Дивное Дивеево

Вся история девеевской обители

Кондак 1 Избранный угодниче Христов и дивный благочестия подвижниче, веры Православныя поборниче, от безбожников даже смерти пострадавый, песньми духовными велегласно возхваляем тя, святителю отче ...
На главную Новости Святитель Астерий Амасийский. Беседа против корыстолюбия.
Святитель Астерий Амасийский. Беседа против корыстолюбия.
05/07/2022 17:00:11
Святитель Астерий Амасийский.


Астерий, епископ Амасии (в Понте), был современником св. Иоанна Златоуста и несомненно стоял под обаятельным влиянием этого знаменитейшаго церковнаго витии. Получивши научное образование в Антиохии, где он изучал главным образом науки словесныя и правоведение, Астерий избрал сначала адвокатскую карьеру, но скоро оставил ее и посвятил себя на служение Церкви. Кафедру епископа Амасийскаго занял он после Евлалия, изгнаннаго при Валенте арианами, и во все время продолжительнаго пастырскаго служения (сконч. в первых годах V в.) не переставал заниматься исправлением нравов, испорченных арианством. – Причисляемый к отцам Церкви патриархами Никифором и Фотием, и собором вселенским (II-м Никейским, Act. 4. с. 14; Act. 6 et 8), Астерий Амасийский, – котораго Фотий называет «блистательною звездой, просвещавшею все сердца своим светом» (Phot., Bibl., cod. 271), – по справедливости может занять весьма почетное место между древними церковными проповедниками. В числе восточных святых, не имеющихся в месяцесловах греко-русския церкви, Астерий помечен у преосв. Сергия 30 окт. (полный месяцеслов, т. 2, прил. 2, стр. 49 и 213). В разных изданиях с именем Астерия является не одинаковое количество произведений, но действительно ему принадлежащими и сохранившимися до нас в полном виде следует признать 21 проповедь («Migne», Curs. compl. Patrol., ser. gr., t. XL, col. 163–478).

Мужи христиане и причастники небеснаго звания! (ср. Евр. 3, 1) вы, народ деревенский, и все, которые, вышедши из городов, единодушно стеклись к настоящему празднику (всех вас вообще и имею в виду в проповеди)! каждый ли из вас положил в уме заботу, – сознал ли и вникнул ли, для чего мы собрались? По какой причине почитаются мученики и сооружением прекрасных храмов и ежегодными этими собраниями? и какую цель имея в виду, отцы наши установили то, что видим мы теперь, и оставили прочный закон (касательно этого) для потомков? He ясно ли и для немного напрягающаго мысль, что это завещано нам ревностию о благочестии; и торжественныя собрания собираются, как общия училища душ, дабы, чтя мучеников, мы подражали их мужественному подвигу за благочестие, – дабы, подклонив ухо к собирающимся (по этому поводу) учителям, мы научились чему-нибудь полезному, чего перед тем не понимали, – обоснованию ли догмата, разрешению ли недоумения в Писании, или же какому-нибудь доводу, улучшающему состояние нравов. А вы, мне кажется, оставивши попечение о добродетели и забывши ревность о душе, всю свою заботу обратили к мусору мамоны и к занятию торговыми делами: одни сами занимаяс ценою, другие – зевая на чужое и осведомляясь у соперников по товарам, с целию сбить друг у друга цену. Но перенесите лучше это старание на Церковь: оставьте сребролюбие торгашеское, неистовое. Отвергните его, как непристойную блудницу, которая улыбается толпе, щеголяет изысканными материями и цветами от продавца прикрас. Возлюбите ту (Церковь) божественную, целомудренную и благопристойно одетую, почтенно и не легкомысленно смотрящую. Ибо так и Соломон в книге Притчей говорит: «не оставляй ея, и она будет охранять тебя; люби ее, и она будет оберегать тебя» (Прит. 4, 6). He отнесись с пренебрежением и не сочти не стоющим внимания того, что нами предлагается на этой трапезе потому, что это можно приобресть тебе даром. Но тем более возжелай этого, что мы не сидим подобно мелочным торговцам с безменом или весами: одной прибыли мы ищем – спасения ученика.

