вожделения (4,190). Многих смертей входом делается часто глаз; видит он раздраженного и сам раздражается к той же страсти, или видит благоденствующего не по достоинству, воспламеняется завистью, или видит горделивого и впадает в ненависть, или видит какое-либо доброцветное вещество, красивое расположение лица и всецело поползается в вожделение нравящегося (14,461). Храни очи твои, и сердце твое не узрит зла (31,95). Не дозволяй глазам своим крутиться туда и сюда и не всматривайся в чужую красоту, чтобы с помощью глаз твоих не низложил тебя противник твой (22,161). Если не воздержишься от скитания очей, то не проложишь прямых стезей целомудрия (22,155). Кто обуздывает очи свои, тот сделается легким, а у кого взор блуждает, тот возложит на себя бремя (22,167). Кто взор очей своих постоянно хранил чистым и целомудренным, тот узрит наивысшую красоту рая (26,386). Глаз для того создан, чтобы мы, видя им творения Божий, прославляли их Создателя (35,205). Не для того Бог создал тебе глаза, чтобы ты делал их оружием прелюбодеяния, но для того, чтобы, взирая на Его творения, благоговел перед Творцом (38,193). Кто все свои душевные силы очистил от всякого зла, для того, смело говорю, становится ясно Единое по естеству прекрасное, Которое есть причина всякой красоты и блага. Ибо как чистый от гноя глаз ясно видит все, что находится на небе, так и душа чрез нерастление получает способность созерцать оный свет; истинное девство и стремление к нерастленности ведут к тому, что при помощи их можно было бы видеть Бога (20,340). Если хочешь видеть святого, освяти самого себя (42,942). Из тех, которые самоохотно взяли на себя крест Господень и потекли тесным путем, готовы будучи и душу свою погубить за живот вечный; из этих многие видели Бога и прежде, и теперь, как думаю, многие видят Его, и всякий может увидеть, если возжелает сего и устремится к сему как должно (58,340). Видят ли Бога праведные, когда делают добро? Когда приемлешь странников ради Христа, тогда видишь Христа; когда ради Него упокоеваешь немощных, тогда же видишь Его; когда что бы то ни было делаешь ради Него, тогда Он у тебя перед глазами, и ты созерцаешь Бога. Сказано: Бог любы есть (1Ин. 4,8). Если имеешь любовь, – видишь, Кого имеешь в себе. Как же ты видишь? Слушай опять: радуешься ты, делая добро; услаждаешься, творя дела любви, веселишься, исполняя послушание. Итак, любовь есть радость и веселие; она содействует тебе в добрых делах; ты видишь Бога, содействующего тебе, ибо всякий знает того, кто одно с ним делает доброе дело. Любовь невидима плотским очам… но она видима очам духовным. Радуясь и веселясь о сделанных тобою добрых делах, видишь ты Бога и не отрицайся, что видишь Бога. Ужели потому, что не видишь целомудрия, не усматриваешь его в делах? Так, хотя и не видишь Бога чувственными очами, однако же видишь Его в любви. Ибо всякий, кто делает добро, радуется (24,165). Если даже плотскими очами мы и не можем видеть (Господа), но, при условии воздержанной жизни, мы можем непрестанно созерцать Его очами мысли и не только созерцать Его очами мысли, но собрать оттуда великий плод, потому что самое размышление о Боге является устранением всякого греха, очищением всякого лукавства, отчуждением от всякого зла. Такое созерцание является творческим началом всякой добродетели, родительницей чистоты и бесстрастия, дарователем Вечной Жизни и нескончаемого Царствия. Имея попечение о таковом созерцании сладостном и устремляя мысленный взор на как бы присутствующего с нами Христа, каждый из нас говорит, как говорил Давид: «Аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое; аще востанет на мя брань, на Него аз уповаю» (Пс. 26, 3) (60,234).

