Портал "Дивное Дивеево"

Официальный сайт Дивеевского монастыря - diveevo-monastyr.ru

(память 28 июля по старому стилю) Кондак 1 Избранная от всех родов Заступнице вселенныя, похвальный глас Твоих рабов приемши, Всеблаженная, избави нас от всяких бед, да пред иконою Твоею и мы ...
На главную Новости Житие преподобного Варлаама Хутынского, Новгородского чудотворца.
Житие преподобного Варлаама Хутынского, Новгородского чудотворца.
19/11/2010 10:27:27

Алексей с ранних лет почувствовал особенное расположение к благочестивой и уединенной жизни, удалялся от всяких игр и общества товарищей, любил читать священные книги, часто посещал храм Божиий, а дома проводил время в молитве и посте. Родители дали ему хорошее образование, но им не нравилась склонность его к подвижничеству. Он говорил им: "Наша жизнь только сон, тень. Она вертится, как колесо!" По смерти родителей Преподобный, раздав все свое имущество бедным, удалился с двумя товарищами на болотистое место на берегу Волхова, над которым он увидел светлый луч, просиявший из густой чащи леса. Из этого знамения он понял, что его намерение поселиться здесь согласно с волей Божией. Находилось оно напротив монастыря прп. Антония Римлянина и называлось Хутынь (хутынь - худое место), потому что по мнению народному здесь жила нечистая сила. Но никакая нечистая сила не страшна рабу Христову, вооруженному неодолимым оружием - крестом Христовым, далеко отгоняющим всех врагов. Вскоре перодобный принял постриг с именем Варлаам. возможно, что он был иноком Антониева монастыря. В уединении Варлаам проводил суровую жизнь, совершая непрестанные молитвы и соблюдая строгий пост. Он ревностно подвизался в трудах: сам рубил лес, пилил дрова, пахал землю, сам построил себе келью; и сейчас цел колодец, выкопанный им. К нему собирались некоторые жители Новгорода, желавшие разделитьс преподобным труды и подвиги.


Так создался Спасо-Преображенский Хутынский монастырь.
Вскоре была воздвигнута деревянная церковь в честь Преображения Господня.


Поучая приходивших, преподобный Варлаам говорил: "Чада, блюдитесь от всякой неправды, не завидуйте, не клевещите. Воздерживайтесь от гнева, не отдавайте денег в рост. Берегитесь судить неправо. Не клянитесь лживо, давши клятву, исполняйте ее. Будте всегда кротки и ко всем относитесь с любовью. Сия добродетель начало и корень всякого добра."Господь ниспослал преподобному для служения ближним дар чудотворений и прозорливости. Раз он даже воскресил умершего отрока. Прп. Варлаам принимал участие в жизни родного города.


Был случай, когда он спас приговоренного к потоплению в Волхове. Провидев его способность к покаянию, он привел его в монастырь и постриг.

 

Но в другом подобном же случае Св. Варлаам поступил по-иному. Пришлось ему опять проезжать мост, когда готовились сбросить осужденного. Родственники и многие из народа, увидев Преподобного, умоляли его спасти осужденного, но он, не обращая внимания на все просьбы, велел вознице своему скорее ехать, и казнь совершилась. Такой поступок святого изумил народ.


"Что это значит?" - говорили все между собой, - "Одного Преподобный спас от казни, хотя его и не просили об этом, а другого не захотел, несмотря на все мольбы". Ученики Св. Варлаама по возвращении в обитель просили его объяснить этот поступок.


"Судьбы Господни," - отвечал Преподобный, - "бездна многа. Господь всем хочет спасения и не хочет смерти грешника. Первый был осужден справедливо, но после осуждения сознал свои грехи, и Господь избавил его от смерти через мое недостоинство, чтобы дать ему время раскаяться и загладить свои грехи, что он и исполнил в обители. Второй же был осужден невинно, но Господь попустил ему умереть, чтобы впоследствии он не сделался дурным человеком; теперь же, умерев невинно, он получил от Господа венец мученический. Такова тайна судеб Божиих: "Кто бо разум ум Господень или кто советник ему бысть" (Рим. 2. 33, 34).


