Портал "Дивное Дивеево"

Страничка монастыря расположена здесь - www.4udel.nne.ru

Кондак 1 Избранный чудотворче и предивный угодниче Христов, скорый помощниче и молитвенниче наш, преподобне отче Серафиме! Величающе прославльшаго тя Господа, воспеваем ти похвальная. Ты же имеяй ...
На главную Новости Без вина и елея
Без вина и елея
28/11/2010 13:45:38

Малая Четыредесятница

Приучись быть воздержным в пище: воздержанием доставишь здравие и крепость телу,

а уму особенную бодрость, столько нужную в деле спасения…

 

Святитель Игнатий Брянчанинов

 

Рождественский пост — первый многодневный пост в церковном году*. Он начинается 28 (по старому стилю 15-го) ноября и длится сорок дней, по аналогии с Великим постом. Поэтому Рождественский пост часто называют малой Четыредесятницей, или Филипповым постом, так как накануне, 27 (14) ноября, празднуется память святого апостола Филиппа. В этот день обычно происходит заговенье, то есть последний раз перед постом разрешается вкушать скоромную пищу: мясо, молоко, яйца и продукты из них. По строгости Рождественский пост уступает Великому и Успенскому и приравнивается к Петрову посту (за исключением последних дней). Вообще Рождественский пост некоторыми своими особенностями похож на Святую Четыредесятницу. Например, в определенные дни по Уставу во время богослужения положены земные поклоны с молитвой преподобного Ефрема Сирина. Однако в настоящее время в приходской практике это не совершается.

 
Без вина и елея

Пост с рассудительностию — обширная обитель для всякого добра. А кто нерадит о посте, тот приводит в колебаниевсе доброе, потому что пост был заповедию, вначале данной нашему естеству в остережение при вкушении пищи, и нарушением поста пало начало нашего создания.

Преподобный Исаак Сирин

 

Наиболее строгое воздержание, «сухоядение», или питание без вареной пищи и, конечно, без масла, предписывается Уставом в понедельник, среду и пятницу на всем протяжении поста. Во вторник и четверг разрешается вино и елей (растительное масло). Рыбу можно вкушать по субботам и воскресеньям, а также в остальные дни недели, если случится великий двунадесятый праздник, великий праздник святого или престольный праздник храма.

Самое строгое воздержание за все сорок дней положено 6 января (24 декабря), в последний день поста. Этот день называется Рождественским сочельником. Такое название происходит от слова «сочиво», то есть каша из вареных зерен риса или пшеницы. Вкушать сочиво разрешается в канун праздника после Рождественской вечерни.

 
Кроме немощи плоти

Поститься должно благоразумно: наступающий пост

старайтесь проводить рассудительно, соображаясь с телесными силами.

Преподобный Амвросий Оптинский

 

У святых отцов можно нередко встретить предостережение от неразумного поста, от излишней строгости, которая может расстроить духовную жизнь и повредить здоровью. Например, преподобный Кассиан Римлянин пишет: «Крайности, как говорят святые отцы, с той и другой стороны равно вредны — и излишество поста и пресыщение чрева. Знаем мы некоторых, которые, не быв побеждены чревоугодием, низложены были безмерным постом и впали в ту же страсть чревоугодия по причине слабости, происшедшей от чрезмерного поста. Притом неумеренное воздержание вреднее пресыщения, потому что от последнего, в силу раскаяния, можно перейти к правильному действованию, а от первого нельзя. Общее правило умеренности воздержания состоит в том, чтобы каждый сообразно с силами, состоянием тела и возрастом столько пищи вкушал, сколько нужно для поддержания здоровья тела, а не сколько требует желание насыщения».

 

Многие люди, имеющие хронические заболевания, не могут поститься с той строгостью, которую предписывает Устав, а учитывая то, что даже относительно здоровых людей в наше время очень мало, получается, что большинство современных христиан нуждается в послаблениях. «Для больных, немощных и старых нет телесного поста, да и вреден он часто,— говорил игумен Никон (Воробьев).— Надо сделать ударение на душевный пост: воздержание зрения, слуха, языка, помыслов и прочее. Это будет истинный пост, полезный всем и всегда». Конечно, Рождественский пост не самый строгий, но и здесь нередко необходимы послабления, например, разрешение на молочные продукты. Но как определить для себя оптимальную меру поста? Конечно, посоветовавшись со священником, по благословению которого и возможны некоторые послабления.

 
Недели Святых праотец и Святых отец

Верою праотцы оправдал еси,  от язык теми предобручивый Церковь: хвалятся в славе святии, яко от семене их есть

Плод благославен, без семене Рождшая Тя. Тех молитвами, Христе Боже, помилуй нас.

 

Тропарь праотцем

В период Рождественского поста только два последних воскресенья освящаются особой памятью: о святых праотцах и отцах древности. В эти воскресные дни вспоминаются предки Спасителя по плоти и все вообще ветхозаветные праведники, ожидавшие Его Пришествия. Попытаемся разобраться, почему Церковь именно в Рождественский пост приводит нам пример ветхозаветных праведников.

 

После грехопадения Небеса оказались затворены для человека. Души умерших, даже праведников, нисходили в темницу (ад, шеол ), будучи связаны узами первородной порчи. Человечеству оставалось только с плачем и воздыханием ожидать обещанного еще Адаму Избавителя. Но потребовались многие и многие века, прежде чем Христос пришел на землю. Все это время Господь подготавливал человечество к Своему Пришествию: до Авраама — в лице праотцев, а после Авраама — в лице избранного народа Израильского.

 

Святые отцы и праотцы, живя напряженным ожиданием Спасителя, были лучшими представителями ветхозаветного человечества. В лице этих праведников, благодаря которым задолго до Рождества Христова люди стали готовиться к принятию Нового Завета, нового Царства любви и благодати, нам дан пример непоколебимой веры и стойкости в испытаниях. Поэтому в Рождественский пост, когда Церковь живет чаянием великого события — Рождества Христова, их подвиг веры и продолжительного ожидания ставится в назидание новозаветному человечеству.

 

Два тысячелетия назад Спаситель пришел в мир. И теперь ежегодно, очистив свои сердца за время поста молитвой и покаянием, мы переживаем те радостные события, когда сбылись пророчества, когда порабощенное грехом человечество, наконец, встретило Мессию, Который указал путь ко спасению, даровал Новый Завет, сокрушил ад и явил Воскресение.

http://www.eparhia-saratov.ru/i

 
Комментарии
Комментарии не найдены ...
Добавить комментарий:
Имя:
* Сообщение [ T ]:
 
   * Перепишите цифры с картинки
 
Подписка на новости и обновления
* Ваше имя:
* Ваш email:
Просьба о помощи
© Vinchi Group
1998-2019


Оформление и
программирование
Ильи
Бог Есть Любовь и только Любовь

Страница сформирована за 0.078651189804077 сек.