Была прочитана нам из Деяний речь Павла к Фесту и Агриппе (Деян. 25, 8 и след.; Деян.26, 2 и след.), Павла, вернаго апостола и мудраго оратора. Ты видел во всяком случае, слушатель, если обратил внимание, – как он и истину не выдает из опасения и, соединивши уважение к Агриппе с дерзновением, располагает суровое судилище к благосклонности, как бы зверей каких укрощая уменьем владеть словом. Пророчествовал сегодня и Захария, приоткрывая дверь великих для нас тайн Единороднаго, – под образом камня, имеющаго семь взирающих очей (Зах. 3, 9), и под образом золотаго светильника, на котором семь лампад и два ствола масличные (Зах. 4,2–3). Много и еще есть мест в Писании, имеющих богатое сокровище пользы, на которых всех я остановился бы, и показал бы вам изобилие (угощений) духовнаго праздника. Но меня побуждает к уплате долга обещание предъидущаго дня. Ибо мы начали (вчера) многими обвинениями порицать корыстолюбие, но не успев (вполне) обнаружить его суетность, отложили подтверждение обвинения до нынешняго дня2. Итак, послушайте и будьте справедливыми судьями истины; потому что не о ком другом, a o своем спасении произносите вы суд, и (посему) каждый из вас пусть подает все обвинительные голоса против подсудимаго (корыстолюбия), изгнавши его из собственной души, как бы из дома или города. Итак, корыстолюбие есть не только пристрастие к деньгам вместе с другими стяжаниями и желание к наличному присоединить неимеющееся; но общее говоря, (оно есть) желание во всяком деле иметь более должнаго и принадлежащаго. Этим именно грехом первый заразился диавол, бывший архангелом и назначенный к прекраснейшей жизни и положению (чину), но в безразсудстве замысливший господство и возстание против Божества. Вследствие того низвергнутый и ниспавший в этот воздух, окружающий землю, он (сделался) дурным соседом нашей жизни. Таким образом он не овладел тем, к чему стремился, – божественностью, – и утратил то, чем владел, – архангельское достоинство: – раб неверный, вследствие дерзости скоро обратившийся в разбойника, – собака греческой басни, и мяса лишившаяся, и не поймавшая тени (ибо как это возможно?), – вещи недостижимой.

После него первый человек, прельщенный наслаждением, утратил безсмертие (чрез вкушение) запрещенной снеди (Быт. 3, 1 и след.), как впоследствии Исав – права первородства через чечевичную похлебку (Быт. 25, 29 и след.). И языки эти и многоразличныя наречия человеческия ввела в жизнь любовь к бо́льшему. Ибо пресыщенные доступным человеку довольством, вообразив, что и небо будет для них достижимо, и смеха достойную башню для восхождения на него тщетно построяя, – сделали людей, говоривших одним языком, разноязычными: домогаясь бо́льшаго, чем сколько имели, они и сами потерпели смешение (языков), и роду человеческому оставили труд в слушании незнакомых звуков и отыскивании объяснений (их) (Быт. 11, 1 и след.).