Среди учеников его прославились приемники прп. Антоний Дымский (память его 17 января), прп. Ксенофонт Робейский (память его 28 июня), архиепископ Новгородский Антоний (память его 29 июля), прп. Корнилий Палеостровский (память его 19 мая) и блаженный Прокопий Устюжский, Христа ради юродиевый (память его 8 июля).
Однажды архиепископ Новгородский пригласил Варлаама к себе. Он ответил, что приедет во вторую пятницу по Троице - на санях. В этот день выпал такой обильный неожиданный снег, что преподобный приехал действительно на санях. Святитель высказал опасение за урожай. Преподобный ответил ему, что урожай не пострадает и что снег этот послан для спасения полей от червей. И действительно, когда снег стаял, все поля оказались покрытыми подохшими червями.


Незадолго до своей кончины Преподобный окончил построение каменного храма в честь Преображения Господня вместо прежнего деревянного. Предвидя свою кончину. Св. Варлаам призвал к себе всю братию и сказал: "Настало время, дети мои, отхождения моего ко Господу, но я не оставлю вас сиротами и всегда буду с вами духом, и, если будете жить в любви, то монастырь этот и после моей смерти не будет иметь ни в чем недостатка". Плакали неутешно иноки, прощаясь с своим любимым наставником, но Преподобный уговаривал их не скорбеть, а молиться о нем. В последней беседе своей он с отеческой любовью убеждал их не ослабевать в подвигах поста и молитвы, оберегать душу свою от всяких дурных помыслов, но жить так, чтобы каждый день быть готовыми к смерти. "Вверяю вас, прежде всего, в руки Божий", - сказал он братии", -"блюстителем же душ и телес ваших оставляю игумена Антония, который сейчас находится в Иерусалиме. По дару прозорливости Преподобный увидел приближавшегося к обители Антония. Преподобный Варлаам с благословением вручил ему свое стадо и мирно скончался в 6-й день ноября 1192 года.


Чудеса, совершавшиеся при гробе Преподобного Варлаама, побудили Новгородского Архиепископа Евфимия приступить к освидетельствованию святых мощей его. С благоговением приступил к этому Архиепископ. Призвав к себе Хутынского игумена Тарасия, он заповедал тридневный пост и молитву в обители, и сам постился и молился эти дни. Через три дня Архиепископ с игуменом и одним иподиаконом вошли в храм, с молитвой сняли каменную крышу с гроба и увидели честное тело Преподобного совершенно нетленным: лицо и борода его были сходны с изображением на иконе, стоявшей над гробом. Все прославили Бога, а иподиакон, пораженный чудом, принял монашество. Это было около 1452 года.


Мощи Преподобного и после того остались закрытыми. В 1471 году Великий князь Московский Иоанн III-й, завоевав Новгород, прибыл в Хутынскую обитель поклониться Святому Варлааму. "Почему не открывают гроба Святого?" спросил он игумена Нафанаила. "Издавна никто не смеет видеть мощи чудотворца", - отвечал игумен: ни для князей, ни для архиепископов, ни для бояр не открывают их, пока Господу не благоугодно будет изъявить на то Свою волю". Тогда Великий князь гневно сказал: "Никто из святых не скрывается, но они везде по вселенной явны бывают, чтобы каждый христианин мог с верою приходить к святым мощам, целовать их и получать защиту. Открыты мощи Святителя Николая в Барах, а также в Царьграде Вселенский Патриарх в праздник Рождества Предтечи всенародно воздвигает честную руку его". С этими словами он грозно приказал открыть гроб, гневно ударяя при этом жезлом в землю. Но Господу угодно было вразумить князя, что все сильные земли ничто пред лицом Господа. Едва только стали поднимать каменную доску и копать землю, как из гроба Святого вышел густой дым и затем пламень, опаливший стены храма. В ужасе бросился князь со своей свитой вон из храма, выронив жезл, которым гневно ударял землю. В память чуда в обители хранится этот жезл.


