Портал "Дивное Дивеево"

Официальная страница монастыря www.diveevo-monastyr.ru

Кондак 1 Избранный угодниче Христов и дивный благочестия подвижниче, веры Православныя поборниче, от безбожников даже смерти пострадавый, песньми духовными велегласно возхваляем тя, святителю отче ...
На главную Новости Что такое Преполовение Пятидесятницы.
Что такое Преполовение Пятидесятницы.
18/05/2022 05:25:55
Преполовение пятидесятницы.

Преполовение Пятидесятницы - это один из самых древних праздников в Церкви. О нём упоминает, например, великий святой и учитель, живший в V веке, святитель Иоанн Златоуст. Собственно, слово «преполовение» происходит от слова «половина»: это праздник середины срока в 50 дней от дня Светлого Христова Воскресения до дня Сошествия Духа Святого на апостолов - Пятидесятницы.

Эти два праздника отмечают самые значительные вехи в истории человечества: Воскресение Христа, Его победу над нашей гибелью, нашим небытием, и - приход к нам, людям, Утешителя, Духа Истины, Бога Духа Святого. Так раскрывается значение подвига и жертвы, которые совершил ради человечества Господь наш Иисус Христос. Ведь Бог Сын, Бог Слово, для того и стал плотью, одним из нас, людей, чтобы нас спасти от гибели и наполнить жизнью, соединив неразрывной связью со Святым Животворящим Духом.

Отец, Сын и Дух Святой - Единая и Нераздельная Троица, Бог наш, источник жизни, счастья и всякого блага. Благодаря причастию Тела и Крови Господних и принятию в себя Духа Святого мы, люди, становимся неразрывно связаны с Богом-Троицей.

И вот середину срока между этими двумя величайшими событиями отмечает Церковь особенным праздником как середину радостного ожидания.

Вообще, середина пути - это всегда особенная веха. Время оглянуться на пройденное расстояние и вглядеться в оставшийся путь (не случайно полное глубокого христианского смысла произведение Данте «Божественная комедия» начинается словами «Земную жизнь пройдя до половины ...»). Это отражается и в богослужебном укладе Церкви: середина Великого поста отмечается Крестопоклонной неделей, особым праздником в честь Креста Господня, призванным подкрепить силы постящихся в труде, а середина срока между двумя вершинами человеческой истории отмечается праздником Преполовения.

«... Опытный путешественник, стремящийся к своей цели, особенно рад вспомнить, какой длинный путь он уже проделал, и от этого становится еще сильнее, чтобы завершить то, что ему осталось, и вся сила его обновляется. Так и мы с торжественной радостью и благочестием проведем этот день, который смягчает и умеряет пылкость нашего ожидания, чтобы со свежими душевными силами мы достигли истинной благодати и радости Святого Духа » (Св. Петр Златословесный, V век).

Этот праздник имеет глубокие исторические корни. В Евангелии описывается, как Христос в третий год Своей Евангельской проповеди, в преполовение ветхозаветного праздника Кущей, вошел в храм и учил. «В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен » (. Ин. 7 37-39).

Кроме того, именно на праздник Кущей произошло одно из немногих известных нам событий Христова детства, когда Матерь Божия и Иосиф Обручник, возвращаясь из Иерусалима, потеряли маленького Иисуса, а «через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его » (Лк. 2. 46-47)

Праздник Кущей был одним из великих всенародных древнеизраильских торжеств, установленных в память пребывания израильтян в кущах (шалашах) во время странствованиях их по пустыне. Наш праздник преполовения Пятидесятницы - можно сказать, исторический наследник, «прямой потомок» того древнего празднества, отмечавшегося в народе Божием.

Праздник продолжался восемь дней, из которых первый и последний считались особенно важными. В восьмой, последний, день торжества иудеи совершали обряд торжественного возлияния воды, которое было ветхозаветным прообразом излияния Святого Духа на верных, обещанного Христом. Обещание Христово о даре Духа Святого мы и отмечаем торжественно в праздник Преполовения Пятидесятницы. А в ознаменование благодати Святого Духа, которую Спаситель уподобил животворной воде, Церковь в этот день совершает освящение воды, молясь «о напоении всех жаждущих спасения водами благочестия» .

Как и все великие церковные праздники, отмечающиеся несколько дней (так называемые «многодневные»), Преполовение Пятидесятницы имеет и свой день «отдания». Отданием называется последний день празднования, как правило, восьмой, и он сопровождается не меньшими торжествами, чем начало праздника.

Отдание - аподосис - переводится с греческого языка как «возвращение». Это день возвращения сердцем и разумом к смыслу и сути празднуемого события. Человеку для того, чтобы оценить и понять дарованное ему, зачастую требуется этого лишиться, отдать. Отдание - это день, когда праздник удаляется от нас, отдаётся нами, чтобы мы могли осознать его ценность и значение и ожидать его нового наступления.

 
Комментарии
Комментарии не найдены ...
Добавить комментарий:
Имя:
* Сообщение [ T ]:
 
   * Перепишите цифры с картинки
 
Подписка на новости и обновления
* Ваше имя:
* Ваш email:
Просьба о помощи
© Vinchi Group
1998-2022


Оформление и
программирование
Ильи
Бог Есть Любовь и только Любовь

Страница сформирована за 0.039566993713379 сек.