А Фараон? почему он подпал различным и разнообразным казням (Исход, гл. 8–14)? Не вследствие ли корыстолюбия и желания быть владыкою народа чуждаго и никоим образом к его царству не принадлежавшаго? И за то, чужих не отпустивши, он погубил своих – частию во время избиения первенцев, частию во время преследования по морю. He говорю уже о реках, текших кровью, о неимоверном размножении жаб, о гибели от саранчи, о высыпании прыщей на коже, о смерти четвероногих и вообще – о всяком бедствии, на какое осужден был Египет вследствие корыстолюбия своего начальника. – Затем в другом случае я вижу последствием греха сплошную проказу, покрывшую корыстолюбца. Вспомни со мною, если кто любознателен и имеет желание слышать о славных деяниях Елисея, – как, с одной стороны, сириянин Нееман очистился от проказы, омывшись во Иордане (4Цар. 5, 14 и след., Лук. 4, 27), и как, с другой стороны, болезнь перешла на Гиезия, молодаго слугу, юношу корыстолюбиваго и немудраго, продавшаго духовное дарование и безмездное врачевание учителя. – Отчего сделался отцеубийцею Авессалом, от кроткаго отца юноша пылкий и дерзкий? He оттого ли, что преждевременно искал наследования царства, набросившись на чужое, как хищник? А Иуду, затем, что исключило из списка учеников и сделало предателем вместо апостола? – не легкомысленное ли сначала распоряжение казнохранилищем, а затем – стяжание безчестной платы (Иоан. 12, 6)? Ананию и Сапфиру почему представляют трагически Деяния Апостольския (Деян. 5, 1 и след.)? – не потому ли, что они сделались похитителями своего и святотатцами собственных приношений? Мне мало будет пожалуй и дня для перечисления рабов корыстолюбия. Оставив древнюю историю, разсмотрим опыт ежедневной жизни, – какого рода зверя знает он в корыстолюбии, и как трудно освободиться от него тем, кого он захватит: он всегда в силе и не ослабевает, стареет только вместе с тем, кого взял в плен, и до конца не отступает.

Сладострастный и любитель тел, какъ-бы долго ни разжизался похотями, находит все-таки конец этой болезни, когда или сам придет в престарелый возраст, или предмет вожделения увидит обветшавшим и потерявшим цвет свой. Обжора сам уклоняется от наслаждения, когда или пресыщение последовало, или пищеварительные органы ослабели и прекратили напряженную деятельност. Честолюбец, почванившись многими отличиями, перестает выставлять (их) на показ. Болезнь же корыстолюбия есть зло, от котораго трудно отделаться. И как плющ, – растение постоянно зеленеюшее и покрытое листьями, – поднимаясь на сучья дерев, крепко обвивается около стволов, за которые уцепится, и не отстает от них, ни когда они заболеют, ни когда засохнут, – разве только кто-нибудь перерубит у него, как у дракона, кольца железным орудием; – так и душу корыстолюбца не легко освободить, – будет ли он молодым по телу или увядшим, – если только не придет какое-нибудь здравое размышление и не посечет, подобно мечу, болезнь.

Для домашних корыстолюбец неприятен, для слуг жесток, для друзей безполезен, для посторонних несносен, для соседей безпокоен, для жены тяжелый сожитель, – скупой и мелочно-разсчетливый кормилец детей, дурной распорядитель собою, ночью опаслив, днем сосредоточен, разговаривает сам с собою подобно вышедшим из себя или помешанным; во всем имеет избыток, и воздыхает как нуждающийся: не наслаждается предлежащим, а стремится к неимеющемуся; не пользуется своим, а направляет взоры на чужое. Из множества овец состоит стадо его, до тесноты наполняющее стойла, в коих оно запирается, и сплошь покрывающее равнины, на которых оно пасется. Но если увидит он тучную овцу соседа, то, оставив свое стадо, к одной этой и чужой прилепляется желанием. Так и относительно волов, таким же образом и относительно коней, не иначе и в отношении к земле. Все в преизбытке находится в его доме и ничего в употреблении. Ибо испытывать наслаждение не способен ненасытный; но дом его похож на гроб. Ибо вот гробы часто наполнены серебром и золотом, но нет пользующихся этими материалами: тело не питается, для души в этом нет прибыли, так как из десницы не раздается обильно милостыня. Какой же конец этой тяготы? – пусть научит меня кто-нибудь из подвергавшихся прежде этой болезни. А я знаю многих, на опыте убедившись, что и во время болезней они любят деньги больше здоровья. Если врач посоветует способ лечения при помощи какого-нибудь дешеваго вещества, въ-роде петрушки, или тимьяна, или аниса, приобретение которых ничего не стоит, – они охотно слушаются совета; если же будет упомянуто о какомъ-нибудь лекарстве из разнородных и многосоставных и будет велено идти к аптекарю или в лавку благовонных товаров, то они скорее испустят дух, чем развяжут кошелек. Ибо земными будучи по образу мыслей, они считают жизнью стяжание земных вещей.