Множество чудес совершилось при гробе Св. Варлаама, много совершается их и ныне для всех, с верою призывающих Угодника Божия. Он всегда был теплым молитвенником и предстателем перед Господом и за отдельных людей, и за Новгород, и за всю русскую землю. Не раз по его молитвам Господь сохранял нашу родную Русь от страшных врагов.  Часовня на святой горке, насыпанной преподобным лично своей шапочкой. Многие годы, отпускал грехи людям Варлаам на исповеди и, не надеясь на их дальнейшую праведность, "отрабатывал чужой грех", нося ежедневно землю. Так выросла горка. Крест за часовней.  

 

В 1521 году престарелая и слепая монахиня высокой духовной жизни во время нашествия на Москву орд крымского хана Махмет-Гирея вдруг услышала как бы большой шум, вихрь и звон и увидела, что из Кремля в Спасские ворота идут Святители и другие лица в священных одеждах, которые несли Владимирскую икону Богоматери. Шествие это имело вид крестного хода. В числе Святителей шли Свв. Петр, Алексий и Иона, Митрополиты Московские и другие Святители. Когда этот собор Святителей выходил из кремлевских ворот, на встречу им, с одной стороны, вышел Преподобный Сергий, а с другой - Преподобный Варлаам Хутынский. Оба они, встретив собор Святителей (По древнему рукописному сказанию эта встреча произошла на Лобном месте), припали к ногам их и спрашивали: "Зачем они идут вон из города и на кого оставляют его при нашествии врагов?" Святители со слезами отвечали: "Много молили мы Всемилостивого Бога и Пречистую Богородицу об избавлении от надлежащей скорби, Бог же повелел нам не только выдти из сего града, но и вынести с собою чудотворный образ Пречистой Его Матери; ибо люди сии презрели страх Божий и о заповедях Его не радели; посему попустил Бог придти сему варварскому народу, да накажутся ныне и через покаяние возвратятся к Богу". Святые подвижники Сергий и Варлаам стали умолять Святителей, чтобы они своими молитвами умилостивили Господа. Вместе с ними начали молиться, осенили город крестообразно. А затем все возвратились в Кремль с чудотворной иконой Богородицы.


Предстательством Святых Русской Церкви грозившая Москве опасность миновала. Когда татары хотели жечь Московские посады, увидели вокруг города бесчисленное войско Русское и с ужасом известили об этом Хана. "Царь! что ты медлишь? На нас идет бесчисленное множество войска из Москвы". Испуганный этим известием, Махмет поспешно отступил и бежал в свои владения (Сказание о Владимирской иконе Богом, изд. 1849 г.).
В 1610 г. по молитвам Преподобных Сергия, Варлаама и других Святых земли Русской были изгнаны из Москвы и России поляки (Палицын об осаде Троицкой лавры).


В 1663 году, в царствование царя Алексея Михайловича, Преподобный Варлаам новым чудесным видением явил, что он не оставляет своим попечением устроенный им монастырь Хутынский. В часовне близ Хутынского монастыря Преподобный явился одному земледельцу Ивану, повелел идти ему в монастырь и сказать, что он, Преподобный, вследствие совершавшихся братией беззаконий ушел из монастыря и живет в часовне, и, если братья не покается, монастырь сгорит, и кони изомрут. Братия не поверила Ивану, а новгородцы по распоряжению градоначальника, князя Ивана Репнина, посадили его в тюрьму. За неверие князь Репнин был наказан телесным расслаблением, и

 тогда земледелец Иван был послан с грамотой от князя Репнина к царю Алексею Михайловичу, который его наградил и отпустил. Монастырь в том же году сгорел и кони измерли, как было предсказано Преподобным Варлаамом в видении.


(Сказание это записано в 1663 году в Соловецком монастыре, со слов служебника новгородской соборной церкви Льва и сохранилось в рукописи XVII века Императорской публичной библиотеки. Новое Время 1898 года 2 февраля, N 7879).


Не оставляет своей помощью Преподобный родную землю и ныне, не оставит ее и на будущее время, если только мы будем прибегать к нему с теплой молитвой и живой верою в Господа.