НЕДЕЛЯ 12-я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ. Мф. Зач. 79. (19,16–26) О БОГАТСТВЕ И ЛЮБОСТЯЖАНИИ
Горе богатым, если, имея возможность утешать бедных, силу богатства не употребили на то, для чего получили его (2,70). Богатства земные недолго повеселят тебя, потом утекут и исчезнут, но у тебя потребуют строгого отчета в этом (4,78). Желаю тебе, чтобы ты богател одним Богом, а целый мир почитал всегда наравне с паутинными тканями (4,361). Если богатство у себя имеешь, то собирай себе сокровище на небесах благотворительностью (24,87). Не сопровождает человека имущество его в час смерти, отходит и исчезает при дверях гроба (25,389). Богатство, которое любим мы, остается позади, а неправда предваряет нас у гроба. Блаженны вы, победители, мужественно воспротивившиеся ей (25,217). Не веселись при богатстве, потому что заботы о нем всего чаще и против воли отлучают человека от Бога (45,247). Кто занят богатством, тот есть раб не только богатства, но и славы, и почестей настоящей жизни, и всего вообще житейского (32,369). Кто владеет богатством, тому нелегко вырваться из оков его: такое множество недугов… то есть страстей, которые как бы густое и темное облако заграждают взоры ума, не попускают взирать на небо, но заставляют преклоняться вниз и смотреть в землю (32,489). Бог попустил тебе иметь больше других не для того, чтобы ты тратил на блудодеяния, пьянство, пресыщение и другие предметы роскоши, но для того, чтобы ты уделял нуждающимся (32,805). Заботящийся только об украшении своего дома, богатый только внешними благами, нерадит о внутренних благах и не обращает внимания на то, что душа его пуста, нечиста и покрыта паутиной. Но если, презрев внешнее, они всю свою заботливость обратят на душу свою и будут украшать ее со всех сторон, душа таких людей сделается жилищем Христовым (33,36). Не будем почитать богатство великим благом: великое благо – не деньги нажить, но стяжать страх Божий и благочестие (33,38). Трать богатство на нужное, когда имеешь его, чтобы, когда лишишься, иметь себе двоякую пользу – уготованную тебе награду за прекрасную трату и происходящее от призрения (бедных) любомудрие… (33,698). Богатство – это раб неблагодарный, неутомимый человекоубийца, неукротимый зверь, скала обрывистая со всех сторон, подводный камень, непрерывно обуреваемый волнами, море, вздымаемое бесчисленными ветрами, свирепый тиран, властелин… враг непримиримый, неприятель неутомимый, не прекращающий никогда своей вражды к тем, которые владеют им (34,431). Разве человеколюбивый Господь для того дал тебе много, чтобы ты данное тебе употребил только в свою пользу? Нет, не для этого, но для того, чтобы, по апостольскому увещанию, твой избыток восполнял недостатки других (2Кор. 8, 14) (35,186). Как огонь, нашедши горючее вещество, производит сильнейшее пламя, так и юность, получив много денег, возжигает такое пламя, что вся душа юности воспламеняется (35,637). Отсюда рождаются роскошь, неуместные удовольствия и бесчисленное множество зол (35,713). Богатство для невнимательных служит средством к порокам (36,46). Пусть никто не гоняется за обилием богатства, отсюда происходит много зол для невнимательных: гордость, леность, зависть, тщеславие и другие гораздо большие (36,133). Раб Христов не будет рабом богатства, но его властелином (38,98). Кто рабствует богатству, тот и здесь, и там (по смерти) будет в узах, а не имеющий этой страсти и здесь, и там будет свободен… (38,129). Подобно тому как, видя узника, у которого и шея, и руки, а часто и ноги в железах, почитаешь его крайне несчастным, так и видя богатство… не называй его счастливым, но за то самое и считай его злополучным. В самом деле, кроме того, что он в узах, при нем находится еще жестокий страж темничный – злое любостяжание, которое не позволяет ему выйти из темницы, но приуготовляет для него тысячи новых оков, темниц, дверей и затворов и, ввергнув его во внутреннюю темницу, еще заставляет его услаждаться своими узами, так что он не может даже найти и надежды освободиться от зол, его угнетающих. И если ты проникнешь во внутренность его души, то увидишь ее не только связанною, но и крайне безобразною, оскверненною и наполненную червями (38,147). Если Господь не пощадил для нас Самого Себя, то чего будем достойны мы, когда, дорожа богатством, не щадим души своей, за которую Он (умер) (38,521). Любовь к богатству превратила и ниспровергла все, истребила истинный страх Божий: как тиран разрушает крепость, так и она ниспровергла души людей (38,616). Приращение богатства более и более возжигает пламя страсти и делает богачей беднее прежнего… (38,645). Как же можно спастись богатому? Все стяжание свое делая общим для нуждающихся… изгоняя из души пристрастие к большему и ни в каком случае не преступая пределов необходимого (38,751).

Некоторый человек был очень милосердный и всю свою жизнь творил милостыню. По смерти же его было о нем такое видение: стоял он у реки огненной, через которую не мог перейти в места райские. И вот внезапно собралось множество нищих и стали они ложиться один возле другого так, что по ним, как по мосту, он перешел пламенную реку. «Можно было бы ему, – говорил преподобный Пафнутий Боровский, – перенесенным быть на руках ангельских. Но Господь устроил для него сей чудный мост ради его нищелюбия» (85,244).

Выписки из творений святых отцов. Седмица 12-я по Пятидесятнице

 
Комментарии
Всего комментариев: 2
2022/09/01, 04:37:48
СПАСИ ГОСПОДИ!
Галина
2022/08/30, 04:38:09
Спаси нас Боже.
андрей
Добавить комментарий:
Имя:
* Сообщение [ T ]:
 
   * Перепишите цифры с картинки
 
Подписка на новости и обновления
* Ваше имя:
* Ваш email:
Православный календарь
© Vinchi Group
1998-2024


Оформление и
программирование
Ильи
Бог Есть Любовь и только Любовь

Страница сформирована за 0.019106149673462 сек.