Их очень печалит даже общественное благополучие, и наоборот – радуют бедствия. Они желают, чтобы воспоследовали приказы о невыносимых податях, дабы им умножить свои деньги процентами. Желают видеть угнетаемых ростовщиками, чтобы приобресть поле, или утварь домашнюю, или скот, что по нужде бросается за безценок. Постоянно взирают они и на небо подобно философам, изучающим небесныя явления, изследуя не закон какой-либо звезды и наблюдая не за тем, в каком созвездии находится известная планета; а любопытствуя на счет состояния воздуха, предвещают ли видимые признаки обильное излияние дождей, или же засуху. И если заметят, что готовится что-нибудь тягостное для большинства, радуются чужому бедствию. Все собирают они в свои амбары, крепко запечатывая их и запирая двойными запорами; постоянно заняты они разсчетами и выкладками. Но в то время, как корыстолюбец лелеет подобную надежду, и пока как бы во сне он богатест в мечтах своего воображения, – если найдет густое облако, он испытывает страх, как бы грозила ему опасность. Если капли оросят землю, он начинает тайно плакать; а если пойдет дождь, достаточный для прекращения засухи, дело – уж совсем грусть. А затем он всюду расхаживает, наведываясь вместе с всеми о хлебе, как будто бы подвергался опасности его сын, – нет ли какого средства, нет ли какого способа, чтобы его хватило на долгое время, чтобы он уцелел от порчи червями. И если почувствует дуновение знойнаго ветра, то, – подобно тому, как врачи разслабленных3, – разложив его, разминает и просушивает, терпеливо сидит при нем, придумывает покров на время полуденное, а ночью снимает покрывала, чтобы его продувало ночными ветерками.

В то время, как он мучится над этим, приступает бедняк, выпрашивая хлеба, которому грозит опасность (испортиться), – и он не дает; a если и дает, то скупо и с замиранием сердечным уделяет, сильно дорожа хлебом. Но не мучь себя и не отягощай себя чрезмерно, ты (корыстолюбец), – умоляю тебя. Ведь жалости достоин даже и тот роскошествующий корыстолюбец, который ограничивает жизнь чревом и прочими удовольствиями, в этом полагая цель человечности (человеческаго достоинства); но мелочный и скряга и меры не имеет своему несчастию, потому что захватывает принадлежащее многим и не дает себе самому, обращая таким образом в ничто плоды своих усилий. Кто ведь не знает, что ничто из бывающаго, кроме добродетелей, не существует само для себя, но мы делаем одно с целию достигнуть другаго. Ни один пловец не пускается в море ради только самаго плавания, и ни один земледелец не предается трудам изъ-за самого земледелия; но очевидно оба переносят неудобства, – один с целию добыть приплод от земли, другой – богатство от морской торговли. Ты же скажи, какая твоя цель? чтобы собирать? и что же это за цель – смотреть, собрав груды не нужнаго (для тебя) богатства? Веселит, говоришь, меня и самое зрелище. Но в таком случае иначе помоги своей болезни; так как можно и на чужом имуществе успокоить свое желание. Если радует тебя блеск серебра, то присевши к среброплавильщикам, любуйся на яркий и сверкающий блеск его; или, обходя рынки, услаждайся разнообразными сосудами, блюдами и кувшинами: это даровое и невозбранное для тебя зрелище. Посмотри и на менял, которые безпрестанно пошевеливают на столах и считают монеты. А лучше всего, убедившись добрым советом, перемени свое мнение. Ведь исправление легко, так как корыстолюбие не есть необходимость природы, а стремление свободной воли, которое не трудно изменить тем, кто размышляет о полезном.