 

По молитвам прп. Варлаама в 1994 году на месте его святой обители начала налаживаться иноческая жизнь. Первые матушки во главе с игуменьей Алексией (Симдянкиной), насельницей Пюхтицкого Свято-Успенского монастыря, пришли на развалины, воодушевляемые любовью ко Господу. В первые несколько лет они трудились и жили в тяжелейших материальных условиях и сполна испытали те же трудности, что испытывал сам прп. Варлаам при устройстве своей обители. Старания и молитвы матушек скоро принесли и плоды – обитель стала принимать свой древний облик (каменные постройки здесь были возведены в XVI столетии). Нескончаемым потоком потянулись в Хутынский монастырь паломники, привлеченные известием об исцелениях на "горке Преподобного" и у его колодца.

"Горка" – это особое место в Хутынском монастыре. По преданию землю для этого небольшого холмика наносил в своей скуфейке сам прп. Варлаам. На этом месте стояла его первая келья, которая воссоздана ныне в виде часовни. Здесь он боролся с бесами, здесь одержал свою духовную победу, после которой стал разрастаться и благоустраиваться монастырь. Сейчас в монастыре существует замечательный обычай: паломники поднимаются на верх горки, ложатся на землю, а потом кубарем скатываются вниз – и многие болезни по свидетельствам, которые не раз слышали насельницы обители, отступают безвозвратно.

 

Колодец, по преданию ископанный самим прп. Варлаамом, находится за стенами обители. Здесь паломников обильно поливают водой из ведра после водосвятных молебнов, целебную водичку увозят с собой. И благодарят прп. Варлаама за его сострадание к нам грешным, которое не иссякает почти тысячу лет.

 

Помощь прп. Варлаама ощущается во всех делах обители: растет количество сестер, они притекают сюда из разных городов и весей России (сейчас из более 50). Восстановлены в былой красоте: Преображенский собор, надвратная церковь, церковь прп. Варлаама с трапезными палатами. Сияют белизной жилые корпуса, в одном из которых расположилась уютная гостиница для паломников, где готовы принять до 30 человек путешествующих. У обители большое хозяйство – огороды, сады, скотный двор.

 

В Хутынском монастыре, по заветам его святого настоятеля, аскетическое подвижничество (кроме больших физических трудов, это и молитвенный труд – утренняя молитва ежедневно начинается в 6.30 утра, вечерняя – в 18.00) соединено с милосердной открытостью миру. Здесь привечают детей и ветеранов войны, устраивают праздники для тех и других. Особенно торжественно отмечался день 60-летия Победы. В монастыре проходит ежегодная научная конференция "Новгородские чтения", которая собирает преподавателей со всей страны. Здесь рады гостям в любое время – и обогреют, и приютят, и накормят. А цены на требы и свечи в обители, наверное, самые низкие из всех наших монастырей. Потому тут всегда читаются беспрестанные сорокоусты, вечные поминовения, постоянно служатся молебны у раки прп. Варлаама и панихиды у могилы великого русского поэта Г.Р. Державина, который похоронен под сводами Преображенского храма.

 

В Варлаамо-Хутынском монастыре хочется воскликнуть: "Жизнь жительствует там, где почитают святость!". Прп. Варлаам через века хранит свою обитель и предстательствует за ее насельниц и притекающих в нее паломников.

 

ПАМЯТЬ 6/19 НОЯБРЯ И В ПЕРВУЮ ПЯТНИЦУ ПЕТРОВА ПОСТА.

 
Комментарии
Всего комментариев: 1
2011/07/13, 15:44:42
Райское место на нашей земле.!!! Только недавно вернулись в Москву, были на празднике Прп. Варлаама. Очень хочеться поблагодарить всех сестер обители за теплый прием, всегда с открытым сердем принимают путешествующих и паломников.Спаси ВАС всех Христос! Батюшка Варлаам моли Бога о нас грешных!Низкий Вам поклон !
Tatyana
Добавить комментарий:
Имя:
* Сообщение [ T ]:
 
   * Перепишите цифры с картинки
 
Подписка на новости и обновления
* Ваше имя:
* Ваш email:
Просьба о помощи
© Vinchi Group
1998-2020


Оформление и
программирование
Ильи
Бог Есть Любовь и только Любовь

Страница сформирована за 0.053699016571045 сек.