21/07/2022 13:51:44
 |
Сегодня Святая Церковь торжественно празднует явление иконы Божией Матери во граде Казани. Это событие произошло в 1579 году и утвердило православную веру среди волжских народов на всей златоордынской земле, будущем востоке Русского государства.
Икона, обретенная девочкой Матроной, вскоре стала всенародной святыней, знамением Небесного покрова Божией Матери, явленного всей Русской земле. Благодарная память нашего народа хранит бесчисленные случаи милостивого участия Пречистой Владычицы в исторических судьбах Родины.
 Для Серафимо-Дивеевского монастыря нынешний праздник особый, поскольку из истории известно об особом покровительстве Пресвятой Богородицы нашей обители через Ее Казанский образ. Дивеевская первоначальница преподобная Александра на месте явления ей Божией Матери в селе Дивееве выстроила именно Казанскую церковь и привезла из Казани точный список с чудотворной иконы. И возрождение церковной жизни в Дивееве тоже связано с этим святым образом: после безбожных гонений первым в 1988 году был открыт и освящен маленький Казанский деревянный храм на окраине села, около Казанского источника.
Накануне праздника в Серафимо-Дивеевском монастыре состоялись малые вечерни с акафистом в Казанских храмах – на источнике и в монастыре, затем – всенощные бдения в Троицком и Казанском соборах. В Казанском соборе богослужения совершил епископ Сормовский Иннокентий, викарий Нижегородской епархии. В сам день праздника Божественная литургия совершилась на пяти престолах, одна из них – архиерейским чином. В Троицком соборе праздничные богослужения – акафист у честных мощей преподобного Серафима Саровского и позднюю Божественную литургию – возглавил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий. Его Высокопреосвященству сослужил епископ Сормовский Иннокентий.
На запричастном стихе клирик Серафимо-Дивеевского монастыря иерей Алексий Курносов разъяснил духовный смысл сегодняшних евангельских отрывков, которые читаются на всех Богородичных праздниках. В первом из них апостол и евангелист Лука повествует о том, как однажды Господь пришел к Своему другу Лазарю, у которого были две сестры Марфа и Мария. Это семейство считало Господа своим Учителем, поэтому посещение их дома столь высоким Гостем предполагало и соответствующее приготовление к встрече. Как только Христос появился у них, Марфа тотчас начала заботиться об угощении. Мария же, напротив, не отходила от Него ни на минуту, внимая Его спасительным речам; она выбрала «благую часть», как позже сказал об этом Спаситель. Заботясь о своей душе, Мария жадно вслушивалась в каждое слово Христа, боясь пропустить драгоценный тайный смысл сказанного своим Божественным Учителем.
 Особое внимание проповедник уделил толкованию второго евангельского отрывка, сугубо посвященного Пресвятой Богородице. «Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк. 11, 27–28). Отец Алексий отметил, что эти зачала настолько часто читаются на литургии, что их духовная глубина и значимость нами уже и не замечаются. Господь свидетельствует, что Пресвятая Богородица – истинный пример слышания и исполнения Божественных слов, с самого рождения Она внимала Божественному Писанию и следовала ему.
Через этот отрывок Господь обращается и к каждому из нас и призывает слушать Его спасительные слова и стремиться их исполнить. В этом и состоит цель, ради которой мы приходим в храм. «Важно, – подчеркнул батюшка, – нести услышанное нами благовестие в свои дома и на деле показывать ближним, что значит быть настоящим христианином, тогда и мы будем блаженны, как сказал о том сегодня Спаситель».
По окончании Божественной литургии состоялся праздничный крестный ход по святой Канавке, который возглавил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий.
По совершении крестного хода его участники вернулись в Троицкий собор, и здесь настоятельница Серафимо-Дивеевского монастыря игумения Сергия от лица всей монастырской семьи поблагодарила митрополита Георгия и епископа Иннокентия за украшение престольного праздника архиерейским служением, преподнесла им просфоры и копии старинной Казанской иконы Царицы Небесной дивеевского письма, которую хранили сестры, будучи в изгнании, после закрытия обители. Сейчас этот образ пребывает в Казанском соборе монастыря.
 Игумения Сергия напомнила, что в старом Дивееве Казанский храм хоть и не принадлежал обители, но все же батюшка Серафим не разрешал называть его приходским и говорил, что он станет монастырским и подобным Иерусалимскому храму своим величием и красотой. «Тому мы сейчас и являемся свидетелями, – сказала матушка. – Из пятипрестольного на наших глазах храм стал тринадцатипрестольным».
Глава Нижегородской епархии поздравил всех молящихся с днем обретения Казанского образа Пресвятой Богородицы. «Некогда Казанская икона Богородицы была обретена в Казани, но так устроила Царица Небесная, что этот честной образ стал не только местночтимым покровителем города Казани, но и всей Русской земли. В тяжелую лютую годину наш народ притекал к этому образу, источающему благодать, которой наше Отечество сохранялось и утверждалось», – сказал Высокопреосвященнейший Владыка.
Владыка Георгий отметил, что Дивеевская обитель находится под особым покровом Пресвятой Богородицы через Свою Казанскую икону: в XVIII столетии. То место, где произошло явление Пресвятой Богородицы преподобной Александре, было отмечено строительством Казанской церкви.
Свое святительское слово владыка Георгий заключил восклицанием к Пресвятой Богородице, которое в нынешний день благодарные верующие сердца воссылают Ей по всей Русской земле: «Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Заступница рода христианского». |