Углубись мыслию во время последующее, когда тебя не будет, когда небольшой клочек земли заключит твое мертвое и безчувственное тело, и доска в несколько пядей сокроет твои останки. Где тогда богатство и скопленныя сокровища? Кто наследник оставшагося (имущества)? Совсем ведь не тот будет преемником, кого ты ожидаешь. Если детей оставляешь, они – быть может – будут грубо обижены, и подобный тебе корыстолюбец выгонит их плачущих из дома родительскаго. Если же, будучи бездетным, ты передашь наследство кому-нибудь из друзей, – не полагайся на свое завещание, как на нерушимый закон, как на дело безпрекословное и прочное. He много нужно старания, чтобы сделать эту запись не имеющею значения. Или ты не видишь, как люди постоянно тяжутся в судах изъ-за завещаний, и как – с целию опровергнуть эти последния разными способами – выставляют своими защитниками искусных в законах, прибегают к помощи ловких ораторов, содержат лжесвидетелей, подкупают суды? А посему из того, что видишь ты при жизни, научись и относительно имеющаго быть после тебя. Если ты имеешь праведное богатство, употребляй его с пользою, как блаженный Иов; если же неправедное возврати его, как пленника с войны, обиженным владельцам – или в таком количестве, в каком ты захватил, или – с лихвою, по примеру Закхея. Если нет у тебя (богатства), и не приобретай дурным способом. Ведь тебя, когда ты пойдешь неизбежным путем (смерти), будет сопровождать горький запас – грех; наслаждение же стяжаниями (твоими) достанется тем, кого ты и не знаешь. И тогда удивишься ты словам Давида: (человек) «собирает и не знает, кому достанется то» (Псал. 38, 7). Поймешь и богача, противополагаемаго Лазарю, о котором только что было читано нам из Евангелий, – не басню, составленную для устрашения, a точно переданный образ будущаго.

Виссон сгнил, царство передано другому, роскошества миновали, а грех от них отправился вместе, как тень, следующая за идущим телом. И потому, после пышных попоек и роскошнаго стола, (богач) домогается капли воды, каплющей с покрытаго проказою пальца, и призывает в целители мучения бедняка, который – быть может – и рук не имел, когда валялся у ворот, ибо иначе он отогнал бы собак, лизавших (его) раны. Сильно желает (богач) соединиться с Лазарем, котораго видит на противоположной стороне, но посредине он отделен ямою или пропастью, – не так, чтобы на самом деле было выкопано какое-нибудь углубление и сделан был ров, как в военных лагерях можно видеть промежуточныя боевыя сооружения, но – по моему мнению – речь идет здесь о препятствии греховном, которое заграждает для осужденнаго переход к праведнику. И Исаия пророк подтверждает мое толкование, жестоко нападая на народ безразсудный и говоря: «рука Господа не сократилась на то, чтобы спасать, и ухо Его не отяжелело для того, чтобы слышать; но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим» (Ис. 59, 1–2). Если же свойство грехов таково, что они отделяют от Бога, то ничего не может быть греховнее корыстолюбия, которое и по неложному глаголу Павла, провозвестника истины, именуется идолослужением и корнем и матерью всех зол (Ефес. 5, 5; 1Тим. 6, 10). Изъ-за чего, в самом деле, некогда бывшие причастниками звания христианскаго и общниками таинств увлеклись к служению демонскому? He вследствие ли страсти к многостяжанию и желанию быть обладателями чужаго? Получивши обещание от безбожных и нечестивых или на счет начальнической жизни, или относительно обогащения из государственнаго казначейства, – они скоро переменили религию, как одежду. Память и молва нашего времени сохранили и сообщили нам о подобных событиях времен древнейших; но кое-что показала нам на опыте и современная жизнь. Ибо когда известный царь4, сразу сбросив личину христианина, обнаружил смеха достойное поведение, которое в течение долгаго времени притворно скрывал, – и сам стал безстыдно приносить жертвы демонам, и другим желающим делать это предоставлял большия почести, – то сколько людей, оставив Церковь, побежали к (идольским) жертвенникам? сколько, приняв в себя эту приманку государственных почестей, попались вместе с ним на удочку отступничества? Заклейменные позором они бродят по городам, пользуясь общею ненавистью; это – теже отъявленные предатели Христа за малыя деньги, – исключенные из списка христиан, как Иуда – из апостолов, – отмеченные прозванием отступника, как лошади – клеймом, – единственно по увлечению попавшие в самый гнусный круговорот всяких грехов, и тотчас последовавшие за тайноводителем сквернаго и преступнаго нечестия.

Так именно, согласно Апостолу, корыстолюбие становится вместе с тем и идолослужением и бывает корнем всех зол, пораждая из себя безчисленные пороки. И как искатели золота в недрах земли утверждают, что золотоносная земля в самом первоисточнике и главнейшем месторождении лежит кучами, и отсюда уже как бы жилы какия проходят туда и сюда на далекое разстояние и растягиваются, разветвляясь подобно корням дерев, исходящим из (одного) ствола; так и здесь, видя многия отрасли, я нахожу, что все оне связаны одним корнем корыстолюбия. И подлинно не неудачный пример нашло слово наше для корыстолюбия в золоте. Затем я вижу отцеубийцу, дерзко посягающаго на голову родителя, и не стыдящагося ни седин, ни отеческаго достоинства, но тяготящагося слишком долгою жизнию старца. Все видя в доме в изобилии и не имея власти над видимым, но страстно желая быть обладателем этого и преизбытка, он стесняется властию отца. Но сначала молчит и в глубине (души) таит болезнь: со временем же, когда страсть усилилась и переполнила душу, он сразу изливает свою злобу, как воду из трубы. Тогда, наконец, он становится невыносимым для старца, едва не сводя его – здороваго и крепкаго во гроб: взойдет ли (старик) легко на коня, он выражает изумление, – поест ли как свойственно здоровому, он ропщет, разбудит ли слуг утром на работу, он досадует на бдительность и силу старика. А если подарит что-нибудь из сокровищ, или отпустит слугу из рабства, тогда уж он – и шут, и сумасшедший, и переживший свой век, и расточитель чужаго, и осыпается всяким вообще злословием, попрекаемый и за то, что не умирает скоро.

Это – твой плод, скверное корыстолюбие: от тебя получая возбуждение, сын становится врагом родителя. Ты наполняешь землю грабителями и убийцами, море – пиратами, города – мятежами, судилища – лжесвидетелями, доносчиками, предателями, стряпчими, судьями, склоняющимися в ту сторону, в какую ты повлечешь. Корыстолюбие – мать несправедливости, безжалостная, человеконенавистная, жесточайшая. Изъ-за него жизнь человеческая полна неравенства: между тем как одни чувствуют тошноту от пресыщения избытком стяжаний подобно тем, которые выплевывают невмещающуюся пищу, – другие, удрученные голодом и нуждой, подвергаются опасности. Одни возлежат под золочеными крышами и обитают в домах, похожих на маленькие городки, украшенных ваннами и чертогами разнообразными, и галлереями, простирающимися на далекое разстояние, и всевозможной роскошью. Другие не имеют кровли и из двух бревен: но так как под открытым небом все-же они не могут жить, то или прибегают к банным печам, или же – если встретят недружелюбный прием у банщиков – подобно свиньям разрывая навоз, добывают себе необходимую теплоту. И это равночестное живое существо – человек – имеет такое различие в образе жизни с своим однородным! He иное что, как именно корыстолюбие, вводит этот безпорядок и неравенство. Один лишен приличнаго вида от нагих членов; а другой кроме того, что имеет безчисленное количество одежд, еще и стены покрывает пурпуровыми покровами. Бедняк ощушает недостаток в деревянном столе, чтобы разрезать хлеб; a роскошествующий, широко раздвинув серебряный стол, услаждается блеском материала. А насколько было бы справедливее, чтобы этот последний угощался, насыщаяс всяким другим лакомством, стоимость же стола доставила бы пропитание неимущим? Иной старик, который не в силах даже ходить или изувечен какимъ-нибудь повреждением, не имеет осла, – необходимаго по нужде средства передвижения; а другой за множеством не знает и стад своих лошадей. Одному масла не достает, чтобы зажечь светильник, а другой по одним светильникам – богач. Один ложится на голой земле, а хвастающий суетными богатствами блещет украшением своей кровати, снабженной серебряными шарами и цепями вместо веревок. Таковы следствия ненасытнаго корыстолюбия. Еслибы оно не ввело в жизнь неравенства, не было бы этих несправедливых возвышений и принижений, и разнообразныя несчастия не делали бы нашу жизнь неприятною и плачевною.

По этой причине люди отвергли естественную любовь друг к другу, и точат меч, и собирают боевые ряды, и как звери какие вступают в битву друг с другом с великою свирепостью. А следующее за этим кто и разскажет? Сильныя укрепления ниспровергаются осадными орудиями, города берутся приступом, жены уводятся, дети порабощаются; страна опустошается и разграбляется; терпят нападение даже и деревья, подобно людям провинившимся; (происходит) большое избиение цветущих возрастом, и потоки крови текут от несчастных тел; богатство побежденных – награда для победителей. Ко всему этому – рыдания вдовства и слезы сирот, оплакивающих вместе и отцов и свободу. Недавний обладатель большаго богатства выпрашивает ломоть хлеба, протягивая правую руку. И имевший много рабовъ-ткачей и домá, полные одежд, – одетый в рубище исполняет должность слуги, нося воду для необходимых потребностей, выскребая навоз из конюшни и прислуживая при постыдных обязанностях. Безчисленное множество и других зол, которыя сразу и обнять невозможно. А всего этого началом, причиной и корнем – желание бо́льшаго, неправедная любовь к чужим имениям. Если-же бы кто-нибудь эту страсть людскую истребил, то ничто не препятствовало бы, чтобы в жизни водворился глубокий мир, войны и возмущения были изгнаны от людей, и все возвратились к естественной приязни и дружбе. Посему и Господь наш заботливо врачует эту болезнь своими увещаниями, то объявляя: «не можете служить Богу и мамоне» (Лук. 16, 13), то выставляя жалким богача того, имевшаго на следующий день умереть, a воображавшаго себе, что будет долго наслаждаться роскошью (Лук. 12, 20) – то, в другом месте, поучая, что совершен тот, кто предоставив нуждающимся все, что имеет (Матф. 19, 21), обратится добровольно к нестяжательному любомудрию, – матери и сожительнице добродетели.

Но, мне кажется, нужно послушать и молчащих (теперь), которые обыкновенно возражают против учителей следующим образом; как же мы будем добывать средства к жизни, если будет оставлено в пренебрежении стяжание имуществ? как будем удовлетворять потребностям? как будет уплачиваться долг? как и ссуда будет даваться просящему, если все мы будем бедняками по твоему увещанию? Неверующаго – это слово, неразумная речь – того, кто не ведает, что Владыкою мы имеем Бога, распорядителя жизни, доставляющаго созданному им живому существу что нужно для употребления – и необходимый достаток пищи, и потребную одежду. Ибо Промысл Божий объемлет собственных своих тварей, и богатящагося верою никогда еще не постигало несчастие бедности. Один пример из Священнаго Писания выставивши в доказательство сейчас сказаннаго, – я думаю – достаточное представлю свидетельство.

В Истории Царей описана некая женщина вдова, сильно тяготившаяся бедствием одиночества (4Цар. 4, 1 и след.). Осаждал ее заимодавец сребролюбивый и человеконенавистный, отнявший (у нея) в качестве залога детей, которых только и имела вместо всего мать. Когда же в безвыходное положение поставили ее неблагоприятныя обстоятельства, и никто из имевших золото не оказывал сострадания, пошла она к тому, кто имел человеколюбие и веру. Это был Елисей пророк, муж бедный земными вещами, но изобиловавший невещественным богатством, – мудрец из земледельцев, бездомный, не имевший своего очага, носивший одно только платье, – недавно, правда, получивший наследство, но наследство – из дешевой милоти и еще – невидимаго благословения, ниспосланнаго с огненной колесницы (4Цар. 2, 14). И он-то именно не отослал просительницу без удовлетворения, не отказал в помощи на том основании, что не было у него просимаго, и не сказал какихъ-нибудь малодушных и чуждых веры слов, как один из многих: откуда у меня деньги, чтобы заплатить (твой) долг? Но как превосходнейший врач, и при отсутствии лекарств, он нашел во вдохновенных мыслях врачевание для недуга и сказал: «что ест у тебя в доме, женщина» (4Цар. 4, 2)? Припомни, не осталось ли там хоть немного чего-нибуд; ведь никто не бывает настолько бедным, чтобы уж совсем ничем не владеть. Когда же она сказала, что есть глиняный сосуд и в нем небольшой остаток масла, то он сказал: приготовь мне множество сосудов. Она приготовила, a он при ея помощи наполнил их, и – долг был уплачен заимодавцу. И женщина отошла, нашедши исход из бедности: так как весьма малое количество масла, о существовании у нея котораго она сказала пророку, умножилось сверх ожидания, наполнило все приготовленные сосуды и тогда только перестало литься, когда уже не было сосуда для принятия его, так что дар был соразмерен с нуждою. По-истине масло это не было плодом растения, a было возращено Божиим милосердием. Это знание приобретайте, если можете, о вы, – от восхода солнца и до запада – цари, вельможи, богачи! Мудрецы мирской мудрости, стяжите дар пророка из земледельцев, – дар, который неотъемлемо оставался у получившаго его, тогда как приобретения вашего старания подвержены безчисленным опасностям утраты и от разбойников, подкапывающих стены, и от тиранновъ-грабителей, и от доносчиков злоумышленных, и от моря потопляющаго, и от земли, трескающейся разселинами. Но да будет надеждою и сокровищем для людей десница Божия, которая извела народ из Египта (Исх. гл. 14 и пр.), и в пустынной стране даровала изобилие благ, которая Аввакума представила к Даниилу (Дан. 14, 36), – которая спасла Измаила, исторгнутаго из объятий матерних (Быт. 21, 19), – которая помогала людям во все роды, – и которая, наконец, пять хлебов ячменных преисполнила как бы в огромную жатву (Иоан. 6, 9), дабы каждый хлеб наполнил желудки тысячи алкавших людей и сверх того – корзину остатков. – Богу нашему слава во веки веков. Аминь.

/Астерий Амасийский, св. Беседа против корыстолюбия / [Перевод с греческаго и примечания М.Д. Муретова]/

 
Комментарии
Всего комментариев: 2
2022/07/09, 08:46:27
СПАСИ БОГ!
Галина
2022/07/07, 11:49:24
Спаи нас Боже.
андрей
Добавить комментарий:
Имя:
* Сообщение [ T ]:
 
   * Перепишите цифры с картинки
 
Подписка на новости и обновления
* Ваше имя:
* Ваш email:
Православный календарь
© Vinchi Group
1998-2025


Оформление и
программирование
Ильи
Бог Есть Любовь и только Любовь

Страница сформирована за 0.028228044509888 сек.